Документ : Закон о фермерском хозяйстве: получилось "как обычно"


Закон о фермерском хозяйстве: получилось "как обычно"

Основные нормативные документы

1. Закон о фермерском хозяйстве - Закон Украины от 19.06.2003 N 973-IV "О фермерском хозяйстве".

2. КЗоТ Украины -Кодекс Законов о труде Украины.

Новый Закон о фермерском хозяйстве призван, как записано в его преамбуле, установить основы создания и деятельности фермерских хозяйств как "прогрессивной формы предпринимательской деятельности в области сельского хозяйства Украины". В чем заключается прогрессивность данной формы хозяйствования для лиц, пожелавших стать фермерами, не вполне понятно, но для нас как потенциальных исполнителей закона скорее важны те возможности, которые он предоставляет, в совокупности с установленными ограничениями и противоречиями. Только анализ баланса преимуществ и недостатков может помочь понять, насколько эффективным будет деятельность фермерских хозяйств на территории Украины, и будет ли вообще развиваться "фермерское движение" на территории Украины.

Для начала концептуально опишем основные положения этого Закона. Фермерское хозяйство определено как форма предпринимательской деятельности граждан с созданием юридического лица, действующего на основании устава (ст.1 Закона о фермерском хозяйстве) и учредительного договора. Право на создание фермерского хозяйства получают физические лица, прошедшие профотбор в районной (городской) профессиональной комиссии по вопросам фермерского хозяйства (ст.6-2), при этом данным Законом не устанавливаются ни критерии, которым должен соответствовать кандидат, чтобы пройти профотбор, ни сроки проведения такого профотбора. Согласно абз.2 п.1 ст.6, положение о порядке проведения профотбора по вопросам создания фермерских хозяйств утверждается специально уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам аграрной политики и по вопросам труда и социальной политики по согласованию с Ассоциацией фермеров и частных землевладельцев Украины. Опять-таки Закон о фермерском хозяйстве не уточняет, что это за органы и в какие сроки должен быть утвержден порядок, поэтому ожидать утверждения быстрого и качественного порядка профотбора не стоит.

Теперь перейдем к анализу того, что на первый взгляд кажется "плюсами" данного Закона: ряда возможностей для субъектов предпринимательской деятельности, желающих создать фермерские хозяйства. Всего таких плюсов три:

 предоставление в собственность и/или аренду земли;

 предоставление налоговых льгот;

 возможность получить госфинансирование и льготные кредиты.

Земельные и трудовые отношения

Прагматиков, скорее всего, заинтересует возможность получения в собственность или в аренду (пользование) земельных участков, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности в сфере производства сельхозпродукции (п.З ст.6).

В ст. 7 определено, что для получения в собственность или аренду земельного участка из земель коммунальной собственности граждане обращаются в местный совет с заявлением, в котором указывают желаемый размер и место расположения участка, количество членов фермерского хозяйства и наличие у них права на бесплатное получение земельных участков в собственность, обосновывают размеры земельного участка с учетом перспектив деятельности фермерского хозяйства. К заявлению прилагается решение профессиональной комиссии по вопросам создания фермерских хозяйств о наличии у гражданина достаточного опыта работы в сельском хозяйстве или необходимой сельскохозяйственной квалификации. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней, и при положительном решении местный совет дает согласие на подготовку землеустроительной организацией проекта отведения земельного участка (проект разрабатывается за счет Украинского государственного фонда поддержки фермерского хозяйства).

Законом о фермерском хозяйстве задекларировано, что земельные участки предоставляются в собственность или аренду физическим лицам - учредителям фермерского хозяйства. При этом п.2 ст. 12 этого Закона определено, что право владения и пользования земельными участками, находящимися в собственности членов фермерского хозяйства, осуществляется фермерским хозяйством. Следовательно, члены фермерского хозяйства обязаны передать своему хозяйству участки, полученные при создании фермерского хозяйства, то есть член хозяйства сначала оформляет документы на себя как на собственника или землепользователя, а затем по идее должен переоформить их на фермерское хозяйство. Но не определен ни механизм передачи земли учредителями фермерскому хозяйству, ни механизм распоряжения этими активами при ликвидации хозяйства.

Но самое важное заключается в том, что фермерское хозяйство, использующее землю для получения дохода (прибыли), не является ни собственником, ни пользователем земельных участков, принадлежащих учредителям, то есть не является плательщиком налога на землю согласно ст.5 Закона о плате за землю. А согласно п.З ст.38 Закона о фермерсом хозяйстве, хозяйство освобождено от уплаты налога на землю. В то же время учредители фермерского хозяйства, в полном смысле слова являющиеся плательщиками налога на землю (ст.5 Закона о плате за землю), Законом о фермерском хозяйстве не освобождены от уплаты этого налога.

Таким образом, налог на землю платить должен учредитель фермерского хозяйства.

Член фермерского хозяйства, чтобы избежать необходимости уплаты налога на землю может передать фермерскому хозяйству в качестве взноса в уставный фонд участок, принадлежащий ему на праве собственности. А если участок получен в аренду, то придется платить налог на землю, поскольку даже при передаче прав пользования и владения фермерскому хозяйству по Закону о плате за землю член фермерского хозяйства все равно остается плательщиком налога на землю.

Как один из вариантов нейтрализации данного требования Закона можно было бы порекомендовать начислять членам фермерского хозяйства - собственникам и/или арендаторам земли доход, дающий им возможность уплачивать налог на землю. Но каким образом будет начислять этот доход бухгалтер фермерского хозяйства, совершенно непонятно. Дело в том, что согласно п.1 ст.27 Закона о фермерском хозяйстве, трудовые отношения в фермерском хозяйстве базируются на основе труда его членов. В случае производственной необходимости фермерское хозяйство имеет право привлечь к работе иных граждан по трудовому договору (контракту). При этом, согласно п. 1 ст. З, членами фермерского хозяйства не могут быть лица, которые работают в нем на условиях трудового договора (контракта). Трудовые отношения членов фермерского хозяйства, согласно п.2 ст.27, регулируются Уставом, а лиц, привлеченных к работе по трудовому договору (контракту), - законодательством Украины о труде.

Таким образом, члены фермерского хозяйства, с одной стороны, являются работниками этого хозяйства, а с другой, нормы действующего законодательства о труде на них не распространяются - в том числе нормы, устанавливающие порядок выплаты заработной платы: то есть члены фермерского хозяйства, фактически не должны получать заработную плату, определение которой установлено ст.94 КЗоТ Украины. При начислении и выплате некоего дохода членам фермерского хозяйства бухгалтер должен руководствоваться положениями Устава, содержащими порядок начисления и выплаты заработной платы и прочие положения, касающиеся труда членов этого хозяйства. Допустим, необходимые положения уставе есть (хотя, несомненно, проблематичным будет утверждение на собрании участников фермерского хозяйства миникодекса законов о труде для отдельно взятого фермерского хозяйства). Допустим, бухгалтер начислил доход членам-работникам хозяйства (опять же непонятно, за что), но на каком основании он получит эти деньги в банке? Пунктом 4.18 Инструкции об организации работы по наличному обращению в учреждениях банка, утвержденной постановлением правления НБУ от 19.02.2001 N 69, определено, что целевое использование наличных денег, которые получает предприятие со своих текущих счетов, должно указываться им в денежном чеке с четким формулированием сути операции, которая будет осуществляться. Поскольку к оплате труда выплату вознаграждения членам хозяйства отнести нельзя, то данную выплату следует указывать в чеке как "выплату на прочие цели". Но если исходить из того, что цель использования денег должна указываться с четким формулированием сути операции, это вряд ли будет понятно как самому бухгалтеру, так и представителям банка: они будут уверены, что доходы участникам-учредителям предприятия должны выплачиваться в виде дивидендов раз в год после проведения собрания учредителей. Выплата же участникам ежемесячно каких-то доходов, юридическая природа которых не определена, будет расценена представителями налоговой как нецелевое использование денежных средств со всеми вытекающими последствиями.

Таким образом, до тех пор, пока НБУ не внесет соответствующие изменения в Инструкцию, над фермерским хозяйством висит "дамоклов меч" в виде штрафных санкций за нарушение кассовой дисциплины при выплате участникам доходов за трудовое участие в работе фермерского хозяйства.

Налоговые льготы

Практиков в первую очередь, конечно, заинтересует содержание раздела XII "Заключительные положения" Закона о фермерском хозяйстве. Так, п.З ст.38 Закона вносит изменения в:

 Закон Украины от 03.07.1992 N 2535-XII "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями)- освобождаются от уплаты налога на землю вновь созданные фермерские хозяйства на протяжении 3 лет, а в труднодоступных населенных пунктах - 5 лет со времени передачи им земельного участка в собственность;

 Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.1997 N 283/97-ВР (с изменениями и дополнениями) - освобождаются от налогообложения прибыль вновь созданных фермерских хозяйств, полученную от их хозяйственной деятельности, сроком на 3 года, а в труднодоступных населенных пунктах - 5 лет.

Рассматривая вопрос о льготе по налогу на землю, следует повторить, что в действительности фермерское хозяйство сможет воспользоваться льготой, если уже как юридическое лицо получит или право пользования или право собственности на земельные участки. Если же фермерское хозяйство будет использовать земли исключительно участников общества, то налог на землю будут платить сами участники, а не хозяйство.

Законом также не определен механизм предоставления льгот по налогу на прибыль, поэтому можно ожидать разъяснения ГНАУ, устанавливающего датой начала действия льготы дату получения прибыли по итогам любого квартала, даже если по итогам года получен убыток (как это предусмотрено для субъектов свободных экономических зон и территорий специального режима инвестиционной деятельности).

Господдержка фермеров

Для откровенных оптимистов особенно интересна будет возможность получения на безвозвратной основе от Государственного фонда поддержки фермерского хозяйства средств на цели, перечисленные в абз.2 ст.11, а именно:

 возмещение стоимости разработки проектов отведения земельных участков для ведения фермерского хозяйства;

 возмещение части расходов, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами банков, и частичную компенсацию расходов на приобретение первого трактора, комбайна, грузового автомобиля, строительство животноводческих помещений, включая стоимость проектно-сметных документов, льготные условия кредитования, страхования фермерских хозяйств;

 подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров фермерских хозяйств в сельскохозяйственных учебных заведениях;

 расширение исследований по проблемам организации и Ведения производства в фермерских хозяйствах, издания рекомендаций по вопросам использования достижений научнотехнического прогресса в деятельности фермерских хозяйств;

 обеспечение гарантий при кредитовании банками фермерских хозяйств.

О самом фонде сказано в ст. 10 рассматриваемого Закона - этому отведено несколько строк: Украинский фонд поддержки фермерского хозяйства является государственным бюджетным учреждением, которое выполняет функции реализации государственной политики по финансовой поддержке становления и развития фермерских хозяйств, действует на основании устава, который утверждается Центральным органом исполнительной власти по вопросам аграрной политики Украины.

Необходимо обратить внимание наших читателей на то, что какой-либо детально разработанной и утвержденной государственной политики в области развития сельского хозяйства еще попросту нет, а предпосылки создания этого фонда по форме очень напоминают создание Государственного инновационного фонда, деятельность которого кроме вреда и еще одного налога больше ничего не принесла.

Кроме того, как следует из п. 1. ст.9, фермерские хозяйства якобы могут получить финансовую помощь.за счет государственного и местного бюджетов, в том числе через Украинский государственный фонд поддержки фермерского хозяйства. Если помощь может быть предоставлена непосредственно из бюджетов, то зачем вообще создавать этот фонд?

Таким образом, Закон о фермерском хозяйстве фактически декларирует возможность свободной предпринимательской деятельности в области сельхозпроизводства, устанавливая новые барьеры путем создания новых бюрократических структур: районных (городских) профессиональных комиссий по вопросам фермерского хозяйства и Украинского государственного фонда поддержки фермерского хозяйства.

Экспресс анализ законодательных и нормативных актов,
N 35 (401), 1 сентября 2003,
Подписной индекс 40783



Вход в систему
Логин
Пароль 
Новый пользователь
Забыл пароль?

Стан бази
П'ятниця, 19.04.2024
В базi 549581 документ

 Огляд останніх надходжень
Актуальні консультації
Списання автомобіля: від «а» до «я»
Штатний розпис професійно-технічного навчального закладу за новими вимогами
Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь
Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Вакцинация работников предприятия против гриппа, или Я уколов не боюсь: если надо уколюсь!
Бланки та звітність
Податкова звiтнiсть
Фiнансова звiтнiсть
Вiдрахування у фонди
Форми документiв
Довiдковi матерiали
Ставка єдиного податку
Граничні норми добових витрат
Облiкова ставка НБУ
Iндекси iнфляцiї (2017 р.)
Розмiр мiнiмальної заробiтної плати
Розмір мінімальної пенсії
Розмiр прожиткового мiнiмуму
Розмiр податкової соцiальної пiльги.
Розмiри мiнiмального та максимального єдиного внеску для пiдприємцiв
Максимальний розмiр заробiтної плати, з якої сплачується єдиний соцiальний внесок
Кориснi посилання
Увага! важлива інформація
  21.03.2018  

Про внесення змін до Порядку проведення конкурсу з перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування
Постанова Кабінету Міністрів України N 180 від 07 лютого 2018 р.

Про внесення змін до Правил надання послуг пасажирського автомобільного транспорту
Постанова Кабінету Міністрів України N 181 від 07 лютого 2018 р.

  19.03.2018  

Про затвердження Змін до Порядку відкриття та закриття рахунків у національній валюті в органах Державної казначейської служби України
Наказ Міністерства фінансів України N 110 від 05.02.2018 р.

Про затвердження Реєстру референтних цін (цін відшкодування) на препарати інсуліну станом на 01 лютого 2018 року
Наказ Міністерства охорони здоров'я України N 453 від 07.03.2018 р.

  15.03.2018  

Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю
Закон України N 2275-VIII від 6 лютого 2018 року

[Архив новостей]

2005-2017 © ПАРУС