Документ : Тарифное и нетарифное регулирования международной торговли


Тарифное и нетарифное регулирования
международной торговли

ОБМЕН ТОВАРАМИ между разными странами осуществляется на основе международного разделения труда, то есть специализации отдельных стран на производстве определенных видов продукции для удовлетворения потребностей мирового рынка. Специализация стран в настоящее время зависит от уровня развития техники, квалификации населения, стабильности валютной системы и многих других факторов. На смену общей и отраслевой специализации пришли предметная, подетальная и технологическая.

Все государства мира различными средствами регулируют свою внешнеэкономическую деятельность. Существует большое количество средств внешнеэкономического регулирования. Что объясняется расширением круга стран-участниц международной торговли и необходимостью для каждой страны иметь инструменты оптимизации ее участия в международной торговле.

Особенности современного государственного регулирования
международной торговли

Государственное регулирование международной торговли проявляется во внешнеторговой политике государства, направленной на стимулирование или ограничение экспорта или импорта товаров.

Инструментами внешнеторговой политики являются методы тарифного и нетарифного регулирования международной торговли, а основными формами является государственный протекционизм и политика "свободной торговли" (либерализация).

Важнейшая особенность современных национальных систем регулирования внешнеэкономической деятельности - их высокая правовая обеспеченность. Так, в Украине Постановлением Кабинета Министров Украины в 1994 году создан Таможенно-тарифный совет Украины, введен в действие Закон Украины "О едином таможенном тарифе". Постановления Верховной Рады, Кабинета Министров, Указы Президента направлены на регулирование внешнеторговой политики государства.

Другая, не менее важная особенность - унификация системы регулирования внешней торговли, которая базируется на международных договорах, конвенциях, соглашениях и правилах. Так, в законодательном плане система регулирования опирается на "Генеральное соглашение по тарифам и торговле" (ГАТТ), "Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров", "Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур" и целый ряд других, которые позволяют субъектам внешнеэкономической деятельности Украины вести торговые сделки, используя накопленный мировой опыт.

Следующая особенность современных национальных систем регулирования комплексный характер, заключающийся в использовании многочисленных инструментов регулирования, взаимодействующих и взаимодополняющих, таких, как экономическое и административное регулирование, ветеринарные ограничения, а также валютно-финансовые меры.

Тарифное регулирование международной торговли

Таможенный тариф

Таможенно-тарифное регулирование в каждой стране занимает центральное место в регулировании международной торговли. Закон Украины "О Едином таможенном тарифе" определил порядок обложения пошлиной при экспорте и импорте товаров, виды таможенной пошлины, порядок освобождения от уплаты таможенных пошлин тарифные льготы и преференции. Законом также определено (ст. 16), что начисление таможенных пошлин на товары, подлежащие таможенному обложению, производится на базе их таможенной стоимости, то есть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за них на момент пересечения таможенной границы Украины.

Импортный таможенный тариф - центральный инструмент таможеннотарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, который вместе с внутренней налоговой системой регулирует экономический климат страны.

Экспортный таможенный тариф применяет ограниченный круг стран, обладающих исключительными природными ресурсами. Экспортные пошлины в отдельных случаях способны служить источником получения государством дополнительных доходов. Так, в 1996 году в Украине были введены экспортные пошлины на кожевенное сырье, лом цветных металлов, которые затем были отменены.

Адвалерная и специфическая пошлины по-разному ведут себя при изменении цен. При росте цен денежные сборы от адвалерных пошлин растут пропорционально росту цен, и в этих же условиях адвалерные ставки пошлины более эффективны, нежели специфические. При падении цен специфические ставки оказываются более стабильными, чем адвалерные.

В зависимости от страны происхождения товара ставка таможенной пошлины может быть полной, льготной или преференциальной.

В целях разработки предложений по вопросам таможенно-тарифного регулирования и учета при этом интересов субъектов внешнеэкономической деятельности и государства в целом в Украине создан Таможенно-тарифный совет. Совет разрабатывает предложения по направлениям таможенно-тарифной политики Украины, изменения таможенных ставок, предоставления тарифных льгот и преференций, готовит проекты законодательных актов о таможенно-тарифном регулировании, разрабатывает меры по защите украинского рынка при ввозе и вывозе из Украины товаров.

Особенности тарифного регулирования международной торговли в Украине

Основные направления тарифного регулирования определяет Закон Украины "О едином таможенном тарифе", а ставки пошлины, которыми облагаются товары, ввозимые на таможенную территорию Украины, определяются Единым таможенным тарифом Украины, утвержденным Декретом Кабинета Министров Украины в январе 1993 года.

Единый таможенный тариф Украины базируется на международных правилах и развивается в направлении максимального соответствия общепринятым в международной практике принципам и правилам таможенного дела.

Ставки таможенного тарифа едины для всех субъектов внешнеэкономической деятельности, независимо от форм территориального размещения, за исключением случаев, предусмотренных законами Украины и ее международными договорами. Указанным Декретом установлены преференциальные, льготные и полные ставки пошлины на товары, которые ввозятся на территорию Украины, определены страны мира, товары которых пользуются льготами при ввозе в Украину. В соответствии с Общей системой преференций представлены тарифные льготы для товаров, которые происходят из развивающихся стран.

С момента установления ввозной пошлины размеры преференциальных ставок не менялись, однако Кабинетом Министров Украины внесены существенные изменения в льготные и полные ставки ввозной пошлины.

На сегодняшний день основным недостатком действующего таможенного тарифа является классификация товаров только до четырех знаков Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Подобная структура построения Тарифа препятствует присоединению Украины к Генеральному соглашению по тарифам и торговле.

При создании нового Тарифа целесообразным явилось бы формирование собственной украинской версии Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, при этом за основу была бы взята Гармонизированная система описания и кодирования товаров. Только после этого можно будет внедрять гибкое регулирование защиты внутреннего рынка тарифными методами.

В то же время для эффективного функционирования механизма тарифного регулирования необходимо внедрение методов определения таможенной стоимости товаров, импортируемых в Украину, в соответствии с принципами Генерального соглашения по тарифам и торговле.

Нетарифное регулирование международной торговли

Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности является составной частью мер по защите национального рынка, национального производителя, выполнения определенных международных обязательств.

Квотирование и лицензирование

К количественным ограничениям экспорта и импорта товаров относится квотирование и лицензирование.

Квоты и лицензии ограничивают самостоятельность субъектов внешнеэкономической деятельности в отношении выбора рынка и объема торговли, однако именно эти виды внешнеэкономического нетарифного регулирования получили в настоящее время наибольшее распространение.

Декретом Кабинета Министров Украины от 12.01.92 г. "О квотировании и лицензировании экспорта товаров" (работ, услуг) определен порядок лицензирования и квотирования товаров. Решение о введении режима лицензирования и квотирования экспорта (импорта) принимается Кабинетом Министров Украины по представлению Министерства экономики Украины с определением списка конкретных товаров, подпадающих под режим лицензирования и квотирования, и сроков действия этого режима. Квоты утверждаются Кабинетом Министров Украины, а реализация квот и лицензирование экспорта (импорта) осуществляется Министерством внешних экономических связей и торговли Украины.

Кабинет Министров Украины ежегодно принимает постановления, в которых отражен перечень товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию и квотированию в текущем году. Во исполнение данных постановлений Министерство внешних экономических связей и торговли Украины издает приказ, который определяет порядок оформления лицензий и делегирует полномочия своим областным и городским управлениям.

Однако по ряду товаров, таких, как фармацевтические продукты и материалы, косметические препараты и средства личной гигиены, ветеринарные препараты, химические средства личной гигиены, ветеринарные препараты, химические средства защиты растений, субъект внешнеэкономической деятельности, желающий приобрести импортную лицензию, должен получить соответствующий разрешительный документ. Этот документ-сертификат выдают уполномоченные учреждения и удостоверяют соответствие технических, фармакологических, санитарных, фитосанитарных, ветеринарных и экологических характеристик товара нормам, установленным законодательством Украины.

Учет внешнеэкономических контрактов

В целях сокращения дефицита бюджета Украины осуществление контроля за соблюдением порядка расчетов в иностранной валюте, обеспечения учета отдельных видов внешнеэкономических контрактов в 1994 году издан Указ Президента Украины "Об учете отдельных видов внешнеэкономических договоров (контрактов) в Украине".

Регистрацию контрактов осуществляет Министерство внешних экономических связей и торговли Украины и уполномоченные им органы, а учет контрактов осуществляет исключительно Министерство.

Регистрации и учету отдельные виды внешнеэкономических контрактов подлежат в том случае, если их предметом являются реэкспортируемые товары, товары, происходящие из Украины, импорт которых в других государствах квотируется и лицензируется, а также ряд других товаров.

Всвязи с отменой Декрета Кабинета Министров Украины N16-92 "Об установлении специального режима экспорта отдельных видов товаров" перечень товаров, приведенный в Приложении к данному Декрету, в 1997 году также необходимо регистрировать.

Таможенное оформление экспорта товаров по контрактам, подлежащим учету (регистрации), осуществляется только при наличии карточки регистрации-учета внешнеэкономического контракта.

Карточка регистрации-учета утрачивает силу после осуществления таможенного оформления экспортируемых товаров в полном объеме, предусмотренном контрактом.

Ветеринарный контроль

Всоответствии со статьями 2 и 16 Закона Украины "О ветеринарной медицине" и статьей 18 Таможенного кодекса Украины экспорт, импорт и транзит грузов, подконтрольных службе ветеринарной медицины, осуществляется с разрешения Главного государственного инспектора ветеринарной медицины Украины и его заместителей. Подконтрольными грузами являются все виды животных, продукты питания животного происхождения, пищевые изделия из них, сырье животного происхождения, готовые пищевые продукты животного происхождения, корма животного и растительного происхождения, иные продукты, предметы и материалы, которые могут быть носителями возбудителей заразных болезней.

При ввозе на территорию Украины или при вывозе за ее пределы юридическими или физическими лицами предметов животного происхождения таможенному органу предоставляется ветеринарный сертификат. Таможенное оформление может быть осуществлено только после окончания ветеринарного контроля.

Фитосанитарный контроль

Согласно законам Украины "О карантине растений" и "О семенах", фитосанитарному контролю подлежат все подкарантинные материалы и объекты, пересекающие государственную границу Украины. Ввоз в Украину подкарантинных материалов производится при наличии фитосанитарного сертификата, выдаваемого страной-экспортером, или карантинного разрешения на импорт, выдаваемого инспекцией по карантину растений Украины.

Согласно "Правилам пропуска грузов, подконтрольных службе карантина растений", все грузы делятся на подкарантинные и подконтрольные.

Подкарантинные грузы должны сопровождаться фитосанитарным сертификатом и иметь карантинное разрешение на импорт.

Грузы, относящиеся к категории подконтрольных, фитосанитарной сертификации не подлежат, но должны досматриваться в пунктах пропуска через государственную границу Украины специалистами фитосанитарной службы. При отсутствии заражения карантинные объекты беспрепятственно пропускаются к месту назначения.

В случае обострения эпидемиологической обстановки в каком-либо государстве, как среди животного мира, так и растительного, соответствующими государственными инспекциями объявляется запрет на ввоз соответствующих товаров, что является одним из способов нетарифного регулирования импорта.

Стандартизация и сертификация импортируемой продукции

Декретом Кабинета Министров Украины N46-93 от 10.05.93 г. предписано сертифицировать импортируемую продукцию, которая перемещается через таможенную границу Украины по контрактам купли-продажи или обмена. Обязательной сертификации не подлежат товары, перемещаемые транзитом (в том числе на таможенные лицензионные склады), а также имущество, временно ввозимое на территорию Украины.

Документом, подтверждающим соответствие товара обязательным требованиям нормативных документов и дающим право на ввоз этого товара на территорию Украины, является сертификат соответствия или свидетельство о признании. Сертификат (свидетельство) выдается органом по сертификации Украины.

Пропуск таможенными органами на таможенную территорию Украины продукции, подлежащей обязательной сертификации, осуществляется при условии подачи в соответствующий таможенный орган сертификата (свидетельства), выданного соответствующими органами по сертификации Украины. Сертификат (свидетельство) подается в таможенный орган, в зоне деятельности которого расположен получатель товара, вместе с грузовой таможенной декларацией и другими документами, необходимыми для таможенного оформления соответствующего товара.

Не подлежат пропуску через таможенную границу Украины товары, на которые отсутствует сертификат (свидетельство) или которые не отвечают каким-либо сведениям, приведенным в сертификате (свидетельстве). Такие товары остаются под таможенным контролем до тех пор, пока получатель товара не получит в органе по сертификации соответствующий сертификат (свидетельство) и не предоставит его таможенному органу для таможенного оформления товара.

Экологический контроль

Экологическому контролю подвергаются транспортные средства, грузы, содержащие промышленное сырье, отходы производства, химические соединения, токсичные, химические, радиологические и другие опасные для окружающей среды и здоровья людей вещества.

Экспортный контроль

Регулирование экспорта, импорта, транзита таких видов товаров, как взрывчатые вещества, все виды оружия, боеприпасы, военная и специальная техника, военное имущество, технологии оборонного назначения осуществляется соответствующей комиссией Кабинета Министров Украины.

Принятие к таможенному оформлению перечисленных видов товаров производится при наличии у субъекта внешнеэкономической деятельности специальным образом оформленного разрешения.

В 1995 году полномочия Комиссии расширились, и разрешения Государственной инспекции электросвязи Украины, Госстандарта, Министерства внутренних дел и иных ведомств не являются основанием для таможенного оформления.

Специальные санкции

Специальные санкции предусматривают лишение права заниматься внешнеэкономической деятельностью субъектов всех форм собственности при проведении экспортных (импортных) операций с товарами.

Санкции применяются к украинским субъектам внешнеэкономической деятельности при нарушении валютного, таможенного и иного законодательства относительно деятельности в сфере внешнеэкономических связей. Санкции на основании Приказа Министерства внешних экономических связей и торговли Украины N103 от 05.06.95 г. предусматривают индивидуальный режим лицензирования, который состоит в том, что на каждую экспортную или импортную операцию субъекту хозяйственной деятельности необходимо получить в Министерстве разовое разрешение.

Такой метод нетарифного регулирования разработан на основании Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности", указов Президента "О мерах по обеспечению валютного и экспортного контроля" и "Об учете отдельных видов внешнеэкономических договоров (контрактов) в Украине".

Валютный контроль

Согласно действующему законодательству, все международные расчеты, связанные с экспортом и импортом товаров, осуществляются резидентами Украины через уполномоченные банки, имеющие лицензии Национального банка Украины на осуществление валютных операций. Государственные таможенные органы направляют в уполномоченные банки реестры грузовых таможенных деклараций по экспортно-импортным операциям, которые подвергаются анализу, а по результатам анализа устанавливается контроль за своевременным поступлением резидентам выручки в иностранной валюте за продукцию, которая была экспортирована.

Меры валютного контроля действенны только при четком взаимодействии Национального банка, налоговой администрации, таможенных органов и уполномоченных банков.



Вход в систему
Логин
Пароль 
Новый пользователь
Забыл пароль?

Стан бази
Четвер, 25.04.2024
В базi 549581 документ

 Огляд останніх надходжень
Актуальні консультації
Списання автомобіля: від «а» до «я»
Штатний розпис професійно-технічного навчального закладу за новими вимогами
Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь
Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Вакцинация работников предприятия против гриппа, или Я уколов не боюсь: если надо уколюсь!
Бланки та звітність
Податкова звiтнiсть
Фiнансова звiтнiсть
Вiдрахування у фонди
Форми документiв
Довiдковi матерiали
Ставка єдиного податку
Граничні норми добових витрат
Облiкова ставка НБУ
Iндекси iнфляцiї (2017 р.)
Розмiр мiнiмальної заробiтної плати
Розмір мінімальної пенсії
Розмiр прожиткового мiнiмуму
Розмiр податкової соцiальної пiльги.
Розмiри мiнiмального та максимального єдиного внеску для пiдприємцiв
Максимальний розмiр заробiтної плати, з якої сплачується єдиний соцiальний внесок
Кориснi посилання
Увага! важлива інформація
  21.03.2018  

Про внесення змін до Порядку проведення конкурсу з перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування
Постанова Кабінету Міністрів України N 180 від 07 лютого 2018 р.

Про внесення змін до Правил надання послуг пасажирського автомобільного транспорту
Постанова Кабінету Міністрів України N 181 від 07 лютого 2018 р.

  19.03.2018  

Про затвердження Змін до Порядку відкриття та закриття рахунків у національній валюті в органах Державної казначейської служби України
Наказ Міністерства фінансів України N 110 від 05.02.2018 р.

Про затвердження Реєстру референтних цін (цін відшкодування) на препарати інсуліну станом на 01 лютого 2018 року
Наказ Міністерства охорони здоров'я України N 453 від 07.03.2018 р.

  15.03.2018  

Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю
Закон України N 2275-VIII від 6 лютого 2018 року

[Архив новостей]

2005-2017 © ПАРУС