Документ : Доверенность, новый взгляд


Доверенность, новый взгляд

Деятельность каждого предприятия так или иначе связана с движением товарно-материальных ценностей (ТМЦ).

Сырье, материалы, топливо, запчасти, инвентарь, животные, семена, удобрения, инструмент, товары, основные средства, и другие товарно-материальные ценности, а также нематериальные активы, денежные документы, ценные бумаги отпускаются покупателям или передаются бесплатно только по доверенности на их получение в соответствии с п.2 Инструкции № 99*. Кроме этого, письмом № 31-04200-20-10/821 о10/821 от 19.01.2005г. “Об использовании доверенностей на получение товарно-материальных ценностей” Минфин разъяснил, что акции, векселя, давальческое сырье на переработку и переработанная из давальческого сырья продукция тоже должны отпускаться получателям по доверенности. Следовательно, доверенность выступает связующим звеном при оформлении документов или покупке-продаже ТМЦ. Что это за документ и для чего он нужен, мы рассмотрим далее.

Доверенностью, как известно, называют письменный документ, который одно лицо выдает другому для представительства перед третьими лицами (ст.244 ГК Украины). Напомним, что в соответствии сч.1 ст.237 ГК Украины, представительством считают правоотношение, при котором одна сторона (представитель) обязана или имеет право совершить действие от имени другой стороны, которую она представляет.

Один из видов доверенности - документ, подтверждающий право доверенного лица получать различные ТМЦ. Общий порядок использования доверенностей приведен в Инструкции № 99, ею же утверждены типовые Формы бланков и документов по их учету. К ним относятся журнал регистрации доверенностей (форма № М-3), акт списания бланков доверенностей (форма № М-2а).

Постановлением Кабинета Министров Украины от 19.04.1993 г. № 283** бланки доверенностей отнесены к документам строгой отчетности, а значит, их изготовлением занимаются только государственные специализированные предприятия, в соответствии с Правилами № 98***. Исходя из п.2 Инструкции № 99, ценности должны передаваться получателю только по доверенности на их получение. Следовательно, доверенность - первичный документ, которым руководитель предприятия наделяет конкретное физлицо правом получить определенные ценности для осуществления хозяйственной операции от имени предприятия.

Рассмотрим подробнее учет бланков доверенностей на предприятии.

В связи с тем, что для учета движения бланков строгой отчетности разработаны специальные формы первичного учета, утвержденные приказом Минстата Украины от 11.03.1996г. № 67**** обычные расходные накладные на отпуск ТМЦ, счета-фактуры или товарно-транспортные накладные в данном случае не применяются. Поэтому, как поступившие на склад бланки, так и выданные со склада, должны быть оформлены приходно-расходной накладной на бланки строгой отчетности (форма № СЗ-1), которая заполняется следующим образом.

В графе “Найменування бланків” указывают название бланка строгой отчетности, в данном случае, это доверенность. Далее в графу “Видана” заносится количество книг, серии и номера бланков строгой отчетности, которые выданы со склада представителю получателя. Однако, в рассматриваемом нами случае выдачи доверенностей, где объектом учета является каждый бланк доверенности, в графе “Кількість книжок” проставляется не количество блоков, а количество листов бланков доверенностей. Часть “Одержано” заполняется представителем покупателя. Приходно-расходная накладная считается оформленной, когда в нее внесены все необходимые данные и имеются подписи обеих сторон, т.е., продавца и покупателя.

Образец

ТОВ “Формвидат” Типова форма № СЗ-1
Підприємство (організація) - вантажовідправник Затверджена наказом Мінстату
Ідентифікаційний код ЄПРПОУ 332276448 України 11.03.96 р. №67
ТОВ “Акація”
Підприємство (організація) - вантажоодержувач Код за УКУД 0323001
Ідентифікаційний код ЄДРПОУ 32644736

  

Прибутково-видаткова накладна № 10

На бланки суворої звітності “20” грудня 2004 р.

Кому відпущено ТОВ “Акація” Через кого Шевченко С.А.

За дорученням № ЯИК 843512 від “20” грудня 2004 р.

№ п/
п


  
Найменува-ння бланків


  
Видано    Одержано   
кількіс-ть книжок

  
серія бланків

  
№ бланків    Кіль-кість книжок

  
серія бланків

  
№ бланків   
з№    по №    з №    по №   
1    Довіреності    50    ЯЕС    551150    551199    50    ЯЕС    551150    551199   

  
                          










Відпуск дозволив Кругленко 1. М. директор
Відпустив Остапченко 0. 1. менеджер з продаж
Одержав Тарасенко Т. 1. бухгалтер   

Движение бланков строгой отчетности на предприятии отражается в приходно-расходной книге по учету бланков строгой отчетности по форме № СЗ-2. Она должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью предприятия и подписями руководителя и главного бухгалтера. Если на предприятии используется несколько видов бланков строгой отчетности (доверенности, трудовые книжки и т.д.), то для каждого отводится отдельная страница. При заполнении книги проставляются обязательно такие сведения: дата осуществления операции; в графе “Від кого одержано і кому видано” - наименование поставщика либо лица от которого получены или которому выданы бланки; документы, на основании которых они получены (дата и номер приходно-расходной накладной) и выданы (распоряжение руководителя, его номер и дата); количество, серии и номера бланков соответственно в графах “Прибуток” и “Видаток”.

Образец

ТОВ “Акація”
Найменування підприємства (організації)
Ідентифікаційний код ЄДРПОУ 32644736   
Типова форма № СЗ-2
Затверджена наказом Мінстату України №67
11.03.96 р.

Код за УКУД 0323002
  

Прибутково-видаткова книга з обліку бланків суворої звітності за 2004 рік

Найменування бланків довіреності

Дата

  
Від кого одержано і кому видано

  
Підстава ( найменування документа, № і дата)

  
Прибуток   Видаток  
кількість книжок   серн і № бланків   кількість книжок   серії і № бланків  
<...>                     
20.12.04    ТОВ “Форми видат”    ПВН № 10 від 20. 12. 04    50    ЯЕС з 551-150 по 55-1199        
21.12.04    Бухгалтер Шевченко С.А.    Розпорядження керівника № 48 від
20.12.04   
      50    ЯЕС з 5511-50 по 551199   
<...>                     

В книзі пронумеровано та прошнуровано 10 сторінок

М.П.  Керівник підприємства (організації) Трофімов С.В. 
“21” грудня 2004 р.  Головний (старший) бухгалтер Червоненко I.О. 

Ведение учета по выдаче доверенностей, их регистрации, анализу возвращенных и использованных доверенностей, возлагается на работника предприятия, с которым руководитель заключает договор о полной индивидуальной материальной ответственности, образец которого приводится в конце статьи (Приложение № 2), по форме, утвержденной Постановлением № 447/24*****. Напоминаем, что бланки доверенностей следует хранить в сейфах, металлических шкафах или в специальных помещениях, обеспечивающих их сохранность (п.6.3 Положения N 88******).

Работник, на которого возложены вышеуказанные обязанности, следит за своевременной подачей документов (актов, накладных, товарно-транспортных накладных, ордеров), которые подтверждают использование доверенностей. Кроме этого он ведет аналитический учет выданных и использованных доверенностей с помощью карточки-справки по форме № СЗ-5, в которой проставляется количество, серии и номера бланков, полученных и выданных материально-ответственным лицом, а также выводится остаток неиспользованных бланков.

Образец

ТОВ “Акація”
підприємство (організація)
Ідентифікаційний код ЄДРПОУ 32644736   
Типова форма № СЗ-5
Затверджена наказом Мінстату України№67
11 .03.96 р.

Код за УКУД 0323006
  

Картка-довідка по виданих і використаних бланках суворої звітності

Довіреності
____________________________________________________________________________________

Найменування підприємства (організації)

 
Шевченко С.А. бухгалтер
___________________________________________________________________________________

прізвище, ім'я, по батькові матеріально відповідальної особи, посада)

 

Да-та


  
Підстава (найме-нування докуме-нта і дата)


  
Одержано    Використано    Залишок   
кіль-кість кни-жок

  
Се-рія блан-ків

  
№ бланків    кіль-кість кни-жок

  
Се-рія бла-нків

  
№ бланків    кіль-кіс-ть кни-жок

  
Се-рія бла-нків

  
№ бланків   
З №    по №    З №    по №    3№    по №   
20.
12.
04   
розпо-рядж. керівни-ка № 48 від 20.12.04    50    ЯЄС    551
150   
551
199   
            48    ЯЕС    551
152   
551
90   
22.
12.
04   
Розпорядж. Керівника № 52
від 22.12.04   
            2    ЯЕС    551
150   
551
151   
           

Утверждены две формы бланков доверенностей № М-2 и № М-26. Они практически одинаковы, разница лишь в количестве строк для отражения ТМЦ. Если перечень последних не очень объемный, применяют № М-2, а если обширный - № М-26.

В графу “Найменування цінностей” вносят название ценностей, которые предстоит получить, причем в полном объеме. Единственное исключение - ТМЦ, обладающие одинаковыми качествами (например, футболки одного размера, но разных цветов, обозначаются одним словом “футболки”). В графе “Кількість (прописом)” записывают количество ценностей, которые должны быть получены. В графе “Одиниця виміру” проставляют - штуки, килограммы, литры и др. В пустых строках доверенности обязательно ставится прочерк. Образец подписи лица, на которое выписана доверенность, заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия или их заместителями, либо лицами, уполномоченными на это директором предприятия. Эти подписи заверяются печатью предприятия.

При оформлении доверенности не допускаются множественные исправления, подчистки, корректировки и т.д., однако, если при заполнении доверенности вы вдруг допустили ошибку, ее можно исправить согласно п.4 Положения №88. Неправильную цифру или слово надо зачеркнуть одной линией (чтобы они просматривались), а над ними написать правильную информацию. Рядом делают надпись “исправленному верить”, которая заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия, с проставлением даты внесения изменений.

Запрещено выдавать доверенности, которые полностью или частично не заполнены, не имеют образцов подписи лица, на имя которого они выписаны, п. 7 Инструкции № 99.

Мы уже говорили, что доверенность наделяет лицо, на которое она выписана, правом получать от имени предприятия-покупателя указанные в ней ТМЦ со склада поставщика. Ее выписывают на материально-ответственного работника предприятия на основании документов, устанавливающих его личность. Такими могут быть паспорт или другие документы, которые предоставляют исчерпывающие сведения относительно личности физического лица. Получая ценности, работник предприятия вместе с доверенностью предъявляет свой паспорт или другой документ (указанный в ней), удостоверяющий его личность. Кроме паспорта, такими документами могут быть: национальный паспорт иностранца или документ его заменяющий, вид на жительство лица, проживающего в Украине, но не являющегося гражданином Украины, удостоверение водителя, удостоверение, выданное по месту работы физического лица, удостоверение инвалида или участника Великой Отечественной войны и др.

Процесс выдачи доверенности отражается в журнале регистрации доверенностей (форма № М-3), где работник, на которого выдана доверенность, ставит свою подпись, тем самым подтверждая факт ее получения. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью и подписями руководителя и главного бухгалтера. При заполнении журнала, в соответствующие графы вносятся сведения, содержащиеся в доверенности, т.е., номер и серия доверенности, дата ее выдачи, срок ее действия, информация о лице, которое ее получило (должность и фамилия), название предприятия-поставщика, номер и дата документа, по которому осуществляется поставка ТМЦ. После оприходования ТМЦ на складе покупателя, работник, ответственный за ведение журнала, делает отметку об использовании доверенности путем занесения номера и даты приходного документа. Если же сделка не состоялась, т. е., доверенность не была использована, она должна быть возвращена работнику предприятия, ответственному за выдачу и регистрацию доверенностей, не позднее следующего дня после окончания срока ее действия. В этом случае, в графе журнала “Відмітка про використання довіреності” делается запись - “аннулирована”. Аналогичная отметка делается и на самой доверенности. В соответствии с п. 10 Инструкции № 99, возвращенные неиспользованные доверенности сохраняются в течении 3-х лет, т.е., срока, установленного для сохранности первичных документов (ст.319 Перечня № 41).

Образец

ТОВ “Акація”
підприємство (організація)
Ідентифікаційний код ЄДРПОУ 32644736   
Типова форма № М-5
Затверджена наказом Мінстату України 21.06.96 р.№193
Код за УКУП 0307004

  

Журнал реєстрації довіреностей за 2004 р.



N дові-
ренос-ті
  


Дата
видачі
  

Строк
дії
довіре-
ності
  

Посада і пріз-
вище особи,
якій видано
довіреність
  

Найме-ну-
вання
поста-чаль-
ника
  
№ і дата контрак-
ту, наряду, рахунка, специфікації
та іншого
документа
або пові-
домлення  

Розписка особи, що одер-
жала довіре-
ність
  

Відмітка про ви-
користан-ня дові-реності
(№ і дата
докумен-та)
  
1    2    3    4    5    6    7    8   
ЯЕС
551
150  
22.12.
04  
10 днів   менеджер Сорокіна Р.С.   ПП “Чарів-ниця”   накладна № 08 від 20. 12.04   Сорокіна Р. С.   прибут-кова накл. № 24 від 22. 12.04  
ЯЕС
551
151  
22.12.
04  
10 днів   Бухгалтер Єрьоменко Ю.В.   ТОВ “Надія”   рахунок № 138 від 21. 12.04   Єрьоме-нко Ю.В.   прибут-кова накл. № 25 Від 28.12.04  

Лицам, которые не отчитались за уже использованные доверенности или же не вернули неиспользованные в установленные сроки, новая доверенность не выдается.

А может ли выдаваться доверенность лицу, не работающему на предприятии? Рассмотрим такую ситуацию. Для получения ценностей “от предприятия-поставщика предприятие-покупатель направляет своего наемного работника с доверенностью на получение этих ценностей. Однако в этот момент такие ценности находятся не у предприятия-поставщика, а у третьего лица, которое по доверенности предприятия-поставщика должно отпустить товар доверенному лицу предприятия-покупателя. В такой ситуации предприятие-поставщик может выписать доверенность на работника предприятия-покупателя, т.е., не своего работника, и он может получить товар непосредственно у третьего лица. При этом следует учесть, что в таких ситуациях требуется разрешение руководителя.

Согласно п.8 Инструкции о № 99, срок действия доверенности зависит от того, сколько времени займет получение ТМЦ и вывоз их от поставщика, тем не менее он не должен превышать 10 дней. Для доверенностей на получение ценностей, расчеты за которые осуществляются в порядке плановых платежей или доставка которых производится централизованно-кольцевым методом перевозок, допускается срок - календарный месяц.

Если в течение этого срока доверенное лицо по каким-либо причинам было лишено права на получение ценностей по выданной ему доверенности, срок действия которой еще не истек, доверенность у такого лица изымается. А также в случае аннулирования доверенности, по которой ценности получаются частями либо централизованно-кольцевыми перевозками, предприятие-покупатель, выдавшее доверенность, немедленно ставит в известность предприятие-поставщика об аннулировании соответствующей доверенности. С момента получения такого извещения отпуск ценностей по аннулированной доверенности прекращается. За отпуск ценностей по аннулированным доверенностям ответственность несет поставщик.

Запрещается отпускать ценности в случаях:

- подача доверенности, выданной с нарушением установленного порядка заполнения или с незаполненными реквизитами;

- подача доверенности, которая имеет исправления, подчистки, не подтвержденные подписями тех же лиц, которые подписали доверенность;

- при отсутствии у доверенного лица, указанного в доверенности,паспорта или другого документа, подтверждающего его личность;

- при окончании срока ее действия;

- при получении уведомления предприятия-покупателя ТМЦ об аннулировании доверенности.

В случае, если товар отпускается по частям, на каждый частичный отпуск составляется накладная (акт приемки-сдачи или другой подобный документ) с указанием на ней номера доверенности и даты ее выдачи. Доверенность в этом случае, независимо от срока ее действия, остается у поставщика при первом отпуске ценностей.

А как же быть, когда груз отправляется по железной дороге? В этом случае к операции передачи-получения ТМЦ подключается посредник - железнодорожная станция. Разъяснения по этому вопросу содержатся в правилах выдачи грузов, утвержденных приказом Минтранса Украины от 21.11.2000 г. № 644. Получатель груза предоставляет доверенность железнодорожной станции. А предприятию-отправителю груза доверенность заменит квитанция о приеме груза к перевозке, которую выдает железнодорожная станция при приемке груза от поставщика (отправителя). Она заверяется календарным штемпелем станции отправителя и является неотъемлемой частью комплекта перевозочных документов.

Мы рассмотрели ряд случаев, когда без доверенности нельзя обойтись. Но существуют и ситуации, когда от покупателя требовать доверенность не нужно.

Минфин Украины в письме от 20.12.2002 г. № 053-29170 разъясняет, что при отпуске ТМЦ за наличный расчет предоставлять доверенность не требуется. Так как из расчетного документа или фискального чека можно узнать все необходимые сведения: дату операции, название и количество приобретенного товара, и на их основании подотчетное лицо может составить авансовый отчет об использовании наличных денежных средств.

Другое Письмо Минфина от 31.10.2000 г. № 053-29151 разъясняет использование доверенности в деятельности частного предпринимателя. В случае, когда частный предприниматель лично получает ТМЦ он предоставляет паспорт или другой документ, удостоверяющий его личность, а также свидетельство о госрегистрации СПД, следовательно, доверенность в этом случае не требуется. Но в случае, если за товаром прибыл его работник, для подтверждения полномочий этого лица оформляется доверенность с подписью и печатью физического лица-предпринимателя. Если же частный предприниматель осуществляет свою деятельность без печати, в бланке доверенности делается соответствующая отметка.

Мы рассмотрели применение бланков доверенностей в различных ситуациях на пути движения ТМЦ от предприятия-продавца к предприятию-покупателю. Теперь рассмотрим, как отражается поступление, использование и выбытие бланков доверенностей в бухгалтерском учете.

В соответствии с Инструкцией № 291******* поступление доверенностей отражается по дебету субсчета 209 “Прочие материалы” по цене приобретения, которую формируют, исходя из П(С)БУ 9********. Одновременно бланки доверенностей заносят на забалансовый счет 08 “Бланки строгой отчетности” по цене 1 грн. 50 коп. согласно п. 14 Инструкции № 99. Указанную цену применяют при расчете суммы ущерба, который возмещает виновное лицо при нецелевом использовании, утере, порче бланков доверенностей.

Нумерацию, количество и стоимость бланков, а также место хранения, фиксируют в аналитическом учете.

При списании бланков доверенностей составляется акт на списание бланков доверенностей по типовой форме № М-2а, утвержденной Инструкцией № 99. Периодичность его оформления - не реже одного раза п квартал. Для этого руководителем предприятия назначается комиссия, которая производит проверку выданных, возвращенных бланков доверенностей, а также документов, подтверждающих их использование. После этого комиссия принимает решение о списании бланков доверенностей, с указанием их количества и стоимости. Акт подписывают все члены комиссии и утверждают печатью и подписью руководителя предприятия.

Образец

ТОВ “Акація” Підприємство (організація)
Ідентифікаційний код ЄДРПОУ 32644736   
Типова форма № М-2а
Затверджена наказом Мінстату України 21.06.96 р. №193
Код за УКУД 0307029
Затверджую
Керівник підприємства Трофімов С.В.
підпис
20 грудня 2004 р.
дата   

Акт списання бланків довіреностей

30.12.2004р.
(дата)   
м. Харків
(місце складання)   

Комісія у складі головного бухгалтера Червоненко I. О. та економіста Грищенко Т. П.

(посада, прізвище, ім'я, по батькові членів комісії)

провели перевірку виданих бланків довіреностей за період з 1 грудня 2004 р. по 30 грудня 2004 р. Згідно з журналом реєстрації довіреностей встановлено:

№ п/п


  
Усього видано

  
З них  
Використані (отримані цінності та подані звіти)   повернуті як невикористані  
Серія   з номера по номер   Кількість   Серія   Номер   Кіль-кість   Серія   Номер   Кіль-кість  
1    ЯЕС    551150-    2    ЯЕС    551150    -    -    -    -   
2       551151       ЯЕС    551151    -    -    -    -   
                             

Наявність повернених довіреностей і документів про використання довіреностей перевірено. Бланки довіреностей у кількості 2 штук підлягають списанню з-під звіту за вартістю:

а) придбання (виготовлення);

б) номінальною.

Підписи членів комісії: Червоненко I.О.. Грищенко Т. П.

Підпис особи, що відповідає за реєстрацію довіреностей, Шевченко С. А.

В бухгалтерском учете списание бланков доверенностей с субсчета 209 корреспондируют со счетами учета расходов (8-й или 9-й класс). Одновременно их стоимость списывают с забалансового счета 08 по цене 1,50 грн. за 1 бланк доверенности.

В налоговом учете расходы на приобретение бланков доверенностей включают в состав валовых расходов (пп.5.2.1 Закона “О налогообложении прибыли предприятий” в редакции Закона от 22.05.1997г. № 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями (далее - Закон о налогообложении прибыли) и пересчитывают по п.5.9. Стоимость неиспользованных, испорченных или утерянных бланков доверенностей исключают из валовых расходов, отражая в графе 4 приложения К1/1 к декларации о прибыли предприятия. В случае, когда виновный работник компенсирует нанесенный ущерб, валовой доход предприятия не увеличивают. А разницу, полученную между фактическими затратами и суммой компенсации, уплаченной работником, в соответствии с Порядком № 116*********, перечисляют в бюджет.

Рассмотрим вышеизложенную информацию на примере в табл.1. Предприятие приобрело бланки доверенностей в количестве 50 штук по цене 0,24 грн. (в том числе НДС - 0,04 грн.). За отчетный период использовали 45 бланков и 5 испортил работник, ответственный за выдачу доверенностей.

№ п/п

  
Содержание операции
  
Бухгалтерский учет    Сумма, грн.

  
Налоговый учет   
дебет    кредит    ВД    ВР   
1   2    3    4    5    6    7   
Приобретены бланки доверенностей (оплата с текущего счета предприятия)  
1    Оплачены бланки доверенностей    371    311    12,00    -   10,00*   
2    Отражен налоговый кредит по НДС    641    644    2,00    -    -   
3    Оприходованы полученные от поставщика бланки    209    371    10,00    -    -   
4    Начислена сумма налогового кредита по НДС    644    371    2,00    -    -   
5    Показана стоимость приобретенных бланков доверенностей на забалансовом счете ( 1 ,50 грн. х 50 шт. )    08    -    75,00    -    -   
Приобретены бланки доверенностей ( оплата через подотчетное лицо )   
6    Выданы средства под отчет для приобретения бланков доверенностей    372    301    12,00    -    -   
7   Оприходованы бланки доверенностей    209    372    10,0    -    10,
00*   
8    Отражен налоговый кредит но НДС    641    372    2,00    -    -   
9    Указана стоимость купленных бланков доверенностей на забалансовом счете (1,50 грн. х 50 шт.)    08    -    75,00    -    -   
Списание использованных бланков доверенностей   
10    Списана стоимость использованных бланков доверенностей на основании акта на списание (45 шт. х 0,20 грн.)    91,92, 93,94 (или 80)    209    9,00    -    -   
11    Списана стоимость использованных бланков с забалансового счета (45 шт. х 1,50 грн.)    08    -    67,50    -    -   
Списание испорченных бланков доверенностей ( виновное лицо не установлено )   
12    Отнесена к расходам стоимость испорченных бланков доверенностей (5 шт. х 0,20 грн.)    947    209    1,00    -    **   
13    Уменьшена сумма налогового кредита и включена и расходы предприятия    947    641    0,20    -    -   
14    Списана с забалансового счета стоимость непорченых бланков (5 шт. х 1,50 грн. )    -    08    7,50    -    -   
15    Зачислена сумма недостачи на забалансовый счет    072    -    1,20 ***   -    -   
16    Списана сумма недостачи с забалансового счета    -    072    1,20    -    -   
Списание испорченных бланков доверенностей (виновное лицо установлено)   
17    Отражена сумма ущерба от порчи бланков доверенностей, которую должно возместить виновное лицо    375    716    1,20    -    -   
18    Указана часть суммы ущерба, которую предприятие обязано перечислить в бюджет    375    642    36,30****    -    -   
19    Виновное лицо внесло в кассу предприятия сумму нанесенного ущерба    301    375    37,50    -    -   
20    Перечислено сумму ущерба в бюджет    642    311    36,30    -    -   
21    Отражен финансовый результат

  
716    791    1,20    -    -   

  
791    947    1,20    -    -   

* С последующим перерасчетом по п. 5.9 Закона о прибыли.

** Стоимость недостающих, испорченных и т. п. бланков доверенностей в валовые расходы не попадает (исключают из запасов в графе 4 приложения К 1/1 к декларации о прибыли).

*** На забалансовом счете сумму недостачи учитывают до установления виновного лица или до окончания срока исковой давности (3 года - ст. 257 ГКУ).

**** Размер ущерба, причиненного предприятием от порчи ценностей, определяют на основании Порядка №116 - с использованием коэффициента 5, умноженного на номинальную стоимость бланков (1,50 грн.) и на количество испорченных бланков.

Расчет этого показателя следующий:

- общая сумма ущерба: (1,50 грн. х5) х 5шт. = 37,50 грн.;

- реальные убытки предприятия: 0,24 грн. х 5 шт. = 1,20 грн.;

- сумма, которую нужно перечислить в бюджет: 37,50 - 1,20 = 36,30 грн.

Подведем итог.

Согласно ст.1 Закона Украины “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине” бухгалтерский учет представляет собой процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решений. Таким образом, отпуск ТМЦ без доверенности на их получение является нарушением процесса выявления и регистрации информации о деятельности предприятия, т.е. - нарушением ведения бухгалтерского учета.

Следовательно, доверенность относится к документам, подтверждающим факт и законность осуществления хозяйственной операции - одного из факторов деятельности предприятия.

Поэтому за указанные нарушения статьей 164 КуоАП********** предусмотрена административная ответственность. Штраф составляет от 8 (136 грн.) до 15 (255 грн.) необлагаемых минимумов доходов граждан, если же нарушение повторилось на протяжении года, штраф увеличивается от 10 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан (170 - 340 грн.) Значит, чтобы избежать лишних вопросов со стороны налоговой службы, доверенность все-таки лучше выписывать. А мы надеемся, что предоставленная вашему вниманию информация найдет практическое применение в хозяйственной деятельности вашего предприятия.

Приложение 2
к постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС
от 28 декабря 1977 г. № 447/24

Типовой договор
о полной индивидуальной
материальной ответственности

В соответствии со статьей 11 Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1976 г., № 29, ст. 427), письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены предприятием, учреждением и организацией с работниками (достигшими 18-летнего возраста), занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей, если должности, занимаемые работниками или выполняемые ими работы предусмотрены в специальном перечне, утвержденном в установленном порядке.

В целях обеспечения сохранности материальных ценностей, принадлежащих

_______________________________________________________________________________________

(наименование предприятия, учреждения, организации)

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

руководитель или заместитель руководителя предприятия, учреждения, организации

_______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________ ,

(должность, фамилия, имя, отчество)

именуемый в дальнейшем “администрация”, выступая от имени предприятия, учреждения, организации, с одной стороны, и работник_________________________________________________________________

(цеха, отдела, участка, секции, склада и т, п.)

_______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

именуемый в дальнейшем “работник”, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Работник, занимающий должность_______________________________________________________

(наименование должности)

или выполняющий работу ________________________________________________________________ ,

(наименование работы)

непосредственно связанную_______________________________________________________________ ,

(с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или
применением в процессе производства переданных ему ценностей)

принимает на себя полную материальную ответственность за необеспечение сохранности вверенных ему предприятием, учреждением, организацией материальных ценностей, и в связи с изложенным обязуется:

а) бережно относиться к переданным ему для хранения или для других целей материальным ценностям предприятия, учреждения, организации и принимать меры к предотвращению ущерба;

б) своевременно сообщать администрации предприятия, учреждения, организации обо всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности вверенных ему материальных ценностей;

в) вести учет, составлять и представлять в установленном порядке товаро-денежные и другие отчеты о движении и остатках вверенных ему материальных ценностей;

г) участвовать в инвентаризации вверенных ему материальных ценностей.

2. Администрация обязуется:

а) создавать работнику условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенных ему материальных ценностей;

б) знакомить работника с действующим законодательством о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, а также с действующими инструкциями, нормативами и правилами хранения, приемки, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства переданных ему материальных ценностей;

в) проводить в установленном порядке инвентаризацию материальных ценностей.

3. В случае необеспечения по вине работника сохранности вверенных ему материальных ценностей, определение размера ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации, и его возмещение производятся в соответствии с действующим законодательством.

4. Работник не несет материальной ответственности, если ущерб причинен не по его вине.

5. Действие настоящего договора распространяется на все время работы с вверенными работнику материальными ценностями предприятия, учреждения, организации.

6. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, из которых первый находится у администрации, а второй - у работника.

Адреса сторон договора:

администрации _____________
работника__________________

Дата заключения договора   
Подписи сторон договора

администрации ___________
работника________________

Место печати   

_________________________

* Инструкция о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей, утвержденная приказом Минфина Украины от 16.05.1996 г. № 99.

** Постановление № 283 - Постановление Кабмина Украины от 19.04.1993 г. № 283.

*** Правила изготовления бланков ценных бумаг и документов строгой отчетности, утвержденные приказом Минфина Украины от 25.11.1993г. № 98, Службы безопасности Украины от 15.11.1993г. № 118, Министерства внутренних дел Украины от 24.11.1993 г. № 740.

****Приказ Минстата Украины от 11.03.1996 г. № 67 “Об утверждении типовых форм первичного учета бланков строгой отчетности”.

***** Постановление Госкомитета Совета Министров СССР по труду и соцвопросам. Секретариата ВЦСПС от 28.12.1977 г. № 447/24 “Об утверждении перечня должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми предприятием, учреждением, организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности ценностей, переданных им для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства, а также типового договора о полной индивидуальной материальной ответственности.

****** Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина Украины от 24.05.1995 г. № 88.

*******Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина Украины от 30.11.1999г. № 291.

********Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 “Запасы”, утвержденное приказом Минфина Украины от 20.10.1999 г. № 246.

********* Порядок определения размера убытков от кражи, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденный постановлением КМУот 22.01.1996 г. № 116.

**********Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984 г. № 8073-X.

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 11 (481), 14 марта 2005г.
Подписной индекс 40783



Вход в систему
Логин
Пароль 
Новый пользователь
Забыл пароль?

Стан бази
Четвер, 25.04.2024
В базi 549581 документ

 Огляд останніх надходжень
Актуальні консультації
Списання автомобіля: від «а» до «я»
Штатний розпис професійно-технічного навчального закладу за новими вимогами
Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь
Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Вакцинация работников предприятия против гриппа, или Я уколов не боюсь: если надо уколюсь!
Бланки та звітність
Податкова звiтнiсть
Фiнансова звiтнiсть
Вiдрахування у фонди
Форми документiв
Довiдковi матерiали
Ставка єдиного податку
Граничні норми добових витрат
Облiкова ставка НБУ
Iндекси iнфляцiї (2017 р.)
Розмiр мiнiмальної заробiтної плати
Розмір мінімальної пенсії
Розмiр прожиткового мiнiмуму
Розмiр податкової соцiальної пiльги.
Розмiри мiнiмального та максимального єдиного внеску для пiдприємцiв
Максимальний розмiр заробiтної плати, з якої сплачується єдиний соцiальний внесок
Кориснi посилання
Увага! важлива інформація
  21.03.2018  

Про внесення змін до Порядку проведення конкурсу з перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування
Постанова Кабінету Міністрів України N 180 від 07 лютого 2018 р.

Про внесення змін до Правил надання послуг пасажирського автомобільного транспорту
Постанова Кабінету Міністрів України N 181 від 07 лютого 2018 р.

  19.03.2018  

Про затвердження Змін до Порядку відкриття та закриття рахунків у національній валюті в органах Державної казначейської служби України
Наказ Міністерства фінансів України N 110 від 05.02.2018 р.

Про затвердження Реєстру референтних цін (цін відшкодування) на препарати інсуліну станом на 01 лютого 2018 року
Наказ Міністерства охорони здоров'я України N 453 від 07.03.2018 р.

  15.03.2018  

Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю
Закон України N 2275-VIII від 6 лютого 2018 року

[Архив новостей]

2005-2017 © ПАРУС