Документ : Сертификат происхождения


Сертификат происхождения

В соответствии с международной практикой и на основании своих Уставов Торгово-промышленная палата Украины (далее - ТПП Украины) и региональные палаты уже многие годы удостоверяют и выдают сертификаты о происхождении товаров. Эта функция закреплена за ними законодательно Распоряжением КМ Украины от 14.02.1994 г. № 79-р.

Сертификат происхождения - это свидетельство, удостоверяющее факт того, что данный импортируемый товар изготовлен в определенном месте и позволяет таможенным органам определить, следует ли классифицировать товар согласно преференциальному тарифу. Выдается торговыми палатами и аналогичными учреждениями государства-экспортера, уполномоченного в соответствии с национальным законодательством.

Сертификат происхождения является основанием для предоставления субъекту внешнеэкономической деятельности преференций и льгот по уплате таможенных пошлин в рамках режима наибольшего благоприятствования или другого правового режима. Предъявляют его таможенным органам при таможенном оформлении товара. То есть сертификат происхождения необходим для таможенных органов импортирующей страны для тарифного регулирования ввозимых товаров, получения льготных тарифов, беспошлинного ввоза, освобождения от дополнительного налогообложения.

Сертификаты о происхождении товаров могут требовать также и банки, например, когда стороны при аккредитивной форме расчетов по внешнеторговым операциям указали необходимость предъявления таких документов. Необходимы сертификаты о происхождении и в случаях, предусмотренных соответствующими внешнеторговыми контрактами, заключаемыми сторонами, национальными правилами импортирующей страны, международными соглашениями, участниками которых являются страны экспорта и импорта соответствующего товара.

Кроме того, сертификаты происхождения товаров необходимы в случаях, если это предусмотрено соответствующими внешнеторговыми контрактами, заключаемыми сторонами, национальными правилами импортирующей страны, международными соглашениями, участниками которых являются сторона экспорта и сторона импорта товара.

При определении страны происхождения товаров следует руководствоваться статьей 18 Закона № 2097, которой устанавливается, что страной происхождения товаров считается страна, где товары были полностью произведены либо подвергнуты достаточной переработке или обработке.

Полностью произведенными в данной стране считаются следующие товары:

1) полезные ископаемые, добытые в пределах ее территории или экономической зоны;

2) растительная продукция, выращенная на ее почве;

3) живые животные, выращенные в ней;

4) продукция, полученная в ней от живых животных;

5) произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовецкого и морского промысла;

6) продукция морского промысла, добытая или произведенная в Мировом океане судами данной страны, а также судами, которые ею арендованы (зафрахтованы);

7) вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производственных и других операций, осуществляемых в данной стране;

8) товары, произведенные в данной стране исключительно из продукции, указанной в предыдущих пунктах.

Товары будут считаться подвергнутыми достаточной переработке или обработке в данной стране, если:

- декларируемые товары классифицируются в иной тарифной позиции, нежели материалы или изделия, которые происходят из третьих стран и были использованы для их изготовления;

- в стоимости декларируемых товаров доля добавленной стоимости составляет не менее 50 процентов.

Достаточной переработкой не признаются следующие технологические операции:

- по сохранности товаров при их хранении или транспортировке;

- по подготовке товаров для продажи и транспортировки (дробление партии, формирование отправок, сортировка и переупаковка);

- простые сборочные операции;

- смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, которые существенно отличают ее от исходных составляющих.

Страна происхождения товара определяется в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением КМУ от 12.12.2002 г. № 1864 “Об утверждении Порядка определения страны происхождения товара, перемещаемого через таможенную границу Украины”.

Но для определения страны происхождения товара, который перемещается через таможенную границу Украины, в случае наличия иных правил, установленных международным договором, нежели предусмотренные Таможенным кодексом Украины и названным Порядком, применяются правила международного договора. Следует также учитывать, что законом устанавливаются особенности определения страны происхождения товара, который ввозится из территорий специальных (свободных) экономических зон, расположенных на территории Украины.

Сведения о стране происхождения товара, перемещаемого через таможенную границу Украины, указываются в таможенной декларации, которая представляется таможенному органу во время осуществления таможенного оформления в определенном законодательством порядке и случаях.

Страну происхождения товара, который перемещается через таможенную границу Украины, определяет Декларант на основании сертификата о происхождении товара или декларации о происхождении товара, которая представляется таможенному органу для подтверждения этих сведений.

Таможенным кодексом предусмотрено, что в случаях ввоза товара на таможенную территорию Украины сертификат о происхождении товару представляется обязательно:

- на товары, которые происходят из стран, которым Украина предоставляет преференции по Таможенному тарифу Украины;

- на товары, ввоз которых из соответствующей страны регулируется количественными ограничениями (квотами) или другими мерами регулирования внешнеэкономической деятельности;

- если это предусмотрено международными договорами Украины, заключенными в установленном законом порядке, а также законодательством Украины в отрасли охраны окружающей среды, здоровья населения, защиты прав потребителей, общественного порядка, государственной безопасности и других жизненно важных интересов Украины;

- в случаях, когда в документах, которые подаются для таможенного оформления, нет сведений о происхождении товаров или у таможенного органа имеются достаточные основания считать, что декларируются недостоверные сведения о происхождении товаров.

Декларация о происхождении товара представляет собой заявление (на коммерческом счете или другом товаросопроводительном документе) о стране происхождения товара, сделанное производителем или экспортером и заверенное ими или органом, уполномоченным выдавать сертификаты.

В случае если в декларации о происхождении товара и в других документах, которые представляются таможенному органу для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления, имеются расхождения в сведениях о стране происхождения товара или таможенным органом установлены иные сведения о стране происхождения товара, нежели те, которые указаны в декларации, декларант имеет право предоставить таможенному органу для подтверждения сведений о заявленной стране происхождения товара сертификат или дополнительные сведения, на основании которых таможенным органом может быть определена страна происхождения товара. Такими дополнительными сведениями о стране происхождения являются сведения, которые содержатся в:

- товарных накладных;

- паковочных листах;

- отгрузочных спецификациях;

- сертификатах соответствия качества, фитосанитарных, ветеринарных;

- таможенной декларации страны экспорта, которыми сопровождается товар;

- паспортах;

- технической документации;

- заключениях-экспертизах таможенных и других уполномоченных органов;

- других материалах, которые могут быть использованы для подтверждения сведений о стране происхождения товара.

Определение страны происхождения товара во время решения спорных вопросов осуществляется таможенным органом в срок, который не может превышать 10 календарных дней. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по решению руководителя таможенного органа, но не более чем на 5 календарных дней. При этом продление срока таможенного оформления, обусловленное необходимостью определения страны происхождения товара, не может использоваться декларантом для получения фактической отсрочки в уплате пошлины и других налогов и сборов.

При наличии достаточных оснований считать, что имеют место нарушения законодательства Украины или международного договора, заключенного в установленном законом порядке, в части определения страны происхождения товара, таможенный контроль может осуществляться независимо от окончания операций таможенного контроля, оформления и пропуска товаров на основании письменного распоряжения руководителя таможенного органа или лица, которое его замещает.

Если отсутствует надлежащим образом оформленный сертификат или дополнительные сведения о происхождении товара, а также в случае отсутствия сведений, позволяющих достоверно определить страну происхождения товара, такая страна признается неизвестной. И, как следствие, товары, страна происхождения которых неизвестна, пропускаются таможенным органом с целью их перемещения через таможенную границу Украины при условии уплаты пошлины по полным ставкам. А все дополнительные расходы, связанные с подтверждением заявленной страны происхождения товара, несет декларант.

По запросу экспортера, импортера или какого-либо заинтересованного лица таможенным органом принимается предварительное решение о стране происхождения товара непосредственно до того, как начнется торговля товаром, но не позднее чем через 150 дней с момента поступления в таможенный орган такого запроса.

Предварительное решение о стране происхождения товара, которое является обязательным для всех таможенных органов, действует в течение трех лет со дня его принятия, если оно не будет отозвано или его действие не прекратится в связи с поданными заявителем поддельными документами или содержащими ложные данные. Решение о прекращении действия предварительного решения о стране происхождения товара вступает в силу со дня принятия предварительного решения.

Принятое предварительное решение о стране происхождения товара может быть отозвано в случае:

- изменения товарной номенклатуры УКТ ВЭД;

- установления международными договорами, участницей которых является Украина, или актами законодательства Украины по вопросам определения страны происхождения и (или) правил определения, касающихся страны происхождения, других требований и условий определения страны происхождения товара;

- принятия органами государственной власти Украины решений, которыми устанавливаются иные требования и условия определения страны происхождения товара.

Сертификаты о происхождении товаров выдаются, как правило, на украинские товары, экспортируемые в зарубежные страны (на каждую конкретную партию), оформляются на специальных бланках, изготовленных типографским способом с различными степенями защиты, и удостоверяются уполномоченными сотрудниками торговопромышленных палат в соответствии с Решением Президиума Торговопромышленной палаты Украины от 27.02.2002 г. № 21(5) “Об утверждении Инструкции о порядке определения страны происхождения товаров/услуг, оформления и удостоверения сертификатов соответствующих форм”.

Работы по определению страны происхождения товаров/услуг, а также оформления и удостоверения сертификатов происхождения на товары/услуги выполняются Торгово-промышленной палатой Украины и региональными торгово-промышленными палатами (региональные палаты) согласно Закону Украины от 02.12.1997 г. № 671/97-ВР “О торгово-промышленных палатах в Украине”.

Порядок проведения работ по определению
страны происхождения товаров/услуг

Основанием для проведения работ по определению страны происхождения товаров/услуг является заявка-декларация заказчика, которая заполняется заказчиком по установленной форме и подписывается руководителем или уполномоченным им лицом и скрепляется печатью организации заказчика. Вместе с заявкой подаются документы, которые подтверждают происхождение товара/ услуги, а для товаров, которые экспортируются, - и факт экспорта. Заказчик может подать оригиналы документов или их копии, заверенные его печатью. При этом следует помнить о том, что за достоверность поданных документов заказчик несет ответственность согласно действующему законодательству Украины.

После регистрации заявка, поданная заказчиком, передается уполномоченному лицу на выполнение, которое после изучения указанной в заявке информации, предоставленных заказчиком документов проводит экспертизу и определяет страну происхождения товара/услуги.

По усмотрению уполномоченного лица в случае недостаточности предоставленных документов для определения страны происхождения товара/услуги может быть принято решение относительно проверки уполномоченным лицом технологического процесса и условий изготовления товара/предоставления услуги. Если после проведенной проверки документов, а в случае необходимости - и условий производства, уполномоченное лицо может сделать вывод о том, что декларация заказчика относительно заявленной страны происхождения подтверждается, декларант приступает к оформлению сертификата происхождения соответствующей формы.

В случае необходимости и по письменному требованию заказчика экспертиза происхождения товара/услуги может быть оформлена в письменной форме и предоставлена заказчику в виде Заключения о происхождении товара/услуги. Названное заключение составляется исходя из результатов проведенной экспертизы происхождения и однозначно должно свидетельствовать о том, что товары/услуги происходят из страны и производятся/предоставляются определенным предприятием.

Заключение о происхождении товара/услуги оформляется на украинском или русском языках, подписывается уполномоченным лицом и заверяется печатью торгово-промышленной палаты.

Заключение о происхождении услуг является неотъемлемой частью сертификата происхождения услуг.

Достаточно составления одного заключения о происхождении товара на определенный период, если производителем-экспортером в течение значительного периода времени (полгода, год) использовались постоянные источники сырья, материалов и комплектующих для производства товара. В случае изменения источников поступления сырья, материалов или комплектующих заказчик должен известить об этом палату и предоставить новые документы для переоформления Заключения о происхождении товара. После рассмотрения поданных документов заказчику в течении 3-х дней выдается сертификат происхождения или предоставляется письменный ответ с констатацией причин, согласно которым происхождение товара/услуги не может быть установлено. В отдельных случаях при значительной сложности работ и большом объеме документов этот срок может быть продлен до 10 суток.

Формы сертификатов происхождения
и их применение

Для подтверждения происхождения товаров/услуг применяется 10 форм сертификатов.

Сертификат происхождения общей формы составляется на английском языке по обычной форме сертификата и выдается на все товары, которые имеют украинское происхождение в соответствии с национальным законодательством Украины при экспорте в страны, с которыми не обусловлены правила определения страны происхождения товаров, а также выдается в тех случаях, когда товар не имеет преференциального доступа на рынок страны импорта и в случаях отсутствия или временного прекращения льгот на украинские товары.

Сертификат происхождения общей формы, составленный на русском языке, также имеет обычную форму сертификата и выдается при экспорте в страны СНГ в тех случаях, когда товар получает украинское происхождение согласно национальному законодательству Украины, однако не исполняется какое-либо из условий Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000 г.

При оформлении сертификатов происхождения общей формы необходимо руководствоваться положениями Закона Украины от 05.02.1992 г. № 2097-ХII “О Едином таможенном тарифе Украины”.

При оформлении сертификата формы А должно быть установлено, пользуется ли льготами при начислении пошлины товар, который экспортируется на территорию страны-донора. С этой целью определяется код товара по ТН ВЭД, проверяется его наличие в списке преференциальных товаров, определяется происхождение товара с учетом требований, изложенных в правилах страны-донора; определяется критерий происхождения товара в зависимости от происхождения сырья; выясняется исполнение условий, изложенных в правилах.

Сертификат происхождения на текстильные товары (TEXTILE PRODUCTS) составляется на английском языке и на те товары, которые экспортируются только в страны ЕС (Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Нидерланды, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Португалия, Франция, Финляндия, Швеция) в соответствии с положениями Соглашения о торговле текстильной продукцией между Украиной и ЕС.

Определяя происхождение текстильной продукции, необходимо учитывать требования, предусмотренные Соглашением между Европейским Содружеством и Украиной о торговле некоторыми видами текстильной продукции. Прежде всего, определяется код продукции, устанавливается, к какой категории принадлежит товар, выясняется необходимость оформления экспортной лицензии; в случае если имеет место обработка давальческого сырья, устанавливается ее происхождение согласно сертификату происхождения или соответствующей отметке в сопроводительных документах (инвойс, декларация экспортера и т. д.). Происхождение давальческого сырья влияет на исполнение условий Соглашения.

Сертификат происхождения на металлопродукцию, которая экспортируется только в страны ЕС в соответствии с положениями двустороннего Соглашения между Кабинетом Министров Украины и Европейским Содружеством по углю и стали о торговле некоторыми сталелитейными изделиями. В соответствии с положениями данного Соглашения определяется происхождение товара и оформляется сертификат на английском языке, при этом определяются код товара, группа товара, выясняется необходимость оформления экспортной лицензии или регистрации контракта.

Преференциальный (льготный) сертификат формы EUR-1 составляется на английском языке для экспорта товаров в страны Балтии: Латвию, Литву и Эстонию согласно положениям соответствующих соглашений, заключенных между Украиной и этими странами. При определении происхождения товара и оформлении сертификата необходимо руководствоваться положениями этих соглашений.

Преференциальный (льготный) сертификат формы EUR-1, серия М (на английском языке), для экспорта в Республику Македония согласно положениям Соглашения о свободной торговле между Республикой Македония и Украиной. При определении происхождения товара и оформлении сертификата необходимо руководствоваться положениями данного Соглашения.

Преференциальный (льготный) сертификат - это сертификат соответствующей формы, при предъявлении которого в таможенные органы страны ввоза товара импортер пользуется преференциями (льготами), которые выражаются в частичном или полном освобождении от ввозной пошлины.

Сертификат происхождения формы У-1 (на украинском языке) применяется в пределах таможенной территории Украины в случаях, когда необходимо подтвердить украинское происхождение товаров, которые находятся в обороте в пределах таможенной территории Украины при осуществлении предпринимательской деятельности иностранными субъектами хозяйственной деятельности.

Эта форма сертификата происхождения может использоваться и в других случаях реализации продукции в пределах таможенной территории Украины, если покупатель желает убедиться, что продукция имеет украинское происхождение.

Сертификат происхождения услуг - применяется на внутреннем рынке в пределах таможенной территории Украины для подтверждения того, что услуга (например, транспортные перевозки) выполняется украинским предприятием в пределах или за пределами таможенной территории Украины.

Определение страны происхождения товаров/услуг, удостоверение и выдача сертификатов происхождения на товары/услуги осуществляются в соответствии с международными конвенциями, международными соглашениями, действующим законодательством Украины и данной Инструкцией.

Общий порядок оформления
и удостоверения сертификатов
происхождения

Сертификаты происхождения составляются на языке, предусмотренном национальным законодательством, международными и межгосударственными соглашениями и должны содержать информацию (сведения), предусмотренную формой сертификата.

Если внешнеэкономические договоры (контракты) относительно экспорта товаров украинского происхождения подлежат регистрации в Министерстве экономики и по вопросам европейской интеграции Украины (Минэкономики) или в уполномоченных им органах, указанная информация относительно страны назначения товара должна соответствовать данным, которые содержатся в карточках регистрации-учета внешнеэкономических договоров, которые выдаются Минэкономики или соответствующими подразделениями Министерства экономики Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций.

Исключения могут составлять случаи оформления сертификатов происхождения на товары, которые отправляются по морю, когда собственность на товар переходит к нерезиденту на таможенной территории Украины (условия поставки FOB, CIP, СРТ, FCA, FAS-порт Украины). В этих случаях, если согласно коносаменту, а в случае его отсутствия - согласно инструкции владельца и штурманской распиской - товар отправляется в страну, которая не значится в карточке регистрации-учета, страна происхождения товара подтверждается сертификатом общей формы независимо от условий международных договоров. При этом в графе 1 “Отправителя” сертификата происхождения должна быть указана фирма - владелец товара.

Сертификат происхождения товара оформляется и удостоверяется на каждую отдельную поставку товара, которая осуществляется одновременно одним или несколькими транспортными средствами одному и тому же грузополучателю от одного и того же грузопоставщика.

Сертификат заверяется подписью уполномоченного лица и печатью торгово-промышленной палаты. Лицо, заверяющее документ, указывает свою фамилию и ставит свою подпись в графе “Удостоверение” и скрепляет подпись легализуемой печатью ТПП Украины или региональной палаты. После этого сертификат приобретает юридическую силу.

В случае утери сертификата о происхождении заинтересованная организация может обратиться с письменной просьбой о выдаче дубликата, который заверяется на основании копии сертификата, хранящейся в ТПП.

Палаты могут выдавать “заменимые” сертификаты, то есть подтверждать происхождение товаров из других стран, или выдавать сертификаты вместо сертификатов, заверенных другими торгово-промышленными палатами в Украине.

В таком случае основанием для подтверждения страны происхождения товара при выдаче “заменимого” сертификата является оригинал или копия сертификата страны происхождения товара или оригинал сертификата, выданного другой палатой в Украине.

Срок действия сертификатов происхождения товара определяется международными соглашениями и нормативно-правовыми актами Украины. Срок действия сертификатов происхождения услуг определяется организацией, в которую предъявляется этот сертификат.

Торгово-промышленные палаты, которые заверяют и выдают сертификаты происхождения, обеспечивают хранение сертификатов происхождения, заявок-деклараций, заключений о происхождении товара и журналов их регистрации в течение 3-х лет.

Требования к заполнению граф сертификата

Графа 1 “Экспортер (наименование и почтовый адрес)”

Экспортер указывается в соответствии с данными договора (дополнений к договору).

Название графы “экспортер” может быть заменена такими производными - “товароотправитель”, “производитель”, “поставщик” и т. п.

Графа 2 “Получатель/импортер (наименование и почтовый адрес)”

Товарополучатель указывается в соответствии с данными договора (дополнений к договору).

Графа 3 “Страна происхождения товара”

В графе указывается страна происхождения товара (под страной происхождения товара могут пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если есть необходимость их выделения с целью определения происхождения товара).

При этом в случае представления таможни сертификата, в котором страной происхождения является группа стран, таможенные союзы стран, но не конкретизировано, какая именно страна, вопрос определения страны происхождения товара нужно решать путем запроса дополнительной информации в Порядке, установленном Постановлением Кабинета Министров Украины от 12.12.2002 г. № 1864.

Графа 4 “Информация о транспорте и маршруте перемещения товара”

Указывается информация о транспортном средстве, маршруте перемещения товара и т. п. Графа заполняется в случае необходимости.

Графа 5 “Примечания”

Указываются служебные примечания государственных контрольных органов стран экспорта, транзита и т. п.

Графа 6 “Наименование товара”

Указываются наименование товара и другие сведения, которые дают возможность однозначно идентифицировать товар относительно фактически заявленного для целей таможенного оформления.

Информация о нумерации товара, как правило, может быть отделена вертикальной линией от информации о количестве и виде упаковки, наименовании товара или разделены соответствующими интервалами.

В этой графе также могут быть отмечены данные о критерии достаточной переработки товара.

Графа 7 “Количество”

Указываются весовые или количественные характеристики товара.

Графы сертификата могут заполняться печатным способом или от руки, при этом записи должны быть разборчивыми и нестирающимися. В случае заполнения граф сертификата от руки цвет пасти или чернил и почерк заполнения текста должны быть одинаковыми от начала и до конца граф сертификата. В незаполненных графах сертификата для избежания внесения в них последующих дополнительных записей проставляется прочерк.

Наличие подчисток в сертификате недопустимо. Исправления в сертификат вносятся путем зачеркивания ошибочной информации и напечатания уточненных сведений, которые заверяются печатью и подписью уполномоченного лица.

Графа 8 “Удостоверение и заявление экспортера”

Заполняется уполномоченным органом и содержит его наименование, адрес, печать (штамп), дату и место удостоверения сведений, указанных в сертификате, а также подпись, фамилию и инициалы лица, уполномоченного заверять сертификат.

Формулировка текста в графе остается на усмотрение компетентного органа, который оформляет сертификат.

Данная графа также используется для письменного подтверждения экспортером (поставщиком или производителем) страны, в которой товар был полностью произведен или подвергся достаточной переработке.

Работы по определению страны происхождения товаров/услуг и удостоверения сертификатов происхождения осуществляются на платной основе в соответствии с тарифами, установленными торгово-промышленными палатами, с учетом соответствующих решений президиума ТПП Украины, в частности Решением от 24.10.2003 г., Протокол № 41 (9) “Об утверждении единых тарифов на услуги, связанные с выдачей сертификатов всех форм о происхождении товаров”, которым утвержден единый тариф на услуги по выдаче сертификатов всех форм о происхождении товаров, отправляемых наземным путем и воздушным транспортом в размере 108 грн. без НДС за один сертификат и одну товарную позицию. Стоимость каждой дополнительной товарной позиции составляет 18 грн. без НДС.

Единые тарифы за услуги по выдаче сертификатов всех форм о происхождении товаров, которые отправляются водным транспортом, за один сертификат утверждены в размере:

- для партии до 3,0 тыс. тонн - 216 грн. без НДС, каждая дополнительная товарная позиция составляет 18 грн. без НДС;

- для партии от 3,0 тыс. тонн до 5,0 тыс. тонн - 288 грн. без НДС, каждая дополнительная товарная позиция составляет 18 грн. без НДС;

- для партии от 5,0 тыс. тонн до 10,0 тыс. тонн - 396 грн. без НДС, каждая дополнительная товарная позиция составляет 18 грн. без НДС;

- для партии от 10,0 тыс. тон до 30,0 тыс. тонн - 504 грн. без НДС, каждая дополнительная товарная позиция составляет 18 грн. без НДС;

- для партии свыше 30,0 тыс. тонн - 576 грн. без НДС, каждая дополнительная товарная позиция составляет 18 грн. без НДС.

С целью усовершенствования проведения таможенными органами проверки достоверности преференциальных сертификатов при ввозе товаров на таможенную территорию Украины на условиях соглашений о свободной торговле, заключенных Украиной приказом Государственной таможенной службы Украины от 13.10.2003 г. № 683 был утвержден Порядок проведения таможенными органами проверки преференциальных сертификатов при ввозе товаров на таможенную территорию Украины на условиях соглашений о свободной торговле, который предусматривает, в случае если сертификат выдан в одной из стран СНГ, право таможенного органа Украины запрашивать уполномоченный орган, выдавший сертификат, дополнительную информацию о сертификате или товаре, на который выдан этот сертификат.

В случае выдачи сертификата в Республике Македония таможенный орган Украины в соответствии с соглашением о свободной торговле, заключенном Украиной, подает в Гостаможслужбу Украины обоснованное обращение вместе с копией сертификата о предоставлении дополнительной информации о сертификате или товаре, на который выдан сертификат.

Названный порядок содержит перечень случаев, при которых сертификат может быть признан недействительным. Такими случаями являются:

- внесение ложных сведений или отдельных изменений, которые искажают содержание информации о фактах, удостоверенных сертификатом;

- подделка в сертификате печатей, подписей, образцы которых доведены до таможенных органов Гостаможслужбой Украины;

- завершение срока его действия;

- заполнение его с нарушением требований, установленных соглашением.

Решение таможенного органа относительно достоверности сертификата может быть пересмотрено им или таможенным органом более высокого уровня только в случае, если решение принято на основе недостоверной информации.

В случае установления таможенным органом факта подделки (фальсификации) сертификата при наличии дополнительных соответствующих оснований заводится дело о нарушении таможенных правил согласно требованиям действующего законодательства.

Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, предоставляются только при условии непосредственной закупки таких товаров в этих странах и прямой поставки их в страну, предоставляющую тарифные преференции.

Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.

Прямой поставкой считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в страну, предоставившую тарифные преференции без провоза через территорию другого государства. Правилу прямой поставки соответствуют также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии что они находятся под таможенным контролем в странах транзита, в том числе при временном складировании на их территории. Под это правило подпадают товары, закупленные импортером на выставках или ярмарках, если они:

а) были поставлены с территории развивающейся страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, на территорию страны проведения выставки или ярмарки и оставались под таможенным контролем при их проведении;

б) с момента их отправки на выставку или ярмарку не использовались в каких-либо иных целях, кроме демонстрационных;

в) ввозятся в страну, предоставившую тарифные преференции, в том же состоянии, в котором были поставлены на выставку или ярмарку, без учета изменений состояния товаров вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.

В случае возникновения обоснованных сомнений относительно надлежащего оформления сертификата или содержащихся в нем сведений, а также относительно сведений о происхождении товара таможенные или другие компетентные органы страны, предоставляющей тарифные преференции, могут обратиться в компетентные национальные органы развивающихся стран, заверившие сертификат, с просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.

Товар из развивающейся страны не считается происходящим из этой страны до тех пор, пока не будут предоставлены надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара или запрошенные сведения. Тарифные преференции для такого товара предоставляются лишь после получения удовлетворительного ответа компетентных национальных органов страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.

Особое внимание уделяется контролю со стороны таможенных органов при заявлении к таможенному оформлению товаров украинского происхождения с применением льгот по обложению ввозной пошлиной в соответствии с пунктом “є” статьи 19 Закона Украины от 05.02.1992 г. № 2097-XII “О Едином таможенном тарифе”. Разъяснения по этому вопросу даны в письме Государственной таможенной службы от 01.03.2005 г. № 14/35-1127-ЕП “Об усилении контроля за ввозом товаров украинского происхождения”, где, в частности, сказано о том, что в соответствии со статьями 278 и 279 Таможенного кодекса Украины товары считаются товарами украинского происхождения, если они полностью произведены или подверглись достаточной обработке/переработке на таможенной территории Украины.

В соответствии со статьей 279 Таможенного кодекса Украины, если в производстве товара принимают участие две или более страны, происхождение товара определяется согласно критерию достаточной переработки. Критерий достаточной переработки определяется:

1) правилом, которое требует в результате переработки товара изменения классификационного кода товара по Гармонизированной системе описания и кодировки товаров на уровне любого из первых четырех знаков;

2) либо правилом адвалорной доли, которое заключается в изменении стоимости товара в результате его переработки, если при этом добавленная стоимость составляет не менее 50 процентов от стоимости товара, полученного в результате переработки, или части использованных материалов из другой страны или неизвестного происхождения составляет менее 50 процентов от стоимости товара, полученного в результате переработки;

3) либо перечнем производственных и технологических операций, которые хоть и не ведут в результате переработки товара к изменению его кода или его стоимости в соответствии с правилом адвалорной доли, но с соблюдением определенных условий признаются достаточными.

Если относительно конкретного товара или конкретной страны (стран) критерий достаточной переработки отдельно не обусловлен, то применяется правило, согласно которому товар считается подверженным достаточной переработке, если в результате его переработки изменен классификационный код товара по Гармонизированной системе описания и кодировки товаров на уровне любого из первых четырех знаков.

Поскольку на данное время международными договорами Украины не предусмотрено применение критерия достаточной переработки для конкретного товара или конкретной страны, то товары, которые произведены на таможенной территории Украины из импортного сырья, приобретают украинское происхождение лишь в случае изменения классификационного кода товара по номенклатуре на уровне первых четырех знаков.

Для подтверждения украинского происхождения товара субъектом внешнеэкономической деятельности предоставляется: надлежащим образом оформленный сертификат, о происхождении товара из Украины общей формы или его дубликат, либо декларация о происхождении товара из Украины, либо заключение о происхождении товара, выданное торгово-промышленными палатами в Украине.

Определение украинского происхождения товаров, которые перемещаются через таможенную границу Украины на условиях свободной торговли, осуществляется в соответствии с Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 30.11.2000 г. Согласно этим Правилам товары, которые произведены на таможенной территории Украины из импортного сырья, приобретают украинское происхождение исключительно в случае:

- экспорта их в страны СНГ на основании договора о реализации товара, заключенного между резидентом Украины и резидентом страны - участницы СНГ (пункт 9 Правил);

- выполнения критериев достаточной обработки/переработки товара (пункт 4 Правил и приложение 1 к Правилам).

Для подтверждения украинского происхождения товара субъектом внешнеэкономической деятельности предоставляется: надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара из Украины формы СТ-1 или его дубликат, либо декларация о происхождении товара из Украины, либо заключение о происхождении товара, выданное торгово-промышленными палатами в Украине.

В случаях, когда в документах, которые подаются для таможенного оформления, нет сведений о происхождении товаров или у таможенного органа есть достаточные основания считать, что декларируются недостоверные сведения о происхождении товаров, представление сертификата о происхождении товара из Украины общей формы и формы СТ-1 является обязательным.

Сертификат о происхождении товара формы СТ-1 оформляется, как правило, на каждую отдельную поставку товара, которая осуществляется одним или несколькими транспортными средствами одному и тому же грузополучателю от одного и того же грузоотправителя.

Государственная таможенная служба Украины в своем письме от 10.07.1998 г. № 14\1-429 предоставила разъяснения относительно предоставления документов о происхождении товаров при таможенном оформлении, в котором сказано, что при применении льготных ставок к товарам, происхождением из стран, с которыми заключены Соглашения о предоставлении режима наибольшего содействия, страна происхождения может быть определена по какими-либо документам, которые ее идентифицируют. Такими документами могут быть транспортные документы, сертификаты производителя, сертификаты происхождения или маркировка. Эти данные должны однозначно свидетельствовать о стране происхождения.

При таможенном оформлении товаров, которые ввозятся в Украину из Российской Федерации, при условии соблюдения всех требований, предусмотренных Соглашением о свободной торговле, а именно: соблюдение правил “непосредственной закупки” и “прямой отгрузки”, подтверждения происхождения товаров, путем предоставления сертификата формы СТ-1 -1 ввозная пошлина и налог на добавленную стоимость не взимаются.

Определение страны происхождения осуществляется в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров, подписанными и утвержденными главами Правительств СНГ 30.11.2000.

Если при таможенном оформлении определить страну происхождения невозможно, пошлина насчитывается по полным ставкам, предусмотренным Единым таможенным тарифом Украины.

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 27 (549), 3 июля 2006 г.
Подписной индекс 40783



Вход в систему
Логин
Пароль 
Новый пользователь
Забыл пароль?

Стан бази
Четвер, 28.03.2024
В базi 549581 документ

 Огляд останніх надходжень
Актуальні консультації
Списання автомобіля: від «а» до «я»
Штатний розпис професійно-технічного навчального закладу за новими вимогами
Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь
Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Вакцинация работников предприятия против гриппа, или Я уколов не боюсь: если надо уколюсь!
Бланки та звітність
Податкова звiтнiсть
Фiнансова звiтнiсть
Вiдрахування у фонди
Форми документiв
Довiдковi матерiали
Ставка єдиного податку
Граничні норми добових витрат
Облiкова ставка НБУ
Iндекси iнфляцiї (2017 р.)
Розмiр мiнiмальної заробiтної плати
Розмір мінімальної пенсії
Розмiр прожиткового мiнiмуму
Розмiр податкової соцiальної пiльги.
Розмiри мiнiмального та максимального єдиного внеску для пiдприємцiв
Максимальний розмiр заробiтної плати, з якої сплачується єдиний соцiальний внесок
Кориснi посилання
Увага! важлива інформація
  21.03.2018  

Про внесення змін до Порядку проведення конкурсу з перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування
Постанова Кабінету Міністрів України N 180 від 07 лютого 2018 р.

Про внесення змін до Правил надання послуг пасажирського автомобільного транспорту
Постанова Кабінету Міністрів України N 181 від 07 лютого 2018 р.

  19.03.2018  

Про затвердження Змін до Порядку відкриття та закриття рахунків у національній валюті в органах Державної казначейської служби України
Наказ Міністерства фінансів України N 110 від 05.02.2018 р.

Про затвердження Реєстру референтних цін (цін відшкодування) на препарати інсуліну станом на 01 лютого 2018 року
Наказ Міністерства охорони здоров'я України N 453 від 07.03.2018 р.

  15.03.2018  

Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю
Закон України N 2275-VIII від 6 лютого 2018 року

[Архив новостей]

2005-2017 © ПАРУС