Документ : На каких основаниях вас могут задержать работники милиции


На каких основаниях вас могут задержать работники милиции

В этой статье мы пытаемся затронуть довольно исключительную тему. Подобные случаи происходят нечасто, и немногие попадают в такие ситуации. Однако, в последнее время в прессе и на телевидении достаточно много говорят о правах человека и их обеспечении. А в данном случае права человека затрагиваются в наибольшей степени. Рассмотрим, при каких именно обстоятельствах на вид добропорядочного и законопослушного гражданина Украины могут задержать работники украинской милиции.

Прежде всего заметим, что задержание может регулироваться как Уголовно-процессуальным кодексом (УПК) Украины, так и Кодексом Украины об административных правонарушениях Украины (КУоАП). Некоторые основания для задержания гражданина предусмотрены также Законом Украины от 20.12.1990 г. № 565-ХII “О милиции”. Во-вторых, необходимо знать и то, что Гражданский кодекс (ГК) Украины устанавливает возможность возмещения вреда, причинённого незаконными действиями органов дознания и досудебного следствия (милиции или прокуратуры). Незаконное задержание гражданина может послужить также основанием для возмещения ему причинённого морального и материального вреда.

Порядок административного задержания регулируется ст. ст. 260-263 КУоАП. Такое процессуальное действие возможно лишь при совершении административного правонарушения. Среди последних законодательство называет такие действия, как мелкое хулиганство, появление в общественном месте в нетрезвом виде, позорящем общественную мораль, мелкую кражу и ряд иных правонарушений. Так вот, именно при совершении подобных незначительных нарушений общественного порядка и возможно административное задержание человека.

На территории города данное процессуальное действие осуществляют, как правило, работники милиции. Целью такого задержания может являться составление протокола об административном правонарушении или же установление личности виновного человека. Важно заметить, что “...установление личности” может быть основанием для задержания именно при совершении правонарушения, а не потому, что милиционеры просто не знают Вас в лицо. Ведь данные о личности в таком случае следует устанавливать именно для привлечения человека к административной ответственности.

Срок административного задержания, как правило, составляет не более трёх часов с момента доставления задержанного туда, где работник милиции несет службу. Им, кстати, не обязательно может быть районный отдел внутренних дел. Подобным помещением считается любой стационарный пункт охраны порядка. За указанный срок работники милиции должны успеть составить два документа: 1) протокол об административном правонарушении и 2) протокол об административном задержании. Первый касается совершённого задержанным нарушения порядка. Этот протокол, как правило, передаётся судье для рассмотрения и применения административного взыскания (штраф и др.). Второй документ указывает на необходимость и мотивы задержания. В обоих документах специально отводится место для пояснений задержанного по сути задержания или же совершённого нарушения.

По некоторым категориям административных правонарушений срок такого задержания может составлять не три часа, а три или десять дней. А в отдельных случаях (мелкое хулиганство, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции) срок задержания может продлиться до рассмотрения протокола об административном правонарушении судьёй.

Возникает закономерный вопрос - а имеет ли по закону право задержанный воспользоваться услугами адвоката в такой ситуации? Приходится констатировать, что, согласно ст. 271 КУоАП, защитник может участвовать только в рассмотрении дела об административном правонарушении, то есть он допускается к защите своего клиента только после передачи составленного работниками милиции протокола в суд. Положительным в данной ситуации является то, что о месте пребывания задержанного правоохранители обязаны сообщить его родственникам.

От административного задержания следует отличать задержание в порядке, предусмотренном УПК Украины. В данном случае речь идёт уже о подозрении человека в совершении не административного правонарушения, а уголовно наказуемого преступления. Основанием для такого задержания могут быть обнаружение человека при совершении преступления или сразу же после его совершения, то есть в наиболее короткий промежуток времени. К промежутку времени в пять-шесть часов термин “сразу” применяться не может. Следующим основанием для таких действий может послужить указание потерпевшим или очевидцем преступления на конкретного человека как на виновника правонарушения. В данном случае работники милиции, конечно же, не скажут, кто именно сообщил такую информацию, и, конечно же, человек со следами преступления на одежде также будет задержан правоохранителями. Согласитесь, это достаточно очевидные основания для задержания.

В то же время ст. 106 УПК Украины предусматривает и “...иные данные, дающие основание подозревать человека в совершении преступления”, как основания для его задержания. Причём выбор таких данных остаётся исключительно на совести работников милиции.

В законодательстве они не предусмотрены. Оговаривается только, что наличие таких данных должно быть связано с отсутствием у задержанного места жительства или же неизвестностью его личности. Причём последнее обстоятельство без наличия в кармане паспорта или какого-либо другого документа установить сразу же, на месте задержания, невозможно. Законодательство не предусматривает обязанности работника милиции тут же, до доставления задержанного в помещение милиции, разъяснить основания его задержания. Они будут указаны только в протоколе, составленном позднее. Как следует из законодательства, при отсутствии у человека документа, подтверждающего его личность, и случайном внешнем сходстве с каким-либо разыскиваемым человеком он вполне может быть задержан в порядке ст. 106 УПК Украины.

Причём срок подобного задержания может составлять уже не три часа, а до семидесяти двух часов, то есть трех суток. В данном случае задержанный сразу же может рассчитывать на помощь собственного адвоката или заявить ходатайство о предоставлении защитника за счёт государства. Задержание сразу же может быть обжаловано в суд.

Важно знать, что задержание в этом случае проводится в пределах расследования конкретного уголовного дела. И задержанного в данном случае обязаны сразу же допросить в качестве подозреваемого по тому правонарушению, на основании которого его задержали. И вот тут-то и должна выясниться полная непричастность задержанного к совершению какого-либо преступления. Если, конечно же, именно такая ситуация имела место.

Итак, мы можем указать на то, что законодательство предоставляет достаточно широкий перечень оснований для задержания человека. Данные действия могут быть обжалованы задержанным как в прокуратуру, так и в суд.

Крайне важно знать и то, что при незаконном задержании человек имеет право рассчитывать на возмещение государством причинённого материального или морального вреда. Причём задержание считается “незаконным” в случае вынесения судом оправдательного приговора, прекращения уголовного дела следователем. Задержание также будет незаконным и при прекращении производства по делу об административном правонарушении. В качестве материального ущерба в данном случае будет рассматриваться заработок или другие денежные доходы, не полученные человеком за время задержания, а также суммы, потраченные гражданином на оказание ему юридической помощи. Под моральным же вредом, как правило, понимаются те моральные страдания или унижения достоинства и деловой репутации, которые претерпел задержанный.

Как можно заметить, действующее законодательство в первую очередь направлено на восстановление нарушенных прав человека уже после совершения каких-либо незаконных действий. В то же время перечень оснований для задержания человека достаточно широк и отличается расплывчатостью некоторых законодательных формулировок. И в данной ситуации сам задерживаемый имеет мизерные возможности по доказыванию своей невиновности. Основное, на что имеет право гражданин в подобной ситуации, - это юридическая помощь специалиста-адвоката и обжалование уже совершённых действий. Попав в такую ситуацию, следует готовиться к длительному отстаиванию собственной правоты и невиновности.

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 3 (577), 15 января 2007 г.
Подписной индекс 40783

Вход в систему
Логин
Пароль 
Новый пользователь
Забыл пароль?

Стан бази
Понедiлок, 29.04.2024
В базi 549581 документ

 Огляд останніх надходжень
Актуальні консультації
Списання автомобіля: від «а» до «я»
Штатний розпис професійно-технічного навчального закладу за новими вимогами
Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь
Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Вакцинация работников предприятия против гриппа, или Я уколов не боюсь: если надо уколюсь!
Бланки та звітність
Податкова звiтнiсть
Фiнансова звiтнiсть
Вiдрахування у фонди
Форми документiв
Довiдковi матерiали
Ставка єдиного податку
Граничні норми добових витрат
Облiкова ставка НБУ
Iндекси iнфляцiї (2017 р.)
Розмiр мiнiмальної заробiтної плати
Розмір мінімальної пенсії
Розмiр прожиткового мiнiмуму
Розмiр податкової соцiальної пiльги.
Розмiри мiнiмального та максимального єдиного внеску для пiдприємцiв
Максимальний розмiр заробiтної плати, з якої сплачується єдиний соцiальний внесок
Кориснi посилання
Увага! важлива інформація
  21.03.2018  

Про внесення змін до Порядку проведення конкурсу з перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування
Постанова Кабінету Міністрів України N 180 від 07 лютого 2018 р.

Про внесення змін до Правил надання послуг пасажирського автомобільного транспорту
Постанова Кабінету Міністрів України N 181 від 07 лютого 2018 р.

  19.03.2018  

Про затвердження Змін до Порядку відкриття та закриття рахунків у національній валюті в органах Державної казначейської служби України
Наказ Міністерства фінансів України N 110 від 05.02.2018 р.

Про затвердження Реєстру референтних цін (цін відшкодування) на препарати інсуліну станом на 01 лютого 2018 року
Наказ Міністерства охорони здоров'я України N 453 від 07.03.2018 р.

  15.03.2018  

Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю
Закон України N 2275-VIII від 6 лютого 2018 року

[Архив новостей]

2005-2017 © ПАРУС