Документ : О Законе Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине"


О Законе Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине"

Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине", принятый 16 июля 1999 года (далее - Закон), вступил в силу с 1 января 2000 года. Что нового привносит он в нашу жизнь?

Прежде всего - новую философию бухгалтерского учета, общепринятую в мировой практике и положенную в основу построения Международных стандартов бухгалтерского учета. Чтобы понять эту философию, необходимо осознать цель ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности (ст.3 п.1 Закона), которой является предоставление

- (кому?) пользователям

- (для чего?) для принятия решений

- (чего?) полной, правдивой и непредвзятой информации

- (о чем?) о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия.

Правдивая информация о деятельности предприятия необходима как внутренним (аппарат управления), так и внешним пользователям.

Вместе с тем система бухгалтерского учета, исторически сложившаяся в нашей стране со времен административного регулирования экономики, соответствовала только нуждам государства и не учитывала интересы других пользователей финансовой информации. В течение многих лет целью бухгалтерского учета в нашей стране считался контроль за сохранностью социалистической (то есть государственной) собственности. Поскольку государство было почти единственным собственником, то бухгалтерский учет был подчинен ему как главному пользователю, подгонялся под налоговые нужды, в результате чего утратил достоверность, а на бухгалтера возлагалась ответственная роль "государственного контролера".

Конечно, контроль всегда был одной из обязанностей бухгалтера, но в условиях изменения форм собственности бухгалтер должен обеспечивать контроль за сохранностью активов и капитала, а также выполнением обязательств собственников своего предприятия. Государственные же интересы блюдут государственные органы управления, защитой прав различных категорий собственников занимается юриспруденция, а бухгалтерский учет только связывает между собой хозяйственную деятельность и людей, которые принимают решение благодаря информации, которую он предоставляет.

Итак, реформа бухгалтерского учета в Украине - это не переход на "американский учет", как говорит кое-кто, а в определенной мере возврат к старым, хорошо забытым традициям, которые издавна существовали в учете, и является следствием реформирования экономики в соответствии с требованиями рыночной среды.

Вспомним историю. Бухгалтерские книги используются более 500 лет. Они всегда, прежде всего, были нужны самому хозяину (собственнику) для ведения дел и управления своим хозяйством, а уже потом предоставляли и подтверждали информацию, необходимую другим категориям пользователей.

Понятно, что внутренние пользователи в процессе принятия решений не ограничиваются только информацией финансовой отчетности, а используют подробные данные бухгалтерского учета, которые недоступны для внешних пользователей. Поэтому финансовая отчетность в большей степени рассчитана на внешних пользователей. Она содержит обобщенную, соответствующим образом структуризированную информацию о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия и не является его коммерческой тайной.

Финансовые отчеты - основной источник информации, используемой для принятия конкретных экономических решений различными категориями пользователей. Они должны предоставлять возможность сравнивать:

- финансовые отчеты предприятия за разные периоды;

- финансовые отчеты разных предприятий как в пределах одной, так и разных страх.

Наш традиционный бухгалтерский учет всегда считался достаточно совершенным. Проблемы возникли с сопоставимостью отчетности украинских предприятий с отчетами предприятий других стран, в том числе СНГ, которые уже применяют международные стандарты бухгалтерского учета.

Сузить существующие отличия различных учетных систем и процедур, связанных с составлением и предоставлением финансовых отчетов, избрав себе целью Комитет по Международным стандартам бухгалтерского учета, созданный еще в 1973 г. на основании соглашения, заключенного между профессиональными бухгалтерскими организациями Австралии, Великобритании, Ирландии, Канады, Нидерландов, Германии, Мексики, США, Франции и Японии.

К сожалению, "широка страна наша родная", гордостью за которую мы были в то время преисполнены, оставалась в стороне от интеграционных процессов, происходивших в мире, вследствие чего за годы господствования централизированной системы управления и принципов закрытой экономики, наша страна не приобрела опыта сотрудничества с другими предприятиями мировой экономической системы, что не содействовало повышению конкурентоспособности и эффективности ее собственных предприятий.

Для быстрой адаптации в международном распределении труда информация о деятельности украинских предприятий должна соответствовать общепринятым "правилам игры", сложившимся на мировом рынке.

Как одинаковой для всех является таблица умножения, так одинаковыми должны быть требования относительно предоставления информации о деятельности предприятий. Такие требования, пересмотренные в 1997 г., содержатся в Международном стандарте бухгалтерского учета (МСБУ) 1 "Предоставление финансовых отчетов".

Итак, МСБУ будут применяться в Украине, но пока что в наиболее общих чертах, и только базовый подход, исключая альтернативный, чтобы не привести в отчаяние бухгалтера, для которого и так вводится много изменений за один год.

Законом "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" в национальную теорию и практику бухгалтерского учета вводится новая терминология (финансовая отчетность, консолидированная финансовая отчетность, принципы бухгалтерского учета и т.п.) и уточняется в соответствии с требованиями МСБУ смысл давно употребляемых терминов (бухгалтерский учет, активы, обязательства, учетная политика).

Итак, финансовая отчетность - это бухгалтерская отчетность, содержащая информацию о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия за отчетный период (ст.1 Закона и ст.3 П(с)БУ 1). Новый состав годовой финансовой отчетности полностью соответствует МСБУ 1 и согласно Закону (ст.11 п.2) и П(с)БУ 1 (ст.8) включает: баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о собственном капитале и примечания к отчетам.

Для субъектов малого предпринимательства устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах.

Что касается промежуточной (квартальной) отчетности, то она составляется всеми предприятиями и содержит только первые две формы.

Отныне баланс предприятия будет составляться по состоянию на конец последнего дня квартала (года). То есть годовой баланс будет составляться не на 1 января, а на 31 декабря, как это принято в мире, хотя от этого остатки в нем не изменяться.

Реформа бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями рыночной среды уточняет основное учетное уравнение, которое применяется в национальной теории и практике. Так, с первых дней нашего знакомства с бухгалтерским учетом мы запомнили равенство: Активы = Пассивы. Согласно международной практике это уравнение приобретает вид: Активы = Обязательства + Собственный капитал. Отсюда: Собственный капитал = Активы - Обязательства. Форма нового баланса органически соединяет в себе традиционное и новое его построение. Так, баланс остается двухсторонней таблицей, в которой одна сторона - Актив, а вторая - Пассив. В пассиве собственный капитал выделяется отдельно в первом разделе, а остальные разделы объединяют в себе обязательства. В соответствии с элементами финансовых отчетов построен новый План счетов бухгалтерского учета:

     +-----------------------------------------------------------------+
¦ Классы счетов ¦
+-----------------------------------------------------------------¦
¦ 1, 2, 3 ¦ 4 ¦ 5,6 ¦ 7, 8, 9 ¦
+---------+-------------------+---------------+-------------------¦
¦ Активы ¦Собственный капитал¦ Обязательства ¦Доходы и расходы ¦
+-----------------------------------------------------------------¦
¦ Элементы финансовых отчетов ¦
+-----------------------------------------------------------------+

Класс 0 - забалансовые счета

Понятие активов не является для нас новым, но отныне оно приобретает новый смысл, напоминая нам о том, что в условиях рыночной экономики предприятие, как правило, создается для получения прибыли. Чтобы эту прибыль получить, предприятие должно быть действующим и иметь для этого определенный потенциал. Таким потенциалом являются его активы, которые должны воплощать в себе будущие экономические выгоды. Уплата долгов (погашение обязательств) приведет к уменьшению активов и, соответственно, тех выгод, которые они в себе воплощают.

Составляя годовую отчетность за 1999 год, бухгалтеры строго придерживались требований соответствующей Инструкции и сознательно не искажали данные. Вопрос только в том, получили ли мы в результате правдивую информацию, на основании которой будут принимать решения внутренние и внешние пользователи? Действительно ли активы, отраженные в наших балансах, являются потенциалом предприятия, который приведет к получению экономических выгод в будущем? Или они в определенной мере засорены хламом, который (и мы это хорошо знаем) уже никогда не принесет экономической выгоды, а приведет только к расходам? Мы также знаем, что оценка наших основных средств утратила реальность в результате неоднократных индексаций и применения определенных налоговым законодательством методов начисления амортизации. Перед составлением годовой отчетности мы провели тщательную инвентаризацию дебиторской задолженности и теперь сомневаемся относительно погашения определенной ее части. А отдельные суммы даже не вызывают у нас сомнений относительно их непогашения. Но мы умалчиваем об этих фактах, отражая в балансе дебиторскую задолженность как сумму, ожидаемую к уплате, без корректировки ее на резерв сомнительных долгов.

В результате, если сегодня начинать сверять свои действия с Законом, получается, что мы не придерживаемся одного из наиболее важных принципов бухгалтерского учета и финансовой отчетности - принципа осмотрительности завышаем стоимость наших активов, а соответственно, и собственного капитала - то есть предоставляем неправдивую информацию и вводим тем самым в заблуждение пользователей нашей отчетности.

Поэтому сегодня, переходя на новую систему бухгалтерского учета, необходимо осознать ее рыночную философию и, открывая Главную книгу на 2000 год, не механически переносить остатки на новые счета, а вместе с руководителем, прежде всего критически, с позиций будущей экономической выгоды, пересмотреть состав активов своего предприятия. Необходимо очистить активы - продать ненужные, списать на расходы непригодные к использованию или те, содержание которых обходится дороже, чем польза от них, осуществить реальную оценку активов и обязательств.

Новая, европейская культура предоставления информации в финансовой отчетности приводит также к более равномерному распределению ответственности за нее между руководителем и бухгалтером. Определяя учетную политику предприятия, бухгалтер без помощи руководителя и инженерных служб не решит вопросов:

- какое имущество оставить для успешного продолжения функционирования предприятия, а от какого избавиться (это повлияет на состав и стоимость активов);

- какой срок использования следует планировать для нового оборудования и какой может быть его ликвидационная стоимость (от этого зависит сумма амортизации и, соответственно, остаточная стоимость основных средств);

- какая существует вероятность погашения дебиторской задолженности (от этого зависит ее балансовая стоимость);

- вводить или нет внутрихозяйственный (управленческий) учет (осуществлять поиски резервов повышения эффективности или закрыть на это глаза?).

В Международных стандартах аудита и в Предисловии к МСБУ четко указано, что ответственность за составление финансовых отчетов и за соответствующее раскрытие информации в них лежит на руководстве предприятия.

Как и ранее, для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно выбирает формы его организации. Новым является то, что при выборе пользования услугами специалиста по бухгалтерскому учету такой специалист должен быть зарегистрирован как предприниматель; а при выборе самостоятельного ведения бухгалтерского учета и составления отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия необходимо помнить, что эта форма организации бухгалтерского учета не может применяться на предприятиях, отчетность которых должна обнародоваться. Перечень таких предприятий приведен в ст.14 п.3 Закона.

Необходимость реформирования системы бухгалтерского учета и отчетности в Украине - назревшая проблема. Аналогичные меры уже проведены в странах Прибалтики, России, Молдове, Казахстане, Грузии. Они являются составляющей реформ, направленных на трансформацию экономики страны в соответствии с требованиями рыночной среды.

Первый год мы будем этому учиться. А далее - совершенствоваться всю жизнь. Надеемся, что усилиями бухгалтеров учет и отчетность в Украине перестанут быть тормозом на пути рыночных преобразований, а предоставление реальной информации будет понуждать к повышению качества управления.

В дальнейшем учиться использовать эту информацию будут менеджеры различного уровня, поскольку для них она подготавливается.



Вход в систему
Логин
Пароль 
Новый пользователь
Забыл пароль?

Стан бази
Четвер, 25.04.2024
В базi 549581 документ

 Огляд останніх надходжень
Актуальні консультації
Списання автомобіля: від «а» до «я»
Штатний розпис професійно-технічного навчального закладу за новими вимогами
Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь
Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Вакцинация работников предприятия против гриппа, или Я уколов не боюсь: если надо уколюсь!
Бланки та звітність
Податкова звiтнiсть
Фiнансова звiтнiсть
Вiдрахування у фонди
Форми документiв
Довiдковi матерiали
Ставка єдиного податку
Граничні норми добових витрат
Облiкова ставка НБУ
Iндекси iнфляцiї (2017 р.)
Розмiр мiнiмальної заробiтної плати
Розмір мінімальної пенсії
Розмiр прожиткового мiнiмуму
Розмiр податкової соцiальної пiльги.
Розмiри мiнiмального та максимального єдиного внеску для пiдприємцiв
Максимальний розмiр заробiтної плати, з якої сплачується єдиний соцiальний внесок
Кориснi посилання
Увага! важлива інформація
  21.03.2018  

Про внесення змін до Порядку проведення конкурсу з перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування
Постанова Кабінету Міністрів України N 180 від 07 лютого 2018 р.

Про внесення змін до Правил надання послуг пасажирського автомобільного транспорту
Постанова Кабінету Міністрів України N 181 від 07 лютого 2018 р.

  19.03.2018  

Про затвердження Змін до Порядку відкриття та закриття рахунків у національній валюті в органах Державної казначейської служби України
Наказ Міністерства фінансів України N 110 від 05.02.2018 р.

Про затвердження Реєстру референтних цін (цін відшкодування) на препарати інсуліну станом на 01 лютого 2018 року
Наказ Міністерства охорони здоров'я України N 453 від 07.03.2018 р.

  15.03.2018  

Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю
Закон України N 2275-VIII від 6 лютого 2018 року

[Архив новостей]

2005-2017 © ПАРУС