Документ : Акцизный сбор, НДС и транспортные средства


Акцизный сбор, НДС и транспортные средства

С введением в действие в прошедшем году новых законодательных актов, в соответствии с которыми исчисляется акцизный сбор и ввозная пошлина на транспортные средства (а именно легковые автомобили, мотоциклы, мопеды, велосипеды с установленным вспомогательным двигателем), значительно упростилась работа налоговых и таможенных инспекторов, но это прибавило хлопот руководителям и бухгалтерам предприятий и фирм, а также физическим лицам, которые занимаются автобизнесом. Кроме того, наши соотечественники, которые поехали за границу для приобретения дешевого авто, остановились перед проблемой во время растамаживания этого средства передвижения: нужно ли платить такую сумму налогов за старенький автомобиль? Почему на новые и старые автомобили во время их ввоза необходимо уплачивать почти одинаковые налоги? Какими нормативными актами регулируются эти налоги и кто их придумал? Какие действуют льготы и для кого? Данная статья дает ответы на эти вопросы.

Украина - европейское государство и свою налоговую политику старается проводить на уровне со всеми, ни в чем не поступаясь. Во всем мире (или почти во всем) на транспортные средства установлены значительные ставки непрямых налогов, которые уплачивает не предприятие-производитель, а потребитель, приобретающий личное авто. Производитель только их централизованно перечисляет в бюджет и на этом его миссия заканчивается, а весь груз налогов ложится на плечи покупателя. Недаром в тех же Соединенных Штатах Америки каждый может сказать: "Я - налогоплательщик, и государство обязано меня защищать, поскольку за мои деньги оно существует".

На сегодня в Украине порядок обложения акцизным сбором транспортных средств и ставки, в соответствии с которыми исчисляется и взимается этот налог, определяются Декретом Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 года N 18-92 "Об акцизном сборе" и Законом Украины от 24 мая 1996 года N 216/96-ВР "О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на некоторые транспортные средства и шины к ним". Что касается налога на добавленную стоимость, то до момента введения в действие Закона Украины от 3 апреля 1997 года N 168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость" необходимо было бы руководствоваться Декретом Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 года N 14-92 "О налоге на добавленную стоимость" (с внесенными в него многочисленными изменениями и дополнениями), а начиная с 1 октября порядок исчисления и взимания налога на добавленную стоимость регулируется новым Законом. Кроме этих двух Декретов и Законов, отдельными законодательными и нормативными актами регулируется порядок взимания непрямых налогов во время ввоза транспортных средств на таможенную территорию Украины.

В течение 1994, 1995 и первой половины 1996 года в соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины от 4 февраля 1994 года N 3951-XII "О перечне товаров (продукции), на которые устанавливается акцизный сбор, и ставках этого сбора" легковые, пассажирские и грузопассажирские автомобили, в том числе и импортные, до 8 (включительно) посадочных мест, облагались налогом по ставке 35 процентов, кроме автомобилей марок ЛуАЗ, ЗАЗ-968, ЗАЗ-968М, для которых применялась ставка 10 процентов. Указанные ставки применялись для исчисления акцизного сбора с отечественных автомобилей исходя из стоимости в отпускных ценах, а для импортных - исходя из их таможенной стоимости с учетом фактически уплаченных сумм таможенных сборов и ввозной пошлины. Для неспециалистов следует объяснить: после реализации отечественных автомобилей 35 процентов акцизного сбора уплачивалось исходя из стоимости в отпускных ценах минус налог на добавленную стоимость, а с импортных автомобилей 35 процентов уплачивалось исходя из суммы, которая состоит из таможенной стоимости, таможенных сборов и ввозной пошлины.

Нововведением Закона Украины от 24 мая 1996 года N 216/96-ВР "О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на некоторые транспортные средства и шины к ним" стало то, что для транспортных средств (тех же автомобилей, мотоциклов, велосипедов с установленным дополнительным двигателем, прицепов и полуприцепов жилых) определены коды изделий по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и установлены ставки акцизного сбора и ввозной пошлины в твердых суммах с условной единицы. Так, для автомобилей и мотоциклов - это 1 см^3 объема цилиндров двигателя, для прицепов - 1 шт. Как видим, базой для исчисления акцизного сбора и ввозной пошлины стал количественный показатель, который не зависит ни от стоимостной оценки товара, ни от его технического состояния. Кроме того, определение подакцизного товара по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров избавило налоговые и таможенные органы от кропотливой работы, которая проводилась по определению правильности сумм акцизного сбора и ввозной пошлины, а предприимчивых импортеров, вместе с тем, лишило возможности уменьшать надлежащие к уплате в бюджет суммы акцизного сбора и ввозной пошлины путем искусственного занижения таможенной стоимости импортных транспортных средств.

Далее приведены ставки, по которым исчисляется акцизный сбор и ввозная пошлина на транспортные средства.

Таблица 1

+--------------------------------------------------------------------------+
¦Код изделий¦                                       ¦ Ставки    ¦          ¦
¦   по      ¦                                       ¦акцизного  ¦Ставки    ¦
¦Гармонизи- ¦        Описание товара согласно       ¦сбора в    ¦спецефи-  ¦
¦рованной   ¦  Гармонизированной системе описания   ¦твердых    ¦ческой    ¦
¦системе    ¦        и кодирования товаров          ¦суммах с   ¦ввозной   ¦
¦описания и ¦                                       ¦единицы    ¦пошлины   ¦
¦кодирования¦                                       ¦товара     ¦(льготные,¦
¦товаров    ¦                                       ¦(продукции)¦ полные)  ¦
+--------------------------------------------------------------------------+
             Транспортные средства с поршневым  дви-
             гателем внутреннего сгорания с  зажига-
             нием от искры и  с  кривошипно-шатунным
             механизмом:
 87.03 21    с объемом цилиндров двигателя не  более  0,2 ЭКЮ    0,05 ЭКЮ
             1000 см^3 новые и бывшие в  пользовании  за 1 см^3  за 1 см^3

 87.03 22    с  объемом  цилиндров  двигателя  более  0,2 ЭКЮ    0,1 ЭКЮ
             1000 см^3 но не более 1500 см^3 новые и  за 1 см^3  за 1 см^3
             бывшие в пользовании


87.03 23    с  объемом  цилиндров  двигателя  более
             1500 см^3 но не более 3000 см^3 с объе-
             мом цилиндров двигателя
             более 1500 см^3 но не более 2200 см^3    0,3 ЭКЮ    0,1 ЭКЮ
             новые и бывшие в пользовании             за 1 см^3  за 1 см^3

          с  объемом  цилиндров  двигателя  более  0,6 ЭКЮ    0,4 ЭКЮ
             2200 см^3 но не более 3000 см^3 новые и  за 1 см^3  за 1 см^3
             бывшие в пользовании

87.03 24    с  объемом  цилиндров  двигателя  более  1,0 ЭКЮ    0,8 ЭКЮ
            3000 см^3 новые и бывшие в  пользовании  за 1 см^3  за 1 см^3
            Другие автомобили с двигателем внутрен-
            него  сгорания  (дизельные  и   полуди-
            зельные  двигатели,  работающие  на
            топливе с низким цетановым числом):

87.03 31    с объемом цилиндров двигателя не  более  0,2 ЭКЮ    0,1 ЭКЮ
            1500 см^3 новые и бывшие в  пользовании  за 1 см^3  за 1 см^3


87.03 32    с  объемом  цилиндров  двигателя  более  0,3 ЭКЮ    0,15 ЭКЮ
            1500 см^3 но не более 2500 см^3 новые и  за 1 см^3  за 1 см^3
            бывшие в пользовании

87.03 33    с  объемом  цилиндров  двигателя  более  0,8 ЭКЮ    0,8 ЭКЮ
            2500 см^3 новые и бывшие в  пользовании  за 1 см^3  за 1 см^3

87.03 90    Другие (с электродвигателем, другие)     100 ЭКЮ   300 ЭКЮ
                                                       за 1 шт.  за 1 шт.
87.03 10    Автомобили, специально  предназначенные  0,6 ЭКЮ    0,4 ЭКЮ
            для движения по снегу; специальные  ав-  за 1 см^3  за 1 см^3
           томобили для перевозки игроков в  гольф
            и другие  подобные  транспортные  сред-
            ства.

87.11 40000 Мотоциклы (включая мопеды) и  велосипе-  0,2 ЭКЮ    0,4 ЭКЮ
87.11 50000 ды с установленным вспомогательным дви-  за 1 см^3  за 1 см^3
87.11 90000 гателем, с колясками  или  без  них,  с
            объемом цилиндров двигателя  более  500

            см^3 но не более 800 см^3
            более  800 см^3; другие
87.16 10990 Прицепы и полуприцепы жилые, массой      100 ЭКЮ   100 ЭКЮ
            более 3500 кг                            за 1 шт.  за 1 шт. 

Как видим, ни одной процентной ставки акцизного сбора не существует, и тот, кто хотел бы приобрести иностранный автомобиль, сначала должен определить суммы акцизного сбора и ввозной пошлины, которые необходимо будет уплатить (курс 1 ЭКЮ приблизительно 2,2 грн.).

Для исчисления налога на добавленную стоимость в соответствии с новым Законом Украины "О налоге на добавленную стоимость" объектом налогообложения являются операции по продаже транспортных средств на таможенной территории Украины, а также операции по ввозу (пересылке) транспортных средств на таможенную территорию Украины, и база налогообложения операций по продаже транспортных средств определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, определенной по свободным или регулируемым ценам с учетом акцизного сбора, ввозной пошлины, других налогов и сборов (обязательных платежей), за исключением налога на добавленную стоимость. Для тех транспортных средств, которые ввозятся на таможенную территорию Украины, базой налогообложения является договорная (контрактная) стоимость, но не меньше таможенной стоимости, указанной в ввозной таможенной декларации, с учетом расходов на транспортировку, страхование и др. до пункта пересечения таможенной границы Украины, уплаты брокерских, агентских, комиссионных и других видов вознаграждений, связанных с ввозом. В отличие от акцизного сбора, порядок обложения налогом на добавленную стоимость существенно не изменился, поскольку до 1 октября 1997 года объектом налогообложения были обороты с реализации транспортных средств, кроме их реализации за иностранную валюту, а также таможенная стоимость импортных или реимпортированных транспортных средств, пересчитанная по курсу Национального банка Украины на дату представления грузовой таможенной декларации в таможенный орган, с учетом фактически уплаченных сумм пошлины, таможенных сборов и акцизного сбора (ставка НДС - 20 процентов).

Льготы, установленные законодательством по непрямым
налогам для транспортных средств

Существует ряд льгот по акцизному сбору для транспортных средств, которые предусмотрены как Декретом Кабинета Министров Украины "Об акцизном сборе", так и Законом Украины "О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на некоторые транспортные средства и шины к ним". Так, в соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины акцизный сбор не взимается при реализации за иностранную валюту подакцизных транспортных средств на экспорт. Указанная льгота действует только при условиях, если имеется подтверждение экспорта таможенными органами (надлежащим образом оформленная грузовая таможенная декларация) и выписка из банка о поступлении иностранной валюты за отгруженные автомобили на валютный счет предприятия-экспортера. Об этом обязательно должны помнить бухгалтер и руководитель. При экспорте подакцизных автомобилей производства Украины по бартерным контрактам или по контрактам, которыми предусмотрено поступление на счет экспортера национальной валюты - гривни, акцизный сбор подлежит включению в цены транспортных средств и уплате в бюджет в установленные сроки. Под словами "установленными сроками" следует понимать подекадные или ежемесячные платежи не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, как требует Положение о сроках уплаты акцизного сбора и представления расчета акцизного сбора, утвержденное Приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 25 декабря 1995 года N 99 и зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 29 декабря 1995 года N 488/1024, с внесенными изменениями в соответствии с Приказом Государственной налоговой администрации Украины от 19 февраля 1997 года N 42, который зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 12 марта 1997 года N 76/1880.

Кроме того, согласно Декрету "Об акцизном сборе" не подлежат обложению акцизным сбором обороты с реализации легковых автомобилей специального назначения для инвалидов, оплата стоимости которых производится органами социального обеспечения. Недавно Кабинет Министров Украины Постановлением от 8 сентября 1997 года N 999 утвердил Порядок обеспечения инвалидов автомобилями, который разработан в связи с принятием Законов Украины "О внесении изменений и дополнений в Закон Украины от 22 декабря 1995 года N 488 "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты" и от 6 июня 1996 года N 230 "О внесении изменений и дополнений в Закон Украины "О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы".

Приведем некоторые пункты из Порядка обеспечения инвалидов автомобилями:

"... Внеочередное бесплатное обеспечение автомобилями инвалидов войны, инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы, а также продажа автомобилей на льготных условиях инвалидам от общего заболевания, с детства, родителям и родственникам детей-инвалидов осуществляется по месту их постоянного жительства и прописки Министерством труда и социальной защиты Автономной Республики Крым, управлениями социальной защиты населения областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в пределах фондов, выделенных Министерством труда и социальной политики.

Марки автомобилей, которыми внеочередно бесплатно и на льготных условиях обеспечиваются инвалиды, а также размер платы за них определяются Кабинетом Министров Украины.

Основанием для обеспечения инвалидов автомобилями является заключение областной, центральной городской - в городах Киеве и Севастополе, Крымской в Автономной Республике Крым медико-социальной экспертной комиссии (далее соответственно облМСЭК, ЦМСЭК, КМСЭК) о наличии у инвалидов медицинских показаний для их получения, а также удостоверения на право управления автомобилем.

Бесплатное обеспечение инвалидов автомобилями или продажа их на льготных условиях осуществляется Министерством труда и социальной защиты Автономной Республики Крым, управлениями социальной защиты населения областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций на десятилетний срок эксплуатации без права продажи, дарения и передачи другому лицу. После окончания указанного срока инвалид может пользоваться этим автомобилем до получения нового.

Инвалиды, которые по медицинским показаниям имеют право на обеспечение автомобилем бесплатно или покупку его на льготных условиях, могут иметь в своем пользовании лишь один такой автомобиль, полученный через органы социальной защиты населения.

Финансирование расходов на приобретение автомобилей и подготовку их к эксплуатации осуществляется соответственно за счет средств, предусматриваемых в Государственном бюджете Украины на эти цели, а также предприятий, учреждений и организаций, по вине которых причинено увечье или возникло профзаболевание.

Органы социальной защиты населения совместно с Обществом содействия обороне Украины, советами Всеукраинского союза автомобилистов организовывают для инвалидов, которые имеют право на бесплатное или на льготных условиях приобретение автомобилей, обучение управлению автомобилем. Расходы, связанные с обучением инвалидов (включая бесплатный проезд к месту обучения и в обратном направлении, питание, оплату квартир для иногородних), производятся за счет средств, предусматриваемых в Государственном бюджете Украины на эти цели, а также предприятий, учреждений и организаций, по вине которых причинено увечье или возникло профзаболевание..."

Правительство сделало еще один шаг в поддержку инвалидов, но, к сожалению, средств, выделяемых для приобретения специальных автомобилей очень мало.

Освобождаются от обложения акцизным сбором также подакцизные легковые автомобили специального назначения (скорая медицинская помощь, милиция и др.) по перечню, определяемому Кабинетом Министров Украины. Указанная льгота одинаково распространяется как на спецавтомобили отечественного производства, так и на импортные спецавтомобили, ввозимые из-за пределов таможенных границ Украины.

Всоответствии с Законом Украины "О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на некоторые транспортные средства и шины к ним" освобождаются до 2007 года от обложения акцизным сбором обороты с реализации легковых и грузо-пассажирских автомобилей, изготавливаемых украинскими предприятиями всех форм собственности. Кроме того, в соответствии с Законом Украины от 12 июня 1997 года N 340/97-ВР "О внесении изменений в Закон Украины "О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на некоторые транспортные средства и шины к ним", который вступил в силу с 8 июля 1997 года, предусмотрено также освобождение до 2007 года от обложения акцизным сбором еще и оборотов с реализации мотоциклов, изготавливаемых украинскими предприятиями всех форм собственности. Льготы распространяются в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, на транспортные средства, изготавливаемые на украинских предприятиях из импортных и изготовленных в Украине комплектующих, при условии производства не менее 1000 штук автомобилей и 1000 штук мотоциклов в год. К сожалению, те предприятия-производители, которые не производят указанное количество автомобилей или мотоциклов в год, обязаны при формировании отпускной цены включать суммы акцизного сбора и никакими льготами не пользуются.

Как и при условии действия Декрета Кабинета Министров Украины "О налоге на добавленную стоимость", так и в соответствии с положениями Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" НДС не взимается при экспорте автомобилей, произведенных на украинских предприятиях, за пределы таможенных границ независимо от формы расчетов. Что касается возможности освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость отечественных транспортных средств, которые реализуются на внутреннем рынке, то даже по тем автомобилям, которые Декретом Кабинета Министров "Об акцизном сборе" освобождены от обложения акцизным сбором, льготы по налогу на добавленную стоимость с 1 октября 1997 года не существует. Подтверждением этого является Постановление Кабинета Министров Украины от 1 сентября 1997 года N 982 "Об утверждении перечня товаров специального назначения для инвалидов, операции по продаже которых освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость", в соответствии с которым от налога на добавленную стоимость освобождаются средства передвижения, кроме подакцизных.

Льготы по налогу на добавленную стоимость и акцизному сбору существовали на протяжении 1995-1996 годов для отечественных предприятий - производителей легковых и грузопассажирских автомобилей. Так, сначала в соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины от 13 июля 1995 года N 303/95-ВР "О стабилизации работы предприятий - производителей легковых автомобилей" были освобождены от обложения налогом на добавленную стоимость и акцизным сбором обороты с реализации легковых автомобилей собственного производства только двух производителей - акционерное общество "АвтоЗАЗ" и Луцкий автомобильный завод "ЛуАЗ", а в соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины от 24 ноября 1995 года N 461/95-ВР "О стабилизации работы предприятий производителей легковых и грузопассажирских автомобилей" были освобождены от обложения акцизным сбором и уплаты налога на добавленную стоимость все обороты с реализации легковых и грузопассажирских автомобилей отечественного производства, не устанавливая отдельно льготу для двух производителей автомобилей. Но льготы, предусмотренные указанными постановлениями, действовали до принятия Верховной Радой Украины Постановления Украины" О перечне товаров (продукции), на которые устанавливается акцизный сбор, и ставках этого сбора". Закон Украины "О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на некоторые транспортные средства и шины к ним" введен в действие со дня его опубликования (12 июня 1996 года) и поэтому, начиная с указанной даты, налог на добавленную стоимость на обороты с реализации легковых автомобилей отечественного производства начисляется в соответствии с действующим законодательством на общих основаниях.

Казалось бы, с 12 июня 1996 года с налогом на добавленную стоимость все стало понятно - никаких льгот и все производители должны его уплачивать. На данный момент существует проект совместного производства автомобилей совместно с корейской фирмой "Daewoo" на "АвтоЗАЗе". Одним из условий этого широкомасштабного проекта является полное освобождение от обложения НДС автомобилей, которые будут реализовываться на внутреннем рынке. Будем надеяться, что "дешевая" модель корейской "Таврии" или украинской "Daewoo" станет конкурентоспособной благодаря освобождению от всех видов налогов.

Поскольку возникают вопросы, как следует применять те или иные нормы, остановимся на отдельных моментах правильности применения налогового законодательства при ввозе импортных автомобилей как юридическими, так и физическими лицами.

Начиная с 1 января 1996 года в соответствии с Законом Украины от 16 ноября 1995 года N 432/95-ВР "О некоторых вопросах налогообложения подакцизных товаров" в Декреты Кабинета Министров Украины "Об акцизном сборе" и "О налоге на добавленную стоимость" были внесены дополнения, согласно которым плательщиками этих налогов признаны граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, ввозящие (пересылающие) предметы (товары) на таможенную территорию Украины. Кроме этого, с 1 января 1996 года были отменены все льготы, предоставленные законодательными актами Украины по уплате ввозной пошлины, таможенных и акцизных сборов, а также налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Украины подакцизных товаров как для дальнейшей реализации, так и для личного пользования гражданами Украины, иностранными гражданами и лицами без гражданства, субъектами предпринимательской деятельности всех форм собственности, включая благотворительные фонды, объединения граждан, религиозные организации, учреждения Национального банка Украины, предприятия с иностранными инвестициями. Этот Закон стал "черным" днем для всех физических лиц, которые мечтали приобрести за границей более-менее дешевую иномарку, поскольку до этого времени при растамаживании транспортного средства они платили только за таможенное оформление и уплачивали ввозную пошлину. В данное время при растамаживании юридическим или физическим лицом импортного транспортного средства подлежат уплате в валюте Украины по валютному (обменному) курсу Национального банка Украины, действующему на день представлениия таможенной декларации, суммы ввозной пошлины и акцизного сбора, исчисленные в ЭКЮ, исходя из объема цилиндров двигателя, и суммы налога на добавленную стоимость, базой для исчисления которой является общий итог таможенной стоимости, таможенных сборов, ввозной пошлины и акцизного сбора.

После введения в действие Закона, которым определены ставки акцизного сбора в твердых суммах исходя из объема цилиндров двигателя, законодательно решилась проблема с искусственным занижением таможенной стоимости транспортных средств для правильности исчисления надлежащих к уплате в бюджет сумм акцизного сбора и ввозной пошлины. Но для правомерности исчисления сумм налога на добавленную стоимость возникла необходимость установления минимальной таможенной стоимости импортных автомобилей. И поэтому с целью недопущения занижения таможенной стоимости и соответственного уменьшения сумм уплачиваемого налога на добавленную стоимость, Кабинетом Министров Украины приняты следующие Постановления:

-от 24 октября 1996 года N 1282 "О минимальной таможенной стоимости импортных автомобилей и шин к ним";

-от 27 января 1997 года N 64 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 24 октября 1996 года N 1282";

-от 24 января 1997 года N 75 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 24 октября 1996 года N 1282".

Правительством была утверждена минимальная таможенная стоимость новых импортных автомобилей в зависимости от страны, марки и объема. Рассмотрим пример того, как отличается минимальная таможенная стоимость (в долларах США) на автомобиль "OPEL" производства Германии в зависимости от объема двигателя.

 +--------------------------------------------------------------------------+
¦ Объем двигателя, см^З. ¦
+--------------------------------------------------------------------------¦
¦до 1000 ¦ 1001 - 1500 ¦ 1501 - 2200 ¦ 2201 - 3000 ¦ более 3000¦
+----------+----------------+----------------+----------------+------------¦
¦ 6000 ¦ 8000 ¦ 10000 ¦ 15000 ¦ 25000 ¦
+--------------------------------------------------------------------------+

Но это различие касается новых автомобилей, поскольку определена только минимальная стоимость новых импортных автомобилей. Для правильности определения минимальной таможенной стоимости импортных автомобилей,бывших в пользовании, были установлены соответствующие коэффициенты.

Коэффициенты определения минимальной таможенной
стоимости импортных автомобилей, бывших в пользовании

Таблица 2

 +----------------------------------------------------------------------+
¦ Новый ¦ Более ¦ Более ¦ Более ¦ Более ¦ Более ¦ 7 - 10 лет ¦
¦ автомобиль ¦ 2 лет ¦ 3 лет ¦ 4 лет ¦ 5 лет ¦ 6 лет ¦ ¦
+------------+-------+--------+--------+---------+--------+------------¦
¦ 100% ¦ 80% ¦ 70% ¦ 60% ¦ 50% ¦ 40% ¦ 30% ¦
+----------------------------------------------------------------------+

Автомобиль, бывший в пользовании менее 2 лет, приравнивается к новому, для тех автомобилей, бывших в пользовании более 2 лет (но не более 3), для исчисления налога на добавленную стоимость необходимо применять 80% от минимальной таможенной стоимости нового автомобиля, а для бывших в пользовании 7 - 10 лет следует применять 30% от минимальной таможенной стоимости нового автомобиля.

Остановимся на отдельном примере (условный пример) относительно уплаты налогов во время ввоза легкового автомобиля на таможенную территорию Украины с целью свободного пользования, в том числе и для личных нужд.

Фирма - юридическое лицо приобрела за границей автомобиль "AUDI" за $5000, 1989 года выпуска, объем цилиндров двигателя внутреннего сгорания с зажиганием от искры и кривошипно-шатунным механизмом 2500 см^3. Директор этой фирмы (физическое лицо) для личных нужд одновременно приобретет новый автомобиль "ЛАДА" за $4000, 1997 года выпуска, объем цилиндров двигателя внутреннего сгорания с зажиганием от искры и кривошипно-шатунным механизмом 1200 см^3. Курс доллара США на дату растамаживания - 1,86 грн. за 1 доллар США, курс ЭКЮ - 2,2 грн. за 1 ЭКЮ.

Произведем расчет сумм налогов, которые необходимо уплатить до или во время таможенного оформления этих автомобилей (отсрочка на уплату ввозной пошлины, акцизного сбора и налога на добавленную стоимость с импортируемых товаров не предоставляется).

1.1. Ввозная пошлина (В)

"AUDI": 2500 см^3 х 0,4 ЭКЮ/1 см^3 х 2,2 грн./1 ЭКЮ = 2200 грн.

"ЛАДА": 1200 см^3 х 0,1 ЭКЮ/1 см^3 х 2,2 грн./1 ЭКЮ = 264 грн.

Для исчисления суммы ввозной пошлины следует применять ставки в ЭКЮ за 1 см^3, предусмотренные Законом Украины от 24.05.96 г. N 216/96-ВР "О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на некоторые транспортные средства и шины к ним" в зависимости от объема цилиндров двигателя. Так, для "AUDI" необходимо применить ставку 0,4 ЭКЮ/1 см^3, поскольку автомобиль относится к группе "Транспортные средства с поршневым двигателем внутреннего сгорания с зажиганием от искры и с кривошипно-шатунным механизмом с объемом цилиндров двигателя более 2200 см^3 но не более 3000 см^3, новые и бывшие в пользовании".

Для "ЛАДЫ" необходимо применить ставку 0,1 ЭКЮ/1 см^3, поскольку автомобиль относится к группе "Транспортные средства с поршневым двигателем внутреннего сгорания с зажиганием от искры и с кривошипно-шатунным механизмом с объемом цилиндров двигателя более 1000 см^3 но не более 1500 см^3, новые и бывшие в пользовании".

1.2. Акцизный сбор (А)

"AUDI": 2500 см^3 х 0,6 ЭКЮ/1 см^3 х 2,2 грн./1 ЭКЮ = 3300 грн.

"ЛАДА": 1200 см^3 х 0,2 ЭКЮ/1 см^3 х 2,2 грн./1 ЭКЮ = 528 грн.

Для исчисления суммы акцизного сбора также следует применять ставки в ЭКЮ за 1 см^3 предусмотренные Законом Украины от 24.05.96 г. N 216/96-ВР "О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на некоторые транспортные средства и шины к ним" в зависимости от группы, к которой относится автомобиль (см. таблицу 1).

1.3. Таможенные сборы (З): 3 = М х Ст.з.,
где М - таможенная стоимость автомобиля

Ст.з. - ставка таможенных сборов, составляет 0,2 процента для предметов, таможенная стоимость которых более $1000 (определено Постановлением Кабинета Министров Украины от 27 января 1997 г. N 65 "О ставках таможенных сборов", с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 марта 1997 года N 224).

Дополнительно следует указать, что в соответствии со ст. 16 Закона Украины от 5 февраля 1992 года "О Едином таможенном тарифе", с изменениями и дополнениями, начисление пошлины на товары и другие предметы, подлежащие пошлинному обложению, производится на базе их таможенной стоимости, то есть цены, которая фактически уплачена или подлежит уплате за них на момент пересечения таможенной границы Украины. При определении таможенной стоимости в нее включаются цена товара, указанная в счете-фактуре, а также следующие фактически расходы, если они не включены в счет-фактуру:

на транспортировку, погрузку, разгрузку, перегрузку и страхование до пункта пересечения таможенной границы Украины;

комиссионные и брокерские.

При явном несоответствии заявленной таможенной стоимости товаров и других предметов стоимости, которая определяется в соответствии с приведенными положениями, или в случае невозможности проверки ее исчисления таможенные органы Украины определяют таможенную стоимость последовательно на основании цены на идентичные товары и другие предметы, цены на подобные товары и другие предметы, действующие в ведущих странах - экспортерах указанных товаров и других предметов.

В данном случае условно примем, что таможенная стоимость импортного автомобиля "AUDI" будет составлять $5200, то есть на $200 больше цены приобретения ($200 - стоимость транспортировки, страхования, брокерское вознаграждение и др.), и таможенными органами Украины заявленная таможенная стоимость бывшего в пользовании автомобиля "AUDI" принята за основу для исчисления сборов. Для автомобиля "ЛАДА" примем таможенную стоимость $4100.

"AUDI": ($5200 х 1,86 грн./$1) х 0,2/100 = 19 грн.

"ЛАДА": ($4100 х 1,86 грн./$1) х 0,2/100 = 15 грн.

1.4. Налог на добавленную стоимость (НДС)

В соответствии с Инструкцией о порядке взимания налога на добавленную стоимость и акцизного сбора в случае ввоза товаров на таможенную территорию Украины, утвержденной Приказом Государственной таможенной службы Украины от 14 февраля 1997 года N 68 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 17 апреля 1997 г. N 143/19475, сумма налога на добавленную стоимость исчислятся по формуле:

НДС = (М + 3 + В + А) х П/100,

где М - таможенная стоимость, грн.;

З - таможенные сборы, грн.;

В - ввозная пошлина, грн.;

А - акцизный сбор, грн.;

П - ставка налога на добавленную стоимость - 20%.

Для правильности исчисления сумм налога на добавленную стоимость и недопущения занижения таможенной стоимости и соответствующего уменьшения сумм уплачиваемого налога Кабинетом Министров Украины определена минимальная таможенная стоимость новых импортных автомобилей. Так, для нового автомобиля "AUDI" с объемом цилиндров двигателя от 2200 см^3 до 3000 см^3 определена минимальная таможенная стоимость в размере $18000. Поскольку приобретенный автомобиль 1989 года выпуска, то для правильности определения базы обложения налогом на добавленную стоимость следует применять коэффициент определения минимальной таможенной стоимости импортных автомобилей, которые были в пользовании (см таблицу 2), в данном случае - это 30% (7 - 10 лет).

Поскольку приобретенный автомобиль "ЛАДА" - новый 1997 года выпуска, то для правильности определения базы обложения налогом на добавленную стоимость также определяется минимальная таможенная стоимость в размере $5000. В данном случае коэффициент не применяется.

Учитывая указанное, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, составляет:

"AUDI": (($18000 х 30% х 1,86 грн./$1) + 19 + 2200 + 3300 х 20/100 =

3113 грн.

"ЛАДА": (($5000 х 1,86 грн./$1) +15+264+ 528) х 20/100 = 2021 грн.

1.5. Как видим, общая сумма налогов и таможенных сборов, подлежащих уплате во время ввоза на таможенную территории Украины импортного подакцизного транспортного средства составляет:

Для "AUDI": 8632 грн. = 19 + 2200 + 3300 +3113, или 93% от цены приобретения автомобиля (9340 грн. = $5000. х 1,86 грн./$1);

для "ЛАДЫ": 2828 грн. = 15 + 264 + 528 + 2021, или 38% от цены приобретения автомобиля (7440 грн. = $4000 х 1,86 грн./$1).



Вход в систему
Логин
Пароль 
Новый пользователь
Забыл пароль?

Стан бази
Вiвторок, 23.04.2024
В базi 549581 документ

 Огляд останніх надходжень
Актуальні консультації
Списання автомобіля: від «а» до «я»
Штатний розпис професійно-технічного навчального закладу за новими вимогами
Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь
Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Вакцинация работников предприятия против гриппа, или Я уколов не боюсь: если надо уколюсь!
Бланки та звітність
Податкова звiтнiсть
Фiнансова звiтнiсть
Вiдрахування у фонди
Форми документiв
Довiдковi матерiали
Ставка єдиного податку
Граничні норми добових витрат
Облiкова ставка НБУ
Iндекси iнфляцiї (2017 р.)
Розмiр мiнiмальної заробiтної плати
Розмір мінімальної пенсії
Розмiр прожиткового мiнiмуму
Розмiр податкової соцiальної пiльги.
Розмiри мiнiмального та максимального єдиного внеску для пiдприємцiв
Максимальний розмiр заробiтної плати, з якої сплачується єдиний соцiальний внесок
Кориснi посилання
Увага! важлива інформація
  21.03.2018  

Про внесення змін до Порядку проведення конкурсу з перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування
Постанова Кабінету Міністрів України N 180 від 07 лютого 2018 р.

Про внесення змін до Правил надання послуг пасажирського автомобільного транспорту
Постанова Кабінету Міністрів України N 181 від 07 лютого 2018 р.

  19.03.2018  

Про затвердження Змін до Порядку відкриття та закриття рахунків у національній валюті в органах Державної казначейської служби України
Наказ Міністерства фінансів України N 110 від 05.02.2018 р.

Про затвердження Реєстру референтних цін (цін відшкодування) на препарати інсуліну станом на 01 лютого 2018 року
Наказ Міністерства охорони здоров'я України N 453 від 07.03.2018 р.

  15.03.2018  

Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю
Закон України N 2275-VIII від 6 лютого 2018 року

[Архив новостей]

2005-2017 © ПАРУС