ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ УКРАИНЫ
ЗАКОН
Об инвестиционной деятельности
Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории Украины.
Он направлен на обеспечение равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности независимо от форм собственности, а также на эффективное инвестирование народного хозяйства Украины, развития международного экономического сотрудничества и интеграции.
1. Общие положения
Статья 1. Инвестиции
Инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой создается прибыль (доход) или достигается социальный эффект.
Такими ценностями могут быть:
денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги;
движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности);
имущественные права, вытекающие из авторского права, опыт и другие интеллектуальные ценности;
совокупность технических, технологических, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации того или иного вида производства, но не запатентованных ("ноу-хау");
права пользования землей, водой, ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием, а также иные имущественные права;
другие ценности.
Инвестиции в воспроизводство основных фондов н на прирост материально-производственных запасов осуществляются в форме капитальных вложений.
Статья 2. Инвестиционная деятельность
1. Инвестиционной деятельностью является совокупность практических действий граждан, юридических лиц и- государства по реализации инвестиций.
2. Инвестиционная деятельность осуществляется на основе:
инвестирования, осуществляемого гражданами, негосударственными предприятиями, хозяйственными ассоциациями, союзами и товариществами, а также общественными и религиозными организациями, иными юридическими лицами, основанными на коллективной собственности;
государственного инвестирования, осуществляемого органами власти и управления Украины, Крымской АССР, местных Советов народных депутатов за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также государственными предприятиями и учреждениями за счет собственных и заемных средств;
иностранного инвестирования, осуществляемого иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами;
совместного инвестирования, осуществляемого советскими и иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами.
Статья 3. Инновационная деятельность
1. Инновационная деятельность как одна из форм инвестиционной деятельности осуществляется в целях внедрения достижений научно-технического прогресса в производство и социальную сферу, что включает:
выпуск и распространение принципиально новых видов техники и технологии;
прогрессивные межотраслевые структурные сдвиги; реализацию долгосрочных научно-технических программ с большими сроками окупаемости затрат;
финансирование фундаментальных исследований для осуществления качественных изменений в состоянии производительных сил;
разработку и внедрение новой, ресурсосберегающей технологии, предназначенной для улучшения социального и экологического состояния.
Статья 4. Объекты инвестиционной деятельности
Объектами инвестиционной деятельности могут быть любое имущество, в том числе основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, интеллектуальные ценности, другие объекты собственности, а также имущественные права.
Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям санитарно-гигиенических, радиационных, экологических, архитектурных и других норм, установленных законодательством Украины, а также нарушает охраняемые законом права и интересы граждан, юридических лиц и государства.
Статья 5. Субъекты инвестиционной деятельности
1. Субъектами (инвесторами и участниками) инвестиционной деятельности могут быть граждане и юридические лица Украины, других советских республик и иностранных государств, а также государства.
2. Инвесторы-субъекты инвестиционной деятельности, принимающие решение о вложении собственных, заемных и привлеченных имущественных и интеллектуальных ценностей в объекты инвестирования.
Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого участника инвестиционной деятельности.
3. Участниками инвестиционной деятельности могут быть граждане и юридические лица Украины, других государств, обеспечивающие реализацию инвестиций в качестве исполнителей заказов или на основании поручения инвестора.
Статья 6. Законодательство об инвестиционной деятельности
Отношения, возникающие при осуществлении инвестиционной деятельности на Украине, регулируются настоящим Законом, иными законодательными актами Украины.
Инвестиционная деятельность субъектов Украины за ее пределами регулируется законодательством советской республики или иностранного государства, на территории которого эта деятельность осуществляется, соответствующими договорами Украины, а также специальным законодательством Украины.
Особенности осуществления инвестиционной деятельности на территории Украины субъектами инвестиционной деятельности, расположенными за пределами Украины, а также этих субъектов и субъектов Украины в зонах свободного предпринимательства на Украине определяются специальным законодательством Украины.
II. Осуществление инвестиционной деятельности
Статья 7. Права субъектов инвестиционной деятельности
1. Все субъекты инвестиционной деятельности независимо от форм собственности и хозяйствования имеют равные права по осуществлению инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено законодательными актами Украины.
Размещение инвестиций в любых объектах, кроме тех, инвестирование в которые запрещено или ограничено настоящим Законом, иными актами законодательства Украины, признается неотъемлемым правом инвестора и охраняется законом.
2. Инвестор самостоятельно определяет цели, направления, виды и объемы инвестиций, привлекает для их реализации на договорной основе любых участников инвестиционной деятельности, в том числе путем организации конкурсов и торгов.
3. По решению инвестора права владения, пользования и распоряжения инвестициями, а также результатами их осуществления могут быть переданы другим гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном законом. Взаимоотношения при такой передаче прав регулируются ими самостоятельно на основе договоров.
4. Для инвестирования могут быть привлечены финансовые средства в виде кредитов, выпуска в установленном законодательством порядке ценных бумаг и займов.
Имущество инвестора может быть использовано им для обеспечения его обязательств. В залог принимается только такое имущество, которое находится в собственности заемщика или принадлежит ему на праве полного хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено законодательными актами Украины. Заложенное имущество при нарушении залоговых обязательств может быть реализовано в соответствии с действующим законодательством.
5. Инвестор имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций, включая реинвестиции и торговые операции на территории Украины, в соответствии с законодательными актами Украины.
Для государственных предприятий, выступающих инвесторами за пределами Украины и которым открыт ипотечный кредит, устанавливается гарантия по этим инвестициям со стороны государства.
По объектам, инвестирование в которые не дает права собственности на них, не исключается возможность последующего владения, оперативного управления или участия инвестора в прибылях от эксплуатации этих объектов.
6. Инвестор имеет право на приобретение необходимого ему имущества у граждан и юридических лиц непосредственно или через посредников по ценам и на условиям, определяемых по договоренности сторон, если это не противоречит законодательству Украины, без ограничения по объему и номенклатуре.
Статья 8. Обязанности субъектов инвестиционной деятельности
1. Инвестор в случаях и порядке, установленных законодательством Украины, обязан:
представить финансовым органам декларацию об объемах и источниках осуществляемых им инвестиций;
получить необходимое разрешение или согласование соответствующих государственных органов и специальных служб на капитальное строительство;
получить заключение экспертизы инвестиционных проектов о соблюдении технологических, санитарно-гигиенических, радиационных, экологических и архитектурных требований.
2. Субъекты инвестиционной деятельности обязаны:
соблюдать государственные нормы и стандарты, порядок установления которых определяется законодательством Украины;
выполнять требования государственных органов и должностных лиц, предъявляемые в пределах их компетенции;
представлять в установленном порядке бухгалтерскую и статистическую отчетность;
не допускать недобросовестной конкуренции и выполнять требования антимонопольного регулирования.
В случаях, предусмотренных, законодательством, уплачивать штрафы соответствующим местным Советам народных депутатов.
3. Для выполнения специальных видов работ, требующих соответствующей аттестации исполнителя, участники инвестиционной деятельности обязаны получить лицензию. Перечень таких работ и порядок их лицензирования устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
Статья 9. Отношения между субъектами инвестиционной деятельности
Основным правовым документом, регулирующим взаимоотношения между субъектами инвестиционной деятельности, является договор (соглашение).
Заключение договоров, выбор партнеров, определение обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству Украины, является исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности.
Вмешательство государственных органов и должностных лиц в реализацию договорных отношений между субъектами инвестиционной деятельности сверх своей компетенции-не допускается.
Статья 10. Источники финансирования инвестиционной деятельности
1. Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет:
собственных финансовых ресурсов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, возмещение убытков от аварий, стихийных бедствий, денежные накопления и сбережения граждан, юридических лиц и т. п.);
заемных финансовых средств инвестора (облигационные займы, банковские и бюджетные кредиты);
привлеченных финансовых средств инвестора (средства, полученные от продажи акций, паевые и иные взносы граждан и юридических лиц);
бюджетных инвестиционных ассигнований;
безвозмездных и благотворительных взносов, пожертвований организаций, предприятий и граждан.
III. Государственное регулирование
инвестиционной деятельности
Статья 11. Цели государственного регулирования
инвестиционной деятельности
Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в целях реализации экономической,.научно-технической и социальной политики. Оно определяется показателями экономического и социального развития Украины, республиканскими и региональными программами развития народного хозяйства, республиканским и местными бюджетами, предусматриваемыми в них объемами государственного финансирования инвестиционной деятельности.
При этом создаются льготные условия инвесторам, осуществляющим инвестиционную деятельность в наиболее важных для удовлетворения общественных потребностей направлениях, прежде всего социальной сфере, техническом и технологическом совершенствовании производства, создании новых рабочих мест для граждан, нуждающихся в социальной защите, внедрении открытий и изобретений, в агропромышленном комплексе, в реализации программ ликвидации последствий Чернобыльской аварии, в производстве строительных материалов, в области образования, культуры, охраны окружающей среды и здравоохранения.
Статья 12. Формы государственного регулирования
инвестиционной деятельности
1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности включает управление государственными инвестициями, а также регулирование условий инвестиционной деятельности и контроль за ее осуществлением всеми инвесторами и участниками инвестиционной деятельности.
2. Управление государственными инвестициями осуществляется республиканскими и местными органами государственной власти и управления и включает планирование, определение условий и выполнение конкретных действий по инвестированию бюджетных и внебюджетных средств.
3. Регулирование условий инвестиционной деятельности осуществляется посредством:
системы налогов с дифференциацией субъектов и объектов налогообложения, налоговых ставок и льгот. В целях регулирования инвестиционного спроса Верховным Советом Украины может вводиться дифференцированный налог на инвестиции;
проведения кредитной и амортизационной политики, в том числе путем ускоренной амортизация основных фондов. Льготы по амортизации могут устанавливаться дифференцированно для отдельных отраслей и сфер экономики, элементов основных.фондов, видов оборудования;
предоставления финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных регионов, отраслей, производств;
государственных норм и стандартов; антимонопольных мер; разгосударствления и приватизации собственности; определения условий пользования землей, водой и другими природными ресурсами; политики ценообразования; проведения экспертизы инвестиционных проектов; других мер.
Статья 13. Порядок принятия решений по
республиканским государственным инвестициям
1. Решения по республиканским государственным инвестициям принимаются на основе прогнозов экономического и социального развития республики, схем развития и размещения производительных сил, целевых научно-технических и комплексных программ и технико-экономических обоснований, определяющих целесообразность этих инвестиций.
2. Проекты целевых комплексных республиканских программ разрабатываются в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины с участием заинтересованных государственных органов и общественных организаций, и представляются Кабинетом Министров Украины на утверждение Верховному Совету Украины в составе Основных направлений экономического и социального развития республики.
3. Верховный Совет Украины утверждает в составе Основных направлений экономического и социального развития республики объемы государственных инвестиций, осуществляемых за счет средств республиканского бюджета.
Статья 14. Порядок размещения государственного заказа
на выполнение работ в капитальном строительстве
1. Одной из форм реализации республиканских государственных инвестиций является республиканский государственный заказ на выполнение работ в капитальном строительстве.
2. Государственный заказ размещается, как правило, на конкурсной основе с учетом экономической выгодности этих заказов для предприятий и организаций.
3. Приемка в эксплуатацию объектов республиканского государственного заказа производится в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.
Статья 15. Государственная экспертиза инвестиций
1. Республиканские, межреспубликанские, межгосударственные и региональные инвестиционные проекты и программы, реализуемые за счет бюджетных и внебюджетных средств, подлежат обязательной государственной экспертизе.
Инвестиции за счет других источников подлежат государственной экспертизе в вопросах соблюдения экологических и санитарно-гигиенических требований. Государственная экспертиза инвестиций осуществляется в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.
2. В случае необходимости экспертиза отдельных инвестиционных проектов и программ может осуществляться экспертными комиссиями, создаваемыми Верховным Советом Украины.
Статья 16. Регулирование инвестиционной деятельности
Верховным Советом Крымской АССР
и местными Советами народных депутатов
Верховный Совет Крымской АССР и местные Советы народных депутатов в пределах своих полномочий осуществляют регулирование инвестиционной деятельности на своей территории, в том числе путем согласования вопросов о создании производственных и социальных объектов, использовании природных ресурсов субъектами инвестиционной деятельности.
К исключительной компетенции местных Советов народных депутатов относится: использование местного бюджета в инвестиционных целях, строительство объектов социальной инфраструктуры, право прекращения строительства производственных объектов в случае нарушения предусмотренных условий в вопросах землепользования, объемов и сроков строительства объектов социальной сферы и природоохранного назначения, а также нарушения строительных норм и правил.
Статья 17. Ценообразование в инвестиционной деятельности
Стоимость продукции, работ и услуг в процессе инвестиционной деятельности определяется по свободным ценами тарифам, в том числе по итогам конкурсов (торгов), а в случаях, предусмотренных законодательными актами, по государственным фиксированным и регулируемым ценам и тарифам.
Цены в строительстве определяются с использованием рекомендуемых государственных сметных норм и цен.
IV. Гарантии прав субъектов инвестиционной
деятельности и защита инвестиции
Статья 18. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности
1. Государство гарантирует стабильность условий осуществления инвестиционной деятельности, соблюдения прав и законных интересов ее субъектов.
Условия договоров, заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свое действие на весь срок действия этих договоров и в случаях, когда после их заключения законодательством установлены условия, ухудшающие положение субъектов или ограничивающие их права, если они не пришли к согласию об изменении условий договора.
Государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность субъектов инвестиционной деятельности, кроме случаев, когда такое вмешательство допускается действующим законодательством и осуществляется в пределах компетенции этих органов и должностных лиц.
Никто не вправе ограничивать права инвесторов в выборе объектов инвестирования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
В случае принятия государственными или другими органами актов, нарушающих права инвесторов и участников инвестиционной деятельности, убытки, причиненные субъектам инвестиционной деятельности, подлежат возмещению в полном объеме этими органами. Споры о возмещении убытков разрешаются судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией.
Статья 19. Защита инвестиций
1. Государство гарантирует защиту инвестиций независимо от форм собственности, а также иностранных инвестиций. Защита инвестиций обеспечивается законодательством Украины, а также договорами Украины с Союзом ССР, другими Советскими республиками и иностранными государствами. Инвесторам, в том числе иностранным, обеспечивается равноправный режим, исключающий применение мер дискриминационного характера, которые могли бы воспрепятствовать управлению инвестициями, их использованию и ликвидации, а также предусматриваются условия и порядок вывоза вложенных ценностей и результатов инвестиций. .
2. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы или к ним не могут быть применены меры, равные по последствиям. Такие меры могут применяться лишь на основе законодательных актов Украины с возмещением инвестору в полном объеме убытков, причиненных в связи с прекращением инвестиционной деятельности. Порядок возмещения убытков инвестору определяется в указанных актах.
Внесенные или приобретенные инвесторами целевые банковские вклады, акции и иные ценные бумаги, платежи за приобретенное имущество или за арендные права в случае изъятия в соответствии с законодательными актами Украины-возмещаются инвесторам, за исключением сумм, которые оказались использованными или утраченными в результате действий самих инвесторов или предпринятых с их участием.
3. Споры, возникающие в результате осуществления инвестиционной деятельности, рассматриваются соответственно судом, арбитражным судом или третейским судом.
4. Инвестиции могут, а в случаях, предусмотренных законодательством, должны быть застрахованы.
Статья 20. Ответственность субъектов инвестиционной деятельности
При несоблюдении договорных обязательств субъекты инвестиционной деятельности несут имущественную и иную ответственность, предусмотренную законодательством Украины и заключенными договорами.
Уплата штрафов и неустоек за нарушение условий договоров, а также возмещение причиненных убытков не освобождают виновную сторону от исполнения обязательств, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статья 21. Условия прекращения инвестиционной деятельности
Приостановление или прекращение инвестиционной деятельности производится по решению:
инвесторов, при этом инвесторы возмещают убытки участникам инвестиционной деятельности;
правомочного государственного органа.
Решение государственного органа о приостановлении или прекращении инвестиционной деятельности может быть принято по следующим причинам:
если ее продолжение может привести к нарушению установленных законодательством санитарно-гигиенических, архитектурных, экологических и иных норм, охраняемых законом прав и интересов граждан, юридических лиц и государства;
объявления в установленном законом порядке инвестора банкротом вследствие неплатежеспособности;
стихийных бедствий;
введения чрезвычайного положения.
Статья 22. Международные договоры
Если международным договором Украины установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве об инвестиционной деятельности Украины, то применяются правила международного договора.
Председатель Верховного Совета Украины Л. КРАВЧУК
г. Киев, 18 сентября 1991 года
N 1560-XII