ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА УКРАИНЫ
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 12 сентября 1996 года N 02-5/334
О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных
с созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятий
В целях правильного и единообразного применения законодательства при разрешении споров, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятий, Президиум Высшего арбитражного суда Украины считает необходимым дать следующие разъяснения.
1. По содержанию пункта 1 статьи 5 Закона Украины "О предприятиях в Украине" и пункта 3 статьи 6 Закона Украины "О собственности" основанием для создания предприятия является решение собственника (собственников) имущества или уполномоченного им (ими) органа, предприятия-учредителя, организации или трудового коллектива. Порядок создания предприятия и его регистрации определяется Законами Украины "О предприятиях в Украине" и "О предпринимательстве", а по отдельным категориям предприятий - также другими законодательными актами Украины. В частности, хозяйственные общества в соответствии со статьей 1 Закона Украины "О хозяйственных обществах" создаются на договорных началах юридическими лицами и гражданами путем объединения их имущества и предпринимательской деятельности.
При применении этих норм необходимо учитывать, что Декретом Кабинета Министров Украины от 31.12.92 г. N 24-92 "Об упорядочении деятельности субъектов предпринимательской деятельности, созданных с участием государственных предприятий" последним запрещено быть учредителями предприятий каких-либо организационных форм и видов, хозяйственных обществ, кооперативов, за исключениями, предусмотренными в пунктах 1 и 7 этого Декрета.
Законодательные акты не устанавливают каких-либо специальных требований относительно формы и содержания решения о создании предприятия, поэтому при разрешении споров арбитражным судам следует исходить из того, что такое решение должно быть оформлено актом управления, выданным собственником имущества (уполномоченным им органом) в соответствии с его компетенцией, определенной действующим законодательством.
Если учредителей предприятия два или больше, решением о создании предприятия является учредительный договор. При этом следует иметь в виду, что создание нового субъекта предпринимательской деятельности и определение его организационно-правовой формы регулируется не положениями Гражданского кодекса Украины о совместной деятельности, а другими актами законодательства, в частности Законами Украины "О предприятиях в Украине", "О хозяйственных обществах".
Учредительный договор должен заключаться в письменной форме, потому что действующее законодательство требует его представления для государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности.
Законодательство не содержит перечня обязательных реквизитов учредительного договора. Поэтому, решая вопрос о наличии договорных взаимоотношений арбитражные суды должны исходить из того, что такой договор считается заключенным, когда между сторонами в надлежащей форме достигнуто согласие по всем существенным условиям, необходимым Для его исполнения (статья 153 Гражданского кодекса Украины). Некоторые из условий вытекают из действующего законодательства, в частности, части второй статьи 26, статей 67 и 76 Закона Украины "О хозяйственных обществах".
К учредительному договору применяются общие нормы гражданского законодательства о сделках и обязательствах, а также требования о доарбитражном урегулировании разногласий, возникающих при заключении хозяйственных договоров, и споров, возникающих при изменении и расторжении хозяйственных договоров (статьи 10 и II Арбитражного процессуального кодекса Украины).
2. Согласно статье 5 Закона Украины "О предприятиях в Украине" предприятия могут создаваться вследствие принудительного деления другого предприятия в соответствии с антимонопольным законодательством Украины.
Такое деление может применяться только по основаниям и в порядке, установленном Законом Украины "Об ограничении монополизма и недопущения недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности".
Этой нормой Закона Украины "О предприятиях в Украине" предусмотрена также возможность создания предприятий в результате выделения из состава действующего предприятия, организации одного или нескольких структурных подразделений или на базе структурной единицы действующих объединений по решению их трудовых коллективов и при наличии согласия собственника или уполномоченного им органа.
Создание предприятий и хозяйственных обществ, 75 и более процентов имущества которых принадлежит государству, путем деления другого предприятия или выделения структурных подразделений (единиц) должно осуществляться с соблюдением требований Положения о порядке деления предприятий и объединений и выделения из них структурных подразделений и единиц, утвержденного приказом Минэкономики Украины, Минстата Украины и Антимонопольного комитета Украины от 20.04.94 г. N 43/79/5.
При разрешении споров, связанных с применением упомянутой нормы Закона Украины "О предприятиях в Украине", арбитражным судам следует учитывать, что согласие собственника (уполномоченного им органа) на создание предприятия на базе структурной единицы действующего объединения также является актом управления и должно иметь ясный и недвузначный характер; им не может считаться, в частности, согласие собственника (уполномоченного им органа) на перерегистрацию) предприятия по инициативе трудового коллектива.
В случае отказа собственника (уполномоченного им органа) в выделении из состава объединения структурной единицы, которая является юридическим лицом, она вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании соответствующего решения собственника, (уполномоченного им органа) недействительным. Однако действующее законодательство не предоставляет такого права тем структурным подразделениям объединений, которые хотя и являются субъектами хозяйствования, но не имеют статуса юридического лица, а также и структурным подразделениям предприятий, поскольку эти подразделения в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 1 Закона Украины "О предприятиях в Украине" также не являются юридическими лицами
3. Действующее законодательство Украины, в частности, часть вторая статьи 8 Закона Украины "О предпринимательстве", пункт 1 статьи 3 и пункт 1 статьи 5 Закона Украины "О предприятиях в Украине" и часть первая статьи 4 Закона Украины "О хозяйственных обществах" предусматривают необходимость согласования в ряде случаев решений о создании реорганизации субъектов предпринимательской деятельности с Антимонопольным комитетом Украины. Такие случаи предусмотрены постановлением Кабинета Министров Украины от II ноября 1994 г. N 765 "О введении механизма предотвращения монополизации товарных рынков", а относительно хозяйственных обществ - Положением о холдинговых компаниях, создаваемых в процессе корпоратизации и приватизации, утвержденным Указом Президента Украины от II мая 1994 г. N 224.
Решение о создании объединения требует согласия Антимонопольного комитета Украины во всех случаях.
Порядок рассмотрения заявлений на получение согласия определяется нормативными актами Антимонопольного комитета Украины.
В случае отказа Антимонопольного комитета Украины в предоставлении согласия на создание, реорганизацию субъекта предпринимательской деятельности учредитель последнего, который является юридическим лицом, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным соответствующего решения (распоряжения) Антимонопольного комитета Украины.
4. В соответствии со статьей 6 Закона Украины "О предприятиях в Украине", статьей 6 Закона Украины "О хозяйственных обществах" предприятие (общество) считается созданным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.
Частью первой статьи 8 Закона Украины "О предпринимательстве" предусмотрено, что государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности проводится в исполнительном комитете городского, районного в городе Совета народных депутатов или в районной, районной городов Киева и Севастополя государственной администрации по месту нахождения данного субъекта, если иное не предусмотрено законодательными актами Украины.
Решение соответствующего органа исполнительной власти о регистрации субъекта предпринимательской деятельности по местонахождению за пределами подведомственной этому органу территории может быть по иску другого субъекта предпринимательской деятельности или прокурора признано недействительным как принятое с превышением компетенции. Порядок государственной регистрации предприятий независимо, от их организационных форм и форм собственности определяется Положением о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 29.04.94 г. N 276 с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Украины от 25.01.96 г. N 125 (далее - Положение).
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации, приведенный в части второй статьи 8 Закона Украины "О предпринимательстве" и статье 4 Положения, является исчерпывающим.
Если в государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности отказано или она не проведена при наличии всех необходимых для этого документов в установленный срок (не более пяти рабочих дней), учредитель субъекта предпринимательской деятельности, который является юридическим лицом, вправе в соответствии с частью тридцать пятой статьи 8 Закона Украины "О предпринимательстве" обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным акта соответствующего органа об отказе в регистрации субъекта предпринимательской деятельности или о понуждении его провести такую регистрацию.
При этом спор о признании упомянутого акта недействительным подпадает под действие части четвертой статьи 5 Арбитражного процессуального кодекса Украины, а на споры о понуждении к проведению государственной регистрации распространяются требования относительно доарбитражного урегулирования споров (раздел 11 Арбитражного процессуального кодекса Украины).
В соответствии с действующим законодательством, в частности частью восьмой статьи 8 Закона Украины "О предпринимательстве" , перерегистрация субъекта предпринимательской деятельности осуществляется в порядке, установленном для его регистрации. При разрешении споров, связанных с созданием (регистрацией) предприятий арбитражным судам необходимо учитывать, что согласно пункту 15 Положения перерегистрации требует только изменение названия, организационной формы или формы собственности субъектов предпринимательства. Поскольку совершение указанных действий не охватывается понятием реорганизации предприятий, то осуществление мер по перерегистрации последнего не влечет за собой правовых последствий в виде исключения его из государственного реестра Украины.
5.Действующее законодательство не предусматривает регистрации обособленных подразделений предприятий (филиалов, представительств и др.). Поэтому требования органов, которые осуществляют государственную регистрацию, относительно представления для такой регистрации положений об обособленных подразделениях и других документов, касающихся деятельности последних, должны оцениваться арбитражными судами при разрешении споров как не отвечающие законодательству и не порождающие правовых последствий.
Как исключение обязательная регистрация установлена для представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности, (осуществляющих внешнеэкономическую деятельность на территории Украины (статья 5 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности").
Регистрация осуществляется Министерством внешнеэкономических связей и торговли Украины в соответствии с Инструкцией о порядке регистрации представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине, утвержденной приказом МВЭСторга Украины от 18.01.96 г. N 30.
В случае отказа в регистрации или непринятии решения о регистрации в установленный срок иностранный субъект хозяйственной деятельности вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением соответственно о признании недействительным решения об отказе в регистрации или о понуждении МВЭСторга Украины осуществить регистрацию представительства. Дело о признании недействительным упомянутого решения в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Украины подведомственно Высшему арбитражному суду Украины.
Поскольку представительство не является юридическим лицом, стороной и спорах, связанных с его реорганизацией и ликвидацией, может быть только иностранный субъект хозяйственной деятельности, указанный в свидетельстве о регистрации представительства. В случае, если руководителю или заместителю руководителя последнего на основании доверенности предоставлено право осуществлять в арбитражном суде полномочия стороны по делу, представительство вправе от имени иностранного субъекта хозяйственной деятельности совершать предусмотренные законом процессуальные действия.
6. Если учредителями субъекта предпринимательской деятельности являются несколько юридических лиц, исковое заявление в арбитражный суд может подать одно из них. Другие учредители могут принять участие в процессе как третьи лица. В случае, когда один из учредителей не является юридическим лицом, а с исковым заявлением обращается учредитель - юридическое лицо, такое исковое заявление подлежит рассмотрению арбитражным судом.
7. В соответствии с пунктом 4 Положения учредительные документы, которые представляются для проведения государственной регистрации, не должны содержать положений, противоречащих действующему законодательству. Поэтому, если при разрешении спора, связанного с отказом в государственной регистрации, окажется, что представленные для регистрации учредительные документы противоречат действующему законодательству, иск о признании недействительным решения соответствующего органа об отказе в регистрации удовлетворению не подлежит.
8. В случае принятия арбитражным судом решения о понуждении соответствующего органа осуществить государственную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности в резолютивной части такого решения следует указывать срок, в течение которого этот орган обязан выдать удостоверение о > регистрации. При этом арбитражный суд не связан требованиями части четвертой статьи 8 Закона Украины "О предпринимательстве" относительно пятидневного срока осуществления государственной регистрации соответствующим государственным органом.
За уклонение от исполнения решения арбитражного суда о Проведении государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности к органу, осуществляющему государственную регистрацию, могут быть применены санкции, предусмотренные статьей 119 Арбитражного процессуального кодекса Украины.
9. Осуществление ликвидации и реорганизации (слияние, объединение, разделение, выделение, преобразование) предприятия отнесено к компетенции собственника (уполномоченного им органа),а в случаях, предусмотренных Законом Украины "О предприятиях в Украине", - собственника при участии трудового коллектива или органа, уполномоченного создавать соответствующие предприятия, или суда или арбитражного суда, а относительно хозяйственных обществ - к компетенции их высших органов, суда или арбитражного суда.
В случае принятия решений о реорганизации или ликвидации предприятий государственными или другими органами, которые не являются собственниками имущества или не имеют от них соответствующих полномочий, такие решения по искам самих предприятий или одного или нескольких их учредителей должны признаваться недействительными.
Принятые Антимонопольным комитетом Украины или его территориальными отделениями постановления о о принудительном разделе монопольных образований (статья 16 Закона Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности") являются не решениями о реорганизации этих образований, а основаниями для ее осуществления по усмотрению самого образования при условии устранения его монопольного положения на рынке.
В случае несогласия с этим постановлением предприятие, объединение, хозяйственное общество вправе в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Арбитражного процессуального кодекса Украины обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
10. В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Закона Украины "О предприятиях в Украине" и статьей 22 Закона Украины "О хозяйственных обществах" предприятие считается реорганизованным с момента исключения его из государственного реестра Украины (хозяйственное общество ~ с момента внесения записи о прекращении его деятельности в государственный реестр).
При разрешении имущественных споров, связанных с реорганизацией предприятий, арбитражным судам необходимо учитывать следующее.
В случае слияния, разделения, присоединения предприятий момент перехода имущества и соответствующих прав и обязанностей к новым предприятиям определяется, если иное не предусмотрено законом или постановлением о реорганизации, днем подписания передаточного или разделительного акта или баланса (часть вторая статьи 37 Гражданского кодекса Украины), и поэтому может не совпадать во времени с моментом осуществления реорганизации предприятия, то есть исключения его из государственного реестра.
Новые предприятия, к которым в результате реорганизации перешли имущественные обязательства, несут по ним.материальную ответственность и в случаях, если принятое ими имущество не покрывает требований кредиторов в пределах, определенных учредительными документами о реорганизации правопредшественника.
11. Порядок и условия реорганизации и ликвидации объединений, созданных предприятиями на добровольных началах согласно статье 5 Закона Украины "О предприятиях в Украине", определяются учредительными документами о создании объединений. Поэтому решения государственных органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, о реорганизации или ликвидации таких объединений должны признаваться недействительными как принятые с превышением полномочий и не отвечающие действующему законодательству.
12. Осуществление реорганизации предприятия, основанного на коллективной форме собственности, составляет компетенцию его высшего органа управления (общего собрания, конференции и др.). Поэтому принятие одним или несколькими из его структурных подразделений решения о разделе предприятия, выделения из его структурного состава и др. без согласия этих высших органов управления должно признаваться противоречащим действующему законодательству, поскольку нарушает права коллективного собственника.
13. В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Закона Украины "О собственности" в случае принятия государственным органом, уполномоченным управлять государственным имуществом, решения о реорганизации или ликвидации государственного предприятия трудовой коллектив вправе требовать передачи предприятия в аренду или преобразования его в другое предприятие, основанное на коллективной собственности.
При разрешении споров, связанных с применением этой нормы, арбитражным судам необходимо учитывать следующее. В передаче имущества государственного предприятия в аренду может быть отказано только по основаниям, предусмотренным законами и постановлениями Верховной Рады, в частности, пунктом 4 статьи 9 закона Украины "Об аренде государственного имущества".
Трудовые коллективы, не имея статуса юридического лица, не могут быть участниками арбитражного процесса. Поэтому истцом в соответствующем споре может выступать хозяйственное общество, созданное членами трудового коллектива и зарегистрированное в установленном действующим законодательством порядке.
14. Согласно статье 14 Закона Украины "Об аренде государственного имущества" прекращение деятельности государственного предприятия, имущество которого передано в аренду, осуществляется путем его реорганизации через присоединение к арендатору с даты издания об этом соответствующего приказа органом, уполномоченным управлять государственным имуществом.
В случае, если при наличии договора аренды имущества государственного предприятия орган, уполномоченный управлять государственным имуществом, отказывается или уклоняется от издания такого приказа, арендатор не лишен права обратиться в арбитражный суд с иском о понуждении этого органа совершить действия, связанные с реорганизацией предприятия.
15. Требования о доарбитражном урегулировании споров не распространяются на споры о ликвидации предприятий, признании недействительными их учредительных документов или отмене государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.
Что касается споров, которые возникают при изменении, расторжении и исполнении хозяйственных договоров и по другим основаниям (например, споры имущественного характера) в связи с Осуществлением ликвидации или реорганизации предприятий, то они должны разрешаться с учетом требований раздела II Арбитражного процессуального кодекса Украины.
16. Исковые заявления о ликвидации предприятий могут подаваться в арбитражный суд в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами, со ссылкой на основания, по которым соответствующая организация-истец вправе обращаться с соответствующим иском.
В частности, в соответствии с подпунктом "в" части четвертой статьи 19 Закона Украины "О хозяйственных обществах" общество ликвидируется на основании решения арбитражного суда по Представлению органов, контролирующих деятельность общества, в случае систематического или грубого нарушения им законодательства.
При разрешении споров, связанных с применением указанной нормы, арбитражным судам необходимо выяснять, отнесено ли действующим законодательством к компетенции органа, предъявляющего иск, осуществление контроля за деятельностью ответчика.
Систематически нарушающими законодательство следует считать хозяйственные общества, которые ранее дважды допускали нарушение законодательства и совершили его снова, независимо от того, привлекались ли они к ответственности за предыдущие нарушения. Как исключение с учетом конкретных обстоятельств, связанных с характером допущенного нарушения законодательства, причин его совершения, продолжительности во времени и последствий систематическим может быть признано и повторное нарушение законодательства.
Грубым может считаться одноразовое нарушение законодательства, которое свидетельствует о явном и умышленном пренебрежении его требованиями со стороны общества (например, осуществление без специального разрешения (лицензии) предпринимательской деятельности, относительно которой действующим законодательством установлено ограничение) и/или повлекло за собой последствия в виде значительного вреда, нанесенного государству, юридическим или физическим лицам.
17. В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Закона Украины "О предприятиях в Украине" предприятие ликвидируется в случае, если решением суда будут признаны недействительными учредительные документы и решения о создании предприятия.
В этих случаях арбитражным судом разрешается спор не о ликвидации предприятия, а о признании недействительными учредительных документов предприятия или решения о его создании.
Соответствующий иск может быть предъявлен государственным органом, который согласно действующему законодательству осуществляет контроль за деятельностью предприятия, прокурором, органом, осуществляющим государственную регистрацию, а также каким-либо юридическим лицом, которое считает нарушенными свои права или охраняемые законом интересы в связи с созданием (государственной регистрацией) соответствующего предприятия, тогда как о ликвидации предприятия иск может быть предъявлен только в случаях, прямо предусмотренных законом.
В случае, если в состав учредителей предприятия входят как юридические, так и физические лица, арбитражным судам подведомственны только те споры, связанные с реорганизацией или ликвидацией предприятия, ответчиками по которым являются юридические лица.
Основаниями для признания недействительными решений о создании предприятий или учредительных документов могут быть, в частности, допущенные при оформлении этих документов нарушения действующего законодательства, которые лишаются их юридической силы; несоответствие фактическим обстоятельствам содержащихся в учредительных документах сведений относительно вида предприятия и формы собственности, на которой оно основано.
18. Отмена государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренная частью одиннадцатой статьи 8 Закона Украины "О предпринимательстве", влечет Те же правовые последствия, что и ликвидация предприятия. При разрешении соответствующих споров арбитражным судам следует учитывать следующее.
18.1 Судебный порядок отмены государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности установлен для случаев:
признания недействительными или противоречащими действующему законодательству учредительных документов;
осуществления деятельности, противоречащей учредительным документам и действующему законодательству Украины;
несвоевременного уведомления субъектом предпринимательской деятельности об изменении своего местонахождения.
В таких случаях орган, который осуществил государственную регистрацию предприятия, не имеет права отменить собственное решение о регистрации. В случае отмены такого решения соответствующие действия органа государственной регистрации следует признавать не отвечающими действующему законодательству и не порождающими для предприятия каких-либо правовых последствий.
В случае возникновения спора о признании учредительных документов предприятия недействительными иск может быть предъявлен на основании как пункта 2 статьи 34 Закона Украины "О предприятиях в Украине", так и части одиннадцатой статьи 8 Закона Украины "О предпринимательстве", то есть об отмене государственной регистрации.
Обязанность доказывания обстоятельств, связанных с осуществлением деятельности, противоречащей учредительным документам, возлагается на истца, каковым может быть орган, который в соответствии с действующим законодательством осуществляет контроль за деятельностью предприятия, или другое юридическое лицо.
Что касается споров, связанных с несвоевременным уведомлением субъектом предпринимательской деятельности об изменении своего Местонахождения, то истцами по таким делам в соответствии с частью пятой статьи 8 Закона Украины "О предпринимательстве" могут быть органы, осуществляющие государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности. При этом заявитель должен представить доказательства того, что субъект предпринимательской деятельности фактически изменил свое местонахождение. Такими доказательствами могут быть соответствующие акты, составленные работниками органов, осуществляющих контроль за деятельностью этих субъектов, справки органов управления жилищно-коммунальным хозяйством или арендодателей по договору аренды государственного имущества о фактическом отсутствии субъекта предпринимателя деятельности по его местонахождению и др., в совокупности с другими доказательствами, которые подтверждают его фактическое местонахождение справками и квитанциями отделений связи, рекламными объявления, транспортными накладными, платежными документами и др.
При этом необходимо учитывать, что само по себе прекращение предпринимательской деятельности при отсутствии доказательств изменения субъектом предпринимательской деятельности своего местонахождения без своевременного уведомления об этом регистрирующего органа не является основанием для принятия решения об отмене государственной регистрации.
Если субъект предпринимательской деятельности скрывает свое фактическое местонахождение, заявление об отмене государственной регистрации подлежит рассмотрению арбитражным судом по существу, с соблюдением требований разделов VI, VIII - XI Арбитражного процессуального кодекса Украины. Всю ответственность за возможные в связи с этим последствия должен нести субъект предпринимательской деятельности, который не выполнил требований действующего законодательства.
18.2. В других случаях, то есть когда для отмены государственной регистрации субъект предпринимательской деятельности не установлен судебный порядок, решение об отмене государственной регистрации может быть признано недействительным в порядке, предусмотренным законодательством.
19. В соответствии с действующим законодательством (статьи 5 и 34 Закона Украины "О предприятиях в Украине", статьи 4 и 19 Закона Украины "О хозяйственных обществах") создание, реорганизация и ликвидация (прекращение деятельности) предприятий и хозяйственных обществ осуществляется с соблюдением требований антимонопольного законодательства.
При отсутствии согласия Антимонопольного комитета Украины или его органа на создание, реорганизацию или ликвидацию субъекта предпринимательской деятельности в соответствии с Положением о порядке рассмотрения заявлений на получение согласия органов Антимонопольного комитета Украины на создание, реорганизацию (слияние, присоединение), приобретение активов (целостных имущественных комплексов) или долей (акций, паев), ликвидацию хозяйствующих субъектов (о контроле за экономической концентрацией), утвержденным распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 09.12.94 г. N 15-р, акт государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности или решение о его реорганизации или ликвидации должны признаваться недействительными.
20. Принимая решение о ликвидации предприятия, о признании недействительными учредительных документов и/или решение о создании предприятия, а также об отмене государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности, арбитражный суд в резолютивной части решения должен обязывать собственника (собственников) или орган, уполномоченный создавать предприятие, осуществить ликвидацию предприятия в установленном законом порядке.
Копии соответствующего решения необходимо направлять собственнику (собственникам) предприятия или уполномоченному им (ими) органу (в случае ликвидации хозяйственного общества - его учредителям), а также органу, осуществившему государственную регистрацию, если они не являются стороной в арбитражном процессе. В случае, если по заявлению о признании недействительным учредительного договора он признан недействительным в определенной его части и это не влечет за собой недействительности упомянутого договора в целом, то у арбитражного суда отсутствуют правовые основания для понуждения собственника (органа, уполномоченного создавать предприятие) осуществлять ликвидацию последнего.
21. За уклонение от исполнение решения арбитражного суда о реорганизации или ликвидации предприятия к предприятию, учреждению или организации, которые должны ее осуществить, могут быть применены санкции, предусмотренные статьей 119 Арбитражного процессуального кодекса Украины.
22. В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона Украины "О предприятиях в Украине" ликвидационная комиссия обязана провести работу по взысканию дебиторской задолженности предприятию и выявлению претензий кредиторов о уведомлением последних о ликвидации предприятия.
В период работы ликвидационной комиссии ликвидируемое предприятие не утрачивает статуса юридического лица. Поскольку ликвидационная комиссия не является юридическим лицом, организация-кредитор, которая считает, что.ликвидационная комиссия необоснованно отклонила ее требование к ликвидируемому предприятию, вправе до исключения последнего из государственного реестра Украины обратиться в установленном порядке с иском к этому предприятию.
Претензии и исковые заявления, не предъявленные (не поданные) до исключения предприятия из государственного реестра, хотя по ним и не окончился срок исковой давности, удовлетворению не подлежат.
То же самое касается исков, предъявленных в арбитражный суд с пропуском предусмотренного пунктом 3 статьи 36 Закона Украины "О предприятиях в Украине" месячного срока со дня получения уведомления о полном или частичном отклонении претензии кредитора к ликвидируемому предприятию.
Арбитражный суд на основании пункта 3 статьи 62 Арбитражного процессуального кодекса Украины должен отказать в принятии искового заявления, поданного к ликвидированному предприятию, а в случае, если после возбуждения производства по делу будет установлено, что предприятие-ответчик ликвидировано, - прекратить производство по делу в соответствии с пунктом 6 статьи 80 Арбитражного процессуального кодекса Украины.
В случае несогласия предприятия с решением о его реорганизации или ликвидации оно имеет право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании такого решения недействительным также до момента исключения его из государственного реестра.
При этом арбитражный суд вправе в порядке, установленном разделом X Арбитражного процессуального кодекса Украины, принять меры по обеспечению иска в виде запрета исключать из государственного реестра предприятий, обратившееся с иском, до принятия решения по спору.
23. Разъяснение Президиума Высшего арбитражного суда Украины от 31.05.95 г. N 02-5/55 "О некоторых вопросах практики применения статьи 8 Закона Украины "О предпринимательстве" считать утратившим силу.