Увага! Це є застаріла редакція документа. На останню редакцію

ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ

ЗАКОН

О государственной поддержке средств массовой информации
и социальной защите журналистов

Настоящий Закон определяет правовые, экономические, организационные основы государственной поддержки средств массовой информации и социальной защиты журналистов.

Как составная часть законодательства Украины о свободе слова и информационную деятельность настоящий Закон усиливает систему правового регулирования в информационной сфере.

Раздел 1. Общие положения

Статья 1. Понятия и термины

Основные понятия и термины, которые употребляются в настоящем Законе, имеют такое значение:

государственная поддержка средств массовой информации - совокупность правовых, экономических, социальных, организационных и других мер государственного содействия упрочению и развитию информационной отрасли, ее инфраструктуры;

государственное средство массовой информации:

а) государственная теле- и радиовещательная организация (статья 12 Закона Украины "О телевидении и радиовещании");

б) государственное информационное агентство (статьи 7 и 8 Закона Украины "Об информационных агентствах");

в) печатное средство массовой информации, учредителем (соучредителем) которого является орган государственной власти, а издание осуществляется на базе или при участии государственной собственности и соответствующего финансирования из Государственного бюджета Украины или бюджета Автономной Республики Крым и уставом (программными целями) редакции которого предусматривается, в частности, информирование граждан о деятельности этого и высших органов государственной власти:

коммунальное средство массовой информации - аудиовизуальное или печатное средство массовой информации, созданное органом местного самоуправления или органом местного самоуправления совместно с местной государственной администрацией как учредителем (соучредителем) на базе или при участии коммунальной собственности и соответствующего финансирования из местного бюджета и уставом (программными целями, программной концепцией) редакции (юридического лица) которого предусматривается, в частности, информирование граждан о деятельности этого органа и высших органов государственной власти;

районная, городская газета - коммунальная или другая местная газета, которая выдается и распространяется соответственно на территории района (кроме района в городе) или города; общая для района и города, где размещается районный центр, - горрайонная;

районное, городское, горрайонное телерадиовещание - теле- и радиовещание, осуществляемое коммунальными районными, городскими или горрайонными (общими для района и города) теле- и радиовещательными организациями;

журналист - творческий работник, который профессионально собирает, получает, создает и занимается подготовкой информации для средств массовой информации, выполняет редакционно-должностные служебные обязанности в средствах массовой информации (в штате или вне штата) - в соответствии с профессиональными названиями должностей (работы) журналиста, которые указываются в государственном классификаторе профессий Украины;

средство массовой информации рекламного характера - средство массовой информации, в котором реклама превышает: 40 процентов объема одного номера печатного издания, 15 процентов - общего объема вещания теле- и радиоорганизации;

средство массовой информации эротического характера - средство массовой информации, в котором систематически эксплуатируется интерес к сексу, а сексуальная тематика является ведущей.

Другие понятия и сроки употребляются в настоящем Законе в значениях, определенных законодательством Украины.

Статья 2. Сфера действия Закона

Определенные настоящим Законом нормы государственной поддержки применяются ко всем средствам массовой информации, которые действуют в соответствии с Конституцией Украины, независимо от их идеологического и политического направления и от форм собственности, кроме средств массовой информации, отмеченных в части третьей этой статьи.

Нормы настоящего Закона распространяются также на телерадиоцентры и предприятия полиграфии в той мере, насколько они обеспечивают деятельность этих средств массовой информации.

Не применяются нормы государственной поддержки к средствам массовой информации:

рекламного характера;

эротического характера;

основанных при участии юридических или физических лиц, к сфере деятельности которых входят производство и поставка бумаги, полиграфического оборудования, технических средств вещания;

основанных в Украине международными организациями или при участии юридических или физических лиц других государств, лиц без гражданства;

в которых более 50 процентов общего объема выпуска составляют материалы зарубежных средств массовой информации.

Нормы социальной защиты в соответствии с настоящим Законом применяются к журналистам и, в пределах, определенных его отдельными статьями, приравненных к ним других творческих работников отмеченных средств массовой информации.

Обеспечение реализации норм настоящего Закона, включая определение порядка регулирования и предоставления государственной поддержки средствам массовой информации, ввести с этой целью соответствующих тарифов и создание благоприятных условий развития, методики и порядка регулирования заработной платы, охраны труда и социальной защиты журналистов, осуществление других мер возлагается на Кабинет Министров Украины.

Раздел II. Основные направления и формы
государственной поддержки средств массовой
информации

Статья 3. Основания и условия предоставления государственной
адресной поддержки средствам массовой информации

Государственная адресная поддержка средствам массовой информации предоставляется на основании:

конкретного экономического положения и условий деятельности средства массовой информации;

потребностей становления и хозяйственно-экономической стабилизации средства массовой информации в течение двух лет со дня первого выхода в свет его продукции;

необходимости реконструкции, расширения, строительства производственной, материально-технической базы субъекта информационной деятельности, если в этом заинтересовано государство;

потребности в неотложном представлении экономической, материальнотехнической, организационной и другой помощи в случае аварий, других чрезвычайных ситуаций.

Основания признаются достаточными при наличии исчерпывающего обоснования, документального подтверждения и, в случае необходимости, сведений налоговых органов.

Приоритетной государственной поддержкой поощряется производство и распространение информационной продукции государственным языком.

Государство оказывает адресную помощь средствам массовой информации, которые целеустремленно содействуют развитию языков и культур национальных меньшинств Украины.

Государственная поддержка средства массовой информации прекращается в случае установления судом нарушений средством массовой информации требований Конституции Украины относительно защиты государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, а также фактов злоупотребления свободой деятельности средств массовой информации, что причиняет материальный и моральный вред юридическим и физическим лицам. Восстановление государственной поддержки возможно после выполнения судебного решения в полном объеме и не раньше чем через год после ее прекращения.

Статья 4. Организация финансово-экономической и другой
государственной поддержки средств массовой информации

Средства на финансирование текущей деятельности государственных средств массовой информации выделяются отдельной строкой в Государственном бюджете Украины или бюджете Автономной Республики Крым, коммунальных средств массовой информации - отдельной строкой в бюджетах местного самоуправления в порядке, установленном законодательством.

Государственная поддержка средств массовой информации осуществляется путем протекционистской политики снижения потребительской стоимости информационной продукции, включая налоговое, тарифное, таможенное, валютное и хозяйственное регулирование, возмещение убытков, предоставление финансовой помощи.

Необходимые для финансовой помощи средства определяются в Государственном бюджете Украины отдельной строкой и обслуживаются Государственным казначейством Украины.

Определенные для финансовой помощи средства используются в первую очередь для возмещения разницы между расчетным (за себестоимостью) и фиксированным (статья 9 настоящего Закона) тарифом на доставку печатных средств массовой информации подписчикам. Средства, которые остаются после этого, используются для предоставления:

дополнительной экономической поддержки (дотации) районным, городским и горрайонным газетам, районному, городскому и горрайонному телерадиовещанию;

финансовой помощи средствам массовой информации для детей и юношества;

адресной финансовой помощи отдельным средствам массовой информации;

экономической поддержки телерадиоцентрам и полиграфическим предприятиям в соответствии с требованиями статьи 2 настоящего Закона.

Распределение средств, отмеченных в частях третьей и четвертой этой статьи, осуществляется Кабинетом Министров Украины.

Статья 5. Налоговое, таможенное, валютное,
тарифное регулирование

От налога на добавленную стоимость освобождаются в соответствии с Законом Украины "О налоге на добавленную стоимость" операции по продаже (подписки) и доставке (на всех ее этапах - от редакции до подписчика) периодических изданий печатных средств массовой информации отечественного производства.

Льготное налогообложение редакций (юридических лиц) средств массовой информации применяется в соответствии с налоговым законодательством Украины.

Редакции (юридические лица) средств массовой информации освобождаются от:

обязательной продажи валютной выручки, полученной от экспорта информационной продукции, в случае использования этой выручки на приобретение оборудования и материалов, необходимых для дальнейшего производства новой информационной продукции;

уплаты пошлины за экспорт информационной продукции.

Не подлежат обложению ввозной пошлиной оборудования и материалы, предназначенные для собственной информационной деятельности средств массовой информации, производства и распространение их информационной продукции, если такое оборудование и материалы не производятся в Украине. В случае невозможности установить назначение товара при его перемещении через таможенную границу Украины взысканная за него пошлина возмещается средствам массовой информации, телерадиоцентрам и предприятиям полиграфии после документального подтверждения в специально определенном порядке использования его для собственной информационной деятельности, распространения телевизионных и радиопрограмм.

Размер платы за землю государственными предприятиями связи, которые занимаются распространением теле- и радиопрограмм, не может превышать размера платы за землю заведениями культуры.

Редакции (юридические лица) средств массовой информации, в соответствии со статьями 2 и 3 настоящего Закона, имеют право на льготные кредиты для развития этих средств массовой информации и решения социальных проблем их трудовых коллективов.

Статья 6. Регулирование финансово-хозяйственной деятельности

Средствам массовой информации в установленном порядке передаются в бессрочную аренду помещения общегосударственной и коммунальной собственности, которыми они пользуются для осуществления производственной деятельности.

За неуплату редакцией государственного или коммунального печатного средства массовой информации арендной платы и платы за коммунальные услуги ответственность берет на себя орган государственной власти или местного самоуправления - учредитель (соучредитель) этого средства массовой информации, который может:

оплатить задолженность самостоятельно или совместно с другими соучредителями и редакцией:

передать в соответствии с определенным законодательством порядком приватизации в собственность трудового коллектива редакции по его согласию занимаемые ею помещения, имеющееся в наличии оборудование и технические средства.

Государственные и коммунальные телерадиоорганизации, редакции государственных и коммунальных периодических изданий и периодических изданий, основанных объединениями граждан, государственными научно-исследовательскими учреждениями, учебными заведениями, трудовыми и журналистскими коллективами, пользуются арендой и услугами почтовой, телеграфной и телефонной связи в порядке и за тарифами, установленными для бюджетных организаций.

Статья 7. Дополнительная государственная экономическая
поддержка районных, городских и горрайонных газет, районного,
городского, горрайонного телерадиовещания

Дополнительная государственная экономическая поддержка (дотация) районных, городских и горрайонных газет и районного, городского и горрайонного телерадиовещания осуществляется в соответствии со статьей 4 настоящего Закона и за счет средств и протекционистских мероприятий органов местного самоуправления и местных государственных администраций на основании учредительных договоров или конкретных соглашений в соответствии с законодательством.

Средства на дотацию направляются Государственным казначейством Украины республиканскому в Автономной Республике Крым и областным государственным органам по делам прессы и информации для распределения в соответствии с количеством средств массовой информации, которым эта дотация назначается.

Дотация ежегодно распространяется на местные газеты в каждом районе и городе и на коммунальные районные, городские и горрайонные телерадиоорганизации.

Дотация выделяется в зависимости от финансовых возможностей государства, органов местного самоуправления и местных государственных администраций.

Использование дотации редакциями газет и телерадиоорганизациями не по целевому назначению тянет за собой сокращение финансирования на соответствующую сумму в текущем финансовом году или лишение права на дополнительную экономическую помощь в будущем финансовому году.

Статья 8. Другие формы поддержки районных, городских и
горрайонных газет, районного, городского,
горрайонного телерадиовещания

Органы местного самоуправления и местные государственные администрации в соответствии с законодательством обеспечивают:

полное выполнение собственных финансовых обязательств как учредителей (соучредителей) средств массовой информации перед их редакциями (юридическими лицами);

проведение мероприятий, направленных на полное выполнение финансовых обязательств другими учредителями (соучредителями) районных, городских и горрайонных средств массовой информации.

Невыполнение финансовых обязательств кем-либо из учредителей (соучредителей) является основанием для судебного рассмотрения.

При любых условиях структурной перестройки экономики и в процессе приватизации помещения и имущество типографий, телерадиооборудования, другая материально-техническая база районных, городских и горрайонных газет и телерадиоорганизаций, действующих информационно-производственных комплексов (центров) используются исключительно по прямому назначению. Перепрофилирование этих объектов информационной деятельности запрещается.

Статья 9. Распространение информационной продукции

Распространением печатной и аудиовизуальной информационной продукции занимаются государственные, коммунальные, частные и других форм собственности организации, которые имеют для этого надлежащую материально-техническую базу и другие возможности и зарегистрированы в соответствии с законодательством.

Тариф на поставку подписчикам печатных периодических изданий должен составлять не более 40 процентов себестоимости одного экземпляра подписного издания.

Ответственность за некачественное и несвоевременное доведение до потребителей аудиовизуальной информации, некачественную и несвоевременную доставку подписных изданий, их повреждение и непоступление по подписному адресу, другие недостатки в процессе распространения информационной продукции несут организации-распространители.

Раздел III. Отношения собственности и особенности
приватизации в сфере информационной деятельности

Статья 10. Государственная и негосударственная собственность
в сфере информационной деятельности

В Украине в информационной сфере функционируют субъекты всех форм собственности.

Экономической основой и гарантом направления информационной деятельности на содействие развитию общества и государства, защиты национальных интересов Украины, решению социально-экономических проблем, духовно-культурному обогащению народа является государственная и коммунальная собственность.

Средства массовой информации и предприятия различных форм собственности, которые обеспечивают информационную деятельность, являются равноправными.

Монополизация рынков в сфере информационной деятельности не допускается.

Негосударственная собственность в сфере информационной деятельности образовывается и развивается путем основания новых организаций, строительство новой материально-технической базы и приобретения необходимого оборудования и оснащения за счет негосударственного финансирования, а также путем приватизации отдельных объектов.

Допускается паевое участие, финансовая поддержка негосударственных организаций, физических лиц в создании новых объектов при участии государственного финансирования на основании соглашений, заключенных с государственными органами, при сохранении этих объектов под государственным управлением и гарантировании имущественных и организационно-творческих прав пайщиков.

Статья 11. Особенности приватизации
в сфере информационной деятельности

Не подлежат приватизации средства массовой информации и предприятия, которые обеспечивают информационную деятельность, если они признаются Верховной Радой Украины ведущими в сфере информационной деятельности.

Не могут быть приватизированы имущество редакций печатных периодических изданий органов государственной власти, теле- и радиоорганизаций, информационных агентств, объекты материально-технического обеспечения связи, передачи электронной информации и полиграфические предприятия общегосударственного значения.

Органам местного самоуправления (владельцам) разрешается в процессе приватизации с учетом конкретных обстоятельств и позиций трудовых коллективов коммунальных средств массовой информации и полиграфических предприятий, их общих интересов и фактического взноса в создание объектов, которые приватизируются, применять нормы как Закона Украины "О приватизации небольших государственных предприятий (малую приватизацию)", так и Закона Украины "О приватизации имущества государственных предприятий" - с допущением продажи трудовым коллективам имущества предприятий по их балансовой стоимости, продажи акций и создания открытых акционерных обществ, других благоприятных для информационной сферы форм и условий приватизации.

Раздел IV. Организация социальной
защиты журналистов
и особенности трудовых отношений

Статья 12. Особенности социальной защиты журналистов
с учетом специфики журналистской деятельности

Основаниями применения отдельных и особенных норм социальной защиты журналистов являются такие специфические черты и условия журналистской деятельности:

творческий характер, интенсивность интеллектуального труда, ее нерегулированная длительность при условиях жесткой регламентации редакционного и технологического цикла подготовки и выпуска изданий и программ;

общественное влиятельное за последствиями значение работы, высокая социальная ответственность за свой труд и ее результаты;

постоянно значительная морально-психологическая нагрузка и напряженность, выполнение служебных обязанностей и реализация творческих планов в стрессовых ситуациях;

систематическое пребывание в командировках и разъездах, включая командировку в места чрезвычайных событий, профессиональная творческая деятельность в экстремальных условиях, выполнение специальных заданий с риском для здоровья и жизни;

необходимость осуществлять собственный творческий поиск новой, нужной информации и ее источников, наличие объективных и субъективных трудностей и препятствий в добывании информации;

проявления морально-психологического давления, угрозы и непосредственные угрожающие действия против журналиста в связи с выполнением им служебных обязанностей.

Профессиональные названия служебных должностей (работы) журналистов включаются в государственный классификатор профессий Украины, тарифноквалификационные характеристики этих должностей (работы) - к нормативному акту, который назначается для государственного регулирования оплаты и охраны труда.

Статья 13. Охрана труда

Охрана труда журналистов осуществляется за определенными законодательством Украины правовыми, социально-экономическими, организационно-техническими, санитарно-гигиеническими и лечебнопрофилактическими нормами.

Журналистам гарантируются права на охрану труда, льготы и компенсации за работу с тяжелыми и вредными условиями труда, на медицинские осмотры, социальное страхование, на всестороннее расследование несчастных случаев, смерти и вреда, нанесенного здоровью при выполнении служебных обязанностей, и права на соответствующие возмещения на основании и по нормам Закона Украины "Об охране труда" при обязательном учете в коллективных договорах особенных и специфических черт журналистской деятельности и внедрении соответствующих мероприятий.

Журналисты имеют право на ежегодный отпуск длительностью 36 календарных дней и санаторно-курортное лечение за счет владельцев (учредителей, соучредителей) средств массовой информации.

Возмещение, поощрение и льготы журналистам, которые выполняют (выполняли) служебные обязанности в опасных для жизни и здоровья условиях, обеспечиваются владельцами (учредителями, соучредителями) средства массовой информации.

Статья 14. Заработная плата

Заработная плата журналистов регулируется законодательством Украины с учетом специфических черт и условий журналистской деятельности, определенных статьей 12 настоящего Закона.

К заработной плате журналиста включаются должностной оклад, установленные нормативными актами надбавки, доплаты, авторский гонорар, премии.

Размер заработной платы журналиста определяется отраслевыми и региональными соглашениями с профсоюзами, коллективными договорами с учетом источников финансирования на основании законов. других нормативно-правовых актов Украины.

Журналисты государственных и коммунальных средств массовой информации получают надбавки, пользуются льготами, предусмотренными для государственных служащих соответствующих категорий должностей.

Заработная плата главного редактора (редактора) государственного или коммунального печатного средства массовой информации не может быть ниже от заработной платы заместителя руководителя органа государственной власти или местного самоуправления, который является учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации.

Приравнивание размера заработной платы журналиста государственного или коммунального средства массовой информации к средней заработной плате работника соответствующей квалификации и должностного уровня в органе государственной власти или местного самоуправления, который является учредителем (соучредителем) средства массовой информации, осуществляется за методикой и в порядке, которые определяются Кабинетом Министров Украины.

Статья 15. Порядок командировки журналистов в места
чрезвычайных событий и условия их деятельности
в этих командировках

Редакции (юридические лица) средств массовой информации могут командировать журналистов для выполнения профессиональных заданий в места чрезвычайных событий при условиях гарантирования возмещений, обязательных выплат и льгот, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона, других возмещений и выплат в соответствии с законодательством об охране труда и социальной защите граждан.

Кжурналистам за условиями и нормами этой статьи, статьям 12 и 13 настоящего Закона приравниваются кино- и телеоператоры, режиссеры и другие работники средств массовой информации, если они по необходимости входят в состав отправленных творческих групп.

В случае невозможности обеспечения определенных на такие случаи гарантий средства массовой информации не имеют права отправлять работников в места чрезвычайных событий без их согласия.

Средства массовой информации обязаны обеспечивать отправленных журналистов и других работников надлежащими документами, знаковыми, сигнальными и другими средствами обозначения лица представителя прессы.

Работая в местах вооруженных конфликтов, совершения террористических актов, при ликвидации опасных преступных групп, журналист (участник творческой группы) обязан соблюдать требования относительно неразглашения планов специальных подразделений, сведений, которые являются тайной следствия, не допускать фактической пропаганды действий террористов и других преступных групп, их поступков и заявлений, специально инспирированных для средств массовой информации, не выступать в роли арбитра, не вмешиваться в инцидент, не создавать искусственного психологического напряжения в обществе.

За нарушение этих требований журналист (участник творческой группы) несет ответственность в соответствии с законодательством Украины.

Статья 16. Пенсионное обеспечение

Пенсионное обеспечение работников средств массовой информации осуществляется в соответствии с принципами и нормами, установленными пенсионным законодательством Украины.

При начислении пенсии журналисту государственного или коммунального средства массовой информации применяются нормы, методика и порядок начисления пенсии государственному служащему. При этом период работы в государственных и коммунальных средствах массовой информации приравнивается к стажу государственной службы.

В случае ранения, контузии, увечья, полученных во время выполнения служебных обязанностей в местах чрезвычайных событий, на журналиста или приравненного к нему работника распространяется действие статьи 16 Закона Украины "О пенсионном обеспечении".

Статья 17. Ответственность за посягательство на жизнь и
здоровье журналиста, другие действия против него и
ответственность журналиста за нанесенный им моральный
(неимущественный) вред

Ответственность за совершение преступления против журналиста в связи с выполнением профессиональных обязанностей или препятствования его служебной деятельности приравнивается к ответственности за совершение таких же действий против работника правоохранительного органа.

Служебная деятельность журналиста не может быть основанием для его ареста, задержания, а также изъятия собранных, проработанных, подготовленных им материалов и технических средств, которыми он пользуется в своей работе.

В случае возмещения, в соответствии с Гражданским кодексом Украины, журналистом и средством массовой информации причиненной ими морального (неимущественного) вреда на их возлагается солидарная ответственность с учетом меры вины каждого.

В случае конфликта относительно нанесенного морального (неимущественного) вреда между журналистом и средством массовой информации, с одной стороны, и органом государственной власти или местного самоуправления или официальным, должностным лицом (официальными, должностными лицами) - с другого, суд определяется относительно наличия злого умысла журналиста или средства массовой информации, а также учитывает последствия использования пострадавшим возможностей внесудебного (досудебного) опровержения неправдивых сведений, отстаивание его чести и достоинства и урегулирования конфликта в целом.

Статья 18. Другие нормы социальной поддержки
и защиты журналистов

С целью создания благоприятных условий для плодотворной творческой деятельности членам всеукраинских профессиональных творческих объединений журналистов предоставляется право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты или в размере десяти квадратных метров сверх нормы жилой площади в государственном и коммунальном жилищном фонде.

Учредители (соучредители) государственных и коммунальных средств массовой информации для выполнения журналистами служебных обязанностей обеспечивают за свой счет их бесплатный проезд городским и пригородным транспортом (кроме такси).

Журналисты, которые живут и работают в сельской местности, поселках городского типа, бесплатно пользуются жильем, отоплением и освещением в соответствии с законодательством - через систему государственных субсидий на удержание этого жилья и оплату отмеченных коммунальных услуг.

Владельцем (учредителем, соучредителем) средства массовой информации в случае смерти журналиста его семье предоставляется материальная помощь и помощь в организации похорон. Расходы на похороны журналиста, который погиб при выполнении служебных обязанностей, ритуальные услуги, сооружения надгробия полностью осуществляются за счет владельца (учредителя, соучредителей) средства массовой информации.

Раздел V. Ответственность за нарушение настоящего закона

Статья 19. Основания ответственности

Основаниями ответственности за нарушение настоящего Закона является непосредственное невыполнение и нарушение его норм, создание препятствий для их реализации, а также невыполнение и нарушение норм, предусмотренных другими законодательными актами, отмеченными в настоящем Законе.

Основаниями ответственности должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления являются также их вмешательства в профессиональную организационно-творческую деятельность средств массовой информации и в индивидуальную профессиональную творческую деятельность журналистов, другие посягательство на свободу информационной деятельности, односторонние решения относительно средств массовой информации и их работников при наличии других соучредителей.

Статья 20. Обжалование неправомерных действий

Неправомерные действия должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, руководителей негосударственных организаций учредителей (соучредителей) средств массовой информации и руководителей самих средств массовой информации, нарушение ими норм настоящего Закона могут быть обжалованы в соответствии с Гражданским, Гражданским процессуальным кодексами Украины и Кодекса Украины об административных правонарушениях с целью защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса, а также решения споров между организациями и трудовых споров.

Статья 21. Ответственность за нарушение законодательства о
государственной поддержке средств массовой информации и
социальная защита журналистов

Невыполнение должностными лицами и другими работниками государственной власти и органов местного самоуправления норм настоящего Закона, других законодательных актов, отмеченных в нем, влечет за собой уголовную, административную, дисциплинарную или другую ответственность в соответствии с законодательством Украины.

Раздел VI. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 1998 года.

2. К приведению других законодательных актов в соответствие с настоящим Законом они применяются и действуют в части, которая не противоречит настоящему Закону.

3. Кабинету Министров Украины в четырехмесячный срок со дня принятия настоящего Закона представить в Верховную Раду Украины проект соответствующих изменений и дополнений к законам Украины по вопросам таможенного, валютного регулирования, предпринимательской деятельности, охраны труда, пенсионного обеспечения, судопроизводства и т. п.

4. Нормативно-правовые акты Президента Украины, Кабинета Министров Украины, министерств и других центральных органов исполнительной власти приводятся в соответствие с настоящим Законом Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины, министерствами, другими центральными органами исполнительной власти в трехмесячный срок после принятия настоящего Закона и подлежат регистрации в новой редакции в соответствии с нормами законодательства.

В такой же срок Кабинет Министров Украины разрабатывает и утверждает новые нормативно-правовые акты, которые вытекают из настоящего Закона, с целью установления порядка и регулирования реализации его норм.

Президент Украины Л. КУЧМА

г. Киев, 23 сентября 1997 года
N 540/97-ВР