Документ : Как предприятию возмещать расходы пенсионного фонда украины по выплате льготных пенсий


Как предприятию возмещать расходы
пенсионного фонда Украины
по выплате льготных пенсий

Вот уже более 4 месяцев в стране действует Закон Украины от 09.07.2003 г. №1058-IV “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” (далее - Закон № 1058). Он принес много новшеств в жизнь как субъектов хозяйствования, так и простых граждан. Изменения коснулись и механизма компенсации Пенсионному фонду затрат на выплату и доставку льготных пенсий.

Так, с 01.01.2004 г. предприятия, условия работы на которых аттестованы по Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, начали возмещать Пенсионному фонду средства на выплату и доставку льготной пенсии в размере 20%, если стаж работы на этом предприятии учтен для определения права на такую льготную пенсию. До вступления в силу Закона № 1058 выплата и финансирование льготной пенсии лицам, получившим право на нее согласно Списку № 1, производились исключительно из средств Пенсионного фонда.

Что такое льготная пенсия, знает любой бухгалтер, а вот чем отличаются пенсионные льготы по спискам № 1 и № 2 и как работодатель финансирует льготную пенсию, знает не каждый.

Кратко можно сказать, что льготные условия выхода на пенсию состоят в том, что пенсионный возраст работника и соответственно его право на получение пенсии начинается несколько раньше, чем при общепринятых 60 годах у мужчин и 55 - у женщин.

На первый взгляд, рассматриваемый в статье вопрос может показаться узко специфическим, но все меняется и может так случиться, что вашим местом работы, дорогой читатель, станет предприятие, где условия работы аттестуются по спискам № 1, № 2 или на других условиях.

На сегодняшний день основным законом, регламентирующим пенсионное страхование в Украине, является Закон № 1058, согласно ст. 5 которого принятые ранее Закон Украины от 05.11.1991г. № 1788-XII “О пенсионном обеспечении” (далее - Закон № 1788) и Закон Украины от 26.06.1997 г. № 400/97-ВР “О сборе на общеобязательное государственное пенсионное страхование” (далее - Закон № 400) продолжают действовать в рамках, не противоречащих данному Закону. Так, в “Заключительных положениях” Закона № 1058 говорится о том, что право на получение льготной пенсии устанавливается согласно Закону № 1788.

Один из основных пунктов для определения этого права состоит в том, что работник должен иметь определенный стаж при занятости полный рабочий день, на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (по списку № 1), и/или - на работах, с вредными и тяжелыми условиями труда (по списку № 2). Эти списки утверждены Постановлением КМУ от 16.01.2003 г. № 36 “Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях”. Список № 1 состоит из 24 основных разделов, а список №2 - из 34 разделов. Существуют также некоторые категории работ, не включенных в списки, определенный стаж работы на которых позволяет иметь льготную пенсию.

Обязательным условием для получения права на льготную пенсию для всех вышеперечисленных категорий работ является аттестация рабочих мест, которая проводится в соответствии с Постановлением КМУ от 01.08.1992 г. № 442 “О Порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда”.

Контроль за правильностью применения списков по льготному пенсионному обеспечению и качеством проведения аттестации рабочих мест на предприятиях и в организациях, подготовкой предложений относительно совершенствования данных списков возлагается на органы Государственной экспертизы условий труда.

Остановимся более подробно на ст.ст. 13,14 Закона № 1058, четко разъясняющих, какой стаж должен иметь работник при разных условиях вредности и тяжести работ для получения права на льготную пенсию. Кроме стажа, обязательными остаются условия занятости полный рабочий день на таких вредных работах и соответствующая аттестация рабочих мест. На получение права иметь пенсионные льготы при работе с вредными условиями труда не влияет последнее место работы данного лица, так как в расчет необходимого стажа для такой льготы берется именно стаж работы на вредных для здоровья производствах.

Так, право на пенсионную льготу, при обязательном соблюдении вышеуказанных условий, имеют работники:

1) согласно пункту “а” ст.13 Закона № 1788, по списку № 1:

- мужчины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на отмеченных работах;

- женщины - по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет и 6 месяцев на отмеченных работах”.

Если у работников стаж работы на особо вредных условиях больше половины необходимого, то есть более 5 лет - у мужчин и более 3 лет и 8 месяцев - у женщин, тогда пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 12 этого Закона, в следующем порядке:

- на 1 год за каждый полный год такой работы - мужчинам;

- на 1 год и 4 месяца - женщинам;

2) согласно пункту “б” ст.13 Закона № 1788, по списку № 2:

- мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на отмеченных, работах;

- женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на отмеченных работах”.

Если у работников стаж работы на вредных условиях больше половины необходимого, то есть более 6 лет и 3 месяцев у мужчин и более 5 лет у женщин, то пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 12 этого Закона, в следующем порядке:

- на 1 год за каждые полные 2 года и 6 месяцев такой работы - мужчинам;

- на 1 год за каждые полные 2 года - женщинам.

Пример. Одна женщина имеет стаж 4 года, а другая - 8 лет на работах по раскатке и сортировке бумаги (Список № 2). При общем стаже как первой, так и второй женщины 25 лет, на первую льгота не распространяется и она будет получать пенсию с 55 лет, а другая - отработавшая 8 лет, будет получать пенсию в 51 год.

Статья 13 включает также перечень некоторых категорий работников (пункты “в” - “з”), не включенных в списки № 1 и № 2, но также имеющих право на льготную пенсию:

- трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции;

- женщины-представители некоторых с/х профессий;

- работницы текстильного производства;

- водители городского пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) и большегрузных автомобилей, занятых в технологическом процессе тяжелых и вредных производств, и др.

Более подробно условия получения прав на льготную пенсию вышеуказанных работников (пункты “в” - “з” ст.13 Закона № 1788) приведены в этом Законе.

Работникам других производств, профессий и должностей досрочные пенсии в зависимости от условий труда (но не ранее достижения 55 лет - мужчинами и 50 лет - женщинами) могут устанавливаться по результатам аттестации рабочих мест.

Согласно ст. 14 Закона № 1788 право на льготную пенсию независимо от возраста имеют лица, которые были непосредственно заняты полный рабочий день на подземных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников, и в металлургии - по списку работ и профессий, утверждаемому КМУ, если они были заняты на этих работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий на этих работах: рабочие очистительного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горнодобывающих машин, сталевары, горновые, валяльщики горячего проката, обработчики поверхностных дефектов металла (огневым средством вручную) на горячих участках и некоторых других профессий - при условии, что они были заняты на этих работах не менее 20 лет. Такой же порядок пенсионного обеспечения распространяется и на работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных работах (включая личный состав горноспасательных частей) на шахтах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, которые реструктуризируются или находятся в стадии ликвидации, но не более 2 лет.

Если соблюдены вышеуказанные условия стажа, то работник получает пенсию независимо от его возраста. Если же стажа на подземных работах недостаточно для необходимого норматива по списку № 1, т.е. менее 10 лет - у мужчин и менее 7 лет 6 месяцев - у женщин, то общепринятый пенсионный возраст уменьшается на 1 год за каждый полный год подземных работ.

Все вышеизложенное дает представление о том, кто и при каких условиях имеет право на получение пенсии по возрасту на льготных условиях.

Расчет суммы пенсии по возрасту на льготных условиях, которую будет получать работник, производится в общепринятом порядке, согласно ст.27 и с учетом норм ст. 28 Закона № 1058.

Более подробно рассмотрим вопрос возмещения средств Пенсионному фонду на выплату и доставку льготной пенсии.

Источником финансового обеспечения данного вида пенсий являются средства Пенсионного фонда, Государственного бюджета Украины и денежные средства предприятий, стаж работ на которых учтен для определения права работника на льготную пенсию.

Согласно абзацу 6 ч. II “Заключительных положений” Закона № 1058 “предприятия и организации из средств, предназначенных на оплату труда, вносят в Пенсионный фонд плату, которая покрывает фактические расходы на выплату и доставку пенсий лицам, которые были заняты полный рабочий день на подземных работах, на работах по Списку № 1, кроме лиц, которые были непосредственно заняты полный рабочий день на подземных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников”, в таких размерах:

20% - 2004 год;

30% - 2005 год;

40% - 2006 год;

50% - 2007 год;

60% - 2008 год;

70% - 2009 год;

80% - 2010 год;

90% - 2011 год;

100% - 2012 год.

Это возмещение будет производиться из средств предприятий, аттестованных по Списку № 1, до достижения работником, имеющим такую льготу, общепринятого возраста выхода на пенсию.

“Выплата пенсий лицам, которые были непосредственно заняты полный рабочий день на подземных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников, по списку работ и профессий, утвержденному Кабинету Министров Украины, осуществляется до 1 января 2005 года за счет средств Пенсионного фонда, а с 1 января 2005 года - за счет средств Государственного бюджета Украины до достижения пенсионного возраста, предусмотренного статьей 26 Закона № 1058” (абзац 7 ч.II “Заключительных положений” Закона № 1058).

Исходя из вышеизложенного, на сегодняшний день имеем такую картину возмещения предприятиями Пенсионному фонду льготной пенсии по Списку № 1:

1) Список № 1 поделен на две неравные части;

2) в особую категорию, согласно ст. 14 Закона № 1788, выделены подземные и наземные горные работы и работы в металлургии. Но с этого года льготные пенсии работникам, занятым только на подземных горных работах и на строительстве шахт и рудников, финансирует Пенсионный фонд, все остальные производства из Списка № 1 подпадают под категорию таких, которые возмещают Пенсионному фонду в размере 20% средства на выплату и доставку льготной пенсии.

Что касается работников, имеющих право на льготную пенсию в соответствии с пунктами “б” - “з” ст. 13 Закона № 1788 (по Списку № 2 и некоторые другие категории работников), то им выплата пенсии осуществляется Пенсионным фондом, а предприятие, на котором работник заработал стаж на вредных для здоровья условиях труда, компенсирует Пенсионному фонду расходы на выплату и доставку этой пенсии в полном объеме, который составляет “100 процентов от объекта налогообложения” (абзац 2 п.1 ст.4 Закона № 400).

В этом случае объектом налогообложения, согласно абзацу 4 п.1 ст.2 Закона № 400, “для плательщиков сбора, определенных пунктами 1 и 2 статьи 1 этого Закона (речь идет о работодателях), являются фактические расходы на выплату и доставку пенсий, назначенных в соответствии с пунктами “б” - “з” ст.13 Закона № 1788, пока пенсионный возраст работника не достигнет общепринятого.

То есть фактически финансовое обеспечение пенсий вышеуказанных категорий работников производится за счет средств предприятий и организаций, на которых работник заработал стаж, необходимый для получения льготной пенсии.

Такое возмещение средств Пенсионному фонду производится работодателем до момента достижения работником общепринятого возраста (60 лет - для мужчин и 55 лет - для женщин), после чего пенсионное обеспечение производится за счет средств Пенсионного фонда.

Данная норма Закона действительна до принятия отдельных законодательных актов по пенсионному обеспечению через профессиональные и корпоративные фонды, которые будут в дальнейшем регулировать пенсии на льготных условиях.

Представляет интерес механизм расчета бремени выплат, которые ложатся на предприятия, на которых работник заработал необходимый стаж для получения льготной пенсии.

Этот механизм расписан в пп.6.2 п.6 Инструкции от 19.12.2003 г. № 21-1 “О порядке расчета уплаты страховщиками и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины” (далее - Инструкция № 21-1). Суть его состоит в том, что в расчете для определения стажа, необходимого для получения права на льготную пенсию, учитывается весь стаж на последнем месте работы с вредными условиями. Если этого стажа недостаточно, то добавляется недостающая часть за период работы на предыдущем предприятии (при условии, что на этом предприятии работник также работал на вредном участке и имеется соответствующая аттестация) и так далее, пока не наберется необходимый стаж.

Компенсация Пенсионному фонду расходов на оплату и доставку таких льготных пенсий будет осуществляться теми предприятиями, стаж работ на которых учтен для определения права на льготную пенсию, пропорционально учтенному стажу, переведенному в месяцы.

Пример. Гражданину для получения права на пенсию на льготных условиях по Списку № 2 и по результатам аттестации рабочих мест необходимо иметь стаж таких работ 12 лет и 6 месяцев при общем стаже 25 лет. Фактически он имеет 20 лет стажа работы, который дает ему право на льготную пенсию, при общем стаже 35 лет. Представим это в виде таблицы:

Место и время работы (годы)   Предприятие 1, 1995-2004   Предпри-ятие 2, 1984-1994   Предпри-ятие 3, 1977-1983   Пред-приятие 4, 1966-1976   Итого  
Наличие аттестованных рабочих мест по Списку № 2   нет   есть   нет   есть     
Общий стаж работы на предприятии (лет)   9   10   6   10   35  
Стаж, который учитывается для определения права на льготную пенсию (лет)   -   10   -   2,6   12,6  
Часть от общей суммы компенсации Пенсионному фонду расходов на выплату и доставку льготной пенсии (в %)   -   80%   -   20%   100%  

Из приведенного примера следует, что финансирование расходов Пенсионного фонда на оплату и доставку льготной пенсии производят только те предприятия, стаж работ на которых учтен для получения этой пенсии. Основной груз (в нашем примере это 80% всей суммы) ложится на последнее место работы, на котором имеются аттестованные как вредные для здоровья рабочие места (предприятие 2), хотя стаж работ, предусмотренных по списку 2, равен 10 годам как на предприятии 2, так и на предприятии 4.

Такое распределение бремени выплат для предприятий представляется несправедливым, но Инструкция № 21-1 является подзаконным документом Закона № 1058 и потому предприятия обязаны следовать ее нормам, так как не соблюдение их повлечет финансовые санкции в виде штрафов и пени, предусмотренных ст. 106 Закона № 1058, а именно:

- штраф на предприятие в зависимости от срока задержки оплаты в размере:

- 10% неоплаченных сумм - в случае задержки до 30 дней включительно;

- 20% неоплаченных сумм - в случае задержки до 90 дней включительно;

- 50% неоплаченных сумм - в случае задержки свыше 90 календарных дней;

- пеня на недоимку насчитывается в размере от 0,1% суммы недоимки за каждый день просрочки;

- штраф на должностных лиц, нарушивших установленный порядок оплаты страховых взносов, в размере от 8 до 15 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 136 грн. до 255 грн.).

Когда наступает срок для выплат работнику льготной пенсии, Пенсионный фонд производит ее расчет и уведомляет предприятия в десятидневный срок по вновь начисленным и до 20 января каждого года по ранее начисленным пенсиям о необходимости возместить ему расходы на выплату и доставку такой пенсии. Для этого разработаны формы Дополнений 6 и 7 к п. 6.4 Инструкции № 21-1.

Положительным следует считать тот факт, что в размер фактических затрат на выплату и доставку льготной пенсии, подлежащих возмещению, не включаются дополнительные пенсии, доплаты, надбавки и повышения, начисленные в соответствии с законодательством Украины (пп.6.6 п.6 Инструкции № 21-1)

Согласно пп.6.8 п.6 Инструкции № 21-1 “предприятия ежемесячно до 25 числа вносят в Пенсионный фонд указанную в расчете месячную сумму фактических затрат на оплату и доставку пенсий, назначенных на льготных условиях”.

Сумма предъявленной к оплате льготной пенсии отражается предприятием в ежемесячном отчете, который представляется в Пенсионный Фонд по форме “Дополнение 23 к пунктам 11.11 и 14.3 Инструкции № 21-1”. С этой целью в разд. I “Дополнений к расчетам сумм страховых взносов ...” вышеуказанной формы отчетности предусмотрено отражение кредитового сальдо расчетов сч.65 “Расчеты по страхованию” субсчета 651 “По пенсионному обеспечению” на начало и на конец отчетного периода, в том числе отдельной суммой “возмещение фактических затрат на оплату и доставку пенсий, начисленных согласно пунктам “б” - “з” ст. 13 Закона № 1788”.

В заключение следует отметить, что расходы на выплату и доставку льготной пенсии, которые предприятие выплачивает Пенсионному фонду, приравниваются к расходам на оплату труда, что дает ему право относить данный вид расходов на валовые расходы деятельности согласно пп.5.7.1 Закона Украины “О налогообложении прибыли предприятий” в редакции от 22.05.1997 г. № 283/97-ВР.

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, №21(439), 24 мая 2004г.
Подписной индекс 40783



Вход в систему
Логин
Пароль 
Новый пользователь
Забыл пароль?

Стан бази
Понедiлок, 06.05.2024
В базi 549581 документ

 Огляд останніх надходжень
Актуальні консультації
Списання автомобіля: від «а» до «я»
Штатний розпис професійно-технічного навчального закладу за новими вимогами
Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь
Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Вакцинация работников предприятия против гриппа, или Я уколов не боюсь: если надо уколюсь!
Бланки та звітність
Податкова звiтнiсть
Фiнансова звiтнiсть
Вiдрахування у фонди
Форми документiв
Довiдковi матерiали
Ставка єдиного податку
Граничні норми добових витрат
Облiкова ставка НБУ
Iндекси iнфляцiї (2017 р.)
Розмiр мiнiмальної заробiтної плати
Розмір мінімальної пенсії
Розмiр прожиткового мiнiмуму
Розмiр податкової соцiальної пiльги.
Розмiри мiнiмального та максимального єдиного внеску для пiдприємцiв
Максимальний розмiр заробiтної плати, з якої сплачується єдиний соцiальний внесок
Кориснi посилання
Увага! важлива інформація
  21.03.2018  

Про внесення змін до Порядку проведення конкурсу з перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування
Постанова Кабінету Міністрів України N 180 від 07 лютого 2018 р.

Про внесення змін до Правил надання послуг пасажирського автомобільного транспорту
Постанова Кабінету Міністрів України N 181 від 07 лютого 2018 р.

  19.03.2018  

Про затвердження Змін до Порядку відкриття та закриття рахунків у національній валюті в органах Державної казначейської служби України
Наказ Міністерства фінансів України N 110 від 05.02.2018 р.

Про затвердження Реєстру референтних цін (цін відшкодування) на препарати інсуліну станом на 01 лютого 2018 року
Наказ Міністерства охорони здоров'я України N 453 від 07.03.2018 р.

  15.03.2018  

Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю
Закон України N 2275-VIII від 6 лютого 2018 року

[Архив новостей]

2005-2017 © ПАРУС