Документ : Доверенность, новый взгляд
Доверенность, новый взгляд
Деятельность каждого предприятия так или иначе связана с движением товарно-материальных ценностей (ТМЦ).
Сырье, материалы, топливо, запчасти, инвентарь, животные, семена, удобрения, инструмент, товары, основные средства, и другие товарно-материальные ценности, а также нематериальные активы, денежные документы, ценные бумаги отпускаются покупателям или передаются бесплатно только по доверенности на их получение в соответствии с п.2 Инструкции № 99*. Кроме этого, письмом № 31-04200-20-10/821 о10/821 от 19.01.2005г. “Об использовании доверенностей на получение товарно-материальных ценностей” Минфин разъяснил, что акции, векселя, давальческое сырье на переработку и переработанная из давальческого сырья продукция тоже должны отпускаться получателям по доверенности. Следовательно, доверенность выступает связующим звеном при оформлении документов или покупке-продаже ТМЦ. Что это за документ и для чего он нужен, мы рассмотрим далее.
Доверенностью, как известно, называют письменный документ, который одно лицо выдает другому для представительства перед третьими лицами (ст.244 ГК Украины). Напомним, что в соответствии сч.1 ст.237 ГК Украины, представительством считают правоотношение, при котором одна сторона (представитель) обязана или имеет право совершить действие от имени другой стороны, которую она представляет.
Один из видов доверенности - документ, подтверждающий право доверенного лица получать различные ТМЦ. Общий порядок использования доверенностей приведен в Инструкции № 99, ею же утверждены типовые Формы бланков и документов по их учету. К ним относятся журнал регистрации доверенностей (форма № М-3), акт списания бланков доверенностей (форма № М-2а).
Постановлением Кабинета Министров Украины от 19.04.1993 г. № 283** бланки доверенностей отнесены к документам строгой отчетности, а значит, их изготовлением занимаются только государственные специализированные предприятия, в соответствии с Правилами № 98***. Исходя из п.2 Инструкции № 99, ценности должны передаваться получателю только по доверенности на их получение. Следовательно, доверенность - первичный документ, которым руководитель предприятия наделяет конкретное физлицо правом получить определенные ценности для осуществления хозяйственной операции от имени предприятия.
Рассмотрим подробнее учет бланков доверенностей на предприятии.
В связи с тем, что для учета движения бланков строгой отчетности разработаны специальные формы первичного учета, утвержденные приказом Минстата Украины от 11.03.1996г. № 67**** обычные расходные накладные на отпуск ТМЦ, счета-фактуры или товарно-транспортные накладные в данном случае не применяются. Поэтому, как поступившие на склад бланки, так и выданные со склада, должны быть оформлены приходно-расходной накладной на бланки строгой отчетности (форма № СЗ-1), которая заполняется следующим образом.
В графе “Найменування бланків” указывают название бланка строгой отчетности, в данном случае, это доверенность. Далее в графу “Видана” заносится количество книг, серии и номера бланков строгой отчетности, которые выданы со склада представителю получателя. Однако, в рассматриваемом нами случае выдачи доверенностей, где объектом учета является каждый бланк доверенности, в графе “Кількість книжок” проставляется не количество блоков, а количество листов бланков доверенностей. Часть “Одержано” заполняется представителем покупателя. Приходно-расходная накладная считается оформленной, когда в нее внесены все необходимые данные и имеются подписи обеих сторон, т.е., продавца и покупателя.
Образец
ТОВ “Формвидат” Типова форма № СЗ-1 Підприємство (організація) - вантажовідправник Затверджена наказом Мінстату Ідентифікаційний код ЄПРПОУ 332276448 України 11.03.96 р. №67 ТОВ “Акація” Підприємство (організація) - вантажоодержувач Код за УКУД 0323001 Ідентифікаційний код ЄДРПОУ 32644736
|
Прибутково-видаткова накладна № 10
На бланки суворої звітності “20” грудня 2004 р.
Кому відпущено ТОВ “Акація” Через кого Шевченко С.А.
За дорученням № ЯИК 843512 від “20” грудня 2004 р.
№ п/ п
|
Найменува-ння бланків
|
Видано |
Одержано |
кількіс-ть книжок
|
серія бланків
|
№ бланків |
Кіль-кість книжок
|
серія бланків
|
№ бланків |
з№ |
по № |
з № |
по № |
1 |
Довіреності |
50 |
ЯЕС |
551150 |
551199 |
50 |
ЯЕС |
551150 |
551199 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Відпуск дозволив Кругленко 1. М. директор Відпустив Остапченко 0. 1. менеджер з продаж Одержав Тарасенко Т. 1. бухгалтер |
Движение бланков строгой отчетности на предприятии отражается в приходно-расходной книге по учету бланков строгой отчетности по форме № СЗ-2. Она должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью предприятия и подписями руководителя и главного бухгалтера. Если на предприятии используется несколько видов бланков строгой отчетности (доверенности, трудовые книжки и т.д.), то для каждого отводится отдельная страница. При заполнении книги проставляются обязательно такие сведения: дата осуществления операции; в графе “Від кого одержано і кому видано” - наименование поставщика либо лица от которого получены или которому выданы бланки; документы, на основании которых они получены (дата и номер приходно-расходной накладной) и выданы (распоряжение руководителя, его номер и дата); количество, серии и номера бланков соответственно в графах “Прибуток” и “Видаток”.
Образец
ТОВ “Акація” Найменування підприємства (організації) Ідентифікаційний код ЄДРПОУ 32644736 |
Типова форма № СЗ-2 Затверджена наказом Мінстату України №67 11.03.96 р. Код за УКУД 0323002 |
Прибутково-видаткова книга з обліку бланків суворої звітності за 2004 рік
Найменування бланків довіреності
Дата
|
Від кого одержано і кому видано
|
Підстава ( найменування документа, № і дата)
|
Прибуток |
Видаток |
кількість книжок |
серн і № бланків |
кількість книжок |
серії і № бланків |
<...> |
|
|
|
|
|
|
20.12.04 |
ТОВ “Форми видат” |
ПВН № 10 від 20. 12. 04 |
50 |
ЯЕС з 551-150 по 55-1199 |
|
|
21.12.04 |
Бухгалтер Шевченко С.А. |
Розпорядження керівника № 48 від 20.12.04 |
|
|
50 |
ЯЕС з 5511-50 по 551199 |
<...> |
|
|
|
|
|
|
В книзі пронумеровано та прошнуровано 10 сторінок
М.П. |
Керівник підприємства (організації) Трофімов С.В. |
“21” грудня 2004 р. |
Головний (старший) бухгалтер Червоненко I.О. |
Ведение учета по выдаче доверенностей, их регистрации, анализу возвращенных и использованных доверенностей, возлагается на работника предприятия, с которым руководитель заключает договор о полной индивидуальной материальной ответственности, образец которого приводится в конце статьи (Приложение № 2), по форме, утвержденной Постановлением № 447/24*****. Напоминаем, что бланки доверенностей следует хранить в сейфах, металлических шкафах или в специальных помещениях, обеспечивающих их сохранность (п.6.3 Положения N 88******).
Работник, на которого возложены вышеуказанные обязанности, следит за своевременной подачей документов (актов, накладных, товарно-транспортных накладных, ордеров), которые подтверждают использование доверенностей. Кроме этого он ведет аналитический учет выданных и использованных доверенностей с помощью карточки-справки по форме № СЗ-5, в которой проставляется количество, серии и номера бланков, полученных и выданных материально-ответственным лицом, а также выводится остаток неиспользованных бланков.
Образец
ТОВ “Акація” підприємство (організація) Ідентифікаційний код ЄДРПОУ 32644736 |
Типова форма № СЗ-5 Затверджена наказом Мінстату України№67 11 .03.96 р. Код за УКУД 0323006 |
Картка-довідка по виданих і використаних бланках суворої звітності
Довіреності ____________________________________________________________________________________
Найменування підприємства (організації) |
Шевченко С.А. бухгалтер ___________________________________________________________________________________
прізвище, ім'я, по батькові матеріально відповідальної особи, посада) |
Да-та
|
Підстава (найме-нування докуме-нта і дата)
|
Одержано |
Використано |
Залишок |
кіль-кість кни-жок
|
Се-рія блан-ків
|
№ бланків |
кіль-кість кни-жок
|
Се-рія бла-нків
|
№ бланків |
кіль-кіс-ть кни-жок
|
Се-рія бла-нків
|
№ бланків |
З № |
по № |
З № |
по № |
3№ |
по № |
20. 12. 04 |
розпо-рядж. керівни-ка № 48 від 20.12.04 |
50 |
ЯЄС |
551 150 |
551 199 |
|
|
|
|
48 |
ЯЕС |
551 152 |
551 90 |
22. 12. 04 |
Розпорядж. Керівника № 52 від 22.12.04 |
|
|
|
|
2 |
ЯЕС |
551 150 |
551 151 |
|
|
|
|
Утверждены две формы бланков доверенностей № М-2 и № М-26. Они практически одинаковы, разница лишь в количестве строк для отражения ТМЦ. Если перечень последних не очень объемный, применяют № М-2, а если обширный - № М-26.
В графу “Найменування цінностей” вносят название ценностей, которые предстоит получить, причем в полном объеме. Единственное исключение - ТМЦ, обладающие одинаковыми качествами (например, футболки одного размера, но разных цветов, обозначаются одним словом “футболки”). В графе “Кількість (прописом)” записывают количество ценностей, которые должны быть получены. В графе “Одиниця виміру” проставляют - штуки, килограммы, литры и др. В пустых строках доверенности обязательно ставится прочерк. Образец подписи лица, на которое выписана доверенность, заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия или их заместителями, либо лицами, уполномоченными на это директором предприятия. Эти подписи заверяются печатью предприятия.
При оформлении доверенности не допускаются множественные исправления, подчистки, корректировки и т.д., однако, если при заполнении доверенности вы вдруг допустили ошибку, ее можно исправить согласно п.4 Положения №88. Неправильную цифру или слово надо зачеркнуть одной линией (чтобы они просматривались), а над ними написать правильную информацию. Рядом делают надпись “исправленному верить”, которая заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия, с проставлением даты внесения изменений.
Запрещено выдавать доверенности, которые полностью или частично не заполнены, не имеют образцов подписи лица, на имя которого они выписаны, п. 7 Инструкции № 99.
Мы уже говорили, что доверенность наделяет лицо, на которое она выписана, правом получать от имени предприятия-покупателя указанные в ней ТМЦ со склада поставщика. Ее выписывают на материально-ответственного работника предприятия на основании документов, устанавливающих его личность. Такими могут быть паспорт или другие документы, которые предоставляют исчерпывающие сведения относительно личности физического лица. Получая ценности, работник предприятия вместе с доверенностью предъявляет свой паспорт или другой документ (указанный в ней), удостоверяющий его личность. Кроме паспорта, такими документами могут быть: национальный паспорт иностранца или документ его заменяющий, вид на жительство лица, проживающего в Украине, но не являющегося гражданином Украины, удостоверение водителя, удостоверение, выданное по месту работы физического лица, удостоверение инвалида или участника Великой Отечественной войны и др.
Процесс выдачи доверенности отражается в журнале регистрации доверенностей (форма № М-3), где работник, на которого выдана доверенность, ставит свою подпись, тем самым подтверждая факт ее получения. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью и подписями руководителя и главного бухгалтера. При заполнении журнала, в соответствующие графы вносятся сведения, содержащиеся в доверенности, т.е., номер и серия доверенности, дата ее выдачи, срок ее действия, информация о лице, которое ее получило (должность и фамилия), название предприятия-поставщика, номер и дата документа, по которому осуществляется поставка ТМЦ. После оприходования ТМЦ на складе покупателя, работник, ответственный за ведение журнала, делает отметку об использовании доверенности путем занесения номера и даты приходного документа. Если же сделка не состоялась, т. е., доверенность не была использована, она должна быть возвращена работнику предприятия, ответственному за выдачу и регистрацию доверенностей, не позднее следующего дня после окончания срока ее действия. В этом случае, в графе журнала “Відмітка про використання довіреності” делается запись - “аннулирована”. Аналогичная отметка делается и на самой доверенности. В соответствии с п. 10 Инструкции № 99, возвращенные неиспользованные доверенности сохраняются в течении 3-х лет, т.е., срока, установленного для сохранности первичных документов (ст.319 Перечня № 41).
Образец
ТОВ “Акація” підприємство (організація) Ідентифікаційний код ЄДРПОУ 32644736 |
Типова форма № М-5 Затверджена наказом Мінстату України 21.06.96 р.№193 Код за УКУП 0307004
|
Журнал реєстрації довіреностей за 2004 р.
N дові- ренос-ті |
Дата видачі |
Строк дії довіре- ності |
Посада і пріз- вище особи, якій видано довіреність |
Найме-ну- вання поста-чаль- ника |
№ і дата контрак- ту, наряду, рахунка, специфікації та іншого документа або пові- домлення |
Розписка особи, що одер- жала довіре- ність |
Відмітка про ви- користан-ня дові-реності (№ і дата докумен-та) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
ЯЕС 551 150 |
22.12. 04 |
10 днів |
менеджер Сорокіна Р.С. |
ПП “Чарів-ниця” |
накладна № 08 від 20. 12.04 |
Сорокіна Р. С. |
прибут-кова накл. № 24 від 22. 12.04 |
ЯЕС 551 151 |
22.12. 04 |
10 днів |
Бухгалтер Єрьоменко Ю.В. |
ТОВ “Надія” |
рахунок № 138 від 21. 12.04 |
Єрьоме-нко Ю.В. |
прибут-кова накл. № 25 Від 28.12.04 |
Лицам, которые не отчитались за уже использованные доверенности или же не вернули неиспользованные в установленные сроки, новая доверенность не выдается.
А может ли выдаваться доверенность лицу, не работающему на предприятии? Рассмотрим такую ситуацию. Для получения ценностей “от предприятия-поставщика предприятие-покупатель направляет своего наемного работника с доверенностью на получение этих ценностей. Однако в этот момент такие ценности находятся не у предприятия-поставщика, а у третьего лица, которое по доверенности предприятия-поставщика должно отпустить товар доверенному лицу предприятия-покупателя. В такой ситуации предприятие-поставщик может выписать доверенность на работника предприятия-покупателя, т.е., не своего работника, и он может получить товар непосредственно у третьего лица. При этом следует учесть, что в таких ситуациях требуется разрешение руководителя.
Согласно п.8 Инструкции о № 99, срок действия доверенности зависит от того, сколько времени займет получение ТМЦ и вывоз их от поставщика, тем не менее он не должен превышать 10 дней. Для доверенностей на получение ценностей, расчеты за которые осуществляются в порядке плановых платежей или доставка которых производится централизованно-кольцевым методом перевозок, допускается срок - календарный месяц.
Если в течение этого срока доверенное лицо по каким-либо причинам было лишено права на получение ценностей по выданной ему доверенности, срок действия которой еще не истек, доверенность у такого лица изымается. А также в случае аннулирования доверенности, по которой ценности получаются частями либо централизованно-кольцевыми перевозками, предприятие-покупатель, выдавшее доверенность, немедленно ставит в известность предприятие-поставщика об аннулировании соответствующей доверенности. С момента получения такого извещения отпуск ценностей по аннулированной доверенности прекращается. За отпуск ценностей по аннулированным доверенностям ответственность несет поставщик.
Запрещается отпускать ценности в случаях:
- подача доверенности, выданной с нарушением установленного порядка заполнения или с незаполненными реквизитами;
- подача доверенности, которая имеет исправления, подчистки, не подтвержденные подписями тех же лиц, которые подписали доверенность;
- при отсутствии у доверенного лица, указанного в доверенности,паспорта или другого документа, подтверждающего его личность;
- при окончании срока ее действия;
- при получении уведомления предприятия-покупателя ТМЦ об аннулировании доверенности.
В случае, если товар отпускается по частям, на каждый частичный отпуск составляется накладная (акт приемки-сдачи или другой подобный документ) с указанием на ней номера доверенности и даты ее выдачи. Доверенность в этом случае, независимо от срока ее действия, остается у поставщика при первом отпуске ценностей.
А как же быть, когда груз отправляется по железной дороге? В этом случае к операции передачи-получения ТМЦ подключается посредник - железнодорожная станция. Разъяснения по этому вопросу содержатся в правилах выдачи грузов, утвержденных приказом Минтранса Украины от 21.11.2000 г. № 644. Получатель груза предоставляет доверенность железнодорожной станции. А предприятию-отправителю груза доверенность заменит квитанция о приеме груза к перевозке, которую выдает железнодорожная станция при приемке груза от поставщика (отправителя). Она заверяется календарным штемпелем станции отправителя и является неотъемлемой частью комплекта перевозочных документов.
Мы рассмотрели ряд случаев, когда без доверенности нельзя обойтись. Но существуют и ситуации, когда от покупателя требовать доверенность не нужно.
Минфин Украины в письме от 20.12.2002 г. № 053-29170 разъясняет, что при отпуске ТМЦ за наличный расчет предоставлять доверенность не требуется. Так как из расчетного документа или фискального чека можно узнать все необходимые сведения: дату операции, название и количество приобретенного товара, и на их основании подотчетное лицо может составить авансовый отчет об использовании наличных денежных средств.
Другое Письмо Минфина от 31.10.2000 г. № 053-29151 разъясняет использование доверенности в деятельности частного предпринимателя. В случае, когда частный предприниматель лично получает ТМЦ он предоставляет паспорт или другой документ, удостоверяющий его личность, а также свидетельство о госрегистрации СПД, следовательно, доверенность в этом случае не требуется. Но в случае, если за товаром прибыл его работник, для подтверждения полномочий этого лица оформляется доверенность с подписью и печатью физического лица-предпринимателя. Если же частный предприниматель осуществляет свою деятельность без печати, в бланке доверенности делается соответствующая отметка.
Мы рассмотрели применение бланков доверенностей в различных ситуациях на пути движения ТМЦ от предприятия-продавца к предприятию-покупателю. Теперь рассмотрим, как отражается поступление, использование и выбытие бланков доверенностей в бухгалтерском учете.
В соответствии с Инструкцией № 291******* поступление доверенностей отражается по дебету субсчета 209 “Прочие материалы” по цене приобретения, которую формируют, исходя из П(С)БУ 9********. Одновременно бланки доверенностей заносят на забалансовый счет 08 “Бланки строгой отчетности” по цене 1 грн. 50 коп. согласно п. 14 Инструкции № 99. Указанную цену применяют при расчете суммы ущерба, который возмещает виновное лицо при нецелевом использовании, утере, порче бланков доверенностей.
Нумерацию, количество и стоимость бланков, а также место хранения, фиксируют в аналитическом учете.
При списании бланков доверенностей составляется акт на списание бланков доверенностей по типовой форме № М-2а, утвержденной Инструкцией № 99. Периодичность его оформления - не реже одного раза п квартал. Для этого руководителем предприятия назначается комиссия, которая производит проверку выданных, возвращенных бланков доверенностей, а также документов, подтверждающих их использование. После этого комиссия принимает решение о списании бланков доверенностей, с указанием их количества и стоимости. Акт подписывают все члены комиссии и утверждают печатью и подписью руководителя предприятия.
Образец
ТОВ “Акація” Підприємство (організація) Ідентифікаційний код ЄДРПОУ 32644736 |
Типова форма № М-2а Затверджена наказом Мінстату України 21.06.96 р. №193 Код за УКУД 0307029 Затверджую Керівник підприємства Трофімов С.В. підпис 20 грудня 2004 р. дата |
Акт списання бланків довіреностей
30.12.2004р. (дата) |
м. Харків (місце складання) |
Комісія у складі головного бухгалтера Червоненко I. О. та економіста Грищенко Т. П.
(посада, прізвище, ім'я, по батькові членів комісії)
провели перевірку виданих бланків довіреностей за період з 1 грудня 2004 р. по 30 грудня 2004 р. Згідно з журналом реєстрації довіреностей встановлено:
№ п/п
|
Усього видано
|
З них |
Використані (отримані цінності та подані звіти) |
повернуті як невикористані |
Серія |
з номера по номер |
Кількість |
Серія |
Номер |
Кіль-кість |
Серія |
Номер |
Кіль-кість |
1 |
ЯЕС |
551150- |
2 |
ЯЕС |
551150 |
- |
- |
- |
- |
2 |
|
551151 |
|
ЯЕС |
551151 |
- |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наявність повернених довіреностей і документів про використання довіреностей перевірено. Бланки довіреностей у кількості 2 штук підлягають списанню з-під звіту за вартістю:
а) придбання (виготовлення);
б) номінальною.
Підписи членів комісії: Червоненко I.О.. Грищенко Т. П.
Підпис особи, що відповідає за реєстрацію довіреностей, Шевченко С. А.
В бухгалтерском учете списание бланков доверенностей с субсчета 209 корреспондируют со счетами учета расходов (8-й или 9-й класс). Одновременно их стоимость списывают с забалансового счета 08 по цене 1,50 грн. за 1 бланк доверенности.
В налоговом учете расходы на приобретение бланков доверенностей включают в состав валовых расходов (пп.5.2.1 Закона “О налогообложении прибыли предприятий” в редакции Закона от 22.05.1997г. № 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями (далее - Закон о налогообложении прибыли) и пересчитывают по п.5.9. Стоимость неиспользованных, испорченных или утерянных бланков доверенностей исключают из валовых расходов, отражая в графе 4 приложения К1/1 к декларации о прибыли предприятия. В случае, когда виновный работник компенсирует нанесенный ущерб, валовой доход предприятия не увеличивают. А разницу, полученную между фактическими затратами и суммой компенсации, уплаченной работником, в соответствии с Порядком № 116*********, перечисляют в бюджет.
Рассмотрим вышеизложенную информацию на примере в табл.1. Предприятие приобрело бланки доверенностей в количестве 50 штук по цене 0,24 грн. (в том числе НДС - 0,04 грн.). За отчетный период использовали 45 бланков и 5 испортил работник, ответственный за выдачу доверенностей.
№ п/п
|
Содержание операции |
Бухгалтерский учет |
Сумма, грн.
|
Налоговый учет |
дебет |
кредит |
ВД |
ВР |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Приобретены бланки доверенностей (оплата с текущего счета предприятия) |
1 |
Оплачены бланки доверенностей |
371 |
311 |
12,00 |
- |
10,00* |
2 |
Отражен налоговый кредит по НДС |
641 |
644 |
2,00 |
- |
- |
3 |
Оприходованы полученные от поставщика бланки |
209 |
371 |
10,00 |
- |
- |
4 |
Начислена сумма налогового кредита по НДС |
644 |
371 |
2,00 |
- |
- |
5 |
Показана стоимость приобретенных бланков доверенностей на забалансовом счете ( 1 ,50 грн. х 50 шт. ) |
08 |
- |
75,00 |
- |
- |
Приобретены бланки доверенностей ( оплата через подотчетное лицо ) |
6 |
Выданы средства под отчет для приобретения бланков доверенностей |
372 |
301 |
12,00 |
- |
- |
7 |
Оприходованы бланки доверенностей |
209 |
372 |
10,0 |
- |
10, 00* |
8 |
Отражен налоговый кредит но НДС |
641 |
372 |
2,00 |
- |
- |
9 |
Указана стоимость купленных бланков доверенностей на забалансовом счете (1,50 грн. х 50 шт.) |
08 |
- |
75,00 |
- |
- |
Списание использованных бланков доверенностей |
10 |
Списана стоимость использованных бланков доверенностей на основании акта на списание (45 шт. х 0,20 грн.) |
91,92, 93,94 (или 80) |
209 |
9,00 |
- |
- |
11 |
Списана стоимость использованных бланков с забалансового счета (45 шт. х 1,50 грн.) |
08 |
- |
67,50 |
- |
- |
Списание испорченных бланков доверенностей ( виновное лицо не установлено ) |
12 |
Отнесена к расходам стоимость испорченных бланков доверенностей (5 шт. х 0,20 грн.) |
947 |
209 |
1,00 |
- |
** |
13 |
Уменьшена сумма налогового кредита и включена и расходы предприятия |
947 |
641 |
0,20 |
- |
- |
14 |
Списана с забалансового счета стоимость непорченых бланков (5 шт. х 1,50 грн. ) |
- |
08 |
7,50 |
- |
- |
15 |
Зачислена сумма недостачи на забалансовый счет |
072 |
- |
1,20 *** |
- |
- |
16 |
Списана сумма недостачи с забалансового счета |
- |
072 |
1,20 |
- |
- |
Списание испорченных бланков доверенностей (виновное лицо установлено) |
17 |
Отражена сумма ущерба от порчи бланков доверенностей, которую должно возместить виновное лицо |
375 |
716 |
1,20 |
- |
- |
18 |
Указана часть суммы ущерба, которую предприятие обязано перечислить в бюджет |
375 |
642 |
36,30**** |
- |
- |
19 |
Виновное лицо внесло в кассу предприятия сумму нанесенного ущерба |
301 |
375 |
37,50 |
- |
- |
20 |
Перечислено сумму ущерба в бюджет |
642 |
311 |
36,30 |
- |
- |
21 |
Отражен финансовый результат
|
716 |
791 |
1,20 |
- |
- |
|
791 |
947 |
1,20 |
- |
- |
* С последующим перерасчетом по п. 5.9 Закона о прибыли.
** Стоимость недостающих, испорченных и т. п. бланков доверенностей в валовые расходы не попадает (исключают из запасов в графе 4 приложения К 1/1 к декларации о прибыли).
*** На забалансовом счете сумму недостачи учитывают до установления виновного лица или до окончания срока исковой давности (3 года - ст. 257 ГКУ).
**** Размер ущерба, причиненного предприятием от порчи ценностей, определяют на основании Порядка №116 - с использованием коэффициента 5, умноженного на номинальную стоимость бланков (1,50 грн.) и на количество испорченных бланков.
Расчет этого показателя следующий:
- общая сумма ущерба: (1,50 грн. х5) х 5шт. = 37,50 грн.;
- реальные убытки предприятия: 0,24 грн. х 5 шт. = 1,20 грн.;
- сумма, которую нужно перечислить в бюджет: 37,50 - 1,20 = 36,30 грн.
Подведем итог.
Согласно ст.1 Закона Украины “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине” бухгалтерский учет представляет собой процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решений. Таким образом, отпуск ТМЦ без доверенности на их получение является нарушением процесса выявления и регистрации информации о деятельности предприятия, т.е. - нарушением ведения бухгалтерского учета.
Следовательно, доверенность относится к документам, подтверждающим факт и законность осуществления хозяйственной операции - одного из факторов деятельности предприятия.
Поэтому за указанные нарушения статьей 164 КуоАП********** предусмотрена административная ответственность. Штраф составляет от 8 (136 грн.) до 15 (255 грн.) необлагаемых минимумов доходов граждан, если же нарушение повторилось на протяжении года, штраф увеличивается от 10 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан (170 - 340 грн.) Значит, чтобы избежать лишних вопросов со стороны налоговой службы, доверенность все-таки лучше выписывать. А мы надеемся, что предоставленная вашему вниманию информация найдет практическое применение в хозяйственной деятельности вашего предприятия.
Приложение 2 к постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 декабря 1977 г. № 447/24
Типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности
В соответствии со статьей 11 Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1976 г., № 29, ст. 427), письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены предприятием, учреждением и организацией с работниками (достигшими 18-летнего возраста), занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей, если должности, занимаемые работниками или выполняемые ими работы предусмотрены в специальном перечне, утвержденном в установленном порядке.
В целях обеспечения сохранности материальных ценностей, принадлежащих
_______________________________________________________________________________________
(наименование предприятия, учреждения, организации)
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
руководитель или заместитель руководителя предприятия, учреждения, организации
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________ ,
(должность, фамилия, имя, отчество)
именуемый в дальнейшем “администрация”, выступая от имени предприятия, учреждения, организации, с одной стороны, и работник_________________________________________________________________
(цеха, отдела, участка, секции, склада и т, п.)
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
именуемый в дальнейшем “работник”, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. Работник, занимающий должность_______________________________________________________
(наименование должности)
или выполняющий работу ________________________________________________________________ ,
(наименование работы)
непосредственно связанную_______________________________________________________________ ,
(с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных ему ценностей)
принимает на себя полную материальную ответственность за необеспечение сохранности вверенных ему предприятием, учреждением, организацией материальных ценностей, и в связи с изложенным обязуется:
а) бережно относиться к переданным ему для хранения или для других целей материальным ценностям предприятия, учреждения, организации и принимать меры к предотвращению ущерба;
б) своевременно сообщать администрации предприятия, учреждения, организации обо всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности вверенных ему материальных ценностей;
в) вести учет, составлять и представлять в установленном порядке товаро-денежные и другие отчеты о движении и остатках вверенных ему материальных ценностей;
г) участвовать в инвентаризации вверенных ему материальных ценностей.
2. Администрация обязуется:
а) создавать работнику условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенных ему материальных ценностей;
б) знакомить работника с действующим законодательством о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, а также с действующими инструкциями, нормативами и правилами хранения, приемки, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства переданных ему материальных ценностей;
в) проводить в установленном порядке инвентаризацию материальных ценностей.
3. В случае необеспечения по вине работника сохранности вверенных ему материальных ценностей, определение размера ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации, и его возмещение производятся в соответствии с действующим законодательством.
4. Работник не несет материальной ответственности, если ущерб причинен не по его вине.
5. Действие настоящего договора распространяется на все время работы с вверенными работнику материальными ценностями предприятия, учреждения, организации.
6. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, из которых первый находится у администрации, а второй - у работника.
Адреса сторон договора:
администрации _____________ работника__________________
Дата заключения договора |
Подписи сторон договора
администрации ___________ работника________________
Место печати |
_________________________
* Инструкция о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей, утвержденная приказом Минфина Украины от 16.05.1996 г. № 99.
** Постановление № 283 - Постановление Кабмина Украины от 19.04.1993 г. № 283.
*** Правила изготовления бланков ценных бумаг и документов строгой отчетности, утвержденные приказом Минфина Украины от 25.11.1993г. № 98, Службы безопасности Украины от 15.11.1993г. № 118, Министерства внутренних дел Украины от 24.11.1993 г. № 740.
****Приказ Минстата Украины от 11.03.1996 г. № 67 “Об утверждении типовых форм первичного учета бланков строгой отчетности”.
***** Постановление Госкомитета Совета Министров СССР по труду и соцвопросам. Секретариата ВЦСПС от 28.12.1977 г. № 447/24 “Об утверждении перечня должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми предприятием, учреждением, организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности ценностей, переданных им для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства, а также типового договора о полной индивидуальной материальной ответственности.
****** Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина Украины от 24.05.1995 г. № 88.
*******Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина Украины от 30.11.1999г. № 291.
********Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 “Запасы”, утвержденное приказом Минфина Украины от 20.10.1999 г. № 246.
********* Порядок определения размера убытков от кражи, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденный постановлением КМУот 22.01.1996 г. № 116.
**********Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984 г. № 8073-X.
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 11 (481), 14 марта 2005г. Подписной индекс 40783
|
|