Увага! Це є застаріла редакція документа. На останню редакцію

ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ

ЗАКОН

Об энергосбережении

Настоящий Закон определяет правовые, экономические, социальные и экологические основы энергосбережения для всех предприятий, объединений и организаций, расположенных на территории Украины, а также для граждан.

В настоящем Законе употребляются следующие понятия:

"энергосбережение" - деятельность (организационная, научная, практическая, информационная), направленная на рациональное использование и экономное расходование первичной и преобразованной энергии, природных энергетических ресурсов в национальном хозяйстве и которая реализуется с использованием технических, экономических и правовых методов;

"энергосберегающая политика" - административно-правовое и финансово-экономическое регулирование процессов добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, распределения и использования топливно-энергетических ресурсов в целях их рационального использования и экономного расходования;

"топливно-энергетические ресурсы" - совокупность всех природных и преобразованных видов топлива и энергии, используемых в национальном хозяйстве;

"рациональное использование топливно-энергетических ресурсов"достижение максимальной эффективности использования топливно-энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологии и одновременном снижении техногенного влияния на окружающую природную среду;

"экономия топливно-энергетических ресурсов" - относительное сокращение расходов топливно-энергетических ресурсов, что проявляется в снижении их удельных расходов на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг установленного качества;

"энергосберегающая технология" - метод производства продукции с рациональным использованием энергии, позволяющий одновременно уменьшить энергетическую нагрузку на окружающую природную среду и количество энергетических отходов, получаемых при производстве и эксплуатации изготовленного продукта;

"норматив расходов топлива и энергии" - регламентированная величина расходов топлива и энергии для данного производства, процесса, продукции, работы, услуг;

"вторичные энергетические ресурсы" - энергетический потенциал продукции, отходов, побочных и промежуточных продуктов, который образуется в технологических агрегатах (установках, процессах) и не используется в самом агрегате, но может быть частично или полностью использован для энергоснабжения других агрегатов (процессов);

"нетрадиционные и возобновляемые источники энергии" - источники, постоянно существующие или периодически появляющиеся в окружающей природной среде в виде потоков энергии Солнца, ветра, тепла Земли, энергии морей, океанов, рек, биомассы.

Раздел I
Общие положения

Статья 1. Задачи законодательства об энергосбережении

Целью законодательства об энергосбережении является регулирование отношений между хозяйственными субъектами, а также между государством и юридическими и физическими лицами в сфере энергосбережения, связанной с добычей, переработкой, транспортировкой, хранением, производством и использованием топливно-энергетических ресурсов, обеспечение заинтересованности предприятий, организаций и граждан в энергосбережении, внедрении энергосберегающих технологий, разработке и производстве менее энергоемких машин и технологического оборудования, закреплении ответственности юридических и физических лиц в сфере энергосбережения.

Статья 2. Законодательство Украины об энергосбережении

Отношения в сфере энергосбережения на территории Украины регулируются настоящим Законом, иными актами законодательства Украины.

Статья 3. Основные принципы государственной
политики энергосбережения

Основными принципами государственной политики в сфере энергосбережения являются:

а) создание государством экономических и правовых условий заинтересованности в энергосбережении юридических и физических лиц;

б) осуществление государственного регулирования деятельности в сфере энергосбережения на основе применения экономических, нормативно-технических мер управления;

в) приоритетность требований энергосбережения при осуществлении хозяйственной, управленческой или иной деятельности, связанной с добычей, переработкой, транспортировкой, хранением, производством и использованием топливно-энергетических ресурсов;

г) научное обоснование стандартизации в сфере энергосбережения и нормирование использования топливно-энергетических ресурсов, необходимость соблюдения энергетических стандартов и нормативов при использовании топлива и энергии;

д) создание энергосберегающей структуры материального производства на основе комплексного решения вопросов экономии и энергосбережения с учетом экологических требований, широкого внедрения новейших энергосберегающих технологий;

е) обязательность энергетической экспертизы;

є) популяризация экономических, экологических и социальных преимуществ энергосбережения, повышение общественного образовательного уровня в этой сфере;

ж) сочетание методов экономического стимулирования и финансовой ответственности с целью рационального использования и экономного расходования топливно-энергетических ресурсов;

з) установление платы за прямые потери и нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов;

и) решение проблем энергосбережения в сочетании с реализацией энергетической программы Украины, а также на основе широкого межгосударственного сотрудничества.

Статья 4. Объекты правового регулирования отношений в сфере
энергосбережения

Объектами правового регулирования законодательства об энергосбережении являются отношения в сфере функционирования энергетического хозяйства Украины, проектирования, создания и внедрения научных и конструкторских разработок, связанных с повышением эффективности использования топлива и энергии, информационного обеспечения народного хозяйства и населения по проблемам энергосбережения, а также в сфере управления и контроля за использованием топливно-энергетических ресурсов.

Статья 5. Субъекты правового регулирования отношений в сфере
энергосбережения

Субъектами правового регулирования отношений в сфере энергосбережения являются юридические и физические лица, в результате деятельности которых осуществляются:

проведение энергосберегающей политики и мер по энергосбережению во всех отраслях народного хозяйства - промышленности, транспорте, строительстве, сельском хозяйстве и т. п., социальной сфере и быту, а также в сфере межгосударственного и международного сотрудничества;

добыча, переработка, транспортировка, производство, хранение и использование всех видов топлива, тепловой и электрической энергии;

производство и поставка энергетического и энергопотребляющего оборудования, машин, механизмов, конструкционных, строительных материалов и другой продукции, приборов учета, контроля и регулирования расходования энергоресурсов;

научно-исследовательские, проектно-конструкторские, экспертные, специализированные, монтажные, наладочные, ремонтные и другие виды работ и услуг, связанные с повышением эффективности использования и экономии топливно-энергетических ресурсов;

работы, связанные с развитием и использованием нетрадиционных возобновляемых источников энергии, вторичных энергетических ресурсов, процессов замещения дефицитных видов топлива;

определение приоритетных направлений экологически чистой энергетики и создание новых источников энергии и видов топлива;

информационное обеспечение народного хозяйства и населения по проблемам энергосбережения и использования новых источников энергии и видов топлива;

создание эффективных систем управления и средств контроля за энергосбережением.

Статья 6. Государственные программы энергосбережения

Для проведения эффективной целенаправленной деятельности государства по организации и координации действий в сфере энергосбережения разрабатываются и принимаются общегосударственные, региональные, местные и другие программы.

Порядок и условия разработки государственных программ энергосбережения определяются Кабинетом Министров Украины.

Статья 7. Образование и воспитание в сфере энергосбережения

Воспитание рачительного отношения к использованию топливноэнергетических ресурсов обеспечивается путем обучения, широкой популяризации и пропаганды экономических, экологических и социальных преимуществ энергосбережения.

Знания в сферах энергосбережения и экологии обязательны для всех должностных лиц, деятельность которых связана с использованием топливно-энергетических ресурсов.

Учебные заведения включают в учебные программы соответствующие курсы по вопросам энергосбережения.

Статья 8. Научные исследования

Государство обеспечивает условия для проведения систематических комплексных исследований в сфере энергосбережения для разработки научных основ создания новейших энергосберегающих процессов и технологий.

Статья 9. Управление в сфере энергосбережения

Управление в сфере энергосбережения направлено на обеспечение нужд народного хозяйства и населения Украины в топливе, тепловой и электрической энергии на основе рационального использования энергоресурсов, сокращение всех видов потерь топливно-энергетических ресурсов, осуществление функций энергетической экспертизы, контроля, прогнозирования, информирования и иной исполнительно-распорядительной деятельности.

Государственное управление в сфере энергосбережения осуществляет Кабинет Министров Украины и уполномоченные им органы.

Раздел II
Экономический механизм энергосбережения

Статья 10. Цель и задачи экономического механизма

Целью внедрения экономического механизма энергосбережения в хозяйственную практику является интенсификация и расширение процессов энергосбережения в условиях становления и развития рыночных отношений в экономике.

Задачей экономического механизма энергосбережения является стимулирование рационального использования и экономии топливноэнергетических ресурсов, создания производства и широкого применения энергетически эффективных технологических процессов, оборудования и материалов.

Статья 11. Экономические меры для обеспечения энергосбережения
Экономические меры для обеспечения энергосбережения предусматривают:

а) комплексное применение экономических рычагов и стимулов для ориентации управленческой, научно-технической и хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций на рациональное использование и экономию топливно-энергетических ресурсов;

б) определение источников и направлений финансирования энергосбережения;

в) создание базы для реализации экономических мер управления энергосбережением в виде системы государственных стандартов, содержащих показатели удельных расходов топливно-энергетических ресурсов для основных энергоемких видов продукции и технологических процессов во всех отраслях народного хозяйства;

г) использование системы государственных стандартов в сфере энергосбережения при определении размеров предоставления экономических льгот и применения экономических санкций;

д) введение отчислений от стоимости фактически использованных предприятиями топливно-энергетических ресурсов;

е) введение платы за нерациональное использование топливноэнергетических ресурсов в виде надбавок к действующим ценам и тарифам в зависимости от перерасходов топливно-энергетических ресурсов относительно расходов, установленных стандартами;

є) применение экономических санкций за расточительное расходование топлива и энергии в результате бесхозяйственной или некомпетентной деятельности работающих;

ж) предоставление юридическим и физическим лицам субсидий, дотаций, налоговых, кредитных и иных льгот для стимулирования разработок, внедрения патентных изобретений и использования энергосберегающих технологий, оборудования и материалов;

з) материальное стимулирование коллективов и отдельных работников за эффективное использование и экономию топливно-энергетических ресурсов, внедрение разработок, защищенных патентом.

Статья 12. Финансирование мер по экономии и рациональному использованию
топливно-энергетических ресурсов

Источниками финансирования мер по рациональному использованию и экономии топливно-энергетических ресурсов является фонд энергосбережения, собственные и заемные средства предприятий, учреждений и организаций, Государственный бюджет Украины, местные бюджеты, а также другие источники.

Статья 13. Создание внебюджетных фондов энергосбережения

Для финансирования мер по рациональному использованию и экономии топливно-энергетических ресурсов создаются общегосударственные и местные внебюджетные фонды энергосбережения.

Порядок и условия создания и расходования средств общегосударственного внебюджетного фонда энергосбережения устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Порядок и условия создания и расходования средств местных внебюджетных фондов энергосбережения устанавливаются соответствующими местными Советами народных депутатов.

Статья 14. Направления использования фондов энергосбережения

Средства фондов энергосбережения используются для финансирования мер по рациональному использованию и экономии топливно-энергетических ресурсов, включая научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы в сфере энергосбережения, долевое участие в осуществлении программ структурной перестройки экономики, направленной на энергосбережение, разработку и внедрение энергосберегающих технологий и оборудования, предоставление кредитных льгот и субсидий для разработки и реализации энергосберегающих мер и программ.

Средства фондов энергосбережения используются также для развития нетрадиционной энергетики, проведения государственной энергетической экспертизы, организации подготовки и переподготовки кадров, разработки энергетических стандартов, норм и нормативов, участия в оснащении предприятий средствами учета, контроля и управления энергоиспользованием.

Средства фондов энергосбережения не подлежат включению в бюджет.

Статья 15. Взаимная экономическая ответственность поставщиков и
потребителей топливно-энергетических ресурсов

Экономические меры для обеспечения энергосбережения основываются на принципе взаимной экономической ответственности и предусматривают:

а) компенсационные выплаты и возмещение убытков потребителям топливно-энергетических ресурсов в случае невыполнения договорных условий топливо- и энергоснабжающими учреждениями;

б) возмещение убытков поставщикам топливно-энергетических ресурсов в случае невыполнения договорных условий потребителями;

в) обязанность поставщика энергии по обязательному приему заявок потребителя на присоединение нагрузки и увеличение энергопотребления с правом поставщика устанавливать договорные цены на присоединяемую мощность и используемую энергию, превышающие его производственные возможности;

г) право потребителя энергии на получение компенсационных выплат от поставщика в случае принудительного ограничения фактически используемой потребителем мощности.

Статья 16. Стимулирование энергосбережения

Стимулирование энергосбережения осуществляется путем:

а) предоставления налоговых льгот предприятиям-производителям энергосберегающего оборудования, техники и материалов, средств измерения, контроля и управления расходами топливно-энергетических ресурсов;

б) предоставления налоговых льгот предприятиям, использующим оборудование, работающее на нетрадиционных и возобновляемых источниках энергии;

в) приоритетного кредитования мер по обеспечению рационального использования и экономии топливно-энергетических ресурсов.

Приоритетному кредитованию подлежат энергосберегающие меры, принимаемые согласно рекомендациям территориальных органов государственной энергетической инспекции, включая расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, изготовление опытных образцов и экспериментальных установок, внедрение в производство высокоэффективных технологических процессов, оборудования и материалов.

Приобретение по инициативе предприятий - потребителей топливно-энергетических ресурсов энергосберегающих технологий, оборудования, материалов, средств измерения, контроля и управления расходами топливно-энергетических ресурсов, а также инвестиции в строительство энергосберегающих объектов кредитуются на льготных условиях при наличии соответствующего экспертного заключения органов управления энергосбережением. Размер снижения процентной ставки зависит от энергетической эффективности внедрения энергосберегающих мер. Компенсация убытков кредитных учреждений от уменьшения заемного процента проводится за счет средств фонда энергосбережения;

г) установление повышенных норм амортизации энергосберегающих основных фондов.

Перечень видов энергосберегающего оборудования и норм амортизационных отчислений для уменьшения облагаемого налогом расчетного дохода (прибыли) устанавливается Кабинетом Министров Украины;

д) целевых государственных и других субсидий и безвозвратного ассигнования на выполнение поисковых научно-исследовательских работ в сфере энергосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, на производство и освоение новых видов энергосберегающей техники и технологии.

Размеры налоговых, кредитных и иных льгот устанавливаются согласно законодательству Украины.

Статья 17. Экономические санкции за расточительное расходование
топливно-энергетических ресурсов

Экономические санкции налагаются на юридических и физических лиц за:

а) расточительное расходование и прямые потери топливно-энергетических ресурсов;

б) несвоевременное проведение экспертного обследования использования топливно-энергетических ресурсов;

в) невыполнение или несвоевременное выполнение предписаний органов государственного управления энергосбережением по устранению фактов расточительного и бесхозяйственного расходования топливно-энергетических ресурсов.

Размеры экономических санкций устанавливаются согласно законодательству Украины.

Раздел III
Стандартизация и нормирование в сфере энергосбережения

Статья 18. Задачи стандартизации в сфере энергосбережения

Стандартизация в сфере энергосбережения проводится для установления комплекса обязательных норм, правил, требований по рациональному использованию и экономии топливно-энергетических ресурсов. Стандарты в сфере энергосбережения являются основой для применения экономических санкций за нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов, производство энергетически неэффективного оборудования и материалов.

Статья 19. Энергетические стандарты

Государственные энергетические стандарты являются обязательными для выполнения. Они определяют основные термины и понятия, организационно-методические основы энергосбережения, рациональные удельные расходы топливно-энергетических ресурсов, методы определения потребностей в энергии, сертификации объектов в соответствии с требованиями энергосбережения, методы сбора и обработки информации о расходах топливно-энергетических ресурсов, требования к энергосберегающим технологиям и энергосберегающему оборудованию, требования к вторичным энергетическим ресурсам, нетрадиционным и возобновляемым источникам энергии.

Статья 20. Нормы и нормативы расходов
топливно-энергетических ресурсов

Нормы и нормативы расходов топливно-энергетических ресурсов в обязательном порядке включаются в энергетические паспорта оборудования, режимные карты, технологические инструкции и инструкции по эксплуатации, а также в технические условия и паспорта на все виды машин и механизмов, потребляющих топливно-энергетические ресурсы.

На период до ввода в действие систем энергетических стандартов допускается применение прогрессивных норм и нормативов расходов топливно-энергетических ресурсов.

Контроль за соблюдением нормативов расходов топливно-энергетических ресурсов осуществляется уполномоченным на то Кабинетом Министров Украины органом.

Раздел IV
Экспертиза по энергосбережению

Статья 21. Обязательность государственной экспертизы по энергосбережению

Проведение государственной экспертизы по энергосбережению обязательно в процессе правотворческой, инвестиционной, управленческой и иной деятельности, связанной с добычей, переработкой, транспортировкой, хранением, производством и потреблением топливно-энергетических ресурсов.

Статья 22. Объекты экспертизы по энергосбережению

Экспертизе по энергосбережению подлежат:

а) проекты схем развития и размещения производительных сил, проекты развития отраслей народного хозяйства, территориальных схем энергообеспечения, другая предплановая и предпроектная документация;

б) энерготехнологическая часть технико-экономических обоснований и проектов строительства новых и расширения (реконструкции, технического переоборудования, модернизации) действующих объектов и предприятий с годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов в тысячу и более тонн в перерасчете на условное топливо;

в) проекты инструктивно-методических и нормативно-технических актов, строительные нормы и правила, документация на создание и приобретение новой энергоемкой техники, технологии и материалов, другие документы и материалы, регламентирующие все виды деятельности в сфере энергосбережения.

Статья 23. Государственная экспертиза по энергосбережению

Основными задачами государственной экспертизы по энергосбережению являются:

а) определение соответствия управленческой, инвестиционной и иной деятельности целям энергосбережения;

б) установление соответствия предпроектных, предплановых, проектных и других решений требованиям законодательства об энергосбережении, действующим энергетическим стандартам и нормам;

в) подготовка экспертных заключений, связанных с программами и проектами в сфере энергопотребления и энергосбережения.

К проведению государственной экспертизы по энергосбережению могут привлекаться соответствующие органы государственного управления Украины, представители научно-исследовательских, проектно-конструкторских, других учреждений и организаций, высших учебных заведений, общественности, эксперты международных организаций.

Государственная экспертиза по энергосбережению осуществляется уполномоченным на то Кабинетом Министров Украины органом.

Статья 24. Обязательность выполнения распоряжений и заключений
государственной экспертизы по энергосбережению

Заключения государственной экспертизы по энергосбережению должны учитывать нормативы отраслевых стандартов, приведенных в соответствие с требованиями настоящего Закона, и являются обязательными для выполнения.

Отрицательное заключение государственной экспертизы по энергосбережению является основанием для переработки программ и проектов согласно заключениям экспертизы. Положительное заключение государственной экспертизы по энергосбережению является основанием для удовлетворения представления потребителя энергоресурсов по получению субсидий, налоговых и финансово-кредитных льгот за счет средств фонда энергосбережения.

Спорные вопросы, вытекающие из заключений государственной экспертизы по энергосбережению, разрешаются в соответствии с действующим законодательством.

Раздел V
Контроль в сфере энергосбережения и
ответственность за нарушение настоящего закона

Статья 25. Задачи контроля в сфере энергосбережения

Задачей контроля в сфере энергосбережения является обеспечение соблюдения норм законодательства об энергосбережении всеми государственными органами, юридическими и физическими лицами.

Статья 26. Государственный контроль в сфере энергосбережения

Государственный контроль в сфере энергосбережения осуществляется в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Украины.

Государственному контролю подлежит энергетическое хозяйство, включающее все предприятия и учреждения по получению, переработке, преобразованию, транспортировке, хранению, учету и использованию топливно-энергетических ресурсов, расположенных на территории Украины.

Государственному контролю также подлежит правильность и эффективность использования целевых средств, выделенных из фонда энергосбережения для принятия мер по рациональному использованию и экономному расходованию топливно-энергетических ресурсов.

Порядок осуществления государственного контроля в сфере энергосбережения определяется настоящим Законом и действующим законодательством Украины.

Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства об
энергосбережении

Нарушение законодательства об энергосбережении влечет установленную настоящим Законом, а также действующим законодательством Украины дисциплинарную, административную или гражданскую ответственность.

Ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении несут лица, виновные в:

а) невыполнении требований по поддержанию и повышению технического уровня энергоиспользующего оборудования и систем энергоснабжения;

б) отказе от предоставления своевременной полной информации, а также фальсификации данных учета и отчетности по энергосбережению;

в) нарушении требований законодательства Украины при проведении энергетической экспертизы, в том числе в представлении заведомо неправдивых экспертных заключений;

г) невыполнении требований государственной энергетической экспертизы;

д) финансировании, строительстве и внедрении в производство новых технологий и оборудования, не отвечающих требованиям энергетических стандартов и не имеющих положительного заключения государственной энергетической экспертизы;

е) нарушении установленных требований энергосбережения при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в действие, эксплуатации предприятий, сооружений, транспортных средств и других объектов;

є) бесхозяйственном использовании топливно-энергетических ресурсов с систематическим превышением стандартизированных энергетических уровней и нарушении других требований по рациональному использованию и рачительному расходованию топливно-энергетических ресурсов;

ж) нарушений сроков внесения платежей за нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов;

з) невыполнении распоряжений органов, осуществляющих государственный контроль в области энергосбережения, а также в создании препятствий для нормальной работы представителей этих органов.

Законодательством Украины также может быть установлена ответственность и за другие нарушения законодательства об энергосбережении.

Юридические и физические лица должны возместить ущерб, причиненный ими вследствие нарушений законодательства об энергосбережении, в порядке и размерах, установленных законодательством Украины.

Раздел VI
Международные отношения украины в сфере
энергосбережения

Статья 28. Участие Украины в международном сотрудничестве в сфере
энергосбережения

Украина принимает участие в международном сотрудничестве в сфере энергосбережения на государственном и общественном уровнях в соответствии с законодательством Украины и международным правом.

Если международными договором или соглашением, заключенными Украиной, установлены другие правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Украины об энергосбережении, то применяются правила международного договора или международного соглашения.

Украина принимает меры к развитию и укреплению международного сотрудничества с другими государствами в сфере энергосбережения и в рамках деятельности ООН и организаций, входящих в ее систему, других правительственных и неправительственных международных организаций по развитию энергетики и энергосбережения.

Статья 29. Обязанность иностранных юридических лиц и граждан и лиц без
гражданства по соблюдению законодательства Украины об
энергосбережении

Иностранные юридические лица и граждане и лица без гражданства обязаны соблюдать на территории Украины требования настоящего Закона, иных законодательных актов, регулирующих отношения в сфере энергосбережения, и несут ответственность за их нарушение в соответствии с законодательством Украины.

Президент Украины Л.КРАВЧУК

г. Киев, 1 июля 1994 года
N 74/94-ВС