Документ : Каким документом можно оформить сверку расчетов между контрагентами?


Материал подготовлен специалистами
редакции газеты "Бухгалтерская неделя"

Каким документом можно оформить сверку расчетов
между контрагентами?

ВОПРОС: Подскажите, как правильно оформить проведение сверки расчетов между контрагентами? Какой первичный документ следует составить?

ОТВЕТ: Сверку расчетов между контрагентами можно провести в порядке, предусмотренном при инвентаризации состояния дебиторской задолженности. Так, сторона, которая инициирует проведение сверки расчетов, руководствуясь п.п. 11. 11 Инструкции по инвентаризации*, направляет другой стороне скрепленную подписью и печатью выписку о ее задолженности. Как правило, при инвентаризации такую выписку оформляют в форме акта сверки расчетов (письмо МФУ от 18.09.2007 г. № 31-34000-10-10/18896).

Необходимость в составлении акта сверки расчетов может возникнуть для подтверждения сумм задолженности (дебиторской или кредиторской) с отдельными контрагентами как при проведении инвентаризации расчетов, так и в межинвентаризационный период для подтверждения правильности отражения расчетов сторонами, при проведении зачета задолженностей, взыскания задолженности через суд.

Форма акта. Форма акта сверки расчетов законодательно не установлена., а потому его следует составлять в произвольной форме. Что касается статуса такого документа, то его сложно назвать первичным документом, так как согласно ст. 9 Закона о бухучете** и п. 2.1 Положения № 88*** первичный документ - это документ, содержащий сведения о хозяйственной операции и подтверждающий ее осуществление. Акт сверки расчетов - это скорее выписка из регистра аналитического учета по учету расчетов с контрагентами. С этим согласны и Минфин (письмо МФУ от 18.09.2007г. № 31-34000-10-10/18896), и ВХС (Постановление от 22.07.2003 г. №21/308).

Учитывая вышеприведенное, акт сверки как регистр бухгалтерского учета согласно ч. 4 ст. 9 Закона о бухучете должен обязательно содержать его название (“Акт сверки расчетов”), период регистрации хозяйственных операций (в нашем случае - период, за который сверяют расчеты), фамилии и подписи или другие данные, дающие возможность идентифицировать лиц, принимавших участие в их составлении. Кроме того, учитывая, что такой регистр не является внутренним документом предприятия, не лишним будет также указать в нем название предприятия, от имени которого составлен акт, дату и место его составления.

Величину дебиторской и/или кредиторской задолженности следует приводить в разрезе договоров (счетов, расходных накладных) с указанием их реквизитов, даты и сумм перечисления средств, отгрузки продукции (выполнения работ, предоставления услуг). То есть следует приводить все основания возникновения задолженности. Эту часть акта можно составлять как в табличной форме, предусмотрев графы для занесения информации контрагента (см. с. 48), так и в текстовой форме. В каком виде составить акт, решать вам.

Акт следует составить как минимум в 2 экземплярах, по одному для каждой из сторон. При необходимости можно приложить копии первичных документов.

Подпись акта контрагентом. Контрагент сверяет данные акта с данными своего учета и заполняет предусмотренную для него часть документа.

Если сверку расчетов осуществляют при проведении инвентаризации, то при сверке дебиторской задолженности дебитор обязан вернуть акт в течение 10 дней со дня его получения подписанным с подтверждением задолженности или с аргументированными возражениями (п.п. “а” п.п. 11. 11 Инструкции по инвентаризации).

В других случаях сверка расчетов по инициативе одного из контрагентов не является обязательной для другой стороны, за исключением случаев, когда такое условие предусмотрено договором. Поэтому контрагент может отказаться от подписи акта или затягивать с его подписанием. Чтобы этого не допустить, советуем условие о проведении сверки взаимных расчетов, ее периодичность и ответственность за нарушение такого условия предусмотреть в самом договоре. Не лишним будет в самом акте указать цель проведения такой сверки, возможно, именно это обстоятельство будет способствовать своевременной его подписи и возврату (например, если акт составляют с целью осуществления последуещего зачета задолженностей).

Расхождения. При выявлении расхождений стороны должны урегулировать разногласия.

Учитывая, что акт сверки не является первичным документом, осуществлять записи в бухгалтерском и налоговом учете на его основании не следует. Аналогичный вывод можно также сделать из п.п. 11.11 Инструкции по инвентаризации. Так, при сверке расчетов в ходе инвентаризации, если до конца отчетного года стороны не урегулируют разногласия, то могут расчеты с дебиторами и кредиторами в своем балансе отражать в суммах, которые числятся в бухгалтерском учете. Если дебитор и кредитор не согласуют между собой разногласия, то заинтересованная сторона передает материалы о таких разногласиях для принятия решения в хозяйственный суд.

Данные актов сверки при инвентаризации включают в акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и другими дебиторами и кредиторами (ф. № инв-17).

Если причиной расхождений стало непроведение (излишнее проведение) в бухучете документов или обычные ошибки, и стороны с этим согласны, то допущенные ошибки исправляют в общем порядке.

В заключение приведем пример составления акта сверки расчетов.

_______________

* Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденная приказом МФУ от 11.08.94 г. № 69.

** Закон Украины “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине” от 16.07.99 г № 996-XIV.

*** Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом МФУ от 24.05.95 г. № 88

Общество с ограниченной ответственностью “АБВ”
(название предприятия)

Код ЕГРПОУ 12345678

Акт сверки расчетов

от 09.01.2009  г. Харьков  № 1 

Настоящий акт составлен между ООО “АБВ” и ЧП “Веритас” за период с 15.12.2008 г. по 08. 01.2009 г. с целью подтверждения правильности отражения расчетов сторонами по договору купли-продажи № 247 от 22.07.2008 г.

Документ  По данным ООО “АБВ”  По данным ЧП “Веритас”  Расхо-ждение (+, -) 
название  номер  дата составл-ения  дебет  кредит  дебет  кредит 
6*  7*  8* 
               
Сальдо на 15.12.2008 г.      500  500 
Платежное поручение  546  15.12.2008  12800  12800 
Накладная  247  17.12.2008  7800  7800 
Накладная  256  22.12.2008  3100  3700 
Накладная  270  26.12.2008  1200  7200 
Сальдо на 09.01.2009 г.      200  200 

По состоянию на 09 01.2009 г задолженность ЧП “Веритас” перед ООО “АБВ” составляет 200,00 грн. Просим сверить приведенные данные и заполнить графы 6, 7, 8 таблицы.

От ООО “АБВ”  От ЧП “Веритас” 
Главный бухгалтер  _____________________ 
/Плохих/ Плохих О. А  _____________________ 
МП.  М.П 

____________

* Графы 6, 7, 8 заполняет сторона, с которой сверяют расчеты (в нашем случае - ЧП “Веритас”).

газета "Бухгалтерская неделя"
№ 1-2 , (12.01.2009), стр.46
Издательский Дом "Фактор"
г. Харьков, ул. Сумская, 106а,
тел. (057) 714-37-28, 714-37-29,
факс-автомат (круглосуточно):(057) 714-93-52



Вход в систему
Логин
Пароль 
Новый пользователь
Забыл пароль?

Стан бази
П'ятниця, 29.03.2024
В базi 549581 документ

 Огляд останніх надходжень
Актуальні консультації
Списання автомобіля: від «а» до «я»
Штатний розпис професійно-технічного навчального закладу за новими вимогами
Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь
Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Вакцинация работников предприятия против гриппа, или Я уколов не боюсь: если надо уколюсь!
Бланки та звітність
Податкова звiтнiсть
Фiнансова звiтнiсть
Вiдрахування у фонди
Форми документiв
Довiдковi матерiали
Ставка єдиного податку
Граничні норми добових витрат
Облiкова ставка НБУ
Iндекси iнфляцiї (2017 р.)
Розмiр мiнiмальної заробiтної плати
Розмір мінімальної пенсії
Розмiр прожиткового мiнiмуму
Розмiр податкової соцiальної пiльги.
Розмiри мiнiмального та максимального єдиного внеску для пiдприємцiв
Максимальний розмiр заробiтної плати, з якої сплачується єдиний соцiальний внесок
Кориснi посилання
Увага! важлива інформація
  21.03.2018  

Про внесення змін до Порядку проведення конкурсу з перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування
Постанова Кабінету Міністрів України N 180 від 07 лютого 2018 р.

Про внесення змін до Правил надання послуг пасажирського автомобільного транспорту
Постанова Кабінету Міністрів України N 181 від 07 лютого 2018 р.

  19.03.2018  

Про затвердження Змін до Порядку відкриття та закриття рахунків у національній валюті в органах Державної казначейської служби України
Наказ Міністерства фінансів України N 110 від 05.02.2018 р.

Про затвердження Реєстру референтних цін (цін відшкодування) на препарати інсуліну станом на 01 лютого 2018 року
Наказ Міністерства охорони здоров'я України N 453 від 07.03.2018 р.

  15.03.2018  

Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю
Закон України N 2275-VIII від 6 лютого 2018 року

[Архив новостей]

2005-2017 © ПАРУС