КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 1994 г. N 67
г. Киев
(Постановление отменено согласно Постановлению КМУ
№ 515 от 17.03.2000 г.)
Об утверждении положения о порядке
проведения санации государственных предприятий
Кабинет Министров Украины ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить Положение о порядке проведения санации государственных предприятий (прилагается).
Исполняющий обязанности Премьер-министра Украины Е.ЗВЯГИЛЬСКИЙ
Министр Кабинета Министров Украины И.ДОЦЕНКО
Утверждено
постановлением Кабинета Министров Украины
от 8 февраля 1994 г. N 67
Положение
о порядке проведения санации государственных предприятий
1. Настоящее Положение определяет порядок и способы проведения санации государственных предприятий с целью предотвращения их банкротства, улучшения их финансового положения и повышения конкурентоспособности продукции (работ, услуг).
2. Под санацией понимается система экономико-организационных мероприятий, направленных на оздоровление финансового положения предприятия-должника.
Санация предприятий проводится в связи с:
обеспечением дальнейшего развития приоритетных отраслей народного хозяйства;
отраслевой или межотраслевой переориентацией деятельности предприятия;
осуществлением антимонопольных мероприятий;
в других случаях по инициативе органа, уполномоченного управлять государственным имуществом.
3. Санация осуществляется путем:
погашения долгов предприятия;
слияния убыточных предприятий с финансово крепкими предприятиями;
переоформления краткосрочных кредитов в долгосрочные;
выпуска и размещения ценных бумаг для мобилизации финансовых ресурсов;
продажи имущества предприятия-должника или передачи его в аренду;
преобразования предприятия-должника в другое предприятие, в том числе основанное на коллективной и других формах собственности.
4. На основании предварительного анализа финансовых результатов деятельности предприятий, их производсвенных потенциалов, перспектив развития и другого орган, уполномоченный управлять государственным имуществом, определяет перечень предприятий, которые подлежат санации. При этом учитываются социальные последствия прекращения деятельности отдельных предприятий и производств.
5. Для проведения санации орган, уполномоченный управлять государственным имуществом, на каждом предприятии, которое подлежит санации, создает комиссию.
Предприятие готовит и представляет комиссии в указанные ею сроки следующие основные документы и материалы:
бухгалтерский отчет (в объеме форм годового);
документацию о результатах инвентаризации;
акт оценки стоимости имущества предприятия;
ведомость расчета стоимости строений, сооружений и передающих устройств;
ведомость расчета стоимости машин, оборудования, транспортных средств и других основных фондов, а также нематериальных активов; ***
ведомость расчета обновленной стоимости незавершенного строительства;
ведомость расчета стоимости оборотных средств;
расшифровку дебиторской и кредиторской задолженности;
копию выписки банка о наличии средств на счетах, в том числе валютных;
анализ рынков сбыта и конкутентоспособности продукции.
По требованию комиссии предприятие представляет и другую необходимую информацию.
6. На основе представленных материалов комиссия проводит анализ финансово-хозяйственного состояния предприятия, который начинается с оценки основных показателей деятельности и имущественно-финансового состояния предприятия.
7. По данным бухгалтерского баланса определяется общая стоимость имущества, сумма оборотных активов и величина собственных и заемных средств, вложенных в имущество предприятия.
Наличие собственных оборотных средств рассчитывается следующим образом: итог первого и второго разделов пассива баланса уменьшается на итог первого раздела актива баланса и показателей в статьях "Использование заемных средств" и "Убытки отчетного и прошедших годов" актива баланса.
8. Анализ финансового состояния предприятия проводится по показателям абсолютной ликвидности на начало и на конец отчетного периода и по показателям платежеспособности.
Коэффициент абсолютной ликвидности определяется как отношение суммы денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к сумме краткосрочных обязательств.
Денежные средства - это наличность в кассе, суммы на расчетном и валютном счетах, другие денежные средства, краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги, депозиты).
Краткосрочные обязательства - это краткосрочные кредиты банков и другие заемные средства, краткосрочные кредиты и займы, не погашенные в срок, расчеты с кредиторами (кроме кредиторов, имущественные требования которых полностью обеспечены залогом).
Значение коэффициента абсолютной ликвидности определяется достаточным, если он превышает 0,2.
По данным аналитического учета на последнюю отчетную дату проводится расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности с указанием даты ее возникновения и суммы. Если наличных активов в ликвидной форме недостаточно для удовлетворения в установленный срок требований, предъявленных юридическому лицу со стороны кредиторов, и выполнения обязательств перед бюджетом, такой субъект предпринимательской деятельности признается неплатежеспособным.
Коэффициент платежеспособности, или общий коэффициент покрытия, определяется как отношение суммы оборотных средств к общей сумме краткосрочных обязательств по кредитам банка, других заемных средств и расчетов с кредиторами. При этом сумма средств в числителе определяется по показателям следующих статей баланса: производственные запасы, животные на выращивании и откорме, малоценные и быстроизнашиваемые предметы с вычетом их износа, незавершенное производство, готовая продукция, товары за вычетом торговой наценки, затраты оборота на остаток товаров, наличность в кассе, суммы на расчетном и валютном счетах, другие денежные средства, краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги, депозиты), расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги, по векселям полученным, расчеты с бюджетом, с персоналом относительно других операций, по авансам выданным, расчеты с дочерними предприятиями и другими дебиторами.
Общая сумма краткосрочных обязательств по кредитам банка, другим заемным средствам и расчетам с кредиторами в знаменателе определяется по показателям следующих статей баланса: краткосрочные кредиты банков, краткосрочные заемные средства, краткосрочные кредиты и займы, не погашенные в срок, расчеты с кредиторами за товары, работы и услуги, срок оплаты которых не наступил, а также не оплаченные в срок, по векселям выданным, по авансам полученным, расчеты с бюджетом, по страхованию, внебюджетные платежи, оплата труда, расчеты с дочерними предприятиями и другими кредиторами.
Если значение общего коэффициента платежеспособности составляет 0,5 и ниже, то предприятие-должник является неплатежеспособным.
С целью конкретизации основных показателей ликвидности проводится анализ средств на расчетном, текущем, валютном, специальном и других счетах, на акредитивах , а также задолженности по займам банков, дебиторской задолженности.
9. Комиссия определяет сумму затрат в себестоимости продукции, не связанную с производственно-хозяйственной деятельностью. При этом анализу подлежит фактическое (в натуральном и стоимостном выражении) наличие сырья, материалов, топлива, покупных полуфабрикатов, тары, запасных частей, малоценных и быстроизнашиваемых предметов, товаров, других товарно-материальных ценностей, которые не имеют отношения к производству продукции. На этой основе даются рекомендации относительно их дальнейшего использования, в том числе продаже или передаче в аренду.
10. На основании данных, полученных в результате анализа финансово-хозяйственного состояния предприятия, комиссия представляет свои выводы и предложения органу, уполномоченному управлять государственным имуществом, который принимает решение по проведению санации данного предприятия, путей и сроков ее осуществления.
11. Финансовые и материально-технические источники санации определяются индивидуально для каждого предприятия (структурного подразделения, производства) под целевые планы и проекты с учетом данных анализа, проведенного согласно настоящему Положению.