Документ : Налогообложение предприятий и организаций, где работают инвалиды. Документы, необходимые для получения права пользования льготами по налогообложению


Налогообложение предприятий и организаций, где работают инвалиды.

Документы, необходимые для получения
права пользования льготами по налогообложению

Действующее законодательство Украины делит предприятия и организации общественных организаций инвалидов Украины на две группы:

- предприятия, учреждения и организации всеукраинских организаций инвалидов, таких, как Украинское товарищество глухих, Украинское товарищество слепых, Союз организаций инвалидов Украины;

- предприятия и организации других общественных (не все украинских) организаций инвалидов.

Если предприятия и организации с обычными условиями труда используют труд инвалидов, то в нормативных актах они называются предприятиями и организациями, где работают инвалиды.

С целью обеспечения надлежащих условий для жизнедеятельности инвалидов, создания необходимых экономических условий для функционирования общественных организаций инвалидов, предприятий и организаций, где работают инвалиды, Верховная Рада Украины Законом Украины от 13 июля 2000 г. N 1926-III "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно налогообложения предприятий и организаций общественных организаций инвалидов"* (далее-Закон N 1926) дополнила Закон Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" (ст.ст.14(1),14(2),14(3)) относительно права предприятий и организаций общественных организаций инвалидов на льготы по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) в соответствии с законами Украины по вопросам налогообложения.

После вступления в силу Закона N 1926 все предприятия и организации общественных организаций инвалидов (за некоторым исключением) уравнены в правах на получение соответствующих льгот по налогообложению.

Применять указанные льготы такие предприятия и организации могут при наличии разрешения на право пользования льго тами по налогообложению, которое предоставляется межве домственной Комиссией по вопросам деятельности предприя тий и организаций общественных организаций инвалидов (да лее Комиссия).

Эта Комиссия является специальным уполномоченным государственным органом, созданным с целью определения целесообразности предоставления государственной помощи общественным организациям инвалидов, их предприятиям и организациям в виде льгот по налогообложению, финансовой помощи, кредитования, предоставления приоритетов при размещении государственного заказа и в других формах, а также осуществление учета и контроля за использованием такой помощи. Комиссия имеет региональные (территориальные) органы - комиссии по вопросам деятельности предприятий и организаций общественных организаций инвалидов в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе. Региональные комиссии имеют право принимать решение относительно предоставления разрешения на право пользования льготами по налогообложению предприятиям и организациям общественных организаций инвалидов, которые получили за предыдущий налоговый год валовой доход в объеме менее 8400 минимальных заработных плат и имеют общее количество работающих не более 25 лиц.

Решение о предоставлении разрешения на право пользования льготами по налогообложению другим предприятиям и организациям общественных организаций инвалидов принимается республиканской Комиссией на основании документов, предоставленных соответствующей общественной организацией, которую учредили эти предприятия и организации (см. схему 1). Оно базируется на анализе социальной значимости соответствующей общественной организации инвалидов и ее предприятия или организации и возможности трудоустройства инвалидов.

* Этот Закон вступил в силу со дня его опубликования в газете "Урядовий кур'єр" за 22 августа 2000 года N 153.

Схема 1

+---------+  +-------------------+  +------------------+  +------------------+
¦Заявление¦ ¦Свидетельство о ¦ ¦Нотариально ¦ ¦Справка о ¦
+---------+ ¦государственной ¦ ¦заверенные копии ¦ ¦включении ¦
 ¦регистрации ¦ ¦учредительных ¦ ¦общественной ¦
¦ ¦общественной ¦ ¦документов ¦ ¦организации ¦
¦ ¦организации ¦ ¦общественной ¦ ¦инвалидов ¦
¦ ¦инвалидов ¦ ¦организации ¦ ¦и предприятия ¦
¦ ¦и предприятия и ¦ ¦инвалидов ¦ ¦и организации, ¦
¦ ¦организации, ¦ ¦и предприятия и ¦ ¦которые учреждены ¦
¦ ¦которые учреждены ¦ ¦организации, ¦ ¦такой общественной¦
¦ ¦такой общественной ¦ ¦которые учреждены ¦ ¦организацией, в ¦
¦ ¦организацией ¦ ¦такой общественной¦ ¦Единый ¦
¦ +-------------------+ ¦организацией ¦ ¦государственный ¦
¦  +------------------+ ¦реестр ¦
¦ ¦  ¦предприятий и ¦
¦ ¦ ¦ ¦организаций ¦
¦ ¦ ¦ ¦Украины ¦
¦ ¦ ¦ +------------------+
¦ ¦ ¦ 
+----------------------------------------------------------------------------+
¦ Документы, которые подаются в Комиссию соответствующими общественными¦
¦организациями инвалидов для получения разрешения на право пользования¦
¦льготами по налогообложению ¦
+----------------------------------------------------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦
   

+---------------+ +---------------++-----------------------++----------------+
¦ Бизнес-план ¦ ¦ Обоснование ¦¦ Справка органа ¦¦ Заключение ¦
¦ деятельности ¦ ¦ значимости ¦¦ социальной защиты ¦¦региональной ¦
¦ предприятия и ¦ ¦ предприятия ¦¦ инвалидов о количеств妦комиссии ¦
¦ организации ¦ ¦ и организации ¦¦ работающих инвалидов 覦относительно ¦
¦ общественной ¦ ¦ общественной ¦¦ общем количестве ¦¦обоснования ¦
¦ организации ¦ ¦ организации ¦¦ работающих на ¦¦предоставления ¦
¦ инвалидов ¦ ¦ инвалидов ¦¦ предприятии и в ¦¦ льгот* ¦
+---------------+ ¦для социальной ¦¦ организации ¦+----------------+
¦ защиты ¦¦ общественной ¦
¦ инвалидов ¦¦ организации ¦
+---------------+¦ инвалидов ¦
+-----------------------+

Для предприятий и организаций общественных организаций инвалидов, которые пользовались льготами по налогообложению до вступления в силу Закона N 1926, продлевается льготный режим налогообложения до получения ими разрешения на право пользования льготами по налогообложению**, предоставленного межведомственной Комиссией согласно нормам этого Закона, но не позднее 1 июля 2001 года. К функциям Комиссии относится и отмена разрешения предприятию и организации общественных организаций инвалидов на право пользования льготами по налогообложению в случае:

- получения заявления от общественной организации инвалидов относительно отмены указанного разрешения;

- представления соответствующих органов государственной налоговой службы и других государственных органов о нарушении законодательства Украины предприятием или организацией;

- ликвидации предприятия, организаций. Предприятия и организации общественных организаций инвалидов Украины (см. схему 2), а также предприятия и организации, где работают инвалиды, пользуются льготами при уплате следующих налогов и сборов.

* Кроме предприятий, учреждений и организаций всеукраинских организаций инвалидов и предприятий и организаций, которые имеют за предыдущий налоговый год валовой доход в объеме менее 8400 минимальных заработных плат и общее количество работающих не более 25 человек.

** Порядок получения разрешения на право пользования льготами по налогообложению для предприятий и организаций общественных организаций инвалидов, которым предоставлены льготы по налогообложению до принятия этого Закона, поручено разработать и утвердить Кабинету Министров Украины.

Схема 2

Перечень налогов и сборов, при уплате которых предприятиям и организациям
общественных организаций инвалидов украины предоставлено
право пользования льготами

                                 +----------+        +-----------------------+
+-------------------+ ¦ НДС ¦ ¦ коммунального налога ¦
¦ налога на прибыль ¦ +----------+ +-----------------------+
+-------------------++-------------------------+
+---------------------------+ ¦ Предприятия ¦ +------------------+
¦ сбора на обязательное ¦ ¦ и организации ¦ ¦ платы за землю ¦
¦государственное пенсионное ¦ ¦общественных организаций ¦ +------------------+
¦ страхование ¦ ¦ инвалидов пользуются ¦
+---------------------------+ ¦ льготами при уплате ¦
+-------------------------+
+-------------------------+ +----------------------------+
¦ сбора на обязательное ¦ ¦ платежей в Фонд Украины ¦
¦ социальное страхование ¦ ¦социальной защиты инвалидов ¦
+-------------------------+ +----------------------------+
+----------------------------------+
¦сбора на обязательное социальное ¦
¦страхование на случай безработицы ¦
+----------------------------------+

Перечень обязательных платежей,
при уплате которых предприятиям и организациям,
где работают инвалиды, предоставлены льготы по уплате:

1. Платежей в Фонд Украины социальной защиты инвалидов.

2. Сбора на обязательное государственное пенсионное страхование.

3. Сбора на обязательное социальное страхование.

4. Сбора на обязательное социальное страхование на случай безработицы.

Рассмотрим особенности предоставления льгот по отдельным налогами и сборам.

Налог на прибыль. Закон Украины от 13 июля 2000 г. N 1926 "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно налогообложения предприятий и организаций общественных организаций инвалидов", изложив пункт 7.12 статьи 7 3акона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в новой редакции, определил предприятия и организации общественных организаций инвалидов Украины, прибыль которых освобождается от налогообложения (см. схему 3).

Схема 3

Условия, при которых предприятия и организации
общественных организаций инвалидов
освобождаются от уплаты налога на прибыль
(в соответствии с пунктом 7.12 Закона Украины
"о налогообложении прибыли предприятий")
(условия с 1 по 5)

+---------------------------+  +---------------------+ +---------------------+
¦ прибыль получена ¦ ¦имущество предприятий¦ ¦есть разрешение на ¦
¦не от продажи подакцизных ¦ ¦и организаций ¦ ¦право пользования ¦
¦товаров и игорного бизнеса ¦ ¦общественных ¦ ¦такой льготой, ¦
+---------------------------+ ¦организаций инвалидов¦ ¦которое ¦
 ¦является их ¦ ¦предоставляется ¦
¦ ¦собственностью ¦ ¦межведомственной ¦
¦ +---------------------+ ¦Комиссией по вопросам¦
¦  ¦деятельности ¦
¦ ¦ ¦предприятий и ¦
¦ ¦ ¦организаций ¦
¦ ¦ ¦общественных ¦
¦ ¦ ¦организаций инвалидов¦
¦ ¦ +---------------------+
¦ ¦ 
¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------------+
¦ Условия, при которых предприятия и организации общественных организаций¦
¦инвалидов освобождаются от уплаты налога на прибыль, полученную от продажи¦
¦товаров (работ, услуг) ¦
+----------------------------------------------------------------------------+
 

  +-------------------------------+   +----------------------------------+
¦в течение предыдущего отчетного¦ ¦ фонд оплаты труда инвалидов ¦
¦ (налогового) периода ¦ ¦составляет течение отчетного ¦
¦количество инвалидов, имеющих ¦ ¦периода не менее 25% суммы ¦
¦ там основное место работы, ¦ ¦общих расходов на оплату труда, ¦
¦ составляет не менее 50% общей ¦ ¦относящихся к составу валовых ¦
¦ численности работающих ¦ ¦расходов производства (обращения) ¦
+-------------------------------+ +----------------------------------+

Предприятия и организации, на которые распространяется действие этого подпункта, регистрируются в соответствующем органе налоговой службы в порядке, предусмотренном для плательщиков этого налога.

Согласно пп.4.2.16 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" не включаются в состав валового дохода и, соответственно, не облагаются налогом на прибыль средства или имущество, предоставляемые в виде безвозмездной помощи общественным организациям инвалидов и предприятиям и организациям, которые определены пунктом 7.12 статьи 7 этого Закона (см. схему З).

На наш взгляд, требование относительно того, чтобы имущество предприятий и организаций общественных организаций инвалидов Украины полностью было их собственностью, является спорным. А если все имущество такой организации (или его часть), в соответствии с уставом предприятия и заключенными соглашениями, принадлежит ему по праву полного хозяйственного ведания или оперативного управления? Получается, что предприятиям и организациям общественных организаций инвалидов, чтобы не уплачивать налогна прибыль, нужно отказаться от оперативной аренды, финансового лизинга, проката вещей! Налог на добавленную стоимость. Условия, при которых предприятия и организации общественных организаций инвалидов пользуются льготами по НДС, аналогичны изложенным в п.7.12 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (см. схему З на стр.9).При этом подпункт 5.2.1 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" для таких плательщиков определил операции по продаже товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, игорного бизнеса, покупных товаров, как освобождаемые от налогообложения.

Налоговая отчетность таких предприятий и организаций предоставляется в порядке, предусмотренном центральным органом налоговой службы Украины.

В случае осуществления таких операций согласно подпункту 6.2.8 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" предприятия и организации общественных организаций инвалидов, о которых идет речь, могут исчислять НДС по нулевой ставке. Решение о применении этой нормы принимается такими предприятиями и организациями самостоятельно один раз в год. Заявление о своем решении по этому вопросу предприятия и организации - налогоплательщики пррдоставляют соответствующему органу налоговой службе позднее одного месяца до начала календарного года (для вновь созданных предприятий и организаций не позднее одного месяца до начала отчетного квартала).

В случае продажи подакцизных или покупных товаров, предоставления услуг по игорному бизнесу налог на добавленную стоимость исчисляется на общих основаниях. Напомним, что не разрешается также применение нулевой ставки налога к операциям по вывозу (экспорту) товаров (работ, услуг) в случае, когда такие операции освобождены от налогообложения на таможенной территории Украины согласно \.

Таким образом, предприятия и организации общественных организаций инвалидов для различных операций продажи могут применять две ставки обложения НДС (20% и нулевую) или использовать свое право быть освобожденными от уплаты НДС (см. схему 4).

Схема 4

Возможные варианты обложения НДС операций
по продаже товаров (работ, услуг)
предприятиями и организациями
общественных организаций инвалидов

   +-----------------------------------------------------------------------+
¦ Обложение НДС операций по продаже товаров (работ, услуг) ¦
¦ предприятиями и организациями общественных организаций ¦
¦ инвалидов ¦
+-----------------------------------------------------------------------¦
¦Операции по продаже¦ Операции по продаже других товаров (работ, услуг)¦
¦ подакцизных, +---------------------------------------------------¦
¦ покупных товаров ¦при несоблюдении¦при соблюдении условий пп.5.2.1 ¦
¦ и игорного бизнеса¦ условий ¦ Закона ¦
¦ ¦пп.5.2.1 Закона ¦ ¦
+------------------------------------+----------------------------------¦
¦ ¦ ----------------¦
¦ по ставке 20% ¦по нулевой ставке | не облагаются |
+-------------------------------------------------------|---------------|
¦ или |
¦ |
¦ 
 ---------------------------
+------------------------------------+ | доход, полученный от |
¦за счет сумм НДС, поступивших от ¦ | продажи товаров |
¦продажи товаров (работ, услуг) ¦ | (работ, услуг) |
+-----------------------------------------------------------------------¦
¦ из средств бюджета ¦
+-----------------------------------------------------------------------¦
¦ Источники возмещения входящего НДС ¦
+-----------------------------------------------------------------------+

Источниками возмещения входящего НДС для предприятий и организаций общественных оганизаций инвалидов являются (см. схему 4):

1. Для приобретенных товаров (работ, услуг), стоимость которых относится к составу валовых расходов производства, входящий НДС возмещается за счет сумм НДС, поступающих от продажи продукции, а также из средств бюджета. Такой же порядок возмещения входящего НДС установлен относительно приобретенных основных фондов и нематериальных активов, которые подлежат амортизации. При этом уплаченный входящий НДС оформляется как налоговый кредит.

2. Применение предприятиями и организациями об щественных организаций инвалидов нулевой ставки НДС дает возможность включать в сумму налогового кредита НДС на приобретенные товары (роботы, услуги), исполь зованные для продажи облагаемых налогом по нулевой ставке товаров (работ, услуг). Входящий НДС возмещается в этом случае только из средств бюджета.

3. При освобождении операций по продаже товаров (работ, услуг) от обложения НДС суммы уплаченного НДС при приобретении товаров (работ, услуг), стоимость которых входит в состав валовых расходов производства, также включаются в последние. У этой группы субъектов хозяйствования налог, уплаченный при приобретении основных средств и нематериальных активов, подлежащих амортизации, не возмещается, а относится на увеличение их стоимости. То есть входящий НДС не включается в налоговый кредит, и источником возмещения НДС является доход, полученный от реализации продукции.

Для операций, которые облагаются налогами и освобождены от налогообложения, составляются отдельные налоговые накладные. В случае освобождения от налогообложения в налоговой накладной делается запись: "Без НДС" со ссылкой на соответствующий пункт статьи 5 Закона.

Налогоплательщики должны вести отдельный учет по продаже и приобретению относительно:

- операций, подлежащих налогообложению по ставке 20 процентов;

- операций, освобожденных от налогообложения (или к которым применяется нулевая ставка НДС, если предприятия и организации общественных организаций инвалидов приняли решение об использовании этой нормы).

Возмещение из бюджета налогового кредита предприятиям и организациям общественных организаций инвалидов осуществляется на общих основаниях согласно законодательству.

Плата за землю. От земельного налога освобождаются общественные организации инвалидов Украины, предприятия и организации общественных организаций инвалидов, определенные в пункте 3 статьи 12 Закона Украины "О плате за землю". Условия, при которых такие предприятия пользуются льготами, аналогичны рассмотренным выше (см. схему 3 на стр.9, условия с 2 по 5).

Остается различным подход к предприятиям и организациям всеукраинских и прочих общественных организаций инвалидов и при уплате сборов.

Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование. Для предприятий, учреждений и организаций, где работают инвалиды, сбор на обязательное государственное пенсионное страхование определяется отдельно по ставке 4 процента от объекта налогообложения - для работающих инвалидов и по ставке 32 процента от объекта налогообложения - для других работников такого предприятия.

Для предприятий всеукраинских общественных организаций инвалидов, где количество инвалидов составляет не менее 50 процентов общей численности работающих, сбор на обязательное государственное пенсионное страхование определяется по ставке 4 процента от объекта налогообложения для всех работников этих предприятий (пункт 1 статьи 4 Закона Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" от 26 июня 1997 года N 400/97-ВР). Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование плательщики сбора уплачивают в Пенсионный фонд Украины в порядке, определенном законодательством.

Предприятия всеукраинских общественных организаций инвалидов обязаны зарегистрироваться в органах Пенсионного фонда Украины. Коммерческие банки при открытии соответствующих банковских счетов обязаны требовать информацию от таких плательщиков относительно указанной регистрации.

Сбор на обязательное социальное страхование. Для предприятий, учреждений и организаций, где работают инвалиды, сбор на обязательное социальное страхование определяется отдельно по ставке 1 процент от объекта налогообложения для работающих инвалидов и по ставке 4 процента от объекта налогообложения для других работников такого предприятия. При этом сбор на обязательное социальное страхование, определенный от объекта налогообложения для работающих инвалидов, в полном объеме зачисляется в Фонд Украины социальной защиты инвалидов.

Для предприятий всеукраинских общественных организаций инвалидов, где количество инвалидов составляет не менее 50 процентов общей численности работающих, сбор на обязательное социальное страхование определяется по ставке 1 процент от объекта налогообложения для всех работников этих предприятий.

Сбор на обязательное социальное страхование на случай безработицы. Прямо в законодательстве не регулируется уплата этого сбора предприятиями общественных организаций инвалидов. Но, исходя из статьи 4 Закона Украины "О сборе на обязательное социальное страхование", можно сделать вывод, что предприятия всеукраинских общественных организаций инвалидов, где количество инвалидов составляет не менее 50 процентов общей численности работающих, сбор на обязательное социальное страхование на случай безработицы не уплачивают. Для предприятий, учреждений и организаций, где работают инвалиды, сбор на обязательное социальное страхование определяется по ставке 1,5% от объекта налогообложения для всех работников, кроме работающих инвалидов.

Отчисления в Фонд социальной защиты инвалидов. Согласно Закону Украины "Об основах социальной защиты инвалидов в Украине" местные органы самоуправления совместно с общественными организациями инвалидов, при участии отделений Фонда Украины социальной защиты инвалидов, ежегодно определяют для всех предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности и хозяйствования) нормативы рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, в размере не менее четырех процентов от общей численности работающих. Если работает от 15 до 25 человек - устанавливается норматив в количестве одного рабочего места.

Ежегодные отчисления в Фонд социальной защиты инвалидов осуществлять обязаны лишь предприятия, учреждения и организации, где работает инвалидов меньше, нежели установлено нормативом.

Местные налоги и сборы. Предприятиям и организациям общественных организаций инвалидов могут органами местного самоуправления предоставляться льготы и при уплате местных налогов и сборов, в т.ч. коммунального налога.

"Все обухгалтерском учете" N 13(559), 14 февраля 2001 г.
Подписной индекс 35200



Вход в систему
Логин
Пароль 
Новый пользователь
Забыл пароль?

Стан бази
П'ятниця, 19.04.2024
В базi 549581 документ

 Огляд останніх надходжень
Актуальні консультації
Списання автомобіля: від «а» до «я»
Штатний розпис професійно-технічного навчального закладу за новими вимогами
Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь
Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Вакцинация работников предприятия против гриппа, или Я уколов не боюсь: если надо уколюсь!
Бланки та звітність
Податкова звiтнiсть
Фiнансова звiтнiсть
Вiдрахування у фонди
Форми документiв
Довiдковi матерiали
Ставка єдиного податку
Граничні норми добових витрат
Облiкова ставка НБУ
Iндекси iнфляцiї (2017 р.)
Розмiр мiнiмальної заробiтної плати
Розмір мінімальної пенсії
Розмiр прожиткового мiнiмуму
Розмiр податкової соцiальної пiльги.
Розмiри мiнiмального та максимального єдиного внеску для пiдприємцiв
Максимальний розмiр заробiтної плати, з якої сплачується єдиний соцiальний внесок
Кориснi посилання
Увага! важлива інформація
  21.03.2018  

Про внесення змін до Порядку проведення конкурсу з перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування
Постанова Кабінету Міністрів України N 180 від 07 лютого 2018 р.

Про внесення змін до Правил надання послуг пасажирського автомобільного транспорту
Постанова Кабінету Міністрів України N 181 від 07 лютого 2018 р.

  19.03.2018  

Про затвердження Змін до Порядку відкриття та закриття рахунків у національній валюті в органах Державної казначейської служби України
Наказ Міністерства фінансів України N 110 від 05.02.2018 р.

Про затвердження Реєстру референтних цін (цін відшкодування) на препарати інсуліну станом на 01 лютого 2018 року
Наказ Міністерства охорони здоров'я України N 453 від 07.03.2018 р.

  15.03.2018  

Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю
Закон України N 2275-VIII від 6 лютого 2018 року

[Архив новостей]

2005-2017 © ПАРУС