ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ УКРАИНСКОЙ ССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О Концепции проживания населения на территориях
Украинской ССР с повышенными уровнями
радиоактивного загрязнения в результате
Чернобыльской катастрофы

Верховный Совет Украинской Советской Социалистической Республики постановляет:

1. Утвердить во втором чтении Концепцию проживания населения на территориях Украинской ССР с повышенными уровнями радиоактивного загрязнения в результате Чернобыльской катастрофы.

2. Поручить Президиуму Верховного Совета Украинской ССР до 1 марта 1991 года рассмотреть вопрос о создании Национальной комиссии радиационной защиты населения Украины (НКРЗУ), положение об этом органе и его Председателе и внести соответствующие решения на утверждение Верховного Совета Украинской ССР до 10 марта 1991 года.

3. Поручить Совету Министров Украинской ССР рассмотреть вопросы и подготовить предложения о:

- введении научно обоснованной системы реконструкции дозовой нагрузки радиоактивным облучением населения в результате Чернобыльской катастрофы и расчета индивидуальной эффективной эквивалентной дозы облучения (с 26 апреля 1986 года);

- определении объективного состояния радиоактивного загрязнения территории Украины (в том числе г. Киева) в результате Чернобыльской катастрофы и создании республиканской независимой системы радиоэкологического мониторинга;

- создании республиканского центра радиационной медицины и радиобиологии в г. Киеве.

О ходе выполнения данного постановления Совету Министров Украинской ССР доложить Верховному Совету Украинской ССР в мае 1991 года.

Председатель Верховного Совета Украинской ССР Л. КРАВЧУК.

г.Киев, от 27 февраля 1991 года
№ 791-XII

Концепция
проживания населения на территориях Украинской ССР
с повышенными уровнями радиоактивного загрязнения
в результате Чернобыльской катастрофы

Критическое положение дел, сложившееся в результате Чернобыльской катастрофы, отсутствие системного подхода к ликвидации ее последствий, невозможность научного обоснования безопасного проживания населения на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, промедление с решением вопросов реконструкции дозовой нагрузки и разработки норм радиационной безопасности обусловливает необходимость принятия настоящей Концепции.

Цель Концепции - уменьшение отрицательного воздействия Чернобыльской катастрофы на здоровье населения.

Базовый принцип Концепции состоит в том, что для критической группы населения (дети 1986 года рождения) величина эффективной эквивалентной дозы дополнительного облучения, связанного с Чернобыльской катастрофой, не должна превышать 1,0 мЗв (0,1 бэр) в год и 70,0 мЗв (7,0 бэр) за жизнь сверх дозы, которую получало население в доаварийный период в конкретных природных условиях.

Ситуация, сложившаяся на радиоактивно загрязненных территориях, свидетельствует о низкой эффективности системы контрмер, направленных па устранение вредного воздействия радиоактивного облучения на здоровье людей. При этих обстоятельствах отселение людей из указанной местности приобретает особое значение.

Для принятия решения об отселении, до тех пор, пока не будет установлена индивидуальная эффективная эквивалентная доза облучения населения, в качестве временного критерия принимается плотность загрязнения почвы радионуклидами.

Учитывая существующую опасность для здоровья населения, проживающего па территориях с разными уровнями загрязненности радиоактивными веществами, а также отсутствие возможности одновременного переселения большого количества людей в радиоэкологически чистые местности, устанавливается принцип поэтапного отселения.

I этап - безусловное (обязательное) отселение

С территорий с плотностью загрязнения изотопами цезия от 15,0 Ки/км^2 и выше, или стронция от 3,0 Ки/км^2 и выше, или плутония от 0,1 Ки/км^2 и выше, где проживание населения в существующих условиях может привести к превышению дополнительной за счет Чернобыльской катастрофы эффективной эквивалентной дозы облучения 5,0 мЗв (0,5 бэр) в год, что с точки зрения вреда для здоровья опасно.

II этап - гарантированное добровольное отселение

С территорий с плотностью загрязнения цезием от 5,0 до 15,0 Ки/км^2 или стронцием от 0,15 до 3,0 Ки/км^2 или плутонием от 0,01 до 0,1 Ки/км^2, где проживание населення в существующих условиях может привести к превышению дополнительной за счет Чернобыльской катастрофы эффективной эквивалентной дозы облучения 1,0 мЗв (0,1 бэр) в год, что с точки зрения вреда для здоровья опасно.

На этих территориях необходимо введение системы контрмер по радиационной защите населения.

Для принятия решения об отселении принимаются также дополнительные критерии, в частности:

- если в сельской местности нет возможности для производства чистой продукции;

- если государственная и кооперативная сельскохозяйственная деятельность не может гарантировать производство, переработку и сбыт радиоактивно чистой продукции.

Вследствие Чернобыльской катастрофы появились условия для комбинированного воздействия радиоактивного облучения и факторов нерадиоактивного происхождения (синергизм), что значительно повышает отрицательное воздействие малых доз радиоактивного облучения на состояние здоровья населения, особенно детей.

При этих обстоятельствах степень наличия синергизма является дополнительным критерием для принятия решений о реализации любых противорадиационных мер.

Проживание граждан в местностях с плотностью загрязнения изотопами цезия от доаварийного уровня до 5,0 Ки/км^2 или стронция от доаварийного уровня до 0,15 Ки/км^2 или плутония от доаварийного уровня до 0,01 Ки/км^2 допускается при условии усиленного радиоэкологического контроля с учетом природно-климатической, комплексной экологической характеристики конкретной территории и непревышения дополнительной за счет Чернобыльской катастрофы эффективной эквивалентной дозы облучения 1,0 мЗв (0,1 бэр) в год.

При невыполнении этого условия населению предоставляется возможность отселения в радиоэкологически чистые районы.

Юридическое и исполнительное обеспечение положений Концепции осуществляется на основании и в соответствии с Законами Украинской ССР "О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы", "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы", положением о Национальной комиссии радиационной защиты населения Украины (НКРЗУ) и другими соответствующими законодательными актами Украинской ССР. В случае выявления дополнительных данных об отрицательном воздействии радиоактивного облучения на состояние здоровья населения вносятся соответствующие изменения в действующее законодательство Украинской ССР.