Документ : Об изменениях в сроках выплаты заработной платы


Об изменениях в сроках выплаты заработной платы

Заработная плата, в соответствии со ст. 115 КЗоТ Украины и ст. 24 Закона об оплате труда, должна выплачиваться в сроки, установленные коллективным договором.

КЗоТ Украины определяет правовые принципы и гарантии осуществления гражданами Украины права распоряжения своими способностями к производительному и творческому труду. Сроки выплаты заработной платы устанавливаются согласно ст. 115 КЗоТ Украины.

Однако коллективный договор между наемными работниками и работодателем заключается не всегда. Соответственно и сроки выплаты заработной платы работникам нередко остаются неопределенными.

Более того, нормы коллективного договора иногда устанавливают сроки выплаты заработной платы, которые не соответствуют предельным срокам выплаты заработной платы, предусмотренным действующим законодательством.

Также необходимо отметить, что ст. 115 КЗоТ Украины называется «Сроки выплаты заработной платы», а ст. 24 Закона об оплате труда носит название «Сроки, периодичность и место выплаты заработной платы».

Однако упомянутые статьи определяли лишь периодичность выплаты заработной платы (заработная плата выплачивается работникам не реже двух раз в месяц через промежуток времени, не превышающий 16 календарных дней), но ничего не говорили о предельных сроках выплаты заработной платы.

Законодатели решили защитить право наемных работников на справедливые сроки оплаты труда, поэтому вначале разработали законопроект от 01.07.2009 г. N 4749 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (о сроках выплаты заработной платы)» (далее - законопроект N 4749), которым предусмотрели, что заработная плата должна выплачиваться работникам не позднее последнего дня периода, за который осуществляется выплата.

При этом речь шла о предельных сроках выплаты заработка за уже отработанное время (за уже выполненную работу).

Необходимо отметить, что законодателями справедливо был поднят вопрос, что сроки выплаты заработной платы должны определяться с учетом принципов справедливости и не дискриминации работников одного предприятия по отношению к работникам другого предприятия. Для достижения этого необходимо было определить в законодательстве о труде предельные сроки выплаты заработной платы.

Ибо если уже фактически заработанными наемным работником денежными средствами еще определенное время безосновательно пользуется работодатель, то это недопустимо с точки зрения принципов верховенства права.

Вопрос же конкретных сроков выплаты заработной платы и вопрос выплаты аванса (предварительной оплаты, платы за еще не отработанное время) предлагали оставить предметом регулирования коллективных и индивидуальных трудовых договоров.

Вполне понятно, что предложенный автором законодательной инициативы Владимиром Марущенко законопроект от 01.07.2009 г. N 4749 не мог быть принят, так как ни один работодатель физически не смог бы определить объем выполненных работ в последний день месяца, исчислить за этот период заработную плату, да еще и получить ее в банке в течение одного операционного банковского дня.

На замену данного законопроекта 15.09.2009 г. был подан другой законопроект под тем же номером, но предусматривавший уже предельный срок выплаты заработной платы работникам - не позднее трех дней после окончания периода, за который осуществляется выплата.

Предусматривалось также закрепление положения о возможности конкретизации сроков выплаты не только в коллективных договорах, но и в нормативных актах работодателя1, согласованных с выборным органом первичной профсоюзной организации или другими уполномоченными на представительство трудовым коллективом органами (а в случае отсутствия таких органов - представителями трудящихся, избранными и уполномоченными трудовым коллективом).

Цель законопроекта N 4749 - усовершенствование правового регулирования трудовых отношений и защита права наемных работников на своевременное получение вознаграждения за труд определением предельного срока выплаты заработной платы.

На обсуждении 02.06.2010 г. в Верховной Раде Украины законопроекта от 15.09.2009 г. N 4749 некоторые депутаты поддержали принятие этого важного законопроекта, потому что в настоящее время задолженность по заработной плате в Украине превышает 1 млрд грн, и эта цифра имеет тенденцию к увеличению.

Причем значительной частью этой невыплаты заработной платы является невыплата заработной платы на экономически активных предприятиях, то есть даже при возможности вовремя заплатить заработную плату эти средства находятся на банковских счетах предприятий или используются на другие цели, а работники не могут вовремя получить заработную плату.

Депутаты вспомнили также о том, что, когда были большие задолженности по зарплате, исчислявшиеся годами, они боролись за принятие очень важных изменений в законах, предусматривающих, что заработная плата является первоочередным платежом.

Связано это с тем, что человек отработал, ему нужно на что-то жить, поэтому нужно своевременно выплачивать заработную плату.

Общеизвестно, что в стране есть проблемы с задержкой выплат по заработной плате. Было бы очень хорошо, если бы профсоюзы заключали коллективные договоры, где бы обязывали работодателя выполнять главную обязанность - платить вовремя заработную плату. Но, к сожалению, таких коллективных договоров нет у большинства предприятий, а на предприятиях частной формы собственности их нет вообще.

Следовательно, решать данную проблему необходимо на законодательном уровне.

Неоднозначная реакция общественности
на законопроект N 4749

Законопроект N 4749 вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Вполне понятно, что работодатели (в том числе и некоторые депутаты, имеющие отношение к бизнесу) не очень то ратовали за его принятие, так как порой из-за форс-мажорных обстоятельств они не знают, как выплатить заработную плату хотя бы раз в месяц, а тут обязывают выплачивать ее два раза в месяц, да еще и предельные сроки устанавливают.

Минюст Украины и Минэкономики Украины пришли к выводу, что проект закона N 4749 нуждается в доработке, а Минтруда Украины и Минфин Украины вообще не поддержали этот законопроект. Это вполне объяснимо, так как данный законопроект непосредственно касался и их. Ведь три дня для выплаты заработной платы в целом по стране - очень ограниченный срок. К тому же работодатели - это не только коммерческие структуры, но и бюджетники. А сроки задержки заработной платы, к примеру, учителям и врачам общеизвестны в Украине.

______________________

1. К нормативным актам работодателя можно отнести приказы и распоряжения.

Как ни странно, но даже Федерация работодателей Украины и Конфедерация работодателей Украины предложили парламентариям вообще оставить действующие редакции ст. 115 КЗоТ Украины и ст. 24 Закона об оплате труда. Большинство людей прекрасно понимает, что если на предприятии работает десять или пятнадцать тысяч работников, то очень сложно выплатить им заработную плату за три дня, даже если они начнут ее выплачивать по некоторым цехам с первого числа месяца. Вполне понятно, что срок в три дня на законодательном уровне - просто обречение некоторых руководителей под уголовную ответственность. Поэтому законодатели предложили остановиться на сроке в 7 дней.

Состояние нормативно-правовой
базы в сфере государственного регулирования
сроков выплаты заработной

Платы до подачи законопроекта N 4749

Согласно абзацу седьмому ст. 43 Конституции Украины право на своевременное получение вознаграждения за труд защищается законом.

КЗоТ Украины (ст. 115) и Законом об оплате труда (ст. 24) установлена лишь периодичность выплаты заработной платы.

А вот сроки (предельные сроки) выплаты заработной платы действующим законодательством о труде определены не были. Следовательно, внедрение изменений, предусмотренных законопроектом N 4749, давало возможность справедливо сбалансировать соотношение прав и обязанностей наемных работников, защитить право наемных работников на своевременное получение вознаграждения за труд определением предельных сроков выплаты заработной платы, повысить заинтересованность незанятого населения в трудоустройстве, установить высокий уровень доверия между наемными работниками и работодателями и т.п.

Законодатели приняли законопроект N 4749 во втором чтении 23.09.2010 г., а Президент Украины подписал на его основе Закон N 2559, который вступит в силу через месяц после его опубликования2.

Что изменится после вступления в силу Закона N 2559

О том, что заработная плата должна выплачиваться работникам не реже, чем каждые полмесяца, знают все, но выполняют данное требование трудового законодательства не все работодатели.

Для наглядности покажем в таблице суть изменений, внесенных Законом N 2559 в трудовое законодательство, и проанализируем порядок их применения в практической деятельности.

Часть новой нормы  Новая редакция   
Статья 115 «Сроки выплаты заработной платы» КЗоТ Украины 
Часть первая    Заработная плата выплачивается работникам регулярно в рабочие дни в сроки, установленные коллективным договором или нормативным актом работодателя, согласованным с выборным органом первичной профсоюзной организации или другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом (а в случае отсутствия таких органов - представителями, избранными и
уполномоченными трудовым коллективом), но не реже двух раз в месяц через промежуток времени, не превышающий шестнадцати календарных дней, и не позднее семи дней после окончания периода, за который осуществляется выплата.* 
Часть вторая  Если день выплаты заработной платы совпадает с выходным, праздничным или нерабочим днем, то заработная плата выплачивается накануне. 
Часть третья    Размер заработной платы за первую половину месяца** определяется коллективным договором или нормативным актом работодателя, согласованным с выборным органом первичной профсоюзной организации или другим
уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом (а в случае отсутствия таких органов - представителями, избранными и уполномоченными трудовым коллективом), но не менее оплаты за фактически отработанное время из расчета тарифной ставки (должностного оклада) работника.* 
Часть четвер
тая 
Заработная плата работникам за все время ежегодного отпуска выплачивается не позднее чем за три дня до начала отпуска. 
Статья 24 «Сроки, периодичность и место выплаты заработной платы» Закона об оплате труда 
Часть первая    Заработная плата выплачивается работникам регулярно в рабочие дни в сроки, установленные коллективным договором или нормативным актом работодателя, согласованным с выборным органом первичной профсоюзной организации или
другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом (а в случае отсутствия таких органов - представителями, избранными и уполномоченными трудовым коллективом), но не реже двух раз в месяц через промежуток времени, не превышающий шестнадцати календарных дней, и не позднее семи дней после окончания периода, за который осуществляется выплата.* 
Часть вторая  В случае если день выплаты заработной платы совпадает с выходным, праздничным или нерабочим днем, заработная плата выплачивается накануне. 
Часть третья
  
Размер заработной платы за первую половину месяца** определяется коллективным договором или нормативным актом работодателя, согласованным с выборным органом первичной профсоюзной организации или другим
уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом (а в случае отсутствия таких органов - представителями, избранными и уполномоченными трудовым коллективом), но не менее оплаты за фактически отработанное время из расчета тарифной ставки (должностного оклада) работника.* 
Часть четвер
тая   
Выплата заработной платы осуществляется по месту работы. Запрещается осуществлять выплату заработной платы в магазинах розничной торговли, питейных и развлекательных заведениях, за исключением тех случаев, когда заработная плата выплачивается работающим в этих заведениях лицам. 
Часть пятая
  
По личному письменному согласию работника выплата заработной платы может осуществляться через учреждения банков, почтовыми переводами на указанный ими счет (адрес) с обязательной оплатой этих услуг за счет собственника или уполномоченного им органа. 
Часть шестая  Своевременность и объемы выплаты заработной платы работникам не могут быть поставлены в зависимость от осуществления других платежей и их очередности. 
Примечания.
* Жирным шрифтом выделены изменения, внесенные Законом N 2559.
** Первую часть заработной платы, которая выплачивается в текущем месяце, принято называть авансом, а вторую - заработной платой за вторую половину месяца. 

_______________

2. На момент подготовки номера Закон N 2559 официально не опубликован

Правила, установленные ст. 115 КЗоТ Украины и ст. 24 Закона об оплате труда, являются обязательными, поэтому ни написанные по просьбе работодателя заявления работников о выплате заработной платы один раз в месяц, ни подобные условия, внесенные в трудовые договоры, не дают работодателю право нарушать трудовое законодательство.

Обращаем внимание на то, что необходимость выплаты заработной платы два раза в месяц не зависит от согласия работника получать зарплату один раз в месяц или от наличия соответствующего положения в коллективном или трудовом договоре.

Если же условие о выплате заработной платы один раз в месяц все же будет предусмотрено в коллективном договоре, то, согласно ст. 16 КЗоТ Украины, оно считается недействительным, поскольку ухудшает положение работников в сравнении с действующим законодательством.

Также Закон N 2559 урегулировал размер заработной платы, выплачиваемой за первую половину месяца, то есть размер аванса. Хотя изменения, внесенные в порядок определения размера выплачиваемого аванса и не вызвали бурного обсуждения в парламенте, но они более существенны для учетных работников, чем предельный срок выплаты заработной платы - 7 дней после окончания отчетного месяца.

Именно включение нормы о размере заработной платы за первую половину месяца вынудит работодателей выплачивать заработную плату за вторую половину месяца еще раньше, чем на 7 дней.

Объясним, почему. В подавляющем большинстве случаев работодатели один раз в месяц выплачивают работникам аванс и один раз в месяц - месячную заработную плату (с учетом ранее выплаченного аванса). Аванс - это условная денежная сумма, которая определяется, например, как определенная фиксированная часть месячного оклада или прошлой месячной заработной платы.

Законодатель обязывает выплачивать работнику заработную плату не реже 1 раза в шестнадцать дней, а вот чаще - пожалуйста (хоть каждую неделю).

Если, к примеру, коллективным договором предприятия предусмотрено, что заработная плата работникам выплачивается 25 числа текущего месяца (за первую половину), а 10 числа - за вторую половину месяца, то до вступления в силу Закона N 2559 это было нормально. К тому же в коллективном договоре могли предусмотреть, что заработная плата за первую половину месяца выплачивается в размере 30 % или 40 % от должностного оклада или месячной тарифной ставки и это не противоречило действующему законодательству. После вступления в силу Закона N 2559 такая норма коллективного договора будет противоречить действующему законодательству, поэтому нужно срочно внести изменения в коллективный договор.

Помимо того, что срок выплаты заработной платы за вторую половину месяца нужно приблизить к 7 числу месяца, нужно еще и урегулировать вопрос с размером аванса. Если предусмотреть срок выплаты заработной платы 7 числа, то аванс нужно выплачивать 22 числа.

Выплата аванса 22 числа соответственно повлечет за собой и увеличение суммы аванса, так как нужно фактически выплатить заработную плату по 22 число включительно, а это будет от 70 до 80 процентов заработной платы (должностного оклада или месячной тарифной ставки).

С одной стороны, чем раньше выплачивать аванс, тем меньше нужно средств на его выплату, но, с другой стороны, установление срока выплаты заработной платы за первую половину месяца 15 числа обяжет работодателя выплачивать заработную плату не позже 1 числа следующего месяца, чтобы выдержать пропорцию в 16 календарных дней.

Таким образом, как ни крути, а лучше всего устанавливать сроки выплаты заработной платы реальные, как за первую половину месяца, так и за вторую. Раньше выплачивать аванс, значит, меньше средств на его выплату понадобится, но и с зарплатой за вторую половину месяца затягивать не получится.

И хотя во всех сопроводительных документах к законопроекту N 4749 речь шла только о заботе о наемных работниках, всем и так понятно, что фактически речь идет еще и о сроках наполнения бюджета и фондов пенсионного и социального страхования.

Ведь, с одной стороны, законодатели ужесточают требования по выплате заработной платы работникам, но, с другой стороны, обеспечивают наполнение бюджета за счет налога с доходов физлиц и взносов в фонды общеобязательного социального страхования.

Важный аспект заключается в том, что два раза в месяц работник должен получать зарплату именно за отработанное время.

Для учетных работников сложность с выплатой аванса за отработанное время будет состоять еще и в том, что им очень сложно произвести, по сути, полный расчет с работником за первую половину месяца. Ведь достоверно за этот период невозможно исчислить ни налог с доходов физлиц (так как возникает проблема с применением налоговой социальной льготы3), ни правильно произвести удержания из заработной платы, в том числе взносов в фонды общеобязательного социального страхования, алиментов или других удержаний по исполнительным листам. Поскольку от размера заработной платы зависит размер удержаний, к примеру, взносов в Фонд общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности (0,5 % или 1 %).

Если учет на предприятии механизирован, то произвести такой расчет в принципе можно, а вот тем предприятиям, где заработная плата начисляется вручную, будет очень сложно производить такие расчеты, так как расчетно-платежная ведомость работника по заработной плате не предусматривает промежуточных расчетов.

Хотя Законом N 2559 в заключительных положениях предусмотрено, что Кабинет Министров Украины в месячный срок со дня опубликования данного Закона должен:

- привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с Законом N 2559;

- обеспечить пересмотр министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, которые противоречат данному Закону.

___________________

3. Размер заработной платы, за первую половину месяца может давать право на применение такой льготы, тогда как величина заработной платы за месяц в целом может такого права и не давать.

Не исключено, что некоторые бухгалтеры, чтобы не заморачиваться с расчетом аванса, установят сумму аванса на уровне 80 или 90 % должностного оклада или месячной тарифной ставки, затем произведут предварительный расчет по каждому работнику и зафиксируют аванс в первичных документах. Однако при определении или расчете суммы аванса, причитающейся работнику, нужно все же учитывать, сколько времени фактически отработал работник в текущем месяце, чтобы после окончательного начисления заработной платы за ним не образовалась дебиторская задолженность.

Об ответственности за нарушения
законодательства о труде

За нарушение сроков выплаты заработной платы должностные лица предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждане - субъекты предпринимательской деятельности привлекаются к административной и уголовной ответственности.

Нарушение установленных сроков выплаты пенсий, стипендий, заработной платы, выплата их не в полном объеме, а также другие нарушения требований законодательства о труде влекут за собой наложение административного штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан - субъектов предпринимательской деятельности от 30 до 100 НМДГ (от 510 до 1700 грн) (ст. 41 КУоАП).

В соответствии со ст. 230-1 КУоАП от имени органов специально уполномоченного органа исполнительной власти по государственному надзору за соблюдением законодательства о труде рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право:

- государственные инспектора труда территориальных органов - штраф до 80 НМДГ (1360 грн);

- Главный государственный инспектор труда Украины, его заместители; главные государственные инспектора труда территориальных органов, их заместители; государственные инспектора труда специально уполномоченного органа исполнительной власти по государственному надзору за соблюдением законодательства о труде - штраф до 100 НМДГ (1700 грн). Безосновательная невыплата заработной платы, стипендии, пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам более чем за один месяц, совершенная преднамеренно руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности или гражданином - субъектом предпринимательской деятельности, карается в уголовном законодательстве штрафом от 500 до 1000 НМДГ (от 8500 до 17 000 грн) или исправительными работами сроком до двух лет, или лишением свободы сроком до двух лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет (п. 1 ст. 175 УК Украины).

То же деяние, если оно было совершено в результате нецелевого использования средств, предназначенных для выплаты заработной платы, стипендии, пенсии и других установленных законом выплат, карается штрафом от 1000 до 1500 НМДГ (от 17 000 до 25 500 грн) или ограничением свободы сроком до трех лет, или лишением свободы сроком до пяти лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет (п. 2 ст. 175 УК Украины).

Лицо освобождается от уголовной ответственности, если до привлечения к уголовной ответственности им осуществлена выплата заработной платы, стипендии, пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам.

Список использованных документов

КЗоТ Украины - Кодекс законов о труде Украины

КУоАП - Кодекс Украины об административных правонарушениях

УК Украины - Уголовный кодекс Украины

Закон об оплате труда - Закон Украины от 24.03.1995 г. N 108/95-ВР «Об оплате труда»

Закон N 2559 - Закон Украины от 23.09.2010 г. N 2559-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сроков выплаты заработной платы»

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, N 43 (773),
25 октября 2010 г.
Подписной индекс 40783



Вход в систему
Логин
Пароль 
Новый пользователь
Забыл пароль?

Стан бази
Четвер, 18.04.2024
В базi 549581 документ

 Огляд останніх надходжень
Актуальні консультації
Списання автомобіля: від «а» до «я»
Штатний розпис професійно-технічного навчального закладу за новими вимогами
Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь
Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Вакцинация работников предприятия против гриппа, или Я уколов не боюсь: если надо уколюсь!
Бланки та звітність
Податкова звiтнiсть
Фiнансова звiтнiсть
Вiдрахування у фонди
Форми документiв
Довiдковi матерiали
Ставка єдиного податку
Граничні норми добових витрат
Облiкова ставка НБУ
Iндекси iнфляцiї (2017 р.)
Розмiр мiнiмальної заробiтної плати
Розмір мінімальної пенсії
Розмiр прожиткового мiнiмуму
Розмiр податкової соцiальної пiльги.
Розмiри мiнiмального та максимального єдиного внеску для пiдприємцiв
Максимальний розмiр заробiтної плати, з якої сплачується єдиний соцiальний внесок
Кориснi посилання
Увага! важлива інформація
  21.03.2018  

Про внесення змін до Порядку проведення конкурсу з перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування
Постанова Кабінету Міністрів України N 180 від 07 лютого 2018 р.

Про внесення змін до Правил надання послуг пасажирського автомобільного транспорту
Постанова Кабінету Міністрів України N 181 від 07 лютого 2018 р.

  19.03.2018  

Про затвердження Змін до Порядку відкриття та закриття рахунків у національній валюті в органах Державної казначейської служби України
Наказ Міністерства фінансів України N 110 від 05.02.2018 р.

Про затвердження Реєстру референтних цін (цін відшкодування) на препарати інсуліну станом на 01 лютого 2018 року
Наказ Міністерства охорони здоров'я України N 453 від 07.03.2018 р.

  15.03.2018  

Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю
Закон України N 2275-VIII від 6 лютого 2018 року

[Архив новостей]

2005-2017 © ПАРУС