Документ : Что же делать предпринимателю, когда таможенные органы незаконно завышают таможенные пошлины?!


Что же делать предпринимателю,
когда таможенные органы незаконно завышают таможенные пошлины?!

Предприниматели, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, неоднократно сталкиваются с проблемой правильного определения кодов товарных групп.

Таможенные органы, как правило, по-своему трактуют законодательство при определении кодов товарных групп с целью максимального увеличения таможенных пошлин при ввозе товаров, что, собственно, не всегда на руку предпринимателям, поскольку увеличивается в будущем продажная стоимость товара.

При этом предприниматели, по сути, не знают, как выйти из ситуации, когда по законодательству товар принадлежит к одной группе товаров, а таможенные органы относят его к другой группе.

На одном практическом примере мы расскажем вам, как действовал предприниматель, когда его ввозимый товар был переклассифицирован таможенниками, вследствие чего необходимо было значительно увеличить таможенные платежи.

Таможенные органы выбирают
ставку пошлины по максимуму

Чтобы увеличить таможенную пошлину, таможенные органы используют отнюдь не хитрые приемы, которые потом и сами не могут обосновать, особенно если это приходится делать в суде.

Так, к примеру, в зоне деятельности одной таможни в адрес ООО пересек таможенную границу Украины груз - “моющее оборудование: устройства, аппараты, аксессуары и запчасти к ним”.

После этого в зоне таможенного контроля Киевской региональной таможни декларант ООО заявил вышеуказанный груз к оформлению в режиме “импорт - 40”, предоставив грузовую таможенную декларацию, в которой был задекларирован товар как “пылесос промышленный” (поскольку являлся трехфазным мощностью 4000 вт, а с такими параметрами техника никак в бытовых целях использоваться не может) по ставке 2 %. Кстати, такое определение кода товара было осуществлено исходя из кода, обозначенного в экспортной таможенной декларации страны-отправителя.

Однако таможенники посчитали иначе и направили декларанта в отдел номенклатуры, где было дано описание товара, не соответствующее его основному предназначению и основным характеристикам.

В соответствии с решением отдела номенклатуры Киевской региональной таможни вышеуказанный товар необходимо было декларировать под другим кодом товарной группы, и ставка таможенной пошлины уже составляла 25 %. Такой вывод был обусловлен тем обстоятельством, что ввезенный пылесос, помимо промышленной сферы, также мог использоваться и в бытовой сфере, а значит относить его нужно к группе товаров, в которую включаются исключительно электромеханические устройства, используемые в быту. Однако отдел номенклатуры Киевской региональной таможни не учел, что в соответствии с каталогом фирмы-продавца товар находится в разделе “чистящая техника профессионального назначения”, где сказано о том, что данный пылесос решает проблемы профессиональной уборки зданий, уборки на промышленных предприятиях малого и среднего бизнеса, а также используется при проведении работ, связанных с созданием взрывоопасной и вредной для здоровья пыли.

Но, вопреки здравому смыслу, вышеупомянутый пылесос был определен как бытовой, вследствие чего выросла и ставка пошлины, на которую совсем не рассчитывал его импортер.

Для предпринимателя возникла еще одна проблема. Данное нарушение было расценено как деяние, направленное на неправомерное уменьшение размера налогов и сборов, запрещенное статьей 355 Таможенного Кодекса Украины (далее - ТКУ).

Таким образом, постановлением по делу о нарушении таможенных правил к директору ООО было применено административное взыскание в виде штрафа.

Да, действительно, таможенные органы имеют полное право в соответствии с законодательством, в частности со статьей 13 ТКУ, вести Украинский классификатор товаров внешнеэкономической деятельности. Согласно статье 313 ТКУ таможенные органы классифицируют товары, то есть относят к классификационным группам, а решение таможенных органов относительно классификации товаров для таможенных целей являются обязательными для предприятий.

Однако вывод, сделанный отделом номенклатуры Киевской региональной таможни, не устраивал ООО, поскольку не соответствовал действующему законодательству и значительно увеличивал затратную часть, предназначенную для уплаты налогов и сборов.

Противиться судебной экспертизе никто не сможет

Единый выход из сложившейся ситуации для предприятия директор видел только в обжаловании решения отдела номенклатуры Киевской региональной таможни в Хозяйственном суде. Естественно, что предприятию в обязательном порядке пришлось пройти всю процедуру досудебного урегулирования вопроса, поскольку бессмысленно идти в суд, не имея необходимой доказательной базы, подтверждающей законность ваших действий и бездействие таможенных органов. Кстати, на все (имеется в виду переписка с таможенными органами) ушло порядка шести месяцев, за которые предприятие уже терпело определенные неудобства и потерю предполагаемой прибыли от совершения сделки.

Сначала в качестве доказательств в суде истец предоставил выводы специалистов Киевской торгово-промышленной палаты, в которых подтверждалась правомерность отнесения предприятием ввозимого оборудования и техники к товарному коду, заявленному в таможенной декларации. Однако ответчик в лице региональной таможни, ссылаясь на решение номенклатурного отдела и некоторые письма Гостаможслужбы, исковых требований не признавал, В итоге, поскольку для решения вопроса классификации товаров в соответствии с Украинской классификацией товаров внешнеэкономической деятельности необходимы специальные знания, судом в деле была назначена судебно-товароведческая экспертиза, проведение которой было поручено Киевскому научно-исследовательскому институту судебных экспертиз. Данный вывод судебно-товароведческой экспертизы совпал с выводом специалистов торгово-промышленной палаты и мнением предпринимателя относительно классификации товара.

Законодательные основания выглядели следующим образом.

В соответствии с преамбулой Закона Украины “О таможенном тарифе Украины” от 05.04.2001 г. № 2371-III (с изменениями и дополнениями), таможенный тариф Украины - это систематизированный в соответствии с Украинской классификацией товаров внешнеэкономической деятельности перечень ставок ввозной пошлины, которая взимается с товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины. В основу товарной классификационной схемы Таможенного тарифа Украины (товарной номенклатуры) положена Украинская классификация товаров внешнеэкономической деятельности (УТК ВЭД), которая базируется на Гармонизованной системе описи и кодирования товаров.

В нашем случае товар также рассматривался, начиная с определения в соответствии с “Пояснениями к товарной позиции”.

Поскольку выводами Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз и выводами Киевской торгово-промышленной палаты установлено, что данная техника рассчитана для эксплуатации на более высоком уровне, чем бытовая потребность, то при таких обстоятельствах суд посчитал ошибочными выводы ответчика в лице региональной таможни.

Основанием для признания акта недействительным является его несоответствие требованиям действующего законодательства и/или определенной законом компетенции органа, который выдал этот акт.

В итоге суд признал недействительным решение отдела номенклатуры Киевской региональной таможни в части определения товара.

Кроме того, напомним, что в соответствии со статьей 33 Хозяйственно-процессуального кодекса Украины каждая сторона должна привести доказательства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.

Доводы истца суд посчитал обоснованными, надлежаще доказанными и подлежащими удовлетворению, а доводы ответчика на иск признаны безосновательными, поскольку основывались на неверном трактовании Закона Украины “О таможенном тарифе в Украине”.

В соответствии со статьей 44 Хозяйственно процессуального кодекса Украины (далее - ХПКУ) судебные расходы состоят из государственных пошлин, сумм, которые подлежат уплате за проведение судебной экспертизы, назначенной Хозяйственным судом, расходов, связанных с осмотром и исследованием вещественных доказательств в месте их нахождения, оплаты услуг переводчика, адвоката, расходов на информационно-техническое обеспечение судебного процесса и других расходов, связанных с рассмотрением дела. Согласно статье 49 ХПКУ, стороне, в пользу которой принято решение, хозяйственный суд возмещает пошлину за счет другой стороны и в том случае, если другая сторона освобождена от уплаты государственной пошлины. Суммы, подлежащие уплате за проведение судебной экспертизы, расходы на информационно-техническое обслуживание судебного процесса при удовлетворении иска возлагаются на ответчика.

Из вышесказанного следует, что суд возложил на региональную таможню возмещение перечисленных выше расходов истца.

Некоторые рекомендации для наших читателей,
осуществляющих внешнеэкономическую деятельность

1. К сожалению, рекомендации в данном случае по превентивным мерам дать очень сложно, поскольку предугадать поведение таможенных органов при классификации товара очень сложно и, исходя из практики, абсолютно невозможно.

Однако отметим, что если вы видите явное сходство вашей группы ввозимого товара с другой группой товара, то лучше проконсультироваться со специалистами из таможенных органов. Если же полученная информация по классификации товара не соответствует требованиям законодательства, тогда необходимо получить экспертное заключение в торгово-промышленной палате, а еще лучше - в научно-исследовательском институте судебных экспертиз, то есть сделать небольшую экспертизу. Только эти организации могут дать объективную информацию. Имея такие экспертизы, таможенные органы спорить не будут, поскольку в случае судебного решения данного вопроса суд будет на стороне предпринимателя. Это также даст вам возможность оценить возможные риски и возможные расходы в случае решения проблемы в судебном порядке.

2. В грузовой таможенной декларации следует указывать код товара, определенного в соответствии с законодательством, даже если таможенные органы в лице отдела номенклатуры придерживаются иного мнения. Если вы сделаете так, как вам говорят таможенные органы (имеется в виду, если они говорят вопреки законодательству), то вам придется так делать всегда. Почему? Потому что, если каждый раз таможенные органы будут вас поправлять в определении кода товара, вам могут инкриминировать сознательное, умышленное уклонение от уплаты налогов и сборов, и тогда уголовного наказания не избежать.

3. Код товарной группы в декларации также необходимо указывать тот, который указан в экспортной декларации предприятия из страны поставщика.

4. В случае возникновения подобных конфликтов с таможенными органами необходимо безотлагательно вести переписку и обращаться в таможенные органы с запросами и просьбами разъяснить применение норм и деяний должностных лиц таможни, что в дальнейшем, при обращении в судебном порядке, будет выступать гарантией объективности ваших действий. Параллельно при этом вы уже сможете обращаться в экспертные учреждения, что опять-таки позволит вам быть защищенным в спорах с таможенными органами.

“Вестник бухгалтера и аудитора Украины”, № 21-22, ноябрь 2005 г.


Украинская Баннерная Сеть
Вход в систему
Логин
Пароль 
Новый пользователь
Забыл пароль?

Состояние базы
Понедельник, 28.07.2014
В базе 439507 документов

 Обзор последних поступлений
Актуальные консультации
Списання автомобіля: від «а» до «я»
Штатний розпис професійно-технічного навчального закладу за новими вимогами
Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь
Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Вакцинация работников предприятия против гриппа, или Я уколов не боюсь: если надо уколюсь!
Бланки и отчетность
Податкова звiтнiсть
Фiнансова звiтнiсть
Вiдрахування у фонди
Форми документiв
Справочные материалы
Виробничий календар на 2014 рiк
Облiкова ставка НБУ (2014 р.)
Ломбардна ставка НБУ (2014 р.)
Iндекси iнфляцiї (2014 р.)
Розмiр мiнiмальної заробiтної плати
Розмiр прожиткового мiнiмуму
Розмiр податкової соцiальної пiльги
Розмiри мiнiмального та максимального єдиного внеску для пiдприємцiв 2012-2014
Кориснi посилання
Внимание! Важная информация
  25.07.2014  

Про часткову мобілізацію
Указ Президента України N 607/2014 від 21 липня 2014 року

Про внесення змін до Регламенту Верховної Ради України щодо кількісного складу та припинення діяльності депутатських фракцій (депутатських груп)
Закон України N 1599-VII від 22 липня 2014 року

Про внесення змін до деяких законів України щодо додаткових гарантій соціального захисту військовослужбовців в особливий період
Закон України N 1589-VII від 4 липня 2014 року

  24.07.2014  

Про затвердження Порядку переведення випущених емітентом у документарній формі акцій на пред'явника в іменні акції
Рішення Національної комісії з цінних паперів та фондового ринку N 804 від 24.06.2014

Про затвердження Порядку оприлюднення відомостей, які підлягають розміщенню на веб-сайті державного органу з питань банкрутства
Наказ Міністерства юстиції України N 1104/5 від 10.07.2014

[Архив новостей]

Начиная с 05.04.2005.Сейчас на сайте 81 посетителей
2005-2010 © Корпорация ПАРУС bigmir)net TOP 100