Документ : Учет посуды в общепите (покупка, бой)


Учет посуды в общепите (покупка, бой)

Когда вам случается заглянуть в кафе или ресторан, вы могли наблюдать, как зазевавшийся официант или подвыпивший посетитель нечаянно разбивал посуду. И хотя говорят, что посуда бьется на счастье, бухгалтеру это сулит дополнительные хлопоты - бой посуды ему надо правильно отразить в учете. Уверены, наша статья, в которой рассмотрен как учет битой посуды, так и аспекты ее приобретения и эксплуатации, облегчит ваш труд, уважаемые читатели.

Предприятие общественного питания (ОП) самостоятельно решает, какую посуду ему приобретать. Однако п. 9.1 Санитарных правил указывает на то, что все предприятия ОП должны быть укомплектованы оборудованием и предметами материально-технического оснащения в соответствии с действующими нормами. Такие нормы утверждены приказом № 38. И хотя они носят необязательный характер, доли полезности, присущей им, не отнять. Так что бухгалтеру, работающему в сфере общепита, познакомиться с ними стоит. Мы же перейдем непосредственно к учету.

Налоговый учет

До 1 июля этого года приобретенную посуду в зависимости от срока ее эксплуатации (менее или более года) либо учитывали как МБП, либо включали в состав основных фондов (далее - ОФ). Порой это выглядело абсурдным. Взять хотя бы столовые приборы: как ни крути, по нормам Закона о прибыли это были ОФ. Ведь срок их службы превышает 365 дней. Вот и приходилось амортизировать их бесконечно (благодаря чудному механизму и нормам налоговой амортизации).

После названной даты вступил в силу Закон № 1957, который серьезно подкорректировал налоговый учет ОФ. Теперь ОФ - это материальные ценности, предназначенные для использования в хозяйственной деятельности налогоплательщика более 365 дней, стоимостью свыше 1000 грн. А это значит, что все кастрюли, ножи, вилки, тарелки, чашки, стаканы - МБП. Поэтому, купив посуду, вписывающуюся в установленные рамки, вы относите ее стоимость на валовые расходы и до передачи в эксплуатацию пересчитываете по п. 5.9 Закона о прибыли.

Ну а если вам вздумается купить набор столовых приборов из серебра или кастрюльку Zepter; то их стоимость и срок службы безоговорочно свидетельствуют о том, что им прямая дорога в ОФ. Стоимость дорогостоящей кухонной утвари, срок службы которой больше года, увеличит III группу ОФ и со следующего отчетного квартала будет амортизироваться.

НДС, уплаченный при приобретении посуды, включают в состав налогового кредита на основании пп. 7.4.1 Закона о НДС (если, конечно, ваше предприятие - плательщик этого налога).

Бухгалтерский учет

Тут дела обстоят иначе. П(С)БУ 7 "Основные средства" относит к основным средствам "материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства или поставки товара.., ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года (или операционного цикла, если он больше года)". Как видите, стоимостного критерия здесь нет. В то же время давайте вспомним о малоценных необоротных материальных активах. Именно по ним предприятия могут устанавливать стоимостный барьер. Правда, на каждом предприятии он разный. Кто-то 500 грн. зафиксировал, а кто и 1000. Поэтому посуду-"долгосрочку", выходящую за гривневый предел, придется в бухучете отражать как основные средства (субсчет 109), вписывающуюся в него - как малоценную необоротку (субсчет 112).

Всю остальную кухонную утварь, "жизненный цикл" которой менее года, нужно отражать на счете 22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы"*. Передавая посуду в эксплуатацию в торговый зал, учетную стоимость надо списать на счет 93 "Расходы на сбыт", на кухню - на счет 91 "Общепроизводственные расходы". По местам эксплуатации посуды нужно организовать оперативный количественный учет. Стоимость столовой посуды и приборов заносят в Журнал учета столовой посуды и приборов, выдаваемый под отчет работникам предприятия (форма утверждена приказом № 201). Этот журнал ведет лицо, ответственное за сохранность столовой посуды и приборов (заместитель директора, официант и т. д.).

Как только посуда придет в негодность, ее нужно списать. Для этого создают комиссию, в которую входят материально ответственное лицо, бухгалтер и представитель администрации, и составляют акт о списании посуды в связи с невозможностью ее дальнейшего использования в хозяйственной деятельности. Списанную посуду уничтожают в присутствии членов комиссии.

Если разбилось...

Прежде всего о документальном оформлении. Всякого рода недоразумения, произошедшие с посудой и столовыми приборами, оформляют Актом на бой, лом и утрату посуды и приборов (форма утверждена приказом № 201). Его составляет комиссия, куда входят:

- представитель администрации;

- материально ответственное лицо;

- посетитель (либо работник), по чьей вине разбилась посуда.

Акт составляют в 2-х экземплярах, один передают в бухгалтерию, другой - материально ответственному лицу. В нем перечисляют отдельно предметы столовой посуды и приборов, пришедших в негодность в процессе пользования ими (бой, лом и т. д.), и отдельно утраченные (недостающие) предметы. Пример заполнения такого акта см. ниже.

Предприятие ООО "Лагуна"   Специализированная форма № 17-Опит
Утверждена приказом Минторга СССР
от 20 августа 1986 г. № 201  

Акт № 7
на бой, лом и утрату посуды и приборов за 9 июля 2004 г.

Наименование посуды и приборов, единицы измерения   Ед. изм.   Количество боя   Цена, грн.   Сумма, грн.   Обстоятельства боя. Виновные лица  
Тарелка десертная   Шт.   2   10,80   21,60   Небрежность посетителя
Иванова А. А.  
Итого:   2   X   21,60  

Решение: возмещение стоимости разбитой посуды возложить на Иванова А. А. Перечисленная в акте посуда в количестве 2 шт. уничтожена в нашем присутствии.

Администратор зала И. А. Пономаренко

Официант Н. А. Федоренко

Виновное лицо А. А. Иванов

Бой в налоговом учете...

По вине работника. Предприятие может удержать стоимость разбитой посуды из зарплаты того, кто разбил посуду, или он сам внесет ее стоимость в кассу предприятия.

При получении суммы возмещения стоимости разбитой посуды ее отражают в составе валовых доходов на основании пп. 4.1.6 Закона о прибыли. Валовые расходы и налоговый кредит корректировать не нужно, ведь посуда была передана в эксплуатацию и списана с баланса. Закон о прибыли не предусматривает корректировки валовых расходов, если ранее списанные на расходы и переданные в использование МБП по каким-то причинам "вышли из строя".

А теперь на примере рассмотрим бухгалтерский учет такой операции.

Пример 1.

Официант разбил пирожковые тарелки на сумму 21,60 грн. Составлен акт боя.

Вариант А. Работник вносит стоимость разбитой посуды в кассу предприятия.

Вариант Б. Согласно заявлению работника стоимость разбитой им посуды удержана из его заработной платы.

Бухгалтерский и налоговый учет этих операций приведен в таблице 1.

Таблица 1

№ п/п   Содержание операции   Корреспонденция счетов   Сумма, грн.   Налоговый учет  
Дт   Кт   ВД   ВР  
Вариант А  
1   Отражена задолженность по возмещению ущерба   375   716   21,60   -   -  
2   Возмещен ущерб за бой посуды   301   375   21, 60   21,60   -  
3   Списан на финансовый результат доход от ранее списанных активов   716   791   21,60   -   -  
Вариант Б  
4   Отражена задолженность по возмещению ущерба   375   716   21,60   21,60   -  
5   Удержан из зарплаты ущерб за бой посуды   661   375   21,60   -   -  
6   Списан на финансовый результат доход от ранее списанных активов   716   791   21,60   -   -  

Перейдем к ситуации, когда посуду разбил посетитель. В принципе, можно махнуть рукой и сказать: "Да Бог с ними, с этими стаканами!" И, между прочим, некоторые кафе, бары, рестораны так и поступают. Если вы - бухгалтер такого предприятия ОП, то дальше вам нашу консультацию читать не нужно: в учете у вас ничего не изменится.

Ну а остальным наше повествование будет интересным. ГК по атоллу поводу в своей статье 1166 гласит: "...имущественный вред, нанесенный неправомерными решениями,

действиями или бездействием личным неимущественным правам физического или юридического лица, а также вред, нанесенный имуществу физического или юридического лица, возмещается в полном объеме лицом, которое его нанесло". И не смотрите на то, что набанкетившийся клиент с трудом узнает себя в зеркале, ведь он (она) сам довел себя до такого состояния. И потому вред, нанесенный вашему предприятию, он (она) будет возмещать на общих основаниях (ст. 1186 ГК).

В налоговом учете полученное возмещение стоимости битой посуды отражают в составе валовых доходов (пп. 4.1.6 Закона о прибыли). Валовые расходы и налоговый кредит, отраженные ранее, не корректируют. Это все показано на примере 2.

Пример 2.

В апреле 2004 года кафе приобрело 15 десертных тарелок на сумму 162 грн., в т. ч. НДС - 27 грн. В том же месяце их передали в эксплуатацию.

В июле того же года посетитель разбил 2 десертные тарелки. Был составлен акт боя и получена компенсация 30 грн.

Бухгалтеру надо сделать в учете такие записи (см. таблицу 2).

Таблица 2

№ п/п   Содержание операции   Корреспонденция счетов   Сумма, грн.   Налоговый учет  
Дт   Кт   ВД   ВР  
1   Возмещен ущерб за бой посуды   301   716   30   30   -  
2   Списан на финансовый результат доход от возмещения понесенных убытков   716   791   30   -   -  

И в заключение несколько слов о том, как действовать, если виновные не найдены. Спокойствие, только спокойствие! Составьте акт боя, утраты посуды, на его основании спишите ее с количественного учета. Поскольку посуду списали еще при передаче в эксплуатацию, в бухгалтерском и налоговом учете все останется без изменений. И пусть ваше счастье не зависит от разбитой посуды!

---------------------------------------

* Если же ваше предприятие использует также и одноразовую посуду, то она пройдет в бухучете как прочие материалы (субсчет 209).

Список использованных нормативно-правовых актов:

1. ГК - Гражданский кодекс Украины от 16.01.03 г. № 435-IV.

2. Закон № 1957 - Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 01.07.04 г. № 1957-IV.

3. Закон о НДС- Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г № 168/97-ВР.

4. Закон о прибыли - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

5. Санитарные правила - Санитарные правила для предприятий общественного питания, включая кондитерские цехи и предприятия, вырабатывающие мягкое мороженое, утвержденные Министерством здравоохранения СССР и Минторга СССР от 19.03.91 г.

6. Приказ № 38 - приказ Министерства торговли СССР от 09.02.73 г. № 38 "Об утверждении норм оснащения предприятий общественного питания посудой, столовыми приборами, мебелью и кухонным инвентарем".

7. Приказ № 201 - приказ Минторга СССР от 20.08.86 г. № 201 "Об утверждении Форм первичной учетной документации в торговле и общественном питании".

“Все о бухгалтерском учете”, № 86 (997), 16 сентября 2004 г.



Вход в систему
Логин
Пароль 
Новый пользователь
Забыл пароль?

Стан бази
Субота, 20.04.2024
В базi 549581 документ

 Огляд останніх надходжень
Актуальні консультації
Списання автомобіля: від «а» до «я»
Штатний розпис професійно-технічного навчального закладу за новими вимогами
Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь
Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Вакцинация работников предприятия против гриппа, или Я уколов не боюсь: если надо уколюсь!
Бланки та звітність
Податкова звiтнiсть
Фiнансова звiтнiсть
Вiдрахування у фонди
Форми документiв
Довiдковi матерiали
Ставка єдиного податку
Граничні норми добових витрат
Облiкова ставка НБУ
Iндекси iнфляцiї (2017 р.)
Розмiр мiнiмальної заробiтної плати
Розмір мінімальної пенсії
Розмiр прожиткового мiнiмуму
Розмiр податкової соцiальної пiльги.
Розмiри мiнiмального та максимального єдиного внеску для пiдприємцiв
Максимальний розмiр заробiтної плати, з якої сплачується єдиний соцiальний внесок
Кориснi посилання
Увага! важлива інформація
  21.03.2018  

Про внесення змін до Порядку проведення конкурсу з перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування
Постанова Кабінету Міністрів України N 180 від 07 лютого 2018 р.

Про внесення змін до Правил надання послуг пасажирського автомобільного транспорту
Постанова Кабінету Міністрів України N 181 від 07 лютого 2018 р.

  19.03.2018  

Про затвердження Змін до Порядку відкриття та закриття рахунків у національній валюті в органах Державної казначейської служби України
Наказ Міністерства фінансів України N 110 від 05.02.2018 р.

Про затвердження Реєстру референтних цін (цін відшкодування) на препарати інсуліну станом на 01 лютого 2018 року
Наказ Міністерства охорони здоров'я України N 453 від 07.03.2018 р.

  15.03.2018  

Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю
Закон України N 2275-VIII від 6 лютого 2018 року

[Архив новостей]

2005-2017 © ПАРУС