ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ УКРАИНЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О концепции функционирования и
развития фондового рынка Украины

Верховный Совет Украины ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить Концепцию функционирования и развитии фондового рынка Украины.

2. Постоянной Комиссии Верховного Совета Украины по вопросам экономической политики и управления народным хозяйством совместно с Кабинетом Министров Украины и с учетом замечаний и предложений постоянных комиссий Верховного Совета Украины, народных депутатов Украины доработать пакет проектов законодательных актов по вопросам функционирования и развития фондового рынка Украины в соответствии с Концепцией и внести на рассмотрение Верховного Совета Украины. Председатель Верховною Совета Украины А.МОРОЗ г. Киев,22 сентября 1995 года N 342/95-ВР

Одобрена
Постановлением Верховного Совета Украины
от 22 сентября 1995 года

Концепция функционирования
и развития фондового рынка Украины

Основные принципы фондового рынка

Настоящая Концепция определяет главную цель и основные принципы функционирования и развития фондового рынка (рынка ценных бумаг) Украины.

Главная цель Концепции - это становление целостного, высоколиквидного, эффективного и справедливого рынка ценных бумаг в Украине, регулируемого государством и интегрированного в мировые фондовые рынки.

Процессы реформирования собственности сопровождаются структурной перестройкой экономики и обуславливают создание фондового рынка как составной части рыночных отношений, обеспечивающей свободное обращение средств в форме ценных бумаг. Фондовый рынок должен способствовать обращению и рациональному размещению финансовых ресурсов, дает возможность самостоятельно оценивать эффективность управления предприятием, создает условия для добросовестной конкуренции и ограничения монополизма.

Создание рынка ценных бумаг Украины требует учета известных общемировых принципов и стандартов функционирования фондового рынка.

Для того, чтобы фондовый рынок Украины стал эффективным механизмом обращения ценных бумаг, способствовал экономическому развитию и обеспечивал соответствующие условия для инвестиций и надежную защиту интересов, его создание и дальнейшее функционирование должно строиться на следующих принципах: социальная справедливость - обеспечение создания равных возможностей и упрощение условий доступа инвесторов и заемщиков на рынок финансовых ресурсов, недопущение монопольных проявлений дискриминации прав и свобод субъектов рынка ценных бумаг; надежность защиты инвесторов - создание необходимых условий (социально-политических, экономических, правовых) для реализации интересов субъектов фондового рынка и обеспечения защиты их имущественных прав; регулируемость - создание гибкой и эффективной системы регулирования фондового рынка; контролируемость - создание надежно действующего механизма учета и контроля, предотвращения и профилактики злоупотреблений и преступности на рынке ценных бумаг; эффективность - максимальная реализация потенциальных возможностей фондового рынка по мобилизации и размещению финансовых ресурсов в перспективные сферы национальной экономики, что будет способствовать обеспечению ее прогресса и удовлетворению жизненных потребностей населения; правовая упорядоченность - создание развитой правовой инфраструктуры обеспечения деятельности фондового рынка, которая четко регламентирует правила поведения и взаимоотношений его субъектов; прозрачность, открытость - обеспечение предоставления инвесторам полной и доступной информации, касающейся условий выпуска и обращения на рынке ценных бумаг, гласности финансово-хозяйственной деятельности эмитентов, устранение проявлений дискриминации субъектов фондового рынка; конкурентность - обеспечение необходимой свободы предпринимательской деятельности инвесторов, эмитентов и рыночных посредников, создание условий для соревнования за наиболее выгодное привлечение свободных финансовых ресурсов и установление немонопольных цен на услуги финансовых посредников при условии контроля соблюдения правил добросовестной конкуренции участниками фондового рынка.

Целостность рынка обеспечивается функционированием единой биржевой системы, действующей под эгидой Национальной фондовой биржи, систем Национального депозитария и клиринга (расчетов) по ценным бумагам. Принцип целостности требует введения единых основных правил по ценообразованию на рынке ценных бумаг на всей территории Украины.

Система регулирования фондового рынка

В целях упорядочения фондового рынка и повышения дисциплинированности его участников, поддержки доверия к фондовому рынку и его динамичному развитию государство осуществляет регулирование рынка ценных бумаг.

Главным принципом регулирования фондового рынка является первоочередная реализация общенациональных интересов и обеспечение гарантий и безопасности инвестиционной деятельности н экономике Украины.

Система регулирования должна выполнять следующие функции: определение ключевых направлений фондового рынка и роли участников этого рынка; создание для участников рынка благоприятного законодательного и регулирующего окружения; создание препятствий и установление ответственности за действия, которые могут привести к дезорганизации рынка, его разрушению, недобросовестной конкуренции и обману инвесторов,манипулированию ценами и мошенничеству с финансовыми ресурсами, в том числе по доверительным операциям.

Государственное регулирование фондового рынка будет осуществляться путем принятия законодательных и иных нормативных актов, лицензирования и контроля за деятельностью фондового рынка. В целях обеспечения единой государственной политики в этой сфере создается специальный государственный орган - Комиссия по ценным бумагам.

В пределах своих полномочий государственное регулирование фондового рынка будут осуществлять также Министерство финансов Украины, Национальный банк Украины, Антимонопольный комитет Украины, фонд государственного имущества Украины и иные государственные органы.

Государственное регулирование фондового рынка должно осуществляться по следующим направлениям: обеспечение обязательного обнародования всей существенной информации о рынке ценных бумаг (условия выпуска и обращения ценных бумаг, результаты финансово-хозяйственной деятельности, состояние управления деятельностью эмитентов, объем, характер и тенденции в торговле ценными бумагами и т.д.); лицензирование и регулирование деятельности финансовых посредников, в том числе тех, которые занимаются доверительной деятельностью на фондовом рынке, надзор за ее осуществлением, установление экономических нормативов относительно адекватности собственных финансовых ресурсов посредников, объема и характера операций, которые ими проводятся; надзор за деятельностью организованных систем торговли ценными бумагами, установление в случае необходимости обязательных для выполнения правил торговли, контроль за совпадением антимонопольного законодательства на рынке ценных бумаг; привлечение к административной и уголовной ответственности лиц, использующих внутреннюю информацию, то есть такую, которая не была обнародована, в целях получения дохода или предотвращения убытков по операциям с ценными бумагами; обеспечение прав собственников ценных бумаг, прежде всего паевых (доступ к финансовой отчетности эмитентов), участие в управлении (реализация права голоса, беспрепятственное и быстрое удостоверение прав собственности на ценные бумаги и т.д.).

Государство будет содействовать установлению и развитию эффективной и стабильной системы платежей для обслуживания соглашений по ценным бумагам, доступу на фондовый рынок эмитентов независимо от их размера и стартовых финансовых возможностей.

Комиссия по ценным бумагам будет выполнять как функции контроля и надзора за соблюдением законодательства о ценных бумагах и применением санкций за его нарушение, так и функции регулирования фондового рынка, то есть издание в пределах, предусмотренных законодательством, нормативных актов, регулирующих деятельность участников фондового рынка, в том числе банковских учреждений. Комиссия по ценным бумагам осуществляет надзор за размещением ценных бумаг украинских эмитентов на международных фондовых рынках и эмитентов иных государств на украинском фондовом рынке.

Определенные функции по регулированию деятельности участников фондового рынка и контролю за ее осуществлением могут быть делегироваиы Комиссией по ценным бумагам саморегулируемым организациям участников фондового рынка.

Инструменты фондового рынка

Обеспечение обращения финансовых ресурсов на фондовом рынке осуществляется посредством ценных бумаг, которые подразделяются на следующие группы: паевые ценные бумаги, по которым эмитент не несет обязательства возвратить средства, инвестированные в его деятельность, но которые удостоверяют участие в уставном фонде, предоставляют их собственникам право на участие в управлении делами эмитента и получении части прибыли в виде дивидендов и части имущества при ликвидации эмитента; долговые ценные бумаги, по которым эмитент несет обязательство возвратить в определенный срок средства, инвестированные в его деятельность, но которые не предоставляют их собственникам права на участие в управлении делами эмитента; производные ценные бумаги, механизм обращения которых связан с паевыми, долговыми ценными бумагами, иными финансовыми инструментами или правами относительно их.

Ценные бумаги могут быть именными или на предъявителя, со свободным или ограниченным кругом обращения в бумажной и иной материализованной или нематериализованной форме (в форме записей на счетах в системе электронного обращения ценных бумаг). Преимущественное большинство ценных бумаг должно выпускаться в нематериализованной форме.

Участники фондового рынка

Участниками фондового рынка являются:

эмитенты ценных бумаг - юридические и, в случаях, предусмотренных законодательством, физические лица, которые от своего имени выпускают ценные бумаги и обязуются выполнять обязанности, вытекающие из условий их выпуска. Ценные бумаги выпускаются в целях привлечения финансовых ресурсов для своего развития. Эмитентом ценных бумаг могут быть также государство в лице своих органов и органы местного самоуправления, которые могут выпускать ценные бумаги для удовлетворения потребностей в финансировании расходов соответствующих бюджетов и отдельных проектов;

инвесторы - физические и юридические лица, в том числе институциональные инвесторы (инвестиционные фонды, доверительные общества, пенсионные фонды, страховые компании и др.), которые имеют свободные средства и желают вложить их в ценные бумаги в целях получения от вложенных средств дохода (процентов) или в целях увеличения рыночной стоимости ценных бумаг;

посредники - юридические лица, деятельность которых тесно связана с предоставлением профессиональных услуг по опосредованию деятельности на фондовом рынке эмитентов и инвесторов; государство, которое путем принятия законодательных актов и создания соответствующих государственных органов определяет условия правового регулирования деятельности фондового рынка в целях поддержки его эффективного функционирования и защиты его участников.

Участники фондового рынка на добровольных началах могут объединяться в саморегулируемые организации, которые приобретают статус саморегулируемых при условии государственной регистрации.

Саморегулируемые организации самостоятельно определяют условия деятельности своих участников путем установления минимальных стандартов поведения и этики, стандартов по операциям на фондовом рынке, установления и соблюдения правил честной и справедливой деятельности. Государство будет способствовать созданию таких саморегулируемых организаций - участников фондового рынка.

Обеспечение обращения ценных бумаг

Эффективное функционирование фондового рынка и снижение себестоимости операций, осуществляемых на нем, зависят от достижения разработанных мировым опытом ориентиров в стандартах по клирингу и расчетам по ценным бумагам, регистрации и перерегистрации.

Развитие систем клиринга и расчетов по ценным бумагам должно быть направлено на снижение свойственного этим системам риска путем сокращения срока между заключением и реализацией соглашений по ценным бумагам, обеспечение гарантий их выполнения и установление принципа одновременного обмена денег на ценные бумаги. Эффективность может быть повышена путем отказа от физического перемещения ценных бумаг, стимулирования использования, где возможно, систем зачета, а также стандартизированных методов связи и строгих временных рамок выполнения операций.

Конкретными ориентирами в достижении мировых стандартов являются следующие конечные цели: страна должна иметь развитую и эффективно действующую систему Национального депозитария ценных бумаг. Кроме хранения ценных бумаг, система Национального депозитария может осуществлять и дальнейшее обслуживание соглашений по ценным бумагам, предоставлять услуги по клирингу, ответственному хранению, расчетам и послеторговому обслуживанию ценных бумаг и обработке информации по ним (действия эмитентов, обеспечение выплаты дохода и т.д.). Депозитарий может как включать систему платежей в свою структуру, так и быть связанным с отдельной системой платежей;

создание системы зачета требований при наличии достаточного объема фондового рынка;

все соглашения по ценным бумагам должны выполняться в соответствии с принципом "поставка против платежа";

должны быть приняты стандарты Международной организации по стандартизации (ISO) для обращения документов по операциям с ценными бумагами и их нумерации.

Обращение ценных бумаг должно обеспечиваться системами: биржевой и внебиржевой торговли ценными бумагами; Национального депозитария ценных бумаг; зачета требований (клиринга), которые будут развиваться, исходя из потребностей фондового рынка, в целях обеспечения своевременной поставки ценных бумаг против платежа. Для предоставления процесса денежного клиринга и выполнения соглашений по ценным бумагам, государственного контроля и безопасности клиринговым (расчетным) банком в системе Национального депозитария должен выступать Национальный банк Украины и уполномоченные им учреждения банковской системы;

быстрой, эффективной и разумно организованной сверки условий соглашений по ценным бумагам;

быстрого, беспрепятственного и надежного удостоверения (регистрации) перехода прав собственности на ценные бумаги. Для этого функция регистрации права собственности на ценные бумаги и его перехода должна быть отделена от эмитентов и осуществляться уполномоченными учреждениями, независимыми от эмитентов. Эти же учреждения будут предоставлять эмитентам и акционерам сведения по реестру собственников соответствующих ценных бумаг.

Система национального депозитария

Систему Национального депозитария составляют Национальный депозитарий и его участники - локальные депозитарии банков, посредники на рынке ценных бумаг и специализированные депозитарные учреждения (регистраторы), региональные центры сертификатных аукционов, которые непосредственно обслуживают участников фондового рынка.

На первом этапе Национальный депозитарий будет действовать в виде акционерного общества, контрольный пакет акций которого будет принадлежать государству. Он будет действовать под его прямым имущественным и административным управлением. На втором этапе по мере развития фондового рынка, но не позднее, чем через два года с момента создания, доля государства должна быть отчуждена иными участниками фондового рынка.

Система Национального депозитария создается в целях: введения и обслуживания электронного обращения ценных бумаг; нематериализации или обездвиживания материализованных ценных бумаг и дальнейшего обслуживания обращения ценных бумаг в форме записей на счетах в системе электронного обращения ценных бумаг).

Система Национального депозитария обслуживает все виды ценных бумаг, включая иностранные, как в материализованной, так и в нематериализованной форме.

Система Национального депозитария является основой для создания эффективной, с низким уровнем риска системы выполнения соглашений с ценными бумагами.

Система Национального депозитария может быть клиринговой и исполнительной системой относительно соглашений по ценным бумагам. Клиринговым банком по денежным средствам для Национального депозитария является Национальный банк Украины.

Сферой деятельности системы Национального депозитария являются: стандартизация учета ценных бумаг согласно международным стандартам; унификация документообращения по операциям с ценными бумагами и нумерация украинских ценных бумаг согласно международным стандартам;

ответственное хранение всех видов ценных бумаг как в наличной, так и в безналичной форме; реальная поставка или перемещение со счета ценных бумаг вместо одновременной уплаты денежных средств в соответствии с инструкциями клиентов; аккумулирование доходов (дивидендов, процентных выплат и выплат по погашению и т.д.) по ценным бумагам, взятым на обслуживание системой, и их распределение по счетам; регламентация и обслуживание механизмов займа и залога для ценных бумаг, взятых на обслуживание системой; предоставление услуг по выполнению обязанностей номинального держателя именных ценных бумаг, принимаемых на обслуживание системой; номинальный держатель - юридическое лицо, хранящее ценные бумаги от имени и по поручению собственников и осуществляющее операции с ними от своего имени и по поручению собственников ценных бумаг. Эти ценные бумаги будут зарегистрированы в системе Национального депозитария на имя номинальных собственников; разработка, внедрение, обслуживание и поддержка компьютеризированных систем безналичных счетов для ценных бумаг и денежных выплат, связанных с банковскими и/или с иными системами денежного клиринга на ежедневной или иной регулярной основе.

Посредиики на фондовом рынке

Чрезвычайно важной для быстрого и динамичного развития фондового рынка является посредническая деятельность с ценными бумагами в целях получения прибыли. Прибыльность является необходимой для привлечения на фондовый рынок интеллектуальных и финансовых ресурсов, а также для осуществления консультаций и исследований по финансам, покрытия рисков н процессе первичного размещения и обращения ценных бумаг.

Посредническая деятельность по выпуску и обращению ценных бумаг лицензируется в соответствии с действующим законодательством.

Посредниками на фондовом рынке могут быть:

предприятия, специализирующиеся на работе с ценными бумагами, осуществляющие посредническую деятельность по выпуску и обращению ценных бумаг, выполняя операции на фондовом рынке по поручению и за счет своих клиентов (комиссионная (брокерская) деятельность), за свой счет (коммерческая (дилерская) деятельность), по поручению эмитента в процессе первоначального размещения ценных бумаг и предоставляя иные услуги по ценным бумагам (инвестиционное консультирование, управление портфелями ценных бумаг, доверительные операции с ценными бумагами, регистрационные функции и т.д.). Эти предприятия обязаны иметь собственный капитал, адекватный объему их операций на фондовом рынке;

банковские учреждения, которые вместе с иными финансовокредитными функциями могут осуществлять посредническую деятельность по выпуску и обращению ценных бумаг, выполняя операции на фондовом рынке за свой счет, по поручению и за счет своих клиентов, осуществляя регистрационные функции, доверительные операции с ценными бумагами и предоставляя займы, связаны с ценными бумагами. Должны быть расширены возможности банков по инвестированию в ценные бумаги с одновременным обеспечением защиты вкладчиков банков через экономические нормативы, установленные для коммерческих банков;

инвестиционные компании, совмещающие функции финансового посредника на рынке ценных бумаг и институционного инвестора, то есть инвестора, для которого инвестирование в ценные бумаги является основным источником дохода и неотъемлемой частью деятельности. Взаимные фонды инвестиционной компании аккумулируют средства инвестора для совместного инвестирования в ценные бумаги, действуя за счет и в интересах лиц, приобретающих их ценные бумаги. Инвестиционные компании выступают для иных институционных инвесторов инвестиционными менеджерами и консультантами, формируют их активы в ценных бумагах, организовывают начисление и оплату доходов по ценным бумагам.

Для осуществления своей деятельности посредники могут объединяться в добровольные объединения, в том числе фондовые биржи.

Посредники фондового рынка осуществляют операции как на биржевом, так и на внебиржевом рынке ценных бумаг.

Биржевой рынок ценных бумаг

Формированию максимально справедливой цены на ценные бумаги должна способствовать деятельность фондовых бирж, на которых посредством процедуры листинга, механизма биржевых торгов будет определяться единая котировка ценных бумаг, что должно повышать доверие инвесторов к ним.

Исходя из потребностей развития фондового рынка Украины и в соответствии с действующим законодательством могут быть созданы новые фондовые биржи.

Фондовые биржи - специализированные учреждения, создающие условия для постоянно действующей централизованной торговли ценными бумагами путем объединения спроса, предложений на них, предоставления места и системы и средств как для первоначального размещения, так и для вторичного обращения ценных бумаг, которые должны работать по единым правилам и по единой технологии электронного обращения ценных бумаг, что осуществляет Национальная биржа Украины.

Членом фондовой биржи может стать любой посредник на рынке ценных бумаг, который придерживается и выполняет требования, установленные уставом и правилами фондовой биржи.

Ценные бумаги, допущенные к котировке на фондовой бирже, должны обслуживаться системой Национального депозитария.

Государство будет контролировать честность и справедливость правил фондовых бирж и процедур листинга для участников фондового рынка, соответствие средств организации и поддержки торговли - цели эффективного раскрытия цен на ценные бумаги, будет способствовать унификации биржевых правил.

На этапе приватизации имущества государственных предприятий посредством фондовых бирж может осуществляться первичное размещение той доли акций самых крупных предприятий, которая реализуется за денежные средства, для определения посредством котировки рыночной стоимости акций.

Государство посредством фондовых бирж может осуществлять размещение государственных ценных бумаг.

Внебиржевой рынок ценных бумаг

В целях максимального развития фондового рынка в интересах инвесторов и эмитентов отдельных регионов, содействия привлечению финансовых ресурсов для предприятий, создания благоприятных условий для развития технологий и производств, диверсификации направлений предпринимательской деятельности в регионах, создания фондовой инфраструктуры, способной в процессе разгосударствления в сжатые сроки реформировать собственность в направлении привлечения инвесторов, необходимо, чтобы наряду с биржевым рынком ценных бумаг развивался цивилизованный внебиржевой рынок ценных бумаг.

На внебиржевом рынке ценных бумаг создаются торгово-информационные системы учреждений, созданных на определенных условиях саморегулируемыми организациями или посредниками для организованной продажи ценных бумаг, целью которых является упорядочение этого рынка, повышение его эффективности и прозрачности. Эти торгово-информационные системы для организации своей деятельности могут использовать мощности иных действующих торговых систем, в том числе товарных бирж.

Внебиржевой рынок будет содействовать развитию услуг инвестиционного консультирования и управления портфелями ценных бумаг, что будет приближать фондовый рынок, в первую очередь, к мелкому инвестору и его интересам.

Фондовый рынок и приватизация

Приватизация должна стать одним из основных источников появления в стране ценных бумаг в процессе развития фондового рынка. В ходе массовой приватизации должна образоваться наиболее широкая прослойка акционеров, а предприятия, которые были государственной собственностью, должны использовать свободные финансовые ресурсы фондового рынка, сняв с государства груз финансовой поддержки.

Предшествовать формированию более объемного рынка ценных бумаг должно преобразование больших и средних государственных предприятий в открытые акционерные общества. В свою очередь, в процессе приватизации должны шире использоваться возможности инфраструктуры фондового рынка (размещение акций посредством фондовых бирж, привлечения к распространению акций торговцев ценными бумагами и т.д.).

Акционерные общества, созданные в процессе приватизации, с самого начала деятельности должны ориентироваться на стандарты выпуска акций в нематериализованной форме. Необходимо отделение функции ведения регистрации изменения права собственности на акции открытых акционерных обществ и передачи ее независимым уполномоченным лицам. Реестры акционеров самых крупных предприятий монополистов должны перейти в системы Национального депозитария. Система ведения продажи акций в процессе приватизации должна строиться с учетом возможности ее дальнейшего привлечения в систему биржевой и внебиржевой торговли ценными бумагами. Компьютерная сеть, Национальная сеть центров сертификатных аукционов, созданные в процессе приватизации, должны органически войти в систему фондового рынка, особенно внебиржевого рынка ценных бумаг.

На этапе первичного размещения акций приватизируемых предприятий использование клирингово-расчетной и депозитарной инфраструктуры фондового рынка поможет осуществить органичный переход ко вторичному обращению этих ценных бумаг на фондовом рынке.

Налогообложение и страхование на фондовом
рынке

На первом этапе функционирования и развития фондового рынка Украины должны быть обеспечены законодательством гарантии не облагаемого налогом режима перехода отечественных и иностранных инвестиций в акции, облигации и иные ценные бумаги открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, а также льготное налогообложение деятельности на фондовом рынке, исключение двойного налогообложения дивидендов, иных доходов от деятельности с ценными бумагами.

В процессе становления и развития украинского национального рынка ценных бумаг льготное налогообложение деятельности на фондовом рынке и доходности от ценных бумаг должно устанавливаться в приоритетных областях экономики, имеющих общенациональное значение.

Страхование рисков на фондовом рынке должно обеспечивать в первую очередь эмиссионную деятельность открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации как с помощью институциональных инвесторов (инвестиционных страховых и пенсионных фондов и компаний), так и индивидуальных инвесторов, граждан Украины и других стран мира, которые собственные сбережения инвестируют в украинские ценные бумаги.

Информационное техническое
и кадровое обеспечение фондового рынка

Для обеспечения достаточной прозрачности фондового рынка должно обеспечиваться широкое информирование о доходности операций с ценными бумагами и рисках, связанных как с эмитентами, так и с деятельностью посредников на фондовом рынке.

Эта информация будет обеспечиваться путем установления процедур и стандартов раскрытия информации об эмиссиях ценных бумаг, эмитентах, ценах и объемах торговли ценными бумагами. Предоставлять такую информацию должны эмитенты, посредники, системы биржевой и внебиржевой торговли, Комиссия по ценным бумагам через официальные и специальные издания.

Государство будет содействовать введению передовых технологий, необходимых для поддержки рынка ценных бумаг.

Для кадрового обеспечения функционирования фондового рынка в Украине должна быть создана система подготовки отечественных специалистов.

Место национального фондового рынка на мировом
рынке капиталов

Фондовый рынок Украины должен стать составной частью мирового рынка финансовых ресурсов, предоставляя иностранным инвесторам надежный механизм для осуществления портфельных инвестиций в экономику Украины.

Необходимым условием для этого должно стать налаживание сети предприятий, которые будут специализироваться в работе с ценными бумагами, фондовых бирж и системы Национального депозитария, связанных с зффективной системой платежей. Национальный депозитарий должен войти в международную сеть центральных депозитных учреждений торговых систем и международных организаций по стандартизации для обеспечения представительства субъектов фондового рынка Украины на мировом рынке.

Необходимо установить жесткую процедуру допуска ценных бумаг иностранных эмитентов на национальный фондовый рынок, которая бы обеспечивала защиту внутреннего инвестора. Для защиты инвесторов во время осуществления операций а иностранными ценными бумагами необходимо развивать контакты и сотрудничество с иностранными регулирующими и контролирующими органами по ценным бумагам.

Необходимым условием для этого должно стать налаживание сети предприятий, которые будут специализироваться в работе с ценными бумагами, фондовых бирж и системы Национального депозитария, связанных с зффективной системой платежей. Национальный депозитарий должен войти в международную сеть центральных депозитных учреждений торговых систем и международных организаций по стандартизации для обеспечения представительства субъектов фондового рынка Украины на мировом рынке.

Необходимо установить жесткую процедуру допуска ценных бумаг иностранных эмитентов на национальный фондовый рынок, которая бы обеспечивала защиту внутреннего инвестора. Для защиты инвесторов во время осуществления операций а иностранными ценными бумагами необходимо развивать контакты и сотрудничество с иностранными регулирующими и контролирующими органами по ценным бумагам.