О некоторых вопросах бухучета
ВОПРОС: 1. Коммерческая фирма приобрела у частного лица в жилом доме через биржу недвижимости квартиру под офис и получила свидетельство о праве собственности на эту квартиру. Документы на перевод квартиры из жилого в нежилое помещение находятся в Исполкоме.
Как правильно оприходовать квартиру - как основные фонды или нематериальные активы?
Как правильно начислять износ и куда относить затраты на содержания офиса до 01.07.97г.?
2. Что является основанием для зачисления на баланс приобретенного предприятием нежилого помещения: договор купли-продажи, регистрация в бюро технической инвентаризации или акт приемки-передачи?.
3. Коллективное предприятие в июне 1997 года приобрело помещение магазина, ранее 1 арендованное им у ЖЭО, размещенное на первом этаже жилого дома. Как правильно оприходовать выкупленное помещение?
4. Какой момент при передаче основных средств в 1 полугодии 1997 года с оплатой и их остаточной стоимости (или при передаче их безвозмездно предприятием-учредителем дочернему предприятию) следует считать моментом реализации?
5. При приобретении основных средств обязательно ли предприятию создавать фонд для их приобретения, отвлекая значительную сумму прибыли (дебет счета 81 - кредит счета 88)?
Может ли быть использована для этих целей сумма износа, начисленная в определенный период (так как амортизационный фонд предприятие не начисляет)?
6. В 1991 году нашему частному предприятию передан безвозмездно автомобиль другим частным предприятием по остаточном стоимости. Имеет ли право предприятие продать этот автомобиль своему работнику тоже по остаточной стоимости?
7. Фирма выполнила предусмотренные договором подряда работы в период январь - апрель 1997 года, но у заказчика отсутствуют средства на расчетном счете, поэтому в мае в счет оплаты фирме передан склад. Как правильно его оприходовать?
ОТВЕТ: 1. Согласно пункту 15 Указаний по организации бухгалтерского учета в Украине, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 07.05.93 г. N 25 (с изменениями и дополнениями), под нематериальными активами понимаются долгосрочные вложения в приобретение объектов промышленной и интеллектуальной собственности, права на осуществление отдельных видов деятельности, права аренды зданий (сооружений, помещений) или пользования ими, права собственности на квартиры, а также иные аналогичные имущественные права, которые признаются объектом права собственности конкретного предприятия и приносят доход.
Так как фирма приобрела квартиру под офис, а не право собственности на нее, то данный объект следует оприходовать как основные средства на счет 01 "Основные средства".
Износ основных средств отражается на счете 02 "Износ (амортизация) имущества" и списывается при их ликвидации, реализации или другом выбытии.
Погашение стоимости основных средств предприятия осуществляется путем отнесения износа (амортизационных отчислений) по утвержденным нормам на затраты производства и обращения в течение срока, за который первоначальная стоимость полностью переносится на затраты производства или издержки обращения.
Работы по восстановлению первичных качеств и улучшению состояния основных средств называются ремонтными и по принятой классификации подразделяются на текущий и капитальный ремонты зданий, сооружений (помещений).
К текущему ремонту относятся небольшие по объему работы, не приводящие к увеличению остаточной стоимости этих объектов, а именно: - устранение мелких дефектов; - покраска и побелка помещений с исправлением оштукатуренных поверхностей и т.д.
К капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по замене конструктивных элементов, которые увеличивают стоимость основных фондов.
Согласно подпункту 9.1.4 пункта 9.1 статьи 9 Закона Украины от 28.12.94 г. "О налогообложении прибыли предприятий" затраты на текущий ремонт производственных основных средств относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) или издержки обращения.
Расходы, связанные с законченным капитальным ремонтом основных фондов, начиная с 1996 года относят на увеличение балансовой стоимости соответствующих основных средств с дальнейшей амортизацией по установленным нормам на полное их восстановление (пункт 6 постановления Кабинета Министров Украины от 16.05.96 г. N 523 "О проведении индексации балансовой стоимости основных фондов и определении размеров амортизационных отчислений на полное их восстановление в 1996 - 1997 годах").
Порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности увеличения балансовой стоимости основных фондов на сумму расходов, связанных с законченным капитальным ремонтом, утвержден приказом Министерства финансов Украины от 14.06.96г. N 120 (опубликован в еженедельнике "Баланс", 1996, N 29).
К затратам на содержание офиса относятся коммунальные услуги (отопление помещения, снабжение водой, электроэнергией и т.д.). Согласно подпунктам 9.1.4 - 9.1.6 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" вышеуказанные затраты относятся на себестоимость продукции, выполненных работ (услуг) или издержки обращения.
2. Согласно статье 128 Гражданского кодекса Украинской ССР право собственности у приобретателя имущества по договорам (в том числе и по договору купли-продажи) возникает с момента передачи предмета, если другое не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 40 Положения по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций, утвержденного Министерством финансов СССР от 07.05.76г. N 30 и действующего на территории Украины до настоящего времени, предусмотрено оформлять зачисление объектов в состав основных средств (фондов) актом приемки-передачи типовой формы N 03-1.
При передаче основных Средств (фондов) от одного предприятия другому акт составляется в двух экземплярах на каждый отдельный объект.
Затем договор купли-продажи и акт приемки-передачи вместе с технической документацией передаются в бухгалтерию предприятия-покупателя. На основании этих документов работники бухгалтерии производят соответствующие записи: приходуют объект основных средств (фондов) с отражением на определенном для этого в Плане счетов балансовом счете 01 "Основные средства (фонды)", открывают инвентарную карточку формы N 03-6 (для зданий и сооружений) или производят запись в инвентарной книге по форме N 03-11.
Кроме того, в соответствии с пунктом 15 указанного выше Положения для обеспечения на предприятии контроля за сохранностью основных средств (фондов) каждому инвентарному объекту присваивается соответствующий инвентарный номер.
Предприятие должно зарегистрировать недвижимость (в том числе и нежилые помещения) в бюро технической инвентаризации по месту нахождения объекта.
3. Приобретенное помещение коллективному предприятию следует оприходовать как основные фонды на счет 01 "Основные средства" и сделать следующие проводки:
+-------------------------------------------------------------------+
¦ ¦ Содержание ¦ Корреспонди- ¦ Наименование ¦
¦ N ¦ операции ¦ рующие счета ¦ первичных ¦
¦п/п¦ +--------------¦ документов ¦
¦ ¦ ¦ Дебет¦Кредит ¦ ¦
¦ ¦ ¦ счета¦счета ¦ ¦
+---+----------------------+------+-------+-------------------------¦
¦ 1.¦Оплачен счет за ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦помещение ¦ 60 ¦ 51 ¦Банковские выписки ¦
+---+----------------------+------+-------+-------------------------¦
¦ 2.¦Отражена стоимость ¦ ¦ ¦Приемные акты, ¦
¦ ¦приобретенного ¦ 33 ¦ 60 ¦документы на ¦
¦ ¦помещения ¦ ¦ ¦приобретение помещения ¦
+---+----------------------+------+-------+-------------------------¦
¦ 3.¦Оприходовано помещение¦ 01 ¦ 33 ¦Акт приема-передачи ОС-1 ¦
¦ ¦магазина ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------+------+-------+-------------------------¦
¦ 4.¦Образован источник ¦81,87,¦ 88* ¦ ¦
¦ ¦финансирования ¦88,98 ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------------------------------¦
¦ ¦* Субщет "Прибыль, используемая на капитальные вложения ¦
¦ ¦ и пробретение материальных активов" ¦
+-------------------------------------------------------------------+
4. Всоответствии с пунктом 72 Положения об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 03.04.93 г. N 250 (далее - Положение), с изменениями и дополнениями, датой реализации продукции (работ, услуг) считается день поступления средств на расчетный счет предприятия, а при расчетах наличными - день поступлени? средств в кассу. Предприятие может устанавливать порядок, согласно которому выручка от реализация продукции (работ, услуг) определяется по стоимости отгруженной продукции (выполненных работ, услуг). указанной в оформленных для оплаты покупателем (заказчиком) расчетных документах.
Пункт 1 Указаний по организации бухгалтерского учета в Украине, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 07.05.93 г. № 25, с изменениями и дополнениями, обязывает предприятия всех форм собственности и видов подчиненности (распорядительным документом руководителя предприятия на текущий год) утверждать порядок определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Таким образом, при передаче основных средств с оплатой их остаточной стоимости момент реализации будет определяться утвержденным на предприятии порядком определения выручки от реализации и отражаться записью по кредиту счета 4? "Реализация" в дебет счетов:
60 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет" - в случае применения кассового метода определения реализации;
76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - в случае определения реализации по методу начисления.
При передаче предприятием основных средств безвозмездно моментом реализации является дата подписания акта приема-передачи основных средств по установленной форме N 03-1.
5. При решении вопроса об отражении источника финансирования по приобретенным и введенным в эксплуатацию основным средствам предприятиям любой формы собственности следует руководствоваться пунктом 2.56 Инструкции о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятия, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 18.08.95 г. N 139, с изменениями и дополнениями.
Предприятия, которые ведут учет начисления амортизации на полное восстановление основных фондов без использования счета 86 "Амортизационный фонд", т.е. учет начисленных амортизации и износа отражают &в одном и том же счете 02 "Износ (амортизация) имущества", используют на финансирование капитальных вложений в первую очередь сумму начисленного износа на полное восстановление основных фондов. В целях недопущения иммобилизации собственных и привлеченных средств указанным предприятиям рекомендуется ведение оперативного учета использования таких источников.
А превышение фактических объемов капитальных вложений в отчетном периоде над суммой амортизации основных фондов, включая ее остаток на начало отчетного периода, списывается с кредита счета 88 "Фонды специального назначения" субсчет "Фонд использованной на капитальные вложения и приобретение нематериальных активов прибыли" в дебет счетов: - 81 "Использование прибыли"; - 87 "Фонды экономического стимулирования"; - 98 "Нераспределенная прибыль (непокрытые убытки) прошлых лет".
6. На запрос Центра бухгалтерского сервиса "Баланс" Министерством экономики Украины направлено в адрес Центра письмо от 19.04.97 г. N 36-17/46 (опубликовано в еженедельнике "Баланс", 1997, N 20), в котором Государственная инспекция по контролю за ценами Министерства экономики Украины, рассмотрев действующий порядок купли-продажи недвижимости и автотранспортных средств, сообщает, что отчуждение недвижимости и автотранспортных средств предприятия негосударственной формы собственности проводится в соответствии с договором купли-продажи, нотариально удостоверенным, с проведением независимой экспертной оценки стоимости объекта продажи.
7. В данном случае, кроме договора подряда на выполнение работ, между предприятиями должно быть заключено дополнительное соглашение, в котором необходимо предусмотреть условия мены (ст. 241, 242 Гражданского кодекса Украины).
Пунктом 1.18 статьи 1 Закона Украины от 28.12.94 г. "О налогообложении прибыли предприятий" товарообменная (бартерная) операция определена как хозяйственная операция субъекта предпринимательской деятельности, предусматривающая расчет за реализованную продукцию (работы, услуги) в иной, чем денежной, форме, включая любые виды погашения (зачета) взаимозадолженности между сторонами хозяйственной операции без проведения денежных расчетов.
Рассмотрим такую хозяйственную операцию на условном числовом примере.
Пример.
1. По договору подряда на ремонт оборудования фирма выполнила указанные работы на сумму 8 600 грн.
2. По дополнительному соглашению к договору подряда от заказчика получено складское помещение, эквивалентное по цене стоимости выполненных работ, т.е. 8 600 грн.
Схема бухгалтерских проводок условного примера приведена ниже:
+--------------------------------------------------------------------+
¦ ¦ ¦ Корреспонди- ¦ ¦
¦ N ¦ ¦ рующи е счета ¦ ¦
¦п/п¦ Содержание операции +---------------¦ Сумма, грн. ¦
¦ ¦ ¦ Дебет ¦Кредит ¦ ¦
¦ ¦ ¦ счета ¦счета ¦ ¦
+---+----------------------------------+-------+-------+-------------¦
¦ 1.¦Отражена согласованная по договору¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подряда стоимость выполненных ¦ 62,76 ¦ 46 ¦ 8 600 ¦
¦ ¦работ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------+-------+-------+-------------¦
¦ 2.¦Отражена стоимость полученного по ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бартерному договору объекта ¦ 33 ¦ 60,76 ¦ 8 600 ¦
¦ ¦основных средств (склада) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------+-------+-------+-------------¦
¦ 3.¦Оприходована стоимость полученного¦ 01 ¦ 33 ¦ 8 600 ¦
¦ ¦по бартерному договору объекта ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основных фондов (склада) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------+-------+-------+-------------¦
¦ 4.¦Если по бартерному договору прихо-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дуется объект основных производст-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦венных фондов, то операция N 3 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦будет следующая: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦а) оприходован объект основных ¦ 01 ¦ 33 ¦ 7 167 ¦
¦ ¦фондов по балансовой стоимости ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦б) отражена сумма НДС ¦ 68 ¦ 33 ¦ 1433 ¦
+---+----------------------------------+-------+-------+-------------¦
¦ 5.¦Образован источник финансирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в размере превышения стоимости ¦ 81,87,¦ 88 ¦ < или = ¦
¦ ¦полученного по договору объекта ¦ 98 ¦ ¦ 8 600 ¦
¦ ¦над суммой амортизации (пункт 3 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦данного расчета ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------+-------+-------+-------------¦
¦ 6.¦То же для объекта, относящегося к ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основным поизводственным фондам ¦ 81,87,¦ 88 ¦ < или = ¦
¦ ¦(пункт 4 данного расчета) ¦ 98 ¦ ¦ 7 167 ¦
+---+----------------------------------+-------+-------+-------------¦
¦ 7.¦Отражен зачет задолженности за ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выполненные работы и полученный ¦ 60,76 ¦ 62,76 ¦ 8 600 ¦
¦ ¦по бартерному договору объект ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основных фондов ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------------------------------------¦
¦ ¦ Примечание ¦
¦ ¦При бартерных операциях (в пределах Украины) к примененным в ¦
¦ ¦схеме проводок счетам используются субщета: ¦
¦ ¦ - к счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - ¦
¦ ¦ субщет "Расчеты по бартерным операциям"; ¦
¦ ¦ - к счету 62 "Расчет с покупателями и заказчиками" - ¦
¦ ¦ субщет "Прочие счета"; ¦
¦ ¦ - к счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - ¦
¦ ¦ субщет "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами ¦
¦ ¦ внутри страны" ¦
+--------------------------------------------------------------------+
Возможен вариант, когда бартерным договором определено только количество передаваемых основных фондов (один склад) и в документах указана стоимость в большей сумме, чем было выполнено работ (кредит счета 46 "Реализация"). Тогда фирме необходимо увеличить стоимость выполненных работ на эту разницу и отразить записью по дебету счетов 62, 76 и кредиту счета 46 "Реализация".
