Документ : Льготные пенсии: без ВЗ, но и без ответственности


Льготные пенсии: без ВЗ, но и без ответственности

ВОПРОС: Включаются ли расходы на выплату и доставку льготных пенсий в состав валовых затрат предприятия?

ОТВЕТ: Прежде чем приступить к ответу на поставленный вопрос, на наш взгляд, следует разобраться в том, о каких видах льготных пенсий может идти речь в вопросе.

В соответствии со ст. 2 Закона от 05.11.91 г. № 1788-XII “О пенсионном обеспечении” (далее - Закон № 1788) пенсии по возрасту на льготных условиях являются одним из видов государственных трудовых пенсий. Перечень работников, которые имеют право на пенсию по возрасту на льготных условиях, определен в ч. 1 ст. 13 Закона № 1788. Если кратко классифицировать категории таких работников, то можно говорить о работниках, занятых на работах по Списку № 1 и Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденным Постановлением КМУ от 16.01.2003 г. № 36, с изменениями (далее - Список № 1 и Список № 2).

Согласно п. 2 раздела XV “Заключительные положения” Закона от 09.07.2003 г. № 1058-IV “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” (далее - Закон № 1058) предприятия обязаны возмещать Пенсионному фонду (далее - ПФ) расходы на выплату и доставку льготных пенсий, назначенных по Списку № 1 и Списку № 2.

Порядок возмещения “льготнопенсионных” расходов регулирует раздел 6 Инструкции о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденной постановлением правления ПФУ от 19.12.2003 г. № 21-1, с изменениями (далее - Инструкция № 21-1). Пунктом 6.4 Инструкции установлено, что органы ПФ ежегодно уведомляют предприятия о расчете сумм фактических расходов на выплату и доставку льготных пенсий, а те в свою очередь согласно п. 6.8 обязаны ежемесячно до 25 числа перечислить ПФ указанную в уведомлении месячную сумму возмещения.

Однако помимо “списочных” существует, в частности, и другой вид льготных пенсий. Речь идет о так называемых научных пенсиях.

В соответствии со ст. 24 Закона от 13.12.91 г. № 1977-ХП “О научной и научно-технической деятельности” в редакции Закона от 01.12.98 г. № 284-XIV, с изменениями (далее - Закон № 1977) научные и научно-педагогические работники при определенных условиях имеют право на повышенный размер пенсии. При этом разница между суммой “научной” пенсии, назначенной по Закону № 1977, и суммой пенсии, исчисленной в соответствии с другими законодательными актами, на которую имеют право работники государственных небюджетных предприятий, финансируется за счет средств этих предприятий в порядке, определенном КМУ.

Постановлением КМУ от 24.03.2004 г. № 372 утвержден Порядок финансирования разницы между суммой пенсии, назначенной научным (научно-педагогическим) работникам государственных небюджетных предприятий, учреждений, организаций и высших учебных заведений III - IV уровней аккредитации согласно Закону Украины “О научной и научно-технической деятельности”, и суммой пенсии, исчисленной в соответствии с другими законодательными актами, на которую имеют право указанные лица (далее - Порядок № 372). Порядком № 372 установлено, что финансирование 50% разницы в размере пенсии научным работникам осуществляется за счет средств государственных небюджетных предприятий, уплачивающих ПФ средства на выплату указанной разницы.

Изучение Порядка № 372 приводит к выводу о том, что механизм выплаты “научнопенсионной” разницы аналогичен механизму возмещения ПФ расходов на выплату и доставку льготных пенсий по Спискам № 1 и № 2, установленному в разделе 6 Инструкции № 21-1: размер расходов на финансирование разницы определяется в расчете на год органами ПФ до 20 января текущего года и в течение 10 дней по вновь назначенным в соответствии с Законом № 1977 пенсиям, о чем ПФ уведомляет соответствующее предприятие.

Далее предприятия, получившие такие уведомления, самостоятельно определяют сумму разницы, которая подлежит уплате, в расчете на месяц. Эта сумма перечисляется местным органам ПФ ежемесячно до 25числа (п. 5 Порядка № 372).

Как видим, “научные” пенсии, как и пенсии по Спискам № 1 и № 2, тоже являются пенсиями льготными, и покрытие части разницы по ним законодатель “догадался” возложить на плечи соответствующих предприятий.

Естественно, такие предприятия живо интересуются возможностью отнесения рассматриваемых “списочных” возмещений и “научно-пенсионных” разниц в состав валовых затрат.

Проанализируем эти возможности по порядку.

Возмещение льготных пенсий по Спискам № 1 и № 2

Примечательно, что проблема отнесения расходов на выплату и доставку льготных пенсий уже имеет свою почтенную историю: ГНАУ на протяжении нескольких лет искала правильный ответ, то разрешая, то запрещая “льготнопенсионные” валовые затраты. Причем обоснование своей позиции ГНАУ меняла как перчатки.

Так, в самом первом письме на эту тему - от 22.02.2000г. № 872/6/15-1116 - ГНАУ сочла, что денежные средства, внесенные предприятиями в ПФ на покрытие выплат льготных пенсий по Списку № 2, относятся в состав валовых затрат в соответствии с п/п. 5.7.1 Закона О Прибыли*.

Впрочем, уже в письме от 16.08.2000г. № 4680/6/15-0116 (далее - письмо от 16.08.2000 г.) ГНАУ одумалась и, не усмотрев расходов на возмещение льготных пенсий (Список № 2) в расходах на оплату труда**, запретила их отнесение в состав валовых затрат по п/п. 5.7.1.

В нашем комментарии к этому письму выражалось согласие с позицией ГНАУ в том, что это действительно не расходы на оплату труда. При этом высказывалась мысль, что ничто не мешает отнести такие расходы на ВЗ по п/п. 5.2.1 или 5.6.2 Закона О Прибыли как обязательные выплаты, установленные законодательством.

Чуть позже ГНАУ продемонстрировала иное обоснование валовозатратности: в “Вестнике налоговой службы Украины” № 44/2000 начальник Главного управления прямых налогов ГНАУ А. Фурман разъяснил, что, поскольку в связи с изменениями, внесенными в абз. 4 ст. 2*** Закона от 26.06.97 г. № 400/97-ВР “О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование” (далее - Закон № 400), фактические расходы на выплату и доставку пенсий (по Списку № 2) являются объектом обложения пенсионным сбором, то с 15.03.2000 г.**** они относятся на валовые затраты в соответствии с п/п. 5.2.5 Закона О Прибыли.

Однако идиллия длилась недолго: уже в “Вестнике налоговой службы Украины” № 13/2001 ответственные работники ГНАУ (Т. Савченко и А. Задорожный) вообще отказали возмещению по льготным пенсиям (опять по Списку № 2) во включении в валовые затраты, снова (как в письме от 16.08.2000 г.) не обнаружив их трудового характера в Инструкции по статистике заработной платы.

В 2002 году ГНАУ продолжила изучение данного вопроса: в “Вестнике налоговой службы Украины” № 27/2002 Т. Савченко смягчилась и решила позаимствовать идею, высказанную А. Фурманом в “Вестнике налоговой службы Украины” № 44/2000: фактические расходы на выплату и доставку льготных пенсий (как вы догадались - по Списку № 2) являются сбором на обязательное государственное пенсионное страхование, который приведен в перечне общегосударственных налогов и сборов (обязательных платежей) в ст. 14 Закона “О системе налогообложения”. Поскольку требования п/п. 5.2.5 Закона О Прибыли соблюдены, значит, есть возможность включить эти расходы в валовые затраты, правда, при условии что “льготнопенсионный” работник продолжает трудиться на благо предприятия.

Таким образом, налоговики вновь подтвердили свое позитивное отношение, ко включению в валовые затраты расходов на возмещение по льготным пенсиям, правда, только кия работников, которые сохранили трудовую связь с родным предприятием.

По нашему мнению, данное требование не совсем стыкуется с “налоговым” п/п. 5.2.5 Закона О Прибыли, а больше соответствует обоснованиям по п/п. 5.6.1 и п/п. 5.7.1.

В последующих консультациях налоговики опять возвращались к уже ранее обнародованным взглядам по этому вопросу, отдавая предпочтение п/п. 5.7.1 Закона О Прибыли. Причем полной идентичности с более ранними разъяснениями не было, а наметился явный прогресс: в валовые затраты разрешалось относить возмещения по льготным пенсиям как по Списку № 2, так и поСписку № 1.

2004 год ознаменовался возвращением в довольно заезженную колею “налогового” п/п. 5.2.5 Закона О Прибыли.

И наконец, в письме от 25.05.2005г. № 10200/7/ 15-1117 (далее - письмо от 25.05.2005 г.) ГНАУ полностью отказалась от либеральных разъяснений предыдущих лет, запретив включение рассматриваемых расходов в состав ВЗ и заявив:

“Другие разъяснения ГНА Украины, противоречащие настоящему письму, не применять”.

В нашем комментарии к этому письму отмечалось, что подход ГНАУ к фактическим расходам на возмещение расходов на выплату и доставку льготных пенсий можно назвать возмутительным, особенно если принимать во внимание приведенные аргументы.

На наш взгляд, ни п/п. 5.6.1, ни п/п. 5.7.1 Закона О Прибыли не подходят для решения вопроса о включении “льготнопенсионных” расходов в валовые затраты. Согласно Закону № 400 такие расходы имеют статус сборов, а согласно Закону № 1058 - не являются объектом для начисления взносов. А вот отрицать очевидную связь указанных расходов с хоздеятельностью как-то неестественно.

Поэтому эти расходы вполне могут вписываться в валовые затраты по п. 5.1 и п/п. 5.2.1 Закона О Прибыли. Ведь уплата предприятием расходов на выплату и доставку льготных пенсий с его хозяйственной деятельностью безусловно связана и является обязательной (ведь без подобной компенсации нельзя использовать труд лиц, которым положена льготная пенсия).

Тем более что прямых и явных запретов на отнесение этих расходов в состав валовых затрат Закон О Прибыли не содержит, а его п. 5.11 вообще запрещает устанавливать дополнительные ограничения.

Еще один аргумент в защиту валовых затрат: в связи с обязательностью “льготнопенсионных” расходов для обоснования их валовозатратности может быть использована норма п/п. 5.6.2 Закона О Прибыли. Этот подпункт устанавливает, что дополнительно к выплатам, предусмотренным п/п. 5.6.1, в состав валовых затрат плательщика налога включаются обязательные выплаты, предусмотренные законодательством.*****

“Научнопенсионные” разницы

Свою позицию по вопросу включения “научнопенсионных” разниц в состав валовых затрат ГНАУ изложила в письме от 01.03.2002г. № 3752/7/15-1217.

В нем подчеркивалось, что Законом № 400 выплаты разницы между суммой пенсии, назначенной научным работникам государственных небюджетных предприятий, и пенсии, исчисленной на общих основаниях, не относятся к обязательным платежам. Поэтому в общем порядке “научнопенсионные” разницы, по мнению ГНАУ, не включаются в валовые затраты. Однако такие выплаты по пенсиям тех работников, которые продолжают двигать науку на своих предприятиях, в состав валовых затрат включаются.

Аргумент в пользу отнесения на валовые затраты части “научнопенсионной” разницы для работающих пенсионеров ГНАУ видит в п/п. 5.6.2 Закона О Прибыли, поскольку такие выплаты являются обязательными как предусмотренные Законом № 1977.

Итак, “научнопенсионные” разницы для пенсионеров, которые продолжают трудиться на наукоемком предприятии, свой валовозатратный подпункт в Законе О Прибыли благополучно нашли (с помощью ГНАУ). А вот расходы предприятий по выплате разниц бывшим работникам, а ныне - не работающим пенсионерам могут попасть в затраты только по “общехозяйственному” п/п. 5.2.1 Закона О Прибыли. И то - только с позиции смелого плательщика налогов.

Обоснование в пользу применения п/п. 5.2.1 (и п. 5.1) - см. в разделе, посвященном возмещению льготных пенсий по Спискам № 1 и № 2.

Ответственность

Итак, выше мы выяснили, что все виды выплат по льготным пенсиям являются обязательными платежами, но к пенсионным сборам/взносам не относятся.

Кроме того, ГНАУ к письме от 25.05.2005 г. запретила отнесение таких расходов на валовые затраты.

Естественно, возникает вопрос об ответственности предприятия за невозмещение льготных пенсий.

Как известно, статьей 106 Закона № 1058 предусмотрена ответственность за неуплату пенсионных взносов, а не каких-либо иных платежей. Поэтому оштрафовать предприятия за невозмещение расходов по льготным пенсиям в соответствии с Законом № 1058 нельзя.

Данный вывод подтверждается и в письме ПФУ от 02.08.2005г. № 9180/03-20 (далее - письмо от 02.08.2005 г.). В нем сообщается:

“Пеня и штрафные санкции, предусмотренные п. 2 ч. 9 ст. 106 Закона № 1058, применяются за неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) страхователями страховых взносов. Поскольку плата, покрывающая фактические расходы на выплату и доставку льготных пенсий и пенсий, назначенных научным (научно-педагогическим) работникам, не является страховыми взносами в понимании Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании”, положения статьи 106 Закона относительно начисления штрафных санкций и пени за невнесение вышеуказанной платы не применяются. Взыскание своевременно не уплаченных сумм осуществляется 5 судебном порядке”.

Правда, п. 6.9 Инструкции № 21-1 предусматривает штрафные санкции и пеню в соответствии с нормами Эпохального Закона за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм фактических расходов на выплату и доставку льготных пенсий. Однако:

во-первых, эта норма действует только в отношении льготных пенсий по Списку № 2. Получается, что за невозмещение льготных пенсий по Списку № 1 ответственность вообще не установлена;

во-вторых, штрафы по Эпохальному Закону применяются только за неуплату согласованных обязательств, а суммы возмещений согласованию не подлежат. Об этом прямо говорится в письме от 02.08.2005 г.:

“При этом не происходит ежемесячное согласование сумм к возмещению”.

Поэтому на сегодняшний день за ““перечисление сумм возмещений и разниц по льготным пенсиям никаких финансовых санкций нет. И если у предприятий нет денег (или совести), то взыскать такие суммы можно только в судебном порядке.

Ну и дела...

___________

* Напомним, что п/п. 5.7.1 разрешает относить в состав валовых затрат “суммы сбора на обязательное государственное пенсионное страхование и взносов на общеобязательное государственное социальное страхование, начисленные на выплаты, указанные в подпункте 5.6.1 настоящей статьи, в размерах и порядке, установленных законом”.

** А именно - не найдя их в прочих поощрительных и компенсационных выплатах в п. 2.42 тогда действовавшей Инструкции по статистике заработной платы.

*** В настоящее время - абз. 3 п. 1 ст. 2 указанного Закона.

**** Дата вступления в силу изменений к Закону № 400.

***** Между прочим, подобная мысль высказывалась ГНАУ в письме от 01.03.2002г. № 3752/7/15-1217 в отношении “научных” пенсионеров.

“Бухгалтер” № 6, февраль (II) 2006 г.
Подписной индекс 74201

Вход в систему
Логин
Пароль 
Новый пользователь
Забыл пароль?

Стан бази
П'ятниця, 29.03.2024
В базi 549581 документ

 Огляд останніх надходжень
Актуальні консультації
Списання автомобіля: від «а» до «я»
Штатний розпис професійно-технічного навчального закладу за новими вимогами
Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь
Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Вакцинация работников предприятия против гриппа, или Я уколов не боюсь: если надо уколюсь!
Бланки та звітність
Податкова звiтнiсть
Фiнансова звiтнiсть
Вiдрахування у фонди
Форми документiв
Довiдковi матерiали
Ставка єдиного податку
Граничні норми добових витрат
Облiкова ставка НБУ
Iндекси iнфляцiї (2017 р.)
Розмiр мiнiмальної заробiтної плати
Розмір мінімальної пенсії
Розмiр прожиткового мiнiмуму
Розмiр податкової соцiальної пiльги.
Розмiри мiнiмального та максимального єдиного внеску для пiдприємцiв
Максимальний розмiр заробiтної плати, з якої сплачується єдиний соцiальний внесок
Кориснi посилання
Увага! важлива інформація
  21.03.2018  

Про внесення змін до Порядку проведення конкурсу з перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування
Постанова Кабінету Міністрів України N 180 від 07 лютого 2018 р.

Про внесення змін до Правил надання послуг пасажирського автомобільного транспорту
Постанова Кабінету Міністрів України N 181 від 07 лютого 2018 р.

  19.03.2018  

Про затвердження Змін до Порядку відкриття та закриття рахунків у національній валюті в органах Державної казначейської служби України
Наказ Міністерства фінансів України N 110 від 05.02.2018 р.

Про затвердження Реєстру референтних цін (цін відшкодування) на препарати інсуліну станом на 01 лютого 2018 року
Наказ Міністерства охорони здоров'я України N 453 від 07.03.2018 р.

  15.03.2018  

Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю
Закон України N 2275-VIII від 6 лютого 2018 року

[Архив новостей]

2005-2017 © ПАРУС