МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ
ПИСЬМО
от 26.09.94 N 11-315
Председателям Верховного Совета
Республики Крым, областных,
Киевского и Севастопольского
городских Советов
О введении местных налогов и сборов
Декретом Кабинета Министров Украины от 20 мая 1993 года N 56-93 "О местных налогах и сборах" предусмотрено введение органами местного самоуправления местных налогов и сборов.
В расчетных показателях к Государственному бюджету на 1994 год определены поступления указанных платежей в сумме 10 трлн. крб., в то же время в расчетах к бюджетам Республики Крым, областей, гг. Киева и Севастополя - лишь 5.8 трлн. карбованцев. За январь-август 1994 года фактически поступило местных налогов и сборов в сумме 414,3 млрд. крб., или 461 и 2,1 процента к вышеуказанным расчетным показателям. Меньше всего таких налогов и сборов поступило в местные бюджеты в Винницкой, Житомирской, Николаевской и Херсонской областях.
Такое положение с поступлением местных налогов и сборов обусловлено тем, что значительное количество органов местного самоуправления не обеспечило законное и своевременное принятие и доведение плательщикам решений о введении местных налогов и сборов, а также положений о порядке их исчисления и уплаты.
По состоянию на 1 августа 1994 года 5998 сельских, 247 поселковых и городских Советов народных депутатов, или соответственно 61,3 и 17,8 процента их общего количества, не приняли решения о введении местных налогов и сборов, из них 3837 сельских и 129 поселковых и городских, или 64 и 52,2 процента, которые получают субвенции. Наибольшее количество поселковых и городских Советов, которые не приняли решения и получают субвенции, в Донецкой, Закарпатской, Луганской, Львовской и Черниговской областях.
Значительное количество органов местного самоуправления при принятиии решений о введении местных налогов и сборов не утверждают соответствующие положения с четким определением плательщиков, ставок, сроков уплаты, льгот и т.п. Немало решений о введении местных налогов и сборов и положения к ним доводились плательщикам со значительной задержкой. Одесский горсовет, например, о своих решениях сообщил плательщикам через два месяца, а Бараносвкий поселковый Совет Житомирской области о введении коммунального налога - через четыре месяца после их принятия.
В 16 областях и г. Киеве отдельные органы местного самоуправления приняли решения о введении не предусмотренных законодательством налогов и сборов. Так, введены сборы: за пеший переход границы; за легковой автотранспорт, который используется для служебных поездок; за выпас скота в летнее время; на развитие инфраструктуры города; за дачи и базы отдыха; за раздел имущества супругов; за временное нахождение граждан России на территории города; экологический сбор и т.п.
В большинстве случаев органы местного самоуправления определили поступление ряда местных налогов и сборов не в местные бюджеты, а во внебюджетные фонды, на текущие счета органов исполнительной власти и счета соответствующих хозорганов. В Днепропетровской области, например, в 1993-1994 годах часть коммунального налога, налога с продажи импортных товаров и налога с рекламы зачислялись во внебюджетные фонды, и лишь после проверки налоговыми инспекциями 9 млрд. крб. таких средств перечислено по принадлежности в местные бюджеты. Аналогично в Луганской области возвращено местным бюджетам 271,8 млн. крб. В Волынской областисбор платы за проезд автотранспорта, который направляется за границу, в сумме 10,7 тыс. американских долларов и 22,1 тыс. немецких марок был продан отделению банка "ИНКО", а полученные средства перечислены на счет райгосадминистрации Ратновского района. Кроме того, распоряжением Ратновского поселкового Совета 19,6 млрд. крб. этого сбора направлено на внебюджетные счета областного, поселкового Советов и организации, которая проводит этот сбор. За семь месяцев 1994 года во внебюджетные фонды областного и пяти поселковых Советов этой области зачислено 23,1 млрд. крб., что в 2,5 раза больше, чем в соответствующие местные Советы.
Значительные суммы рыночного сбора зачислялись на счета администраций рынков в Киевской, Луганской, Николаевской, Черкасской областях.
Указанное требует объединения усилий местных Советов и правоохранительных органов относительно наведения государственного порядка в этом важном деле, отмены незаконных решений.
Недостаточными остаются пока что массово-разъяснительные мероприятия по доведению плательщикам и государственным организациям, которые взимают местные налоги и сборы, сведений об особенностях исчисления, сроках уплаты этих платежей и ведении их учета, что приводит к нарушениям и существенным потерям доходов местных бюджетов. Это подтверждается результатами проверок налоговых инспекций, которыми выявлены нарушения у 6188 плательщиков, или каждый четвертый плательщик неправильно исчислял и платил соответствующие местные налоги и сборы, в связи с чем доначислено, с учетом финансовых санкций, 25,9 млрд. крб. платежей. Применены финансовые санкции к 84,5 процента нарушителей налогового законодательства, на каждом третьем предприятии, на котором выявлены нарушения, должностные лица привлечены к административной ответственности. Десять материалов о нарушении налогового законодательства переданы правоохранительным органам.
Сообщая об указанном, Министерство финансов Украины просит предложить председателям местных Советов принять необходимые меры по наведению государственного порядка в этом важном деле, активизировать введение местных налогов и сборов, предусмотренных Декретом Кабинета Министров Украины от 20 мая 1993 года N 56-93 "О местных налогах и сборах".
Министр финансов Украины П.К.ГЕРМАНЧУК