Документ : Изъятие документов при проверке: права проверяющих
Изъятие документов при проверке: права проверяющих
Очередную страничку "Юридического блокнота" мы решили посвятить вечной теме налоговых проверок. И это не случайно: после выхода спецвыпуска, посвященного проверкам на предприятиях, мы получили от вас, уважаемые читатели, такое количество вопросов, отзывов и предложений, что их хватило бы минимум еще на один спецвыпуск. А просьбы подписчиков мы никогда не оставляем без внимания, поэтому вновь обращаемся к "проверочной теме" и предлагаем рассмотреть один очень интересный вопрос, который неоднократно встречался в ваших письмах.
Речь пойдет об изъятии документов у предприятия в ходе проверки.
Хорошо известно, что право налоговиков изымать документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов (конечно, оставляя их копии), закреплено в п.6 ст. 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" от 04.12.90 г. N 509-XII (далее - Закон N 509). Там же инспекторам разрешено изымать у частных предпринимателей, нарушающих порядок осуществления предпринимательской деятельности, регистрационные удостоверения или специальные разрешения (лицензии, патенты и т.п.).
Однако после 1 октября 2001 года - вступления в силу статьи 9 Закона Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. N 2181-III (далее Закон N2181) - возникли некоторые сомнения в том, могут ли работники органов ГНС воспользоваться своим правом изъятия входе проведения проверок. С чем это связано? Все дело в пп.9.4.1 Закона N 2181, перечисляющем функции исполнителя решения об аресте активов налогоплательщика (налогового управляющего), среди которых - организация изъятия оригиналов первичных финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов. Все хорошо, вот только в этом же подпункте сказано, что "изъятие оригиналов первичных финансовохозяйственных и бухгалтерских документов налоговыми органами в других случаях не допускается, кроме изъятий, которые осуществляются согласно уголовно-процессуальному законодательству".
Трактовок этой нормы две.
1. Закон N 2181 принят после Закона N 509, поэтому нормы первого имеют приоритет: после его вступления в силу остальные нормативно-правовые акты действуют в части, не противоречащей ему (п.19.6 Закона N 2181). Значит, документы должны изымать по правилам Закона N 2181.
2. Нормы пп.9.4.1 Закона N 2181 регулируют функции исполнителя решения об аресте активов. Следовательно, в остальных случаях изъятие документов проводят по п.6 ст.11 Закона N 509.
Давайте вместе взвесим все за и против по обеим точкам зрения.
Подпункт 9.4.1 Закона N 2181 определяет функции исполнителя решения об аресте активов в рамках процедуры административного ареста. Стало быть, по логике, упоминание в нем об изъятии документов касается только этой процедуры, а во всех остальных случаях необходимо применять нормы п.6 ст.11 Закона N 509. Последние не противоречат Закону N2181: пп.9.4.1 регулирует процесс админареста, а п.6 ст. 11 - права налоговиков.
Основная цель пп.9.4.1 Закона N 2181 - не допустить возможности осуществления плательщиком каких-либо операций с активами в обход процедуры погашения налогового долга. Исключительно для этого и изымают документы. Читая пп.9.4.1 Закона N 2181, легко понять, что речь идет об изъятии при админаресте всех первичных финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов. Посмотрите теперь, что по этому поводу написано в п.6 ст.11 3акона N 509: налоговики изымают только те документы, которые свидетельствуют о сокрытии (занижении) объектов налогообложения или неуплате налогов. Между этими ситуациями, как говорят в Одессе, - две большие разницы. Поэтому норму пп.9.4.1 можно трактовать и так: все документы налоговики, кроме как при админаресте, изымать не могут, ну а те из них, которые свидетельствуют о сокрытии (занижении) объектов налогообложения без проблем.
Закон N 2181 внес в Закон N 509 множество изменений (пп. 19.4.7 Закона N 2181), однако они почему-то не коснулись п.6 ст. 11. Не говорит ли это о том, что законодатель изначально четко различал изъятие по Закону N 2181 и по Закону N 509?
И наконец, о каких именно документах говорится в пп.9.4.1 Закона N 2181? Цитируем: "... первичных финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов...". Делаем вывод от противного: прочие документы, т.е. не относящиеся к первичным и бухгалтерским, изымать разрешено даже по Закону N 2181. Допустим, очертить круг бухгалтерских документов теоретически можно*. А кто может сказать достоверно, что относится к первичным финансово-хозяйственным документам? Этот термин не определен в законодательстве.
В пользу приоритетности норм пп.9.4.1 Закона N 2181 говорит тот факт, что он принят после Закона N 509 и согласно п. 19.6 Закона N 2181 прочие нормативно-правовые акты действуют в части, не противоречащей его положениям.
Естественно, лучше всего, если окончательное решение о том, какой Закон "главнее" - N 509 или N 2181 - примет суд. Атак приходится констатировать, что вопрос, как минимум, спорный и однозначно советовать - мол, не давайте изымать документы! - нельзя. Уж очень не хочется, чтобы с кем-то приключился случай, даже отдаленно напоминающий репортажи о буднях налоговой милиции, которыми пестрят выпуски теленовостей. Ведь именно ей предписано "оказывать помощь" при противодействии изъятию доку ментов со стороны должностных лиц предприятия (п.6 Инструкции о порядке изъятия должностными лицами органов государственной налоговой службы Украины у предприятий, учреждений и организаций документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов и других платежей, утвержденной приказом ГНАУ от 01.07.98 г. N 316 ). Намек, согласитесь, недвусмысленный. Кстати, коль ужречь зашла о налоговой милиции, заметим, что правом изымать оригиналы документов ст.22 Закона N 509 в равной мере наделяет как налоговых инспекторов, так и налоговых милиционеров.
Заметьте: изъять документы налоговики могут не только при проверке. Во-первых, у налоговой милиции есть право истребовать и при необходимости изъять документы по п.24 ст.11 Закона Украины "О милиции" от 20.12.90 г N 565-XII. Во-вторых, следователь налоговой милиции может осуществлять выемку документов в процессе следствия (ст. 178 Уголовно-процессуального кодекса Украины). При этом запрет на изъятие по пп.9.4.1 Закона N 2181 не работает в рамках уголовно-процессуального законодательства. Так что, если визит налоговиков (аточнее, сотрудников налоговой милиции) связан суголовным производством, их полномочия гораздо шире, и спорить не о чем.
Как видите, рассмотренный вопрос действительно очень неоднозначен. Однако мы верим, что у парламентариев когда-нибудь дойдут руки и до него. А пока искренне желаем вам как можно реже оказываться в роли проверяемых.
________________________
* Их признаки перечислены в ст. 9 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. N 996-XIV, а также в Положении о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденном приказом Минфина Украины от 24.05.95 г. N 88.
"Все о бухгалтерском учете" N 111 (779) от 29 ноября 2002 г.
|