Документ : Отчет по форме № 1 - ПП (о суммах полученных льгот)
Отчет по форме № 1 - ПП (о суммах полученных льгот)
ВОПРОС: Расскажите подробно о порядке заполнения и подаче отчета по форме № 1 -ПП.
ОТВЕТ: Немного об истории введения формы № 1-ПП государственной статистической отчетности “О суммах полученных льгот в разрезе некоторых видов налогов и льгот по каждому налогу”.
Обязательная финансовая отчетность предприятий о полученных налоговых льготах (форма № 1-ПП) была введена во исполнение Постановления Верховной Рады Украины от 12.07.1996 г. № 327 “О структуре бюджетной классификации” и утверждена приказом Министерства статистики Украины от 23.12.1996 г. № 376 .
Распоряжением Налоговой администрации от 23.01.1997 г. № 13-р “О введении отчетности по получению льгот по налогообложению”, начиная с отчета за I кв. 1997 г. была введена подача налогоплательщиками государственной статистической отчетности по форме № 1-ПП в разрезе отдельных видов налогов и сборов.
Несмотря на то, что статистическую отчетность может требовать только Госкомстат, ГНАУ в письме от 09.11.2001 г. № 339/2/10-1010 настаивает на подаче ей формы № 1-ПП, утверждая, что по закону она имеет право требовать статистическую отчетность. Однако в Законе о государственной налоговой службе отсутствует какое-либо упоминание об этом.
Налоговики имеют право получать от органов статистики данные, необходимые для использования их в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности. Таким образом, статистическую отчетность по ф. № 1-ПП, как и любую другую статистическую отчетность, по закону нужно подавать органам статистики, а налоговая служба может получать ее от них, но в любом случае статистическую отчетность не подают в налоговые органы.
Закона, который бы предусматривал право ГНАУ на статистическую отчетность, нет.
Более того, согласно ч. 1 ст. 5 Закона о госстатистике, вмешательство каких-либо органов государственной власти (в т.ч. ГНАУ) и органов местного самоуправления в государственную статистическую деятельность, в частности по вопросам содержания статистической информации, выбора источников ее получения, статистической методологии, форм и сроков сбора и распространения данных статистических наблюдений и т. п., с 1 января 2001 года запрещено.
Согласно предыдущей редакции Закона о госстатистике, действительно, кроме органов государственной статистики, могли заниматься государственной статистикой также министерства и ведомства Украины (в том числе и ГНАУ), однако с 1 января 2001 года все органы государственной власти и управления лишены права на занятие государственной статистикой.
Это - монополия органов государственной статистики, и подавать статистическую отчетность в другие органы излишне.
За неподачу статистической отчетности налоговым органам штрафные санкции не налагаются, ведь в соответствии со ст. 186-3 КУоАП, карается только не подача органам государственной статистики данных для проведения государственных статистических наблюдений. А ГНАУ к таким органам не относится.
Кроме того, отчет № 1-ПП нельзя приравнивать к налоговым декларациям по п. 1.11 Закона№ 2181, потому что он не дает информации о начислении и уплате налогов, а лишь сообщает о суммах неуплаченных налогов вследствие полученных льгот.
Из всего вышеперечисленного важным является то, что за неподачу или несвоевременную подачу Отчета о суммах полученных льгот штрафы по пп.17.1.1 Закона № 2181 применяться не могут.
Рассмотрев историю и юридическо - правовые коллизии, связанные с этой отчетностью, перейдём к заполнению формы № 1-ПП.
Для составления отчета необходимо пользоваться “Довідником пільг, наданих чинним законодавством юридичним особам”, который можно посмотреть в “своей” ГНАУ или в правовой базе в Интернете. Даже пользуясь льготой в предыдущем периоде и зная её коды в прошлом квартале, необходимо перед сдачей очередного отчета сверить код льготы, т.к. справочник льгот обновляется ежеквартально!
Все предприятия, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, рассчитывают размеры фактически полученных льгот по налогообложению в разрезе видов налогов и льгот по каждому налогу отдельно. Отчет заполняется только по тем видам налогов и сборов и других обязательных платежей, по которым действующим налоговым законодательством предприятию предусмотрена льгота.
Субъекты предпринимательской деятельности, которые не пользуются льготами, с начала года подают отчет с записью “Пільгами не користувався” во 2-й графе “Наименование налога, сбора и другого обязательного платежа”.
В графе 1 “Код налога” проставляется код бюджетной классификации налога (КЕКД), как при заполнении в платежном поручении.
В графе 2 “Наименование налога” пишется название налога, по которому субъект предпринимательской деятельности пользуется льготой.
Для правильного заполнения граф 3,4 и 5 рассмотрим вначале заполнение графы 7 “Код льготы”, в которую заносятся по каждому налогу, сбору и другому обязательному платежу реквизиты Классификации доходов и расходов Государственного и местных бюджетов Украины, утверждаемой Министерством финансов Украины. Этот код состоит из 8 (восьми) цифр.
В графах 3,4,5 “Реквизиты бюджетной классификации (глава, раздел, параграф)” заносятся по каждому налогу, сбору и другому обязательному платежу реквизиты следующим образом: в гр.3 - проставляются первые 4 цифры кода льготы из гр.7; в гр.4 - следующие 2 цифры кода льготы из гр.7; в гр.5 - последние 2 цифры кода льготы из той же графы 7.
Для заполнения графы 8 отчета “Сумма налога, не уплаченного в связи с получением льготы ” предприятием составляется расчет не внесенных в бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей согласно утвержденным формам деклараций, расчетов и справок, установленным действующими законодательными или нормативными актами по каждому виду платежа.
В графе отчета 9 “в т.ч. сумма налога, не уплаченного в Госбюджет” проставляется часть суммы платежа из гр.8, которая, согласно нормативам разделения данного платежа между бюджетами, утвержденными Верховной Радой Украины, должна была поступить в Госбюджет Украины.
Графы 10 и 11 отчета “Срок пользования льготами в отчетном периоде (даты начала и конца)” заполняются в цифровом выражении (число, месяц). Нелишне будет уточнить - действовала ли льгота в прошедшем (отчетном) квартале.
Форма № 1-ПП является квартальным и годовым отчетом и подается не позднее 25 числа после отчетного квартала, а за год - до 20 февраля.
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 30 (447), 26 июля 2004г. Подписной индекс 40783
|