Документ втратив чиннiсть!

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ

ДЕКРЕТ

(Декрет отменен согласно Закона Украины
N 357/96-ВР от 10.09.199
6)

Об оплате труда

Декрет определяет экономические, правовые и организационные принципы оплаты труда работников, состоящих в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями, организациями (в дальнейшем - предприятия), а также с отдельными гражданами и направлен на обеспечение зависимости уровня оплаты от результатов труда и предупреждение инфляции, разграничивает сферы государственного и договорного регулирования оплаты труда.

Раздел 1
Общие положения

Статья 1. Оплата труда

Оплата труда - это любой заработок, исчисленный, как правило, в денежном выражении, который по трудовому договору собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную работу или оказанные услуги.

Оплата труда состоит из основной заработной платы и дополнительной оплаты труда.

Размеры оплаты труда наемного работника определяются по результатам его труда с учетом результатов хозяйственной деятельности предприятия.

Статья 2. Основная заработная плата

Основная заработная плата работника зависят от результатов его труда и определяется тарифными ставками, сдельными расценками, должностными окладами, а также надбавками и доплатами в размерах, не выше установленных действующим законодательством.

Статья 3. Дополнительная оплата труда

Дополнительная оплата труда зависит от результатов хозяйственной деятельности предприятия и устанавливается в виде премий, вознаграждений, других поощрительных и компенсационных выплат, а также надбавок и доплат, которые не предусмотрены законодательством или превышают размеры, установленные действующим законодательством.

Статья 4. Минимальная заработная плата

Минимальная заработная плата - это установленный государством размер заработной платы, ниже которого не может производиться оплата за фактически выполненную наемным работником полную месячную (дневную или часовую) норму труда (рабочего времени).

В минимальную заработную плату не включаются доплаты, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты.

Статья 5. Тарифная система. Формы и системы оплаты труда

Тарифная система оплаты труда является совокупностью взаимосвязанных элементов: тарифной сетки, тарифных ставок, схем должностных окладов и тарифно-квалификационных характеристик.

Тарифная система используется для распределения работ и работников в зависимости от их, соответственно, сложности и квалификации по разрядам тарифной сетки и является основой формирования и регулирования (дифференциации) заработной платы.

При тарифной системе действуют две формы оплаты труда работников сдельная и повременная, включающие ряд систем для разных организационно-технических условий производства.

Сдельная форма оплаты труда включает следующие ее системы:

прямую сдельную, непрямую сдельную, сдельно-премиальную, сдельно-прогрессивную, аккордную оплату и т. д.

При сдельной форме оплата труда работников производится по нормам и расценкам, установленным исходя из разряда выполняемых работ. Присвоенный работнику квалификационный (тарифный) разряд является основанием для предоставления ему возможности выполнять работу соответствующей сложности.

Повременная форма оплаты труда включает следующие ее системы: простую повременную, повременно-премиальную оплату и т. д.

Повременная оплата труда рабочих производится по часовым (дневным) тарифным ставкам с применением нормированных заданий или по месячным окладам.

Повременная оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится по месячным должностным окладам (ставкам), если иное не предусмотрено коллективным договором.

В трудовом договоре между собственником или уполномоченным им органом и работником размер оплаты труда за порученный объем работы при качественном, полном и своевременном ее выполнении может определяться на бестарифной основе.

Статья 6. Полномочия руководителя государственного
предприятия в вопросах оплаты труда

Руководитель государственного предприятия выбирает формы и системы оплаты труда, устанавливает работникам конкретные размеры тарифных ставок, сдельных расценок, должностных окладов, премий, вознаграждений, надбавок и доплат на условиях, предусмотренных коллективным договором.

Статья 7. Источники средств на оплату труда

Источником средств на оплату труда работников хозрасчетных предприятий является часть дохода, полученного в результате их хозяйственной деятельности, а для бюджетных организаций и учреждений средства, выделяемые из соответствующих бюджетов, а также часть дохода, полученного в результате их хозяйственной деятельности и из других источников.

Статья 8. Законодательство об оплате труда

Законодательство об оплате труда состоит из Кодекса законов о труде Украины, настоящего Декрета и других актов законодательства Украины.

Особенности применения настоящего Декрета на отдельных государственных предприятиях или к отдельным категориям работников этих предприятий устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Особенности договорного регулирования оплаты труда на территории Республики Крым, не урегулированные настоящим Декретом и другими актами законодательства Украины, определяются актами законодательства Республики Крым.

Раздел II
Государственное регулирование оплаты труда

Статья 9. Сфера государственного регулирования оплаты труда

Государство осуществляет регулирование оплаты труда путем установления минимальной заработной платы, других государственных норм и гарантий в оплате труда, межотраслевых соотношений в оплате труда, условий определения части дохода, направляемой на оплату труда, условий и размеров оплаты труда в бюджетных организациях и учреждениях, максимальных размеров должностных окладов руководителей государственных предприятий, а также путем налогообложения предприятий и доходов работников.

Статья 10. Регулирование минимальной заработной платы

Минимальная заработная плата регулируется с учетом уровней экономического развития, производительности труда, средней заработной платы и стоимостной величины минимального потребительского бюджета.

Минимальная заработная плата устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Статья 11. Нормы и гарантии в оплате труда

Нормы оплаты труда (за работу в сверхурочное время; в праздничные, нерабочие и выходные дни; в ночное время; за время простоя, имевшего место не по вине работника; при изготовлении продукции, оказавшейся браком не по вине работника; работников моложе восемнадцати лет, при сокращенной продолжительности их ежедневной работы и т.д.) и гарантии для работников (оплата ежегодных отпусков; за время исполнения государственных обязанностей; для направляемых на повышение квалификации, на обследование в медицинское учреждение; для переведенных по состоянию здоровья на более легкую нижеоплачиваемую работу; для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, переведенных на более легкую работу; при разных формах производственного обучения, переквалификации или обучения другим специальностям; для доноров и т.д.), а также гарантии и компенсации работникам при переезде на работу в другую местность, при служебных командировках и т. д. устанавливаются Кодексом законов о труде Украины и другими актами законодательства Украины.

Нормы и гарантии в оплате труда, предусмотренные частью первой настоящей статьи и Кодексом законов о труде Украины, являются минимальными государственными гарантиями.

Статья 12. Межотраслевые соотношения в оплате труда

Межотраслевые соотношения в размерах оплаты труда работников государственных предприятий регулируются Кабинетом Министров Украины.

Статья 13. Регулирование части дохода государственного
предприятия, направляемой на оплату труда

Условия определения части дохода государственного предприятия, направляемой на оплату труда, устанавливаются Кабинетом Министров Украины через регулирование фонда потребления.

Статья 14. Регулирование оплаты труда в организациях
и учреждениях, финансируемых из бюджета

Условия и размеры оплаты труда работников организаций и учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других отраслей и видов деятельности, финансируемых из бюджета, а также государственных служащих устанавливаются актами законодательства Украины.

Статья 15. Регулирование размеров должностных окладов
руководителей государственных предприятий

Максимальные размеры должностных окладов руководителей государственных предприятий устанавливаются Кабинетом Министров Украины с учетом межотраслевых соотношений в оплате труда.

Статья 16. Обложение налогом заработной платы
и приравненных к ней доходов

Заработная плата и приравненные к ней доходы работников подлежат обложению подоходным налогом в соответствии с действующим законодательством.

Статья 17. Средняя заработная плата

Средняя заработная плата - это размер заработной платы работника, определенный за некоторый период времени.

Порядок определения средней заработной платы работника устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Государство обеспечивает ежеквартальную подготовку и публикацию статистических данных о средней заработной плате и средней продолжительности рабочего времени по отраслям, группам профессий и должностей, а также ежегодную публикацию данных о стоимости рабочей силы в соответствии с Типовой международной классификацией расходов на рабочую силу.

Статья 18. Оплата труда по совместительству

Работники, работающие по совместительству, получают заработную плату за фактически выполненную работу.

Условия найма на работу по совместительству работников государственных предприятий определяются актами законодательства Украины.

Раздел III
Договорное регулирование оплаты труда

Статья 19. Система договорного регулирования оплаты труда

Договорное регулирование оплаты труда наемных работников предприятий осуществляется на основе системы тарифных соглашений, заключаемых на межотраслевом (генеральное тарифное соглашение), отраслевом (отраслевое тарифное соглашение), производственном (тарифное соглашение как составная часть коллективного договора) уровнях.

Договорное регулирование оплаты труда работников предприятий, которые соответственно находятся на территории Республики Крым (кроме предприятий, являющихся общегосударственной собственностью), и тех, которые являются коммунальной собственностью, может осуществляться на основе тарифных соглашений, заключаемых на территориальном и коммунальном уровнях (региональное тарифное соглашение).

Тарифное соглашение - это договор между представителями сторон переговоров по вопросам оплаты труда и социальных гарантий.

Нормы генерального тарифного соглашения обязательны для учета на дальнейших уровнях коллективных переговоров, нормы отраслевого, регионального тарифного соглашения - на производственном уровне как минимальные гарантии.

Статья 20. Стороны генерального тарифного соглашения

Сторонами генерального тарифного соглашения выступают:

профессиональные союзы, объединившиеся для ведения коллективных переговоров и заключения генерального тарифного соглашения и представляющие большинство членов профсоюзом - наемных работников страны;

собственники или уполномоченные ими органы, объединившиеся для ведения коллективных переговоров и заключения генерального тарифного соглашения, на предприятиях которых занято большинство наемных работников страны.

Статья 21. Стороны отраслевого тарифного соглашения

Сторонами отраслевого тарифного соглашения выступают:

профессиональные союзы, объединившиеся для ведения коллективных переговоров и заключения отраслевого тарифного соглашения, если они имеют на это соответствующие полномочия, позволяющие им согласовывать нормы этих соглашений при заключении коллективных договоров на большинстве предприятий отрасли;

собственники или уполномоченные ими органы, объединившиеся для ведения коллективных переговоров и заключения отраслевого тарифного соглашения, на предприятиях которых занято большинство наемных работников отрасли.

Профессиональные союзы, выражающие интересы работников отдельных профессиональных групп, занятых в одной или нескольких отраслях, имеют право участвовать в ведении коллективных переговоров и заключении тарифных соглашений на уровне соответствующих отраслей и предприятий в составе представителей стороны переговоров, представляющей наемных работников.

Статья 22. Стороны регионального тарифного соглашения,
заключаемого на коммунальном уровне

Сторонами регионального тарифного соглашения, заключаемого на коммунальном уровне, выступают:

профессиональные союзы, объединившиеся для ведения коллективных переговоров и заключения регионального тарифного соглашения, если они имеют на это соответствующие полномочия от трудовых коллективов предприятий, являющихся коммунальной собственностью;

местные Советы народных депутатов или органы, уполномоченные ими управлять коммунальной собственностью.

Статья 23. Участие органов государственной исполнительной власти
и местного самоуправления в ведении коллективных переговоров

Органы государственной исполнительной власти принимают участие отраслевых тарифных соглашений, имея на то соответствующие полномочия Кабинета Министров Украины.

В ведении коллективных переговоров и заключении территориальных тарифных соглашений в отношении предприятий коммунальной собственности принимают участие соответственно Совет Министров Республики Крым, областные, районные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации и исполнительные комитеты Советов народных депутатов.

Статья 24. Предмет генерального тарифного соглашения

Предметом генерального тарифного соглашения являются:

дифференциация минимальных тарифных ставок по видам производств, работ и деятельности в производственных отраслях в зависимости от тяжести работы, но не ниже установленной государством минимальной заработной платы;

единые для всей территории Украины минимальные ставки компенсационных доплат за работу в неблагоприятных, вредных и опасных условиях труда, дифференцируемые по видам и категориям условий труда;

единые тарифные условия оплаты труда рабочих и служащих по общим (сквозным) профессиям и должностям;

взаимные обязательства сторон по выполнению соглашения. Предметом генерального тарифного соглашения могут быть и другие вопросы оплаты труда и социальных гарантий работников, которые стороны переговоров считают необходимым внести в генеральное тарифное соглашение, не противоречащие законодательству.

Статья 25. Предмет отраслевого, а также регионального тарифного соглашения,
заключаемого на коммунальном уровне

Предметом отраслевого, а также регионального тарифного соглашения, заключаемого на коммунальном уровне, являются:

единые для предприятий соответственно отрасли (подотрасли), территории тарифная сетка рабочих и шкалы соотношений минимальных должностных окладов по группам должностей руководителей, специалистов и служащих или единая соответственно отраслевая (подотраслевая), территориальная тарифная сетка для всех категорий работников;

единые для различных категорий работников соответственно отрасли (подотрасли), территории минимальные размеры доплат и надбавок, учитывающие специфику условий труда отдельных профессиональных групп соответственно отрасли (подотрасли), территории;

взаимные обязательства сторон по выполнению соглашения. Предметом отраслевого, а также регионального тарифного соглашения, заключаемого на коммунальном уровне, могут быть и другие вопросы оплаты, нормирования труда и социальных гарантий работников, не противоречащие законодательству и нормам генерального тарифного соглашения, которые стороны переговоров считают необходимым включить в отраслевое, а также региональное тарифное соглашение, заключаемое на коммунальном уровне.

Статья 26. Предмет тарифного соглашения на производственном уровне
как составной части коллективного договора

Предметом тарифного соглашения на производственном уровне как составной части коллективного договора являются:

формы и системы оплаты труда, применяемые для разных категорий и групп работников;

минимальная тарифная ставка, дифференцированная по видам и типам производств в пределах уровней, предусмотренных генеральным тарифным соглашением для соответствующих видов и типов производств отрасли (подотрасли);

размеры тарифных ставок и должностных окладов по разрядам работ и должностям работников;

виды и размеры доплат, надбавок, премий и других поощрительных и компенсационных выплат и условия их предоставления;

условия оплаты труда за работу в сверхурочное время, время простоя, имевшего место не по вине работника, при изготовлении продукции, оказавшейся браком не по вине работника, и т. д.;

взаимные обязательства сторон по выполнению соглашения. Предметом тарифного соглашения на производственном уровне как составной части коллективного договора могут быть и другие вопросы оплаты труда и социальных гарантий работников, не противоречащие законодательству и нормам генерального, отраслевого и регионального тарифных соглашений, которые стороны переговоров считают необходимым включить в тарифное соглашение на производственном уровне в качестве составной части коллективного договора.

Статья 27. Оплата труда по контракту

Оплата труда по контракту определяется соглашением сторон и связывается с выполнением условий контракта, а на государственных предприятиях - с учетом требований статьи 15 настоящего Декрета. В случае найма работника по контракту собственник или уполномоченный им орган может устанавливать с согласия работника как предусмотренные в коллективном договоре, так и индивидуальные условия оплаты труда.

Статья 28. Ведение коллективных переговоров и подписание генерального
и отраслевых тарифных соглашений

Порядок ведения коллективных переговоров по вопросам разработки, заключения и внесения изменений в генеральное и отраслевое тарифные соглашения определяется сторонами переговоров.

Генеральное и отраслевое тарифные соглашения подписываются полномочными представителями сторон.

Статья 29. Регистрация отраслевых и региональных тарифных соглашений

Отраслевое и региональное тарифные соглашения, а также дополнения и изменения к ним вступают в силу после их регистрации Министерством труда Украины.

Отраслевые и региональные тарифные соглашения после их регистрации публикуются в официальном органе Министерства труда Украины и доводятся сторонами, заключающими соглашения, соответственно до предприятий отрасли, региона и профсоюзных органов.

Статья 30. Правовые условия заключения и действия тарифных соглашений

Порядок ведения коллективных переговоров и заключения тарифных соглашений определяется настоящим Декретом, Кодексом законов о труде Украины и другими актами законодательства.

На всех уровнях коллективных переговоров каждая сторона выделяет равное количество представителей или представители сторон имеют равное число голосов.

Разногласия, возникающие по вопросам заключения, изменения и выполнения генерального и отраслевого тарифных соглашений, рассматриваются согласительной комиссией. Порядок создания и деятельности комиссии устанавливается сторонами.

Тарифные соглашения, заключенные в соответствии с настоящим Декретом, имеют силу межотраслевых, отраслевых и локальных нормативных актов, регулирующих трудовые отношения и являющихся обязательными как для подписавших их сторон, так и для органов, разрешающих коллективные и индивидуальные трудовые споры.

Нормы генерального, отраслевого и регионального тарифных соглашений действуют непосредственно и являются обязательными для всех членов сторон, находящихся в сфере действия этих тарифных соглашений. Принимать решения по вопросам оплаты труда, подпадающим под договорное регулирование, вне пределов тарифных соглашений запрещено.

Сроки действия тарифных соглашений определяются сторонами переговоров. По истечении срока действия тарифного соглашения его нормы продолжают действовать до заключения нового тарифного соглашения.

В течение действия тарифных соглашений никто из представителей сторон, находящихся в сфере действия этих соглашений, односторонне не может требовать увеличения (уменьшения) размера оплаты труда и льгот сверх предусмотренных тарифным соглашением.

Нормы тарифного соглашения не могут ухудшать положение трудящихся в отношении размеров и порядка предоставления гарантий и компенсаций по сравнению с законодательством. Те нормы этих соглашений, которые ухудшают положение работников по сравнению с законодательством, считаются недействительными.

Нормы тарифного соглашения производственного уровня, допускающие уровень оплаты труда ниже норм, определенных генеральным, отраслевым или региональным тарифным соглашением, но не ниже государственных норм и гарантий в оплате труда, могут применяться только в случае, когда финансовые трудности предприятия носят временный характер, на период их преодоления, но сроком не более шести месяцев.

Раздел IV
Особенности оплаты труда отдельных
категории работников

Статья 31. Оплата труда работников, выполняющих работы
(оказывающих услуги), не свойственные основной деятельности
отрасли (подотрасли)

Для наемных работников предприятий, производств, цехов, участков и других подразделений, выполняющих работы (оказывающих услуги), не свойственные основной деятельности отрасли (подотрасли), применяются условия оплаты труда, определенные тарифными соглашениями по тем отраслям (подотраслям), к которым эти подразделения относятся по характеру производства.

Статья 32. Оплата труда работников общих (сквозных) профессий и должностей

Для наемных рабочих и служащих общих (сквозных) профессий и должностей государственных предприятий применяются единые тарифные условия оплаты труда, порядок установления которых определяется Кабинетом Министров Украины.

Статья 33. Оплата труда рабочих бюджетных организаций и учреждений

Для рабочих бюджетных организаций и учреждений применяются тарифные условия оплаты труда, определенные тарифными соглашениями по тем отраслям (подотраслям), к которым эти рабочие относятся по характеру выполняемой работы, а для рабочих общих (сквозных) профессий - в соответствии со статьей 32 настоящего Декрета.

Раздел V
Права работников на оплату труда и их защиту

Статья 34. Право работника на оплату труда

Работник имеет право на оплату своего труда в зависимости от его результатов, сложности и условий в соответствии с актами законодательства и коллективным договором на основании заключенного трудового договора.

Размер оплаты труда может быть ниже установленной государством минимальной заработной платы в случае невыполнения норм выработки, изготовления продукции, оказавшейся браком, простоя и по другим причинам, предусмотренным законодательством, имевшим место по вине работника.

Запрещается любое снижение размеров оплаты труда в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, социального и имущественного положения, принадлежности к общественным организациям и политическим партиям, отношения к религии.

Статья 35. Формы выплаты заработной платы

Заработная плата выплачивается в денежных знаках, имеющих законное обращение на территории Украины. Выплата в форме долговых обязательств и расписок или в какой-либо иной форме запрещается.

Заработная плата может выплачиваться банковскими чеками. Порядок выплаты заработной платы банковскими чеками устанавливается Кабинетом Министров Украины по согласованию с Национальным банком Украины.

Коллективным договором может быть предусмотрена частичная выплата заработной платы натурой (по ценам не ниже себестоимости) в тех отраслях или по тем профессиям, где такая выплата, эквивалентная по стоимости оплате труда в денежном выражении, является обычной или желаемой, за исключением товаров, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Запрещается натуральная оплата труда в виде спиртных напитков или наркотических веществ.

Статья 36. Сроки, периодичность и место выплаты заработной платы

Заработная плата денежными знаками выплачивается работникам регулярно в рабочие дни в сроки, установленные в коллективном договоре, но не реже двух раз в месяц через промежуток времени, не превышающий шестнадцати календарных дней.

Отдельным категориям работников, оплата труда которых установлена на основе месячного исчисления, актами законодательства могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы.

В случае когда день выплаты заработной платы совпадает с выходным или праздничным днем, заработная плата выплачивается накануне.

С личного согласия работника выплата заработной платы может осуществляться через учреждения банков, почтовыми переводами на указанный ими счет (адрес), с обязательной оплатой этих услуг за счет собственника или уполномоченного им органа.

Выплата заработной платы денежными знаками осуществляется по месту работы. Запрещается производить выплату заработной платы в магазинах розничной торговли, питейных и развлекательных заведениях, за исключением тех случаев, когда заработная плата выплачивается работающим в этих заведениях лицам.

Статья 37. Запрещение ограничений работника свободно
распоряжаться своей заработной платой

Собственнику или уполномоченному им органу запрещается любым способом ограничивать работника свободно распоряжаться своей заработной платой, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Запрещаются все виды отчислений из заработной платы, целью которых является прямая или косвенная уплата работником собственнику либо уполномоченному им органу (лицу) или любому посреднику за получение или сохранение работы.

Статья 38. Ограничение размера удержания из заработной платы

Удержания из заработной платы могут производиться только в случаях, предусмотренных законодательством.

При каждой выплате заработной платы общий размер всех удержаний не может превышать двадцати процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством, - пятидесяти процентов заработной платы, причитающихся к выплате работникам.

Ограничено, установленные частью второй настоящей статьи, не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании наказания в виде исправительных работ и при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей.

Статья 39. Запрещение удержаний из выходного пособия,
компенсационных и других выплат

Не допускаются удержания из выходного пособия, компенсационных и других выплат, на которые согласно законодательству не обращается взыскание.

Статья 40. Защита прав работников в случае банкротства предприятия

В случае банкротства предприятия или ликвидации его в судебном порядке в первую очередь выполняются обязательства перед работниками такого предприятия в отношении заработной платы, которую они должны получить за труд (работу, услуги), выполненный в период, предшествовавший банкротству или ликвидации предприятия (за исключением возврата взносов членов трудового коллектива в уставный фонд предприятия или выплат по акциям трудового коллектива).

Статья 41. Уведомление работников об условиях оплаты труда

При заключении работником трудового договора (контракта) собственник или уполномоченный им орган доводит до его сведения размеры, порядок и сроки выплаты заработной платы, условия, согласно которым могут производиться удержания.

О введении новых или изменении действующих условий оплаты труда в сторону их ухудшения собственник или уполномоченный им орган уведомляет работников не позднее чем за два месяца до введения или изменения.

Статья 42. Уведомление работников о размерах
оплаты труда и записи в платежных документах

При каждой выплате заработной платы работник должен быть проинформирован о следующих данных, относящихся к периоду, за который производится оплата труда:

а) общая сумма денежных средств на оплату труда с расшифровкой по видам выплат;

б) размеры и основания удержаний из заработной платы;

в) суммы денежных средств на оплату труда, причитающихся к выплате.

Собственник или уполномоченный им орган обязан обеспечить достоверный учет выполняемой работником работы и бухгалтерский учет расходов на оплату труда в установленном порядке.

Статья 43. Сведения об оплате труда работника

Сведения об оплате труда работника предоставляются только в случаях, предусмотренных законодательством, или с согласия либо по требованию работника.

Статья 44. Разрешение споров по вопросам оплаты труда

Споры по вопросам оплаты труда рассматриваются в порядке разрешения трудовых споров, установленном законодательством.

Раздел VI
Реализация государственной политики в сфере
оплаты труда

Статья 45. Реализация государственной политики в отношении оплаты труда

Реализацию государственной политики в отношении оплаты труда обеспечивает Министерство труда Украины, управления (отделы) труда и социальных вопросов местных государственных администраций, Министерство труда Украины:

готовит и представляет в Кабинет Министров Украины предложения об установлении размера минимальной заработной платы;

утверждает по поручению Кабинета Министров Украины и по согласованию с Министерством финансов Украины условия оплаты труда, размеры тарифных ставок и должностных окладов для работников бюджетных учреждений и организаций;

устанавливает перечень общих (сквозных) профессий и должностей рабочих и служащих;

готовит предложения и материалы к переговорам о заключении генерального и отраслевых тарифных соглашений;

ведет реестр отраслевых и региональных тарифных соглашений;

осуществляет надзор за соблюдением действующего законодательства по вопросам оплаты труда;

обеспечивает разработку и введение Единой государственной классификации профессий всех категорий работников, типовых тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих и должностей служащих, других методических и нормативных материалов по вопросам нормирования труда и организации его оплаты;

оказывает предприятиям независимо от форм собственности организационно-методическую помощь по вопросам оплаты труда.

Статья 46. Контроль за соблюдением тарифных соглашений

Контроль за соблюдением тарифных соглашений на предприятиях всех форм собственности и хозяйствования осуществляют:

органы Министерства труда Украины;

финансовые органы;

профессиональные союзы и другие органы, представляющие интересы трудящихся и собственников в качестве сторон тарифных соглашений.

Высший надзор за соблюдением актов законодательства об оплате труда осуществляет Генеральный прокурор Украины и подчиненные ему прокуроры.

Не допускается утаивание от указанных органов любой информации по вопросам оплаты труда.

Статья 47. Ответственность за нарушение законодательства об оплате труда

За нарушение законодательства об оплате труда виновные лица привлекаются к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности согласно законодательству.

Статья 48. Заключительные положения

1. Первоначально тарифные соглашения заключаются последовательно, начиная с генерального тарифного соглашения.

2. Собственник или уполномоченный им орган обязан вести переговоры по вопросам договорного регулирования оплаты труда на производственном уровне с профсоюзными или другими уполномоченными трудовым коллективом органами.

3. На государственных предприятиях до заключения генерального тарифного соглашения и регистрации отраслевых тарифных соглашений применяются повышенные на коэффициенты роста размера минимальной заработной платы государственные тарифные ставки и схемы должностных окладов, действовавшие до апреля 1991 года (без учета компенсаций).

4. Приостанавливается с 1 января 1993 г. действие:

абзацев седьмого и восьмого части первой статьи 52 Закона Украинской ССР "Об образовании" (Ведомости Верховного Совета Украинской ССР, 1991 г., N 34, ст. 451);

части первой статьи 14 Закона Украины "О государственном бюджете Украины на 1992 год" (Ведомости Верховного Совета Украины, 1992 г., N 35, ст. 513);

пункта "ж" части первой статьи 77 Основ законодательства Украины о здравоохранении;

статьи 28 Основ законодательства Украины о культуре (Ведомости Верховного Совета Украины, 1992 г., N 21, ст. 294);

пункта 9 статьи 18 Закона Украины "Об основах государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности" (Ведомости Верховного Совета Украины, 1992 г., N 12, ст. 165);

пунктов 1, 3 и части второй пункта 4 статьи 19 Закона Украины "О предприятиях в Украине" в отношении государственных предприятий (Ведомости Верховного Совета Украинской ССР, 1991 г., N 24, ст. 272; Ведомости Верховного Совета Украины. 1992 г.. N 17. ст. 209);

статьи 38 Закона Украины "О собственности" (Ведомости Верховного Совета Украинской ССР, 1991 г., N 20, ст. 249);

части первой статьи 95 и частей первой и второй статьи 97 Кодекса законов о труде Украины (Ведомости Верховного Совета Украинской ССР, 1971 г., приложение к N 50, ст. 375; 1991 г., N 23, ст. 267; Ведомости Верховного Совета Украины, 1992 г., N 17, ст. 209) относительно государственных предприятий.

5. Настоящий Декрет вступает в силу со дня опубликования, за исключением части третьей статьи 17, которая вводится с 1 апреля 1993 года.

Премьер-министр Украины Л. КУЧМА

Министр Кабинета Министров Украины А. ЛОБОВ

г. Киев, 31 декабря 1992 года
N 23-92