Консультации : Комментарий к Письму ГНАУ от 14.06.2008 г. № 6912/5/16-1516
Комментарий к Письму ГНАУ от 14.06.2008 г. № 6912/5/16-1516
Письмо ГНАУ посвящено особенностям заполнения декларации по НДС и приложений к ней. Так, в случае представления уточняющих расчетов к декларации по НДС необходимо представить и приложение № 5 к ним (если корректируются строки 1 и/или 10.1). Причем приложение № 5 представляется независимо от того, какой период корректируется, даже если за этот период не представлялось приложение № 5 (до марта 2008 года). Это же касается и необходимости представления приложения № 3 в случае корректировки суммы задекларированного бюджетного возмещения, то есть это приложение сдается в обязательном порядке и по действующей на сегодняшний день форме независимо от того, какой период уточняется.
Обратите внимание на то, что приложение № 5 представляется на уточняемые суммы (на сумму ошибки), тогда как некоторые налоговые инспекции требуют расшифровку налоговых обязательств и налогового кредита по всей сумме декларации с учетом исправления ошибок.
ГНАУ также указывает, что в случае уменьшения показателей налоговой декларации, к которой представляется уточняющий расчет, соответствующие суммы в приложении № 5 указываются со знаком “–”. Наиболее интересны и “полезны” разъяснения ГНАУ в части заполнения приложения № 5 по суммам НДС, включенным в налоговый кредит в соответствии с п/п. 7.2.6 Закона Украины “О налоге на добавленную стоимость”, то есть не на основании налоговых накладных, а на основании кассовых чеков, других расчетных документов по наличному обращению, счетов на услуги связи, транспортных билетов и т. п. Именно в этих случаях чаще всего возникают расхождения между суммами налогового кредита покупателя и налоговых обязательств продавца, поскольку покупатель отражает кредит в разрезе ИНН, а продавец - по строке “прочие” без выделения ИНН.
Несмотря на вполне законные основания таких расхождений, налоговики донимают налогоплательщиков запросами с требованием о предоставлении копий документов. В комментируемом письме ГНАУ дает следующие разъяснения: если налоговый кредит сформирован по документам, дающим на него право согласно п/п. 7.2.6 Закона об НДС, в которых отсутствует ИНН, то в колонке 2 раздела II “Налоговый кредит” приложения № 5 проставляется условный налоговый номер “100 000 000 000”. Такие документы отражаются одной строкой (по всем контрагентам), при этом в колонках 4 и 5 общей суммой отражаются объемы приобретения товаров (услуг) и суммы НДС соответственно.
На наш взгляд, применять условный налоговый номер “100 000 000 000” стоит и в тех случаях, когда документ, предусмотренный п/п. 7.2.6 Закона об НДС, содержит ИНН. Ведь продавец все равно не отразит в этой части налоговые обязательства с указанием ИНН покупателя, а значит, при автоматической сверке показателей приложения № 5 обнаружатся расхождения. Если налогоплательщик будет следовать указанной рекомендации, то его должностные лица могут быть наказаны административным штрафом при документальной выездной проверке. Впрочем, подобные проверки почти всегда заканчиваются админштрафом.
Также в своем письме ГНАУ в очередной раз указывает на возможность при заполнении строки 2 расчета суммы бюджетного возмещения учитывать суммы налогового кредита предыдущих налоговых периодов, уплаченные при ввозе товаров (сопутствующих услуг) на таможенную территорию Украины. По данному вопросу мы все же рекомендуем получить персональное налоговое разъяснение в своем налоговом органе, поскольку ГНАУ, как это бывало уже не раз, может изменить свою позицию на диаметрально противоположную.
Сергей Козлович, директор аудиторской фирмы “Фортекс”
Газета “Фортекс” № 32/2008 (№ 292), от 02.08.2008 г.
|