Документ : Комментарий к Постановлению КМУ от 31.10.2007 г. № 1280 “Об утверждении Порядка отбора образцов продукции для определения ее качественных показателей и формы акта отбора образцов продукции”
Комментарий к Постановлению КМУ от 31.10.2007 г. № 1280 “Об утверждении Порядка отбора образцов продукции для определения ее качественных показателей и формы акта отбора образцов продукции”
Статьи 13 -15 Закона Украины “Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности” регулируют порядок отбора образцов продукции органами государственного надзора (контроля). Там же Кабмину дано поручение утвердить правила отбора образцов продукции и форму акта отбора образцов. Что, собственно, Кабмин и сделал в комментируемом Постановлении.
Порядок отбора образцов продукции для определения ее качественных показателей и форма акта отбора образцов продукции начнут действовать со дня вступления в силу Закона Украины “Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности”, то есть с 01.01.2008 г.
На наш взгляд, Кабмин подошел к своей задаче достаточно формально: Порядок по большей части дублирует требования указанных статей Закона, никак их не конкретизируя.
Отбор образцов продукции будет осуществляться на основании письменного мотивированного решения руководителя органа государственного надзора (контроля) или его заместителя, в котором указывается место проведения экспертизы, а также количество необходимых для этого образцов каждого вида (типа) продукции (не менее двух). Решение должно быть предъявлено субъекту хозяйствования до начала отбора образцов.
Отбор проводится должностным лицом органа госнадзора (контроля) в присутствии руководителя юрлица, физлица-предпринимателя или уполномоченного ими лица, имеющего право заявлять ходатайства по поводу связанных с таким отбором действий, о чем вносится соответствующая запись в акт. У субъекта хозяйствования остается контрольный образец продукции, который должен содержаться в условиях, обеспечивающих сохранность его качества и целостности, до ознакомления с результатами экспертизы.
Отбор образцов оформляется актом, который составляется в трех экземплярах с указанием всех обязательных реквизитов. Каждый экземпляр заверяется подписями должностного лица, отобравшего образцы, и руководителя юрлица, физлица-предпринимателя или уполномоченного ими лица. В случае отказа со стороны субъекта предпринимательства от подписания акта должностное лицо органа госнадзора делает в акте соответствующую запись. Один экземпляр акта передается субъекту хозяйствования.
К сожалению, ни Закон, ни Порядок не устанавливают оснований для осуществления отбора, а также периодичности такой процедуры и ряда других существенных деталей. Это означает, что органу госнадзора достаточно принять соответствующее решение, даже не особо утруждаясь в “сочинении” оснований для отбора. Хотя, безусловно, любой государственный орган обязан действовать в пределах полномочий и способом, которые установлены законом.
Еще одна интересная деталь: согласно ст. 16 Закона расходы, связанные с отбором, доставкой и проведением экспертизы (испытаний) образцов продукции, финансируются за счет органа государственного надзора (контроля). Обратите внимание: Закон не предусматривает прямо компенсации стоимости самой продукции, изъятой в ходе отбора. Не говорится в нем даже о ее возврате по завершении экспертизы. Порядок на этот счет тоже хранит молчание, а ведь продукция может быть весьма дорогостоящей.
При этом Законом установлено, что в случае подтверждения результатами экспертизы (испытания) факта нарушения субъектом хозяйствования требований законодательства такой субъект возмещает расходы на проведение экспертизы (испытания) в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Как видите, для компенсации расходов органа госнадзора соответствующий порядок разработан будет. Субъекту же хозяйствования, похоже, никто компенсировать убытки не собирается.
Сергей Козлович, директор аудиторской фирмы “Фортекс”
Газета “Фортекс” № 43/2007 (№ 251), от 09.11.2007 г.
|