Документ : О бухгалтерском и налоговом учете дотаций, субсидий и возмещения льгот в жилищно-коммунальном хозяйстве


О бухгалтерском и налоговом учете дотаций, субсидий и возмещения льгот в жилищно-коммунальном хозяйстве

Жилищно-коммунальные предприятия получают из бюджета адресные субсидии малообеспеченным семьям, возмещение льгот отдельным категориям граждан, а также дотации на покрытие убытков при осуществлении оплаты расходов по водоснабжению, отоплению, электроэнергии, санитарному и техническому обслуживанию жилых домов.

В соответствии с пп.11.3.5 п.11.3 ст.11 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 г. N 283/97-ВР (далее Закон о прибыли) и пп.7.3.5 п.7.3 ст.7 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. N 168/97-ВР (далее - Закон о НДС) датой увеличения валового дохода и возникновения налоговых обязательств в случае продажи товаров (работ, услуг) с оплатой за счет бюджетных средств является дата поступления таких средств на расчетный счет налогоплательщика или дата получения соответствующей компенсации в любом другом виде, включая уменьшение задолженности такого налогоплательщика по его обязательствам перед таким бюджетом.

Предприятия энерго-, тепло-, водоснабжения и водоотведения ведут учет реализации услуг по кассовому методу, то есть моментом реализации услуг считают дату зачисления платежей на расчетный счет (Указ Президента Украины "О некоторых изменениях в налогообложении" от 07.08.98 г. N 857/98). Предприятия, которые предоставляют жилищно-коммунальные услуги населению (в рамках квартплаты), в соответствии с Указом Президента Украины "О внесении изменений вУказ Президента Украины от 7 августа 1998 года N 857" от 06.03.99 г. N 234/99 со второго квартала ведут бухгалтерский учет реализации по дате зачисления средств на расчетный счет. Данный Указ Президента Украины значительно улучшил условия для жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

В данной консультации последовательно рассмотрим особенности учета дотаций, субсидий и возмещения льгот в ЖКХ.

Учет дотаций

Дотация - метод регулирования хозяйственной деятельности предприятий и организаций путем выделения денежных средств для сбалансирования расходов и доходов. Применяется для поддержания объемов производства продукции, убыточной для изготовления, но необходимой населению или государству. Источником дотации являются государственный бюджет или специальные фонды:

Постановлением Кабинета Министров Украины от 30.12.97 г. N 1497 утверждены Правила предоставления населению услуг по водо-, теплоснабжению и водоотведению, которыми регулируются отношения между потребителями и исполнителями.

Услуги, предоставляемые исполнителем (жилищноэксплуатационные и водо-, теплоснабженческие, канализационные или другие предприятия, которые непосредственно предоставляют потребителю коммунальные услуги), являются объектом обложения НДС при условии, если исполнитель подпадает под требования ст.2 и ст.9 Закона о НДС и зарегистрирован плательщиком налога на добавленную стоимость. Базой обложения НДС является договорная (контрактная) стоимость, определенная по свободным или регулированным ценам (тарифам) (п.4.1 Закона о НДС). Стоимость жилищно-коммунальных услуг подлежит государственному регулированию, поэтому базой обложения НДС будет размер регулированной цены (тарифа), устанавливаемый органами исполнительной власти.

Бюджетные средства (трансфертные платежи), поступившие в связи с компенсацией жилищно-коммунальных услуг свыше установленного местными органами исполнительной власти тарифа, не входят в базу обложения налогом на добавленную стоимость (письмо ГНА Украины "О порядке обложения налогом на добавленную стоимость субсидий и дотаций на жилищно-коммунальные услуги" от 09.12.98 г. N 16-0021). Данное разъяснение ГНА наилучшим образом подтверждает окончательную истину в учете дотаций. Коротко, но конкретно. Остальные письма ГНАУ по данному вопросу только вводят в заблуждение. И если проследить по датам регистрации и опубликования, письмо ГНАУ N 16-0021 является последним и, надеемся, решающим.

Согласно п.4 ст.4 Закона о НДС бюджетные средства включаются в базу налогообложения в случае, если они перечисляются как дополнительная плата за оказанные жилищно-коммунальные услуги, что и оформлено в соответствующем договоре.

Мы рассматриваем вариант, когда полученные денежные средства от местной исполнительной власти являются компенсацией за поддержание цен на уровне установленного тарифа. Перечисление такой дотации следует считать компенсацией стоимости жилищнокоммунальных услуг сверх установленного местными органами исполнительной власти тарифа, компенсацией за удержание цен на уровне установленного тарифа. Формулировок несколько - смысл один: сумма таких дотаций в объект обложения НДС не включается, так же как и их получение не является операцией по продаже товаров (работ, услуг), и не является увеличением количества, объема указанных услуг. В данном случае не возникает база налогообложения согласно п.4.1 ст.4 Закона о НДС.

При этом право налогового кредита ЖКХ по приобретенным товарам (работам, услугам) имеют лишь в части, соответствующей части использования таких полученных товаров (работ, услуг) в налогооблагаемых операциях, то есть части пропорционально утвержденного тарифа (письма ГНАУ от 19.11.98 г. N 1186/08/16-1214 и от 09.12.98 г. N 16-0021).

В жилищных организациях учет реализации отражается по кредиту счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" субсчет 1 "Эксплуатационные доходы и расходы", в коммунальных - по кредиту счета 46 "Реализация" (План счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной деятельности объединений, предприятий и организаций и Инструкция по его применению (далее Инструкция), утвержденные приказом Министерства финансов СССР от 28.03.85 г. N 40 по согласованию с ЦСУ СССР).

Поступление бюджетных средств должно отражаться по кредиту счета 96 "Целевое финансирование и целевые поступления". Учет расчетов с квартиросъемщиками жилищные организации ведут на счете 76 субсчет 4 "Учет расчетов с квартиросъемщиками".

Учет дотаций приведен в таблице 1.

Что касается вопроса включения в валовые доходы бюджетных дотаций на покрытие убытков по содержанию жилищного фонда, то в настоящий момент действующим законодательством Украины, а именно законами по вопросам налогообложения, не предоставлено определение бюджетных дотаций и субсидий, именно тех, которые не включались бы в валовые доходы налогоплательщика.

Пункт 4.2 ст.4 Закона о НДС не предусматривает исключение из состава валового дохода каких-либо выплат или платежей, осуществляемых за счет бюджетных средств налогоплательщикам - юридическим лицам. Поэтому такие выплаты подлежат налогообложению на общих основаниях, но с учетом одной особенности: датой увеличения валового дохода является дата поступления таких средств "на расчетный счет налогоплательщика" (пп.11.3.5 п.11.3 ст.11 Закона о прибыли).

Таблица 1

Схема корреспонденции счетов учет дотаций

+---------------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ ¦Сумма,¦Без применения счетов¦
¦п/п¦ Содержание операции ¦ грн. ¦ 18, 48 ¦
¦ ¦ ¦ +---------------------¦
¦ ¦ ¦ ¦Бухгалтерс-¦Налоговый¦
¦ ¦ ¦ ¦ кий учет ¦ учет ¦
¦ ¦ ¦ +-----------+---------¦
¦ ¦ ¦ ¦ Дт ¦ Кт ¦ ВД ¦ ВР ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ I вариант получения дотаций из бюджета ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ 1 ¦Получена дотация на счет в банке ¦ 700 ¦ 51 ¦ 96 ¦ 700¦ ¦
+---+------------------------------------------+------+-----+-----+----+----¦
¦ 2 ¦Зачислена сумма полученной дотации в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦доход предприятия ¦ 700 ¦ 96 ¦ 80 ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ II вариант получения дотаций из бюджета ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ 1 ¦Полученной дотацией осуществлен ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦взаимозачет по платежам в бюджет ¦ 700 ¦ 68 ¦ 96 ¦ 700¦ ¦
+---+------------------------------------------+------+-----+-----+----+----¦
¦ 2 ¦Зачислена сумма полученной дотации в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦доход предприятия ¦ 700 ¦ 96 ¦ 80 ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ III вариант получения дотаций из бюджета ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ 1 ¦ п.1, вариант I таблицы 1 ¦ 400 ¦ 51 ¦ 96 ¦ 400¦ ¦
+---+------------------------------------------+------+-----+-----+----+----¦
¦ 2 ¦ п.2, вариант II таблицы 1 ¦ 300 ¦ 68 ¦ 96 ¦ 300¦ ¦
+---+------------------------------------------+------+-----+-----+----+----¦
¦ 3 ¦ п.2, варианты I, II таблицы 1 ¦ 700 ¦ 96 ¦ 80 ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------------------------+

Учет субсидий

Субсидия - пособие, преимущественно в денежной форме, предоставляемое государством или каким-либо юридическим лицом другим юридическим или физическим лицам, а также другим государствам.

Кабинет Министров Украины постановлением от 21.10.95 г. N 848 (с изменениями и дополнениями) утвердил Положение о порядке назначения и предоставления населению субсидий для возещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретения сжиженного газа, твердого и печного бытового (жидкого) топлива (далее - Положение). Согласно статье 1 вышеуказанного Положения субсидии, предоставляемые гражданам для возмещения вышеуказанных расходов, определены как ежемесячные адресные безналичные субсидии и перечисляются на счет владельцев жилья (уполномоченных ими органов) и предприятий, предоставляющих коммунальные услуги, реализующих сжиженный газ, твердое и печное бытовое (жидкое) топливо. Субсидия является безвозвратной и ее получение не связано и не несет за собой смену формы собственности жилья (ст.1 Положения).

Местные финансовые органы перечисляют средства для возмещения расходов населению на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретения сжиженного газа, твердого и печного бытового (жидкого) топлива в порядке, установленном Советом Министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями. Согласно п.15 Положения гражданам, которые проживают в жилых помещениях (домах) государственного жилищного фонда, жилищных кооперативах, субсидия предоставляется путем перечисления денег на счет собственников жилья (уполномоченных ими органов) и предприятий, предоставляющих коммунальные услуги, реализующих газ, твердое и печное бытовое (жидкое) топливо. Гражданам, проживающим в частных домах, квартирах или комнатах, субсидия предоставляется путем перечисления средств на счет предприятий, предоставляющих коммунальные услуги, реализующих сжиженный газ, твердое и печное бытовое (жидкое) топливо.

Исходя из п.15 Положения, где указано, что субсидия не перечисляется непосредственно физическим лицам, а поступает на счета предприятий, которые предоставляют коммунальные услуги, реализуют сжиженный газ, твердое и печное бытовое (жидкое) топливо, или на счета владельцев жилья (уполномоченных ими органов), нет основания в вопросе обложения НДС применять пп.3.2.7 п.3.2 ст.3 Закона о НДС.

В случае возмещения из местного бюджета части тарифа, установленного органами исполнительной власти, который не уплачен населением в связи с получением каких-либо льгот (субсидий) по оплате жилищно-коммунальных услуг, такие возмещения подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в составе тарифа.

Такого же порядка придерживается и ГНАУ, требуя уплаты НДС из сумм полученных субсидий и льгот в рамках установленного тарифа (письмо ГНАУ N 16-0021 от 09.12.98 г.). Учет субсидий приведен в таблице 2 - для коммунальных предприятий, в таблице 3 - для жилищного хозяйства.

Таблица 2

Учет субсидий в коммунальном предприятии

+---------------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ ¦ Без применения счетов ¦
¦п/п¦ Содержание операции ¦ 18, 48 ¦
¦ ¦ +----------------------------¦
¦ ¦ ¦Бухгалтерский учет¦Налоговый¦
¦ ¦ ¦ ¦ учет ¦
¦ ¦ +------------------+---------¦
¦ ¦ ¦ Дт ¦ Кт ¦Сумма,¦ВД ¦ ВР ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦грн. ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ I отчетный период ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ 1 ¦Начислен долг по коммунальным платежам в ¦76, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦полном объеме с учетом субсидий* ¦62 ¦ 46 ¦ 3600 ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----+-----+------+----+----¦
¦ 2 ¦Начислен НДС ¦46 ¦67/1 ¦ 600 ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----+-----+------+----+----¦
¦ 3 ¦Поступила оплата коммунальных услуг от ¦51, ¦ 76, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦абонентов ¦50 ¦ 62 ¦ 2400 ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----+-----+------+----+----¦
¦ 4 ¦Отражены налоговые обязательства по НДС ¦67/1 ¦68/ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦НДС ¦ 400 ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----+-----+------+----+----¦
¦ 5 ¦Поступила субсидия ¦ 51 ¦96 ¦ 1200 ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----+-----+------+----+----¦
¦ 6 ¦Отражено погашение задолженности бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по субсидиям ¦ 96 ¦76 ¦ 1200 ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----+-----+------+----+----¦
¦ 7 ¦Отображены налоговые обязательства по НДС ¦67/1 ¦68/ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦НДС ¦ 200 ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----+-----+------+----+----¦
¦ 8 ¦Отражена сумма ВД данного отчетного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦периода ¦ ¦ ¦ 3000 ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------------------------+

* Формулировка "Начислен долг по..." является наиболее правильной, так как "предоставляются...коммунальные услуги" абонентам всегда, круглосуточно.

В налоговом учете: так как в табл.2 все происходит в одном отчетном периоде, дата возникновения ВД может не разбиваться:

- на дату начисления платы по коммунальным платежам (на сумму платежей, возмещаемую абонентом);

- на дату поступления на р/с денежных средств (субсидий) из бюджета.

Особенности данного момента будут рассмотрены далее.

Таблица 3

Учет субсидий в жилищных организациях

+---------------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ ¦ Без применения счетов ¦
¦п/п¦ Содержание операции ¦ 18, 48 ¦
¦ ¦ +----------------------------¦
¦ ¦ ¦Бухгалтерский учет¦Налоговый¦
¦ ¦ ¦ ¦ учет ¦
¦ ¦ +------------------+---------¦
¦ ¦ ¦ Дт ¦ Кт ¦Сумма,¦ВД ¦ ВР ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦грн. ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ I отчетный период ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ 1 ¦Начислен долг по квартирной плате и (или) ¦ 76 ¦ 29 ¦ 3600 ¦ ¦ ¦
¦ ¦коммунальным платежам в полном объеме с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учетом субсидий* ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----+-----+------+----+----¦
¦ 2 ¦Начислен НДС ¦ 29 ¦67/1 ¦ 600 ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----+-----+------+----+----¦
¦ 3 ¦Поступила квартплата от квартиросъемщиков ¦ 51 ¦ 76 ¦ 2400 ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----+-----+------+----+----¦
¦ 4 ¦Отражена сумма налоговых обязательств ¦67/1 ¦68/ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ НДС ¦ 400 ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----+-----+------+----+----¦
¦ 5 ¦Поступила субсидия ¦ 51 ¦ 96 ¦ 1200 ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----+-----+------+----+----¦
¦ 6 ¦Отражено погашение задолженности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦квартиросъемщиками ¦ 96 ¦ 76 ¦ 1200 ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----+-----+------+----+----¦
¦ 7 ¦Отражена сумма налоговых обязательств ¦67/1 ¦68/ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ НДС ¦ 200 ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----+-----+------+----+----¦
¦ 8 ¦Отражена сумма ВД данного отчетного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦периода ¦ ¦ ¦ ¦3000¦ ¦
+---------------------------------------------------------------------------+

* Напомним, что по предприятиям жилищного хозяйства учет доходов и расходов ведется на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" с применением дополнительных субсчетов.

Формулировки "Начислен долг по квартплате" или "Начислена квартплата" одинаковы по смыслу. Услуги и проживание предоставляются постоянно и только по истечении отчетного периода начисляются квартплата, плата за услуги.

На сегодня жилищные предприятия предпочитают следующую схему проводок учета (см. табл.4):

Таблица 4

+---------------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ ¦ Без применения счетов ¦
¦п/п¦ Содержание операции ¦ 18, 48 ¦
¦ ¦ +----------------------------¦
¦ ¦ ¦Бухгалтерский учет¦Налоговый¦
¦ ¦ ¦ ¦ учет ¦
¦ ¦ +------------------+---------¦
¦ ¦ ¦ Дт ¦ Кт ¦Сумма,¦ВД ¦ ВР ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦грн. ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----+-----+------+----+----¦
¦ 1 ¦Начислена сумма квартплаты за пользование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦жилыми помещениями по тарифу ¦ 76 ¦ 29 ¦ 1000 ¦1000¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----+-----+------+----+----¦
¦ 2 ¦В сумме НДС ¦ 76 ¦ 67/1¦ 200 ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----+-----+------+----+----¦
¦ 3 ¦Поступила квартплата ¦ 51 ¦ 76 ¦ 900 ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----+-----+------+----+----¦
¦ 4 ¦Отражена сумма налоговых обязательств ¦67/1 ¦ 68/ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ НДС¦ 150 ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----+-----+------+----+----¦
¦ 5 ¦Остался долг за квартиросъемщиками ¦ ¦ ¦ 300 ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------------------------+

В данном варианте счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" ведется без суммы НДС, так как на счете 29 учитываются не только доходы (Кт счета 29) в жилищных организациях, но и расходы (Дт счета 29). Налоговый учет не изменяется. Но не следует забывать об Инструкции по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утвержденной приказом Минфина Украины от 01.07.97 г. N 141, согласно которой учет, приведенный в таблице 3, правильный. Конкретных указаний на сегодняшний день по ведению бухгалтерского учета по жилищно-коммунальным предприятиям нет. Поэтому применение счетов 62 и 76, а также дополнительных субсчетов с сохранением номеров (кодов) действующего Плана счетов жилищно-коммунальное предприятие выбирает самостоятельно для своих хозяйственных операций (Указания по организации бухгалтерского учета в Украине, утвержденные приказом Минфина Украины N 25, Положение об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине N 250).

В соответствии с приказом Минфина Украины от 17.11.97 г. N 247 при учете затрат на производство продукции (работ, услуг) по их элементам следует руководствоваться Инструкцией по планированию, учету и калькулированию себестоимости работ (услуг) на предприятиях, в организациях жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной приказом Госжилкоммунхоза Украины по согласованию с Минэкономики, Антимонопольным комитетом и Минфином Украины от 31.03.98 г. N 24.

В таблице 2, 3 следует обратить внимание на то, что при учете реализации услуг жилищно-коммунальных предприятий валовой доход увеличивается по дате, приходящейся на налоговый период, в течение которого происходит какое-либо из событий, случившееся ранее:

- или дата зачисления средств;

- или дата фактического предоставления результатов работ (услуг) налогоплательщиком.

В налоговом учете ситуация с включением бюджетной субсидии в валовой доход аналогична ситуации с бюджетными дотациями, рассмотренными ранее.

Но необходимо акцентировать внимание на следующем: так как датой увеличения валового дохода и возникновения налоговых обязательств в случае продажи товаров (работ, услуг) с оплатой за счет бюджетных средств является дата поступления этих средств на расчетный счет налогоплательщика, то при поступлении информации (документально оформленной, а не в виде телефонного звонка) о сумме начисленных субсидий пропорционально уменьшается (сторнируется) сумма валового дохода и налоговые обязательства.

Валовой доход и налоговое обязательство по сумме субсидии будут увеличены в том отчетном периоде, в котором фактически поступили средства из бюджета или осуществлен взаимозачет по платежам в бюджет (см. табл.5)

Таблица 5

+---------------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ ¦ Без применения счетов ¦
¦п/п¦ Содержание операции ¦ 18, 48 ¦
¦ ¦ +----------------------------¦
¦ ¦ ¦Бухгалтерский учет¦Налоговый¦
¦ ¦ ¦ ¦ учет ¦
¦ ¦ +------------------+---------¦
¦ ¦ ¦ Дт ¦ Кт ¦Сумма,¦ВД ¦ВР ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦грн. ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ I отчетный период ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ 1 ¦Начислен долг по квартирной плате и (или) ¦ 76, ¦ 29 ¦ 3600 ¦3000 ¦ ¦
¦ ¦коммунальным платежам в полном объеме с ¦ 62 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учетом субсидий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----+-----+------+-----+---¦
¦ 2 ¦Начислен НДС ¦ 29 ¦ 67/1¦ 600 ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----+-----+------+-----+---¦
¦ 3 ¦Поступила документально оформленная ¦ 29 ¦ 67/1¦ -200 ¦-1000¦ ¦
¦ ¦информация о сумме начисленных субсидий в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сумме 1200 грн., пропорционально уменьшаем¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(сторнируем) сумму валового дохода и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сумму 1200 грн. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----+-----+------+-----+---¦
¦ 4 ¦Поступила квартплата от квартиросъемщиков ¦ 51 ¦76,62¦ 2400 ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----+-----+------+-----+---¦
¦ 5 ¦Отражена сумма налоговых обязательств ¦67/1 ¦ 68/ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ НДС¦ 400 ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ II отчетный период ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ 6 ¦Поступила субсидия на расчетный счет ¦ 51 ¦ 96 ¦ 1200 ¦1000 ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----+-----+------+-----+---¦
¦ 7 ¦Отражена сумма налоговых обязательств ¦67/1 ¦ 68/ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ НДС¦ 200 ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----+-----+------+-----+---¦
¦ 8 ¦Отражено погашение задолженности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦квартиросъемщиками в размере субсидий ¦96 ¦ 76 ¦ 1200 ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------------------------+

В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятий, утвержденной приказом Минфина Украины от 18.08.95 г. N 139 (с дополнениями и изменениями) суммы дотаций, субсидий, льгот жилищнокоммунальные организации отражают в строке 011 "Государственное регулирование цен" формы 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании".

Учет льгот по оплате жилья и коммунальных услуг

Возмещения затрат в 1998 г., 1999 г. жилищно-коммунальным предприятиям, которые предоставляют льготы по оплате жилья и коммунальных услуг следующим категориям граждан: следователям прокуратуры, судьям, личному составу государственной пожарной охраны, военнослужащим и членам их семей, военнослужащим Службы безопасности Украины, многодетным семьям. В настоящий момент согласно законам Украины льготы начисляются, а возмещения по затратам не производятся.

В настоящий момент согласно Законам Украины следователям прокуратуры, судьям, личному составу государственной пожарной охраны, военнослужащим и членам их семей, военнослужащим Службы безопасности Украины льготы начисляются по оплате жилой площади, коммунальных услуг, топлива, квартирного телефона (по категориям плательщиков). Но возмещение затрат в 1998 году не производилось, и в бюджете на 1999 г. средства на эти цели не предусмотрены, к сожалению.

Источники покрытия расходов, связанных с предоставлением указанных льгот, законодательно не определены и компенсация потерь предприятиям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, действующим законодательством не предусмотрена. Однако, учитывая то, что льготы прямо предусмотрены законами Украины, их предоставление является обязательным.

Данные расходы жилищно-коммунальные предприятия, которые подчинены городским органам государственной власти, отражают по Дт 96 "Целевое финансирование" и списывают как дебиторскую задолженность бюджета по данному возмещению льгот с последующим отражением в смете эксплуатационных доходов и расходов финансовому отделу для возмещения.

Вывод один. Местный бюджет должен возмещать льготы, предусмотренные законами Украины, находить и планировать суммы для данных возмещений.

Жилищно-коммунальные предприятия должны обращаться с заявлением и проведенным расчетом в районную (городскую) администрацию (орган местной исполнительной власти) в финансовый отдел для возмещения этих льгот. И еще один важный момент: бюджетные субсидии, льготы, дотации не должны включаться в доход жилищных организаций (Кт 29, 46) до момента поступления соответствующих средств из бюджета. И до тех пор НДС по этим платежам в бюджет не перечисляется.

Учет льгот см. в таблице 6.

Таблица 6

Учет возмещения льгот

+---------------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ ¦ Без применения счетов ¦
¦п/п¦ Содержание операции ¦ 18, 48 ¦
¦ ¦ +----------------------------¦
¦ ¦ ¦Бухгалтерский учет¦Налоговый¦
¦ ¦ ¦ ¦ учет ¦
¦ ¦ +------------------+---------¦
¦ ¦ ¦ Дт ¦ Кт ¦Сумма,¦ВД ¦ ВР ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦грн. ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----+-----+------+----+----¦
¦ 1 ¦Получено на расчетный счет возмещение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦льгот* ¦ 51 ¦ 96 ¦ 1200 ¦1000¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----+-----+------+----+----¦
¦ 2 ¦Списаны налоговые обязательства на расчеты¦ 96 ¦ 68/ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦с бюджетом ¦ ¦ НДС¦ 200 ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----+-----+------+----+----¦
¦ 3 ¦Отражена выручка жилищно-коммунального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятия ¦ 96 ¦ 29 ¦ 1000 ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------------------------+

* Сумму льгот обычно не начисляют как долг квартиросъемщика, а передают бюджету согласно расчетам и отражают по мере поступления средств из бюджета. И вернувшись к конкретному вопросу, необходимо добавить: что касается многодетных семей, то при оплате жилья и коммунальных услуг они имеют право на получение субсидий для возмещения затрат на эту оплату на основании справки об общем доходе семьи ("Положение о порядке назначения и предоставления населению субсидий", с изменениями и дополнениями, утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 7 мая 1998 года N 626).

Программа жилищных субсидий действует параллельно с действующими льготами и не отменяет их.

Вход в систему
Логин
Пароль 
Новый пользователь
Забыл пароль?

Стан бази
П'ятниця, 29.03.2024
В базi 549581 документ

 Огляд останніх надходжень
Актуальні консультації
Списання автомобіля: від «а» до «я»
Штатний розпис професійно-технічного навчального закладу за новими вимогами
Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь
Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Вакцинация работников предприятия против гриппа, или Я уколов не боюсь: если надо уколюсь!
Бланки та звітність
Податкова звiтнiсть
Фiнансова звiтнiсть
Вiдрахування у фонди
Форми документiв
Довiдковi матерiали
Ставка єдиного податку
Граничні норми добових витрат
Облiкова ставка НБУ
Iндекси iнфляцiї (2017 р.)
Розмiр мiнiмальної заробiтної плати
Розмір мінімальної пенсії
Розмiр прожиткового мiнiмуму
Розмiр податкової соцiальної пiльги.
Розмiри мiнiмального та максимального єдиного внеску для пiдприємцiв
Максимальний розмiр заробiтної плати, з якої сплачується єдиний соцiальний внесок
Кориснi посилання
Увага! важлива інформація
  21.03.2018  

Про внесення змін до Порядку проведення конкурсу з перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування
Постанова Кабінету Міністрів України N 180 від 07 лютого 2018 р.

Про внесення змін до Правил надання послуг пасажирського автомобільного транспорту
Постанова Кабінету Міністрів України N 181 від 07 лютого 2018 р.

  19.03.2018  

Про затвердження Змін до Порядку відкриття та закриття рахунків у національній валюті в органах Державної казначейської служби України
Наказ Міністерства фінансів України N 110 від 05.02.2018 р.

Про затвердження Реєстру референтних цін (цін відшкодування) на препарати інсуліну станом на 01 лютого 2018 року
Наказ Міністерства охорони здоров'я України N 453 від 07.03.2018 р.

  15.03.2018  

Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю
Закон України N 2275-VIII від 6 лютого 2018 року

[Архив новостей]

2005-2017 © ПАРУС