Документ : Расходы на аренду стоянки для автомобилей покупателей можно относить на валовые затраты
Расходы на аренду стоянки для автомобилей покупателей можно относить на валовые затраты
ВОПРОС: По договору аренды наше оптовое торговое предприятие арендует автомобильную стоянку для транспорта покупателей и загрузки его товаром. Возникают ли в этом случае валовые затраты и налоговый кредит по арендной плате?
ОТВЕТ: Как мы понимаем, опасения вызваны подпунктом 5.4.10 Закона “О налогообложении прибыли предприятий”, в котором говорится, что в валовые затраты плательщика налога не включаются расходы, связанные со стоянкой и парковкой легковых автомобилей.
В п. 1.10 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением КМУ от 10.10.2001 г. № 1306, говорится, что стоянка - прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с необходимостью исполнения требований настоящих Правил, посадкой (высадкой) пассажиров, загрузкой (разгрузкой) груза”.
Что касается парковки, то ее определения обычно встречаются только в правилах парковки транспортных средств, утверждаемых местными советами. Обычно такие определения сводятся к тому, что парковка - это временная стоянка автотранспорта в отведенных или специально оборудованных для этого местах, определенных органами местной власти. Поскольку парковка является разновидностью стоянки и, кроме того, место вашей стоянки, очевидно, не имеет никакого отношения к местам, определенным органами местной власти, далее о ней мы говорить не будем.
В принципе, вы можете сослаться на то, что на вашей стоянке разрешается только остановка* транспорта покупателей для погрузки (разгрузки) груза, поэтому такая остановка автомобилей не считается стоянкой. Для пущей убедительности вы можете издать соответствующий приказ по предприятию и повесить объявление при въезде на стоянку.
Можно также указать налоговикам на тот факт, что на стоянку въезжают как легковые, так и грузовые автомобили покупателей, количество которых не учитывается, поэтому невозможно точно сказать, какие расходы связаны со стоянкой легковых автомобилей, а какие - со стоянкой грузовых. Правда, это довод обоюдоострый, поскольку налоговики могут сказать: “Вот и хорошо. Раз вы не можете выделить расходы, связанные со стоянкой грузовых автомобилей, считайте, что все они связаны со стоянкой легковых”.
Вообще же, как нам кажется, вышеназванное ограничение из п/п. 5.4.10 Закона “О налогообложении прибыли предприятий” касается только легковых автомобилей, находящихся в пользовании предприятия, а никак не сторонних легковых автомобилей. Смысл указанной нормы явно был в том, что предприятие, использующее легковые автомобили, может их эксплуатировать не только для производственных, но и для личных нужд руководства предприятия. Проследить же непроизводственное использование таких автомобилей не представляется возможным. Именно поэтому часть расходов, связанных с эксплуатацией этих автомобилей: 50% расходов на ГСМ и аренду, расходы на стоянку и парковку, - законодатель запретил относить на валовые затраты.
В то же время запрещать отнесение на ВЗ расходов на стоянку и парковку чужих автомобилей законодатель явно не собирался. В противном случае следует признать, что все коммерческие стоянки фактически должны уплачивать не налог на прибыль, а налог с доходов по ставке 25%. Понятно, что это абсурд, поэтому буквально прочитывать данную норму нельзя.
В отношении же налогового кредита всё просто: он есть, так как стоянка используется в хозяйственной деятельности предприятия, а привязки к валовым затратам у налогового кредита давно уже нет.
_______________________
* В п. 1.10 Правил дорожного движения сказано, что “остановка - прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут или более, если это необходимо для посадки (высадки) пассажиров или загрузки (разгрузки) груза, исполнения требований настоящих Правил (предоставления преимущества в движении, выполнения требований регулировщика, сигналов светофора и т. п.)”.
“Бухгалтер” № 20, май (IV) 2008 г. Подписной индекс 74201
|