Документ втратив чиннiсть!

ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ

ЗАКОН

(Закон утратил силу на основании Закона
N 2269-VIII от 18.01.20
18)

О внесении изменений в Закон Украины
"О приватизации имущества государственных предприятий"

Верховная Рада Украины постановляет:

Внести изменения в Закон Украины "О приватизации имущества государственных предприятий" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г., N 24, ст. 348, N 38, ст. 562, N 42, ст. 603; 1993 г., N 7, ст. 53, N 17, ст. 184; 1994 г., N 18, ст. 103, N 24, ст. 183; 1995 г., N 10, ст. 64), изложив его в следующей редакции:

"ЗАКОН УКРАИНЫ

О приватизации государственного имущества

Настоящий Закон регулирует правовые, экономические и организационные основы приватизации государственного имущества и имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым, в целях создания многоукладной социально ориентированной рыночной экономики Украины.

Раздел I
Общие положения

Статья 1. Понятие и цель приватизации

Приватизация государственного имущества (далее - приватизация) это отчуждение имущества, находящегося в государственной собственности, и имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым, в пользу физических и юридических лиц, которые могут быть покупателями в соответствии с настоящим Законом, в целях повышения социально-экономической эффективности производства и привлечения средств на структурную перестройку экономики Украины.

Статья 2. Приоритеты и принципы приватизации

1. Основными приоритетами приватизации являются повышение эффективности производства и мотивации к труду, ускорение структурной перестройки, и развития экономики Украины.

2. Приватизация осуществляется на основе следующих принципов:

законности;

государственного регулирования и контроля;

предоставления гражданам Украины приоритетного права на приобретение государственного имущества;

предоставления льгот для приобретения государственного имущества членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

обеспечения социальной защищенности и равенства прав участия граждан Украины в процессе приватизации;

платности отчуждения государственного имущества;

приоритетного права трудовых коллективов на приобретение имущества своих предприятий;

создания благоприятных условий для привлечения инвестиций;

безвозмездной передачи доли государственного имущества каждому гражданину Украины за приватизационные бумаги;

соблюдения антимонопольного законодательства;

полного, своевременного и достоверного информирования граждан о порядке приватизации и сведениях об объектах приватизации;

учета особенностей приватизации объектов агропромышленного комплекса, горнодобывающей промышленности, незавершенного строительства, небольших государственных предприятий, предприятий со смешанной формой собственности и объектов научно-технической сферы;

применения преимущественно конкурентных способов при:

приватизации небольших государственных предприятий, законсервированных объектов и объектов незавершенного строительства, предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, гостиничного хозяйства, туристического комплекса;

продажи акций открытых акционерных обществ, созданных на базе средних и крупных предприятий.

Статья 3. Законодательство Украины о приватизации

1. Законодательство Украины о приватизации состоит из настоящего Закона, других законов Украины по вопросам приватизации.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на:

приватизацию объектов государственного земельного и жилищного фондов, а также объектов социально-культурного назначения, финансируемых из государственного бюджета, в том числе объектов сферы здравоохранения, за исключением тех, которые принадлежат приватизируемым предприятиям;

изменение организационно-правовых форм собственности колхозов, предприятий потребительской кооперации.

3. Приватизация акций (долей, паев), находящихся в государственной собственности, в имуществе совместных предприятий с иностранными инвестициями проводится в соответствии с законодательством и учредительными документами совместных предприятий.

4. Отчуждение имущества, находящегося в коммунальной собственности, регулируется положениями настоящего Закона, других законов по вопросам приватизации и осуществляется органами местного самоуправления.

Статья 4. Государственная программа приватизации

1. Государственная программа приватизации определяет цели, приоритеты и условия приватизации, разрабатывается Фондом государственного имущества Украины и утверждается Верховной Радой Украины законом Украины ежегодно не позднее чем за месяц до утверждения Государственного бюджета Украины, но до начала следующего бюджетного года.

2. Государственная программа приватизации состоит из задания на первый бюджетный год и прогноза на два последующих года исходя из приоритетов приватизации.

3. В Государственной программе приватизации определяются:

задания по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности, и государственного имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым;

соответствующие способы приватизации для разных групп объектов;

квоты обязательного применения приватизационных бумаг для приватизации разных групп объектов;

задания соответствующим органам исполнительной власти по обеспечению проведения приватизации;

меры по привлечению в процессе приватизации инвесторов;

особенности участия в процессе приватизации граждан Украины, иностранных инвесторов и других покупателей;

расчет затрат на выполнение программы приватизации, порядок их возмещения и источники финансирования;

прогноз поступления средств от приватизации и направления их использования.

4. Верховная Рада Украины ежегодно заслушивает и утверждает отчет Фонда государственного имущества Украины о выполнении Государственной программы приватизации.

Статья 5. Объекты приватизации

1. К объектам государственной собственности, подлежащим приватизации, относятся:

имущество предприятий, цехов, производств, участков, других подразделений, являющихся едиными (целостными) имущественными комплексами, если при их выделении в самостоятельные предприятия не нарушается технологическое единство производства по основной специализации предприятия, из структуры которого они выделяются;

объекты незавершенного строительства и законсервированные объекты;

акции (доли, паи), принадлежащие государству в имуществе хозяйственных обществ и других объединений.

2. Приватизации не подлежат объекты, имеющие общегосударственное значение. К объектам, имеющим общегосударственное значение, относятся имущественные комплексы предприятий, их структурных подразделений, основным видом деятельности которых является производство товаров (работ, услуг), имеющих общегосударственное значение.

Общегосударственное значение имеют:

а) объекты, обеспечивающие выполнение государством своих функций, обеспечивающие обороноспособность государства, его экономическую независимость, и объекты права собственности Украинского народа, имущество, составляющее материальную основу суверенитета Украины, в частности:

имущество органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, имущество Вооруженных Сил Украины (кроме имущества, в отношении которого настоящим Законом установлены особенности приватизации). Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины, Пограничных войск Украины, правоохранительных и таможенных органов;

недра, полезные ископаемые общегосударственного значения, водные ресурсы и другие природные ресурсы, являющиеся объектами права собственности Украинского народа;

имущественные комплексы предприятий по лесовозобновлению, лесоразведению и охране леса, лесничества, их подразделения;

золотой и валютный фонды и запасы, государственные материальные резервы;

эмиссионная система, имущественные комплексы предприятий и учреждений, обеспечивающих выпуск и хранение денежных знаков и ценных бумаг;

радиотелевизионные передающие центры и объекты, составляющие общегосударственную систему связи, а также объекты, обеспечивающие связью органы законодательной и исполнительной власти;

государственные радиоканалы и телевизионные каналы;

средства правительственной, фельдъегерской и специальной связи;

другие объекты права государственной собственности, обеспечивающие выполнение государством своих функций;

б) объекты, деятельность которых обеспечивает социальное развитие, сохранение и повышение культурного, научного потенциала, духовных ценностей, в частности:

объекты Национального космического агентства Украины при Кабинете Министров Украины;

архивы;

имущественные комплексы учреждений Национальной академии наук Украины по основным направлениям исследований;

объекты культуры, искусства, архитектуры, мемориальные комплексы, заповедники, парки и т. п. общенационального значения;

объекты образования, физической культуры, спорта и науки, финансируемые из государственного бюджета;

в) объекты, контроль за деятельностью которых со стороны государства гарантирует защиту граждан от последствий воздействия неконтролированного изготовления, использования или реализации опасной продукции, услуг либо опасных производств, в частности:

имущественные комплексы предприятий по изготовлению и ремонту всех видов оружия, имеющегося на вооружении Вооруженных Сил Украины, Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины, имущественные комплексы предприятий, производящих взрывчатые, сильнодействующие вещества;

имущественные комплексы предприятий по выпуску наркотических, бактериологических, биологических, психотропных, сильнодействующих химических и отравляющих средств (кроме аптек);

имущественные комплексы предприятий, обеспечивающих деятельность в сфере обращения оружия, взрывчатых и радиоактивных веществ;

противорадиационные сооружения;

полигоны, строения, сооружения и оборудование для захоронения твердых промышленных и бытовых отходов, скотомогильники;

г) объекты, обеспечивающие жизнедеятельность государства в целом, в частности:

структурные подразделения имущественных комплексов, обеспечивающие постоянное размещение и хранение государственных резервов и мобилизационных запасов;

пенитенциарные учреждения;

имущественные комплексы предприятий геологической, картографической, гидрометеорологической служб, службы контроля за состоянием окружающей природной среды;

объекты государственных систем стандартизации, метрологии и сертификации продукции;

имущественные комплексы предприятий авиационной промышленности;

автомобильные дороги, кроме принадлежащих предприятиям до первого разветвления их за пределами территории этих предприятий;

имущественные комплексы предприятий, осуществляющих производство основной железнодорожной техники (электровозы, тепловозы, дизель-поезда, вагоны);

имущественные комплексы предприятий железнодорожного транспорта с их инфраструктурой; метрополитен, городской электротранспорт;

имущество, обеспечивающее целостность объединенной энергетической системы Украины и диспетчерское (оперативно-технологическое) управление, магистральные и межгосударственные электрические сети;

атомные электростанции, гидроэлектростанции с плотинами, обеспечивающие водоснабжение потребителям и проведение гидромелиоративных работ, теплоэлектроцентрали;

магистральные нефте- и газопроводы, магистральный трубопроводный транспорт, обслуживающие потребности государства в целом, подземные нефте- и газохранилища;

транспортные средства специального назначения, обеспечивающие выполнение работ, связанных с ликвидацией пожаров, последствий стихийных бедствий;

объекты инженерной инфраструктуры и благоустройства городов, включая сети, сооружения, оборудование, связанные со снабжением потребителям воды, газа, тепла, а также отводом и очисткой сточных вод;

имущественные комплексы структурных подразделений хлебоприемных и хлебозаготовительных предприятий, обеспечивающие размещение и хранение мобилизационных запасов;

имущественные комплексы предприятий соляной промышленности;

акватории портов, причалы всех категорий и назначений, причальные в портах и гидрографические сооружения, набережные причалов, защитные сооружения и системы сигнализации, портовые системы инженерной инфраструктуры и сооружения связи, энерговодоснабжения и водоотвода, автомобильные дороги и железнодорожные пути (до первого разветвления за пределами территории порта), учебный и гидрографический флот, имущественные комплексы судоходных инспекций;

водохранилища и водохозяйственные каналы комплексного назначения, межхозяйственные мелиоративные системы, гидротехнические защитные сооружения;

имущественные комплексы предприятий, изготовляющих спирт, вина и ликеро-водочные изделия;

крематории, кладбища.

3. В целях технического перевооружения и восстановления производства, улучшения финансово-экономического состояния предприятий Вооруженных Сил Украины имущество таких предприятий, являющееся единым (целостным) имущественным комплексом, может корпоратизироваться. Приватизация таких предприятий осуществляется с сохранением в государственной собственности 51 процента акций. Отдельными законами Украины определяется порядок корпоратизации и приватизации указанных предприятий.

4. По согласованию с Кабинетом Министров Украины приватизируются имущественные комплексы:

предприятий-монополистов на рынке соответствующих товаров Украины, признанных таковыми в установленном порядке;

предприятий военно-промышленного комплекса, подлежащих конверсии согласно соответствующей программе;

предприятий, приватизация которых осуществляется с привлечением иностранных инвестиций по международным договорам Украины;

других объектов, отнесенных Государственной программой приватизации к группе Г.

Перечень объектов, отнесенных Государственной программой приватизации к группе Г, приватизация которых осуществляется с привлечением иностранных инвестиций, утверждается Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины.

5. Перечень объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации, утверждается Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины.

6. Строения (сооружения, помещения) по желанию покупателя приватизируются вместе с находящимися в них объектами приватизации, если на это нет прямого запрета соответственно Фонда государственного имущества Украины, Верховной Рады Автономной Республики Крым. При наличии такого запрета указанные строения (сооружения, помещения) передаются собственникам приватизированных объектов по их желанию в аренду на срок не менее 10 лет.

Если в нежилых помещениях здания, являющегося государственной собственностью, размещается два либо более государственных или основанных на аренде государственного имущества предприятий, то при принятии решения о приватизации одного либо нескольких из них занимаемые ими помещения, при отсутствии запрета на приватизацию этого здания, приватизируются вместе с другим имуществом предприятия после закрепления за названными сопользователями занимаемых ими помещений на праве полного хозяйственного ведения, оперативного управления или на договорных началах.

Статья 6. Субъекты приватизации

Субъектами приватизации являются:

государственные органы приватизации;

покупатели (их представители);

посредники.

Статья 7. Государственные органы приватизации

1. Государственную политику в сфере приватизации осуществляют Фонд государственного имущества Украины, его региональные отделения и представительства в районах и городах, органы приватизации в Автономной Республике Крым, составляющие единую систему государственных органов приватизации в Украине.

2. Фонд государственного имущества Украины, его региональные отделения и представительства в районах и городах, органы приватизации в Автономной Республике Крым действуют на основании Закона Украины "О Фонде государственного имущества Украины", настоящего Закона, других законов Украины по вопросам приватизации.

Фонд государственного имущества Украины подчинен, подотчетен и подконтролен Верховной Раде Украины.

Председатель Фонда государственного имущества Украины назначается на должность и освобождается от должности Президентом Украины с согласия Верховной Рады Украины.

3. Государственные органы приватизации в пределах своей компетенции осуществляют следующие основные полномочия:

изменяют в процессе приватизации организационную форму предприятий, находящихся в государственной собственности;

осуществляют полномочия собственника государственного имущества в процессе приватизации;

выступают арендодателем имущества, находящегося в государственной собственности, согласно законодательству;

продают имущество, находящееся в государственной собственности, в процессе его приватизации, включая имущество ликвидированных предприятий, объектов незавершенного строительства и бывшее военное имущество, получившее статус гражданского, а также акции (доли, паи), принадлежащие государству в имуществе хозяйственных обществ;

создают комиссии по приватизации;

утверждают планы приватизации имущества, находящегося в государственной собственности, планы размещения акций акционерных обществ в процессе приватизации;

разрабатывают проекты государственных программ приватизации и представляют их на утверждение Верховной Раде Украины;

заключают соглашения о проведении подготовки объектов к приватизации и их продаже;

заключают соглашения о проведении экспертной оценки стоимости объектов приватизации;

осуществляют лицензирование комиссионной, представительской и коммерческой деятельности с приватизационными бумагами;

выступают со стороны государства учредителем предприятий со смешанной формой собственности;

принимают участие в разработке международных договоров Украины по вопросам государственной собственности и ее использования;

осуществляют защиту имущественных прав государственных предприятий, организаций, учреждений, а также акций (долей, паев), принадлежащих государству, на территории Украины и за ее границей;

контролируют выполнение условий договоров купли-продажи государственного имущества.

Государственные органы приватизации осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, другими законами Украины по вопросам приватизации.

4. Должностные лица государственных органов приватизации несут уголовную, административную, материальную и дисциплинарную ответственность за неправомерные действия в отношении приватизируемого имущества в порядке, установленном законодательством.

5. Государственные органы приватизации не имеют права вмешиваться в деятельность предприятий, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Украины и учредительными документами этих предприятий.

6. Органы приватизации в Автономной Республике Крым действуют в пределах полномочий, определенных Фондом государственного имущества Украины, и полномочий, делегированных Верховной Радой Автономной Республики Крым, по распоряжению имуществом, принадлежащим Автономной Республике Крым.

Органы приватизации в Автономной Республике Крым по вопросам приватизации имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым, являются подотчетными и подконтрольными Верховной Раде Автономной Республики Крым.

7. Продажу имущества, находящегося в коммунальной собственности, осуществляют органы, создаваемые соответствующими местными советами. Указанные органы действуют в пределах полномочий, определенных соответствующими местными советами, и им подчинены, подотчетны и подконтрольны.

8. Конкурсная продажа акций за приватизационные бумаги осуществляется через национальную сеть центров сертификатных аукционов.

9. Деятельность и решения органов по вопросам приватизации, акционирования, конкурсов, создание которых не предусмотрено настоящим Законом, не распространяются на государственные органы приватизации и не принимаются ими к выполнению.

Статья 8. Покупатели

1. Покупателями объектов приватизации могут быть:

граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства;

юридические лица, зарегистрированные на территории Украины, кроме предусмотренных частью третьей настоящей статьи;

юридические лица других государств.

2. Для совместного участия в приватизации граждане могут создавать хозяйственные общества, в том числе из членов трудового коллектива, в порядке, установленном законодательством Украины.

Хозяйственное общество членов трудового коллектива приватизируемого предприятия создается на основании решения общего собрания, в котором принимало участие более 50 процентов работников предприятия или их уполномоченных представителей.

3. Не могут быть покупателями:

юридические лица, в имуществе которых доля государственной собственности превышает 25 процентов;

органы государственной власти;

работники государственных органов приватизации (кроме случаев использования ими приватизационных бумаг);

юридические лица, имущество которых находится в коммунальной собственности, органы местного самоуправления.

4. Покупатели - юридические лица обязаны представить в государственный орган приватизации документ о распределении уставного фонда среди участников.

Ответственность за достоверность представленного документа возлагается на покупателя в соответствии с законодательством.

5. Государственной программой приватизации в отношении конкретных объектов (групп объектов) могут быть установлены другие ограничения или особенности участия покупателей в приватизации, включая отраслевые и суммарные квоты на приобретение юридическими лицами государственного имущества, акций (долей, паев).

Статья 9. Доверительные общества, инвестиционные фонды
и инвестиционные компании

1. Для обслуживания обращения приватизационных бумаг, создания рынка ценных бумаг и последующего его обслуживания, снижения риска покупателей при размещении вкладов в объекты приватизации создаются доверительные общества, инвестиционные фонды и инвестиционные компании, другие финансовые посредники.

Обращение покупателей к услугам посреднических организаций при приобретении государственного имущества не является обязательным.

2. Порядок создания и деятельности доверительных обществ, инвестиционных фондов и инвестиционных компаний определяется законодательными актами Украины.

Статья 10. Контрольные комиссии по вопросам приватизации

1. В целях обеспечения контроля за осуществлением Государственной программы приватизации, соблюдением законодательства Украины о приватизации и анализа ее результатов из числа депутатов создастся Специальная контрольная комиссия Верховной Рады Украины по вопросам приватизации.

2. Положение о Специальной контрольной комиссии по вопросам приватизации и ее состав утверждаются Верховной Радой Украины.

3. В целях обеспечения контроля за ходом приватизации, соблюдением законодательства Украины о приватизации и анализа ее результатов Верховная Рада Автономной Республики Крым и местные советы создают соответствующие контрольные комиссии по вопросам приватизации.

Положения о контрольных комиссиях по вопросам приватизации и их состав утверждаются Верховной Радой Автономной Республики Крым и соответствующими местными советами.

Раздел II
Порядок и способы приватизации

Статья 11. Порядок приватизации

Порядок приватизации государственного имущества предусматривает:

опубликование списка объектов, подлежащих приватизации, в изданиях государственных органов приватизации, местной печати;

принятие решения о приватизации объекта на основании поданного заявления или исходя из заданий Государственной программы приватизации и создание комиссии по приватизации;

опубликование информации о принятии решения о приватизации объекта;

проведение аудиторской проверки финансовой отчетности приватизируемого предприятия (за исключением объектов малой приватизации);

утверждение плана приватизации или плана размещения акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации и корпоратизации, и их реализацию.

Статья 12. Подача заявления и принятие решения о приватизации

1. Инициатива относительно приватизации может исходить от государственных органов приватизации, а также покупателей, признанных таковыми в соответствии со статьей 8 настоящего Закона.

Покупатели целостных имущественных комплексов и инвесторы, желающие приобрести контрольный пакет акций, обязаны вместе с заявлением подать бизнес-план или технико-экономическое обоснование после приватизационного развития объекта, которые включают план занятости работников предприятия, предложение инвестора с указанием максимального размера инвестиции, сроков и порядка ее внесения, а также декларацию о доходах для покупателей - физических лиц.

Заявления о приватизации подаются в государственные органы приватизации по местонахождению приватизируемого объекта, в письменной форме и в порядке, устанавливаемом Фондом государственного имущества Украины.

2. Государственные органы приватизации в течение месяца рассматривают заявления и принимают решения о приватизации объекта и в пятидневный срок письменно извещают об этом заявителя, администрацию и трудовой коллектив приватизируемого предприятия, а также соответствующий орган исполнительной власти, уполномоченный управлять этим имуществом.

В случае отказа в приватизации соответствующий орган приватизации сообщает заявителям о причине отказа.

3. Отказ в приватизации возможен только в случаях, когда:

лицо, подавшее заявление, не может быть признано покупателем в соответствии со статьей 8 настоящего Закона;

законодательством установлены ограничения относительно приватизации данного предприятия;

имущество в установленном порядке включено в перечень объектов (группы объектов), не подлежащих приватизации.

4. С момента принятия решения о приватизации имущества государственного предприятия:

орган, осуществляющий управление имуществом данного предприятия, передает в установленном порядке функции по управлению этим имуществом государственным органам приватизации;

вотношении данного предприятия прекращается действие частей третьей, пятой, шестой статьи 10, частей первой, третьей статьи 12, части второй статьи 24, части третьей статьи 25 Закона Украины "О предприятиях в Украине" в части покупки, продажи, передачи, обмена, сдачи в аренду, предоставления безвозмездно, списания имущества, выпуска и приобретения ценных бумаг, предоставления и получения кредитов в размерах, превышающих среднегодовой уровень таких операций за последние три года с учетом уровня инфляции. Если эти действия необходимы для эффективного функционирования государственного предприятия, имущество которого приватизируется, они осуществляются предприятием с разрешения государственных органов приватизации.

Статья 13. Комиссия по приватизации объекта

1. Государственный орган приватизации в течение месяца со дня принятия решения о приватизации объекта утверждает состав комиссии по приватизации объекта и устанавливает срок представления проекта плана приватизации. Этот срок не должен превышать двух месяцев со дня утверждения состава комиссии.

2. В состав комиссии входят по принципу одинакового представительства представители хозяйственного общества, созданного членами трудового коллектива приватизируемого предприятия, в том числе и от представительского органа трудового коллектива - профсоюзного комитета или другого уполномоченного им органа, другие лица (или их представители), подавшие заявление на приватизацию, представители местных советов, финансовых органов, государственного органа приватизации, Антимонопольного комитета Украины или его территориальных отделений, органа, уполномоченного до принятия решения о приватизации управлять соответствующим государственным имуществом. Соответствующие органы и лица обязаны в пятидневный срок с момента получения сообщения о принятии решения о создании комиссии делегировать в ее состав своих представителей. Если в указанный срок они не делегировали своих представителей в состав комиссии, государственный орган приватизации имеет право утвердить состав комиссии без представителей этих органов.

По решению комиссии к ее работе могут привлекаться эксперты, консультанты и другие специалисты, пользующиеся на ее заседаниях правом совещательного голоса.

Для обеспечения гласности и прозрачности приватизации в работе комиссии по приватизации объекта могут принимать участие народные депутаты Украины.

3. Деятельность комиссии регулируется Положением, утверждаемым Фондом государственного имущества Украины.

4. При приватизации законсервированных объектов, объектов незавершенного строительства, имущества ликвидированных предприятий или объектов, подлежащих приватизации в порядке, определенном Законом Украины "О приватизации небольших государственных предприятий (малой приватизации)", отдельного индивидуально определенного имущества, акций (долей, паев), принадлежащих государству в имуществе предприятий со смешанной формой собственности, комиссия по приватизации не создается и план приватизации не составляется.

Статья 14. Проект плана приватизации

1. Комиссия по приватизации составляет проект плана приватизации объекта, в котором учитываются предложения:

хозяйственного общества, созданного работниками приватизируемого предприятия, и других покупателей;

местных советов по местонахождению объекта приватизации;

государственных органов приватизации;

Антимонопольного комитета Украины, его территориальных отделений.

2. Проект плана приватизации должен предусматривать сроки и способы приватизации, начальную цену объекта приватизации (размер уставного фонда хозяйственного общества), рекомендованные формы платежа, квоты обязательного применения приватизационных бумаг, размеры пакетов акций по направлениям их реализации, а также обеспечение технологического единства производства, недопущение разрушения целостных имущественных комплексов, циклов, технологий, порядок использования имущества, не подлежащего приватизации.

По решению комиссии в разработку проекта плана приватизации может быть включен проект реорганизации объекта, в котором предусмотрено создание на основе его структурных подразделений юридических лиц.

Решение о необходимости реорганизации принимается в порядке, устанавливаемом Фондом государственного имущества Украины и Антимонопольным комитетом Украины.

К проекту плана приватизации прилагается акт оценки стоимости объекта приватизации, который составляется в соответствии с законодательством и утверждается органом приватизации.

В случае если проектом плана приватизации предусмотрена продажа целостного имущественного комплекса приватизируемого предприятия или контрольного пакета акций, к проекту плана приватизации прилагаются документы, указанные в части первой статьи 12 настоящего Закона.

3. Если трудовой коллектив предприятия, имущество которого приватизируется, или другие покупатели не согласны с проектом плана приватизации, разработанным комиссией, они могут подготовить альтернативный вариант плана.

4. Проект плана, разработанный комиссией, и альтернативный проект плана трудового коллектива либо других покупателей представляются на рассмотрение региональных отделений Фонда государственного имущества Украины или его представительств в районах и городах, которые в течение десяти дней обязаны рассмотреть представленные проекты, утвердить план приватизации и довести его до заинтересованных лиц.

5. Решение об утверждении плана может быть обжаловано в десятидневный срок в Фонд государственного имущества Украины, Верховную Раду Автономной Республики Крым.

Статья 15. Способы приватизации

1. Приватизация государственного имущества осуществляется путем:

продажи части государственного имущества каждому гражданину Украины за приватизационные бумаги;

продажи объектов приватизации на аукционе, по конкурсу, в том числе с исключительным применением приватизационных бумаг;

продажи акций (долей, паев), принадлежащих государству в хозяйственных обществах, на аукционе, по конкурсу, на фондовых биржах и другими способами, предусматривающими общедоступность и конкуренцию покупателей;

продажи на конкурсной основе целостного имущественного комплекса государственного приватизируемого предприятия или контрольного пакета акций открытого акционерного общества при представлении покупателем документов, предусмотренных частью первой статьи 12 настоящего Закона;

выкупа имущества государственного предприятия согласно альтернативному плану приватизации.

Неконкурентные способы продажи имущества государственных предприятий применяются относительно объектов, не проданных на аукционе, по конкурсу.

2. Создание коллективных предприятий, хозяйственных обществ, кроме открытых акционерных обществ, в процессе приватизации имущества государственных предприятий (за исключением объектов малой приватизации) не допускается.

3. Приватизация законсервированных объектов и объектов незавершенного строительства, предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, гостиничного хозяйства, туристического комплекса осуществляется путем:

продажи на аукционе, по конкурсу;

выкупа.

Приватизация указанных объектов осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Украины "О приватизации небольших государственных предприятий (малой приватизации)" и Государственной программой приватизации.

По решению органов приватизации законсервированные объекты и объекты незавершенного строительства могут передаваться на условиях соответствующего договора лицам, которые могут быть покупателями в соответствии с настоящим Законом, для завершения строительства или вноситься в уставной фонд хозяйственного общества как государственная доля с последующей ее приватизацией в порядке, установленном законодательством Украины.

4. Приватизация имущества небольших государственных предприятий (объектов малой приватизации) осуществляется в соответствии с Законом Украины "О приватизации небольших государственных предприятий (малой приватизации)".

Статья 16. Продажа объектов приватизации на аукционе,
по конкурсу, на фондовых биржах

Продажа объектов приватизации на аукционе, по конкурсу, в том числе с исключительным применением приватизационных бумаг, и на фондовых биржах осуществляется в порядке, утверждаемом Фондом государственного имущества Украины, Антимонопольным комитетом Украины и Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку в соответствии с разделом IV Закона Украины "О приватизации небольших государственных предприятий (малой приватизации)".

Статья 17. Приватизация имущества, сданного в аренду

1. Приватизация сданных в аренду целостных имущественных комплексов государственных предприятий, организаций и их структурных подразделений, кроме небольших государственных предприятий, осуществляется путем продажи надлежащих государству акций открытых акционерных обществ (далее - общества), основанных государственными органами приватизации и арендаторами.

2. После утверждения плана приватизации учредители в десятидневный срок принимают решение о создании общества, утверждают его устав и в установленном порядке представляют документы в местный орган исполнительной власти для государственной регистрации общества. Плата за регистрацию общества не взимается. Решение о создании общества является учредительным договором.

При превращении арендных предприятий в открытые акционерные общества его учредителями выступают со стороны государства соответствующий государственный орган приватизации, а со стороны арендатора - хозяйственное общество, созданное арендаторами.

До завершения продали акций, предусмотренной планом размещения акций (планом приватизации), и первого общего собрания акционеров приватизированного предприятия руководство предприятием возлагается на администрацию приватизируемого арендного предприятия.

3. С момента регистрации общества договор аренды считается расторгнутым, деятельность предприятия, созданного на базе арендованного имущества, или какого-либо субъекта предпринимательской деятельности, арендующего имущество, прекращается, общество становится правопреемником прав и обязанностей арендатора.

4. В уставной фонд общества вносится государственное имущество, сданное в аренду (за исключением имущества, не подлежащего приватизации или в отношении которого установлен особый порядок приватизации), и имущество, являющееся собственностью арендатора.

5. На стоимость своего взноса арендатор получает акции созданного общества.

Продажа акций, принадлежащих государству, осуществляется государственными органами приватизации согласно законодательству о приватизации.

6. Члены организации арендаторов, члены трудового коллектива предприятия, созданного арендатором, а также бывшие работники объекта приватизации, вышедшие на пенсию, уволенные на основании пункта 1 статьи 40 Кодекса законов о труде Украины и не работающие с момента увольнения на других предприятиях, лица, имеющие право в соответствии с законодательством вернуться на прежнее место работы на этом предприятии, и инвалиды, уволенные в связи с увечьем или профессиональным заболеванием, имеют право на льготное приобретение акций в соответствии со статьей 25 настоящего Закона.

7. Если стоимость имущества, вносимого организацией арендаторов (арендатором) в уставной фонд общества, составляет менее 25 процентов его уставного фонда и, с учетом стоимости акций, приобретенных на льготных условиях членами организации арендаторов, не превышает этого размера, члены организации арендаторов имеют право на дополнительное приобретение за собственные средства и сертификаты, получаемые гражданами Украины в качестве компенсации потерь от обесценивания сбережений в учреждениях Сберегательного банка Украины и бывшего Укргосстраха, акций, принадлежащих государству, по их номинальной стоимости в пределах 25 процентов уставного фонда общества, но не более чем на сумму одного приватизационного имущественного сертификата на каждого члена организации арендаторов.

8. В случае отказа арендатора выступить учредителем акционерного общества приватизация имущества, сданного в аренду, осуществляется без его согласия в порядке, определенном статьей 18 настоящего Закона.

Договор аренды сохраняет действие для нового собственника приватизированного имущества.

9. Арендатор имеет право на выкуп объекта аренды, если это было предусмотрено договором аренды, заключенным до вступления в силу Закона Украины "Об аренде государственного имущества".

Арендатор осуществляет выкуп объекта аренды в соответствии с законодательством и договором аренды. Условия выкупа (цена, порядок, сроки, способы платежа, обязательная квота использования имущественных приватизационных сертификатов) определяются в договоре аренды. Цена объекта аренды определяется в соответствии со статьей 20 настоящего Закона.

Арендатор имеет право отказаться от осуществления предусмотренного в договоре права на выкуп.

Статья 18. Продажа акций и долей (паев), принадлежащих государству
в имуществе хозяйственных обществ

1. При преобразовании государственного предприятия в акционерное общество в процессе приватизации его учредителем выступает государственный орган приватизации, который действует в пределах полномочий, предусмотренных законодательством.

К учредителям такого акционерного общества не применяются ограничения, предусмотренные частью первой статьи 30 Закона Украины "О хозяйственных обществах".

2. Учредитель акционерного общества устанавливает в соответствии с планом приватизации (планом размещения акций) способы, объем и сроки продажи акций, а также порядок внесения платежей.

При преобразовании государственных предприятии в акционерные общества в соответствии с настоящим Законом могут выпускаться только простые именные акции.

3. Работники предприятия, имущество которого приватизируется, имеют право объединиться в соответствии со статьей 8 настоящего Закона для выкупа контрольного пакета акций.

4. Продажа акций учредителем акционерного общества производится на конкурсных началах, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

5. Созданное в соответствии с настоящей статьей акционерное общество является правопреемником приватизируемого предприятия.

6. Продажа акций (долей, паев), принадлежащих государству в имуществе предприятий со смешанной формой собственности, производится с учетом законодательства и учредительных документов этих предприятий.

Если продажа осуществляется не на конкурентных началах, то стоимость этих акций (долей, паев) определяется экспертным путем в установленном порядке.

Статья 19. Информация о приватизации

1. Информацию о приватизации составляют сведения о:

перечнях объектов, в отношении которых принято решение о приватизации, условиях их продажи;

сроке, в течение которого принимаются к рассмотрению планы приватизации и заявления на право продажи объектов приватизации;

решении об утверждении планов приватизации и заключении соглашений с юридическими лицами или специалистами на разработку проектов планов приватизации и продажи объекта приватизации, а также основания, по которым были приняты эти решения;

результатах выполнения планов приватизации, которые подлежат опубликованию в специальных бюллетенях Фонда государственного имущества Украины и его региональных отделений, распространяемых по подписке и в розничной торговле, местной печати.

Информация о результатах приватизации объекта (информация о победителях конкурса, аукциона, цене, по которой приобретен объект приватизации, данные о распределении акций (долей, паев) между новыми собственниками (отдельно по каждому юридическому лицу) подлежит опубликованию в местной печати по месту расположения соответствующего объекта.

2. Информация о сроках и условиях проведения аукциона, конкурса, выпуска акций в свободную продажу должна быть опубликована в информационных бюллетенях органов приватизации, центральной и местной печати не позднее чем за 30 календарных дней до даты проведения аукциона, конкурса, выпуска акций в свободную продажу.

3. Типовой, обязательный для публикации в бюллетене перечень сведений для разных видов предприятий, порядок их представления, форма публикации определяются Фондом государственного имущества Украины.

Раздел III
Финансовые отношения приватизации

Статья 20. Определение начальной цены приватизируемого имущества

1. Определение начальной цены объекта приватизации или размера уставного фонда хозяйственного общества, создаваемого на основе государственного предприятия, осуществляется в соответствии с методикой, утверждаемой Кабинетом Министров Украины.

2. При приватизации объекта путем его выкупа, в соответствии с указанной методикой, оценка стоимости объекта приватизации осуществляется экспертным путем или способами, учитывающими потенциальную прибыльность.

Общие критерии проведения экспертных оценок и методики оценки определяются отдельным законом.

3. Расходы, связанные с проведением аудиторских проверок, возмещаются за счет приватизируемых предприятий.

Статья 21. Источники средств для приобретения
приватизируемого государственного имущества

1. Государственное имущество может быть приобретено за счет приватизационных бумаг, выпущенных в обращение в соответствии с законодательством, а также собственных и одолженных средств покупателей, которые имеют право участвовать в приватизации в соответствии с настоящим Законом.

При приобретении объекта приватизации за счет денежных средств на сумму, превышающую пятьдесят не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, покупатели - физические лица должны представить в орган приватизации декларацию о доходах.

2. Покупатели - иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями приобретают государственное имущество в процессе приватизации с оплатой его стоимости в национальной валюте на общих основаниях и с представлением сведений об источниках поступления средств.

3. Покупатели, имеющие право участвовать в приватизации в соответствии с настоящим Законом, вправе использовать для приобретения объектов приватизации деньги путем их безналичного перечисления с открытых ими в банках Украины именных счетов в пределах средств, находящихся на этих счетах.

Статья 22. Порядок определения размеров эмиссии приватизационных
имущественных сертификатов и их номинальной стоимости

1. Приватизационные имущественные сертификаты выпускаются на сумму стоимости государственного имущества, подлежащего безвозмездной передаче в процессе приватизации имущества государственных предприятий гражданам Украины.

Объемы эмиссии приватизационных имущественных сертификатов и их номинальная стоимость устанавливаются соответствующими актами законодательства Украины.

Номинальная стоимость приватизационного имущественного сертификата определяется путем деления общей суммы эмиссии этих приватизационных бумаг на число граждан Украины.

Приватизационные имущественные сертификаты распределяются между гражданами, имеющими право на их получение, поровну.

2. При проведении индексации балансовой стоимости основных фондов в народном хозяйстве Украины обязательной индексации подлежит номинальная стоимость приватизационных имущественных сертификатов. Коэффициент индексации номинальной стоимости приватизационных имущественных сертификатов устанавливается Кабинетом Министров Украины одновременно с проведением индексации балансовой стоимости основных фондов.

Статья 23. Использование денежных средств, полученных от приватизации

1. Средства, полученные от продажи государственного имущества, зачисляются во внебюджетный Государственный фонд приватизации, внебюджетный фонд приватизации Автономной Республики Крым и направляются на возмещение расходов, связанных с приватизацией, кредитование технического перевооружения приватизированных предприятий, развитие предпринимательства и создание новых рабочих мест в пределах, определяемых Государственной программой приватизации, и в Государственный бюджет Украины.

2. Запрещается использование средств, полученных от приватизации, на покрытие дефицита государственного и местного бюджетов.

3. Средства, полученные от продажи объектов незавершенного строительства, сооружавшихся в соответствии с программой ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, за вычетом расходов на проведение приватизации, направляются в установленном порядке в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения для финансирования работ на пусковых сооружениях согласно указанной программе.

Раздел IV
Социальные вопросы приватизации

Статья 24. Безвозмездная передача государственного имущества

1. Каждому гражданину Украины предоставляется право на безвозмездное приобретение доли государственного имущества на сумму полученного приватизационного имущественного сертификата.

2. По решению государственного органа приватизации объекты социально-бытового назначения в случае отказа трудовых коллективов приватизируемых предприятий от приватизации этих объектов могут передаваться местным советам согласно законодательству. В случае невозможности содержания за счет средств местного бюджета объектов социально-бытового назначения, созданных за счет средств фонда социального развития (аналогичных фондов) приватизируемого предприятия указанные объекты могут безвозмездно передаваться хозяйственному обществу, созданному работниками предприятия в соответствии со статьей 8 настоящего Закона, в состав которого вошло не менее 50 процентов работников предприятия, при условии их целевого использования и надлежащего содержания и без права продажи.

Статья 25. Льготы работникам приватизируемого предприятия

1. Работникам предприятия, имущество которого приватизируется, предоставляется право на:

первоочередное приобретение акций по их номинальной стоимости на сумму и за счет выданного работнику приватизационного имущественного сертификата;

первоочередное приобретение за счет собственных средств акций по их номинальной стоимости на половину суммы выданного работнику приватизационного имущественного сертификата.

2. Льготы, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на бывших работников предприятий, вышедших на пенсию, уволенных на основании пункта 1 статьи 40 Кодекса законов о труде Украины и не работающих с момента увольнения на других предприятиях, лиц, имеющих право в соответствии с законодательством вернуться на прежнее место работы на этом предприятии, инвалидов, уволенных в связи с увечьем или профессиональным заболеванием, и работников, уволенных в связи с состоянием здоровья, а также на работников социально-культурных и оздоровительно-лечебных учреждений, приватизируемых в составе предприятий, на балансе которых они находятся.

3. Хозяйственное общество, в состав которого вошло не менее 50 процентов работников предприятия, имущество которого приватизируется путем продажи на аукционе или по конкурсу, созданное согласно статье 8 настоящего Закона, пользуется приоритетным правом на приобретение этого имущества при равных предложенных условиях купли, а также правом на рассрочку платежа на срок не более одного года с начальным взносом не менее 30 процентов цены, за которую приобретено имущество на аукционе или по конкурсу.

4. Руководители, их заместители, главные специалисты и руководители структурных подразделений государственных предприятий, преобразующихся в открытые акционерные общества в процессе приватизации (в том числе корпоратизированных предприятий), при условии соблюдения в соответствии с действующим законодательством сроков приватизации и корпоратизации, имеют право на дополнительное приобретение за денежные средства акций общества по их номинальной стоимости на общую сумму до 5 процентов уставного фонда общества с отстрочкой оплаты на один год после приобретения акций работниками предприятия.

Отсрочка оплаты предоставляется при условии внесения не менее 30 процентов стоимости приобретенных акций.

5. На сумму отсроченных платежей начисляются проценты по учетной ставке Национального банка Украины.

Статья 26. Социальные гарантии работникам приватизируемого
предприятия и приватизированного предприятия

1. Со дня принятия решения о приватизации расторжение трудового договора с работником приватизируемого предприятия по инициативе собственника или уполномоченного им органа не допускается, за исключением увольнения на основании пункта 6 статьи 40 Кодекса законов о труде Украины или совершения работником действий, за которые законодательством предусмотрена возможность увольнения на основании пунктов 3,4,7,8 статьи 40 и статьи 41 Кодекса законов о труде Украины.

2. Не допускается увольнение работников приватизированного предприятия по инициативе нового собственника или уполномоченного им органа в течение 6 месяцев со дня перехода к нему права собственности.

3. Заключение коллективного договора между новым собственником или уполномоченным им органом и трудовым коллективом, а также трудоустройство высвобожденных работников осуществляются в соответствии с законодательством.

Раздел V
Договорные отношения приватизации

Статья 27. Оформление соглашений приватизации

1. При приватизации имущества государственного предприятия как целостного имущественного комплекса путем его выкупа, продажи на аукционе, по конкурсу между продавцом и покупателем заключается соответствующий договор купли-продажи.

2. В договор купли-продажи должны включаться предусмотренные бизнес-планом либо планом приватизации обязательства или обязательства сторон, которые были определены условиями аукциона, конкурса либо выкупа, по:

осуществлению программ технического перевооружения производства, внедрению прогрессивных технологий;

осуществлению комплекса мероприятий по сохранению технологического единства производства и технологических циклов;

сохранению и рациональному использованию рабочих мест;

выполнению требований антимонопольного законодательства;

сохранению номенклатуры и объема производства продукции (услуг) в соответствии с бизнес-планом;

завершению строительства жилых домов;

содержанию объектов социально-бытового назначения;

выполнению мероприятий по созданию безопасных и невредных условий труда и охране окружающей среды;

внесению инвестиций исключительно в денежной форме, их размеру и срокам;

выполнению установленных мобилизационных заданий.

В договор купли-продажи объекта приватизации включаются санкции за нарушение его условий.

Включение в договор других обязательств покупателя допускается с согласия сторон.

Срок действия указанных обязательств, за исключением выполнения установленных мобилизационных задач, не должен превышать пяти лет, а относительно предприятий-монополистов, предприятий военнопромышленного комплекса, подлежащих конверсии, отраслевых научно-исследовательских институтов и проектно-конструкторских бюро, других предприятий и учреждений, приватизация которых осуществляется по согласованию с Кабинетом Министров Украины, порядок контроля за их деятельностью утверждается Кабинетом Министров Украины.

Указанные в настоящей части обязательства сохраняют свое действие для лиц, которые приобретут объект в случае его дальнейшего отчуждения в течение срока действия этих обязательств.

Контроль за выполнением условий договора купли-продажи осуществляет государственный орган приватизации.

3. Собственники приватизированных объектов имеют приоритетное право на долгосрочную аренду (на срок не менее десяти лет) занимаемых ими земельных участков с последующим выкупом этих участков в соответствии с законодательством Украины, если на это нет прямого запрета Кабинета Министров Украины или соответствующего местного совета.

Местный совет обязан в месячный срок с момента регистрации приватизированного объекта переоформить договор аренды на пользование землей.

4. Договор купли-продажи подлежит нотариальному засвидетельствованию.

Право собственности на приватизированный объект переходит с момента нотариального засвидетельствования договора купли-продажи.

5. По требованию одной из сторон договор купли-продажи может быть расторгнут или признан недействительным по решению суда, арбитражного суда в случае невыполнения другой стороной обязательств, предусмотренных договором купли-продажи, в определенные сроки.

6. Договор купли-продажи не заключается при продаже акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации или корпоратизации, кроме продажи их пакетом согласно плану приватизации (плану размещения акций).

Покупатель приобретает право собственности на акции, приобретенные на сертификатном аукционе, со дня утверждения протокола о результатах сертификатного аукциона.

Продажа акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации или корпоратизации, на фондовых биржах осуществляется в порядке, установленном законодательством.

7. Соглашения по операциям с акциями, приобретенными в процессе приватизации, могут заключаться после внесения сведений об их покупателе и иных сведений, определенных законодательством, в реестр владельцев именных ценных бумаг.

Статья 28. Правопреемство собственников

1. Лица, которые приобрели государственные предприятия как целостные имущественные комплексы, являются правопреемниками их имущественных прав и обязанностей в соответствии с условиями договора между продавцом и покупателем и законодательством Украины.

2. Правопреемство относительно акций (долей, паев), приобретенных в процессе приватизации, которые принадлежали государству в имуществе субъектов предпринимательской деятельности, созданных при участии государственных предприятий, подтверждается договором купли-продажи.

Стоимость акций (долей, паев) определяется в установленном порядке.

Раздел VI
Ответственность за нарушение законодательства
о приватизации. рассмотрение споров

Статья 29. Ответственность за нарушение законодательства о приватизации

1. За нарушение законодательства о приватизации к виновным лицам применяется уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая ответственность в соответствии с законодательством Украины.

2. Должностные лица государственных органов приватизации, других органов исполнительной власти при наличии в их действиях признаков преступления, связанного с нарушением законодательства о приватизации, подлежат привлечению к уголовной ответственности в порядке, предусмотренном Уголовным кодексом Украины.

3. Должностные лица государственных органов приватизации, других органов исполнительной власти несут административную ответственность в виде штрафа за:

необоснованный отказ в принятии заявления о приватизации; нарушение сроков рассмотрения заявления о приватизации; нарушение условий и порядка проведения конкурса, аукциона, продажи акций (долей, паев); нарушение условий и порядка передачи акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, корпоратизации,-

до восьми установленных на день совершения нарушения размеров не облагаемого налогом минимума доходов граждан;

необоснованный отказ от продажи предприятия (имущества, акций); необоснованный отказ в выдаче приватизационных бумаг гражданам Украины; необоснованный отказ в предоставлении информации об объекте приватизации -

до десяти установленных на день совершения нарушения размеров не облагаемого налогом минимума доходов граждан.

Штрафы взыскиваются с виновных лиц по решению суда в порядке, предусмотренном Кодексом Украины об административных правонарушениях.

4. Покупатели, не уплатившие за объект приватизации, приобретенный путем выкупа, на аукционе или по конкурсу, в течение 60 дней с момента заключения либо регистрации соответствующего соглашения уплачивают в пользу органа приватизации неустойку в размере и порядке, устанавливаемых Кабинетом Министров Украины.

Решения о выкупе объекта или результатах конкурса, аукциона в таких случаях подлежат аннулированию.

5. При полном или частичном невыполнении условий договоров купли-продажи устанавливается следующая ответственность покупателей:

в случае нарушения установленных условиями договора купли-продажи сроков внесения инвестиций в установленном объеме покупателями уплачивается пеня в размере 0,1 процента стоимости не внесенных инвестиций за каждый день просрочки;

в случае расторжения договора купли-продажи в связи с невыполнением условий договора по внесению инвестиций внесенные частично инвестиции не возвращаются, а в случае невнесения инвестиций на день подачи иска о расторжении договора покупатель уплачивает штраф в размере 10 процентов общего объема инвестиций;

в случае несоблюдения покупателем обязательств по сохранению в течение определенного периода профиля деятельности приватизированного объекта покупатель уплачивает штраф в размере 10 процентов стоимости приобретенного имущества.

Указанные штрафы перечисляются в Государственный бюджет Украины.

За недопущение работников государственных органов приватизации, противодействие либо воспрепятствование проведению ими проверки соблюдения условий договора купли-продажи государственного имущества на руководителя приватизированного предприятия налагается штраф в размере 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан за каждый установленный факт.

Штрафы взыскиваются с виновных лиц по решению суда в установленном порядке.

6. Убытки, причиненные нарушением законодательства о приватизации, а также расходы по обеспечению сохранения объектов приватизации на период до момента передачи имущества, подлежат возмещению по искам заинтересованных лиц в порядке, предусмотренном законодательством Украины.

Нарушение установленного законодательством порядка приватизации или прав покупателей является основанием для признания недействительным договора купли-продажи объекта приватизации в порядке, предусмотренном законодательством Украины.

Статья 30. Споры, возникающие в процессе приватизации

Споры, возникающие в процессе приватизации, разрешаются судом или арбитражным судом в установленном порядке в соответствии с их компетенцией".

Президент Украины Л. КУЧМА

г. Киев, 19 февраля 1997 года
N 89/97-ВР