Увага! Це є застаріла редакція документа. На останню редакцію

ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ

ЗАКОН

Об охране атмосферного воздуха

Атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных элементов окружающей природной среды.

Настоящий Закон направлен на сохранение благоприятного состояния атмосферного воздуха, его восстановление и улучшение для обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности человека, а также предотвращение вредного воздействия на окружающую природную среду.

Он определяет правовые и организационные основы и экологические требования в области охраны и использования атмосферного воздуха.

Раздел I

Общие положения

Статья 1. Задачи Закона об охране атмосферного воздуха

Задачей Закона об охране атмосферного воздуха является регулирование отношений в этой области в целях сохранения, улучшения и восстановления состояния атмосферного воздуха, предотвращения и снижения вредного химического, физического, биологического и иного воздействия на атмосферный воздух, обеспечения рационального использования атмосферного воздуха для производственных нужд, а также укрепление правопорядка и законности в этой сфере.

Статья 2. Законодательство об охране атмосферного воздуха

Отношения в области охраны и использования атмосферного воздуха регулируются настоящим Законом, разработанным в соответствии с Законом Украины "Об охране окружающей природной среды", и иными актами законодательства Украины.

Статья 3. Управление в области охраны атмосферного воздуха

Управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляют Кабинет Министров Украины, Правительство Республики Крым, Министерство охраны окружающей природной среды Украины, Министерство здравоохранения Украины, местные органы государственной исполнительной власти, другие государственные органы и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Украины.

Раздел II

Стандартизация и нормирование в области
охраны атмосферного воздуха

Статья 4. Задачи стандартизации и нормирования в области
охраны атмосферного воздуха

Экологическая стандартизация и нормирование проводятся с целью установления комплекса обязательных норм, правил, требований по охране атмосферного воздуха от загрязнения, вредного воздействия физических и биологических факторов и обеспечения экологической безопасности.

Статья 5. Стандарты в области охраны атмосферного воздуха

Государственные стандарты в области охраны атмосферного воздуха обязательны для выполнения и определяют понятия и сроки, режим использования и охраны атмосферного воздуха, методы контроля за состоянием атмосферного воздуха, требования по предотвращению вредного воздействия на атмосферный воздух, устанавливают иные требования по охране и использованию атмосферного воздуха.

Стандарты в области охраны атмосферного воздуха разрабатываются и вводятся в действие Министерством охраны окружающей природной среды Украины и Министерством здравоохранения Украины в порядке, определяемом законодательством Украины.

Статья 6. Нормативы в области охраны атмосферного воздуха

В области охраны атмосферного воздуха устанавливаются:

нормативы экологической безопасности атмосферного воздуха;

нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредного воздействия физических и биологических факторов стационарными источниками;

предельные нормативы образования загрязняющих веществ, которые отводятся в атмосферный воздух при эксплуатации технологического и иного оборудования, сооружений и объектов;

нормативы использования атмосферного воздуха как сырья основного производственного назначения;

нормативы содержания загрязняющих веществ в отработанных газах передвижных источников и вредного воздействия их физических факторов.

Законодательством Украины могут устанавливаться и другие нормативы в области охраны атмосферного воздуха.

Статья 7. Нормативы экологической безопасности атмосферного
воздуха

Для оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются единые для территории Украины нормативы экологической безопасности атмосферного воздуха, а именно:

предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе для людей и объектов окружающей природной среды;

предельно допустимые уровни акустического, электромагнитного, ионизирующего и иного вредного физического и биологического воздействия на атмосферный воздух для людей и объектов окружающей природной среды.

В случае необходимости для курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных и других отдельных районов могут устанавливаться более строгие нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и уровни иных вредных воздействий на атмосферный воздух.

Нормативы экологической безопасности атмосферного воздуха разрабатываются и вводятся в действие Министерством здравоохранения Украины и Министерством охраны окружающей природной среды Украины.

Статья 8. Нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих
веществ стационарными источниками в атмосферный воздух
и вредного воздействия физических и биологических
факторов на него

Нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и предельно допустимых вредных воздействий физических и биологических факторов на него устанавливаются для каждого стационарного источника выбросов или иного вредного физического и биологического воздействия на атмосферный воздух по каждому из загрязняющих веществ и фактору физического или биологического воздействия.

Нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и предельно допустимых вредных воздействий физических и биологических факторов на него устанавливаются на уровне, при котором суммарные выбросы загрязняющих веществ и вредное физическое и биологическое воздействие всех источников в данном районе, с учетом перспективы его развития, в период действия установленного норматива не приведут к превышению нормативов экологической безопасности атмосферного воздуха (по наиболее строгим нормативам).

Проекты нормативов предельно допустимых выбросов, загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками разрабатываются предприятиями, учреждениями и организациями и утверждаются органами Министерства охраны окружающей природной среды Украины и Министерства здравоохранения Украины. Эти проекты согласовываются с местными органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления в части:

сроков выполнения мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ до нормативных уровней;

сроков отселения людей и вынесения объектов социального назначения из санитарно-защитных зон;

снижения объемов производства и выбросов загрязняющих веществ в период неблагоприятных метеорологических условий.

Проекты нормативов предельно допустимых вредных воздействий физических и биологических факторов на атмосферный воздух разрабатываются предприятиями, учреждениями, организациями и утверждаются органами Министерства здравоохранения Украины и Министерства охраны окружающей природной среды Украины по согласованию с местными органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления в части сроков осуществления мероприятий по снижению вредных воздействий физических и биологических факторов до нормативных уровней.

Порядок разработки и утверждения нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливается Министерством охраны окружающей природной среды Украины, а нормативов предельно допустимых вредных воздействий физических и биологических факторов на него - Министерством здравоохранения Украины и Министерством охраны окружающей природной среды Украины.

Статья 9. Предельные нормативы образования загрязняющих веществ,
которые отводятся в атмосферный воздух при эксплуатации
технологического и иного оборудования, сооружений и объектов

Для различных технологических процессов, технологического и иного оборудования, сооружений и объектов, в зависимости от времени разработки и ввода в действие технологий и оборудования, наличия научных и технических разработок, экономической целесообразности устанавливаются:

нормативы предельных объемов образования загрязняющих веществ для отдельных типов технологического и иного оборудования;

требования по вводу технологических процессов в части влияния на образование загрязняющих веществ;

регламенты использования и потерь сырья.

Указанные нормативы разрабатываются предприятиями, учреждениями и организациями и утверждаются Министерством охраны окружающей природной среды Украины.

Статья 10. Нормативы использования атмосферного воздуха как
сырья основного производственного назначения

Для снижения вредного воздействия на атмосферный воздух устанавливаются нормативы его использования как сырья основного производственного назначения.

Нормативы объемов использования атмосферного воздуха как сырья основного производственного назначения, порядок их разработки и утверждения определяются Кабинетом Министров Украины.

Статья 11. Нормативы содержания загрязняющих веществ в
отработанных газах передвижных источников и
вредного воздействия их физических факторов

Для каждого типа передвижных источников, эксплуатируемых на территории Украины, устанавливаются нормативы содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредного воздействия их физических факторов, которые разрабатываются с учетом наличия технических решений по уменьшению образования загрязняющих веществ, снижению уровней вредного воздействия физических факторов, очистке отработанных газов и экономической целесообразности. Порядок разработки и утверждения этих нормативов устанавливается Министерством охраны окружающей природной среды Украины и Министерством здравоохранения Украины.

Раздел III

Мероприятия по охране атмосферного воздуха

Статья 12. Обязанности предприятий, учреждений и организаций
по охране атмосферного воздуха

Предприятия, учреждения и организации, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, вредным воздействием физических и биологических факторов на него, обязаны:

осуществлять организационно-хозяйственные, технические и иные мероприятия по обеспечению выполнения условий и требований, предусмотренных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ и иное вредное воздействие;

принимать меры по уменьшению объемов выбросов загрязняющих веществ и снижению вредного воздействия физических и биологических факторов;

обеспечивать бесперебойную эффективную работу и поддержание в исправном состоянии сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов и уменьшения уровней иного вредного воздействия;

осуществлять контроль за объемом и составом загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, и уровнями иного вредного воздействия и вести их постоянный учет;

иметь предварительно разработанные специальные мероприятия по охране атмосферного воздуха на случай аварийных ситуаций и неблагоприятных метеорологических условий и принимать меры для ликвидации причин и последствий загрязнения атмосферного воздуха.

Выполнение мероприятий по охране атмосферного воздуха не должно приводить к загрязнению почв, вод и других природных объектов.

Статья 13. Регулирование выбросов загрязняющих веществ в
атмосферный воздух стационарными источниками

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками могут осуществляться только по разрешениям, выдаваемым органами Министерства охраны окружающей природной среды Украины. Объемы этих выбросов определяются на основе нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Порядок выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Статья 14. Ограничение, временное запрещение (приостановление)
или прекращение выбросов загрязняющих веществ в
атмосферный воздух и вредного воздействия
физических и биологические факторов на него

Деятельность, связанная с нарушениями условий и требований относительно выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредного воздействия физических и биологических факторов на него, предусмотренных разрешениями, может быть ограничена, временно запрещена (приостановлена) или прекращена Кабинетом Министров Украины, Правительством Республики Крым, местными органами государственной исполнительной власти. Министерством охраны окружающей природной среды Украины, другими государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Украины.

Статья 15. Регулирование уровней вредного воздействия физических
и биологических факторов на атмосферный воздух

Уровни вредного воздействия физических и биологических факторов на атмосферный воздух устанавливаются на основе нормативов, а в случаях, когда на них выдано разрешение,- должны соблюдаться и другие требования, предусмотренные этим разрешением. Разрешения выдаются Министерством здравоохранения Украины, Министерством охраны окружающей природной среды Украины и их органами на местах с учетом установленного статьей 8 настоящего Закона порядка утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий физических и биологических факторов на атмосферный воздух.

Местные органы государственной исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации и граждане при осуществлении своей деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и недопущению превышения установленных уровней акустического, электромагнитного, ионизирующего и иного вредного физического и биологического воздействия на атмосферный воздух и здоровье человека.

Статья 16. Регулирование вредных воздействий на атмосферный
воздух при отсутствии нормативов

Вредные воздействия на атмосферный воздух, для которых не установлены соответствующие нормативы экологической безопасности, запрещаются. В исключительных случаях такие воздействия допускаются временно лишь с разрешения Министерства охраны окружающей природной среды Украины и Министерства здравоохранения Украины при условии, что за этот период будет установлен соответствующий норматив и приняты необходимые меры по охране атмосферного воздуха.

Статья 17. Мероприятия по охране атмосферного воздуха при
аварийных ситуациях и неблагоприятных
метеорологических условиях

Предприятия, учреждения и организации, выбросы загрязняющих веществ или вредные воздействия физических и биологических факторов которых при превышении установленных предельных нормативов, авариях и неблагоприятных метеорологических условиях могут привести к чрезвычайным экологическим ситуациям, обязаны иметь заблаговременно разработанные специальные мероприятия по охране атмосферного воздуха, согласованные с органами Министерства охраны окружающей природной среды Украины, Министерством здравоохранения Украины, местными органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления.

При возникновении таких чрезвычайных экологических ситуаций руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны незамедлительно в установленном порядке сообщить об этом органам, осуществляющим государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха, и принять меры по охране атмосферного воздуха, ликвидации причин и последствий его загрязнения.

Статья 18. Регулирование деятельности, влияющей на погоду и
климат

Деятельность, направленная на искусственные изменения состояния атмосферы и атмосферных явлений в хозяйственных целях, может осуществляться предприятиями, учреждениями и организациями только с разрешения Министерства охраны окружающей природной среды Украины по согласованию с местными органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Предприятия, учреждения и организации в соответствии с международными соглашениями обязаны сокращать и в дальнейшем полностью прекратить производство и использование химических веществ, оказывающих вредное воздействие на озоновый слой, а также сокращать выбросы диоксида углерода и других веществ, накопление которых в атмосферном воздухе может привести к отрицательным изменениям климата.

Статья 19. Мероприятия по предотвращению и уменьшению
загрязнения атмосферного воздуха автотранспортными
и другими передвижными средствами и установками
и вредного воздействия их физических факторов

В целях предотвращения и уменьшения загрязнения атмосферного воздуха автотранспортными и другими передвижными средствами и установками и вредного воздействия их физических факторов осуществляются:

разработка и выполнение комплекса мероприятий по снижению токсичности выбросов, обезвреживанию вредных веществ и уменьшению вредного физического воздействия при проектировании, производстве, эксплуатации и ремонте автомобилей, самолетов, судов, других передвижных средств и установок;

перевод транспортных средств на менее токсичные виды энергии и топлива;

рациональное планирование и застройка населенных пунктов с соблюдением необходимого расстояния до автомобильных дорог;

вывод из густонаселенных жилых кварталов за черту города автотранспортных предприятий, автозаправочных станций, грузового транзитного автомобильного транспорта;

ограничение въезда автомобильного транспорта и других передвижных средств и установок в селитебные зоны, места отдыха и туризма;

улучшение содержания в надлежащем состоянии автомобильных дорог и уличных покрытий;

внедрение в городах автоматизированных систем регулирования дорожного движения;

совершенствование технологий транспортировки и хранения топлива, обеспечение постоянного контроля за качеством топлива на нефтеперерабатывающих предприятиях и автозаправочных станциях;

совершенствование деятельности контрольно-регулировочных и диагностических пунктов по проверке содержания загрязняющих веществ в отработанных газах автотранспортных и других передвижных средств и установок, а также их вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Производство и эксплуатация транспортных и других передвижных средств и установок, в которых содержание загрязняющих веществ в отработанных газах превышает нормативы или уровни вредного воздействия физических факторов, запрещаются.

Статья 20. Выполнение требований по охране атмосферного
воздуха при применении средств защиты растений,
минеральных удобрений и других препаратов

Перечни средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, использование которых разрешается в хозяйственной деятельности, а также способы их применения согласовываются с Министерством здравоохранения Украины и Министерством охраны окружающей природной среды Украины.

При создании новых препаратов должны разрабатываться нормативы предельно допустимых концентраций и методы определения остаточного количества этих препаратов в атмосферном воздухе.

Предприятия, учреждения и организации, а также граждане обязаны соблюдать правила транспортировки, хранения и применения средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, чтобы не допустить загрязнения атмосферного воздуха.

Статья 21. Выполнение требований по охране атмосферного
воздуха при добыче полезных ископаемых и проведении
взрывных работ

Добыча полезных ископаемых и взрывные работы должны проводиться с соблюдением правил по предотвращению или снижению уровней загрязнения атмосферного воздуха способами, согласованными с Министерством охраны окружающей природной среды Украины, Министерством здравоохранения Украины и другими органами в соответствии с законодательством Украины.

Размещение в населенных пунктах новых терриконов и отвалов, которые могут быть источниками загрязнения атмосферного воздуха или иного вредного воздействия на него, запрещается.

Статья 22. Выполнение требований по охране атмосферного воздуха
от загрязнения производственными, бытовыми и
другими отходами

Складирование, хранение или размещение производственного, бытового мусора и других отходов, которые являются источниками загрязнения атмосферного воздуха пылью, вредными газообразными и дурнопахнущими веществами или иного вредного воздействия, допускается лишь при наличии специального разрешения на определенных местными органами государственной исполнительной власти, органами местного самоуправления территориях в пределах установленных ими лимитов с соблюдением нормативов экологической безопасности и при возможности их дальнейшего хозяйственного использования.

Не допускается сжигание указанных отходов на территории предприятий, учреждений, организаций и населенных пунктов, за исключением случаев, когда это осуществляется с использованием специальных установок при соблюдении требований по охране атмосферного воздуха.

Собственники или уполномоченные ими органы управления предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечивать переработку, утилизацию и своевременный вывоз отходов, загрязняющих атмосферный воздух, на предприятия, использующие их как сырье или на специальные свалки.

Статья 23. Предотвращение и снижение шума

В целях предотвращения, снижения и достижения безопасных уровней производственных и иных шумов должны осуществляться:

создание и внедрение малошумных машин и механизмов на основе технического нормирования;

улучшение конструкций транспортных средств и условий их эксплуатации, а также содержание в надлежащем состоянии железнодорожных и трамвайных путей, автомобильных дорог, уличных покрытий;

размещение предприятий, транспортных магистралей, аэродромов и других объектов с источниками шума при планировании и застройке населенных пунктов в соответствии с установленными санитарно-техническими требованиями и картами шума;

производство строительных материалов, конструкций и технических средств и сооружений с необходимыми акустическими свойствами;

организационные мероприятия для предотвращения и снижения производственных, коммунальных, бытовых и транспортных шумов, включая введение рациональных схем и режимов движения железнодорожного, воздушного, водного и автомобильного транспорта в пределах населенных пунктов.

Граждане обязаны соблюдать требования, установленные с целью борьбы с бытовым шумом в квартирах, а также во дворах жилых домов, на улицах, в местах отдыха и других общественных местах.

Раздел IV

Соблюдение требований по охране атмосферного воздуха
при проектировании, строительстве и реконструкции
промышленных объектов

Статья 24. Выполнение требований по охране атмосферного воздуха
при размещении и развитии городов и других населенных
пунктов

Планирование, размещение, застройка и развитие городов и других населенных пунктов должны осуществляться с учетом экологической емкости территорий, соблюдением требований по охране, рациональному использованию и экологической безопасности атмосферного воздуха.

В населенных пунктах, в зоне которых на атмосферный воздух влияет деятельность нескольких предприятий, учреждений и организаций, по решению местных органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления разрабатываются сводные проекты нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредного воздействия физических и биологических факторов на него. В случаях, когда по расчетам в сводных проектах или результатам наблюдений за состоянием атмосферного воздуха превышаются нормативы экологической безопасности, органы Министерства охраны окружающей природной среды Украины и Министерства здравоохранения Украины могут устанавливать для отдельных предприятий, учреждений и организаций более строгие нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и уровни вредного воздействия физических и биологических факторов. В таких случаях эти предприятия, учреждения и организации обязаны разработать дополнительные мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и снижению уровней вредного воздействия физических и биологических факторов на него в порядке, определенном статьей 8 настоящего Закона.

При невозможности уменьшения выбросов загрязняющих веществ и снижения уровней вредного воздействия физических и биологических факторов па атмосферный воздух до установленных нормативов деятельность соответствующих предприятий, учреждений, организаций, сооружений и других объектов прекращается или их производственный профиль подлежит изменению в соответствии со статьями 15, 17,20 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды".

Статья 25. Санитарно-защитные зоны

В целях охраны атмосферного воздуха в районах жилищной застройки, массового отдыха и оздоровления населения при определении мест размещения новых, реконструкций действующих предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние атмосферного воздуха, устанавливаются санитарнозащитные зоны.

Если в результате нарушения установленных размеров и режима санитарнозащитных зон возникает необходимость в отселении населения, выводе из этих зон объектов социального назначения или осуществлении иных мероприятий, предприятия, учреждения и организации, местные органы государственной исполнительной власти, органы местного самоуправления должны решать вопросы о финансировании необходимых работ и мероприятий и сроках их реализации. В случаях, когда осуществление указанных мероприятий вызвано введением новых нормативов, их финансирование и сроки реализации решаются Кабинетом Министров Украины.

Статья 26. Согласование мест застройки, проектов строительства и
реконструкции предприятий, сооружений и других объектов,
влияющих на состояние атмосферного воздуха

При определении мест застройки, проектировании строительства и реконструкции предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние атмосферного воздуха, проводится согласование с органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха, и другими органами в соответствии с законодательством Украины.

Статья 27. Условия размещения, проектирования, строительства,
реконструкции и ввода в эксплуатацию предприятий,
сооружений и других объектов, влияющих на состояние
атмосферного воздуха

Проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, усовершенствование существующих и внедрение новых технологических процессов и оборудования должны осуществляться с обязательным соблюдением норм экологической безопасности, учетом совокупного действия выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредного воздействия физических и биологических факторов на него всеми действующими и планируемыми к строительству сооружениями и другими объектами, а также с учетом накопления загрязнения в атмосфере, трансграничного его перенесения, особенностей климатических условий.

Запрещается строительство и ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, не отвечающих требованиям охраны атмосферного воздуха.

Статья 28. Экологическая экспертиза

Для определения экологической безопасности при проектировании, размещении и строительстве новых и реконструкции действующих предприятий, сооружений и других объектов проводится экологическая экспертиза в порядке, определяемом законодательством Украины.

Статья 29. Соблюдение требований по охране атмосферного воздуха при
внедрении открытий, изобретений, применении новой техники,
импортных оборудования, технологий и систем

Запрещается внедрение открытий, изобретений и рационализаторских предложений, применение новой техники, импортных оборудования, технологий и систем, если они не отвечают установленным в Украине требованиям по охране атмосферного воздуха. В случае нарушения установленных требований такая деятельность прекращается уполномоченными на то государственными органами, а виновные лица привлекаются к ответственности.

Раздел V

Регулирование отношений в области
использования атмосферного воздуха

Статья 30. Использование атмосферного воздуха как сырья
основного производственного назначения

Использование атмосферного воздуха как сырья основного производственного назначения осуществляется предприятиями, учреждениями и организациями в соответствии с разработанными ими нормативами на основании разрешений, которые выдаются Министерством охраны окружающей природной среды Украины.

Порядок разработки этих нормативов и выдачи разрешений определяется Кабинетом Министров Украины.

Статья 31. Обязанности предприятий, учреждений и организаций,
деятельность которых связана с использованием
атмосферного воздуха как сырья основного
производственного назначения

Предприятия, учреждения и организации, деятельность которых связана с использованием атмосферного воздуха как сырья основного производственного назначения, должны предусматривать меры, обеспечивающие минимально необходимое использование атмосферного воздуха, а также осуществлять учет объемов атмосферного воздуха, расходуемого на производственные нужды. Эти же требования должны соблюдаться и при проектировании новых предприятий, сооружений, совершенствовании технологических процессов и оборудования.

Использование атмосферного воздуха как сырья основного производственного назначения с превышением установленных объемов запрещается.

Статья 32. Ограничение, временное запрещение (приостановление)
или прекращение использования атмосферного воздуха
как сырья основного производственного назначения

Использование атмосферного воздуха как сырья основного производственного назначения в случае нарушения условий разрешений и требований нормативов может быть ограничено, временно запрещено (приостановлено) или прекращено органами, указанными в статье 14 настоящего Закона.

Раздел VI

Экономический механизм обеспечения
охраны атмосферного воздуха

Статья 33. Организационно-экономические меры по обеспечению
охраны и использования атмосферного воздуха

Для обеспечения охраны и эффективного использования атмосферного воздуха вводятся организационно-экономические меры, предусматривающие:

- установление лимитов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и других вредных воздействий на него;

- установление лимитов использования воздуха как сырья основного производственного назначения;

- установление нормативов платы и размеров платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и другие вредные воздействия на него;

- установление нормативов платы за превышение лимитов выбросов, других вредных воздействий и выдачу разрешений на использование атмосферного воздуха;

- установление нормативов платы за использование атмосферного воздуха как сырья основного производственного назначения;

- предоставление предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам налоговых, кредитных и других льгот при внедрении ими малоотходных, безотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологических процессов, осуществлении других природоохранных мер в соответствии с законодательством.

Статья 34. Порядок установления лимитов выбросов загрязняющих
веществ в атмосферный воздух и уровней вредного
воздействия физических и биологических факторов на него

Лимиты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками определяются для предприятий, учреждений и организаций с учетом предельно допустимых объемов выбросов и доводятся до них как временно согласованные величины выбросов загрязняющих веществ по каждому компоненту.

Лимиты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются для предприятий органами Министерства охраны окружающей природной среды Украины в форме выдачи разрешений на выбросы.

Предельно допустимые уровни вредного воздействия физических и биологических факторов на атмосферный воздух устанавливаются органами Министерства здравоохранения Украины.

Порядок установления лимитов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и уровней вредного воздействия физических и биологических факторов определяется Кабинетом Министров Украины.

Статья 35. Порядок определения нормативов платы и взыскания
платежей за загрязнение атмосферного воздуха и за
иные вредные воздействия на него

Платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и за иные вредные воздействия на него взыскиваются с предприятий, учреждений и организаций. Взыскание платежей не освобождает от возмещения убытков, причиненных нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха. Размеры указанных платежей устанавливаются Правительством Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями на основании лимитов выбросов загрязняющих веществ и иных вредных воздействий на него и нормативов платы за них.

Порядок установления нормативов платы и взыскания платежей за загрязнение атмосферного воздуха и за иные вредные воздействия на него определяется Кабинетом Министров Украины.

Статья 36. Плата за использование атмосферного воздуха как
сырья основного производственного назначения

Плата за использование атмосферного воздуха как сырья основного производственного назначения устанавливается на основании нормативов его использования и нормативов платы за единицу объема атмосферного воздуха.

Порядок установления нормативов использования атмосферного воздуха как сырья основного производственного назначения, нормативов платы и взыскания платежей за него устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Статья 37. Распределение платежей за загрязнение атмосферного
воздуха, иные вредные воздействия на него и
использование атмосферного воздуха как сырья
основного производственного назначения

Распределение платежей за загрязнение атмосферного воздуха, иные вредные воздействия на него и за использование атмосферного воздуха как сырья основного производственного назначения осуществляется в соответствии со статьей 46 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды".

Раздел VII

Контроль в области охраны атмосферного воздуха

Статья 38. Контроль в области охраны атмосферного воздуха

Контроль в области охраны атмосферного воздуха направляется на обеспечение соблюдения требований законодательства об охране и использовании атмосферного воздуха всеми государственными органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

Статья 39. Государственный контроль в области охраны
атмосферного воздуха

Государственный контроль в области охраны и использования атмосферного воздуха осуществляется:

местными органами государственной исполнительной власти;

Министерством охраны окружающей природной среды Украины и его органами на местах;

Министерством здравоохранения Украины и его органами на местах в части соблюдения нормативов экологической безопасности (предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, предельно допустимые уровни акустического, электромагнитного, радиационного и иного вредного воздействия), других правил и нормативов, направленных на предотвращение отрицательного воздействия на здоровье людей;

Государственной автомобильной инспекцией Министерства внутренних дел Украины и ее органами на местах в части соблюдения нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредного воздействия физических факторов, установленных для соответствующего типа автомобильного транспорта и сельскохозяйственной техники;

другими государственными органами, а также органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Украины.

Статья 40. Производственный контроль за охраной
атмосферного воздуха

Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется предприятиями, учреждениями, организациями, другими органами в процессе их хозяйственной и иной деятельности, если она оказывает или может оказать вредное воздействие на состояние атмосферного воздуха.

Предприятия, учреждения, организации и другие органы обязаны осуществлять контроль за проектированием, строительством и эксплуатацией сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов в атмосферный воздух от загрязняющих веществ и снижения вредного воздействия физических и биологических факторов, оснащением их приборами, необходимыми для постоянного надзора за эффективностью очистки, соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ и уровней вредного воздействия физических и биологических факторов и соблюдением иных требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха.

Статья 41. Общественный контроль в области охраны
атмосферного воздуха

Общественный контроль в области охраны атмосферного воздуха осуществляется общественными инспекторами охраны окружающей природной среды в соответствии со статьей 36 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды".

Раздел VIII

Государственный учет и мониторинг в области
охраны атмосферного воздуха

Статья 42. Государственный учет в области охраны
атмосферного воздуха

Государственному учету подлежат:

объекты, которые оказывают или могут оказать вредное воздействие на состояние атмосферного воздуха;

объемы атмосферного воздуха, используемого как сырье основного производственного назначения;

виды и объемы вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух;

виды и размеры вредного воздействия физических и биологических факторов на атмосферный воздух.

Государственный учет осуществляется по критериям, определяемым:

- в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и использования атмосферного воздуха как сырья основного производственного назначения-Министерством охраны окружающей природной среды Украины:

- в части вредного воздействия физических и биологических факторов на атмосферный воздух - Министерством здравоохранения Украины.

Государственный учет в области охраны атмосферного воздуха осуществляется по единой системе в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.

Статья 43. Мониторинг в области охраны атмосферного воздуха

Сбор, обработка, сохранение и анализ информации о состоянии атмосферного воздуха осуществляются в рамках единой системы государственного мониторинга окружающей природной среды органами Министерства охраны окружающей природной среды Украины, Министерства здравоохранения Украины, Государственного комитета Украины по гидрометеорологии, а также предприятиями, учреждениями и организациями, деятельность которых приводит или может привести к ухудшению состояния атмосферного воздуха.

Раздел IX

Правонарушения в области охраны
атмосферного воздуха и ответственность за них

Статья 44. Нарушения законодательства об охране
атмосферного воздуха

Правонарушениями в области охраны атмосферного воздуха являются:

нарушение прав граждан на экологически безопасное состояние атмосферного воздуха;

превышение лимитов и нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

превышение нормативов предельно допустимых уровней вредного воздействия физических и биологических факторов на атмосферный воздух;

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и использование атмосферного воздуха как сырья основного производственного назначения без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов;

осуществление незаконной деятельности, отрицательно влияющей на погоду и климат;

внедрение открытий, изобретений, рационализаторских предложений, новых технических систем, веществ и материалов, а также закупка в зарубежных странах и эксплуатация технологического оборудования, транспортных средств и других объектов, не отвечающих установленным требованиям по охране атмосферного воздуха;

нарушение правил складирования и утилизации промышленных и бытовых отходов, транспортировки, хранения и применения средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, повлекшее загрязнение атмосферного воздуха;

проектирование и строительство объектов с нарушением норм и требований по охране и использованию атмосферного воздуха;

невыполнение распоряжений и предписаний органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны и использования атмосферного воздуха;

отказ от предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии атмосферного воздуха, источниках загрязнения, а также утаивание или искажение сведений о состоянии экологической обстановки, сложившейся вследствие загрязнения атмосферного воздуха.

Законодательством Украины может быть установлена ответственность и за другие правонарушения в области охраны и использования атмосферного воздуха.

Лица, виновные в нарушении законодательства об охране атмосферного воздуха, несут ответственность в соответствии с актами законодательства Украины.

Споры по вопросам охраны и использования атмосферного воздуха разрешаются в порядке, установленном законодательством Украины.

Статья 45. Возмещение убытков, причиненных в результате нарушения
законодательства об охране атмосферного воздуха

Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить убытки, причиненные нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха в порядке и размерах, установленных законодательством Украины.

Раздел X

Международные отношения

Статья 46. Участие Украины в международном сотрудничестве в
области охраны атмосферного воздуха

Украина принимает участие в международном сотрудничестве в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Украины и международными соглашениями, ратифицированными Украиной.

Если международными договорами установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Президент Украины Л. КРАВЧУК

г. Киев, 16 октября 1992 года
N 2707-XII