Документ : Обучение - льготы, источники оплаты и НДФЛ


Обучение - льготы, источники оплаты и НДФЛ

ВОПРОС: Что может служить источником денежных средств, направляемых на обучение в ВУЗе. Как облагаются налогом средства, направленные работодателем на обучение своих сотрудников или их детей?

ОТВЕТ: В наше время наряду с бесплатным образованием все большее распространение приобретает платное (начиная с дошкольного и заканчивая высшим образованием). В этой статье мы рассмотрим некоторые гарантированные государством льготы при обучении, различные варианты оплаты за обучение граждан Украины, которые учатся в высших учебных заведениях (ВУЗах), а также обложение налогом с доходов физических лиц (НДФЛ) средств, предоставленных им для оплаты за обучение.

Прежде всего, необходимо отметить, что законодательством установлены льготы работникам, которые сочетают работу с учебой. В частности, на основании КЗоТ таким работникам предоставляются дополнительные отпуска в связи с обучением в средних, профессионально-технических учебных заведениях, ВУЗах.

Во-первых, дополнительный ОТПУСК в связи с обучением, согласно КЗоТа и Закона № 504/96, предоставляется работникам, которые учатся без отрыва от производства в ВУЗах с вечерней и заочной формами обучения, на период установочных занятий, выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов, подготовки и защиты дипломного проекта (работы).

Во-вторых, согласно действующему законодательству на время такого отпуска за работниками по их основному месту работы сохранятся средняя заработная плата.

Дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с обучением предоставляется на основании документа (справка-вызов на сессию), оформленного учебным заведением, в котором учится работник, с указанием периода сессии, а также заявления работника о предоставлении ему дополнительного отпуска в связи с обучением.

Необходимо отметить, что согласно КЗоТ и Закону № 504/96 дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с обучением предоставляется работнику независимо от срока его непрерывной работы в первый год работы на этом предприятии. Кроме того, если ежегодный отпуск совпадает с отпуском в связи с обучением, то ежегодный отпуск может быть перенесен на другое время или по желанию работника продлен.

Недавно были введены льготы и для родителей, у которых дети в возрасте до 18 лет учатся в учебных заведениях, расположенных в другой местности. А именно, с июня этого года, согласно Закону № 504/96, таким работникам предоставляются:

- до наступления шестимесячного срока непрерывной работы в первый год работы на этом предприятии по желанию работника ежегодный отпуск или его часть (не менее 12 календарных дней) для сопровождения ребенка к местонахождению учебного заведения и в обратном направлении;

- в обязательном порядке отпуск без сохранения заработной платы по желанию работника длительностью 12 календарных дней без учета времени, необходимого для проезда к местонахождению учебного заведения и в обратном направлении.

Родителям, у которых дети в возрасте до 18 лет учатся в учебных заведениях, расположенных в другой местности, при наличии двух и более детей указанного возраста такой отпуск предоставляется отдельно для сопровождения каждого ребенка.

Учитывая, что бесплатное высшее образование сегодня могут получить не все желающие, а учиться в ВУЗе на платном отделении по финансовым причинам может себе позволить не каждый, государство предоставляет молодым гражданам Украины льготные долгосрочные кредиты для получения образования. Согласно Закону № 2505 в текущем году в государственном бюджете на предоставление таких кредитов предусмотрены бюджетные расходы в размере 13 500 тыс. грн. (в прошлом году на эти цели была предусмотрена такая же сумма).

Порядок и особенности предоставления и возврата молодыми гражданами Украины льготных долгосрочных кредитов для получения образования в ВУЗах по различным формам обучения за счет средств государственного или местных бюджетов определены Законом № 2998 и Порядком № 916.

Прежде всего такой кредит может быть получен для обучения в ВУЗе независимо от формы собственности этого учебного заведения, действующего на территории Украины, при условии, что ВУЗ частной формы собственности аккредитован в соответствии с Положением об аккредитации высших учебных заведений и специальностей в высших учебных заведениях и высших профессиональных училищах, утвержденным Постановлением КМУ от 09.08.2001 г. № 978.

Согласно Порядку № 916 целевой льготный государственный кредит для получения высшего образования на дневной, вечерней или заочной формах обучения в ВУЗах могут получить молодые граждане Украины в возрасте до 28 лет.

Кредит выдается при условии успешной сдачи вступительных экзаменов или учебы на любом курсе ВУЗа на основании договора утвержденной формы между студентом и руководителем ВУЗа. Размер кредита определяется исходя из стоимости (кроме стипендии) и формы обучения.

Порядком № 916 установлено, что при одинаковых результатах вступительных экзаменов среди абитуриентов, претендующих на получение высшего образования в кредит, приоритет предоставляется следующим категориям абитуриентов:

- детям-сиротам;

- детям, лишенным родительской опеки;

- инвалидам 1-й и 2-й групп;

- детям из малообеспеченных и многодетных семей.

Студенты, находящиеся в академическом отпуске, имеют право продолжить срок действия договора о предоставлении кредита после возвращения из академического отпуска. Если студент, учащийся в ВУЗе за счет кредита, отчислен, то он теряет право на кредит.

Получатель кредита должен возвратить сумму кредита с выплатой 3 % годовых в течение 15 лет, начиная с 12-го месяца после окончания обучения в ВУЗе, а в случае отчисления получателя кредита из ВУЗа - начиная с третьего месяца после отчисления. Ежегодно подлежит выплате 1/15 часть общей суммы полученного кредита и процентов за пользование им. Получатель кредита может возвратить его ранее установленного в договоре срока.

Постановлением № 916 предусмотрены случаи, когда срок погашения кредита может быть продлен, а именно, срок возврата кредита продлевается на период:

- срочной военной службы получателя кредита;

- пребывания в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.

Согласно Постановлению № 916 кредит и проценты за пользование кредитом не возвращаются в случае:

- смерти получателя кредита на момент выплаты;

- установление получателю кредита инвалидности 1-й группы на момент выплаты;

- при условии, если получатель кредита после окончания вуза отработал по специальности не менее 5 лет в государственном или коммунальном учреждении в сельской местности, что подтверждается ежегодно на момент возврата кредита и процентов справкой с места работы.

Естественно, что сумма льготного долгосрочного кредита для получения образования не подлежит обложению НДФЛ, поскольку кредит не является доходом (в соответствии с определением “доход” в п. 1.2 Закона № 889). Другое дело, что Постановлением № 916 предусмотрены отдельные случаи, когда выданный кредит разрешено не возвращать. Является ли в этой ситуации сумма невозвращенного кредита дополнительным благом с соответствующим налогообложением.

В соответствии с пп. 4.3.1 Закона № 889 не подлежит налогообложению сумма государственной материальной и социальной помощи в виде адресных выплат и предоставления социальных услуг в соответствии с законом, жилищных и других субсидий и дотаций, компенсаций, вознаграждений и страховых выплат, получаемых плательщиком налога соответственно из бюджетов и фондов общеобязательного государственного социального страхования согласно закону.

Разъяснением № 194 определено, что в состав текущих трансфертов населению в числе прочих выплат входит и оплата высшего образования специалистов в соответствии с. действующим законодательством. Согласно Разъяснению № 194 трансферты населению - это не подлежащие возврату выплаты государством физическим лицам, которые предусмотрены для увеличения их дохода и могут осуществляться как в наличной форме, так и путем оплаты счетов.

Таким образом, в отдельных предусмотренных Постановлением № 916 случаях, когда выданный льготный долгосрочный кредит для получения образования не подлежит возврату, такой кредит становится государственной помощью на оплату высшего образования. Поэтому, по нашему мнению, в данной ситуации сумма невозвращенного кредита согласно пп. 4.3.1 Закона № 889 не подлежит обложению НДФЛ.

Другую возможность получить образование на платной основе при отсутствии финансовой возможности может предоставить предприятие-работодатель, оплатив обучение своего работника. Особенности обложения НДФЛ стоимости оплаты предприятием обучения работника определены пп. 4.3.20 Закона № 889. Согласно этому подпункту сумма, оплаченная работодателем в пользу учебных заведений в счет компенсации стоимости подготовки или переподготовки наемного лица по профилю деятельности или общим производственным потребностям предприятия, не включается в НДФЛ.

Таким образом, сумма оплаты за обучение физического лица не включается в его налогооблагаемый доход при соблюдении следующих требований:

- физическое лицо должно состоять в трудовых отношениях с предприятием;

- сумма на подготовку или переподготовку работника должна быть оплачена в пользу учебного заведения;

- подготовка или переподготовка работника предприятия должна осуществляться по профилю деятельности или общими производственными потребностями работодателя.

При соблюдении всех вышеуказанных условий, Закон № 889 ограничивает необлагаемый размер таких оплат, а именно: сумма, которая не включается в налогооблагаемый доход работника, не должна превышать прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 гривень, за каждый полный или неполный месяц обучения. На 2005 год максимальная не облагаемая НДФЛ сумма составляет 570 грн. за каждый месяц подготовки или переподготовки работника в учебном заведении.

Однако Законом № 889 предусмотрено, что если наемное лицо прекращает трудовые отношения с оплачивающим его обучение работодателем в течение такого обучения или до окончания второго календарного года от года, когда заканчивается такое обучение в учебном заведении,

то оплаченная как компенсация стоимости обучения сумма приравнивается к дополнительному благу, предоставленному наемному лицу в течение года, на который приходится прекращение трудовых отношений, и подлежит обложению НДФЛ в общем порядке.

Поэтому работодателям, которые благородно берут на себя расходы на обучение своих работников, необходимо отслеживать при увольнении наемных лиц: оплачивалось ли их обучение и как давно это было.

В соответствии с п. 3.4 Закона № 889 при начислении доходов в любых не денежных формах объект налогообложения должен определяться с применением коэффициента. Отсюда возникает вопрос, является ли оплата за обучение доходом работника в не денежной форме. Действующее законодательство не дает четкого определения понятий денежной и не денежной форм доходов.

По нашему мнению, в данном случае сумма оплаты предприятием за обучение является для работника дополнительным благом, но при перечислении ее учебному заведению это будет уже чистая сумма дохода работника, то есть за/вычетом налога с дохода. Таким образом, объект налогообложения должен определяться с применение коэффициента.

На практике нередки случаи, когда предприятия берут на себя расходы по оплате обучения детей своих работников в учебных заведениях.

Для целей применения Закона № 889 расходы на платное обучение детей сотрудников являются дополнительным благом (дополнительные блага - это средства, материальные или нематериальные ценности, услуги, другие виды дохода, выплачиваемые (предоставляемые) налогоплательщику его работодателем (самозанятым лицом), если такой доход не является заработной платой или выплатой, возмещением или компенсацией по гражданско-правовым соглашениям, заключенным с таким налогоплательщиком (п. 1.1 ст. 1 Закона № 889).

В прошлом году при оплате предприятием обучения детей своих работников было важно, как заключен договор на обучение и кто является получателем такого дополнительного блага - непосредственно ребенок или работник предприятия (отец или мать ребенка), поскольку от этого зависело подлежит ли обложению НДФЛ такая оплата. В первом случае необходимо было включать оплату обучения в налогооблагаемый доход как дополнительное благо, предоставленное предприятием работнику. Во втором - дополнительное благо предоставлялось не являющемуся работником предприятия студенту и, в соответствии с действующим на тот период законодательством, не подлежало налогообложению.

С 1 января 2005 года вступили в силу нормы ст. 14 Закона № 889, регулирующие налогообложения дохода, полученного плательщиком налога в качестве подарка (или в результате заключения договора дарения).

Согласно последнему абзацу пп. 4.2.9 Закона № 889 если дополнительные блага предоставляются лицом, не являющимся работодателем плательщика налога, либо лицом, действующим от имени или по поручению такого работодателя, то такие доходы приравниваются, с целью налогообложения, к подаркам с их соответствующим налогообложением. В данном случае установлена ставка налога в размере 13 %.

Поэтому, в текущем году независимо от оформления договора на обучение и от того, кто является получателем дополнительного блага, студент или его родитель-работник предприятия, сумма оплаты работодателем за обучение подлежит обложению НДФЛ.

Нормативная база:

1. Кодекс законов о труде Украины от 10.12.1971 г., с изменениями и дополнениями (далее - КЗоТ).

2. Закон Украины от 15.11.1996 г. № 504/96 - ВР “Об отпусках” (далее - Закон № 504/96).

3. Закон Украины от 05.02.1993 г. № 2998 - ХП “О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине” в редакции от 23.03.2000 г. № 1612-Ш (далее - Закон № 2998).

4. Закон Украины от 22.05.2003 г. № 889-IV “О налоге с доходов физических лиц” (далее - Закон № 889).

5. Закон Украины от 25.03.2005 г. № 2505 - IV “О внесении изменений в Закон Украины “О Государственном бюджете на 2005 год” и некоторые другие законодательные акты Украины”, с изменениями и дополнениями (далее - Закон № 2505).

6. Порядок предоставления целевых льготных кредитов для получения высшего образования, утвержденный Постановлением КМУ от 16.06.2003 г. № 916 (далее - Порядок № 916).

7. Разъяснение по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденное приказом Госказначейства Украины от 04.11.2004 г. № 194 (далее - Разъяснение № 194).

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 45 (515), 7 ноября 2005 г.
Подписной индекс 40783



Вход в систему
Логин
Пароль 
Новый пользователь
Забыл пароль?

Стан бази
П'ятниця, 26.04.2024
В базi 549581 документ

 Огляд останніх надходжень
Актуальні консультації
Списання автомобіля: від «а» до «я»
Штатний розпис професійно-технічного навчального закладу за новими вимогами
Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь
Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Вакцинация работников предприятия против гриппа, или Я уколов не боюсь: если надо уколюсь!
Бланки та звітність
Податкова звiтнiсть
Фiнансова звiтнiсть
Вiдрахування у фонди
Форми документiв
Довiдковi матерiали
Ставка єдиного податку
Граничні норми добових витрат
Облiкова ставка НБУ
Iндекси iнфляцiї (2017 р.)
Розмiр мiнiмальної заробiтної плати
Розмір мінімальної пенсії
Розмiр прожиткового мiнiмуму
Розмiр податкової соцiальної пiльги.
Розмiри мiнiмального та максимального єдиного внеску для пiдприємцiв
Максимальний розмiр заробiтної плати, з якої сплачується єдиний соцiальний внесок
Кориснi посилання
Увага! важлива інформація
  21.03.2018  

Про внесення змін до Порядку проведення конкурсу з перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування
Постанова Кабінету Міністрів України N 180 від 07 лютого 2018 р.

Про внесення змін до Правил надання послуг пасажирського автомобільного транспорту
Постанова Кабінету Міністрів України N 181 від 07 лютого 2018 р.

  19.03.2018  

Про затвердження Змін до Порядку відкриття та закриття рахунків у національній валюті в органах Державної казначейської служби України
Наказ Міністерства фінансів України N 110 від 05.02.2018 р.

Про затвердження Реєстру референтних цін (цін відшкодування) на препарати інсуліну станом на 01 лютого 2018 року
Наказ Міністерства охорони здоров'я України N 453 від 07.03.2018 р.

  15.03.2018  

Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю
Закон України N 2275-VIII від 6 лютого 2018 року

[Архив новостей]

2005-2017 © ПАРУС