Консультации : Учет модернизации и ремонта основных фондов


Учет модернизации и ремонта основных фондов

Понятие модернизации не имеет четкого определения ни в бухгалтерском, ни в налоговом законодательстве. Отдельные указания на этот счет встречаются лишь в ведомственных нормативных актах и разъяснениях. В частности, в письме Минфина и Госказначейства Украины от 31.07.2006 г. № 3.4-08/1342-7137 говорится:

“По своей технической сути модернизация и реконструкция - это комплекс работ, предусматривающий изменение технико-эксплуатационных (паспортных) качеств (характеристик, свойств) необоротных активов с целью повышения их технико-экономического уровня”.

В П(С)БУ 7 “Основные средства”, в Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина от 30.09.2003 г. № 561 (далее - Методрекомендации)*, а также в ряде актов Минэкономики и Минпромполитики с модернизацией связывается улучшение технических параметров оборудования с целью увеличения срока полезной эксплуатации или производственной мощности.

Отсутствует в бухгалтерском и налоговом законодательстве и нормативное определение термина “ремонт”. Значение данного слова тоже приходится искать в ведомственных актах.

Чаще всего выделяют два вида ремонта - капитальный и текущий. Достаточно подробные описания того и другого в отношении зданий и сооружений можно найти в разъяснении Госстроя Украины от 30.04.2003 г. № 7/7-401 “Об отнесении ремонтно-строительных работ к капитальному и текущему ремонтам”. В качестве текущего ремонта этот документ рассматривает

“комплекс ремонтно-строительных работ, предусматривающий систематическое и своевременное поддержание эксплуатационных качеств и предупреждение преждевременного износа конструкций и инженерного оборудования”.

Под капитальным же ремонтом подразумевается

“комплекс ремонтно-строительных работ, предусматривающий замену, восстановление и модернизацию конструкций и оборудования строений в связи с их физической изношенностью и разрушением, улучшение эксплуатационных показателей, а также улучшение планировки строения и благоустройства территории без изменения строительных габаритов объекта”.

Для транспортных средств разделение ремонтов на текущие и капитальные описано в Положении о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденном приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102.

Текущим ремонтом Положение считает ремонт, который выполняется для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоит в замене и (или) восстановлении отдельных частей. К капитальному ремонту транспортных средств относится ремонт, который выполняется для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса изделия с заменой или восстановлением каких-либо частей, в том числе базовых.

Разумеется, разделением ремонтов на текущие и капитальные дело не ограничивается. Классификация ремонтов вообще весьма многообразна. Так, приказ Минпромполитики от 29.12.2004 г. № 721 и приказ Минтранссвязи от 17.06.2005 г. № 317 определяют и регламентируют такие разновидности ремонта, как гарантийный и планово-предупредительный соответственно.

Помимо прочего, в бухгалтерском учете есть смысл также рассматривать ремонты в зависимости от учетного статуса ремонтируемых основных средств:

- находящихся в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении субъекта предпринимательской деятельности;

- сданных в аренду;

- арендуемых (полученных в финансовый лизинг).

Подводя итог, можно сказать, что ремонтом в бухгалтерском и налоговом учете следует считать комплекс операций по улучшению объекта в рамках восстановления исправности и штатной (указанной в техническом паспорте) работоспособности объекта без изменения его классификационных характеристик и назначения. В отличие от модернизации, ремонт не изменяет технико-эксплуатационные качества и не повышает технико-экономический уровень оборудования по сравнению с его паспортными параметрами.

От ремонтов и модернизаций следует отличать техническое обслуживание объектов ОС, под которым обычно подразумевается комплекс относительно малозатратных операций по поддержанию исправности или работоспособности объекта в ходе использования его по назначению, а также при простое, хранении и транспортировке. После проведения техобслуживания состояние объекта не улучшается по сравнению с предшествующим; эти меры направлены всего лишь на недопущение сверхнормативного старения или порчи объекта в ходе дальнейшей эксплуатации (хранения, перемещения и т. п.).

Отграничение ремонтов от технического обслуживания имеет особое значение в бухгалтерском и налоговом учете (в первую очередь это касается мелких и средних ремонтов, так как с модернизацией или капремонтом техобслуживание обычно не спутаешь). Достаточно подробные указания на сей счет даются в разделе 6 Методрекомендаций.

Схему бухгалтерских проводок по операциям, связанным с модернизацией и ремонтом ОС, часто выстраивают так, чтобы она как можно меньше расходилась с налоговым учетом. Этого принципа будем придерживаться и мы.

Типовые бухгалтерские проводки:

- Дт 23 “Производство”, Дт 91 “Общепроизводственные расходы” - Кт 20 “Производственные запасы”, Кт 22 “Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы”, Кт 25 “Полуфабрикаты” и т. п.- списание производственных запасов, МБП, прочих материальных ценностей, затраченных на ремонты ОС, в пределах 10%-ного лимита ремонтов на текущие расходы производства (минуя счета предварительного накопления расходов);

- Дт 23 “Производство”, Дт 91 “Общепроизводственные расходы” - Кт 631 “Расчеты с отечественными поставщиками”, Кт 377 “Расчеты с прочими дебиторами”, Кт 372 “Расчеты с под­отчетными лицами” - списание работ, услуг, поставок ценностей, затраченных на модернизацию и ремонты ОС, в пределах 10%-ного лимита на текущие расходы производства (минуя счета предварительного накопления расходов);

- Дт 152 “Приобретение (изготовление) основных средств” - Кт 10 “Основные средства” - вывод из эксплуатации на время модернизации и ремонта объекта ОС (применяется, в первую очередь, для объектов 1 группы ОС, так как в этом случае налоговый учет совпадает с бухгалтерским: амортизационная стоимость ОС при выводе из эксплуатации приравнивается к нулю);

- Дт 152 “Приобретение (изготовление) основных средств” - Кт 631 “Расчеты с отечественными поставщиками” - отнесение на капитальные расходы, связанные с модернизацией и ремонтом, поставок материальных ценностей, работ, услуг;

- Дт 152 “Приобретение (изготовление) основных средств” - Кт 377 “Расчеты с прочими дебиторами” - отнесение на капитальные расходы, связанные с модернизацией и ремонтом, поставок работ, услуг;

- Дт 152 “Приобретение (изготовление) основных средств” - Кт 372 “Расчеты с подотчетными лицами” - отнесение на капитальные расходы, связанные с модернизацией и ремонтом, приобретений материальных и нематериальных ценностей, осуществленных через подотчетных лиц;

- Дт 152 “Приобретение (изготовление) основных средств” - Кт 66 “Расчеты по выплатам работникам”, Кт 65 “Расчеты по страхованию” - отнесение на капитальные расходы, связанные с модернизацией и ремонтом, начисленной зарплаты и взносов с ФОТ в государственные целевые фонды;

- Дт 641/НДС “Расчеты по налогам. НДС” - Кт 631 “Расчеты с отечественными поставщиками”, Кт 377 “Расчеты с прочими дебиторами” - отражение налогового кредита по НДС по приобретенным (оплаченным, поставленным) материальным ценностям, работам, услугам;

- Дт 10 “Основные средства” - Кт 152 “Приобретение (изготовление) основных средств” - списание капитальных расходов по модернизации и ремонту на увеличение балансовой стоимости индивидуальных объектов 1 группы ОС или совокупной балансовой стоимости 2, 3 и 4 групп;

- Дт 23 “Производство”, Дт 92 “Административные расходы”, Дт 93 “Расходы на сбыт” - Кт 152 “Приобретение (изготовление) основных средств” - списание по особому распоряжению руководителя части расходов, первоначально признанных капитальными, на текущие расходы деятельности или на административные расходы и расходы на сбыт.

Отдельные виды модернизации и ремонта ОС при наличии серьезных обоснований могут производиться в административной и сбытовой службах и в полной сумме произведенных расходов списываться на административные расходы и расходы на сбыт. В этом случае могут быть применены следующие проводки:

- Дт 92 “Административные расходы”, Дт 93 “Расходы на сбыт” - Кт 20 “Производственные запасы”, Кт 22 “Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы”, Кт 25 “Полуфабрикаты” и т. п.- списание производственных запасов, МБП, прочих материальных ценностей, затраченных на модернизацию и ремонты ОС, на административные расходы и расходы на сбыт;

- Дт 92 “Административные расходы”, Дт 93 “Расходы на сбыт” - Кт 631 “Расчеты с отечественными поставщиками”, Кт 377 “Расчеты с прочими дебиторами” - отнесение на административные расходы и расходы на сбыт материальных ценностей, работ и услуг, поставленных для модернизации и ремонта;

- Дт 92 “Административные расходы”, Дт 93 “Расходы на сбыт” - Кт 372 “Расчеты с подотчетными лицами” - отнесение на административные расходы и расходы на сбыт приобретений материальных и нематериальных ценностей, осуществленных через подотчетных лиц;

- Дт 92 “Административные расходы”, Дт 93 “Расходы на сбыт” - Кт 66 “Расчеты по выплатам работникам”, Кт 65 “Расчеты по страхованию” - отнесение на административные расходы и расходы на сбыт начисленной зарплаты и взносов с ФОТ в государственные целевые фонды;

- Дт 641/НДС “Расчеты по налогам. НДС” - Кт 631 “Расчеты с отечественными поставщиками”, Кт 377 “Расчеты с прочими дебиторами” - отражение налогового кредита по НДС по приобретенным (оплаченным, поставленным) материальным ценностям, работам, услугам;

- Дт 791 “Результат операционной деятельности” - Кт 92 “Административные расходы”, Кт 93 “Расходы на сбыт” - списание расходов, понесенных предприятием в связи с модернизацией и ремонтом, на финансовый результат.

В процессе модернизации объект ОС может трансформироваться (преобразоваться), то есть изменить свой классификационный вид (группу, подгруппу). Например, тренажер для обучения водителей, изготовленный на основе автомобиля, выводится из эксплуатации и принимается на модернизацию в службу капитальных вложений; затем осуществляются расходы на модернизацию, после чего объект возвращается в состав ОС как действующее автотранспортное средство; снятые с тренажера датчики и телевизионный имитатор направляются в состав МНМА. Эти операции отражаются следующими проводками:

- Дт 152 “Приобретение (изготовление) основных средств” - Кт 104 “Машины и оборудование”;

- Дт 152 “Приобретение (изготовление) основных средств” - Кт счетов запасов и других типовых расходов;

- Дт 105 “Транспортные средства” - Кт 152 “Приобретение (изготовление) основных средств”;

- Дт 112 “Малоценные необоротные материальные активы” - Кт 152 “Приобретение (изготовление) основных средств”.

Налоговый учет

В налоговом учете “ремонтно-модернизационных” расходов главный вопрос - какие из них можно относить на валовые затраты, а какие направляются на увеличение балансовой стоимости групп и объектов основных фондов.

Для начала отметим, что расходы на содержание и эксплуатацию ОФ, в том числе на их техниче­ское обслуживание, на основании п/п. 5.2.1 Закона “О налогообложении прибыли предприятий” относятся в состав валовых затрат.

Что касается ремонтов и модернизаций, то все они попадают в категорию “улучшение ОФ”, а согласно п/п. 8.1.2 Закона расходы на проведение всех видов ремонтов, реконструкций, модернизаций и других видов улучшения ОФ подлежат амортизации. При этом подпункты 8.7.1 и 5.2.10, а также пункт 5.3 Закона позволяют налогоплательщикам отнести в течение отчетного периода на валовые затраты любые расходы, связанные с улучшением ОФ, в том числе арендованных, в сумме, не превышающей 10% совокупной балансовой стоимости всех групп ОФ по состоянию на начало отчетного периода. 10%-ный лимит ремонтов может быть использован предприятием в любом отчетном периоде (как сразу в I квартале, так и в равных долях в течение года).

Расходы, превышающие 10%, распределяются пропорционально суммам фактически понесенных расходов на улучшение ОФ групп 2, 3 и 4 или отдельных объектов группы 1. Это увеличение регистрируется в учете на начало квартала, в котором состоялось улучшение (ремонт).

Распределенные расходы, направленные на увеличение балансовой стоимости объектов и групп, подлежат корректировке по окончании каждого отчетного периода.

Например, для предприятия, имеющего на начало года ОФ всех групп балансовой стоимостью 1 200 000 грн и понесшего расходы на их улучшение (ремонт) за первые 3 месяца в сумме 240 000 грн, а за 6 месяцев - 300 000 грн, распределение этих средств на текущие валовые затраты и на прирост балансовой стоимости отдельных объектов и групп ОФ может выглядеть следующим образом:

Наименование  Расходы на ремонт  Распределение понесенных расходов 
в счет 10%-ного лимита  на увеличение балансовой стоимости (графа 3 х k) 
По результатам 3 месяцев: 
Объект 1 ОФ I гр.  120 000  Всего: 120 000 [сумма не привязывается к объектам, а сразу списывается на валовые затраты]  60 000 
Объект 2 ОФ I гр.  18 000  9 000 
Группа 2  36 000  18 000 
Группа 3  24 000  12 000 
Группа 4  42 000  21 000 
ВСЕГО:  240 000  120 000 
По результатам 6 месяцев: 
Объект 1 ОФ I гр.  165 000 (во II кв. добавился ремонт на 45 000 грн)  Всего: 120 000 [сумма не привязывается к объектам, а сразу списывается на валовые затраты]  99 000 
Объект 2 ОФ I гр.  27 000 (во II кв. добавился ремонт на 9000 грн)  16 200 
Группа 2  36 000  21 600 
Группа 3  30 000 (во II кв. добавился ремонт на 6000 грн)  18 000 
Группа 4  42 000  25 200 
ВСЕГО:  300 000  180 000 

Здесь рассматривается самый распространенный случай, когда 10%-ный лимит ремонтов используется полностью уже в первом отчетном периоде.

Коэффициент пропорциональности k рассчитывается по формуле:

Расходы, подлежащие распределению

k = –––––––––––––––––––––––––––––––

Общая стоимость улучшений (ремонтов)

Для 3 месяцев k = 120 000 : 240 000 = 0,5.

Для 6 месяцев k = 180 000 : 300 000 = 0,6.

Если на основании приказа руководителя для модернизации или ремонта выводится из эксплуатации отдельный объект группы 1, то стоимость этого объекта приравнивается к нулю, а балансовая стоимость группы уменьшается на стоимость выбывшего объекта. Обратный ввод объекта в состав ОФ происходит по предыдущей балансовой стоимости, увеличенной на стоимость ремонта.

Объекты групп 2, 3 и 4 на время модернизации или ремонта тоже могут выводиться из эксплуатации, но балансовые стоимости групп при этом не меняются.

Относительно “зарплатной” статьи (расходов на оплату труда ремонтников) укажем, что совсем недавно ГНАУ изменила свою точку зрения на природу этих сумм. Если раньше налоговики раз­решали включать их в состав валовых затрат в полном объеме, то теперь заняли диаметрально противоположную позицию:

“Расходы на оплату труда работников, занятых на работах по ремонту, реконструкции, модернизации и других видах улучшения основных фондов, подлежат отражению в налоговом учете плательщика налога в соответствии с подпунктом 8.7.1 Закона” (письмо ГНАУ от 05.03.2008 г. № 4284/7/15-0317 - см. “Фортекс” № 13/2008, с. 10–11).

При этом прежние письма ГНАУ, в которых рассматривался данный вопрос (от 01.07.2004 г. № 5297/6/15-1116, от 20.08.2004 г. № 16016/7/15-1117 и от 23.10.2006 г. № 19739/7/15-0317), были отозваны.

Конечно, письма не являются нормативно-правовыми актами, это даже не налоговые разъяснения (такой статус они имеют исключительно для своих адресатов), и влиять на налогообложение они, по идее, не должны. Однако в данном случае появление очередного письма свидетельствует об изменениях в официальной позиции ГНАУ, а потому чревато доначислениями при проверках.

Оспаривать подобные доначисления придется в суде. И там, кстати, можно и нужно будет использовать аргументацию ГНАУ, изложенную в отозванных ныне письмах.

Модернизация основных фондов

Для проведения модернизации объекта основных фондов должен быть издан приказ, в котором формулируются причины модернизации, назначаются сроки ее проведения, а также ответственные лица. Перед проведением работ на предприятии создается комиссия, которая производит осмотр объекта, при необходимости составляет график проведения работ и утверждает сметную и техническую документацию.

Если модернизация приводит к трансформации объектов, это должно быть обосновано и отражено в соответствующих организационно-производственных документах и в бухучете.

Пример 1. Учет модернизации, производимой как собственными силами предприятия, так и с привлечением подрядной организации

В годовом плане предприятия - модернизация объектов основных фондов. В I квартале работы по модернизации не производились. Во II квартале был заключен договор с подрядной организацией на выполнение модернизации комплекса информационно-вычислительного центра (ИВЦ), числящегося в учете как единый объект 1-й группы ОС.

Были осуществлены работы согласно перечню и смете:

- ремонт электрораспределительных щитов - 79 000 грн;

- установка новых датчиков - 23 000 грн;

- замена серверной базы и блоков архивирования информации: I этап - 111 000 грн, II этап - 167 000 грн.

До окончания II квартала по всем работам подписаны акты приемки-передачи.

На начало года предприятие имело основных фондов на сумму 2 350 000 грн.

10%-ный лимит ремонтов составляет в текущем году: 2 350 000 ? 0,1 = 235 000 грн.

Бухгалтерский и налоговый учет - см. в таблице 1.

Таблица 1

Содержание операции  Бухгалтерский учет  Налоговый учет 
Дт  Кт  Сумма, грн  ВД  ВЗ 
Авансированы работы по ремонту электрораспределительных щитов (по договорной цене с НДС)  371  311  94 800       
Приняты работы по ремонту электрораспределительных щитов и отнесены на увеличение стоимости объекта 1 группы ОС (комплекса ИВЦ)  10  377  79 000       
Учтен налоговый кредит по НДС по принятым работам  641/НДС  377  15 800       
Зачтен аванс, выданный на ремонт электрораспределительных щитов  377  371  94 800       
Авансированы работы по установке датчиков (по договорной цене с НДС)  371  311  27 600       
Приняты работы по установке датчиков и отнесены на увеличение стоимости объекта 1-й группы ОС (комплекса ИВЦ)  10  377  23 000       
Учтен налоговый кредит по НДС по принятым работам  641/НДС  377  4600       
Зачтен аванс, выданный на установку датчиков  377  371  27 600       
Частично авансированы подрядные работы по замене серверной базы и блоков архивирования информации  371  311  200 000       
Принят I этап подрядных работ; стоимость отнесена на капитальные расходы  152  377  111 000       
Учтен налоговый кредит по I этапу  641/НДС  377  22 200     
Принят II этап подрядных работ; стоимость отнесена на капитальные расходы  152  377  167 000       
Учтен налоговый кредит по II этапу  641/НДС  377  33 400     
Зачтен аванс в счет частичной оплаты выполненных этапов  377  371  200 000     
Произведена доплата подрядчику до полной стоимости принятых подрядных работ (111 000 + 22 200 + 167 000 + 33 400 – 200 000)  377  311  133 600       
Отнесены на затраты производства расходы в счет 10%-ного лимита ремонтов  23  152  235 000     235 000 
Остальные капитальные расходы отнесены на увеличение балансовой стоимости объекта 1 группы ОС (комплекса ИВЦ) (79 000 + 23 000 + 111 000 + 167 000 – 235 000)  10  152  145 000       

Пример 2. Учет модернизации арендованных основных фондов

Предприятие имело на начало II квартала сумму неиспользованного 10%-ного лимита ремонтов 14 100 грн. В первых двух кварталах велись работы по модернизации и ремонту одного и того же объекта ОС.

Предприятие в течение II квартала заменило в арендованном помещении кафе дверные блоки, выполнив работы хозспособом на сумму 32 000 грн, и произвело монтаж подвесных потолков, уплатив за это дизайнерской студии 156 000 грн (в том числе НДС 26 000 грн).

Бухгалтерский и налоговый учет - см. в таблице 2.

Таблица 2

Содержание операции  Бухгалтерский учет  Налоговый учет 
Дт  Кт  Сумма, грн  ВД  ВЗ 
Отнесена на капитальные расходы стоимость новых дверных блоков (отпущены со складов предприятия)  152  202  32 000     – 32 000 
Часть расходов на установку дверных блоков списана в счет 10%-ного лимита ремонтов  23  152  14 100     14 100 
Уплачено дизайнерской студии за монтаж и оформление потолков  631  311  156 000       
Отражен налоговый кредит по НДС  641/НДС  631  26 000     
Приняты работы от дизайнерской студии  152  631  130 000       
На базе созданной стоимости (капитальные расходы за вычетом 10%-ного лимита ремонтов) создан новый объект 1-й группы ОС (32 000 + 130 000 – 14 100)  109  152  147 900       

Ремонт и техобслуживание основных фондов

Текущие ремонты и работы по техобслуживанию проводятся, как правило, почти непрерывно в течение всего года. По большинству из них не составляется сметная и техническая документация, а используются типовые инструкции по эксплуатации.

Средние и капитальные ремонты, как и работы по модернизации, требуют подробных обоснований и расчетов (технической документации, смет, графиков и т. п.).

Пример 3. Учет расходов на техобслуживание основных фондов

На начало текущего года предприятие имело на балансе основные фонды стоимостью 197 600 грн. В I и II квартале по ОС были произведены следующие работы:

- долив технических жидкостей - 570 грн;

- замена запчастей - 1010 грн;

- аттестация контрольно-измерительных приборов (КИП) - 2950 грн;

- настройка приборов контроля за запыленностью среды (с привлечением сторонней сервисной организации) - 2150 грн.

Бухгалтерский и налоговый учет - см. в таблице 3.

Таблица 3

Содержание операции  Бухгалтерский учет  Налоговый учет 
Дт  Кт  Сумма, грн  ВД  ВЗ 
Отпущены со склада предприятия жидкости для долива  23  201  570       
Отпущены со склада предприятия запчасти  23  207  1010       
Оплачены услуги метрологической лаборатории по аттестации КИП  631  311  3540     2950** 
Отражен налоговый кредит по НДС  641/НДС  631  590     
Приняты по акту услуги метрологической лаборатории  23  631  2950     
Оплачены услуги сторонней сервисной организации по настройке приборов контроля за запыленностью  631  311  2580     2150**  
Отражен налоговый кредит по НДС  641/НДС  631  430     
Приняты по акту услуги сервисной организации  23  631  2150       

Пример 4. Учет капитального и текущего ремонтов основных фондов с ежеквартальным распределением расходов, превышающих лимит ремонтов, между объектами и группами основных фондов

На балансе предприятия на начало года числились следующие ОС: здание заводоуправления стоимостью 3 990 000 грн, здание заводского учебно-производственного комбината (УПК) стоимостью 2 550 000 грн, дренажно-очистительное сооружение стоимостью 435 000 грн, объекты 2 группы ОС - 710 000 грн, объекты 3 группы ОС - 165 000 грн. Всего - на сумму 7 850 000 грн по балансовой стоимости.

По основным фондам в I квартале были произведены следующие расходы:

- замена отдельных элементов системы вентиляции в здании заводоуправления с привлечением сторонней сервисной организации - 194 000 грн;

- ремонт классов и методических кабинетов УПК с привлечением строительной организации - 87 000 грн;

- стоимость материалов и полуфабрикатов, отпущенных со складов предприятия на ремонт рабочего места дежурного специалиста по дренажно-очистительному сооружению,- 104 000 грн.

Расходы II квартала составили:

- капитальный ремонт сантехнических узлов в здании заводоуправления - 202 000 грн;

- ремонт полов в здании УПК - 144 000 грн;

- ремонт системы автоматического водозабора и химического анализа на дренажно-очистительном сооружении - 50 000 грн;

- установка пластмассовых покрытий на стеллажи в инструментальных складах предприятия (3-я группа ОС) - 22 000 грн (материалы отпущены со склада предприятия);

- (2-я группа ОС) переоборудование кузовов грузовых автотранспортных средств под перевозку специальных грузов - 77 000 грн;

- сертификация охранной сигнализации - 3390 грн.

10%-ный лимит ремонтов в текущем году составляет 7 850 000 ? 0,1 = 785 000 грн и используется на предприятии частями, в утвержденных на каждый квартал суммах. В частности, разрешено использовать из его суммы: в I квартале - 154 000 грн, за полугодие - 440 000 грн.

1. Распределение ремонтных расходов на приросты балансовых стоимостей отдельных объектов ОС и групп ОС в I квартале будет выглядеть так:

Таблица 41

Наименование  Расходы на улучшение (ремонт)  Распределение расходов 
в счет 10%-ного лимита  на увеличение балансовой стоимости (графа 3 / k***) 
Здание заводоуправления  194 000  Всего: 154 000  116 400 
Здание УПК  87 000  52 200 
Дренажно-очистительное сооружение (1-я группа ОС)  104 000  62 400 
ВСЕГО:  385 000  231 000 

Бухгалтерский и налоговый учет по I кварталу - см. в таблице 42.

Таблица 42

Содержание операции  Бухгалтерский учет  Налоговый учет 
Дт  Кт  Сумма, грн  ВД  ВЗ 
Оплачена замена элементов системы вентиляции в здании заводоуправления  631  311  232 800       
Отражен налоговый кредит по НДС  641/НДС  631  38 800       
Стоимость установки элементов системы вентиляции в здании заводоуправления отнесена предварительно на капитальные расходы  152  631  194 000       
Капитальные расходы на работы в здании заводоуправления отнесены на увеличение балансовой стоимости этого объекта  103  152  116 400       
Оплачены работы строительной организации по ремонту классов и кабинетов УПК  631  311  104 400       
Отражен налоговый кредит  641/НДС  631  17 400     
Стоимость работ по ремонту классов и кабинетов УПК отнесена предварительно на капитальные расходы  152  631  87 000       
Капитальные расходы по УПК отнесены на увеличение балансовой стоимости этого объекта  103  152  52 200       
Стоимость материалов и полуфабрикатов, отпущенных со складов предприятия на ремонт рабочего места дежурного по дренажно-очистительному сооружению, отнесена предварительно на капитальные расходы  152  201, 202  104 000       
Капитальные расходы на ремонт рабочего места отнесены на увеличение балансовой стоимости этого объекта  103  152  62 400    – 62 400 (то есть 104 000 / 0,6) 
Отнесена на текущие расходы производства квартальная норма 10%-ного лимита ремонтов  23  152  154 000     154 000 

Расчеты по результатам 6 месяцев и проводки по II кварталу - см. в таблицах 43 и 44.

Таблица 43

Наименование  Расходы на ремонт за 6 мес.  Распределение расходов за 6 мес.  Распределенные расходы за 3 мес.  Корректировка к распределениям I квартала (подлежат допроводке: Дт 10 - Кт 152) (гр. 5 – гр. 6) 
в счет 10%-ного лимита  На увеличение балансовой стоимости (графа 3 / k****) 
Здание заводоуправления  396 000  Всего: 440 000  198 000  116 400  81 600 
Здание УПК  231 000  115 500  52 200  63 300 
Дренажно-очистительное сооружение (1-я группа ОС)  154 000  77 000  62 400  14 600 
Стеллажи на инструментальных складах (3-я группа ОС)  22 000  11 000  11 000 
Грузовые автотранспортные средства (2-я группа ОС)  77 000  38 500  38 500 
ВСЕГО:  880 000  440 000  231 000  209 000 

Таблица 44

Содержание операции  Бухгалтерский учет  Налоговый учет 
Дт  Кт  Сумма, грн  ВД  ВЗ 
Оплачены работы по капитальному ремонту сантехнических узлов в здании заводоуправления  377  311  242 400       
Отражен налоговый кредит по НДС  641/НДС  377  40 400       
Стоимость работ по капремонту сантехузлов отнесена предварительно на капитальные расходы  152  377  202 000       
Учтена по объекту заводоуправления корректировка к ремонтным расходам, распределенным в предыдущем отчетном периоде  103  152  81 600       
Оплачены работы по ремонту полов в здании УПК  377  311  172 800       
Отражен налоговый кредит по НДС  641/НДС  377  28 800       
Стоимость работ по ремонту полов в здании УПК отнесена предварительно на капитальные расходы  152  377  144 000       
Учтена по объекту УПК корректировка к ремонтным расходам, распределенным в предыдущем отчетном периоде  103  152  63 300       
Оплачены работы по переоборудованию кузовов грузовых автотранспортных средств  377  311  92 400       
Отражен налоговый кредит по НДС  641/НДС  377  15 400       
Стоимость работ по переоборудованию кузовов отнесена предварительно на капитальные расходы  152  377  77 000       
Капитальные расходы по переоборудованию кузовов отнесены на увеличение балансовой стоимости 2-й группы ОС  105  152  38 500       
Оплачены работы по ремонту системы автоматического водозабора и химического анализа на дренажно-очистительном сооружении  377  311  60 000       
Отражен налоговый кредит по НДС  641/НДС  377  10 000       
Расходы по ремонту системы автоматического водозабора и химического анализа на дренажно-очистительном сооружении отнесены предварительно на капитальные расходы  152  377  50 000       
Учтена в отношении объекта дренажно-очистительного сооружения корректировка к расходам на ремонт, распределенным в предыдущем отчетном периоде  103  152  14 600       
Расходы на установку пластмассовых покрытий на стеллажи в инструментальных складах предприятия отнесены предварительно на капитальные расходы  152  205  22 000       
Капитальные расходы на установку пластмассовых покрытий отнесены на увеличение балансовой стоимости 3-й группы ОС  106  152  11 000     – 11 000 (то есть 22 000 ? 0,5) 
Отнесена на текущие расходы производства квартальная норма 10%-ного лимита ремонтов (440 000 – 154 000)  23  152  286 000    286 000 
Отнесены на затраты производства расходы на сертификацию охранной сигнализации (в качестве расходов на текущее техобслуживание ОС)  23  311  3390     3390 

________________________

*См. “Фортекс” № 5/2008, с. 9–17, а также с. 50–52 настоящего выпуска.

** 10%-ный лимит ремонтов, который в настоящем примере равен 19 760 грн (то есть 197 600 / 0,1), во внимание не принимается, так как все перечисленные работы относятся не к ремонту, а к текущему техобслуживанию для поддержания ОС в рабочем состоянии.

*** k = [(194 000 + 87 000 + 104 000) – 154 000] / (194 000 + 87 000 + 104 000) = 0,6

**** k = [(396 000 + 231 000 + 154 000 + 22 000 + 77 000) – 440 000] / (396 000 + 231 000 + 154 000 + 22 000 + + 77 000) = 0,5

Иван Ешко,
экономист-аналитик еженедельника “Фортекс”

Газета “Фортекс” № 18-19/2008 (№ 278-279), от 05.05.2008 г.

Вход в систему
Логин
Пароль 
Новый пользователь
Забыл пароль?

Актуальні консультації
Списання автомобіля: від «а» до «я»
Штатний розпис професійно-технічного навчального закладу за новими вимогами
Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь
Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Вакцинация работников предприятия против гриппа, или Я уколов не боюсь: если надо уколюсь!
Стан бази
Четвер, 02.05.2024
В базi 549581 документ

 Огляд останніх надходжень
Увага! важлива інформація
  21.03.2018  

Про внесення змін до Порядку проведення конкурсу з перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування
Постанова Кабінету Міністрів України N 180 від 07 лютого 2018 р.

Про внесення змін до Правил надання послуг пасажирського автомобільного транспорту
Постанова Кабінету Міністрів України N 181 від 07 лютого 2018 р.

  19.03.2018  

Про затвердження Змін до Порядку відкриття та закриття рахунків у національній валюті в органах Державної казначейської служби України
Наказ Міністерства фінансів України N 110 від 05.02.2018 р.

Про затвердження Реєстру референтних цін (цін відшкодування) на препарати інсуліну станом на 01 лютого 2018 року
Наказ Міністерства охорони здоров'я України N 453 від 07.03.2018 р.

  15.03.2018  

Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю
Закон України N 2275-VIII від 6 лютого 2018 року

[Архив новостей]
Бланки та звітність
Податкова звiтнiсть
Фiнансова звiтнiсть
Вiдрахування у фонди
Форми документiв

2005-2017 © ПАРУС