Документ : Ремонтно-строительные работы с позиции подрядчика: определение объема и стоимости ремонтно-строительных работ


Материал подготовлен специалистами издательства ООО "Баланс-Клуб"

Ремонтно-строительные работы с позиции подрядчика:
определение объема и стоимости
ремонтно-строительных работ

Вы наверняка заметили, уважаемые читатели, что сейчас редко встречается ремонт в чистом виде. Разве что мелкий текущий. Как правило, ремонт "переплетается" с элементами реконструкции, реставрации. Нередко недвижимость ремонтируется и параллельно достраивается, а бывает, что все перечисленные виды работ приходится выполнять одновременно.

Но все равно, если объект недвижимости каким-либо образом улучшают, без демонтажа и строительства на его месте нового, речь идет о ремонтно-строительных работах.

Прежде чем начать ремонтно-строительные работы или приступить к строительству объекта, нужно оформить необходимые документы. Однако вначале подрядчик и заказчик должны ударить по рукам, то есть договориться в принципе (приблизительные объем и виды работ, место нахождения объекта и т. п.). И только затем они переходят к процедуре оформления договора и ремонтно-строительной документации.

Определение объемов

С чего же начинается ремонт? С составления документа, фиксирующего, какие виды и объемы ремонтно-строительных работ необходимо выполнить на объекте.

Госстрой Украины разработал и довел до сведения предприятий, учреждений, организаций (приложение № 1 к письму Госстроя Украины от 26.05.99 г. № 7/469) форму для фиксирования объемов ремонтных (капитального, текущего ремонта) работ – “Дефектный акт” Заметим, что разработанный акт почти не отличается от прежней "эсэсэсэровской" формы.

Примечание. Напомним, что ранее перед выполнением капитального или текущего ремонта предприятия-заказчики составляли Дефектный акт (Акт дефектов) или Дефектную ведомость (в разных отраслях этот документ называли по-разному).

Дефектный акт на объект ремонта или ремонта с улучшением предприятие обязательно согласовывает с исполнителем работ, если ремонтно-строительные работы выполняются по договору строительного подряда - то с подрядчиком.

Дефектный акт составляется как минимум в двух экземплярах, один остается у заказчика, а другой передается подрядчику.

Если во время предварительного осмотра становится ясно, что для выполнения каких-то специальных работ (чаще всего - сантехнических, электромонтажных, вентиляционных) потребуются соответствующей квалификации специалисты и соответствующее оборудование, то есть к работам будут привлекаться специализированные предприятия, тогда Дефектный акт составляется с участием таких будущих субподрядчиков.

Приведем образец составления Дефектного акта.

ПРИМЕР 1

Руководством хлебокомбината № 1 принято решение отремонтировать фасад здания цеха, выходящий на улицу в центральной части города. По предварительной договоренности

ремонтные работы будет выполнять СМУ-1 треста "Промстрой".

Для составления Дефектного акта приказом по предприятию назначена комиссия, куда вошли:

- инженер технической службы Бабенко А. А.,

- зам. директора по общим вопросам Витренко П. П.,

- зам. директора по финансам Василенко М. М.

В состав комиссии включен также представитель предприятия-подрядчика.

УТВЕРЖДАЮ Гордиенко В.В.
"16" аперля 200 4 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к письму Госстроя Украины
от 26.05.99 г. " 7/469

Дефектный акт

На Ремонт фасада цеха № 1

Составлен на основании: Осмотра, замеров

Особые условия:

Объемы выполненных работ


п/п  
Наименование работ и затрат   Единица измерения   Количест-
во  
Приме-
чание  
1   2   3   4   5  
1.   Покраска ранее окрашенного фасада казеиновыми смесями   100 кв. м   3,5     
2.   Меловая защита стекла при покраске фасадов   100 кв. м остекления   0,04     
3.   Замена отдельных железобетонных ступеней   100 м ступеней   0,12     
4.   Удаление битого стекла из деревянных рам   100 кв. м остекления   0,12     
5.   ... и т. д.           

Составил Инженер техн. Службы (Бабенко)
(должность, подпись)
  

Проверил Зам, директора по общим вопросам (Витренко)
(должность, подпись)  

Дефектный акт согласован:

Заказчик Зам, директора по финансам (Василенко)
(должность, подпись)  

Исполнитель работ Прораб СМУ-1 (Денисенко)
(должность, подпись)  

Получение разрешения

Для проведения текущего ремонта строений (зданий) и сооружений не нужно получать разрешение (разд. 4 Положения № 273).

Для капитального ремонта или ремонта, совмещенного с реконструкцией (достройкой), требуется разрешение местных органов власти, полученное в установленном порядке. Кроме того, подрядчик сможет приступить к таким работам только при наличии разрешения на выполнение строительных работ (о порядке и условиях предоставления такого разрешения см. Положение № 273).

Заключение договора

Хозяйственные договоры заключаются по правилам, установленным Гражданским кодексом, однако с учетом особенностей, которые предусмотрены Хозяйственным кодексом и другими нормативно-правовыми актами для отдельных видов договоров (ч. 7 ст. 179 ХК).

При заключении договора на проведение ремонтно-строительных работ стороны должны руководствоваться нормами гл. 20 "Хозяйственные договоры" и гл. 21 "Цены и ценообразование в сфере хозяйствования" ХК.

Напоминаем, что в марте 2004 года редакцией выпущено методическое пособие "Хозяйственные договоры в свете нового законодательства", в котором рассмотрены вопросы заключения договоров подряда, в том числе строительного подряда.

Внимание, подрядчики! Если договором строительного подряда не предусмотрены предварительная оплата выполненной работы или ее отдельных этапов либо выплата аванса, заказчик обязан рассчитаться с подрядчиком только после окончательной сдачи объекта выполнения работ (ч. 5 и 6 ст. 321 ХК). И если с заказчиком негосударственной формы собственности в такой ситуации можно договориться об авансе, то при выполнении работ за счет бюджетных средств это вряд ли вам удастся.

Определение цены (стоимости)

В договоре строительного подряда в обязательном порядке указывают вид цены, предусмотренной сторонами договора (Положение № 9).

В настоящее время в строительстве применяются твердые, динамичные и периодичные цены.

Письмом № 437 (опубликовано в настоящем тематическом блоке) Госстрой Украины разъяснил порядок заключения и исполнения договоров в строительстве. Так, согласно законодательству цена договора может быть твердой и приблизительной.

Внимание, подрядчики! Если в договоре не указан вид цены, то цена считается твердой договорной. Твердая цена, как правило, не изменяется. Все превышающие ее расходы несет подрядчик.

В случае проведения ремонтно-строительных работ используют динамичные или периодичные договорные цены.

Динамичные договорные цены, могут уточняться в течение всего периода выполнения работ (как правило, в сторону увеличения). Именно по этой причине они привлекательны для предприятий-подрядчиков.

Периодичные договорные цены используют подрядчики, заключившие договоры на проведение ремонтно-строительных работ с крупными предприятиями. В договоре устанавливается твердая цена на определенный период, которая затем, при продлении договора или при заключении нового, уточняется.

Пример из практики. Строительное предприятие в течение 6 лет выполняет ремонтно-строительные работы для металлургического завода. Срок договора, заключенного 6 лет назад, ежегодно продлевается. Для расчетов стороны используют периодичные договорные цены.

Внимание, подрядчики! Чтобы избежать недоразумений с заказчиком, в договоре следует указать не только вид договорной цены, но также порядок и сроки ее уточнения.

Цена в строительстве определяется нормативным методом в соответствии с Правилами № 174, то есть договорная цена формируется согласно сметной стоимости работ, подлежащих выполнению.

Составление сметы
(определение сметной стоимости)

Для определения сметной стоимости ремонтно-строительных работ в Украине применяются государственные строительные нормы (ниже аббревиатура приведена на украинском языке):

ДБН Д.1.1-1-2000 (с учетом приложения № 3) – при ремонтных работах на стройках (объектах) промышленного и другого назначения, с учетом соответствующих отраслевых и технологических особенностей;

ДБН Д.2.4-2000 - ресурсные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы (РЕКНр), на основании которых определяется потребность в тех или иных ресурсах, необходимых для ремонта жилья, объектов социальной сферы и коммунального назначения и благоустройства;

ДБН Д.2.5-2001 - при ремонтно-реставрационных работах (РЕКНрв).

Внимание, подрядчики! Указанные нормы являются обязательными при осуществлении ремонтно-строительных работ с привлечением бюджетных средств или средств предприятий, учреждений и организаций государственной собственности.

Для работ, выполняемых за счет других источников финансирования, названные нормы носят рекомендательный характер.

Однако! Сегодня любой заказчик (в том числе негосударственной формы собственности) скрупулезно подходит к определению цены заказа (стоимости) ремонтно-строительных работ. Кроме того, следует учитывать и тот факт, что заказчики имеют возможность выбирать подрядчика, а значит - диктовать ему свои условия.

Поэтому на практике для обоснования договорной цены и для заказчиков коммерческих предприятий, а зачастую и для заказчиков - физических лиц подрядчики также применяют заложенные в ДБН нормы ценообразования.

Других норм сегодня в Украине просто нет!

РЕКНр также используются не только для расчетов за выполненную работу, но и для определения потребностей в ресурсах:

- трудовых;

- материальных (строительные материалы, детали, конструкции);

- технических (потребность в машинах, механизмах, оборудовании и т. п.).

Таким образом, подрядчики могут формировать стоимость строительных или ремонтно-строительных работ (за исключением отдельных единичных случаев) с использованием государственных строительных норм.

К локальным сметам составляются ведомости ресурсов:

1. Затраты труда.

2. Строительные машины и механизмы.

3. Строительные материалы, изделия и конструкции.

Теперь ответим на прямой вопрос читателя:

- Какой размер ежемесячной заработной платы может учитываться при формировании договорных цен по объектам, финансирование которых осуществляется за счет бюджета и средств предприятий государственной собственности?

Уровень среднемесячной заработной платы на одного работника определяется по согласованию с заказчиком и указывается в строительном контракте. Если финансирование поступает из бюджета, среднемесячная заработная плата рассчитывается с учетом среднего по строительству уровня заработной платы на одного работника в режиме полной занятости на определенный период.

Данные об уровне заработной платы строительным предприятиям сообщает Госстрой Украины. Так, согласно Письму № 323 (опубликовано в настоящем тематическом блоке) обоснованный уровень среднемесячной заработной платы по состоянию на 1 января 2004 года расчетно составил 800 грн., что соответствует среднему разряду сложности работ в строительстве - 3,8. Усредненная стоимость человеко-часа по разрядам работ также рассчитывается Госстроем Украины - на 2004 год такие показатели указаны в Письме № 366.

При расчетах между заказчиком и подрядчиком за выполненные работы заработная плата в составе прямых затрат рассчитывается исходя из нормативных трудовых затрат, предусмотренных для выполнения данного объема работ, и стоимости человеко-часа, соответствующей:

- среднему нормативному разряду этих работ для звена рабочих-строителей и монтажников;

- среднему нормативному разряду звена рабочих, занятых управлением и обслуживанием строительных машин и механизмов.

Перечень документов

1. Закон о налоговой службе - Закон Украины от 04.12.90 г. № 509-XII "О государственной налоговой службе в Украине" в редакции Закона Украины от 24.12.93 г. № 3813-XII, с изменениями.

2. ХК - Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.03 г. № 436-IV.

3. Приказ № 145 - приказ Министерства статистики Украины от 22.05.96 г. № 145 "Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов".

4. Приказ № 193 - приказ Министерства статистики Украины от 21.06.96 г. № 193 "Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по учету сырья и материалов".

5. Положение № 9 - Положение о подрядных контрактах в строительстве Украины, утвержденное протоколом Научно-технического совета Министерства Украины по делам строительства и архитектуры от 15.12.93 г. № 9.

6. Положение № 273 - Положение о порядке предоставления разрешения на выполнение строительных работ, утвержденное приказом Государственного комитета по строительству, архитектуре и жилищной политике Украины от 05.12.2000 г. № 273.

7. Правила № 174 - Правила определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000, утвержденные приказом Госстроя Украины от 27.08.2000 г. № 174, с изменениями.

8. Письмо № 437 - письмо Государственного комитета по строительству и архитектуре Украины от 15.04.04 г. № 8/8-437.

9. Письмо № 323 - письмо Государственного комитета по строительству и архитектуре Украины от 24.03.04 г. № 7/8-323.

10. Письмо № 366 - письмо Государственного комитета по строительству и архитектуре Украины от 31.03.04 г. № 7/8-366.

Людмила Шевченкова,
бухгалтер-эксперт “Баланс-Клуб”

Материал получен из еженедельника "Баланс"
№ 23 , (08.06.2004), стр.64



Вход в систему
Логин
Пароль 
Новый пользователь
Забыл пароль?

Стан бази
Четвер, 02.05.2024
В базi 549581 документ

 Огляд останніх надходжень
Актуальні консультації
Списання автомобіля: від «а» до «я»
Штатний розпис професійно-технічного навчального закладу за новими вимогами
Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь
Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Вакцинация работников предприятия против гриппа, или Я уколов не боюсь: если надо уколюсь!
Бланки та звітність
Податкова звiтнiсть
Фiнансова звiтнiсть
Вiдрахування у фонди
Форми документiв
Довiдковi матерiали
Ставка єдиного податку
Граничні норми добових витрат
Облiкова ставка НБУ
Iндекси iнфляцiї (2017 р.)
Розмiр мiнiмальної заробiтної плати
Розмір мінімальної пенсії
Розмiр прожиткового мiнiмуму
Розмiр податкової соцiальної пiльги.
Розмiри мiнiмального та максимального єдиного внеску для пiдприємцiв
Максимальний розмiр заробiтної плати, з якої сплачується єдиний соцiальний внесок
Кориснi посилання
Увага! важлива інформація
  21.03.2018  

Про внесення змін до Порядку проведення конкурсу з перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування
Постанова Кабінету Міністрів України N 180 від 07 лютого 2018 р.

Про внесення змін до Правил надання послуг пасажирського автомобільного транспорту
Постанова Кабінету Міністрів України N 181 від 07 лютого 2018 р.

  19.03.2018  

Про затвердження Змін до Порядку відкриття та закриття рахунків у національній валюті в органах Державної казначейської служби України
Наказ Міністерства фінансів України N 110 від 05.02.2018 р.

Про затвердження Реєстру референтних цін (цін відшкодування) на препарати інсуліну станом на 01 лютого 2018 року
Наказ Міністерства охорони здоров'я України N 453 від 07.03.2018 р.

  15.03.2018  

Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю
Закон України N 2275-VIII від 6 лютого 2018 року

[Архив новостей]

2005-2017 © ПАРУС