Документ : Изъятие документов при проверке: права проверяющих


Изъятие документов при проверке:
права проверяющих

Очередную страничку "Юридического блокнота" мы решили посвятить вечной теме налоговых проверок. И это не случайно: после выхода спецвыпуска, посвященного проверкам на предприятиях, мы получили от вас, уважаемые читатели, такое количество вопросов, отзывов и предложений, что их хватило бы минимум еще на один спецвыпуск. А просьбы подписчиков мы никогда не оставляем без внимания, поэтому вновь обращаемся к "проверочной теме" и предлагаем рассмотреть один очень интересный вопрос, который неоднократно встречался в ваших письмах.

Речь пойдет об изъятии документов у предприятия в ходе проверки.

Хорошо известно, что право налоговиков изымать документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов (конечно, оставляя их копии), закреплено в п.6 ст. 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" от 04.12.90 г. N 509-XII (далее - Закон N 509). Там же инспекторам разрешено изымать у частных предпринимателей, нарушающих порядок осуществления предпринимательской деятельности, регистрационные удостоверения или специальные разрешения (лицензии, патенты и т.п.).

Однако после 1 октября 2001 года - вступления в силу статьи 9 Закона Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. N 2181-III (далее Закон N2181) - возникли некоторые сомнения в том, могут ли работники органов ГНС воспользоваться своим правом изъятия входе проведения проверок. С чем это связано? Все дело в пп.9.4.1 Закона N 2181, перечисляющем функции исполнителя решения об аресте активов налогоплательщика (налогового управляющего), среди которых - организация изъятия оригиналов первичных финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов. Все хорошо, вот только в этом же подпункте сказано, что "изъятие оригиналов первичных финансовохозяйственных и бухгалтерских документов налоговыми органами в других случаях не допускается, кроме изъятий, которые осуществляются согласно уголовно-процессуальному законодательству".

Трактовок этой нормы две.

1. Закон N 2181 принят после Закона N 509, поэтому нормы первого имеют приоритет: после его вступления в силу остальные нормативно-правовые акты действуют в части, не противоречащей ему (п.19.6 Закона N 2181). Значит, документы должны изымать по правилам Закона N 2181.

2. Нормы пп.9.4.1 Закона N 2181 регулируют функции исполнителя решения об аресте активов. Следовательно, в остальных случаях изъятие документов проводят по п.6 ст.11 Закона N 509.

Давайте вместе взвесим все за и против по обеим точкам зрения.

Подпункт 9.4.1 Закона N 2181 определяет функции исполнителя решения об аресте активов в рамках процедуры административного ареста. Стало быть, по логике, упоминание в нем об изъятии документов касается только этой процедуры, а во всех остальных случаях необходимо применять нормы п.6 ст.11 Закона N 509. Последние не противоречат Закону N2181: пп.9.4.1 регулирует процесс админареста, а п.6 ст. 11 - права налоговиков.

Основная цель пп.9.4.1 Закона N 2181 - не допустить возможности осуществления плательщиком каких-либо операций с активами в обход процедуры погашения налогового долга. Исключительно для этого и изымают документы. Читая пп.9.4.1 Закона N 2181, легко понять, что речь идет об изъятии при админаресте всех первичных финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов. Посмотрите теперь, что по этому поводу написано в п.6 ст.11 3акона N 509: налоговики изымают только те документы, которые свидетельствуют о сокрытии (занижении) объектов налогообложения или неуплате налогов. Между этими ситуациями, как говорят в Одессе, - две большие разницы. Поэтому норму пп.9.4.1 можно трактовать и так: все документы налоговики, кроме как при админаресте, изымать не могут, ну а те из них, которые свидетельствуют о сокрытии (занижении) объектов налогообложения без проблем.

Закон N 2181 внес в Закон N 509 множество изменений (пп. 19.4.7 Закона N 2181), однако они почему-то не коснулись п.6 ст. 11. Не говорит ли это о том, что законодатель изначально четко различал изъятие по Закону N 2181 и по Закону N 509?

И наконец, о каких именно документах говорится в пп.9.4.1 Закона N 2181? Цитируем: "... первичных финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов...". Делаем вывод от противного: прочие документы, т.е. не относящиеся к первичным и бухгалтерским, изымать разрешено даже по Закону N 2181. Допустим, очертить круг бухгалтерских документов теоретически можно*. А кто может сказать достоверно, что относится к первичным финансово-хозяйственным документам? Этот термин не определен в законодательстве.

В пользу приоритетности норм пп.9.4.1 Закона N 2181 говорит тот факт, что он принят после Закона N 509 и согласно п. 19.6 Закона N 2181 прочие нормативно-правовые акты действуют в части, не противоречащей его положениям.

Естественно, лучше всего, если окончательное решение о том, какой Закон "главнее" - N 509 или N 2181 - примет суд. Атак приходится констатировать, что вопрос, как минимум, спорный и однозначно советовать - мол, не давайте изымать документы! - нельзя. Уж очень не хочется, чтобы с кем-то приключился случай, даже отдаленно напоминающий репортажи о буднях налоговой милиции, которыми пестрят выпуски теленовостей. Ведь именно ей предписано "оказывать помощь" при противодействии изъятию доку ментов со стороны должностных лиц предприятия (п.6 Инструкции о порядке изъятия должностными лицами органов государственной налоговой службы Украины у предприятий, учреждений и организаций документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов и других платежей, утвержденной приказом ГНАУ от 01.07.98 г. N 316 ). Намек, согласитесь, недвусмысленный. Кстати, коль ужречь зашла о налоговой милиции, заметим, что правом изымать оригиналы документов ст.22 Закона N 509 в равной мере наделяет как налоговых инспекторов, так и налоговых милиционеров.

Заметьте: изъять документы налоговики могут не только при проверке. Во-первых, у налоговой милиции есть право истребовать и при необходимости изъять документы по п.24 ст.11 Закона Украины "О милиции" от 20.12.90 г N 565-XII. Во-вторых, следователь налоговой милиции может осуществлять выемку документов в процессе следствия (ст. 178 Уголовно-процессуального кодекса Украины). При этом запрет на изъятие по пп.9.4.1 Закона N 2181 не работает в рамках уголовно-процессуального законодательства. Так что, если визит налоговиков (аточнее, сотрудников налоговой милиции) связан суголовным производством, их полномочия гораздо шире, и спорить не о чем.

Как видите, рассмотренный вопрос действительно очень неоднозначен. Однако мы верим, что у парламентариев когда-нибудь дойдут руки и до него. А пока искренне желаем вам как можно реже оказываться в роли проверяемых.

________________________

* Их признаки перечислены в ст. 9 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. N 996-XIV, а также в Положении о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденном приказом Минфина Украины от 24.05.95 г. N 88.

"Все о бухгалтерском учете" N 111 (779) от 29 ноября 2002 г.



Вход в систему
Логин
Пароль 
Новый пользователь
Забыл пароль?

Стан бази
Четвер, 25.04.2024
В базi 549581 документ

 Огляд останніх надходжень
Актуальні консультації
Списання автомобіля: від «а» до «я»
Штатний розпис професійно-технічного навчального закладу за новими вимогами
Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь
Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Вакцинация работников предприятия против гриппа, или Я уколов не боюсь: если надо уколюсь!
Бланки та звітність
Податкова звiтнiсть
Фiнансова звiтнiсть
Вiдрахування у фонди
Форми документiв
Довiдковi матерiали
Ставка єдиного податку
Граничні норми добових витрат
Облiкова ставка НБУ
Iндекси iнфляцiї (2017 р.)
Розмiр мiнiмальної заробiтної плати
Розмір мінімальної пенсії
Розмiр прожиткового мiнiмуму
Розмiр податкової соцiальної пiльги.
Розмiри мiнiмального та максимального єдиного внеску для пiдприємцiв
Максимальний розмiр заробiтної плати, з якої сплачується єдиний соцiальний внесок
Кориснi посилання
Увага! важлива інформація
  21.03.2018  

Про внесення змін до Порядку проведення конкурсу з перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування
Постанова Кабінету Міністрів України N 180 від 07 лютого 2018 р.

Про внесення змін до Правил надання послуг пасажирського автомобільного транспорту
Постанова Кабінету Міністрів України N 181 від 07 лютого 2018 р.

  19.03.2018  

Про затвердження Змін до Порядку відкриття та закриття рахунків у національній валюті в органах Державної казначейської служби України
Наказ Міністерства фінансів України N 110 від 05.02.2018 р.

Про затвердження Реєстру референтних цін (цін відшкодування) на препарати інсуліну станом на 01 лютого 2018 року
Наказ Міністерства охорони здоров'я України N 453 від 07.03.2018 р.

  15.03.2018  

Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю
Закон України N 2275-VIII від 6 лютого 2018 року

[Архив новостей]

2005-2017 © ПАРУС