Некоторые вопросы вексельного обращения
ВОПРОС: 1.Предприятие-экспортер получило от нерезидента-покупателя в качестве оплаты за поставленную продукцию вексель, деноминированный в СКВ. После получения соответствующей лицензии НБУ (на залог валютной ценности) вексель был заложен в украинском банке под получение кредита. После невыполнения заемщиком своих обязательств по кредитному договору вексель перешел в собственность банка. До наступления 90 календарных дней со дня вывоза продукции вексель был предъявлен к оплате векселедателю-нерезиденту и по нему была получена денежная сумма. 50% валютных поступлений в соответствии с действующим законодательством было продано от имени банка.
Каким образом предприятие может подтвердить возврат валютной выручки на территорию Украины?
2.Возможно ли осуществление юридическим лицом, а именно, доверительным обществом или торговцем ценными бумагами, покупки и продажи с дисконтом (по курсовой стоимости) векселей по поручению клиента за свой или его счет?
3.Может ли предприятие по этому опротестованному векселю выставить платежное требование и списать соответствующую сумму без акцепта с расчетного счета векселедателя, если этот вексель простой?
4.Согласно постановлению Кабинета Министров Украины "О методике расчета и порядке использования платы за аренду государственного имущества" от 04.10.95 г. N 768, введенному в действие с 16 мая 1995 г., размер арендной платы по договорам аренды не может превышать 5% от стоимости этого имущества.
Следовательно, арендная плата должна быть пересчитана арендодателями государственного имущества с 16 мая 1995 г. и согласно п.16 Методики расчета возвращена плательщику в 5-дневный срок со дня получения его письменного заявления.
Однако Фонд государственного имущества в разъяснении от 05.12.95 г. N 10-22-8412 указывает, что перерасчет необходимо производить только с момента подачи заявления о перерасчете.
С какого момента арендная плата подлежит перерасчету, а излишне перечисленная сумма - возврату?
ОТВЕТ: 1.Вексельное обращение с использованием простого и переводного векселей введено в Украине Постановлением Верховной Рады Украины "О применении векселей в хозяйственном обороте Украины" от 17 июня 1992 года. Частью 2 пункта 1 Указа Президента Украины "Об уплате государственной пошлины за вексельные бланки" от 2 ноября 1993 года запрещены выдача и индоссамент векселей за территорию Украины, что не совсем соответствует статье 2 Закона Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" от 23 сентября 1994 года N 185/94-ВР. Получение резидентами Украины Векселей действующим законодательством не запрещено.
Указом Президента Украины "О мерах по упорядочению расчетов по договорам, заключаемым субъектами предпринимательской деятельности" от 4 октября 1994 года установлено, "что расчеты по внешнеэкономическим договорам (контрактам), заключенным субъектами предпринимательской деятельности Украины всех форм собственности, предметом которых являются товары (работы, услуги), осуществляются в соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов Международной торговой палаты". В соответствии со статьей 2 Унифицированных правил аккредитив - это любое соглашение, в силу которого банк, действуя по просьбе и на основании инструкции клиента или от своего имени, должен произвести платеж третьему лицу или акцептовать (оплатить) переводные векселя. Таким образом, если Указ Президента Украины от 2 ноября 1993 года не запрещает получение векселей от нерезидентов, то Указом Президента Украины от 4 октября 1994 года, а также Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов прямо предусмотрена возможность получения резидентами Украины в оплату поставки товаров (работ и услуг) векселей.
Залог векселей предусмотрен Законом Украины "О залоге" от 2 октября 1992 года. При принятии в залог векселей необходимо руководствоваться разделами V и VI указанного выше Закона. Вексель может быть передан в залог путем совершения залогового индоссамента ("Валюта в залог" и другого равнозначного ему по смыслу) и вручения залогодержателю индоссированного векселя. При заключении договора залога векселя необходимо учитывать, что в теории залогового права порядок обращения взыскания на ценную бумагу зависит от того, передал ли залогодатель залогодержателю право на ценную бумагу или право из ценной бумаги. Если передано только право на бумагу, то залогодержатель должен представить ее для продажи с публичных торгов. На торгах она реализуется не по номинальной, а по реальной (рыночной) стоимости. Если вырученная сумма больше имеющегося долга, то залогодержатель передает разницу должнику, если меньше - то вправе получить удовлетворение из другого его имущества. Но Закон устанавливает, что наряду с правом на определенную ценную бумагу к залогодержателю может перейти и право, основанное на этой бумаге. Так, статья 54 устанавливает, если законом или договором не предусмотрено иное, купонные листы на выплату процентов, дивидендов и других доходов от указанного в ценной бумаге права являются предметом договора залога только в случаях, если они переданы кредитору залогового обязательства. Таким образом, залогодержатель может удовлетворить свои требования за счет предмета залога, не прибегая к его продаже с публичных торгов, как это и предусмотрено статьей 23 Закона Украины "О залоге".
На основании изложенного выше можно рекомендовать при заключении договора залога предусматривать передачу в залог имущественных прав, вытекающих из права требования по векселю. Кроме того, следует учитывать, что в силу статьи 49 Закона Украины "О залоге" срочное право требования, принадлежащее залогодателю-кредитору (векселедержателю в данном случае), может быть предметом залога только до истечения срока его действия.
В силу статьи 1 Закона Украины "О порядке расчетов в иностранной валюте" от 23 сентября 1994 года выручка резидентов в иностранной валюте подлежит зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в течение 90 дней. В случае обращения банком взыскания на вексель и получения по нему платежа от векселедателя (акцептанта) указанная сумма должна быть зачислена на валютный счет залогодателя в целях выполнения требований статьи 1 указанного выше Закона. Других способов поступления выручки этот Закон не предусматривает.
Учитывая изложенное, можно рекомендовать, принимая в залог вексель, соблюдать следующие условия:
- желательно, чтобы вексель имел определенную дату платежа;
- срок платежа по векселю не должен превышать 90 дней со дня пересечения товаром границы;
- номинальная стоимость векселя, принятого в залог, должна не менее, чем в два раза превышать сумму кредита и процентов за пользование им из расчета до даты платежа по векселю;
- валюта кредита должна совпадать с валютой платежа по векселю.
Эти условия необходимо соблюдать для того, чтобы, не вступая в противоречия с действующим законодательством, обеспечить в 90-дневный срок поступление валютной выручки на валютный счет заемщика-залогодателя. Также обеспечивается направление оставшихся после обязательной продажи валюты 50% валютных средств на погашение валютного кредита и процентов по нему.
Для предоставления банку полного контроля за валютным счетом залогодателя, а также права распоряжения этим счетом можно в качестве приложения к кредитному договору составить с заемщиком договор-поручение в соответствии со статьей 386 Гражданского кодекса Украины. Здесь предусматривается право банка-кредитора без ограничений распоряжаться средствами на валютном счете заемщика до полного погашения последним задолженности по кредиту и процентов по нему.
2.Учет векселей в соответствии с частью 3 пункта 12 Правил применения Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий", утвержденных Постановлением Верховной Рады Украины от 27 июня 1995 года N 247/95-ВР, - это форма кредитования банком векселедержателя, то есть лица, являющегося получателем по векселю, путем досрочной выплаты ему обозначенной в векселе суммы за вычетом процентов с момента учета до срока платежа по векселю.
Таким образом, учет векселей, являясь одной из форм кредитования, относится к банковским операциям, на осуществление которых необходимо иметь лицензию. Однако статья 197 Гражданского кодекса Украины предусматривает возможность осуществления уступки требования кредитором другому лицу. В соответствии со статьей 21 Закона Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже" от 18 июня 1991 года вексель - это ценная бумага, которая свидетельствует о безусловном обязательстве векселедателя уплатить после наступления срока указанную сумму денег собственнику векселя (векселедержателю).
Другими словами, вексель является документом, удостоверяющим право требования. В соответствии со статьей 198 Гражданского кодекса Украины кредитор, уступивший требование другому лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право требования. На основании изложенного выше можно рекомендовать покупку векселя с дисконтом оформлять договором уступки требования путем индоссации векселя, не называя такую сделку учетом векселя.
Для обоснования законности сделки по приобретению векселя за плату и последующей его продажи перед представителями контролирующих органов можно ссылаться на письмо Министерства финансов Украины от 12 августа 1992 года N 18-4116 "О бухгалтерском учете вексельного обращения" с изменениями, внесенными в соответствии с приказами Минфина Украины от 26 июля 1994 года N65, и от 23 января 1996 года N 13. Часть 2 пункт 6 этого письма предусматривает, что приобретение за плату предприятиями векселя отражается по стоимости приобретения покупателем по дебету счета 58 "Финансовые вложения" в корреспонденции со счетом 51 "Расчетный счет". Исходя из нумерации и названия счетов ясно видно, что Минфин прямо подтверждает законность приобретения векселей за плату. Часть 3 этого же пункта предусматривает возможность последующей перепродажи таких векселей.
Изложенное выше дает все основания считать операции по уступке требования путем передачи векселя соответствующими действующему законодательству Украины.
Однако следует учитывать, что статьей 4 Закона Украины "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине" от 30 октября 1996 года N 448/96-ВР покупка ценных бумаг в целях дальнейшей их перепродажи отнесена к профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и требует специальной лицензии.
Предприятие получило вексель в оплату товара. При предъявлении этого векселя к платежу при наступлении срока платежа платеж получен не был. Предприятие обратилось к нотариусу, который совершил протест в неплатеже указанного векселя.
3.Исходя из статьи 43 Единообразного закона о переводном и простом векселе (в дальнейшем - ЕВЗ), принятого Женевской конвенцией 1930 года и введенного в действие на территории Украины Постановлением Верховной Рады Украины "О применении векселей в хозяйственном обороте Украины" от 17 июня 1992 года, векселедержатель может обратить свой иск против индоссантов, векселедателя и других обязанных лиц при наступлении срока платежа, если платеж не был совершен, а также в некоторых других случаях, предусмотренных этим же пунктом. Отказ в акцепте или в платеже должен быть удостоверен актом, составленным в публичном порядке, чем и является протест в неплатеже или неакцепте (статья 44 ЕВЗ). Из указанного можно сделать вывод о том, что протест в неплатеже (неакцепте) это действие, совершаемое векселедержателем для осуществления своих прав регресса в отношении других обязанных по векселю лиц; другими словами, лишь опротестованный вексель сохраняет силу вексельного права после срока платежа.
В случае, если платеж по векселю не осуществлен, векселедержатель может предъявить иск любому из обязанных по векселю лиц только 8 случае опротестования не оплаченного в срок векселя. При сохранении за векселем силы вексельного права векселедержатель может требовать от того, кому он предъявляет иск:
1) сумму векселя, неакцептованную или неоплаченную с процентами, если они были обусловлены;
2) проценты, в размере шести со дня срока платежа;
3) издержки по протесту, издержки по направлению извещения, а также другие издержки (статья 48 ЕВЗ).
В случае же неопротестования векселя векселедержатель теряет свои права против индоссантов, против векселедержателя и против других обязанных по векселю лиц, за исключением акцептанта, то есть плательщика.
Таким образом, протест в неплатеже - это действие векселедержателя, которое он совершает в целях получения права обратить свой иск и силу вексельного права на всех, обязанных по векселю лиц. Неопротестование векселя в срок влечет потерю им вексельной силы, однако сохраняет за векселем силу долгового обязательства в отношении плательщика по векселю.
Кроме того, необходимо заметить, что векселедержатель, индоссант или авалист могут посредством включенной в вексель и подписанной оговорки "оборот без издержек", "без протеста" или всякой иной равнозначной ей оговорки освободить векселедержателя от совершения для осуществления его прав регресса, протеста в неакцепте или неплатеже (статья 46 ЕВЗ).
Совершение исполнительной надписи и опротестование неоплаченного в срок векселя не одно и то же. Сущность совершения исполнительной надписи предусмотрена статьей 87 Закона Украины "О нотариате" от 2 сентября 1993 года N 3425-XII и заключается в том, что для взыскания денежных сумм или истребования от должника имущества нотариусы совершают исполнительные надписи на документах, устанавливающих задолженность. Нотариус совершает исполнительную надпись, если представленный документ подтверждает бесспорность задолженности. Одним из таких документов является вексель. Однако в соответствии с частью 2 статьи 87 Закона Украины "О нотариате" перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, устанавливается Кабинетом Министров Украины. Такой перечень утвержден постановлением Совета Министров УССР от 12 октября 1976 года N 483 и не предусматривает бесспорного взыскания денежных сумм на основании исполнительных надписей нотариусов по неоплаченным в срок векселям.
Кроме того, Указом Президента Украины "О мерах по нормализации платежной дисциплины в народном хозяйстве Украины" от 16 марта 1995 года N 227/95 Национальному банку Украины было поручено в двухнедельный срок разработать механизм безакцептного списания кредиторской задолженности предприятий.
Такой механизм был разработан и введен пунктом 3 статьи 1 "Разъяснений Национального банка Украины относительно использования в практической деятельности Указов Президента Украины от 16 марта 1995 года N 227/95 и от 31 марта 1995 года N 277/95 о мерах по нормализации платежной дисциплины в народном хозяйстве Украины" от 4 апреля 1995 года. В перечне исполнительных документов, являющихся основанием для осуществления бесспорного и безакцептного списания средств со счетов, исполнительная надпись нотариуса непредусмотрена.
Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что взыскание задолженности по неоплаченному в срок векселю может быть осуществлено лишь в общем порядке путем обращения в арбитражный суд с иском для получения исполнительного документа, каким является решение арбитражного суда. Если вексель опротестован в неплатеже или имеет оговорку "без протеста", "обращение без издержек" или иную, ей равнозначную, то в этом случае можно применить к должнику штраф в размере шести процентов со дня просрочки, что предусмотрено статьей 48 ЕВЗ.
При обращении в арбитражный суд следует учесть, что в соответствии со статьей 5 Арбитражно-процессуального кодекса Украины спор может быть передан на разрешение арбитражного суда при условии соблюдения сторонами установленного порядка их доарбитражного урегулирования, то есть обращения к должнику с претензией.
Предприятие осуществило поставку товаров другому предприятию. Платеж по этой поставке не поступил. Имеет ли предприятие право обратиться в арбитражный суд с исковыми требованиями обязать должника оформить свою задолженность векселем?
Обязательства возникают из оснований, предусмотренных статьями 4 и 151 Гражданского кодекса Украины, то есть из оснований, предусмотренных законодательством, а также из действий граждан и организаций, которые хоть и не предусмотрены законом, но в силу общих начал и содержания гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Сторона соглашения, которая приняла на себя обязательства, должна в соответствии со статьей 161 ГК Украины выполнять их надлежащим образом и в установленный срок.
В соответствии с пунктом 5 статьи 24 Закона Украины "О предприятиях в Украине" от 27 марта 1991 года предприятие может поставлять продукцию, выполнять работы, предоставлять услуги в кредит с уплатой покупателями (потребителями) процентов за пользование этим кредитом. Для оформления таких соглашений предприятие может использовать в хозяйственном обороте векселя. В соответствии с пунктом 36 Положения "О кредитовании", утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 28 сентября 1995 года N 246, участники кредитных отношений при коммерческом кредите регулируют свои отношения и могут создавать платежные средства в виде векселей.
Необходимо отметить, что использование векселя - предмет соглашения между сторонами, а не обязательство одной из сторон по отношению к другой.
Кроме того, в соответствии со статьей 21 Закона Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже" от 18 июня 1991 года вексель - ценная бумага) подтверждающая безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить после наступления срока определенную сумму денег собственнику векселя (векселедержателю). Как известно, безусловность обязательства по векселю означает, что каким бы ни было основание возникновения векселя - с момента его выдачи между сторонами возникают новые правоотношения, которые не связаны со сделкой, являющейся основанием для появления векселя. Другими словами, стороны, которые пришли к соглашению об оформлении задолженности одной из них другой векселем, тем самым согласились о заключении нового соглашения, которым и является вексель. Это соглашение является отдельным соглашением о замене одного обязательства другим и предусмотрено статьей 220 ГК Украины. Обязательство должника по соглашению, ставшему основанием возникновения его обязательства по векселю, считается прекращенным также в силу статьи 220 ГК Украины. Здесь кредитор уже не имеет права требовать от должника выполнения первоначального обязательства, а должник не имеет права отказаться от выполнения обязательства по векселю по основаниям невыполнения кредитором своих обязательств по соглашению, ставшему основой возникновения векселя. Это соглашение может быть заключено лишь по взаимному согласию сторон. Необходимо заметить, что действующим законодательством Украины не предусмотрено принудительное заключение такого соглашения.
Таким образом, применение векселя должником для расчетов со своим кредитором является правом этого должника, а не его обязанностью.
4.Согласно ст. 10 Закона Украины "О внесении изменений и дополнений в Закон Украины "Об аренде имущества государственных предприятий и организаций" (далее - Закон об аренде) арендная плата является одним из существенных условий договора аренды, достижение согласия по которому в соответствии со ст. 12 упомянутого Закона свидетельствует о заключении договора аренды.
В соответствии со ст.21 Закона об аренде размер арендной платы может быть изменен по согласованию сторон.
Размер арендной платы может быть изменен по требованию одной из сторон в случае изменения цен и тарифов и в других случаях, предусмотренных действующим законодательством Украины.
Споры по изменению размера арендной платы разрешаются в соответствии с действующим законодательством, т.е. в порядке, указанном ст. 11 Арбитражного процессуального кодекса Украины, в которой определен механизм доарбитражного урегулирования споров при изменении хозяйственных договоров.
Очевидно, исходя из этого, Фонд госимущества Украины в письме от 05.12.95 г. N 10-22-8412 разъяснил, что перерасчет арендной платы необходимо производить с момента подачи арендатором заявления (другими словами, с момента согласования изменения условия договора по арендной плате).
Данное разъяснение противоречит действующему законодательству Украины и не должно применяться, исходя из нижеследующего:
1). Как следует из абзаца 9 п.3 разъяснения Президиума Высшего арбитражного суда Украины от 07.12.95 г. N 02-8074 "О некоторых вопросах практики применения Закона Украины об аренде государственного имущества", договор аренды считается заключенным при наличии условий, указанных в ст. 10 Закона об аренде, если такие условия не урегулированы действующим законодательством.
2). Максимальный размер арендной платы - 5% от стоимости арендованного имущества определен ч.1 ст. 19 Закона об аренде. Эта норма Закона является императивной (в категорической форме определяющая соответствующее поведение субъектов правоотношений). Поэтому в части установления максимального размера арендной платы условие договора аренды государственного имущества урегулировано Законом и согласования сторон не требует.
3). В соответствии с п.3 постановления Кабинета Министров Украины от 04.10.95 г. N 786 "О методике расчета и порядке использования платы за аренду государственного имущества" Фонд государственного имущества уполномочен давать разъяснения только по вопросам применения этой методики. Поэтому определение порядка применения ст. 19 Закона об аренде выходит за рамки компетенции этого государственного органа.
4). Упомянутое письмо Фонда госимущества не зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины и не имеет юридической силы (Указ Президента Украины от 03.10.92 г. "О государственной регистрации нормативных актов министерств и других органов государственной исполнительной власти").
Согласно п.1 Постановления Верховной Рады Украины от 14.03.95 г. "О порядке введения в действие Закона Украины "Об аренде имущества государственных предприятий и организаций" Закон введен в действие с момента его опубликования, т.е. с 16 мая 1995 года. С этого дня взимание арендной платы в сумме, превышающей максимальный размер, является противозаконным, а средства подлежат возврату как необоснованно полученные.
Пункт 16 Методики расчета и порядка использования платы за аренду государственного имущества определяет лишь механизм возврата излишне перечисленной суммы (в 5-дневный срок со дня получения письменного заявления), но не определяет момент, с которого у арендатора появляется право требования о возврате.
Поэтому перерасчет арендной платы должен производиться с 16 мая 1995 года, с момента введения в действие Закона Украины "О внесении изменений и дополнений в Закон Украины "Об аренде имущества государственных предприятий и организаций".