Консультации : Как вести себя с ГАИ


Как вести себя с ГАИ

Штрафы за нарушение Правил дорожного движения выросли сейчас до таких размеров, что игнорировать их, как раньше, уже не получается. Двадцатигривневая купюра перестала быть универсальным пропуском через посты ГАИ вне зависимости от совершенных водителем нарушений.

В данном приложении мы приводим выдержки из законодательных актов и даем некоторые советы, которые могут быть полезны при общении с представителями этого ведомства.

Начнем с элементарного: Правила дорожного движения лучше все-таки соблюдать - ведь они придуманы для вашей же безопасности и подавляющее большинство их требований продиктованы здравым смыслом. Поэтому приведенные ниже советы направлены не на избежание законной ответственности за нарушения, а на защиту от необоснованных претензий со стороны сотрудников ГАИ. Итак, чтобы обезопасить себя от лишних проблем:

- рассчитывайте время пути с запасом, чтобы не нервничать в дороге, не нарушать Правила дорожного движения и в случае необходимости иметь возможность детально, обстоятельно и не спеша пообщаться с сотрудниками ГАИ - они этого очень не любят, ведь за время вашей беседы мимо успевает проехать много более покладистых “клиентов”;

- всегда возите с собой экземпляр Правил дорожного движения и выписку из КоАП или это приложение;

- заранее сохраните в памяти телефона номера телефонов “горячих линий” департамента ГАИ МВД Украины и областного управления ГАИ (см с. 2 настоящего выпуска);

- всегда выполняйте требования сотрудника ГАИ об остановке, если вы уверены, что он дей­ствительно сотрудник ГАИ. Признаками “настоящего” гаишника служат нагрудный знак и жезл, а в темное время суток - машина с проблесковыми маячками;

- если сотрудник ГАИ останавливает вас в ме­сте, запрещенном для остановки, снизьте скорость, включите правый поворот и проедьте до места, где остановка транспортных средств разрешена. Мотивируйте свое поведение пунктом 2.4 Правил дорожного движения, согласно которому по требованию сотрудника милиции водитель обязан остановиться с соблюдением требований Правил;

- если сотрудник ГАИ останавливает вас в ме­сте, запрещенном для стоянки, или в месте, где ваша машина будет мешать движению транспорта, проедьте до места, где стоянка разрешена и не мешает движению. Мотивируйте это тем, что прекращение движения с целью общения с сотрудниками ГАИ является именно стоянкой, а не остановкой, поскольку может продлиться больше 5 минут и не связано с посадкой-высадкой пассажиров или погрузкой-разгрузкой груза. Это поможет вам в дальнейшем, если речь зайдет о блокировке или доставке машины на штрафстоянку;

- сразу после остановки включите диктофон (эта функция сейчас поддерживается большин­ством мобильных телефонов) и сообщите об этом сотруднику ГАИ;

- попросите сотрудника ГАИ предъявить служебное удостоверение и перепишите его номер, ФИО, звание и должность. Если нет возможности или желания переписывать данные из удостоверения, запишите хотя бы номер нагрудного знака или запомните его (можно сохранить в памяти телефона);

- ни в коем случае не трогайте удостоверение руками! Это может быть расценено как нападение на сотрудника милиции с целью завладеть его удостоверением. Сотрудник милиции должен показывать вам свое удостоверение столько времени и с такого расстояния, которые необходимы вам для изучения всех данных;

- если сотрудник отказывается предъявлять удостоверение, ссылаясь, например, на то, что оно в машине (“пройдемте ко мне в машину, и я вам его покажу”),- немедленно звоните по телефону “горячей линии” и сообщайте номер нагрудного знака этого сотрудника;

- убедившись, что это действительно сотрудник ГАИ, поинтересуйтесь причиной остановки;

- не выходите из машины, если в этом нет необходимости. Вас могут попросить покинуть машину только для проверки технического состояния, номеров агрегатов и комплектности транспорт­ного средства и для осмотра вас самих на предмет алкогольного опьянения;

- если вас просят открыть багажник, бардачок, показать личные вещи и вывернуть карманы - поинтересуйтесь основаниями для таких действий. Дело в том, что под осмотром, который сотрудники ГАИ имеют право проводить при проверке документов, подразумевается только внешний осмотр транспортного средства. А открытие багажника, бардачка, сумок, выворачивание карманов является досмотром, который инспекторы ГАИ имеют право проводить только при наличии законных оснований. Основанием для досмотра может быть административное задержание или задержание по подозрению в совершении преступления. Требуйте составления протокола задержания (и вручения вам второго экземпляра) перед тем, как выворачивать карманы или открывать багажник;

- при составлении протокола об административном правонарушении внимательно прочитайте протокол и пояснения свидетелей, ознакомьтесь с другими материалами дела (показаниями приборов, фото- и видеоматериалами);

- если доказательством правонарушения явля­ются показания технического прибора, обязательно перепишите его номер и убедитесь, что он есть в вашем экземпляре протокола. Если номера в протоколе нет или он не совпадает с номером, указанным на приборе,- укажите это в пояснениях. Если номер есть, можно будет послать официальный запрос в подразделение, к которому приписан сотрудник, составивший протокол, на предмет принадлежности прибора с таким номером именно этому подразделению и даты прохождения им метрологической проверки. Если дело рассматривается в суде - лучше заявить ходатайство о проверке этих сведений судом. Применение средств измерения, не прошедших метрологическую проверку, или с просроченным свидетельством такой проверки, а также не предусмотренных табельной принадлежностью подразделения, запрещается;

- если невозможно установить, что показания прибора относятся именно к вашему транспортному средству, если разница между показаниями прибора и допустимым законом пределом меньше указанной в паспорте погрешности прибора или он применен в ненадлежащих метеорологических условиях (температура, влажность) - укажите это в протоколе. Паспорта на приборы, как правило, есть в Интернете. Чтобы найти их - достаточно знать модель прибора. В частности, это касается приборов, применяемых для измерения скорости;

- сверьте нарушения, указанные в протоколе, с правилами дорожного движения, статьи КоАП - с выпиской из КоАП или таблицей, приведенной на с. 47 настоящего выпуска;

- если вы не согласны с содержанием протокола, не подписывайте его в графе, где должна быть ваша подпись, а в графе пояснений изложите свои аргументы и подпишитесь в конце;

- прочеркивайте все свободные строки в протоколе;

- требуйте свой экземпляр протокола;

- если по отношению к вам применяются меры обеспечения (задержание транспортного средства, изъятие водительского удостоверения или талона техосмотра), убедитесь, что эти меры применимы к нарушениям, указанным в протоколе;

- сохраняйте хладнокровие и уважительный тон по отношению к сотрудникам ГАИ - это пугает их гораздо сильнее, чем хамство или угрозы.

Основания для остановки

Исчерпывающий перечень оснований для оста­новки ТС дан в п/п. 12.12.4 Инструкции по деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД Украины, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Украины от 13.11.2006 г. № 1111 (далее - Инструкция № 1111). К ним относятся:

- нарушение Правил дорожного движения водителем или пассажирами;

- характер движения транспортного средства, вызывающий подозрение в способности водителя управлять им (резкое изменение направления

и/или скоростного режима);

- отсутствие номерных знаков на транспортном средстве или талона о прохождении государственного технического осмотра;

- наличие признаков, свидетельствующих о технической неисправности транспортного средства;

- скрытые номерные знаки транспортного средства;

- наличие данных, свидетельствующих о причастности транспортного средства, водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;

- пребывание транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства с противоправной целью;

- необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, свидетелями которого они являются или могут являться;

- необходимость привлечения водителя транспортного средства для предоставления помощи другим участникам дорожного движения или работникам милиции либо в качестве свидетеля при оформлении административных материалов;

- проведение целевых мероприятий по проверке документов на право пользования и управления транспортным средством, а также документов на транспортное средство и груз;

- исполнение решений уполномоченных госу­дарственных органов или должностных лиц об ограничении или запрете движения.

Запрещается останавливать транспортные средства без указанных оснований.

В соответствии с абз. 2 п/п. 12.12.3 Инструкции № 1111 запрещается также останавливать транспортные средства на участках дорог с огра­ниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед перекрестками, в зоне железно­дорожных переездов и в других опасных местах, за исключением случаев необходимости их безотлагательной остановки для избежания наступления тяжких последствий.

Рассмотрим подробнее некоторые из оснований для остановки ТС.

Нарушение правил дорожного движения должно происходить в пределах видимости инспектора ГАИ либо должны иметься фактические данные, подтверждающие совершение правонарушения. Это могут быть письменные показания свидетелей, фото- или видеоматериалы, информация, переданная по рации с предыдущего поста ГАИ (если вы не выполнили требование об остановке или совершили другое нарушение после проезда мимо поста).

То же касается неисправностей транспортного средства. Пожалуй, единственная неисправность, которую легко определить на расстоянии,- это негорящие фары. О таких случаях, как неисправное рулевое управление и тормоза, мы говорить не будем, поскольку если это уже заметно стороннему наблюдателю, на такой машине поедут только самоубийцы. Что касается сцепления, то неполадки с ним видны только при переключении скоростей, то есть, как правило, на перекрестке. И отличить их от неумения водителя переключать передачи со стороны невозможно. Поэтому в таком случае остановить могут.

Обратите внимание на то, что наиболее популярной причины остановки “проверка документов” в этом перечне нет.

В последнее время ее стали заменять ссылкой на якобы проводимую спецоперацию. Уточнить, проводится ли спецоперация в действительности, можно по телефону “горячей линии” или в дежурной части по телефону “102”. Лично я предпочитаю звонить по телефону “горячей линии”, поскольку на практике сталкивалась со случаями, когда дежурная часть “прикрывает” инспекторов ГАИ, вышедших после окончания смены на заработки.

Пока вы дозваниваетесь, на вас могут давить, угрожая остановить свидетелей и составить протокол об отказе предъявить документы. На это стоит спокойно отвечать, что вы не отказываетесь предъявлять документы, а просто хотите убедиться, что у вас имеют право их требовать.

На предположения инспектора о том, что у вас нет водительских прав, высказывайте ответное предположение - что у инспектора нет постовой ведомости и нагрудного знака, и вообще он вышел на заработки после окончания смены. В моей практике был случай, когда оба предположения оказались верными: и водитель забыл дома права, и гаишник вышел “подкалымить”. Но, поскольку инспектор должен был предъявить свои документы первым, до проверки водительских документов дело так и не дошло.

Так что не спешите отдавать документы остановившему вас инспектору, выходить из машины и с виноватым видом рассказывать ему обо всех своих нарушениях, совершенных за последние полгода, стыдливо протягивая взятку. Для начала пусть он докажет, что имеет право здесь находиться и останавливать вас, а также приведет доказательства совершенного вами правонарушения.

Временное изъятие водительского удостоверения

Временное изъятие водительского удостоверения не означает лишения водителя права управлять транспортным средством, оно является всего лишь мерой обеспечения, направленной на то, чтобы водитель явился в суд, где будет рассматриваться дело об административном правонарушении, и не имел возможности оставить у себя на руках водительское удостоверение, если его лишат права вождения. Поэтому и применяется изъятие прав только по тем нарушениям, за которые эти права могут быть изъяты судом.

Согласно статье 265-1 КоАП (добавленной в КоАП Законом от 24.09.2008 г. № 586-VI) порядок временного изъятия водительского удостоверения определяется Кабмином.

С момента вступления в силу Закона № 586 (17 ноября 2008 года) и до 25 декабря, когда был опубликован Порядок временного изъятия водительского удостоверения, талона о прохождении государственного технического осмотра и лицензионной карточки на транспортное средство и их возврата, утвержденный Постановлением КМУ от 17.12.2008 г. № 1086 (далее - Порядок № 1086), сотрудники ГАИ вообще не имели права изымать такие документы у водителей. Если в указанный период у вас изъяли какой-либо из этих документов, можно смело обращаться в суд, прокуратуру, писать жалобы, ходатайства, поскольку такое изъятие совершенно однозначно было незаконным.

Теперь же изъятие и возврат указанных документов должны производиться по процедуре, установленной Порядком № 1086.

Водительское удостоверение временно изымается при составлении протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных следу­ющими статьями КоАП:

- ч. 3 ст. 121 “Нарушение водителями правил эксплуатации транспортных средств, правил пользования ремнями безопасности или мотошлемами” - повторное в течение года управление неисправным автомобилем или автомобилем, не прошедшим техосмотр;

- ч. 4 ст. 122 “Превышение водителями транспортных средств установленных ограничений скорости движения, проезд на запрещающий сигнал регулирования дорожного движения и нарушение других правил дорожного движения” - нарушения, предусмотренные частями 1, 2 и 3 ст. 122 (там длинный список, поэтому см. таблицу штрафов), повлекшие создание аварийной обстановки, то есть вынудившие других участников дорожного движения резко изменить скорость, направление движения или принять другие меры по обеспечению личной безопасности или безопасности других граждан, что подтверждается фактическими данными, а именно: пояснениями лица, привлекаемого к админответственности, потерпевшего, свидетелей, показаниями технических приборов и средств фото- и видеонаблюдения и другими документами;

- ч. 3 ст. 123 “Нарушение водителями транспортных средств правил проезда железнодорожных переездов” - нарушение правил проезда железнодорожных переездов, повлекшее создание аварийной обстановки и подтвержденное фактическими данными: пояснениями лица, совершившего правонарушение, свидетелей, показаниями технических приборов и средств фото- и видеонаблюдения и другими документами;

- ст. 124 “Нарушение правил дорожного движения, вызвавшее повреждение транспортных средств, груза, автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, дорожных сооружений или другого имущества” - нарушение участниками дорожного движения ПДД, что привело к повреждению ТС, груза, автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, дорожных сооружений или другого имущества (если за это привлекают к административной, а не к уголовной ответственности).

Таким образом, изымать права могут только при оформлении правонарушений, приведших к порче имущества, созданию аварийной обстановки или совершенных пьяным водителем, а также при невыполнении требования милиционера об остановке или повторной в течение года эксплуатации неисправного ТС.

Чаще всего изъятие прав мотивируют созданием аварийной обстановки. Обратите внимание на то, что наказывают не за само создание аварийной обстановки, а за приведшее к нему правонарушение, причем это правонарушение должно входить в перечень, содержащийся в указанной в протоколе статье. То есть протокол должен обязательно содержать следующие записи:

- пункт Правил дорожного движения, который вы нарушили. Если он не указан, значит, по логике, вы ничего не нарушали и наказывать вас не за что. В таком случае в графе нарушений нужно поставить прочерк, а в пояснениях указать, что на момент предоставления протокола вам на подпись эта графа не была заполнена, что противоречит требованиям ст. 256 КоАП;

- статья КоАП, которой предусмотрена ответ­ственность за данное нарушение. Если статья состоит из нескольких частей, то часть тоже должна быть указана, поскольку ответственность за нарушения, предусмотренные разными частями одной статьи, разная. Проверьте по таблице штрафов, соответствует ли вписанная в протокол статья совершенному вами нарушению, кто должен налагать взыскание по ней и какие предупредительные меры могут применяться. Любые несоответствия указывайте в протоколе в графе пояснений. Если не помещаются - на отдельном листе с указанием в графе пояснений, что дополнительный лист прилагается. Прочеркивайте все пустые строки. Если у вас нет при себе КоАП или таблицы штрафов, Правил дорожного движения, вы можете потребовать их у инспектора ГАИ, пояснив, что не обязаны знать наизусть все статьи и части, пункты и подпункты, а согласно п. 11.4 Инструкции № 1111 инспектор, заступая в наряд, должен иметь при себе Правила и выписку из КоАП;

- личные данные и пояснения (можно на отдельном листе с указанием об этом в протоколе) потерпевшего или свидетеля. Вы имеете право ознакомиться с этими пояснениями. Если в протоколе не указано лицо, изменившее вследствие ваших действий скорость или направление движения, на это нужно указать в своих пояснениях. Причем из пояснений свидетелей и видеоматериалов должно следовать, что никак иначе это лицо не могло обезопасить себя или других граждан, а не просто кто-то зазевался, потом увидел вас, испугался и начал вилять по всей дороге. То есть между вашим нарушением и нестандартными действиями других лиц должна быть прямая причинно-следственная связь;

- в протоколе также должна быть отметка о том, что у вас изъяли права. Такая отметка должна также ставиться и в талоне к водительскому удостоверению. Если нет - укажите это в протоколе.

Вместо изъятого водительского удостоверения выдается временное разрешение на управление транспортным средством на срок до 3-х месяцев. За это время суд должен успеть рассмотреть дело об административном правонарушении в соответ­ствии со ст. 38 КоАП.

Если вам не выдали временное разрешение - пишите жалобу в вышестоящий орган или прокуратуру и “до видома” - в подразделение, где работает инспектор, изъявший ваши права, с требованием признать его действия незаконными и выдать вам это разрешение, ссылаясь на п. 5 Порядка № 1086.

Изъятые удостоверения хранятся в ГАИ и выдаются в следующем порядке:

- если суд не рассмотрел дело или не наложил взыскание в течение 3-х месяцев - по заявлению водителя;

- если суд рассмотрел дело и наложил иное взыскание, нежели лишение прав,- после исполнения водителем постановления о наложении взыскания и предоставления в ГАИ соответствующих документов (квитанции, документов, подтверждающих выполнение общественных работ, админарест);

- если суд закрыл дело за отсутствием состава правонарушения - нужно предоставить в ГАИ копию постановления;

- в случае вынесения судом постановления о лишении вас прав вы получите их после истечения определенного судом срока и успешной сдачи теоретического и практического экзамена.

Если вы считаете, что дело против вас “шито белыми нитками”, не стоит объяснять это судье непосредственно во время рассмотрения дела. Лучше заранее написать ходатайство, в котором изложить все факты и возражения, потребовать вызова в суд свидетелей и предоставить прочие доказательства своей невиновности. Например, если вас обвиняют в нарушении дорожной разметки, то в момент составления протокола стоит сфотографировать место остановки так, чтобы была видна дорожная разметка, ваша машина и какие-нибудь ориентиры, лучше всего - инспектор ГАИ или его машина. Желательно также, чтобы на фото указывались дата и время снимка. Приложите эту фотографию к ходатайству с просьбой приобщить к материалам дела.

Кстати, гаишники очень любят стоять на перекрестках с асинхронными светофорами, у которых с одной стороны горит зеленый свет, а с противоположной в это же время - красный, и фотографировать водителей, якобы проезжающих на красный свет (хотя в действительности - на зеленый). Естественно, весь поток они не фотографируют, а выхватывают первого или последнего в партии проезжающих. Честно говоря, фотографировать такие светофоры сбоку я не пробовала, поэтому не знаю, видна ли особенность их настройки на фото. В крайнем случае можно взять двух человек, которые одновременно сфотографируют его с двух сторон с проставлением даты и времени снимка.

Еще одна любимая уловка гаишников - стать перед перекрестком со стрелкой направо. Такая стрелка должна гореть одновременно с красным светом, что означает разрешение поворачивать направо, однако иногда она мигает. Гаишники фотографируют последнюю машину в тот момент, когда стрелка не горит. То есть в действительности вы правил не нарушали, но на фото четко видна ваша машина, проезжающая на красный свет. Бороться с этим можно с помощью видео или серийных снимков (практически все цифровые фотоаппараты и некоторые камерафоны имеют опцию, позволяющую делать несколько кадров в секунду), на которых будет четко видно, что стрелка мигает.

Сложнее всего доказывать суду свою невиновность, когда вас пытаются лишить прав за невыполнение требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства (ст. 122-2 КоАП). Тут перед водителем стоит дилемма: стоящие на дороге в неосвещенном месте некто в костюмах сотрудников ГАИ могут быть банальными грабителями, поэтому останавливаться страшно, но за неостановку можно лишиться прав. Здесь есть смысл ориентироваться на наличие нагрудного знака. В свете фар его видно даже на большой скорости. Если гаишник с нагрудным знаком, пусть даже и не на машине с маячками, машет вам своей “волшебной палочкой”, лучше остановиться и, не выходя из машины, а в темное время суток - заблокировав дверной замок и приоткрыв стекло не больше чем на треть, вежливо поинтересоваться причиной остановки, и если вразумительной причины не найдется - показать документы через стекло и спокойно ехать дальше.

Если же нагрудного знака нет - проехать дальше, позвонить по телефону “102”, представиться и сообщить, что на таком-то километре вас пытался остановить неизвестный в форме, похожей на форму сотрудника ГАИ, но не на служебной машине и/или без нагрудного знака. Все звонки на телефон “102” фиксируются и могут служить доказательством в суде. После этого на ближайшем посту ГАИ следует остановиться и сообщить те же сведения. По идее, сотрудник ГАИ, если вы не остановились, должен либо преследовать вас, либо сообщить на ближайший пост ваши данные. Однако маловероятно, чтобы гаишник без нагрудного знака рискнул сообщить на пост, что пытался вас остановить: его за это самого по головке не погладят, ведь нагрудный знак он должен сдавать после окончания смены.

Временное изъятие талона техосмотра

Талон техосмотра изымают у водителей ТС (в том числе маршрутных) с неисправностями рулевого управления, тормозной системы, тягово-сцепного механизма, световых приборов в темное время суток и другими неисправностями, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена правилами дорожного движения, а также ТС, не укомплектованных в соответствии с назначением или своевременно не прошедших техосмотр. Ответственность за эти нарушения предусмотрена частями 1, 2 и 3 ст. 121 КоАП.

Обратите внимание на то, что к комплектации автомобиля относятся его детали, узлы, механизмы, оснастка салона и прочий “фарш”, заложенный производителем. Аптечка, огнетушитель, домкрат, буксировочный трос к комплектации не относятся, и за их отсутствие должно выноситься предупреждение согласно ст. 125 КоАП.

Талон техосмотра изымается при составлении (в двух экземплярах) протокола за нарушения, предусмотренные указанными статьями, что обязательно указывается в протоколе. При этом на месте выявления правонарушения проводится проверка технического состояния транспортного средства, и по ее результатам составляется акт (тоже в двух экземплярах). Вторые экземпляры протокола и акта выдаются водителю под расписку.

Если выявленные неисправности невозможно устранить на месте, автомобиль блокируется или доставляется на штрафстоянку. Процедура блокировки и доставки ТС на штрафстоянку регулируется ст. 265-2 КоАП и Порядком временного задержания и хранения транспортных средств на специальных площадках и стоянках, утвер­жденным Постановлением КМУ от 17.12.2008 г. № 1102 (далее - Порядок № 1102) (подробнее см. ниже).

Талон техосмотра возвращают после уплаты штрафа и предоставления акта проверки технического состояния транспортного средства, выданного уполномоченным СТО.

В случае устранения неисправностей на месте инспектор составляет акт проверки технического состояния транспортного средства и не изымает талон техосмотра, о чем делает запись в протоколе.

При этом статьей 265-2 КоАП установлено, что на штрафстоянку доставляют только те автомобили, размещение которых существенно мешает дорожному движению. С учетом того что Инструкцией № 1111 предусмотрена остановка ТС путем указания жезлом на автомобиль и место, куда он должен стать, пребывание автомобиля в таком месте движению мешать не должно.

Изъятие лицензионной карточки на ТС

Лицензионная карточка изымается в случае эксплуатации ТС для предоставления услуг по перевозке пассажиров или грузов без отметок в путевом листе о прохождении ежесменного предрейсового медосмотра и проверке технического состояния или без водительского удостоверения соответству­ющей категории, а также в случае направления в рейс одного водителя на автобусный маршрут протяженностью свыше пятисот километров. То есть при составлении протоколов по следующим статьям КоАП:

- ч. 3 ст. 121-2 - перевозка пассажиров на авто­бусном маршруте протяженностью свыше 500 км одним водителем;

- ч. 1 ст. 128 - в этой статье список нарушений шире, чем список оснований для изъятия лицензионной карточки. Поэтому при составлении протокола по данной статье обязательно сверяйтесь с основаниями для изъятия, указанными в ст. 2653 КоАП. За несоответствие технического состояния, оборудования и комплектности, переоборудование без согласования, непройденный техосмотр или регистрацию, отсутствие полиса обязательного страхования, ну и, естественно, самой лицензионной карточки - лицензионная карточка не изымается. Изымается она только за отсутствие отметки в путевом листе о предрейсовом медицинском и техническом контроле;

- ч. 2 ст. 128 - повторное в течение года нарушение ч. 1 ст. 128 КоАП. То есть перечень нарушений здесь тот же, что и в первой части этой статьи. Но лицензионная карточка изымается только по основаниям, указанным в ст. 2653 КоАП;

- ч. 2 ст. 129 - допуск к управлению ТС лица, не имеющего на это права. Данный протокол составляется в паре с протоколом по ч. 2 ст. 126 (управление ТС лицом, не имеющим права управлять таким ТС) или ч. 3 ст. 126 (управление ТС лицом, лишенным права управлять таким ТС). А вот при совершении водителем правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 126, предприятие к ответственности не привлекается и лицензионная карточка не изымается. Таким образом, единственным документом, отсут­ствие которого у водителя приводит к изъятию лицензионной карточки, явля­ется водительское удостоверение соответствующей категории (или талона к нему, поскольку без талона такое удостоверение недей­ствительно).

При изъятии лицензионной карточки составляется акт в трех экземплярах по форме, утвержденной МВД. Первые экземпляры протокола и акта изъятия хранятся в ГАИ по месту регистрации ТС или его временного учета. Один экземпляр отдается водителю вместе со вторым экземпляром протокола, на основании которого это изъятие производится. Еще один - направляется в орган лицензирования вместе с изъятой лицензионной карточкой в трехдневный срок.

В дальнейшем, чтобы получить обратно свою лицензионную карточку, вам придется иметь дело с органом лицензирования. Поэтому в случае несогласия с постановлением инспектора или начальника ГАИ о наложении на вас админвзыскания, при котором изымается лицензионная карточка, или если ее изъяли не по основаниям, указанным в ст. 2653 КоАП, нужно жаловаться в вышестоящий орган и орган, изъявший карточку, немедленно.

Временное задержание и хранение ТС на штрафстоянках

Порядок временного задержания и хранения ТС на штрафстоянках регламентируется ст. 265-2 КоАП и Порядком № 1102.

В ст. 265-2 в качестве оснований для задержания транспортных средств перечислены не сами нарушения, а статьи и части статей Кодекса, при составлении протоколов по которым может производиться задержание (см. таблицу штрафов). Весь список приводить мы не будем, остановимся лишь на самых неприятных из них.

Так, по весне, подозреваю, любимым нарушением гаишников станут грязные номера. Согласно ч. 5 ст. 121 КоАП за эксплуатацию ТС с загрязнением номерного знака, не позволяющим четко определить его символы с расстояния 20 метров, инспектор ГАИ имеет право налагать штраф от 170 до 255 грн и временно задерживать транспортное средство. Способ борьбы в этом случае один: если поводом для остановки послужили грязные номера, нужно немедленно выйти из машины и протереть их. Таким образом, угроза доставки машины на штрафстоянку отпадает сразу же, ведь п. 2 Порядка № 1102 предусмотрено задержание автомобилей в случаях, установленных ст. 265-2 КоАП, в частности в случае, когда невозможно устранить причину задержания на месте выявления административного правонарушения. Поскольку в данном случае причина будет устранена, нет оснований для принудительного прекращения использования такого ТС.

Что же касается штрафа, то единственным доказательством того, что ваши номера были неразличимы и что это были именно ваши номера, может стать видео, сделанное камерой с достаточным разрешением, всего процесса остановки и протирания вами номеров. Если в качестве доказательства вам просто предъявят фото с заляпанными номерами, вы справедливо можете заявить, что номерные знаки на фото идентифицировать невозможно, а значит, они не ваши, или что фото сделано с расстояния более 20 метров. Если реальной целью остановки является не наложение на вас административного взыскания, а наполнение собственного кармана сотрудника ГАИ, то видеозапись процесса остановки и общения с инспектором, скорее всего, вестись не будет, а значит, протирание вами номера лишит гаишника повода обогатиться на 100 грн.

Вполне вероятны также придирки со стороны инспектора ГАИ к тому, что техпаспорт оформлен на собственника автомобиля, а вы ездите по доверенности и не имеете временного талона. В такой ситуации вполне возможны попытки привлечь вас к ответственности по ч. 1 ст. 126 КоАП и забрать машину на штрафстоянку. Однако отсутствие талона временной регистрации при наличии доверенности, хотя и является нарушением п. 2.1 Правил дорожного движения, требованиям ч. 1 ст. 126 КоАП, на наш взгляд, не противоречит.

Частью 1 ст. 126 КоАП предусмотрена ответственность за отсутствие “регистрационных и иных документов, подтверждающих право пользования или распоряжения транспортным средством”. То есть ответственность наступает за полное отсутствие у водителя документальных подтверждений его права на пользование или распоряжение транспортным средством. Подтверждать же право пользования или распоряжения могут как регистрационные, так и другие документы. Заметим, что при другой формулировке, если бы вместо “и” стояло “или”, необходимы были бы и регистрационные, и другие документы. А так как нарушением считается отсутствие “регистрационных и других документов”, то при наличии хотя бы одного из них ответственность по этой статье уже не наступает. Главное, чтобы документ подтверждал право пользоваться или распоряжаться транспортным средством.

Таким образом, собственнику транспортного средства достаточно иметь при себе техпаспорт (регистрационный документ), а доверенному лицу кроме техпаспорта - регистрационный (талон временной регистрации) или другой документ, подтверждающий право пользования или распоряжения транспортным средством. Теоретически это может быть даже записка от собственника автомобиля о том, что он добровольно дал вам его покататься на определенный срок, поскольку обязательная нотариальная форма для договоров передачи управления транспортным средством не предусмотрена.

Поэтому максимум, к чему можно привлекать водителя, имеющего доверенность на управление, но не имеющего талона временной регистрации, - это предупреждение по ст. 125 КоАП (прочие нарушения).

Сотрудники ГАИ, требуя талон временной регистрации, сами осознают зыбкость своих аргументов. Поэтому, как правило, до составления протокола дело не доходит. Если же протокол по ч. 1 ст. 126 КоАП все-таки составлен, изложите в графе пояснений вышеприведенные аргументы, впишите все реквизиты предъявленных вами документов и в конце допишите, что от дачи взятки сотруднику ГАИ в таком-то размере вы отказались. Практика показывает, что такой протокол будет порван гарантированно.

В соответствии со ст. 265-2 КоАП временное задержание транспортных средств осуществляется путем блокировки или доставки на штрафстоянку (если размещение задержанного транспортного средства существенно препятствует дорожному движению), в том числе с помощью специального автомобиля - эвакуатора. О временном задержании делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении.

Далее мы частично процитируем статью 265-2 КоАП, выделяя жирным шрифтом особенно полезные для водителей места:

“После временного задержания транспортного средства работник Государственной автомобильной инспекции обязан предоставить лицу возможность уведомить о временном задержании транспортного средства и своем местонахождении другое лицо по собственному выбору и принять меры по возврату автомобиля к месту постоянной дислокации, а также запрещает эксплуатацию транспортного средства до устранения неисправностей, выявленных в процессе его осмотра.

Транспортное средство может быть временно задержано на срок до решения дела об адми­нистративном правонарушении, но не более трех дней с момента такого задержания.

После истечения трехдневного срока временного задержания транспортного средства лицо имеет право обратиться за получением временно задержанного транспортного средства. Такое обращение лица является обя­зательным для его исполнения независимо от стадии решения дела об административном правонарушении.

За подачу такого обращения и возврат лицу временно задержанного транспортного сред­ства не может взыскиваться плата”.

Кстати, Порядок № 1102 изначально разрабатывался, похоже, под конкретное нарушение - стоянку в неположенном месте. Поэтому Порядком, в частности, предусмотрено:

“6. В случае отсутствия водителя, транспортное средство которого заблокировано, уполномоченное лицо Госавтоинспекции оставляет под его стеклоочистителями уведомление о необходимости прибытия такого водителя в территориальное подразделение Госавтоинспекции для оформления протокола об административном правонарушении.

7. Разблокировка транспортного средства осуществляется уполномоченными лицами Госавтоинспекции после составления протокола об административном правонарушении.

<...>

9. В случае если водитель появляется на месте правонарушения в момент выполнения работ по погрузке транспортного средства, уполномоченное лицо Госавтоинспекции не проводит временное задержание транспортного средства, а оформляет протокол об адми­нистративном правонарушении. При этом правонарушение должно быть устранено в течение максимально короткого срока.

В таком случае фактически выполненные предприятием, учреждением или организацией, производящими деятельность, связанную с транспортировкой транспортных средств, работы не оплачиваются”.

Таким образом, в присутствии водителя транспортное средство вообще не может эвакуироваться, а разблокировать его должны сразу же после составления админпротокола.

Зная это, инспекторы ГАИ часто выдвигают водителям ультиматум: либо вы подписываете протокол, либо мы блокируем ваш автомобиль. В таком случае полезно знать требования ст. 256 КоАП к содержанию протокола. В частности, в протоколе должны содержаться сведения о лице, совершившем правонарушение, если такое лицо выявлено. Таким образом, протокол считается составленным независимо от наличия в нем вашей подписи, и разблокировать ваш автомобиль должны по факту составления протокола, а не его подписания.

Тем не менее отказываться от подписания протокола мы не рекомендуем, поскольку это вам ничего не даст. Если вы не согласны с содержанием протокола, лучше указать свои замечания в графе пояснений и изложить аргументы в свою пользу.

Если ваш автомобиль все же попал на штрафстоянку, вы имеете право доступа к нему в присутствии лица, ответственного за хранение задержанного транспортного средства. Рекомендуем вам воспользоваться этим правом, чтобы забрать из машины ценные вещи и убедиться, что она дей­ствительно стоит на территории штрафстоянки, а не рядом с ней. А то бывали случаи, когда автомобили “по ошибке” ставились за пределами зоны ответственности ГАИ и возвращались владельцу далеко не в том виде, в каком были задержаны.

Вернуть задержанное транспортное средство можно по письменному обращению водителя, соб­ственника (сособственника) при условии оплаты им расходов, связанных с транспортировкой и хранением такого транспортного средства, и предъявлению соответствующего протокола об административном правонарушении. Обратите внимание на то, что речь здесь идет не об уплате штрафа, а только о составлении админпротокола.

При этом срок задержания, который не может превышать трех дней, исчисляется с момента составления протокола об административном правонарушении, а срок хранения, за который надо платить,- с момента доставки автомобиля на штрафстоянку.

Медицинское освидетельствование

Процедура проведения осмотра с целью выявления состояния алкогольного, наркотического или другого опьянения либо нахождения под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции (далее - осмотр), регламентируется статьей 266 КоАП и Порядком направления водителей транспортных средств для проведения осмотра с целью выявления состояния алкогольного, наркотического или другого опьянения либо нахождения под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, и проведения такого осмотра, утвержденным Постановлением КМУ от 17.12.2008 г. № 1103 (далее - Порядок № 1103). Осмотр, проведенный с нарушением требований статьи 266 КоАП и Порядка № 1103, считается недействительным.

Осмотр осуществляется при наличии у водителя признаков алкогольного и другого опьянения, перечисленных в подпунктах 1.1.1 и 1.1.2 Инструкции о порядке направления граждан для осмотра на состояние опьянения в учреждения здравоохранения и проведения осмотра с использованием технических средств, утвержденной совместным приказом МВД, МОЗ и Минюста Украины от 24.02.95 г. № 114/38/15-36-18 и зарегистрированной в Минюсте Украины 07.03.95 г. за № 55/591.

Признаками алкогольного опьянения являются: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушения речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменения окраски кожного покрова лица, поведение, не соответствующее обстановке, заявление граждан о приеме водителем спиртных напитков, а также признание в этом самого водителя.

О наркотическом опьянении свидетельствуют вышеприведенные признаки алкогольного опьянения (кроме запаха алкоголя изо рта), а также суженные или чрезмерно расширенные зрачки, почти не реагирующие на свет, заторможенность движений или ответов на вопросы. Специфиче­ским признаком могут быть многочисленные следы от инъекций на руках или теле.

Водители, выказывающие признаки алкогольного или наркотического опьянения, подлежат отстранению от управления ТС и осмотру.

Если в машине есть трезвый человек, имеющий право управлять транспортным средством, или такой человек может быстро подъехать, водитель имеет право передать ему управление. Осмотр должен проводиться в течение 2-х часов с момента установления оснований для его осуществления. То есть у водителя - с учетом времени на дорогу до медицинского заведения и оформление документов - есть примерно час, в течение которого может подъехать такой человек.

Если управлять автомобилем некому, то он блокируется или отправляется на штрафстоянку.

Осмотр водителя на месте остановки ТС проводится работником милиции с помощью специальных технических средств, разрешенных к применению МОЗ и Госпотребстандартом, в присутствии двух свидетелей. Не могут быть привлечены в качестве свидетелей работники милиции или лица, относительно беспристрастности которых имеются сомнения.

Перед использованием индикаторной трубки “Контроль трезвости” проверяется ее пригодность к использованию. Запрещается использование трубки, если она имеет механические поврежде­ния, нарушена ее герметичность, наполнитель имеет зеленые вкрапления и пересыпается по трубке, истек срок годности, имеются другие нарушения требований паспорта, прилагаемого к ней предприятием-изготовителем.

Трубку распаковывают непосредственно перед осмотром в присутствии водителя и свидетелей. Инспектор ГАИ надевает мундштук респираторного баллона на конец трубки, находящийся ближе к реагенту, и предлагает водителю взять из упаковки индивидуальный одноразовый мундштук, надеть его на противоположный конец трубки и продуть ее до заполнения баллона. Если водитель пьян, реагент изменит цвет с желтого на зеленый в течение 1–2 минут.

Результаты осмотра, проведенного уполномоченным лицом Госавтоинспекции, указываются в протоколе об административном правонарушении. Подтверждение состояния опьянения в результате осмотра и согласие водителя транспортного средства с результатами такого осмотра являются основаниями для его привлечения согласно закону к ответственности.

В случае несогласия водителя на проведение осмотра работником милиции с использованием специальных технических средств или в случае несогласия с его результатами осмотр проводится в заведениях здравоохранения в присутствии работника милиции. Перечень заведений здравоохранения, которым предоставлено право проведения осмотра, утверждается управлениями здравоохранения местных государственных администраций. Осмотр может также проводиться в специально оборудованных передвижных пунктах (автомобилях), принадлежащих заведениям здравоохранения и соответствующих установленным требованиям. Проведение осмотра в других заведениях запрещается.

В заведении здравоохранения осмотр проводится врачом, а в сельской местности при отсутствии врача - фельдшером фельдшерско-акушерского пункта, прошедшим специальную подготовку, по методике и с применением приборов, разрешенных для использования МОЗ.

Врач, проводящий осмотр, должен ознакомиться с документами, удостоверяющими личность водителя (паспорт, водительское удостоверение и другие документы). Отсутствие документов не может быть причиной для отказа в проведении осмо­тра. В таком случае в заключение вписываются приметы водителя и делается отметка о том, что личные данные записаны с его слов.

Заключение составляется в трех экземплярах: по одному для уполномоченного лица Госавтоинспекции и для водителя транспортного средства, третий остается в заведении здравоохранения. Заключение может быть обжаловано водителем транспортного средства в десятидневный срок в контрольной комиссии медицинского осмотра регионального наркодиспансера или в соответствующей комиссии Минздрава либо в суде.

В случае отказа водителя транспортного сред­ства от проведения осмотра в заведении здравоохранения уполномоченное лицо Госавтоинспекции в присутствии двух свидетелей составляет протокол об административном правонарушении, в котором указывает признаки опьянения и действия водителя относительно уклонения от осмотра.

Проведение осмотра водителей транспортных средств - участников дорожно-транспортного происшествия, вследствие которого имеются пострадавшие,- обязательно. Если в результате дорожно-транспортного происшествия водитель доставлен в лечебное заведение, в обязательном порядке проводится исследование с целью выявления в его организме алкоголя, наркотических или других веществ, снижающих внимание и скорость реакции.

Таким образом, проводя осмотр на месте, вы ничем не рискуете, поскольку в случае несогласия с результатами такого осмотра и в случае вашего отказа его проводить результат один - осмотр в медучреждении. В то же время вы получаете возможность сэкономить собственное время, если результаты осмотра вас удовлетворят.

Уклоняться от осмотра в медучреждении я вам категорически не рекомендую, поскольку в таком случае составляется протокол с указанием признаков опьянения и отметкой об уклонении от осмотра, за что статьей 130 КоАП предусмотрена такая же ответственность, как и за вождение в пьяном виде.

Людмила Корж,
редактор газеты “Фортекс”

“В помощь директору” - приложение к еженедельнику “Фортекс” -
№ 1-2 за январь 2009 года, от 04.01.2009 г.

Вход в систему
Логин
Пароль 
Новый пользователь
Забыл пароль?

Актуальні консультації
Списання автомобіля: від «а» до «я»
Штатний розпис професійно-технічного навчального закладу за новими вимогами
Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь
Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Вакцинация работников предприятия против гриппа, или Я уколов не боюсь: если надо уколюсь!
Стан бази
Четвер, 02.05.2024
В базi 549581 документ

 Огляд останніх надходжень
Увага! важлива інформація
  21.03.2018  

Про внесення змін до Порядку проведення конкурсу з перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування
Постанова Кабінету Міністрів України N 180 від 07 лютого 2018 р.

Про внесення змін до Правил надання послуг пасажирського автомобільного транспорту
Постанова Кабінету Міністрів України N 181 від 07 лютого 2018 р.

  19.03.2018  

Про затвердження Змін до Порядку відкриття та закриття рахунків у національній валюті в органах Державної казначейської служби України
Наказ Міністерства фінансів України N 110 від 05.02.2018 р.

Про затвердження Реєстру референтних цін (цін відшкодування) на препарати інсуліну станом на 01 лютого 2018 року
Наказ Міністерства охорони здоров'я України N 453 від 07.03.2018 р.

  15.03.2018  

Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю
Закон України N 2275-VIII від 6 лютого 2018 року

[Архив новостей]
Бланки та звітність
Податкова звiтнiсть
Фiнансова звiтнiсть
Вiдрахування у фонди
Форми документiв

2005-2017 © ПАРУС