Увага! Це є застаріла редакція документа. На останню редакцію

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УКРАИНЫ

РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 25.02.92 г. N 01-6/244

О некоторых вопросах практики применения
Арбитражного процессуального Кодекса Украины

(С изменениями, внесенными согласно Разъяснениям
Высшего арбитражного суда от
19.03.93 г. N 01-6/4
82,
от 23.08.94 г. N 02-5/612,
от 28.04.95 г. N 02-5/310)

Извлечение

Постановлением Верховной Рады Украины от 6 ноября 1991 года N 1799-12 с 1 марта 1992 года введен в действие Арбитражный процессуальный кодекс Украины (далее - АПК).

С этой даты на территории Украины не применяются Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами.

В целях обеспечения единообразного применения АПК Президиум Высшего арбитражного суда Украины считает необходимым дать следующие разъяснения.

5. Арбитражные расходы

5.1. Одной из составных частей арбитражных расходов является государственная пошлина, которая уплачивается или взыскивается в доход республиканского бюджета Украины в порядке и размере, установленных Законом Украины "О государственной пошлине". Государственная пошлина с исковых заявлений зачисляется на бюджетный счет Министерства финансов Украины N 1100657 в городской дирекции Укрсоцбанка г.Киева по разделу II, параграф 1 "Государственная пошлина", символ отчетности банка 57, МФО 322012.

В соответствии с этим Законом государственная пошлина взимается не только с заявлений о проверке в порядке надзора решений и постановлений арбитражного суда, но также с заявлений о проверке в порядке надзора всех без исключения определений.

5.2. Применяя статью 47 АПК, необходимо исходить из того, что арбитражный суд должен вернуть уплаченную государственную пошлину частично или полностью в случаях, предусмотренных статьей 9 Закона Украины "О государственной пошлине", а именно:

- внесения пошлины в большем размере, чем предусмотрено действующим законодательством;

- возвращения искового заявления, а также заявления о проверке решения, постановления, определения в порядке надзора (статьи 62 и 105 АПК);

- прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения, если дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, а также когда истцом не соблюден установленный для данной категории споров порядок доарбитражного урегулирования (пункт 1 статьи 80 и пункт 3 статьи 81 АПК);

- отмены в установленном порядке решения, постановления, определения арбитражного суда, если государственная пошлина была взыскана в доход бюджета.

5.4. Одним из реквизитов искового заявления является цена иска. При обращении с претензией и иском в иностранной валюте сумма претензии и иска определяется в той валюте, в которой проводились или должны были проводиться расчеты между сторонами. В исковом заявлении указывается цена иска в иностранной валюте и денежный эквивалент по официальному курсу Национального банка Украины. В этом случае подведомственность спора зависит от цены иска в денежном эквиваленте, и госпошлина уплачивается с учетом этого курса денежной единицы (статья 8 Закона Украины "О государственной пошлине"). В решении арбитражного суда об удовлетворении исковых требований в иностранной валюте отдельно указывается сумма государственной пошлины в денежной единице Национального банка Украины с учетом эквивалента и отдельно издаются приказы на взыскание этих сумм.

6.14. Если по какому-либо исковому требованию, которое было рассмотрено на заседании арбитражного суда, арбитр не принял решения или не решил вопрос о разделении арбитражных расходов или возврате государственной пошлины из бюджета, то по заявлению стороны или прокурора, который принимал участие в арбитражном процессе, право принимать дополнительное решение или определение предоставлено арбитру. Следовательно, сторона или прокурор в этих случаях должны обращаться с соответствующим заявлением к арбитру, а не с заявлением или протестом о проверке решения в порядке надзора. Такое дополнительное решение или определение арбитр имеет право принять по своей инициативе (статья 88 АПК).