Документ : Командировочные на карточках: остатки сладки, но опасны


Командировочные на карточках: остатки сладки, но опасны

ВОПРОС: Работники нашего предприятия получают в подотчет на командировки средства с корпоративных пластиковых карточек. Иногда случается, что остаток неиспользованных средств работники сдают в кассу предприятия, а в дальнейшем эти средства выдаются в подотчет другим лицам на хознужды. Может ли такой порядок использования денежных средств считаться нецелевым и, соответственно, могут ли быть наложены штрафные санкции за это?

ОТВЕТ: Естественно, на ваш вопрос существует два противоположных варианта ответа. Согласно первому варианту штрафы по Указу Президента от 12.06.95 г. N 436/95 "О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности" в данной ситуации взиматься не могут, согласно второму - могут.

Начнем с предпосылок первого ответа. Главным аргументом его сторонников является ссылка на определения внереализационных поступлений и наличной выручки из п. 1.2 знаменитого Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине. Согласна этим определениям неиспользованные подотчетные суммы соответствуют понятию внереализационных поступлений, которые являются составной частью наличной выручки.

А далее ход рассуждений у сторонников нештрафования примерно таков: если возвращенные подотчетные суммы являются наличной выручкой, то они уже не считаются суммами, полученными из банка, и могут быть использованы предприятием на любые нужды.

При этом из п. 2.14 Положения сторонники нештрафования делают вывод, что требование об обязательном использовании по назначению полученных из банка средств данного пункта касается лишь ситуации, при которой полученные из банка деньги не выдавались в установленный срок в подотчет. Таким образом, возвращенные в кассу предприятия подотчетные суммы, в том числе и полученные по корпоративной карточке, могут без ограничений и штрафов расходоваться на любые цели.

Второй ответ обусловливается понятием "наличность, полученная в банке". Сторонники штрафования придерживаются мнения, что в данной фразе может идти речь о любой наличности, изначально полученной в банке. То есть независимо от манипуляций с возвратом наличности в кассу предприятия за поступившей из банка наличностью до момента ее окончательного расходования сохраняется статус "полученная из банка". А далее "штрафовальщики" обращают внимание на п.2.12 Положения, который устанавливает, что:

"Наличная выручка предприятий (предпринимателей), кроме наличности, полученной из банка и не использованной по назначению, может использоваться ими для обеспечения нужд, возникающих в процессе их функционирования, а также для проведения расчетов с бюджетами и государственными целевыми фондами по налогам и сборам (обязательным платежам)".

Исходя из приведенного фрагмента делается вывод, что любая наличность, имеющая первоначальное банковское происхождение, должна быть израсходована только по тому целевому назначению, по которому она первоначально из банка получалась. И, соответственно, ее нецелевое использование чревато штрафованием.

Нетрудно догадаться, что представители контролирующих органов склоняются к "штрафному" варианту.

А теперь посмотрим, что получится, если "штрафной" подход применить к возвращенной в кассу предприятия "карточной" наличности.

Как известно, в соответствии с положениями ст.1 Указа Президента от 12.06.95 N 436/95 за использование полученных в учреждении банка наличных средств не по целевому назначению взимается штраф в размере израсходованной наличности.

Таким образом, исходя из данной нормы штрафование возможно при одновременном выполнении двух условий:

1) израсходованная наличность должна быть получена в учреждении банка;

2) наличность должна быть израсходована на цели, которые не были предусмотрены при ее получении.

В ситуации с корпоративными карточками эти условия в принципе могут соблюдаться.

Так, наличность по карточке получается с картсчета, то есть из банка, и вполне возможно, что она может быть израсходована не на изначально предусмотренные цели.

И вроде все, казалось бы, склоняется в пользу штрафования, если бы не одно "но".

Дело в том, что порядок указания целевого назначения наличности при использовании корпоративных карточек имеет некоторые особенности.

Специфика состоит в том, что, в отличие от получения средств из банка по чеку с указанием их целевого использования, целевое предназначение денег, полученных по карточке, в банковских документах не фиксируется.

К тому же в соответствии с п. 4.8 Положения о порядке эмиссии платежных карточек и осуществления операций с их применением, утвержденного постановлением Правления НБУ от 27.08.2001 г. N 367:

"Контроль за целевым использованием средств с корпоративных картсчетов осуществляется владельцами этих счетов".

Нужно признать, что эта фраза несколько двусмысленна.

С одной стороны, акцент на контроле целевого назначения владельцем картсчетов может навести на мысль, что контролирующие органы целенаправленность картденег отслеживать не должны и, соответственно, основания для взыскания штрафов выявлять не могут. Ведь если НБУ считает иначе, то он мог бы после владельцев упомянуть и контролирующие органы.

Однако, по нашему мнению, такое прочтение вряд ли можно назвать правильным, поскольку никаких исключений для картденег в части взыскания штрафов за их нецелевое использование Президент в своем Указе не предусмотрел. В то же время условие об обязательном целевом расходовании помимо указанного Положения N 367 содержится еще и в п. 2.16 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине.

То есть уместно предположить (и это - "другая сторона"), что "нецелевые" штрафы должны взиматься и по картденьгам.

Вышеуказанной же фразой, с нашей точки зрения, Нацбанк хотел сказать, что собственник картсчета должен самостоятельно где-то фиксировать первоначальное направление использования картденег и в дальнейшем контролировать эту целевую направленность.

Ну а что касается "целевых" проверок использования денег с картсчетов контролирующими органами, то, полагаем, законодательством они не запрещены. Однако здесь нужно заметить, что отследить первоначальную направленность израсходованных картсредств возможно лишь на основании документов предприятия. Например, если из документов не следует, что все полученные картденьги должны быть израсходованы, скажем, на покупку товаров, то доказать, что часть этих денег была выдана нецеленаправленно на командировки, практически невозможно.

Поэтому при возникновении документальных прорех в части "целенаправленности" использования карт-денег предприятия доказательная база контролирующих органов будет страдать.

В то же время, учитывая национальную специфику проверок контролирующих органов, злоупотреблять отсутствием документов о "целенаправленности" мы бы не советовали. Гораздо спокойнее, на наш взгляд, если есть возможность, оформить "задним числом" приказ, в котором совместить первоначальное направление использования картденег с фактическим. Много времени это не займет, а нервы при проверке сэкономит.

"Бухгалтер", N 45, декабрь (I) 2003 г.,
Подписной индекс 74201



Вход в систему
Логин
Пароль 
Новый пользователь
Забыл пароль?

Стан бази
Вiвторок, 16.04.2024
В базi 549581 документ

 Огляд останніх надходжень
Актуальні консультації
Списання автомобіля: від «а» до «я»
Штатний розпис професійно-технічного навчального закладу за новими вимогами
Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь
Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Вакцинация работников предприятия против гриппа, или Я уколов не боюсь: если надо уколюсь!
Бланки та звітність
Податкова звiтнiсть
Фiнансова звiтнiсть
Вiдрахування у фонди
Форми документiв
Довiдковi матерiали
Ставка єдиного податку
Граничні норми добових витрат
Облiкова ставка НБУ
Iндекси iнфляцiї (2017 р.)
Розмiр мiнiмальної заробiтної плати
Розмір мінімальної пенсії
Розмiр прожиткового мiнiмуму
Розмiр податкової соцiальної пiльги.
Розмiри мiнiмального та максимального єдиного внеску для пiдприємцiв
Максимальний розмiр заробiтної плати, з якої сплачується єдиний соцiальний внесок
Кориснi посилання
Увага! важлива інформація
  21.03.2018  

Про внесення змін до Порядку проведення конкурсу з перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування
Постанова Кабінету Міністрів України N 180 від 07 лютого 2018 р.

Про внесення змін до Правил надання послуг пасажирського автомобільного транспорту
Постанова Кабінету Міністрів України N 181 від 07 лютого 2018 р.

  19.03.2018  

Про затвердження Змін до Порядку відкриття та закриття рахунків у національній валюті в органах Державної казначейської служби України
Наказ Міністерства фінансів України N 110 від 05.02.2018 р.

Про затвердження Реєстру референтних цін (цін відшкодування) на препарати інсуліну станом на 01 лютого 2018 року
Наказ Міністерства охорони здоров'я України N 453 від 07.03.2018 р.

  15.03.2018  

Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю
Закон України N 2275-VIII від 6 лютого 2018 року

[Архив новостей]

2005-2017 © ПАРУС