Документ : Если налог уплачен не на тот код бюджетной классификации


Если налог уплачен не на тот код бюджетной классификации

ВОПРОС: Нередко бывает так, что плательщики в силу ошибки/незнания либо других причин уплачивают налог не на тот код бюджетной классификации. Правомерно ли применение штрафных санкций за несвоевременную уплату налога и начисление пени в данном случае?

ОТВЕТ: Во втором абзаце строки 15 приложения 8 “Указания относительно заполнения реквизитов расчетных документов на бумажных носителях, их реестров и заявления об открытии аккредитива” к Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденной постановлением Правления Национального банка Украины от 21.01.2004 г. № 22 (далее - Инструкция о безналичных расчетах), сообщается:

“При уплате платежей в бюджет указываются наименования (полное или сокращенное) соответствующего учреждения, на имя которого открыты счета для зачисления поступлений в Государственный и/или местные бюджеты, наименование территории и код бюджетной классификации”,

Кроме того, в соответствии с п. 2.3 Инструкции о безналичных расчетах ответственность за правильность заполнения реквизитов расчетного документа несет лицо, которое оформило этот документ и подало в его обслуживающий банк.

Что же будет, если реквизит “код бюджетной классификации” будет заполнен неправильно?

В свое время ГНАУ приказом от 15.01.2002 г. № 25 утвердила Налоговое разъяснение относительно ответственности плательщика налогов за нарушение сроков уплаты сумм налоговых обязательств при перечислении плательщиком средств на счета, открытые не по месту его регистрации, неправильные коды бюджетной классификации и т. п., которое в целом не утратило актуальности и сегодня.

Позиция налоговиков такова. Если плательщик неправильно заполнил реквизиты платежных документов или направил средства на неправильный код бюджетной классификации (то есть не на код, по которому должны быть погашены налоговые обязательства), то средства не поступят на соответствующий счет соответствующего района, а значит, не погасишся сумма налогового обязательства плательщика. В случае непогашения плательщиком налогов в установленные сроки согласованной суммы налогового обязательства такой плательщик несет ответственность.

Выходом из ситуации, по мнению налоговиков, является следующий алгоритм действий. Излишне или ошибочно уплаченные платежи по заявлению плательщика подлежат возврату ему на расчетный счет или зачету в счет других платежей, что отражается в учете датой проведения указанных операций. В частности, с момента перечисления платежа плательщиком на правильный счет (код бюджетной классификации) сумма налогового обязательства считается погашенной и начисление пени на соответствующую сумму налогового долга прекращается.

И лишь в случае, если сроки зачисления платежей в бюджеты или государственные целевые фонды нарушаются по вине банка или Государственного казначейства (например, если Государственным казначейством не открыты своевременно аналитические счета по доходам бюджета), плательщик освобождается от ответственности за несвоевременное или неполное зачисление таких платежей в бюджеты и государственные целевые фонды, включая начисленную пеню.

Аналогичную позицию налоговики занимают и сегодня: в ЕБНЗ они утверждают, что если плательщик неправильно заполнил реквизиты платежных документов или направил средства на неправильный код бюджетной классификации (то есть не на код, по которому должны быть погашены денежные обязательства), то средства не поступят на соответствующий счет бюджетной классификации, а значит, не погасится сумма денежного обязательства плательщика.

При этом интересным является подход налоговиков относительно ответственности, которая должна наступать в случае уплаты налога на неправильный код. По их мнению, в случае непогашения плательщиком в установленные сроки самостоятельно определенного денежного обязательства такой плательщик несет ответственность, установленную действующим законодательством, а именно ст. 126 НКУ(1) и ст. 163-2 КУоАП(2), и ему, кроме того, начисляется пеня(3).

Поэтому, чтобы не втягиваться в споры с контролирующими органами, необходимо внимательнее заполнять платежные поручения.

Впрочем, на наш взгляд, если оплата не на тот код все же произошла, то в данном случае есть шансы обосновать отсутствие несвоевременной уплаты налога и неправомерность штрафных санкций в судебном порядке.

Следует отметить, что НКУ прямо не говорит о том, что недоимкой является уплата средств не на тот счет. Формально согласно НКУ денежное обязательство плательщика - это сумма средств, которую плательщик должен уплатить в соответствующий бюджет как налоговое обязательство. Причем насчет кодов бюджетной классификации никаких специальных указаний нет.

В качестве примеров позитивного исхода дела можно привести следующие решения Вадсуда, вынесенные еще на основании Закона “О порядке погашения...”, однако сделанные в них выводы могут быть вполне актуальными и при НКУ.

- В определении от 20.09.2007 г. по делу № К-24401/06, peг. № 1131699 (4), Вадсуд согласился с точкой зрения судов предыдущих инстанций, которые при решении дела исходили из того, что Закон О Прибыли не определяет, на какой счет и с указанием какого кода нужно зачислять налог. По мнению Вадсуда, поскольку налог фактически поступил в соответствующий бюджет в определенный срок, тот факт, что средства находились на бюджетных счетах некоторое время (пять дней) под другими кодами, является формальным обстоятельством и не может быть основанием для выводов о нарушении предельных сроков уплаты налогов и применения штрафных санкций.

- В определении от 15.09.2011 г. № К-184/08, peг. № 20653818, Вадсуд согласился с тем, что важное значение для разрешения данного дела имеет факт зачисления уплаченных средств именно в Государственный бюджет, поскольку в таком случае отсутствуют признаки состава правонарушения в виде неуплаты согласованной суммы налогового обязательства, в частности последствия, которые могут проявляться в недополучении Государственным бюджетом соответствующих средств. Таким образом, при отсутствии состава правонарушения вывод о применении штрафных (финансовых) санкций является безосновательным.

- Аналогичный подход Вадсуд (определение от 24.06.2008 г. № К-38012/06, peг. №2664067) продемонстрировал и в отношении уплаты налога на неправильный счет. По его мнению, Закон “О порядке погашения...” предусматривает, что основанием для применения к плательщику штрафных санкций, установленных п. 17.1 Закона, является неуплата в соответствующий бюджет в установленные сроки согласованных сумм налоговых обязательств, чего не происходит при своевременном перечислении таких средств, но на другой счет этого же уровня бюджета.

Именно эти правовые позиции Вадсуда можно положить в основу административной жалобы или судебного иска.

Однако на более низком уровне можно встретить и негативные решения, которые для полноты картины тоже следует принять во внимание. Это, например, постановление Киевского апелляционного административного суда от 22.06.2012 г. по делу № 2а-17230/11/2670, peг. № 24921133, в котором суд признал правомерным применение штрафной санкции при указании неверного кода бюджетной классификации.

В общем, старайтесь не ошибаться. В случае же допущения ошибки вас ждут серьезные судебные бои.

Григорий Берченко,
Иван Тургенев

_______________

(1) При задержке на срок до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства,- в размере 10 процентов погашенной суммы налогового долга; при задержке на срок более 30 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства,- в размере 20 процентов погашенной суммы налогового долга.

(2) Неподача или несвоевременная подача должностными лицами предприятий, учреждений и организаций платежных поручений на перечисление надлежащих к уплате налогов и сборов (обязательных платежей) влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан. Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за то же нарушение,- влекут наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 15 необлагаемых минимумов доходов граждан.

(3) Начисляется на сумму налогового долга (включая сумму штрафных санкций при их наличии и без учета суммы пени) из расчета 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины, действующей на день возникновения такого налогового долга или на день его (его части) погашения, в зависимости оттого, какая из величин таких ставок больше, за каждый календарный день просрочки в его уплате (п. 129.4 НКУ).

(4) Здесь и далее указывается регистрационный номер судебного решения в Едином государственном реестре судебных решений на сайте www. reyestr. court, gov. ua.

"Бухгалтер" N 29, август (I) 2012 г.
Подписной индекс:
русск. - 74201, укр. - 23635



Вход в систему
Логин
Пароль 
Новый пользователь
Забыл пароль?

Стан бази
П'ятниця, 03.05.2024
В базi 549581 документ

 Огляд останніх надходжень
Актуальні консультації
Списання автомобіля: від «а» до «я»
Штатний розпис професійно-технічного навчального закладу за новими вимогами
Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь
Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Вакцинация работников предприятия против гриппа, или Я уколов не боюсь: если надо уколюсь!
Бланки та звітність
Податкова звiтнiсть
Фiнансова звiтнiсть
Вiдрахування у фонди
Форми документiв
Довiдковi матерiали
Ставка єдиного податку
Граничні норми добових витрат
Облiкова ставка НБУ
Iндекси iнфляцiї (2017 р.)
Розмiр мiнiмальної заробiтної плати
Розмір мінімальної пенсії
Розмiр прожиткового мiнiмуму
Розмiр податкової соцiальної пiльги.
Розмiри мiнiмального та максимального єдиного внеску для пiдприємцiв
Максимальний розмiр заробiтної плати, з якої сплачується єдиний соцiальний внесок
Кориснi посилання
Увага! важлива інформація
  21.03.2018  

Про внесення змін до Порядку проведення конкурсу з перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування
Постанова Кабінету Міністрів України N 180 від 07 лютого 2018 р.

Про внесення змін до Правил надання послуг пасажирського автомобільного транспорту
Постанова Кабінету Міністрів України N 181 від 07 лютого 2018 р.

  19.03.2018  

Про затвердження Змін до Порядку відкриття та закриття рахунків у національній валюті в органах Державної казначейської служби України
Наказ Міністерства фінансів України N 110 від 05.02.2018 р.

Про затвердження Реєстру референтних цін (цін відшкодування) на препарати інсуліну станом на 01 лютого 2018 року
Наказ Міністерства охорони здоров'я України N 453 від 07.03.2018 р.

  15.03.2018  

Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю
Закон України N 2275-VIII від 6 лютого 2018 року

[Архив новостей]

2005-2017 © ПАРУС