Документ : Комментарий к Постановлению КМ N 426 от 31 марта 2003 г. Новый механизм получения льгот военнослужащими, работниками милиции и другими бюджетниками
Комментарий к Постановлению КМ N 426 от 31 марта 2003 г.
Новый механизм получения льгот военнослужащими, работниками милиции и другими бюджетниками
Вот Кабмин и разъяснил нам, как понимать (и главное, выполнять) статью 59 Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2003 год" от 26.12.02 г. N 380-IV?. Кратко напомним, в чем же ее суть. В ней сказано, что служащие бюджетных учреждений (в т.ч. и военнослужащие) в 2003 году имеют право получить предусмотренные законодательством льготы только в пределах и за счет бюджетных ассигнований, которые будут направлены непосредственно в учреждения по месту работы (службы). К таким льготам отнесены: скидка по оплате за содержание жилья и придомовой территории (квартирная плата), за коммунальные услуги (электроэнергия, отопление, горячее и холодное водоснабжение, газ), за телефон, а также бесплатный проезд и провоз багажа. Кроме того, в статье есть один очень интересный нюанс: гарантированные государством льготы и денежный доход служащих бюджетных учреждений в сумме не должны превышать 365 гривен в месяц (т.е. действующий прожиточный минимум для трудоспособных лиц).
Несомненно, комментируемое постановление с нетерпением ожидали и льготники, и их работодатели, и предприятия, предоставляющие жилищные, коммунальные, транспортные услуги и телефонную связь. Поскольку с 1 января 2003 года указанные льготы для определенной категории лиц зависли в воздухе: поставщики услуг документов для получения льгот уже не принимали, а "родное" учреждение - еще не принимало. Теперь все стало на свои места, и Кабмин четко установил, как и когда необходимо выплачивать денежный эквивалент вышеперечисленных льгот. Практически разработан новый механизм предоставления ЛЬГОТЕ виде денежной компенсации. А сейчас давайте подробнее остановимся на главных аспектах обсуждаемого документа.
Как будет действовать порядок предоставления льгот сотрудникам бюджетных учреждений?
Вы наверняка заметили, что в постановлении речь идет о компенсации (денежном эквиваленте) льгот. То есть граждане, имеющие права на льготы, сначала уплачивают полную стоимость жилищных, коммунальных и прочих услуг, а затем бюджетные учреждения возмещают своим работникам часть фактических расходов по полученным услугам, учитывая установленное ограничение (общая сумма доходов и льгот не может превышать 365 грн.). Выплачивают компенсацию одновременно с другими выплатами (заработная плата, денежное обеспечение, премии и т.д.) раз в месяц или раз в квартал согласно приказу руководителя учреждения.
Какие категории льготников подпадают под действие постановления?
Мы считаем, что оно предназначено для работников бюджетных учреждений, которым положены льготы в связи с их профессиональной деятельностью. Последнее замечание очень важно, и мы неспроста его подчеркнули. Дело в том что в бюджетных организациях могут работать и лица, которые пользуются льготами не по "специальности", а исходя из своего социального статуса. Например, чернобыльцы, ветераны войны, военной службы и органов внутренних дел, репрессированные и прочие. Если к ним применить утвержденный постановлением механизм компенсации льгот, то они окажутся в неравном положении по сравнению с такими же льготниками, но работающими в других (небюджетных) организациях или вообще не имеющих работы. А это - прямое нарушение норм Конституции Украины, которая гарантирует гражданам равные права и свободы: никакие привилегии в связи с социальным происхождением, имущественным состоянием, местом жительства и другими признаками (в нашем случае - с работой) недопустимы. Поэтому для социальных категорий льготников - служащих бюджетных учреждений попрежнему действует старый гррядок получения льгот.
Итак, комментируемое постановление распространяется на:
- военнослужащих (в т.ч. Службы безопасности Украины);
- работников милиции;
- следователей прокуратуры;
- судей;
- работников пожарной охраны;
- других бюджетников, имеющих право на "профессиональные" льготы. Что нужно для получения компенсации за положенные по закону льготы?
Прежде всего претендентам на "профессиональные" льготы необходимо подать в бухгалтерию справку о составе семьи. Потом в течение сроков, установленных руководителем бюджетного учреждения, предоставлять копии расчетных документов, которые свидетельствуют об уплате за жилищно-коммунальные услуги и телефон. Заметьте: период оплаты должен совпадать с периодом начисления доходов льготникам. А вот период получения указанных услуг на расчет компенсации никак не влияет. Таким образом, государство решило стимулировать своевременность расчетов в жилищно-коммунальной сфере: ведь, не заплатив за потребленные услуги, льготники не смогут рассчитывать на компенсацию льгот. Примите во внимание: льготы за потребленные услуги в январе-марте 2003 года (до принятия постановления) при условии их оплаты также подлежат возмещению в общем порядке. Как рассчитать денежный эквивалент льгот? Ответ дает пункт 9 постановления. В нем приведен порядок действий, которые совершают, определяя сумму "льготной" компенсации. Особых сложностей он не вызывает. Правда, слегка вводит в заблуждение формулировка подпункта 2. Но в этом контексте под "общей стоимостью платы за... услуги с учетом льгот... а также стоимость бесплатного проезда..."следует понимать просто-напросто размер всех положенных льгот в денежном выражении, исчисленный по действующим нормам.
Как видите, главное условие возмещения фактических расходов льготнику это положительная разница между прожиточным минимумом (365 грн.) и суммой доходов (их перечень - в п.7). Если оно соблюдено - льготы гражданину будут компенсированы. А иначе - увы...
Сама же сумма компенсации будет равна:
1) когда положенный размер льгот больше названной разницы - этой разнице;
2) если положенный размер льгот меньше упомянутой разницы - положенной сумме льгот.
В ближайшее время этой теме мы посвятим отдельную консультацию,, в которой на числовых примерах покажем, как правильно определить установленный размер льгот и сумму возмещения фактических расходов.
Заканчивая разговор о компенсации льгот, хотим упомянуть и о подоходном налоге. К сожалению, в комментируемом документе нет положений, которые освобождали бы такие выплаты отуплаты подоходного налога. И хотя по своей сути они являются компенсацией, гарантированной государством (то есть по всем признакам подпадают под действие пп."г" п.1 ст.5 Декрета о подоходном налоге с граждан**), в пп.5.4 Инструкции о подоходном налоге с граждан***, содержащей перечень всех компенсационных выплат, мы их не найдем. Сложившаяся ситуация может привести к тому, что льготные выплаты вопреки всему будут приравнены к доходам граждан со всеми вытекающими отсюда последствиями. Все-таки надеемся, что этого не случится и здравый смысл победит!
Напоследок остается добавить: постановление полноценно заработаеттолько после принятия Министерством транспорта и иже с ним нормативов проезда работников бюджетных учреждений всеми видами транспорта. Такие сведения нужны для расчета компенсации транспортных льгот бюджетникам, которые имеют право на такие льготы. Впрочем, некоторым льготникам бесплатный проезд не положен, а это значит, что порядок компенсации льгот уже в действии!
* - Опубликован в газете "Все о бухгалтерском учете"
** - Декрет КМУ "О подоходном налоге с граждан" от 26.12.92 г. N 13-92.
*** - Утверждена приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 21.04.93 г. N 12.
"Все о бухгалтерском учете" N 37(825), 15 апреля 2003 г. Подписной индекс 35200
|