Документ : Налоговики пишут, что если налоговому агенту стало известно о зарегистрированности отдельных работников в качестве СПД, то он должен перестать применять к их доходам НСЛ и сделать перерасчет НДФЛ


Налоговики пишут, что если налоговому агенту стало известно
о зарегистрированности отдельных работников в качестве СПД,
то он должен перестать применять к их доходам НСЛ
и сделать перерасчет НДФЛ

ВОПРОС: Налоговики на нашем предприятии обнаружили лиц, занимающихся предпринимательством и пользующихся налоговой социальной льготой. Причем среди таких лиц имеются как работающие на нашем предприятии, так и уже уволившиеся. В направленном в наш адрес письме налоговой инспекции содержится требование пересчитать таким лицам налог за два года, а также удержать с них 100%-й штраф и перечислить полученные денежные средства в бюджет.

Правы ли в данном случае налоговики и каковы должны быть наши действия?

ОТВЕТ: В соответствии с п/п. 6.3.1 Закона Украины от 22.05.2003 г. № 889-IV “О налоге с доходов физических лиц” (далее - Закон) налоговая социальная льгота применяется к начисленному месячному доходу плательщика налога в виде заработной платы исключительно по одному месту его начисления (выплаты). Плательщик налога может самостоятельно избрать место применения льготы, подав соответствующему работодателю заявление о применении льготы по форме, установленной Государственной налоговой администрацией Украины.

Однако если плательщик налога получает в течение отчетного налогового месяца одновременно доходы, перечисленные в п/п. 6.3.3 Закона, налоговая социальная льгота не может быть применена к другим его доходам.

В составе перечисленных в п/п. 6.3.3 доходов упомянуты также (см. подпункт “е” этой нормы) доходы самозанятого лица от предпринимательской деятельности (а также другой независимой профессиональной деятельности).

I

Первое, о чем мы хотели бы напомнить: в п/п. 6.3.3 Закона (применительно к нашему случаю) буквально речь идет о том, что плательщик в течение отчетного налогового месяца одновременно должен получать доходы как по месту работы, так и от предпринимательской (или другой независимой профессиональной) деятельности. Из этого следует, что в п/п. 6.3.3 Закона авторы данной нормы во главу угла ставят факт получения гражданином в отчетном месяце (также и) доходов от предпринимательской деятельности, а не просто факт наличия у него свидетельства ФОПа (то есть его регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности). В дополнение к имеющейся буквальной формулировке заметим, что Закон не должен дискриминировать граждан из-за одного только факта наличия у них предпринимательского свидетельства и ставить их в неравные условия с обычными гражданами (иначе будет нарушен такой принцип системы укрналогообложения, как равенство, - см. действующую редакцию ст. 3 Закона “О системе налогообложения” от 25.06.91 г. № 1251-ХII). Аналогичное понимание данной нормы было неоднократно высказано Госкомпредпринимательства в письмах от 24.09.2004 г. № 6511, от 12.12.2006 г. № 8941 и от 18.04.2007 г. № 2804.

Поэтому если “подпольные” предприниматели в какие-то месяцы в течение упомянутых в вопросе двух лет не получали предпринимательских доходов, то у них (и у вас как у налогового агента) есть основания утверждать, что на такие (“безСПДдоходные”) месяцы ограничение из п/п. 6.3.3 Закона не распространяется.

При этом предусмотрительный налоговый агент запасется еще и документальным подтверждением факта отсутствия у работника-ФОПа предпринимательских доходов (на наш взгляд, здесь достаточно письменных заявлений от работника, хотя более осторожные в данном случае запасутся копиями его предпринимательских квартальных деклараций с прочерками, или - когда не все месяцы в квартале были бездоходными - копиями соответствующих страниц его Книги учета доходов по форме № 10).

Правда, по данному поводу возникновение споров с налоговиками весьма вероятно. Поскольку, по мнению ГНАУ (см. ее письма от 21.05.2007 г. № 6194/5/17-0716 и от 15.06.2007 г. № 12131/7/17-0717), не имеет значения фактический результат деятельности предпринимателя за соответствующий период и регистрация работника в качестве предпринимателя является достаточным условием для невозможности применения НСЛ к его доходам в виде заработной платы.

Причем ГНАУ в данном письме, критикуя позицию Госкомпредпринимательства, оправдывает свою фискальность тем, что, мол, порядок и механизм информирования ФОПом своего работодателя об отсутствии у него в конкретном периоде предпринимательских доходов не предусмотрен!..

(Ну так предусмотрите! Кто же, как не ГНАУ, должен издавать нормативы для правильного функционирования налоговых законов?! Тем не менее незаконно переложить проблему с больной головы на здоровую, да еще и пожав при этом фискальные плоды, - это они пожалуйста, это у них классический почерк работы.)

Кстати, ссылка налоговиков на то, что у ФОПа отчетность квартальная, а НСЛ к его зарплатным доходам применяется помесячно, тоже не выдерживает критики: ведь законопослушный работник-ФОП в конце конкретного месяца, в котором им были получены также и доходы от предпринимательства, вполне может письменно известить об этом работодателя, чтобы тот к его зарплате в конкретном месяце НСЛ не применял. И поскольку конкретную форму налоговики не предусмотрели, делать это он может в любом удобном для сторон виде.

Если же предпринимательских доходов не было, то, по идее, и извещать работодателя не нужно: права на НСЛ подпункт 6.3.3 в этом случае не лишает.

Хотя для подтверждения отсутствия у такого работника “ ФОПовских” доходов налоговому агенту безопаснее будет запастись определенными бумаженциями, о чем мы уже выше упомянули.

Обратим также внимание на то, что в письме от 05.02.2008 г. № 2021/с/17-0714 ГНАУ уже достаточно уклончиво отвечала на вопрос насчет применения НСЛ к получаемым работниками-ФОПами доходов в виде заработной платы. (Может, на этот счет уже наметился нефискальный сдвиг?..)

II

Второе, о чем хотелось бы сказать.

Если работники-ФОПы из “черного списка”, поступившего к вам из ГНАУ, пользовались НСЛ и при этом таки получали предпринимательские доходы, однако (будучи плательщиками недобросовестными или, возможно, неграмотными) об этом работодателя не известили, то тогда действительно имело место нарушение п/п. 6.3.3 Закона.

Причем здесь возможны разные ситуации:

а) когда такие работники-ФОПы ранее подавали вам заявления на применение НСЛ

и

б) когда они, находясь у вас в штате по состоянию на 01.01.2004 г., попали под льготу автоматически - на основании пятого абзаца п/п. 6.3.2 Закона.

Впрочем, о какой бы из разновидностей ни шла речь, необходимо отметить, что в Законе весьма

нечетко описаны последствия такого нарушения как для работодателя (налогового агента), так и для самого плательщика. Поэтому, чтобы определиться с вопросом о правомерности предъявляемых к зам налоговиками требований, дополнительно обратимся к отдельным нормам Закона, имеющим отношение к данной проблеме:

“6.3.4. Если в нарушение норм настоящего пункта плательщик налога подает заявление о применении льготы более чем одному работодателю либо если плательщик налога при получении доходов, определенных в подпункте 6.3.3 настоящего пункта, подает такое заявление другому работодателю, вследствие чего налоговая социальная льгота фактически применяется также при получении других доходов в течение любого отчетного налогового месяца, то такой плательщик налога утрачивает право на получение налоговой социальной льготы по всем местам получения дохода начиная с месяца, в котором имело место такое нарушение, и заканчивая месяцем, в котором право на применение налоговой социальной льготы восстанавливается.

Плательщик налога может восстановить право на применение налоговой социальной льготы, если он подает заявление об отказе от такой льготы всем работодателям с указанием месяца, в котором имело место такое нарушение, на основании чего отдельный работодатель рассчитывает и удерживает соответствующую сумму недоплаты налога и штраф в размере 100 процентов суммы такой недоплаты за счет ближайшей выплаты дохода такому плательщику налога, а при недостаточности суммы такой выплаты - за счет следующих выплат. Если по каким-либо основаниям сумма недоплаты и штрафа не была удержана за счет дохода плательщика налога до истечения предельного срока, установленного законом для представления годовой декларации по данному налогу, то сумма такой недоплаты и штрафа взыскивается налоговым органом в порядке, определенном законом. При этом право на применение налоговой социальной льготы к доходу плательщика налога восстанавливается с налогового месяца, следующего за месяцем, в котором сумма такой недоплаты и штраф полностью погашаются.

Центральный налоговый орган устанавливает порядок периодического информирования плательщиков налога о наличии нарушений ими норм подпункта 6.3.1 настоящего пункта, выявленных на основании данных налоговой отчетности или документальных проверок”.

Здесь же напомним, что согласно п/п. 6.3.5 Закона налоговый агент при условии получения надлежащим образом оформленного заявления от работника не несет ответственности за нарушение таким работником нормы п/п. 6.3.1 Закона и как следствие за применение НСЛ к доходам такого работника (за исключением случая, когда работодатель и плательщик налога являются связанными лицами или суд устанавливает факт сговора между ними). Теперь попробуем высказать некоторые мысли по поводу данной ситуации, оговорившись, что упомянутые конкретные нормы прописаны совершенно “непрактично”: речь в основном идет о нарушении норм п/п. 6.3.1 (и “а”-“д” п/п. 6.3.3), то есть когда НСЛ применяется более чем в одном месте работы, не касаясь подпункта п/п. “е” п/п. 6.3.3. Так что в наших рассуждениях в основном придется “идти на ощупь”, периодически прибегая к аналогии.

Итак, оговорим конкретные моменты.

1. Отметим, что согласно первому абзацу п/п. 6.3.4 работник-ФОП, фактически получающий доходы от предпринимательства, право на НСЛ, по идее, утрачивает.

Однако поскольку в тексте этого абзаца с привязкой к п/п. 6.3.3 написано: “подает такое заявление другому работодателю”, можно сослаться на то, что здесь подразумеваются лишь случаи, когда работодателей несколько, то есть под эту норму явно подпадают только случаи из подпунктов “а”-“д” п/п. 6.3.3. Что же касается “предпринимательского” подпункта “е”, то вследствие такой формулировки из-под нормы п/п. 63.4 выпадают случаи, когда у работника- ФОПа работодатель только один.

2. Даже если не брать в расчет то, на что в п. 1 мы обратили внимание, заметьте, в п/п. 6.3.4 речь идет о тех работниках-ФОПах, которые подавали заявление на применение НСЛ. Таким образом, по формальным основаниям из-под нормы п/п. 6.3.4 вообще выпадают те плательщики, которых прольготировали с 01.01.2004 г. автоматически.

3. В отношении упомянутых в вопросе требований налоговой инспекции пересчитать таким работникам налог за два года и удержать с них штраф необходимо отметить следующее.

Даже если согласиться с тем, что норма п/п, 6.3.4 распространяется и на данные случаи (из вопроса), то это все равно не значит, что налоговый агент должен производить пересчет НДФЛ.

Для начала напомним, что помимо 6.3.4 (о котором - ниже) в п/п. 6.5.2 Закона приведены общие случаи, в которых работодатель плательщика налога по месту применения НСЛ осуществляет перерасчет сумм доходов, начисленных такому плательщику налога в виде заработной платы, а также сумм предоставленных налоговых льгот. В соответствии с данной нормой работодатель обязан выполнять перерасчет в следующих случаях: во-первых, при подведении итогов каждого отчетного налогового года; во-вторых, при проведении расчета за последний месяц применения налоговой социальной льготы в случае изменения места ее применения по самостоятельному решению плательщика налога или в случаях, определенных в п/п. 6.3.3 Закона (имеется в виду предпоследний абзац этого подпункта, в котором речь идет о завершении начисления доходов, упомянутых в п/п. “а”-“д”); в-третьих, при проведении окончательного расчета с плательщиком налога.

Данный подпункт не содержит требования выполнять перерасчет при выявлении нарушения плательщиком налога п/п. 6.3.3 Закона. Но, по мнению ГНАУ (см. ее письмо от 28.12.2007 г. № 26662/7/17-0117), получение налоговым агентом - работодателем информации о нарушении плательщиком налога норм Закона, связанной с потерей последним права на получение НСЛ, тоже является основанием для проведения перерасчета. (Заметим, что в данном письме это написано применительно к нарушению п/п. 6.3.1.)

Прямое же указание на проведение перерасчета при нарушении нормы подпункта 6.3.3 содержится в п/п. 6.3.4 Закона: в случае, когда работник подает заявление об отказе от льготы с указанием месяца, в котором имело место такое нарушение, работодатель на основании такого заявления рассчитывает и удерживает соответствующую сумму недоплаты и штраф в размере 100% суммы недоплаты.

Однако данный подпункт регулирует ситуацию, когда плательщик налога, утративший право на получение налоговой социальной льготы вследствие нарушения п/п. 6.3.3 (и 6.3.1) Закона, желает восстановить право на применение НСЛ, то есть это может касаться только случаев из п/п. “а”- “д” п/п. 6.3.3. В нашей ситуации у работников, имеющих предпринимательский статус (и доходы), права на льготу нет в принципе (согласно упомянутому подпункту “е” п/п. 6.3.3 Закона).

Поэтому о восстановлении права на льготу речь идти не может и норма из 6.3.4 о подаче заявления, перерасчете, удержании недоимки и штрафа к предпринимательскому случаю как-то совсем уж не клеится.

Как нам кажется, для данного случая необходимость проведения перерасчета и удержания недоплаты и 100%-го штрафа может возникнуть у налогового агента лишь по аналогии, да и то в случае добровольной подачи заявления работником-ФОПом об отказе от льготы. Но кто ж захочет добровольно сдаваться?..

Кроме того, подать такое заявление может лишь работник, продолжающий работать на данном предприятии. Что же касается работников, уже уволившихся с данного предприятия, то никаких даже полузаконных оснований для проведения им перерасчета у налогового агента нет.

Отметим также, что согласно п/п. 6.3.4 (см. выше) о нарушении плательщиком норм п/п. 6.3.1 налоговики должны уведомлять плательщиков, а не налоговых агентов (порядок такого уведомления регулируется даже специальным приказом ГНАУ от 30.09.2003 г. № 461). Мы считаем, что при нарушении плательщиком норм п/п. 6.3.3 налоговики должны действовать аналогично, то есть донимать по этому поводу плательщика, а не его налогового(ых) агента(ов). А плательщик уже после получения такого уведомления должен (если захочет) подать работодателю заявление о лишении себя льготы.

4. Насчет ответственности.

Согласно п/п. 6.3.5 Закона работодатель, получивший от работника надлежащим образом оформленное заявление и применяющий НСЛ, не несет какой-либо ответственности за нарушение работником требований п/п. 6.3.1 Закона (то есть за нарушение, связанное с подачей заявления о применении льготы более чем по одному месту начисления дохода). Однако аналогичный “безответственный” подход по отношению к работодателю должен быть применен и в ситуации, когда работник нарушает требования п/п. “е” п/п. 6.3.3 Закона. Подтверждение этому можно также извлечь из текста уже упоминавшихся нами писем ГНАУ от 15.06.2007 г. и от 05.02.2008 г., а также из п. 8 письма ГНАУ от 30.10.2007 г. № 22095/7/25-0017, касающегося результатов анализа работы по рассмотрению жалоб плательщиков налогов в январе - сентябре 2007 года*.

Поэтому санкции, предусмотренные Законом (включая и норму п/п. 20.3.2, касающуюся доходов в том числе и уволившихся работников), и двукратный штраф из п/п. 17.1.9 Закона “О порядке погашения...” налоговики в данной ситуации к вам (налоговому агенту) применить не смогут**.

Правда, определенная проблема с ответственностью работодателя может возникнуть также в отношении случаев, когда льгота стала применяться автоматически с 01.01.2004 г. (поскольку в п/п. 6.3.5 прямо упоминается подача плательщиком заявления). Хотя и здесь за неприменение к вам санкций вполне можно побороться, апеллируя к тому, что вы (налоговый агент) никаких норм Закона (в отличие от плательщика) не нарушали.

5. По нашему мнению, налоговики в данном случае могут (а точнее, должны) пытаться на основании п/п. 6.3.4 взыскивать недоплату и штраф с плательщика самостоятельно, но лишь по истечении срока, установленного для представления годовой декларации.

Подведем итоги.

Считаем, что для уверенного в себе налогового агента Закон дает достаточно (см. выше) оснований, чтобы в подобной ситуации претензии налоговиков отклонить.

Можно вообще плюнуть на их требования (ведь, поскольку таковые незаконны, никаких сроков для их исполнения быть не может и ответственности для налогового агента тоже нет).

Но лучше (если вы слывете лицом культурным) написать в свою ГНИ ответное письмецо, поблагодарив ее за информацию и сообщив, что вы сразу же - с месяца получения письма – перестали применять НСЛ к работникам-ФОПам, получающим предпринимательские доходы, а также вежливо (со ссылкой на приведенные выше аргументы) указав, что не имеете права согласно нормам Закона в данном случае осуществлять перерасчет и удерживать с работников недоплату НДФЛ и штраф.

Ну а как в данной ситуации поступит осторожный плательщик - всем и так понятно. (Из-за манеры сограждан постоянно осторожничать, законы в нашей стране никак работать-то и не начнут...)

И еще. Осторожный бухгалтер может попытаться, чтобы не попасть в подобную “халепку”, либо опросить всех работников насчет наличия у них свидетельства ФОШ (и наличия доходов от такой деятельности), либо - если он сам себе и людям враг - послать на этот счет запрос в местную ГНИ с общим списком штатных работников предприятия...

_______________________

* Приводим данный пункт письма:

“8. Решением ГНАУ от 12.09.2007 г., принятым по рассмотрению повторной жалобы ЧП, отменено налоговое уведомление-решение Верхнеднепровской ОГНИ от 15.05.2007 г. № 0003311700/0 об уплате НДФЛ и примененной штрафной санкции. Проверяющими указанной ГНИ сделан безосновательный вывод о неправомерности уменьшения предприятием суммы общего месячного налогооблагаемого дохода работника, зарегистрированного в качестве СПД, на основании его заявления о применении налоговой социальной льготы. При проведении проверки, принятии налогового уведомления-решения, рассмотрении указанной ГНИ и ГНА в Днепропетровской области первичной и повторной жалоб не учтено, что согласно п/п. 6.3.5 ст. 6 Закона Украины “О налоге с доходов физических лиц” (далее - Закон об НДФЛ) работодатель, который на основании надлежащим образом полученного заявления плательщика налога о применении социальной льготы применяет такую льготу, не несет ответственности за нарушение таким плательщиком налога требований Закона (об НДФЛ)”.

** Кроме случаев, когда работодатель и плательщик налога являются связанными лицами или суд установит факт сговора между ними (п/п. 6.3.5). В этой ситуации могут попытаться взыскать с работодателя и недоимку, и двукратный штраф по 17.1.9 Закона “О порядке погашения...” (см. об этом упомянутое письмо ГНАУ от 28.12.2007 г., хотя там речь шла о нарушении п/п. 6.3.1).

“Бухгалтер” № 20, май (IV) 2008 г.
Подписной индекс 74201



Вход в систему
Логин
Пароль 
Новый пользователь
Забыл пароль?

Стан бази
Субота, 20.04.2024
В базi 549581 документ

 Огляд останніх надходжень
Актуальні консультації
Списання автомобіля: від «а» до «я»
Штатний розпис професійно-технічного навчального закладу за новими вимогами
Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь
Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Вакцинация работников предприятия против гриппа, или Я уколов не боюсь: если надо уколюсь!
Бланки та звітність
Податкова звiтнiсть
Фiнансова звiтнiсть
Вiдрахування у фонди
Форми документiв
Довiдковi матерiали
Ставка єдиного податку
Граничні норми добових витрат
Облiкова ставка НБУ
Iндекси iнфляцiї (2017 р.)
Розмiр мiнiмальної заробiтної плати
Розмір мінімальної пенсії
Розмiр прожиткового мiнiмуму
Розмiр податкової соцiальної пiльги.
Розмiри мiнiмального та максимального єдиного внеску для пiдприємцiв
Максимальний розмiр заробiтної плати, з якої сплачується єдиний соцiальний внесок
Кориснi посилання
Увага! важлива інформація
  21.03.2018  

Про внесення змін до Порядку проведення конкурсу з перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування
Постанова Кабінету Міністрів України N 180 від 07 лютого 2018 р.

Про внесення змін до Правил надання послуг пасажирського автомобільного транспорту
Постанова Кабінету Міністрів України N 181 від 07 лютого 2018 р.

  19.03.2018  

Про затвердження Змін до Порядку відкриття та закриття рахунків у національній валюті в органах Державної казначейської служби України
Наказ Міністерства фінансів України N 110 від 05.02.2018 р.

Про затвердження Реєстру референтних цін (цін відшкодування) на препарати інсуліну станом на 01 лютого 2018 року
Наказ Міністерства охорони здоров'я України N 453 від 07.03.2018 р.

  15.03.2018  

Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю
Закон України N 2275-VIII від 6 лютого 2018 року

[Архив новостей]

2005-2017 © ПАРУС