Увага! Це є застаріла редакція документа. На останню редакцію

АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 апреля 1994 г. N 5
г. Киев

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции Украины
6 мая 1994 г. N 90/299

Об утверждении Временных правил рассмотрения
дел о нарушении антимонопольного законодательства Украины

Всоответствии с Постановлением Верховного Совета Украины от 26 ноября 1993 года N 3660-XII "О порядке введения в действие Закона Украины Об Антимонопольном Комитете Украины" утвердить временные правила рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства Украины, которые будут действовать до принятия соответствующих законодательных актов.

Председатель А.ЗАВАДА

Утверждено
распоряжением Антимонопольного комитета Украины
от 19 апреля 1994 г. N 5

Временные правила рассмотрения
дел о нарушении антимонопольного
законодательства украины

I. Общие положения

1. Настоящие правила определяют порядок рассмотрения Антимонопольным комитетом Украины (далее - Комитет), его территориальными отделениями (далее - отделения) дел о нарушении антимонопольного законодательства (далее - нарушения) в соответствии с законами Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности" и "Об Антимонопольном комитете Украины".

2. Рассмотрение дел о нарушении осуществляется на основах равенства сторон перед законом и органами и должностными лицами, рассматривающими дела.

II. Органы и должные лица, рассматривающие
дела о нарушениях, их компетенция

3. Дела о нарушениях в пределах компетенции рассматриваются органами или должностными лицами:

Комитетом;

постоянно действующей административной коллегией;

временной административной коллегией;

государственным уполномоченным;

председателем отделения.

4. Председателю отделения подведомственны дела о:

злоупотреблении монопольным положением, неправомерных соглашениях между предпринимателями, недобросовестной конкуренции, если последствия нарушений имеют место на соответствующем региональном рынке;

дискриминации предпринимателей местными органами государственной исполнительной власти, органами местного и регионального самоуправления, региональными органами управления общественных организаций и объединений предпринимателей, кроме тех, которые подведомственны постоянно действующей административной коллегии;

непредставлении или несвоевременном представлении информации, представлении заведомо недостоверных данных отделению;

уклонении от выполнения или несвоевременном выполнении решений отделений;

административных правонарушениях, предусмотренных частью второй и третьей ст. 164 (3) Кодекса Украины от административных правонарушениях.

5. Государственному уполномоченному подведомственны дела о :

злоупотреблении монопольным положением, неправомерных соглашениях между предпринимателями, недобросовестной конкуренции, если последствия нарушений имеют место на общегосударственном рынке;

принудительном разделении монопольных образований, действующих на региональном рынке;

уклонении от выполнения или несвоевременном выполнении решений, требований нормативных актов Комитета;

непредставлении или несвоевременном представлении информации, представлении заведомо недостоверных данных Комитету;

административных правонарушениях, предусмотренных частью второй и третьей ст. 164 (3) Кодекса Украины об административных правонарушениях.

6. Временной административной коллегии подведомственны дела о принудительном разделении монопольных образований, действующих на общегосударственном рынке.

Временная административная коллегия может быть образована для рассмотрения любого дела о нарушениях, кроме тех, которые подведомственны Комитету и постоянно действующей административной коллегии.

7. Постоянно действующей административной коллегии подведомственны дела о дискриминации предпринимателей центральными органами государственной исполнительной власти, представителями Президента Украины в областях, городах Киеве и Севастополе, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями и Советами народных депутатов, центральными органами управления всеукраинских общественных организаций.

Постоянно действующая административная коллегия может принять в свое ведение и рассмотреть любое дело о нарушениях, кроме тех, которые подведомственны Комитету.

8. Комитету подведомственны дела, материалы которых связаны с обеспечением национальной безопасности, обороны, общественных интересов или содержат государственную тайну.

Комитет может принять к своему ведению и рассмотреть любое дело о нарушениях.

9. Председатель Комитета, его заместители имеют право по ходатайству сторон и третьих лиц, принимающих участие в деле, или по собственной инициативе истребовать любое дело, которое находится в ведении органа или должностного лица, уполномоченных рассматривать дело, и передать его на рассмотрение другого органа или должностного лица.

III. Доказательства

10. Доказательствами в деле могут быть какие-либо фактические данные, дающие возможность определить наличие или отсутствие нарушения.

Эти данные устанавливаются следующими средствами: объяснениями сторон и третьих лиц, объяснениями служебных лиц и граждан, письменными доказательствами, вещественными доказательствами и заключениями экспертов.

IV. Сроки рассмотрения дел

11. Дела должны быть рассмотрены, если иное не предусмотрено действующим законодательством, в следующие сроки:

о принудительном разделении монопольных образований - в шестимесячный срок;

все другие дела - в трехмесячный срок со дня принятия государственным уполномоченным, председателем отделения распоряжения о начале рассмотрения дела.

Эти сроки могут быть продлены государственным уполномоченным на два месяца.

В срок рассмотрения дела не засчитывается время на затребование доказательств, проведение экспертиз, прекращение рассмотрения дела до завершения рассмотрения другого дела, связанного с этим делом.

Сроки, определенные настоящими Правилами, исчисляются в порядке, предусмотренном ст. ст. 86, 87

ГПК Украины.

V. Лица, принимающие участие в деле, их права и обязанности

12. Лицами, принимающими участие в деле, признаются: стороны, третьи лица, их представители.

Сторонами в деле являются заявитель и ответчик.

Заявителем является лицо, обращающееся в Комитет, отделение за защитой прав и законных интересов, которые считают нарушенными.

Заявителем может быть предприниматель, орган власти и управления, общественное объединение, иное юридическое лицо, а также гражданин.

Ответчиком является лицо, в действиях которого усматриваются признаки нарушения.

Ответчиком может быть предприниматель, орган власти и управления, общественное объединение, иное юридическое лицо.

Третьи лица могут вступать в дело на стороне заявителя или ответчика до принятия решения, если решение в деле может повлиять на их права.

13. Лица, принимающие участия в деле, имеют право представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать устные и письменные пояснения, получать копии решений по делу, представлять свои соображения и возражения, обжаловать решения в порядке, определенном действующим законодательством.

Ответчик и третье лицо имеют право ознакомиться с заявлением о нарушениях.

Стороны и третье лицо обязаны добросовестно пользоваться принадлежащими им правами.

VI. Основания для рассмотрения дел

14. Дела о нарушениях рассматриваются на основании:

заявлений предпринимателей, органов власти и управления, общественных объединений, граждан;

непосредственного выявления служащим Комитета, отделения признаков нарушения.

VII. Подача заявления и его рассмотрение

15. Заявления по делам, подведомственных председателю отделения, подаются в отделение по месту нахождения ответчика. Заявления по другим делам о нарушениях подаются в Комитет.

16. Заявление подается в письменной форме и должно содержать:

наименование органа, в который подается заявление;

наименование, почтовый адрес, другие реквизиты (факс, телефон) заявителя;

наименование, почтовый адрес, другие реквизиты ответчика;

содержание требований и изложение обстоятельств, которыми заявитель обосновывает свои требования;

перечень документов, прилагаемых к заявлению;

подпись заявителя или его представителя с указанием времени подачи заявления.

17. Заявление о нарушении рассматривается на протяжении 10 календарных дней.

Установив, что заявление подано без соблюдения требований, изложенных в п. 16 настоящих правил, и это препятствует рассмотрению заявления, государственный уполномоченный, председатель отделения оставляет заявление без движения, о чем письменно уведомляет заявителя и предоставляет ему срок для исправления недочетов.

В случае невыполнения указанных требований в установленный срок распоряжением государственного уполномоченного, председателя отделения заявление может быть оставлено без рассмотрения, о чем письменно уведомляется заявитель.

Оставление заявления без рассмотрения не лишает заявителя права обратиться в Комитет, отделение с повторным заявлением о нарушении.

Время оставления заявления без движения не засчитывается в срок рассмотрения заявления.

18. Если заявление не подлежит рассмотрению в Комитете, отделении, заявителю отказывается в принятии заявления.

Отказ в принятии заявления может быть обжалован в суде, арбитражном суде в соответствии с действующим законодательством.

VIII. Рассмотрение дела

19. При наличии признаков нарушения государственным уполномоченным, председателем отделения принимается распоряжение о начале рассмотрения дела, о чем письменно уведомляются стороны.

20. Полномочия служащих Комитета относительно сбора доказательств во время рассмотрения дела утверждаются поручением, выданным государственным уполномоченным, а полномочия служащих отделения - поручением председателя отделения.

21. Служащие Комитета, отделения, которым поручен сбор и анализ доказательств, проводят действия, направленные на всестороннее, полное и объективное выяснение действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон, а именно:

исследуют региональный или общегосударственный рынки;

получают от сторон, третьих лиц, других лиц письменные и устные пояснения, которые могут фиксироваться в протоколе;

назначают экспертизы;

составляют представление с предварительными заключениями и вносят их на рассмотрение органов или должностных лиц, которым подведомственно дело.

22. В делах, предусмотренных ст. ст. 19, 20 Закона Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности", частями второй и третьей ст. 164 (3) Кодекса Украины об административных правонарушениях, должностным лицом, которому подведомственно дело, составляется протокол в соответствии с Кодексом Украины от административных правонарушениях.

23. По делам, предусмотренным в ст. 20 Закона Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности", частями второй и третьей ст. 164 (3) Кодекса Украины об административных правонарушениях, протоколы в трехдневный срок со дня составления направляются на рассмотрение суда.

IX. Принятие решения

24. По вопросам принудительного разделения монопольных образований и наложения штрафов принимаются постановления, а при решении по сути других дел о нарушениях - распоряжения, которые являются обязательными для выполнения.

25. В решении (постановлении, распоряжении) указываются результаты рассмотрения дела по сути, приводятся мотивы решения, указываются действия, которые стороны обязаны выполнить или от которых должны воздержаться, и срок исполнения решения.

В постановлении о наложении штрафа указывается размер взыскания.

26. Решения в пятидневный срок со дня их принятия направляются для исполнения.

По заявлению заинтересованного лица срок исполнения решения может быть отсрочен органом или должностным лицом, которыму подведомственно дело.

27. Орган или должностное лицо, которые приняли решение, не вправе его отменить или заменить.

Они вправе исправить допущенные в решении описки или явные арифметические ошибки, разъяснить свое решение, не изменяя при этом его содержания, а также принять дополнительное решение, если по какому-то вопросу, исследуемому во время рассмотрения дела, не принято решение.

28. Установив во время рассмотрения дела факт нарушения антимонопольного законодательства, орган или должностное лицо, рассматриваюшие дело, имеют право вносить в соответствующие государственные органы обязательные для рассмотрения представления по отмене лицензий, прекращению операций внешнеэкономической деятельности предпринимателей.

Установив данные, указанные в п. II настоящих Правил, свидетельствующие о наличии признаков преступления, орган или должностное лицо, рассматривающие дело, вносят представления в правоохранительные органы или направляют им соответствующие материалы для рассмотрения по существу.

X. Закрытие производства по делу

29. Производство по делу подлежит закрытию, если:

дело не подлежит рассмотрению в Комитете, отделении;

заявитель отказался от заявления и отказ принят органом или должностным лицом, рассматривающими дело;

стороны заключили мировое соглашение и оно утверждено органом или должностным лицом, рассматривающими дело;

не доказано совершение нарушения.

XI. Пересмотр решения в порядке надзора
и по нововыявленным обстоятельствам

30. Пересмотр решений в порядке надзора осуществляется:

Комитетом - по представлению Председателя Комитета, его заместителей, протестам Генерального прокурора Украины, его заместителей на решения государственных уполномоченных или административных коллегий Комитета;

Административными коллегиями - по представлению государственных уполномоченных, протестам прокурора Республики Крым, области, городов Киева, Севастополя и их заместителей на решения председателей отделений.

31. Должностные лица, которым предоставлено право вносить представления на решения, могут приостановить выполнение решений до окончания рассмотрения дела в порядке надзора.

32. Копии представлений на решения направляются сторонам и третьим лицам, принимающим участие в деле.

Стороны и третьи лица, принимающие участие в деле, имеют право подать письменные пояснения на представление.

Дела в порядке надзора оассматриваются не позднее одного месяца со дня внесения представления.

33. Орган, рассматривающий дело в порядке надзора, своим решением вправе:

1) оставить решение без изменения, а представление - без удовлетворения;

2) отменить решение и направить дело на новое рассмотрение;

3) изменить решение или принять новое решение.

34. Основаниями для отмены решения в порядке надзора являются их необоснованность или существенные нарушения норм антимонопольного законодательства и настоящих Правил.

35. Решение по делу может быть пересмотрено по нововыявленным обстоятельствам органом или должностным лицом, которыми оно принято.

XII. Обжалование решения

36. Решения по делам о нарушении могут быть обжалованы в суде, арбитражном суде в порядке, предусмотренном ст. 24 Закона Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности".