Документ втратив чиннiсть!

ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ

ЗАКОН

(Закон втратив чинність на підставі Закону
N 1932-IV від 30.06.2004)

О Центральной избирательной комиссии

Раздел 1. Общие положения

Статья 1. Статус Центральной избирательной комиссии

Центральная избирательная комиссия (далее - Комиссия) является постоянно действующим государственным органом, который в соответствии с Конституцией Украины, настоящим и другими законами Украины обеспечивает организацию подготовки и проведения выборов Президента Украины, народных депутатов Украины, а также всеукраинских референдумов.

Комиссия осуществляет консультативно-методическое обеспечение выборов в местные советы, сельских, поселковых, городских голов и проведение местных референдумов.

Комиссия возглавляет систему избирательных комиссий, которые образуются для подготовки и проведения выборов Президента Украины, народных депутатов Украины и всеукраинского референдума, направляет их деятельность.

Комиссия является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием.

Статья 2. Основные принципы деятельности Комиссии

Комиссия в соответствии со своими полномочиями обеспечивает осуществление предусмотренных Конституцией Украины и законами Украины принципов и основ избирательного процесса, реализацию избирательных прав граждан.

Комиссия строит свою деятельность на принципах законности, независимости, объективности, компетентности, профессиональности, коллегиальности рассмотрения и решения вопросов, обоснованности принятых решений, открытости и гласности.

Статья 3. Независимость Комиссии

Комиссия является независимым государственным органом, осуществляющим свои полномочия самостоятельно, независимо от других государственных органов и органов местного самоуправления.

Комиссия обязана действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией Украины, настоящим Законом и другими законами Украины.

Порядок образования, состав, полномочия и организация деятельности Комиссии определяются Конституцией Украины, настоящим и другими законами Украины.

Вмешательство каких-либо органов, должностных и служебных лиц, граждан и их объединений в решение вопросов, относящихся к полномочиям Комиссии, не допускается, кроме случаев, предусмотренных законами Украины.

Гарантии независимости Комиссии в осуществлении своих полномочий устанавливаются Конституцией Украины, настоящим и другими законами Украины.

Статья 4. Открытость и гласность в деятельности Комиссии

Деятельность Комиссии осуществляется открыто и гласно.

На заседаниях Комиссии имеют право присутствовать кандидаты в Президенты Украины, кандидаты в народные депутаты Украины, их доверенные лица, представители политических партий, избирательных блоков партий, представители органов законодательной, исполнительной, судебной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации, а также официальные наблюдатели от других государств, международных организаций, общественных организаций Украины. По решению Комиссии на ее заседании могут присутствовать и другие лица.

На заседаниях Комиссии при рассмотрении заявлений и жалоб имеют право присутствовать представители заинтересованных сторон.

Решения Комиссии публикуются в центральных и местных средствах массовой информации в случаях и в сроки, установленные законами Украины "О выборах Президента Украины", "О выборах народных депутатов Украины", всеукраинском и местных референдумах".

Статья 5. Местонахождение и атрибуты зала заседаний Комиссии

Местонахождением Комиссии является столица Украины - город Киев.

На здании, где находится Комиссия, вывешивается Государственный Флаг Украины.

Государственный Герб Украины и Государственный Флаг Украины являются обязательными атрибутами зала заседаний Комиссии.

Раздел II. Порядок образования, состав и организация
деятельности комиссии

Статья 6. Порядок образования и состав Комиссии

Верховная Рада Украины назначает на должность и прекращает полномочия членов Комиссии по представлению Президента Украины.

В состав Комиссии входят 15 членов Комиссии.

Кандидатуры лиц на должности членов Комиссии предварительно обсуждаются в депутатских группах и фракциях, а их назначение проводится при наличии заключений соответствующего комитета Верховной Рады Украины.

Председатель Комиссии, заместитель Председателя Комиссии, секретарь Комиссии избираются из числа членов Комиссии путем тайного голосования на ее заседании.

Председатель Комиссии, заместитель Председателя Комиссии, секретарь Комиссии, а также не менее трети других членов Комиссии должны иметь высшее юридическое образование.

После сформирования Комиссии в соответствии с настоящим Законом ее персональный состав в течение года нельзя изменять более чем на одну треть.

Комиссия работает на постоянной основе. Члены Комиссии освобождаются от исполнения производственных или служебных обязанностей по прежнему месту работы.

Срок полномочий членов Комиссии - 6 лет.

Статья 7. Требования к членам Комиссии

Членом Комиссии может быть гражданин Украины, который на день назначения достиг двадцати пяти лет, имеет право голоса, проживает в Украине не менее пяти последних лет и владеет государственным языком.

Член Комиссии не может быть народным депутатом Украины или иметь другой представительский мандат, быть кандидатом в Президенты Украины, кандидатом в народные депутаты Украины, их доверенным лицом, представителем или уполномоченным лицом политической партии, избирательного блока партий, принимающих участие в выборах, супругом и другим близким родственником кандидата, а также находиться в их подчинении, членом другой избирательной комиссии, членом инициативной группы всеукраинского референдума и в иных случаях, предусмотренных законами Украины.

Член Комиссии не может входить в состав органов исполнительной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, заниматься предпринимательской или иной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой в свободное от работы время, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия, имеющего целью получение прибыли.

Не может быть назначен в состав Комиссии гражданин, который имеет судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке.

Член Комиссии, который до своего назначения на должность был членом какой-либо политической партии, на время осуществления своих полномочий приостанавливает членство в этой партии. Он не может принимать участия в ее деятельности либо выполнять поручения органа партии.

В случае регистрации члена Комиссии кандидатом в Президенты Украины, кандидатом в народные депутаты Украины, их доверенным лицом, представителем или уполномоченным лицом политической партии, избирательного блока партий, принимающих участие в выборах, членом инициативной группы по всеукраинскому референдуму его полномочия в Комиссии приостанавливаются до решения вопроса об их прекращении в установленном действующим законодательством порядке с момента его регистрации.

Статья 8. Присяга члена Комиссии

Члены Комиссии перед вступлением в должность приносят на пленарном заседании Верховной Рады Украины следующую присягу:

"Я (фамилия, имя и отчество), присягаю Украинскому народу при осуществлении своих полномочий в Центральной избирательной комиссии соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, придерживаться внепартийной позиции, быть объективным в решении вопросов, относящихся к ведению Комиссии, обеспечивать реализацию и защиту избирательных прав граждан Украины".

Лицо, принесшее присягу, ставит свою подпись под текстом присяги.

Отказ члена Комиссии принести присягу является основанием для отмены Верховной Радой Украины решения о его назначении на должность.

Комиссия полномочна с момента назначения на должность и принесения присяги не менее чем двумя третями ее состава.

Статья 9. Организация деятельности Комиссии

Комиссия является коллегиальным органом, который принимает решения после рассмотрения на своих заседаниях вопросов, относящихся к ее ведению.

Деятельность Комиссии организуют Председатель Комиссии, заместитель Председателя Комиссии и секретарь Комиссии.

Статья 10. Заседания Комиссии

Основной организационной формой деятельности Комиссии являются ее заседания. На заседании Комиссии может быть рассмотрен любой вопрос, который в соответствии с настоящим и другими законами Украины относится к компетенции Комиссии.

Заседания Комиссии созываются ее Председателем, а в случае его отсутствия - заместителем Председателя Комиссии. В случае отсутствия Председателя Комиссии, заместителя Председателя Комиссии либо их отказа созвать заседание Комиссии оно может быть созвано не менее чем третью членов Комиссии с обязательным уведомлением всех членов Комиссии о времени и месте заседания.

Заседание Комиссии ведет Председатель Комиссии или заместитель Председателя Комиссии, а в случае невыполнения ими по каким-либо причинам своих функций Комиссия определяет из своего состава председательствующего на заседании.

Заседание Комиссии проводится согласно регламенту Комиссии и правомочно при наличии не менее двух третей ее состава, установленного в части второй статьи 6 настоящего Закона.

Повестку дня заседания Комиссии формирует ее Председатель, а в случае его отсутствия - заместитель Председателя Комиссии или председательствующий на заседании.

В заседаниях Комиссии могут принимать участие лица, указанные в частях второй и третьей статьи 4 настоящего Закона.

Каждая политическая партия, избирательный блок партий, список кандидатов в депутаты которых зарегистрирован для участия в выборах, могут на период избирательной кампании делегировать одного представителя в Комиссию для участия в ее заседаниях с правом совещательного голоса.

Комиссия может принять решение о лишении права участия в заседании лиц, указанных в частях второй и третьей статьи 4 настоящего Закона, если они вмешиваются в работу Комиссии и препятствуют проведению ее заседания.

Комиссия ведет протокол заседания, который подписывается Председателем Комиссии, а в случаях, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, председательствующим на заседании Комиссии, а также секретарем Комиссии.

Статья 11. Решения Комиссии

Комиссия по результатам рассмотрения вопросов на заседаниях в пределах своих полномочий принимает решения.

Решения Комиссии принимаются в форме постановлений открытым голосованием большинством голосов от персонального состава Комиссии. При равном числе голосов членов Комиссии, поданных при голосовании, принятым считается решение, за которое голосовал председательствующий на заседании Комиссии.

Член Комиссии, присутствующий на ее заседании, который не соглашается с решением, принятым Комиссией, имеет право изложить отдельное мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу заседания Комиссии.

Решения Комиссии подписываются Председателем Комиссии, а в случаях, предусмотренных частью третьей статьи 10 настоящего Закона, председательствующим на заседании Комиссии.

Решения, принятые Комиссией, могут быть изменены только самой Комиссией или по решению суда.

Решение Комиссии в случаях, предусмотренных законодательством,может быть обжаловано в установленном законом порядке в суд.

Статья 12. Обязательность решений и законных требований Комиссии

Решения Комиссии, принятые в пределах ее полномочий, являются обязательными для выполнения.

Решения Комиссии подлежат обязательному рассмотрению организациями и должностными лицами, которых они касаются. О результатах их рассмотрения или принятых мерах должна быть уведомлена Комиссия в установленный ею срок.

Руководители, другие должностные либо служебные лица государственных органов, органов местного самоуправления, политических партий, иных объединений граждан, предприятий, учреждений и организаций, избирательных комиссий и комиссий всеукраинского референдума в порядке, предусмотренном законодательством, обязаны по требованию Комиссии прибыть на ее заседание, предоставлять необходимые сведения и материалы, отвечать на вопросы.

В случае выявления в процессе проверок или рассмотрения на заседаниях Комиссии вопросов, относящихся к ее полномочиям, нарушений закона, признаков коррупции либо иных правонарушений соответствующие материалы передаются в правоохранительные органы.

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, должностные и служебные лица этих органов обязаны содействовать Комиссии в осуществлении ею своих полномочий.

Невыполнение, ненадлежащее, несвоевременное выполнение решений Комиссии, требований ее должностных лиц влечет юридическую ответственность, установленную законами Украины.

Раздел III. Полномочия центральной избирательной комиссии

Статья 13. Полномочия Комиссии по организации подготовки и проведения
выборов Президента Украины

Центральная избирательная комиссия:

1) организует подготовку и проведение выборов Президента Украины;

2) обеспечивает в пределах, определенных законами Украины, реализацию и защиту конституционных избирательных прав граждан Украины при проведении выборов Президента Украины;

3) осуществляет контроль за соблюдением конституционных норм избирательного права и исполнением Закона Украины "О выборах Президента Украины" и обеспечивает одинаковое их применение на всей территории Украины в пределах своей компетенции;

4) обращается в случае необходимости в Конституционный Суд Украины относительно толкования Закона Украины "О выборах Президента Украины", других законов Украины или отдельных их положений по вопросам проведения выборов Президента Украины, вносит в установленном порядке предложения о совершенствовании законов по вопросам проведения выборов Президента Украины;

5) образует избирательные округа по выборам Президента Украины;

6) публикует информацию о сроках проведения избирательной кампании, список округов и другие материалы о своей деятельности;

7) направляет, координирует и контролирует деятельность избирательных комиссий по выборам Президента Украины;

8) устанавливает порядок использования средств на проведение выборов Президента Украины и распределяет их по избирательным комиссиям и соответствующим советам, содействует обеспечению избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью, рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения выборов;

9) устанавливает формы избирательных бюллетеней по выборам Президента Украины, списков избирателей, протоколов заседаний избирательных комиссий, других избирательных документов, образцы избирательных ящиков для голосования, печатей избирательных комиссий, определяет порядок хранения и передачи избирательных документов;

10) заслушивает сообщения избирательных комиссий, руководителей министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов Президента Украины;

11) регистрирует политические партии и их избирательные блоки, изъявившие намерение выдвинуть своего кандидата в Президенты Украины;

12) проводит регистрацию кандидатов в Президенты Украины, в соответствии с законом продлевает сроки сбора подписей в поддержку претендента на кандидата в Президенты Украины, представления избирательных документов, решает другие вопросы, связанные с регистрацией кандидатов в Президенты Украины, в случае возникновения обстоятельств, не зависящих от баллотирующихся лиц, других субъектов избирательного процесса;

13) устанавливает результаты выборов Президента Украины, сообщает в печати и в иных средствах массовой информации о результатах выборов Президента Украины;

14) вручает удостоверение Президенту Украины об избрании его на эту должность;

15) вносит в Верховную Раду Украины представление о назначении повторных выборов Президента Украины;

16) обеспечивает аккредитацию на выборах Президента Украины официальных наблюдателей от других государств и международных организаций в соответствии с положением о статусе наблюдателей, утверждаемым Комиссией, выдает им соответствующие удостоверения;

17) рассматривает обращения, заявления и жалобы граждан на решения и действия или бездействие избирательных комиссий (кроме заявлений и жалоб на неправильности в списках избирателей), отменяет, изменяет решения избирательных комиссий, противоречащие закону, или приостанавливает их действие, принимает иные решения по этим вопросам;

18) осуществляет иные полномочия в соответствии с Законом Украины "О выборах Президента Украины", настоящим и другими законами Украины.

Статья 14. Полномочия Комиссии по организации подготовки и
проведения выборов народных депутатов Украины.

Центральная избирательная комиссия:

1) организует подготовку и проведение выборов народных депутатов Украины;

2) обеспечивает в пределах, определенных законами Украины, реализацию и защиту конституционных избирательных прав граждан Украины при проведении выборов народных депутатов Украины;

3) осуществляет на всей территории Украины контроль за исполнением избирательного законодательства и обеспечивает в соответствии с законами Украины его одинаковое применение;

4) обращается в случае необходимости в Конституционный Суд Украины относительно толкования Закона Украины "О выборах народных депутатов Украины", других законов Украины или отдельных их положений по вопросам проведения выборов народных депутатов Украины, вносит в установленном порядке предложения о совершенствовании законов по вопросам проведения выборов народных депутатов Украины;

5) возглавляет систему избирательных комиссий, которые образуются для проведения выборов народных депутатов Украины, направляет их деятельность;

6) осуществляет методическое обеспечение деятельности избирательных комиссий;

7) разрабатывает и утверждает смету расходов на подготовку и проведение выборов, устанавливает порядок использования средств, выделенных из государственного бюджета на проведение выборов, решает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения выборов, осуществляет контроль за целевым использованием средств;

8) осуществляет контроль за использованием избирательных фондов политических партий, избирательных блоков партий, принимающих участие в выборах, кандидатов в депутаты в соответствии с требованиями Закона Украины "О выборах народных депутатов Украины" и настоящего Закона;

9) образует одномандатные избирательные округа по предложениям соответственно Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских советов или самостоятельно- в случае непредставления таких предложений в установленный ею срок, публикует список избирательных округов с указанием их номеров, территориальных границ, центров и числа избирателей в каждом избирательном округе;

10) принимает по представлению Министерства иностранных дел Украины решения о приписке к одномандатным избирательным округам избирательных участков, которые образуются за пределами территории Украины;

11) регистрирует в соответствии с законами Украины списки кандидатов в депутаты от политических партий, избирательных блоков партий и выдает политическим партиям, избирательным блокам партий копию решения о регистрации этих списков, а кандидатам в депутаты - удостоверения об их регистрации;

12) регистрирует уполномоченных лиц политических партий, избирательных блоков партий, выдает им удостоверения;

13) публикует зарегистрированные списки кандидатов в депутаты от политических партий, избирательных блоков партий, предвыборные программы политических партий, избирательных блоков партий и сведения о кандидатах в депутаты от политических партий, избирательных блоков партий, которые включаются в избирательный бюллетень в порядке, определенном Законом Украины "О выборах народных депутатов Украины";

14) устанавливает формы избирательных бюллетеней, утверждает текст бюллетеня по многомандатному общегосударственному избирательному округу, обеспечивает его изготовление:

15) устанавливает формы списков избирателей, протоколов заседаний избирательных комиссий, удостоверений и других избирательных документов, предусмотренных Законом Украины "О выборах народных депутатов Украины", образцы избирательных ящиков для голосования, печатей избирательных комиссий, определяет порядок хранения и передачи избирательных документов в соответствующие государственные архивные учреждения;

16) заслушивает сообщения избирательных комиссий, а также министерств и других центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;

17) осуществляет функции окружной избирательной комиссии многомандатного общегосударственного избирательного округа, устанавливает результаты выборов по нему, сообщает о них населению через средства массовой информации;

18) регистрирует избранных депутатов в порядке, определенном Законом Украины "О выборах народных депутатов Украины";

19) подводит итоги выборов в целом по Украине, информирует о них Верховную Раду Украины;

20) принимает решение о проведении повторных выборов;

21) публикует списки избранных депутатов с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, профессии, должности (занятия), места работы и жительства, принадлежности к партии, номера избирательного округа, по которому он избран;

22) выдает временное удостоверение народного депутата Украины лицам, избранным и выполнившим требования Конституции Украины и законов Украины относительно несовместимости депутатского мандата с иными видами деятельности. После принесения избранным народным депутатом Украины присяги в недельный срок выдает ему депутатское удостоверение установленного образца;

23) принимает решение о проведении выборов по одномандатным избирательным округам вместо выбывших депутатов, организует проведение этих выборов;

24) рассматривает обращения, заявления и жалобы на решения, действия или бездействие окружных и участковых избирательных комиссий, принимает по ним решения;

25) рассматривает заявления юридических и физических лиц относительно вопросов, отнесенных к ее полномочиям, и принимает по ним решения;

26) обеспечивает аккредитацию на выборах народных депутатов Украины официальных наблюдателей от других государств и международных организаций в соответствии с положением о статусе наблюдателей, утверждаемым Комиссией, выдает им соответствующие удостоверения;

27) устанавливает форму подписных листов, обеспечивает их образцами окружные избирательные комиссии. Имеет право контролировать достоверность подписей избирателей, собранных в поддержку политических партий, избирательных блоков партий;

28) контролирует деятельность окружных избирательных комиссий по вопросам обеспечения помещениями, транспортом, связью, другими средствами материально-технического обеспечения выборов;

29) публикует даты начала и окончания представления кандидатур в члены избирательных комиссий, образования избирательных комиссий, образования избирательных округов, представления списков кандидатов в депутаты от политических партий, избирательных блоков партий и регистрации кандидатов в депутаты, других мероприятий, определенных Законом Украины "О выборах народных депутатов Украины";

30) принимает решение об исключении кандидата в депутаты из зарегистрированного списка кандидатов в депутаты от политической партии, избирательного блока партий в случае нарушения кандидатом в депутаты Закона Украины "О выборах народных депутатов Украины", факт совершения которого установлен решением суда;

31) определяет порядок использования средств массовой информации во время избирательных кампаний в соответствии с порядком, установленным законами Украины;

32) осуществляет иные полномочия в соответствии с Законом Украины "О выборах народных депутатов Украины", настоящим и другими законами Украины.

Статья 15. Полномочия Комиссии по организации подготовки
и проведения всеукраинского референдума

Центральная избирательная комиссия:

1) обеспечивает в пределах, определенных законами Украины, реализацию и защиту конституционного права граждан Украины принимать участие во всеукраинском референдуме;

2) организует подготовку и проведение всеукраинского референдума;

3) регистрирует инициативные группы по всеукраинскому референдуму, устанавливает форму подписных листов для сбора подписей для проведения всеукраинского референдума по народной инициативе;

4) осуществляет в порядке, предусмотренном законом, на всей территории Украины контроль за исполнением законодательства о всеукраинском референдуме и обеспечивает его одинаковое применение;

5) обращается в случае необходимости в Конституционный Суд Украины относительно толкования Закона Украины "О всеукраинском и местных референдумах", других законов Украины или отдельных их положений по вопросам проведения всеукраинского референдума, вносит в установленном порядке предложения о совершенствовании законов по вопросам проведения всеукраинского референдума;

6) направляет деятельность комиссий по всеукраинскому референдуму;

7) распределяет средства по комиссиям по всеукраинскому референдуму, контролирует обеспечение комиссий по всеукраинскому референдуму помещениями, транспортом, связью, рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения всеукраинского референдума;

8) устанавливает формы списков граждан, имеющих право принимать участие во всеукраинском референдуме, протоколов заседаний комиссий по всеукраинскому референдуму, других документов по проведению всеукраинского референдума, образцы ящиков для голосования и печатей комиссий по всеукраинскому референдуму, порядок хранения документов по проведению всеукраинского референдума:

9) заслушивает сообщения комиссий по всеукраинскому референдуму, а также руководителей министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением всеукраинского референдума:

10) обеспечивает аккредитацию на всеукраинских референдумах официальных наблюдателей от других государств и международных организаций согласно положению о статусе наблюдателей, утверждаемому Комиссией, выдает им соответствующие удостоверения;

11) подводит итоги всеукраинского референдума в целом по Украине, публикует в печати сообщение о его итогах;

12) рассматривает заявления и жалобы на решения, действия или бездействие комиссий по всеукраинскому референдуму и принимает решения по этим вопросам;

13) осуществляет иные полномочия в соответствии с Законом Украины "О всеукраинском и местных референдумах", настоящим и другими законами Украины.

Статья 16. Полномочия Комиссии по финансовому обеспечению подготовки и
проведения выборов Президента Украины, народных депутатов
Украины, всеукраинского референдума

Комиссия формирует смету, распределяет средства, выделяемые из Государственного бюджета Украины на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и всеукраинского референдума, деятельности окружных, участковых избирательных комиссий, комиссий по всеукраинскому референдуму, контролирует правильное и целевое использование указанных средств, привлекает к проведению проверок работников Министерства финансов Украины и органов государственной налоговой службы Украины.

Порядок учета поступления и расходования бюджетных средств, выделяемых на подготовку и проведение выборов и всеукраинских референдумов,средств избирательных фондов кандидатов и избирательных фондов партий, избирательных блоков партий определяется Комиссией в соответствии с законодательством.

Комиссия устанавливает формы финансового отчета избирательных комиссий и комиссий по всеукраинскому референдуму о поступлении и расходовании средств, выделяемых на подготовку и проведение соответственно выборов или всеукраинского референдума, и финансового отчета кандидатов, партий, избирательных блоков партий.

Комиссия представляет финансовый отчет о расходовании средств Государственного бюджета Украины, выделенных на подготовку и проведение соответственно выборов Президента Украины, народных депутатов Украины, всеукраинского референдума, в Счетную палату не позднее чем через три месяца со дня официального опубликования общих результатов выборов или всеукраинского референдума.

Статья 17. Полномочия Комиссии по организации выборов местных советов,
сельских, поселковых и городских голов и местных референдумов

Комиссия осуществляет консультативно-методическое обеспечение деятельности избирательных комиссий при проведении выборов местных советов, сельских, поселковых и городских голов и местных референдумов.

Комиссия:

устанавливает формы избирательных документов;

устанавливает образец избирательного ящика;

образует в пятидневный срок соответствующие избирательные округа и избирательные комиссии в случае, если Верховная Рада Автономной Республики Крым, областной, Киевский и Севастопольский городской совет в определенный законодательством срок не образует их;

утверждает положение о статусе официальных наблюдателей от других государств и международных организаций на выборах местных советов, сельских, поселковых и городских голов и местных референдумах.

Раздел IV. Правовой статус и полномочия членов комиссии

Статья 18. Полномочия Председателя Комиссии

Председатель Комиссии:

1) осуществляет руководство деятельностью Комиссии и ее секретариатом, организует их работу;

2) обеспечивает подготовку заседаний Комиссии и вопросов, которые вносятся на ее рассмотрение;

3) созывает заседания Комиссии, обеспечивает оповещение членов Комиссии о времени созыва заседания и вопросах, которые предусматривается внести на ее рассмотрение, ведет заседания Комиссии;

4) вносит на рассмотрение Комиссии предложения о структуре и штате секретариата Комиссии;

5) назначает на должности и освобождает от должностей работников секретариата Комиссии, а также решает иные вопросы в соответствии с Законом Украины "О государственной службе", другими законами Украины;

6) информирует от имени Комиссии Верховную Раду Украины, Президента Украины о результатах и итогах выборов Президента Украины, народных депутатов Украины и всеукраинского референдума;

7) подписывает постановления Комиссии и протоколы ее заседаний;

8) обеспечивает рассмотрение обращений юридических и физических лиц, поступающих в Комиссию, ведет личный прием граждан;

9) представляет Комиссию в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, объединениями граждан, избирательными комиссиями, предприятиями, учреждениями и организациями, иностранными государствами, избирателями.

Председатель Комиссии является распорядителем бюджетных средств, выделяемых на содержание Комиссии и ее секретариата.

Председатель Комиссии в пределах своих полномочий издает распоряжения по вопросам организации деятельности секретариата Комиссии.

Председатель Комиссии осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими законами Украины.

Статья 19. Полномочия заместителя Председателя Комиссии

Заместитель Председателя Комиссии в соответствии с регламентом Комиссии исполняет отдельные обязанности, вытекающие из полномочий Комиссии, а также по поручению Председателя Комиссии - отдельные функции и полномочия Председателя.

В случае отсутствия Председателя Комиссии или невозможности осуществления им своих функций и полномочий по иным причинам заместитель Председателя Комиссии осуществляет функции и полномочия Председателя Комиссии, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона.

Статья 20. Полномочия секретаря Комиссии

Секретарь Комиссии организует работу секретариата Комиссии по организационному обеспечению деятельности Комиссии и в соответствии с регламентом Комиссии осуществляет иные полномочия.

Статья 21. Полномочия других членов Комиссии

Члены Комиссии готовят вопросы на рассмотрение Комиссии. Члены Комиссии осуществляют полномочия в соответствии с установленным регламентом Комиссии разделением обязанностей между ними, а также выполняют отдельные поручения Председателя Комиссии или заместителя Председателя Комиссии.

Статья 22. Права и обязанности членов Комиссии

Члены Комиссии при исполнении своих обязанностей по обеспечению осуществления Комиссией полномочий, предусмотренных настоящим и другими законами, имеют право:

1) проводить проверки деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, политических партий, избирательных блоков партий, иных объединений граждан, их должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, избирательных комиссий, комиссий по всеукраинскому референдуму по вопросам организации подготовки и проведения выборов и всеукраинского референдума;

2) требовать и получать от руководителей и других должностных и служебных лиц предприятий, учреждений и организаций, избирательных комиссий и комиссий по всеукраинскому референдуму необходимую документацию, статистические данные, бухгалтерско-финансовые отчеты и иные материалы, а также устные и письменные разъяснения по вопросам, связанным с проведением проверок;

3) привлекать к проведению проверок, а также к участию в изучении отдельных вопросов ученых, специалистов и экспертов, работников учреждений и организаций, государственных налоговых, контрольно-ревизионных служб, правоохранительных органов;

4) давать по вопросам, относящимся к полномочиям Комиссии, поручения, которые являются обязательными для выполнения органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами;

5) информировать Комиссию о результатах проведенных проверок и изучения вопросов, а также доводить их до сведения руководителей соответствующих органов и организаций;

6) пользоваться в установленном порядке банками данных других государственных органов;

7) использовать государственные, в том числе правительственные, системы связи;

8) входить беспрепятственно в случаях, предусмотренных законом, в государственные органы, органы местного самоуправления, объединений граждан, на предприятия, в учреждения и организации, а также присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, комиссий по всеукраинскому референдуму;

9) выступать на заседаниях Комиссии, вносить предложения по вопросам, относящимся к ее полномочиям, требовать проведения по ним голосования;

10) задавать другим участникам заседания Комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать ответы по существу:

11) ознакомляться с любыми документами и материалами по вопросам, которые рассматриваются на заседаниях Комиссии.

Члены Комиссии при осуществлении своих полномочий обязаны соблюдать требования Конституции Украины и законов Украины, принесенной присяги, не совершать каких-либо действий, которые порочат звание члена Комиссии и могут вызвать сомнение в его объективности, непредвзятости и независимости.

Членам Комиссии запрещается агитировать за кандидатов, политические партии, избирательные блоки партий или против них на выборах, за или против вопросов, вынесенных на всеукраинский референдум.

Председатель Комиссии, заместитель Председателя Комиссии, секретарь Комиссии и другие члены Комиссии имеют право участвовать в заседаниях Верховной Рады Украины, ее комитетов и временных специальных и других комиссий при рассмотрении вопросов, касающихся проведения выборов и всеукраинского референдума.

Статья 23. Обязательность требований Комиссии и ее членов

Требования Комиссии, ее Председателя, заместителя Председателя, секретаря и других членов Комиссии, связанные с исполнением ими полномочий Комиссии, являются обязательными для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий, избирательных блоков партий, других объединений граждан, предприятий,учреждений и организаций, их должностных лиц, избирательных комиссий и комиссий по всеукраинскому референдуму.

Руководители, другие должностные лица предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых проверяется, обязаны создавать надлежащие условия для работы членов Комиссии и должностных лиц ее секретариата, обеспечивать их техническое обслуживание и выполнение требований о предоставлении необходимой документации и иных материалов.

Статья 24. Правовой статус Председателя, заместителя Председателя,
секретаря и других членов Комиссии, гарантии их защиты

Председатель, заместитель Председателя, секретарь и другие члены Комиссии в соответствии с настоящим Законом являются должностными лицами, которые наделены статусом, необходимым для обеспечения осуществления функций и полномочий Комиссии, предусмотренных настоящим и другими законами Украины.

Запрещается использование членом Комиссии своего статуса с целью, не связанной с деятельностью Комиссии.

Председатель, заместитель Председателя, секретарь и другие члены Комиссии независимы в своей деятельности.

Независимость членов Комиссии обеспечивается:

особым порядком назначения и досрочного прекращения полномочий;

запрещением вмешательства кого-либо в осуществление Комиссией полномочий;

личной неприкосновенностью;

материальным и социальным обеспечением.

Все государственные органы, органы местного самоуправления, объединения граждан обязаны уважать независимость членов Комиссии и не посягать на нее.

За какое-либо воздействие на членов Комиссии с целью препятствовать осуществлению ими своих полномочий или поручений Комиссии либо добиться принятия решения, противоречащего законодательству, насильственные действия или оскорбление, а также распространение неправдивой информации в отношении их виновные лица несут установленную законом ответственность.

Статья 25. Досрочное прекращение полномочий члена Комиссии

Полномочия члена Комиссии могут быть досрочно прекращены по решению Верховной Рады Украины в случае:

1) нарушения им Конституции Украины или законов Украины и принесенной присяги;

2) прекращения его гражданства;

3) выбытия его на постоянное место жительства за пределы Украины;

4) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении его;

5) регистрации его кандидатом в Президенты Украины или кандидатом в народные депутаты Украины, их доверенным лицом либо уполномоченным лицом политической партии, избирательного блока партий, принимающих участие в выборах, членом другой избирательной комиссии, комиссии по всеукраинскому референдуму либо инициативной группы по всеукраинскому референдуму или выдвижения представителем политической партии, избирательного блока партий, принимающих участие в выборах;

6) нарушения им требований, предусмотренных частью третьей статьи 7 настоящего Закона;

7) обращения члена Комиссии с личным заявлением о сложении своих полномочий;

8) признания его недееспособным, безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

9) смерти.

Изменения в составе Комиссии проводятся таким же способом, как и назначение членов Комиссии.

Верховная Рада Украины после внесения Президентом Украины представления о досрочном прекращении полномочий члена Комиссии рассматривает его в месячный срок и принимает соответствующее решение.

Раздел V. Регламент комиссии и секретариат комиссии

Статья 26. Регламент Комиссии

Порядок организации и внутренней работы Комиссии, не урегулированный настоящим Законом, определяется регламентом Комиссии, который по предложению Председателя утверждается Комиссией большинством от ее состава.

Регламент Комиссии не может противоречить требованиям Конституции Украины, настоящего и других законов Украины.

Статья 27. Секретариат Комиссии

Секретариат Комиссии выполняет организационную, юридическую, аналитическую, информационно-справочную и материально-техническую работу, направленную на обеспечение осуществления Комиссией полномочий, предусмотренных настоящим Законом.

Положение о секретариате, его структура и штат, правила внутреннего трудового распорядка утверждаются Комиссией.

Раздел VI. Финансирование комиссии, материальное и социальное обеспечение
ее членов и работников секретариата комиссии

Статья 28. Финансирование Комиссии

Расходы, связанные с деятельностью Комиссии и ее секретариата, финансируются за счет средств государственного бюджета. Объем этих средств по представлению Председателя Комиссии предусматривается в проекте закона о Государственном бюджете Украины отдельной строкой.

Комиссия имеет счета в учреждениях банков и других кредитных учреждениях.

Комиссия представляет ежегодный отчет об использовании сметы расходов в Счетную палату.

Статья 29. Материальное и социально-бытовое обеспечение членов
Комиссиии работников ее секретариата

Члены Комиссии, руководитель и другие должностные лица секретариата Комиссии являются государственными служащими.

Член Комиссии, нуждающийся в улучшении жилищных условий, не позднее чем через 6 месяцев после вступления в должность обеспечивается Кабинетом Министров Украины на период исполнения своих полномочий служебным жильем.

Условия и порядок оплаты труда, бытового, медицинского, санаторно-курортного, транспортного и иного обслуживания Председателя Комиссии, его заместителя, секретаря Комиссии, членов Комиссии, а также работников ее секретариата определяются Кабинетом Министров Украины в соответствии с Законом Украины "О государственной службе".

Во время служебной командировки члены Комиссии и работники ее секретариата пользуются правом бронирования мест в гостиницах и на всех видах транспорта, а также внеочередного приобретения проездных документов.

Раздел VII. Заключительные положения

Статья 30. Международное сотрудничество Комиссии

Комиссия может обмениваться опытом с соответствующими государственными органами других стран, международными организациями, а также вступать в международные организации (ассоциации) избирательных систем.

Статья 31. Удостоверение члена Комиссии

Лицам, назначенным на должность члена Комиссии, после принесения присяги выдается удостоверение.

Статья 32. Обеспечение Комиссии законами и иными
нормативно-правовыми актами

Комиссия в установленном порядке обеспечивается законами и иными нормативно-правовыми актами, принятыми Верховной Радой Украины, Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины, а также документами, которые официально распространяются центральными органами исполнительной власти, органами судебной власти.

Статья 33. Использование Комиссией автоматизированной
информационной системы

В случае применения автоматизированной информационной системы при проведении выборов Президента Украины, народных депутатов Украины, всеукраинского референдума Комиссия создает группу из числа ее членов для контроля за ее использованием.

Члены Комиссии имеют право ознакомляться с любой информацией, которая вводится в автоматизированную информационную систему или выводится из нее.

Во время процедуры голосования автоматизированная информационная система используется исключительно для наблюдения за ходом и результатами голосования. Данные о результатах голосования, полученные через автоматизированную информационную систему, являются предварительной информацией, не имеющей юридических последствий.

Раздел VIII. Переходные положения

1. До окончательного сформирования штата секретариата Комиссии аппарат Верховной Рады Украины, аппарат Кабинета Министров Украины, министерства на период избирательной кампании 1998 года командируют своих работников в Комиссию по ее ходатайству.

2. Для проведения избирательной кампании 1998 года Управление делами Верховной Рады Украины, Кабинет Министров Украины осуществляют материально-техническое обеспечение Комиссии, в том числе предоставляют необходимые помещения, транспортные средства, средства связи и т. п.

3. Акты законодательства Украины применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

Президент Украины Л. КУЧМА

г. Киев, 17 декабря 1997 года
N 733/97-ВР